Эксгумация фашизма

Александр Щипков. Фото: С. Мшвилдадзе / pravoslavie.ru Александр Щипков. Фото: С. Мшвилдадзе / pravoslavie.ru
    

В 2014 году мы стали очевидцами страшного события — легализации фашизма. Ультраправый переворот и геноцид русских на Украине были поддержаны ведущими западными странами. США и Канада демонстративно проголосовали против резолюции ООН о недопустимости героизации нацизма. Это знаковое событие означает, что либеральное общество вступает в состояние неоархаики, как это имело место в 1930-е годы.

Давно обращало на себя внимание постепенное превращение понятия «фашизм» из научного термина в пустой эмоциональный ярлык, который политики и блогеры использовали в перепалках по любому поводу. Сегодня резкое похолодание политического климата ощутимо, но не все готовы признать очевидное: фашизм реабилитирован, русскому обществу объявлена война. В России период «отрицания болезни» затянулся, и это тревожный факт.

Необходимо восстановить в правах понятие «фашизм», напомнить о его подлинном содержании.

Когда-то термин «фашизм» обозначал локальное явление — режим итальянского диктатора Бенито Муссолини. Позднее он поменял смысл и стал синонимом нацизма (национал-социализма) Третьего рейха. В течение 1950–1990-х западная политология стала называть фашизмом любой репрессивный режим и отождествляла его с паранаучным термином «тоталитаризм». Это было сделано для того, чтобы объединить нацизм и коммунизм, явления идеологически полярные и имеющие разные социальные базы. В одном случае — крупную буржуазию и средний класс, в другом — пролетариат и городские низы.

Теория бинарного тоталитаризма не имеет серьезного научного статуса. Термину «фашизм» сегодня возвращен его исторический смысл. Это синоним расизма и всех его разновидностей — культур-расизма (идея культурного превосходства), социал-расизма (идея социального неравенства как от природы данного разделения людей на господ и холопов) и т.п.

Основная идея этих доктрин одна: миф превосходства и принцип «градации человеческого материала». При этом всегда находится группа, в отношении которой «закон не писан» и «всё дозволено».

Фашизм направлен против той части идентичности, которую человек не может изменить, — этнической. Этим он принципиально отличается от обычного авторитаризма, требующего к себе идеологической лояльности. Фашизм не оставляет человеку никакого «или». Именно поэтому теория двух тоталитаризмов, пытающаяся соединить фашизм и коммунизм, — кощунственна.

Обычно выделяют несколько признаков фашизма. Так, итальянский философ Умберто Эко насчитал их 14. Но такой подход лишь размывает предмет разговора. Миф превосходства — важнейший признак. Остальное факультативно. Дополнительные определения порождаются желанием «прицепить» к фашизму что-то еще.

Например, «национальную гордость». Нормальные люди гордятся своим народом и его культурой, но не стремятся уничтожить другие народы. В этом отличие национализма от нацизма.

Или «традиционализм». Если бы дело было в традициях, народы бы веками пребывали в состоянии фашистской лихорадки. Традиция — враг «голоса крови», в ней нет логики исключения, а фашизм этой логикой живет. Не случайно он связан с протестантской линией в христианстве и ее идеей «избранности ко спасению». Помимо идеи исключительности, фашизм рожден духом обновления, уничтожения слабого и «ненужного» ради победы силы, новизны и рациональности. Повторю: традиция — главный враг фашизма.

Идея сильного государства сопутствует фашизму, но не определяет его. Олимпиада 1936 года, «Олимпия» Лени Рифеншталь — это символы сильной государственности. Но фашизм Гитлера заключался не в Олимпиаде, а в Нюрнбергских расовых законах, казнях славян, евреев и цыган, планах колонизации восточных территорий.

Да, война 1941–1945 годов была противостоянием авторитарных государств, но лишь с немецкой стороны она была войной этнической. Намерений проводить геноцид «неполноценных арийцев» не было ни у советских солдат, ни у Иосифа Сталина.

В Европе в последние десятилетия было модно рассуждать о фашизме как «реакции на большевизм». Действительно, рост влияния левых идей в Европе первой половины XX века вызвал активизацию ультраправых сил. Но корни фашизма куда древнее марксистских и большевистских. Фашизм возник как оправдание колониальной экспансии. Гитлер не придумал ничего нового. Он лишь перенес с окраин мира в центр Европы кровавые колониалистские методы англичан, французов, испанцев… и сделал уничтожение людей быстрым и технически совершенным: газовые камеры, массовые захоронения.

