Я вот что думаю

Источник: Радонеж

Я вот что думаю. В обществе, где принудительные механизмы грубы, людьми управляют дешево и жестоко. Но в обществе, декларирующем мягкость, уважение, толерантность и проч., людьми управляют при помощи жонглирования мозгами. То есть при помощи психологических манипуляций с общественным сознанием. Манипулировать мозгами лучше всего при помощи лжи. Простейший вид лжи – лесть. Как пела в фильме про Буратино Лиса Алиса: «На дурака не нужен нож. Ему с три короба наврешь – и делай с ним, что хошь».

Сказано немного, но нужно повторить.

В условиях простых и суровых, как некрашеная дверь, вам отдадут приказ и взыщут за неисполнение. В обществе гладком, как пластиковая, не натуральная, при горении ядовито воняющая поверхность, вас будут покупать. Банально – за деньги; чуть хитрей – лестью и похвалой. Те, кто вас хвалит, скорее всего вас используют. По крайней мере тот, кто вас хочет использовать, ругать вас не будет. Не выгодно это.

Ругать вас будут те, кто вас любит и хочет, чтоб вы были лучше. Таковые в меньшинстве. Тем более, что обыватель стал чувствителен не в меру к вопросам собственного достоинства. А вот по части похвалы у вас не будет дефицита доколе вы хоть какой-то интерес из себя представляете, будь то электоральный, или покупательный, или еще какой.

Мне неведомо, что и как творится в огромном мире. Происходящее под носом я и то понимаю с трудом. Но одно мне хорошо заметно. В период оранжевой революции в Украине политики наперебой хвалили народ. Они буквально захлебывались в похвалах, и на всех эфирах и перекрестках утверждали, что народ очень мудрый, с многовековой генетической памятью, интуитивно отличающий добро от зла и проч. На фоне этого звучали призывы к гражданской активности, дескать мудрый народ разберется во всем сам и его не обманешь. Никто народ не ругал, не обличал, не указывал на провалы в сознании и воспитании. И вот итог: «умнейший народ», как подбитый самолет, вошел в штопор, и выйти из него не может все 20 лет вожделенной независимости. А отказаться от мыслей о мнимом своем величии все равно не хочет, не может, не согласен. И с удовольствием, как баба – комплименты, продолжает слушать речи о своей врожденной гениальности, критически уменьшаясь в количестве, разъезжаясь на заработки, продавая стратегические предприятия…

***

Народы никогда не выбираются из тупиков без героических усилий. А героические усилия совершаются именно героями, а не свинопасами. И подлинный герой, чтобы не стать разбойником, должен отличаться аристократичностью духа. Это не вопрос элитарного воспитания, поскольку есть на серебре и ходить в смокинге может и духовный плебей. Это вопрос бескорыстия и готовности на жертву. Что важно – на жертву в отсутствии софитов и кинокамер. Я смотрю на разных революционеров (исключая Че Гевару), и вижу в основном хитрые физиономии. Если бы их видел Ламброзо, он бы не советовал доверять их речам, поскольку руководящий принцип, начертанный у них на лбу, гласит: «восемь пишем – два в уме».

Аристократ духа, если он есть, всегда рискует. Он не говорит баранам, что они – львы. Он не льстит. По нынешним временам это дорогого стоит. Вот Карлейль говорит: «Я не верю в коллективный разум неразумных индивидуумов». Мысль простейшая и справедливейшая. Если, например, тысячи митингующих состоят по отдельности из ничего особого не значащих людей, действующих по стадному рефлексу, корыстных, лишенных выстраданных убеждений, завистливых, то откуда, позвольте спросить, появится коллективная мудрость у этой ситуативной компании? Прибавляйте сколько угодно жлоба к жлобу, или шулера к шулеру, или пустышку к пустышке, никакого качественного скачка вы не получите. Но в том-то и состоит подлость нашей эпохи, что высказывать вслух подобные мысли является моветоном, и изначальная бессмысленность пафосных движений остается «фигурой умолчания». Всем все понятно, даже участникам и организаторам, но вслух не сказано – вроде и ничего. На манер: «не пойман – не вор».

