О воле Божией.
Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)

Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)

«Надо положиться на волю Божию»,— часто говорим мы, но что по-настоящему знаем об этой самой воле? Какое она для нас имеет значение, какое место занимает во взаимоотношениях человека и Бога? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумен Нектарий (Морозов).

— Отец Нектарий, насколько для человека важно знать волю Божию и насколько необходимо ее исполнять?

— Первоначально некие «границы» воли Божией были очерчены для человека еще в раю, когда ему была дана заповедь не вкушать плодов от древа познания добра и зла. Она явилась испытанием, определяющим, останется ли человеческая воля в согласии с волей Творца. Если бы заповедь не была нарушена, то первозданные люди, а вслед за ними и все мы, были бы счастливы и бессмертны. Исполнение воли Божией это то, что дает возможность человеку, существу тварному и ограниченному, находиться в общении и единении со своим Творцом, то есть это — основа благобытия человека. Один святой говорил, что воля человеческая есть камень, противобиющий воле Божией, или медная стена между человеком и Богом. И это истинно так: там, где воля человеческая противится воле Господа, между человеком и Богом встает стена. Соответственно в падшем состоянии, когда наше естество искажено последствием грехопадения, мы постоянно перед этой стеной стоим, стучимся в нее, катастрофически не понимая, что единственный способ ее преодолеть — привести свою волю в полное согласие с волей Божией. Образ такого согласия мы видим в Искупительной Жертве Христа Спасителя. Есть разные богословские мнения по поводу того, в какой именно момент и как совершилось искупление. Одни богословы считают, что это произошло в момент Распятия — принесения Крестной Жертвы на Голгофе, другие пытаются это оспаривать и объяснять как-то иначе. Можно, наверное, сказать, что процесс искупления начался с Боговоплощения и закончился моментом, когда Господь вознесся на небеса и ниспослал Своим ученикам Святого Духа Утешителя. И в этом процессе Спаситель, совершенный Бог и совершенный Человек, явил нам в Себе полное согласие воли человеческой с волей Отца Небесного. Мы не можем подражать Господу в Его Божественных добродетелях, но в подобном согласии нам следует подражать, к нему необходимо стремиться. Собственно, в этом и заключается основа всего в хрис­тианстве.

— Церковь говорит, что воля Божия выражена в заповедях. А как узнать, в чем состоит Его воля в каждом конкретном случае?

— Люди порой ошибочно считают, что нравственное учение христианства исчерпывается десятью заповедями Синайского законодательства и девятью заповедями блаженств. Это, конечно, не так. Если взять Евангелие и, как советовал своим прихожанам один хорошо знакомый мне священник, попытаться выписать из него все, что может быть воспринято как заповедь, то обнаружится, что заповеданий Божиих не десять, не девять, не девятнадцать — Евангелие практически все состоит из заповедей. Ведь когда Господь говорит о том, что нужно подставить левую щеку или что надо идти два поприща с тем, кто тебя понуждает идти одно, то это тоже заповеди. А если еще взять Апостольские послания и посмотреть, сколько заповедано там не только от апостолов, но и от Самого Господа их устами. Когда человек таким образом будет читать Священное Писание, в большинстве жизненных ситуаций у него не возникнет вопроса, в чем заключается воля Божия.

— Почему же тогда многие люди не знают, как применять евангельское учение к своей жизни?

