VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г.
ПРЕОСВЯЩЕННЫЕ СОБРАТЬЯ-АРХИПАСТЫРИ, ВСЕЧЕСТНЫЕ ОТЦЫ, БРАТИЯ И СЕСТРЫ, ЧЛЕНЫ И КОНСУЛЬТАНТЫ СИНОДАЛЬНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОМИССИИ, ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЕ ЭКСПЕРТЫ И ГОСТИ!
Сегодня, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, начинает свою работу седьмой Пленум Синодальной Богословской комиссии.
Прежде всего, позвольте мне от лица всех нас поблагодарить Высокопреосвященного Владыку Ректора Московской Духовной Академии и Семинарии, заместителя Председателя Богословской комиссии, а также отца Наместника Свято-Троице Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста, за гостеприимство и помощь в проведении пленума. Я приветствую всех здесь собравшихся членов, консультантов и гостей Синодальной Богословской комиссии, Высокопреосвященных Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого, Димитрия, Архиепископа Тобольского и Тюменского, ректора Тобольской Духовной Семинарии, Евлогия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, Иоанна, Архиепископа Белгородского и Старооскольского, Председателя Миссионерского Отдела, Августина, Архиепископа Львовского и Галицкого, Преосвященного Константина, Епископа Тихвинского, ректора Петербургской Духовной Академии, наместников и духовников Ставропигиальных монастырей. Я хотел бы особо поприветствовать представителей Государственной Думы Российской Федерации, Сергея Юрьевича Глазьева, председателя комитета по экономической политике и предпринимательству, Александра Викторовича Чуева, заместителя председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, Бориса Михайловича Лукичева, советника Администрации Президента Российской Федерации, представителей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также всех экспертов, принимающих участие в сегодняшней встрече.
Непосредственным поводом для проведения нынешнего заседания являются проблемы, возникшие в связи с мероприятиями, которые в последнее время проводятся налоговыми органами. Речь идет о новой системе учета и контроля за доходами и имущественным состоянием юридических и физических лиц. Как известно, политика государства в этой области вызвала беспокойство в нашем обществе, в частности у верующих православных христиан, но также и у других граждан. Эта обеспокоенность касается, прежде всего, тех опасностей, которые возникают при использовании современных электронных систем сбора, хранения и обработки данных. Накопление информации о личности в электронных базах данных, которыми располагают как налоговые органы, так и другие государственные ведомства, способствует более эффективной работе этих учреждений, но также может обернуться и вторжением в частную жизнь граждан.
Если сбор информации о физических лицах производится без ведома и согласия самих граждан, это противоречит Конституции Российской Федерации, которая в Статье 24, часть 1, запрещает "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия". Часть 2 той же статьи гласит: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".
Таким образом, конституционная норма требует, чтобы информация о частной жизни гражданина, которой располагают государственные органы, была прозрачной для него. Однако при этом допускается и иное положение дел, если оно закреплено особыми законодательными актами. Поэтому сегодня возникает необходимость общественного контроля за теми законодательными инициативами, которые, в случае принятия в качестве законов, могут ущемлять права и свободы человека, создавать возможность вторжения в его частную жизнь.
Наша Церковь не может уклониться от такого рода заботы о свободе и достоинстве человека и имеет своим долгом участвовать в организации и осуществлении контроля со стороны общества за теми процессами в области государственного учета, которые таят в себе опасность использования информации о человеке ему во вред. Такая опасность особенно очевидна в нынешней ситуации, когда налицо многочисленные факты коррупции и чиновничьего произвола.
Напомню, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который состоялся в августе минувшего года, принял, в числе прочих, определение, в котором говорится: "Собор полагает полезным через диалог с государственной властью добиваться установления максимального общественного контроля за сбором компьютерной информации о гражданах и вообще за процессами, могущими привести к нарушению тайны частной жизни, свободы вероисповедания и передвижения".
Хочу особо подчеркнуть важность и своевременность этого соборного решения.