***

Еще Карлейль говорит: «У холопов нет героев». Правильно. Герой холопа – бунтарь, Стенька Разин, Емельян Пугачев и им подобные. Усадьбу сжечь, пышнотелую барыню снасильничать, в краденом жупане походить да всласть попьянствовать. Вот она – жизнь! Потом попасться в руки служивым людям, выслушать справедливый приговор и на эшафоте в штаны накласть. Конец! В нашей истории такие бессмысленные вещи случались регулярно. Нынче, правда, нравы смягчились, но русский бунт остался, по Пушкину, «бессмысленным и беспощадным».

Не надо лгать людям, что они ужасно умны, избыточно добры и все на свете знают, не учась. Не нужно лгать людям, что в силу своих избыточных дарований они смогут скоро очень хорошо жить, стоит только, мол, власть поменять. Так может поступать только антихрист, и так, кстати, поступают люди с хитрыми глазками, гордо именующие себя демократами. Другие речи звучат из других уст.

Вот Аверинцев, например, говорил, что мы Аристотеля не прочли, и от того у нас в истории было то-то и то-то. Понимаете в чем мысль? Народ может пропустить в своем развитии некоторые идеи, не понять их, не вникнуть, и отсюда будет обречен на череду специфических ошибок. Вот вам подход к народной истории не жлобский, а аристократический и сострадательный. Таких людей нужно слушать. И поэтому нельзя верить тем, кто вас хвалит и зовет на баррикады. Нужно верить тем, кто вас зовет трудиться и преодолевать себя. Таких людей, кстати, и на Западе хватало. Черчилль в годы войны не стыдился обещать британцам прежде победы – кровь, пот и слезы. Д. Ф. Кеннеди призывал не спрашивать, что страна сделала для тебя, а спросить себя, что ты сделал для страны. Меседж истинного лидера всегда устойчив: «Забудь гордиться. Перестань искать виновных. Трудись, делись и ищи радость в самоотдаче».

Если же вам говорят: «Вы умные. Вы свободные. Сейчас мы этих сбросим и заживем!», то, поверьте, на вас смотрят как на баранов, готовых к стрижке, и уже в уме подсчитывают будущие барыши. Историей доказано.

***

Перед революцией 1905 года планы социалистов такими прозорливыми стишками выражали:

Конституцию мы эту
Из Европы привезем
Призовем Царя к ответу
А народ опять скуем.

Жаль, народ не понял и не прислушался. Ведь все так и получилось.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

14 мая 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Надя 7 декабря 2013, 15:33
Что касается героев более-менее истинных, то они наверное должны, как впрочем и всякий другой "простой" человек признавать свое несовершенно, честно обещать приложение всех усилий для достижения общей (не собственнокарманной) цели (а не саму цель виде золотых гор на блюде с голубой каемкой) и любить свой такой же не вполне совершенный народ без громких льстивых посул и без понтов. И при любых обстоятельствах не допускать неоправданной жестокости: будь-то в виде народовольческих ли, ОУНовских терактов, построения лагерей и гетто, ила даже простого избиения студентов, пускай даже в следствии провокации. Как и самых провокаций, впрочем.
P/S Мне очень понравился утонченный доброюморный стиль автора, хотя и не cj всеми мыслями я согласна. Как видите, это не лесть. ))