Режим 1930-х годов в Германии — законный ребенок европейского либерального капитализма. Но этот вывод серьезно ранит европейское самосознание. Такие идеи жестко табуированы. Но шила в мешке не утаишь. Авторы левого направления всё чаще развивают эту идею.

Сегодня мы наблюдаем архаизацию общества и скольжение его к состоянию «новой дикости». Отсюда рассуждения европейских политиков об Украине как «форпосте цивилизации». Впрочем, утверждение, что Россия «не соответствует демократическим стандартам», уже вряд ли может кого-то обмануть. Эвфемизмы — продукт языка, а не политической реальности. Эта фраза маркирует Россию как «неполноценное» государство, населенное «неполноценными» людьми — ватниками, колорадами. Неофашистская модель в рамках либерализма часто выстраивается путем смещения границ толерантности. На одних толерантность распространяется, на других — нет. Условием защиты прав одной группы является уничтожение прав другой.

Политический миф о глубинном противостоянии либерализма и нацизма всегда опровергался независимыми историками. Сегодня этот миф окончательно дискредитирован.

Родство двух идей — фашистской и либеральной — очевидно. Обе они восходят к идее естественного отбора, перенесенного на человеческое общество. Иначе говоря, сильнейшие должны выживать за счет слабейших. В эпоху социализма эту доктрину принято было называть «социал-дарвинистской». Действительно, принцип «сохранение приспособленных рас», перенесенный в общественные науки, вылился в принятие Нюрнбергских законов, призванных охранять «чистоту расы и крови» — «Закона о гражданине рейха» и «Закона об охране германской крови и германской чести».

Возвращение фашизма — признак определенных исторических ожиданий. На эту меру экономические элиты идут ради отсрочки финала мирового кризиса. Но в итоге фашизм приведет западное общество к краху.

Александр Щипков

Источник: Известия

8 апреля 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Кризис – это когда человек живет не по Евангелию» «Кризис – это когда человек живет не по Евангелию»
Пастыри о кризисе и его духовной пользе
«Кризис – это когда человек живет не по Евангелию» «Кризис – это когда человек живет не по Евангелию»
Пастыри о кризисе и его духовной пользе
Священники Артемий Владимиров, Николай Булгаков, Димитрий Шишкин, Димитрий Фетисов и Владимир Гамарис размышляют о том, можно ли извлечь из кризиса духовную пользу.
Глобальный экономический кризис связан с тем, что человеческое общество превратилось в потребительское Глобальный экономический кризис связан с тем, что человеческое общество превратилось в потребительское
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
29 июня 2013 года гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Мау.
От кризиса – к надежде От кризиса – к надежде
Архим. Георгий (Капсанис)
От кризиса – к надежде От кризиса – к надежде
Архимандрит Георгий (Капсанис)
В этом году Рождество Христово застало наш народ в прежнем критическом положении. Господствующие над Грецией европейские кредиторы продолжают облагать нас непосильными налогами. Нашу молодежь терзает безработица, пожилые люди не имеют спокойной обеспеченной старости. Многие потеряли надежду. Наши ближние больше не справляются со своим бедственным положением. Большинство из них с тревогой ожидают дальнейших последствий. Некоторые впадают в отчаяние и, к несчастью, кто-то совершает самоубийство. В попытке найти какое-то решение производятся политические, экономические и другие аналитические исследования, чтобы обнаружить, в чем причина, что нас привело в такое состояние.
Комментарии
Jakov Ri16 апреля 2015, 22:09
Александру:

Воистину воскресе!

А: Таких как я у нас большинство а не меньшество. ...Повтрорюсь на Украине 80% если не более людей не имеют предрассудков касательно русского населения и русской нации, так же как и других национальностей.
ЯР: Спасибо. Стало спокойнее на душе. Жаль что 80% бездействуют.

А: Вот читаешь и видиш что люди явно зазомбированы всем етим хламом. Все такие мудрые и все знают чего хочет Америка, про доллар, уничтожить православие и тд., давайте еще вспомним про массонов. Вы извините, претендуете на всезнание и ведение которое имеет только Господь Бог, и наперед знаете что будет с миром?
ЯР: Я безусловно ничтожество и писал что думаю. Простите. Для нас - вы распропагандированы. Для вас - мы. Вот дожили... А про массонов тоже можем вспомнить - история ведь наш лучший учитель.

А: Люди милые будьте попроще, не читайте на ночь газет и особенно новостей не смотрите...
ЯР: Делай как я говорю а не так как я делаю? Вы это имеете в виду?
вадим к.14 апреля 2015, 22:41
Вадим К.