Другой вопрос, который мы должны всесторонне обсудить на настоящем заседании Богословской Комиссии, касается обеспокоенности многих верующих тем, что современные системы электронного учета и обработки данных, в частности системы кодирования, содержат в себе апокалиптическую символику. Мы знаем, что на этот счет существуют разные мнения, в подтверждение которых приводятся различные аргументы. Эта проблема требует самого серьезного внимания и изучения, так как в данном случае речь идет о соотношении технических достижений современной цивилизации и вероучительных истин, от исповедания которых зависит наше вечное спасение. Кроме того, любое оскорбление религиозных чувств граждан является нарушением свободы вероисповедания и вносит разделение в жизнь общества.
Обеспокоенность верующих новыми способами постановки на учет в налоговые органы нашла свое выражение в особом Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года, озаглавленном "Уважать чувства верующих и хранить христианское трезвомыслие". В нем содержался призыв Священноначалия нашей Церкви к власть имущим "со всей серьезностью откликнуться на Заявление".
Благодарение Богу, этот призыв был услышан.
В последнее время активно осуществлялся диалог между Русской Православной Церковью и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. 27 октября 2000 года Святейший Патриарх Алексий II и Министр Российской Федерации по налогам и сборам Геннадий Иванович Букаев подписали Соглашение об основных направлениях сотрудничества, В Соглашении, в частности говорится о том, что стороны будут обмениваться информацией и знакомить друг друга с программами своей деятельности в части, касающейся сотрудничества. 31 января 2001 года Святейший Патриарх Алексий II вновь встретился с Министром Российской Федерации по налогам и сборам и обсудил с ним вопросы налогообложения, возникающие в связи с принятием нового Налогового кодекса, а также вопрос об идентификационных номерах налогоплательщика (ИНН).
В результате плодотворного и взаимно уважительного диалога подвергся изменению порядок регистрации православных граждан в налоговых органах. Кроме того, Святейший Патриарх и Министр договорились внести в законодательные инстанции предложения, касающиеся изменения соответствующих нормативных документов.
Для обсуждения сохраняющихся недоумений и опасений сегодня в работе нашей Комиссии примут участие представители Государственной думы, Министерства по налогам и сборам, эксперты. Таким образом, мы будем иметь возможность из первых рук получить ответы на интересующие нас вопросы.
Надеюсь, что нынешнее заседание Богословской комиссии станет еще одним проявлением сотрудничества Церкви и налогового ведомства. Вместе с тем было бы преждевременным считать, что пересмотр формальных процедур целиком развеет те подозрения и опасения, которые высказывали некоторые верующие, а также пастыри нашей Церкви в ряде обращений, поступивших на имя Святейшего Патриарха. Сегодня нам предстоит, по здравом размышлении, выявить реальные причины апокалиптических настроений, которые охватили некоторых чад церковных, и по возможности прийти к единодушному, соборному суждению о тех вопросах, которые беспокоят совесть православных христиан.
С этой целью мы заслушаем сообщения богословского и церковно-исторического характера, посвященные учению Церкви о "последних временах" и признаках их наступления.
В качестве отправной точки обсуждения считаю необходимым взять следующие слова из вышеуказанного Заявления Священного Синода:
"Видя всю сложность проблемы, Священный Синод тем не менее обращается к пастырям и пастве с призывом хранить христианское трезвомыслие... Беспокойство, порождаемое у вас действиями власти, разделяется церковным Священноначалием, ибо, в конце концов, речь идет о защите права верующих жить в соответствии со своими религиозными убеждениями. Впрочем, при этом мы хотим ясно заявить: не следует бояться внешних символов и знаков, ведь никакое наваждение врага душ человеческих не способно превозмочь благодати Божией, изобилующей во Святой Церкви... Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры".
(Подобные увещевания содержаться и в соответствующих официальных посланиях Священноначалия других Православных Церквей - Элладской и Украинской.)