— Да, часто приходится слышать: «Я читаю Евангелие, но все равно в какой-то конкретной ситуации не знаю, как мне поступить». Такое недоумение в абсолютном большинстве случаев возникает тогда, когда человек не живет по Евангелию и, слишком часто от него отступая, потерял ясность понимания воли Божией. Ситуаций, в которых возникает подлинное недоумение, немного, и люди на самом деле знают ответ, который им на тот или иной случай дает Евангелие, но чаще всего они пытаются это скрыть, в первую очередь, от самих себя. Однако, малодушно пренебрегая этим ответом изо дня в день, человек тем самым только усложняет ситуацию и нагромождает все новые и новые обстоятельства, складывает их в такую сложную конструкцию, которую одним движением исправить не получится, не поломав при этом свою и чью-то еще жизнь, а может быть, и не одну. Но Господь всегда оставляет шанс все-таки последовать Его воле и не повредить ни своей, ни чужой душе — подсказывает маленькие шажки, с которых нужно начинать. Только очень важно, делая эти шаги, не останавливаться, когда станет трудно. Очень хорошо это можно проследить на примере так называемого гражданского брака, точнее, того сожительства, в которое люди вступают, не узаконивая свои отношения. К сожалению, подобную ошибку допускают и те, кто уже пришел в Церковь и ощутил ее как центр своей жизни, исповедовался, причащался Тела и Крови Христовых. Человек вдруг, словно в каком-то ослеплении, переступает через свою совесть и идет против воли Божией и, как следствие, перестает жить полноценной церковной жизнью, не имея возможности из-за своего незаконного сожительства причащаться, потом в этой так называемой семье начинают возникать одна проблема за другой — и вот уже человек в тупике, он спрашивает: «А как мне быть?» Но ведь всегда есть что-то, что является наиболее тяжким грехом и причиной всех остальных бед. В данном случае — это грех блуда. Люди живут друг с другом вне брака, потому что они в чем-то не уверены, к чему-то не готовы, чего-то еще ждут. Основываясь на своем священническом опыте, могу сказать, что, как правило, когда один из них решается отказаться от физической близости в таком неполноценном союзе, то выход из тупика находится довольно скоро. Мужчина и женщина либо расстаются, понимая, что им все-таки не по пути, либо идут в загс, а порой и к венцу. Приняв то или иное решение, люди вздыхают с облегчением, потому что наступает ясность. И причина ее именно в том, что человек ради Бога делает первый шаг, а Господь постепенно вы­страивает и остальное. Поставь в своей жизни на первое место Бога, и тебе даже не придется думать о том, как все разложить по своим местам, потому что Он, Создатель всего, Сам это сделает.

— Отец Нектарий, мы говорим о нравственном выборе между благом и злом, но ведь иногда объективно приходится выбирать из двух зол, как распознать волю Божию тогда?

— Древние патерики описывают нам случаи, когда и в жизни святых вставал подобный выбор. Некий брат пришел к старцу и попросил у него денег. У старца деньги были, но он солгал и не дал их. Другой брат, которому было известно, что деньги есть, спросил наедине старца, как он мог солгать. Оказалось, старец ведал, что деньги нужны на грех. «Солгав, я избавил себя от большего греха — потворства ближнему в погибели его души»,— сказал святой. Авва Дорофей говорит, что из двух благ надо всегда избирать большее, а из двух зол — меньшее.

— Если речь идет о выборе жизненного пути, о поиске своего предназначения, нужно ли познание воли Божией о себе?

— Бывает так, что человек колеблется между несколькими путями, а бывает, что он вообще пути не видит и не понимает, чем ему в жизни заниматься. Кто-то ничего не умеет и ни к чему не приспособлен, кто-то, наоборот, имеет различные знания и способности, но не может определить, какому из них отдать предпочтение. Я неоднократно был свидетелем того, как Господь открывал людям путь и показывал, чего Он от них хочет. Наиболее яркие, хотя, конечно, не исключительные, не единственные примеры касались служения Церкви или принятия монашества. Человек метался из стороны в сторону, не мог понять, куда ему идти, а потом в какой-то момент говорил: «Господи, я не знаю, какой путь — мой, и всецело свою жизнь предаю в Твои руки». Бог обязательно откликался и открывал Свою волю. Но только при этом надо быть абсолютно готовым эту волю исполнить. И если то, что Господь тебе уготовал, кардинально расходится со всеми твоими желаниями, если это больно и трудно принять, отступаться уже нельзя. Есть подлинные примеры, когда люди в момент такого искреннего и решительного обращения к Богу внезапно понимали, их судьба — монашество, хотя до того даже не глядели лишний раз в этом направлении. Иноческая жизнь казалась им страшной, закрытой, но именно в ней они обретали свое счастье. А бывало и наоборот: добропорядочные, совестливые люди понимали, что нужно просить Господа открыть им Его волю, но при этом осо­знавали, что это великая и страшная просьба, и говорили: «А я не готов».

— И что же делать, когда понимаешь, что не готов?

— Есть путь, которым надо идти, и им надо идти. Однажды преподобному Пимену Великому рассказали о женщине, которая торговала собой за деньги, но при этом практически все заработанные средства раздавала бедным. Преподобный Пимен сказал, что она не пребудет долго в своем блуде. И действительно, с течением времени она все больше и больше стала жерт­вовать нищим, а себе не оставляла практически ничего. Тогда Пимен Великий попросил привести ее к нему. Эта грешница в покаянии окончила свою жизнь в монастыре. Человек иногда не может сделать какой-то решительный выбор, и искренне плачет о своем бессилии, чувствует себя в неоплатном долгу и делает то добро, то благо, которое для него посильно. Порой за это малое и за эту кровь сердца, боль и слезы, как за какую-то ниточку, Господь человека из бездны вытягивает. Но если кто-то со спокойной душой говорит: «Я вот это не могу делать, а вот это буду», то есть пытается с Богом торговаться, то ничего не получится, это просто безумие.