Александру. Ходим и молимся. Молимся об упокоении душ невинно убиенных и замученных наших братьев. 2 мая исполнится год со дня одесской расправы. Эта кровь нами не будет забыта, она вопиет на небо. О радости говорите, Александр? Слушайте, что говорит Господь об этой радости иудеям устами пророка Исаии: "Слушайте слово Господне, внимай закону Богу нашего. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя. Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Как сделалась блудницей верная столица, исполненная правосудия. Правда обитала в ней, а теперь - убийцы." Если Вы, Александр, из одной с нами Церкви, послушайте, что скажу. Если не из одной, послушайте другие жители Киева и Украины. Кто из ваших преподобных отцов учил вражде с Москвой и Россией и тому, чтобы быть в союзе с ее неприятелями и лить кровь своих собратьев? Встаньте, отцы Печерские, встаньте преподобные Антоний и Феодосий, встань преподобномученик Евстратий, встань Иов, игумен Почаевский, встаньте все вы и посмотрите, что теперь делается на вашей земле, увы! Увы, до какого времени нам довелось дожить!
Александр14 апреля 2015, 11:05
Таких как я у нас большинство а не меньшество. Что вы в самом то деле заладили фашизм, геноцид, укроп (кстати нечего страшного здесь нет "украинский патриот", вы же не говорите что росийский патриот ето плохо?).

Вот читаешь и видиш что люди явно зазомбированы всем етим хламом. Все такие мудрые и все знают чего хочет Америка, про доллар, уничтожить православие и тд., давайте еще вспомним про массонов. Вы извините, претендуете на всезнание и ведение которое имеет только Господь Бог, и наперед знаете что будет с миром?

Люди милые будьте попроще, не читайте на ночь газет и особенно новостей не смотрите. Подумайте что людей Бог сотворил по образу своему и подобию а значит в каждом человеке есть дорбота и любовь. Повтрорюсь на Украине 80% если не более людей не имеют предрассудков касательно русского населения и русской нации, так же как и других национальностей. Все чего вы добиваетесь ето подогреть и без того повышеный градус, не надо. Лучше в такие дни пойдите в церковьи помолитесь. Христос Воскресе, и радость всему миру!
Jakov Ri14 апреля 2015, 05:13
Василий Н.: Считать, будто цель Запада - уничтожить православие так же нелепо, как и приписывать ему (Западу) искренние намерения облагодетельствовать другие народы. Почитайте статью Сергея Худиева "Цель Запада - погубить православие?"

ЯР: Почитал. Благодарю. Худиева уважаю. Молодчина. Читаю всё что он пишет. Не припомню чтобы не согласился с ним. Везде есть мера и золотая середина. Более того, читая статью (а не трактат и не книгу и не обзор) нужно понять на какой вопрос отвечает автор. В его статье я ясно вижу совет о разделении политики и религии / Церкви, обсуждённый однобоко (и правильно), т.е., на злобу дня. Однобокое предупреждение об опасности перегиба в одну сторону, однобокое для ясности, краткости, чтоб не растечься по древу. У перегиба в другую сторону свои ньюансы. В вашем комментарии мне видится будто вы, может, уранополит. Если да, то мы не поймем друг друга. А если вы не верующий или инославный, то мы и подавно зря бьём по клавишам. А если нет, то ознакомьтесь, если есть желание, с полемикой между "гражданами Небесного Града" и “гражданами обоих градов”, например, Андрей Рогозянский «Небесное гражданство»: не будем самоуверенны http://www.pravoslavie.ru/jurnal/78343.htm и тому подобное. Это тоже предупреждение от перегиба как раз в ту, другую сторону. Должно быть вам интересно, как возможно позиционирующему себя "центристом", как раз ищущим ту самую меру.
Василий Н.12 апреля 2015, 14:36
Якову

Считать, будто цель Запада - уничтожить православие так же нелепо, как и приписывать ему (Западу) искренние намерения облагодетельствовать другие народы. Почитайте статью Сергея Худиева "Цель Запада - погубить православие?"
Татьяна11 апреля 2015, 13:11
геноцид на Украине будет для всех, кто открыто признаётся в любви к русским и России
Jakov Ri10 апреля 2015, 22:13
Александру: А: Интересно какое отношение имеет данная статья к порталу Православие.Ru ? Вроде про Бога говорим везде а тут фашизм...
ЯР: Потому что цель запада - уничтожение Православия (и ислама и любого мировоззрения включающего совесть) во всём мире. Они мешают как кость в горле чтобы командовать миром в первую очередь мистером долларом.