Единственно верным путем разрешения недоумений и разномыслии, которые неизбежно возникали, возникают и будут возникать среди членов Церкви (о чем говорит и Апостол - 1Кор 11:18-19) является обращение к церковному учению, к богословскому Преданию. Одной из главных задач Синодальной Богословской Комиссии, собравшейся сегодня на свое пленарное заседание в расширенном составе, является именно богословское осмысление тех вопросов, которые волнуют чад нашей Церкви и вызывают разногласия. Для этого мы должны обратиться к основам нашей веры - к Божественному Откровению, выраженному в Священном Писании.
Согласно христианскому учению, Бог сотворил мир из ничего и промышляет о нем до сего дня. От преизбытка благости и любви Бог сотворил человека и определил ему населять землю и жить согласно с волей Божией. Бог сотворил время, и тем положил начало человеческой истории. Однако человек уклонился с путей Божиих и впал в грех, следствием чего стало ограничение срока земной жизни человека. Но Бог не сотворил смерти; напротив, Он желает всякому человеку спастись и иметь жизнь вечную.
Спасение принес на землю Господь Иисус Христос - Сын Божий, ставший Человеком "нас ради" (Символ веры). Он искупил нас от вечного проклятия, поправ смерть Своей крестной смертью. Верующим во Христа Спасителя уготовано воскресение из мертвых и вечная жизнь на Новой земле, о которой говорит в книге Откровения святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. А миру сему и его истории в определенные Богом и Ему одному ведомые сроки наступит конец, дабы зло и беззаконие имели предел.
"Последними временами" обычно называют исторический период, непосредственно предшествующий второму славному пришествию Христа Спасителя и концу мира. Однако если мы обратимся к Священному Писанию Нового Завета, то увидим, что в самый день рождения Новозаветной Церкви - в день Пятидесятницы, когда Дух Божий сошел на учеников Христовых, апостол Петр провозгласил исполнение обетования Божия, предреченное пророком Иоилем: "И будет в последние дни, говорит Бог, излию от духа Моего на всякую плоть" (Деян 2:17). Иначе говоря, апостол назвал "последними днями" первые дни Церкви.
Что это значит?
Это значит, что с того дня, когда Церковь исполнилась благодати Духа Божия, наступают эсхатологические (от греческого eschatos - последний), то есть в существенном смысле последние времена человеческой истории. Христос положил конец тирании греха и смерти и открыл врата Царства Божия тем, кто с верою и упованием следует за Ним, пребывая в основанной Им Церкви.
В данном случае слова "последние дни" или "последние времена" не следует связывать с определенными сроками, ибо, по слову Писания, "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Петра 3:8-9).
Подобным образом и Тайнозритель святой апостол Иоанн в своем послании говорит о наступлении "последнего времени" и, одновременно, о появлении многих антихристов, то есть о том, что с самого начала спасительного действования Церкви в истории появились противники Нового Завета Бога и человеков. И далее апостол наставляет, как узнать духа заблуждения: "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь уже есть в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Ин 2:18; 4:3-4).
Хочу обратить особое внимание на эти слова Апостола. Ибо когда Господь говорит о Царстве Божием, которое в "мире сем" пребывает, но по существу своему "не от мира сего", Он отождествляет это Царство с Церковью. О Царстве сказано, что оно "внутри вас", то есть внутри каждого верного христианина и внутри церковной общины, которая, совершая Евхаристию, призывает Бога: "Ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия". Это призывание Духа Божия Церковью имеет необоримую духовную силу, которая преобразует не только души, но и тела, и все естество наше в члены преблагословенного Тела Хриетора, оно лее есть Тедр Церкви. Это поистине величайшее чудо - дарование Господом Себя в спасительную пищу верным: "Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Ин 6:51).
Хочу привести здесь слова преподобного Нектария Оптинского, который говорил: "Не ищите чудес, ибо величайшее чудо - это Божественная Евхаристия".