Надя 7 декабря 2013, 15:32
Иначе - это свидетельствует либо об ограниченном количестве идеологически выверенных одномерных лозунгов, методически внедряющихся в сознание авторитарного (без вариантов!) общества, либо о полнейшей анархии царящей в обществе (вы представляете себе человекомассу мечущуюся от лозунга к лозунгу, от одной полярной идеи к другой?). Народ просто обязан отфильтровывать поступающие идеи. Иначе гаплык этому народу. Другое дело, что фильтрация эта происходит скорее на эмоциональном уровне чем на аналитическом. И не всегда народом усваиваются рациональные идеи. Тем паче на фоне социальной напряженности. Вот именно тогда передний план и выступают как герои, так и "псевдогерои", в героев играющие. Впрочем, даже, о своей выгоде пекущийся, "псевдогерой", порой бывает не столь страшен, как "герой" одержимый деструктивной идеей и своеобразным пониманием общественного блага. Гитлер, Сталин, Ленин, Робеспьер, Мао.
Надя 7 декабря 2013, 15:31
"Вот вам подход к народной истории не жлобский, а аристократический и сострадательный."
Позвольте не вполне согласиться с этим утверждением.
Подход действительно аристократический. Но сострадательный ли?
Пожалуй нет. Скорее всего довольно сухой и научный.
Дело в том, что народ, как мне кажется, пропускает или усваивает не сами идеи, а эмоции произведенные теми и ли иными идеями на фоне атмосферы спродуцированной (навеянной?)все тем же банальным базисом - социально-экономическими обстоятельствами. Народ, в своей совокупности и не обязан быть восприимчив ко всем идеям, вбрасывающимся в массы.

Макар 4 сентября 2013, 16:43
Приветствую и благодарю тебя, Андрей, за познавательные и поучительные телепередачи "На сон грядущим" которые иногда с удовольствием вкушаю как нечто жизненно необходимое.

Андрей, смею ли надеяться получить ответы от мудрого человека на некоторые интересующие вопросы?
Если это возможно, то куда адресовать послания?

Благослови тебя Господь!
станислав 9 июля 2012, 11:24
Достает жизнь,со своими каверзами и подлянками,а почитаешь статьи О.Андрея как будто живой воды напьешься.Спасибо!Храни Вас Господь.
Людмила24 июня 2012, 08:23
В самую точку! Хотелось бы узнать у зачинщиков революций - они своих детей отправляют на баррикады? Наверное вряд ли. Православному человеку революции не нужны, помотому что он в Бога верит, а не во власти. Давайте созидать молитвой!
алла19 мая 2012, 12:32
Согласна с Алекс- нынешние немцово-касьяново-навально и т.д. "вожди"-хитрые и наглые, нельзя идти за ними. Сегодняшние "прогулки"- как фырканье подростков, мол, все равно сделаю наперекор... Нет ни идеи, ни направления... Верно говорите, только в национальном, патриотическом направлении можно идти... И еще, Наталье- нет такой нации россиянка, это нас такими хотят сделать, а вы, все же русская, наверное, или идентифицирующая себя с русской нацией. Есть священники, которые выступают против ювен. юстиции ( обращение от Приморской епархии, например), против безнравственности и насаждения "культурных ценностей" "типа М.Гельман" и т.д. только мало об этом говорят...
Александр17 мая 2012, 10:40
Про Ламброзо - это хорошо. Спаси, Господи!
Igor15 мая 2012, 18:06
Никите: не кричите же так громко!
Просто почитайте ВСЕ статьи Батюшки Ткачёва...глядишь, вопросов и поубавится. Не пОпово это дело: Революция(упаси Господь).
Чистить душу надо! ВСЕМ! К Этому и призывает Отец Андрей!
Изменить такую огромную страну быстро просто Н Е В О З М О Ж Н О! А мы хотим прямщас!
Скажите мне, кто из нас в нужный момент не готов ДАТЬ ВЗЯТКУ? То-то!!! Коррупционеры это не только те кто берёт, но и те кто дает! Это я, ты, он, она!! ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА!!!
Поэтому и обращаются наши Батюшки к Душе КАЖДОГО из нас!
Не смотрите по сторонам: просто посмотрите в Зеркало.
А сегодняшние революционеры завтра сядут в кресла сегодняшних коррупционеров и......ничего не изменится!!!
С верой в Бога и с верой(пускай наивной и слепой) в Страну свою спасемся!