— Предположим, я поняла, что нужно делать, чтобы исполнить волю Божию, и делаю это, но еще не приложила сердца, еще в глубине души желаю своего. Не подорвет ли это мою твердость и как мне привести сердце в согласие с делом?

— Апостол Петр говорит, что нужно день за днем стараться делать свое избрание и звание как можно более твердым, как можно более верным и как можно быстрее идти вперед. Поступая так, никогда не преткнешься (см.: 2 Пет. 1, 10). Зачем думать о том, не пойду ли я назад, когда есть возможность просто идти вперед? А что касается сердца? Человек — существо, зависящее в огромной степени от навыков. Мы видим людей, которые родились, разве что не инвалидами, а стали великими спортсменами; которые происходили из нищих, абсолютно необразованных семей, а стали великими учеными. Почему? Приобретая тот или иной навык упорным трудом, человек чувствует, как то, чему он себя научил, ведет его дальше по жизни, а в процессе этого изменяется и сердце. Так только в ревностной борьбе со страстями рождается подлинная, праведная ненависть к ним, как к врагам, терзающим душу. Только в упорном стремлении к добродетели появляется искренняя любовь к ней как к свойству, приближающему тебя к Богу.

— Говоря о человеческой воле, нельзя не затронуть вопрос о степени ее свободы. В чем эта свобода проявляется?