А: Наверное вас заставляют перепичатывать такой вот маразм.
ЯР: Ваше мнение мне не безразлично.

А: Я с Западной Украины, для меня нет различия русский, казах, белорус. И я не изгой таких как я очень много. Запомните украинцы добрый народ и любят людей всех национальностей.
ЯР: Только на таких как вы ещё и держится наша надежда, но признайтесь, вас мало!? Или вы не голосуете? Вас не слышно. Или отсидеться думаете, пронесёт и всё само собой наладится? Я русский сын белорусского народа, перефразируя Армена Джигарханяна. Мне особенно режет сердце когда белорус или украинец противопоставляет себя русскому. Мы один народ, одна страна. Не было никогда ни Белоруссий, ни Украин. Была Россия. Зачем играть на руку нашим врагам которые мудро, ловко нас разделили? Хотим междоусобицы? Будет как во времена Андрея Боголюбского, когда князья и народ не захотели жить вместе под Православным самодежцем и получили xана на 300 лет со всеми вытекающими.

А: Геноцида русский у нас не увидел. Извините :)
ЯР: А вы съездите на восток, где стреляют по жилым домам и по церквям.
Лариса Воронина10 апреля 2015, 09:22
Ну всё... фашизм на Украине победил на законодательном уровне. Как можно было подарить огромную часть территории Российской империи и СССР просто так, не сопротивляясь? Теперь запад на нашей земле властвует безраздельно и только война даёт шанс на Победу. В обороне проиграем Россию, как проиграли Украину. Нравится нам это или нет.

http://colonelcassad.livejournal.com/2132431.html
Jakov Ri10 апреля 2015, 00:37
Только моё мнение. Интересно как Елена из Киева не против "ультраправого" да ещё "переворота" (незаконной, насильственной смены власти). А "геноцид" режет Елене глаз. Хотя может в порыве "праведного" возмущения, цитата приведена "с лишком". Геноцид есть, но огранниченный. Ограниченный кровью защитников ДНР и ЛНР. Если б не они, он стал бы оголтелым, законнорожденным упырём "ультраправых".
Василий Н. 9 апреля 2015, 14:12
Павлу

Нет, не геноцид. Это гражданская война. Конечно, это мое личное мнение.
Александр 9 апреля 2015, 11:05
Интересно какое отношение имеет даная статья к порталу Православие.Ru ? Вроде про Бога говорим везде а тут фашизм...

Наверное вас заставляют перепичатывать такой вот маразм.

Я с Западной Украины, для меня нет различия русский, казах, белорус. И я не изгой таких как я очень много.

Запомните украинцы добрый народ и любят людей всех национальностей.

Геноцида русский у нас не увидел. Извините :)

Лариса Воронина 9 апреля 2015, 10:24
«Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов» (по Димитрову).

да, да, Елена Киев, фашизма на Украине нет(с),
нет террористической расправы с рабочим классом,
нет ненависти ко всему русскому (особенно нет в СМИ),
нет прямого управления финансового капитала США,
баю-бай, баю-бай...
Stempka 8 апреля 2015, 23:12
Да, только вот почему-то съезд фашистов несколько недель назад проводился в Петербурге. Российские СМИ этот позорный факт как-то стыдливо замолчали. Из участников были например немцы из НПД (NPD). Эти, можете даже не сомневаться, ярые поклонники Гитлера. Плюс нацисты из Болгарии, югославии, Польше и т.д. И место подходящее подобрали: бывший блокадный Ленинград. Может все-таки в первую очередь на себя надо обратить, а там глядишь и братья-украинцы подтянуться. Хотя, судя по риторике как политиков, так и простых обывателей, они уже далеко не братья россиянам.
Татьяна 8 апреля 2015, 19:37
Все кто любит Россию и русских будут на Украине изгоями...
Павел 8 апреля 2015, 17:23
Елена, а расстрелянные мирные города на Донбассе, это не геноцид русских? По неофициальным сведениям около 30 000 убитых, во много раз более раненых, и ещё более (миллионы) вынужденных к переселению, потерявших работу, жильё, имущество, саму возможность жить в родных краях. Это не геноцид?
Елена Киев 8 апреля 2015, 14:56
"Ультраправый переворот и геноцид русских на Украине" -какое заблуждение! Геноцида русских у нас нет да и не было. Очень опасное мнение. Не надо "передергивать".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×