Игорь

P.S. Я так думаю :-)
Ольга15 мая 2012, 14:00
о. Андрей, спаси Господи! Благодаря Вашим статьям лезу в поисках информации - сегодня это Сергей Сергеевича Аверинцева.
Оказывается его статьи ТАК мне нужны!
Помоги Вам (и нам :-)) Господи!
Никита15 мая 2012, 13:09
Отец Андрей!
Почему у Вас не нашлось пафоса (может быть смелости) сказать, что на наших глазах идет разрушение классического образования, постепенно внедряется ювенальная юстиция, медицина все больше подчиняется бизнесу, произошла деградация индустрии (экономика держится на продаже нефти, газа и других ресурсов)? В результате за 20 лет в России исчезло 42 тыс. населенных пункта. Россия занимает первое место в мире по потреблению героина (на ее долю приходится 21% всего производимого в мире героина), катастрофически упала в стране нравственность. Можно много еще перечислять, но этих фактов достаточно. Где Ваш пасторский голос? Почему Вы молчите об этом?
Антон15 мая 2012, 12:48
Наталия, Вы много чего видели, и армию, и чиновников, и всем недовольны. Увидели ли Вы себя и того ближнего, которому Вы помогли или не помогли? Об этом писал отец Андрей. Те, кто себя знает и понимает, претензий к внешнему миру не предъявляет. Сострадает, любит, помогает, лукавых распознает, на лесть не ведется. Почему он так поступает? Грех собственный видит и знает, поэтому других понимает, любит и заботится.
Вера15 мая 2012, 10:51
Дмитрию. Церковь ничего не боится, ибо с нею БОГ.
Наталия15 мая 2012, 09:41
Отец Андрей, Вы же не оторваны от мира: каждый день видите людей и высушиваете их, всяких - и холопов, и аристократов; и живете Вы рядом с нами, поэтому,наверное, пользуетесь теми же нищими и разоренными поликлиниками, дети ходят в школы с уч.программой для будущих спортсменов и чернорабочих, в магазинах покупаете в основном импорт (своего российского почти нет), армию, такую какой должна быть, видите только на параде и много еще всего. Я не отношу себя ни к воинствующим либералам, ни к самодовольным демократам - просто я россиянка. И мне больно видеть разореные, догнивающие деревни, нищих вымирающих пенсионеров, брошенных больных и обнаркоманенных детей. А еще я вижу огромный класс чиновников, жиреющих и не стесняющихся шикарно жить. Вы кого имели в виду, говоря об обмане своего народа? И еще - вижу таких же как я прихожан моего храма и знаю кто помогает нуждающимся и немощным, итог не в пользу чинуш и эффективных менеджеров.
екатерина15 мая 2012, 09:09
Уважаемый Дмитрий не хватается Церковь за этот утопающий режим, она уже давно держиться за Руку Христа и других рук ей не нужно. А нам действительно нужно "Трудись, делись и ищи радость в самоотдаче." Другого пути у православных христиан нет. Спаси Христос Вас батюшка, многая лета. Христос Воскреси!
Igor15 мая 2012, 09:03
Дмитрию:

вы, уважаемый Дмитрий вроде и пишете грамотно...а читать еще не умеете.