— Вспомните образ из Апокалипсиса: Се, стою у двери и стучу… (Откр. 3, 20) Бог везде может войти, потому что все — Его творение, но если ты сам не пускаешь Господа в свою жизнь и в свое серд­це, Он не будет врываться. Только, понимаете, если человек говорит: «Ну, не хочу я воли Божией!», он все равно будет включен в поток этой воли, будет какой-то частицей Промысла Божьего, а Сам Бог, как это ни страшно, будет вне его жизни. Бог есть Любовь, и Его отношения с человеком это отношения любви, а там, где любовь, там всегда свобода. Поэтому Господь не препятствует никому из нас каждым своим поступком совершать свободный выбор — откликаться на Его любовь или нет, приближаться к Нему через согласование своей воли с Его волей или нет. И в конечном итоге мы сами становимся источниками всех наших бед, потому что не всегда умеем ответственно распоряжаться даром свободы. При этом настоящим чудом премудрости Божией является то, что Бог совершает кажущееся решительно невозможным: из творимого нами в нашей свободе зла, из совершаемых нами ошибок очень часто выстраивает наше или чье-то еще спасение. Он и дьяволу попускает искушать нас, чтобы в борьбе с этим непримиримым и неусыпным врагом мы могли сами для себя понять и доказать себе, что все-таки хотим быть с Богом. Только чаще всего мы заняты чем-то совсем другим: стремимся к тому, чтобы нам было хорошо, приятно, удобно; горячо желаем получить нечто сиюминутное, о чем, может быть, и забудем потом. Масса людей мечется в поисках счастья, но, несмотря на все усилия, не может вырваться из круга унылой безрадостной жизни. Потому что человек совершенно для другого создан. Ты можешь ходить по той же земле, мокнуть под тем же дождем, ту же грязь месить, однако при этом чувствовать себя существом совершенно иного мира, иного Царства, но только в том случае, если ты действительно ищешь единения с Творцом этого Царства, с Богом. Тогда наша жизнь превращается в чудо, которое не прекращается.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна16 июля 2019, 00:35
А что делать человеку,который привык по жизни отказываться от самого себя,своего нутра,призыва Божьего и того,к чему действительно тянется и сердце и душа? Человеку,который ни разу не боролся до крови за самого себя,за свое призвание,за свою любовь? А сразу " опускал лапки" при малейшей неприятности? Нет,конечно,потом были реальные потуги исправить ситуацию,выйти на круги своя,но успехом это никогда не увенчивалось. Человеку,который в глубине души считает себя таким ничтожным и незначимым в этой жизни,что и свои мечты/призвание/любовь при малейших трудностях видит тоже недостойными на существование?! Человеку,которому Бог много раз открывал Свою Волю,но от так и не смог ее выполнить?
Елена27 июня 2019, 20:06
Спасибо! Очень интересно и поучительно для себя. Хочется читать все бол шёл и больше! Слава Господу!
ВАЛЕНТИНА16 декабря 2018, 23:10
Спасибо спасибо за хорошие слова и советы а то живешь как получается.
Игумен Нектарий20 октября 2011, 07:27
Постараюсь ответить по порядку.
С Божией помощью беседы постараемся продолжать.
Продолжение рода человеческого не находилось первоначально в зависимости от грехопадения: заповедь плодить и размножаться, и наполнять землю была дана до преступления праотцев, а не после. Поэтому говорить о том, что "другого варианта Богне предложил", конечно, не верно.
Сергей! Бывают разные жизненные ситуации. Бывает так, что мы сами по малодушию или из корысти отрекаемся от того, что близко, дорого нашему сердцу. И тогда это то же, что отступить от самого себя. Но порой Господь Сам ставит нас в такие обстоятельства, когда просто подталкивает к тому, чтобы понять и принять "осознанную необходимость". И тогда это надо принять еще и как Его волю - со смирением и благодарностью. И если удастся это сделать, то рано или поздно мы сможем понять, какой в этом был смысл и какая польза для нас...
Игумен Нектарий19 октября 2011, 16:36
Постараюсь ответить по порядку: беседы с Божией помощью будем продолжать. Сюда они попадают не все, конечно; регулярно их можно находить на нашем портале "Воцерковление.ру". Если кому-то они приносят пользу, то я этому очень рад.
По поводу "во гресех" зачат есмь... Грех не являлся непременным условием продолжения человеческого рода, ни в коем случае. Заповедь плодиться и размножаться и наполнять землю была дана до грехопадения, а не после. Так что совершенно очевидно, что другие варианты были. Но они, как и многое другое, нам сегодн неизвестны...
Сергей! То, что мы считаем лишь "осознанной необходимостью" зачастую и есть воля Божия о нас. Бывает, конечно, что мы откалываемся от дорогого нашему сердцу пути из корысти, из малодушия, по ложному смирению. И тогда это - ошибка. Но часто бывает и так, что Господь Сам ставит нас в условия, в которых остается лишь один вариант - именно продиктованный "осознанной необходимостью". И здесь - если принять это, как Промысл Божий о нас, то Господь даст со временем мудрость понять, какой именно смысл заключался в этом и в чем наша польза...
Александр19 октября 2011, 09:25
Да будет воля твоя, Господи!
Прочитал и понял, что вкусил небесного мёда.
Дмитрий19 октября 2011, 06:56
Спасибо, отец Нектарий!!!
Татьяна18 октября 2011, 00:36
Спасибо за чудесную статью ! Пожалуйста, продолжите подобные беседы.
Спасибо Господу за всё !
Владимир Раменский18 октября 2011, 00:11
Замечательная беседа, но вот какой вопрос возникает: если бы не были нарушены некие «границы» воли Божией, очерченной для человека ещё в раю, когда ему была дана заповедь не вкушать плодов от древа познания добра и зла, то первозданные люди - Адам и Ева - были бы счастливы и бессмертны. А вот дальше бы не было ничего, ибо каждый из на "во гресех зачат есмь" и другого варианта продолжения рода человеческого Бог не предложил.
Так что воля Божия во истину непостижима. В этом и заключается прелесть жизни. Слава Богу за всё!
Виктор17 октября 2011, 17:49
Спаси Вас Бог,за Ваши труды.
Сергей17 октября 2011, 16:37
Больную для меня тему затронули.
Моя жизнь смахивает на вот это:

Жил-был сапожник славный, он песни сочинял.
Причем гораздо хуже, чем обувь починял.
Прекрасно все обуты, подметкам сносу нет.
А он чихал на это -- он складывал куплет:
о-ля-ля, тру-ля-ля, ага-га, ого!
И дальше вроде этого, не более того.

И вот, когда он помер, сложились кто, что смог.
И сделали надгробье: мраморный сапог.
Но наш сапожник славный из гроба ночью встал,
разбил сапог кувалдой, расчистив пьедестал.
И водрузил -- гитару!
Хотя свидетель Бог: подметки мог он делать,
а песенки не мог... (Ю.Ким)

Я похож на того сапожника: моя работа -- осознанная необходимость. Не соглашусь с марксистами, что это и есть свобода. Свобода и необходимость связаны, но не совпадают друг с другом. Мой выбор был иной, а теперь: только с грустью провожаю взглядом пролетающие надо мной самолеты и, с болью слушаю, когда меня хвалят за хорошую работу, если что-то получилось. Шлю таких благодарных подальше и сбегаю с деньгами. Так и живу уже 20 лет. Очень хотел бы услышать мнение об этом самого отца Нектария. Но только его -- остальные, простите, но, вы уже высказывались.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×