Игорь
Ирина15 мая 2012, 05:31
Дмитрию на "Безумству храбрых поём мы песню".
Дмитрий, то что Вы НЕ УСЛЫШАЛИ автора замечательной статьи протоиерея Андрея Ткачева ОЧЕВИДНО. Про таких как Вы Господь наш Иисус Христос говорил (новый завет), что они и слышать - не слышат, и ведеть - не видят.
ПРО ПЕСНИ: Если Вам, Дмитрий, хочется петь песни, то пойте песни Богу, также как это делают православные христиане на богослужениях, ибо "Тебе подабает хвала, Тебе подабает ПЕСНЬ Богу...", НО НИКАК НЕ БЕЗУМНЫМ.
ПРО БЕЗУМСТВО ХРАБРЫХ - ЭТО ЛОЖНОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ, ИБО ХРАБРЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТОТ КТО ОТДАЕТ СЕБЕ ОТЧЕТ В ТОМ, ЧТО ИДЕТ ПРОТИВ ИНСТИНКТА САМОСОХРАНЕНИЯ, У БЕЗУМНЫХ ОТСТУТСВУЕТ ВНУТРЕННИЙ САМОАНАЛИЗ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ СУТЬ ЛОГИКА.
Дмитрий, на Ваше "беспокойство" о православной церкви: "Откуда такое отсутствие у церкви чувства самосохранения?" - ХОЧЕТЬСЯ ВАС УСПОКОИТЬ СЛОВАМИ СПАСИТЕЛЯ О СВОЕЙ ЦЕРКВИ: "И врата адова не одолеют ея"!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!(Восклицательные знаки - это Вам от меня) Все остальные Ваши высказвания не буду комментировать, сказанного Вам более чем достаточно. СПАСИБО АВТОРУ СТАТЬИ.
Александр НН. 15 мая 2012, 01:48
Забудь гордиться! Трудись, делись и радуйся умереть за Родину.
А ведь верно. В этом ключ. Только волевые, негордые, готовые умереть за правду люди, смогут с помощью Бога устроить жизнь в стране. Где надо - действуя примером, где надо - казня смертию. Ибо власть имеющий - слуга Божий, и носит меч не напрасно.
Елена15 мая 2012, 01:02
Все правильно, честно и жестко. Спасибо.
Алекс.15 мая 2012, 00:58
Всё верно. Полностью согласен. Не согласие с существующим режимом ещё не повод становиться под знамёна того кто орёт "Я против" , надо сначала выяснить а собственно против чего этот самый "против". Вот взять к примеру Немцовых да Явлинских с Навальными так ведь они против России в целом и Русского народа в частности. Лозунг "За честные выборы" не более чем красивая фетиш. Я против существующего режима но я ещё больше против всей этой либеральной клики ненавидящей мою страну и мой народ. Люди с белыми ленточками пытались провести очередную провокацию в храме Христа Спасителя которая с треском провалилась благодаря слаженным действиям национал-патриотической дружины и ЧОПа. Я против воров в кремле, но Немцовы, Навальные, Новодворские и другие Явлинские это чистой воды враги, враги России, враги всего Русского. Что сделала вся эта шушера для России и Народа? Это они поддерживали гей-парады и выступали недавно в защиту Пуси-Риотс, это они ликовали когда НАТО бомбило Белград, это они чеченских бандитов называют повстанцами. Мне не нужны их "Честные выборы" и их белые,ораньжевые и радужные флаги.
P.S Ни одно серьёзное национально-патриотическое объединение не приняло участие в этих сборищах а национал-патриоты в России это реальная сила.
Ровняйтесь на национал-патриотов и не верьте прозападным жуликам.

Храни всех Бог!

Слава России!
Марина15 мая 2012, 00:21
Диву даешься, читая некоторые коментарии... Нет, история нас ничему не учит. Господа! Перчитайте ее заново и осмыслите в своем сознании. Статья очень правильная.
Мира14 мая 2012, 22:44
Отче! Все так! А как выйти из этой лжи! Мы же генетически верим что кухарки могут управлять государством, и очередной раз выбирая президента из никого мним себя умными.
Сергей-5814 мая 2012, 22:39
:"я смогу прекратить коррупцию или сделать справедливой и независимой судебную систему?"
Дмитрий, вам ничего не нужно делать спараведливым и прекращать коррупцию. Это не Ваша забота. Вы себя сделайте хоть чуть-чуть лучше. Большего и не требуется.
Сергей14 мая 2012, 22:04
думаю, что упрек Дмитрия в адрес о. Андрея не вполне справедлив. Вероятно, уже все успели расмотреть кто и как нами правит. Иллюзий по поводу "честности" всей действующей и оппозиционной (в случае нашей страны- некогда уже действующей)украинской власти наверное ни у кого нет, хоть поначалу какая-то романтизация вероятно и была. А церковь, при всем внешнем, все же была и есть обособленной от власти. Скорее власть пыталась примкнуть, хоть как то заявить о своей причастности к церкви..
А спрашивать нам надо каждому с себя. Нам бы изменяться к лучшему, противостоять злу в себе и по мере сил бороться с ним на своем уровне, молиться, работать, и может быть и сменит Господь гнев на милость, даст нам разума- и будет Украина снова богатой, богобоязненной, доброй и любящей людей страной, которую воспели наши и не только поэты, писатели и художники.
Да, судей и депутатов всех не исправить. но можно самому стать немного человечнее, не отвечать злом на зло, не носить нож за пазухой и не проклинать всех и вся. Пусть все идут широкой дорогой- там, куда они идут места много.
Ведь зло не появляется само собой- это мы являемся его проводниками.
Такая власть- нам по заслугам. Заслужим хорошего президента- будет такой.
Власть ведь не с Марса прислали- это наши с вами соотечественники там.
Чем скорее мы поймем, что Украина наша Родина, что нам здесь жить и нам смотреть в глаза нашим детям - тем скорее мы сможем изменить ее к лучшему. Дай Бог!
Георгий14 мая 2012, 18:54
Димитрий, как-то непонятно для христианина, как коррупция и несправедливая судебная система может быть дороже моря людской крови, которое неминуемо прольется в случае революции и падения "режима" (главу этого страшного режима сейчас безнаказанно публично поливают грязью как только хотят, а добейся ревнители справедливости своего - пусть кто-то попробует только вякнуть на новых правителей, это всем ясно, примеров сколько угодно). Вы хотите бороться с коррупцией - не давайте взяток, и будет с вас, если вы не работаете в антикоррупционных органах. Конечно, не всегда будете получать то, что хотели бы, но кто это обещал? Работаю почти 10 лет в Москве, взяток ни разу не давал, судился раз за ПДД, все было справедливо. Так что все эти крики... А по поводу чувства самосохранения у церковных людей - можно еще спросить, где оно было у тех верующих, которые не отреклись от веры после 17-го года, когда их стали уничтожать. Правда Божия для церковных людей важнее этого чувства, вот отец Андрей ее и говорит, спаси его Бог.
Александр14 мая 2012, 17:06
Спаси Господи за статью, о.Андрей!
Как все точно! Пора Вам возвращаться на голубой экран, Ваши проповеди ой-как нужны.
Дмитрию: о.Андрей уже всё рассказал, если что непонятно, прочтите еще разок. За какой такой режим хватается церковь? Где Вы это вычитали?
http-observer14 мая 2012, 16:00
А я вот думаю, доколе еще в среде "интерпаутинной" терпеть злоречие господ "либаралов". Этих нравственных плюралистов, книжная ученость которых, терпеть не может здравой логики веры, и изгоняющая ее вон.
Дмитрий14 мая 2012, 15:54
Отец Андрей,может Вы мне расскажите,как "трудясь,делясь и радуясь самоотдаче",я смогу прекратить коррупцию или сделать справедливой и независимой судебную систему?Или они сами со слезами устыдятся и изменятся,глядя на мою постоянно согбенную спину?Вот "пот,кровь и слёзы"-это да!И какое неверие в то,что люди с митингов не готовы на это?Откуда такая самоуверенность?
Откуда такое отсутствие у церкви чувства самосохранения?Конец режима придёт рано или поздно.И чем позже,тем разрушительнее будет смена власти.И не боится ли церковь,что этот утопающий режим,за который она хватается,утянет её за собой.Безумству храбрых поём мы песню.
маргарита14 мая 2012, 14:32
Замечательно!
Анна14 мая 2012, 14:10
Ого! вот уж точно. Сильно сказано. Многострадальная моя Украина... (((
лебедева ирина14 мая 2012, 13:49
отличная статья. честная. спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×