Вместе с тем не следует забывать, что Церковь пребывает в истории этого мира и что, христиане, - граждане двух миров: Царства Божия и царства "мира сего". Церковь знает, что князь мира сего, то есть диавол, всегда противодействовал христианам, равно как и разного рода антихристы и лжепророки, о которых говорит апостол. Христиане ведут в этом мире духовную брань - прежде всего со своими греховными страстями, но также и с искушением поддаться внушениям бесовских сил, пытающихся уловить верных в свои сети. Эта брань будет продолжаться до скончания века.
Церковь духовно воинствует против начальств, властей и мироправителей тьмы века сего (Еф 6:12). И она побеждает, ибо Главой Церкви является Сам Спаситель Христос. Когда же страх Божий, благой и спасительный, подменяется страхом перед противником Божиим, от начала восстающим на истинных Богопочитателей, такая духовная победа становится невозможной.
Это - великое искушение для христиан. Не о тех ли. кто поддался этому искушению, говорит святой апостол Павел: "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся"? (2Тим 3:5). А ведь сила христианского благочестия - это "сила будущего века", которую воспринимают "причастники Духа Святого", по слову апостола Павла (Евр 6:5). И никакая сила в этом мире, и никакие силы противника Бога не могут противостоять силе Божией, действующей в Церкви Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Мы также знаем из Откровения Божия, что в канун второго славного пришествия Спасителя Христа в мире явиться Его противник, называемый в Писании антихристом. Однако мы погрешили бы против Божественного Откровения и духовного опыта Церкви, если бы спутали "всегдашнего антихриста" - диавола с тем антихристом, о котором говорится в Новом Завете.
Тем более мы погрешили бы против законов духовной жизни - трезвения и "различения духов", если бы вполне отождествили нынешние "знаки времени" с указанием на то, что именно сегодня мы стали свидетелями "последних времен" в смысле той заключительной апокалиптической драмы, которая столь прикровенно и таинственно описана в Новом Завете и, особенно, в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова.
На протяжении всей церковной истории звучали пророческие слова Боговдохновенных мужей, святых подвижников, которые призывали христиан к трезвению и бодрствованию перед лицом опасностей духовного порабощения врагу нашего спасения. Однако только общее свидетельство Церкви может служить достоверным указанием на то, что действительно наступил заключительный период человеческой истории. Толкование соответствующих мест Священного Писания всегда было делом не только отдельных членов Церкви, но соборного общецерковного разума, опирающегося на Священное Предание и святоотеческую экзегетическую традицию.
В этой связи хочу процитировать Синодальное послание братской Элладской Церкви от 9 февраля 1998 года, в котором, в частности, говорится: "Святые отцы с трепетом затрагивают темы Апокалипсиса и, просвещаемые Святым Духом, с большой осторожностью высказываются о признаках соответствия переживаемых исторических событий пророчествам Апокалипсиса и советуют бодрствовать и трезвиться на всякое время".
Да, именно духовное зрение Церкви позволяет нам, не поддаваясь апокалиптическим страхам - а церковная история знает немало примеров "скорого ожидания конца света", - не столько увидеть непосредственное приближение этого конца, сколько обратить самое серьезное внимание на современные глобальные процессы, чтобы понять их духовный смысл.
Священноначалие нашей Церкви - как и других Православных Церквей - неоднократно обращало внимание на определенные тенденции современного развития, которые вызывают озабоченность у верующих христиан. Подобная озабоченность также нашла свое выражение в различных обращениях клириков и мирян, иноков и богословов, которые были учтены Священноначалием, о чем свидетельствуют соответствующие синодальные решения и послания. В данном случае можно говорить о действительно соборном обсуждении тех общественных проблем, которые волнуют церковную полноту. Это соответствует духу Святого Православия, в котором не только епископы, но весь народ Божий является хранителем вероисповедной Истины.
В настоящее время мы переживаем период сложных трансформаций в обществе - как в России, так и в других православных странах, образовавшихся в результате распада прежнего союзного государства. В то же время, эти общественные преобразования сопровождаются подлинным возрождением церковной жизни и все более внимательным отношением государственных властей к нуждам и чаяниям православных христиан.
К сожалению, в этой противоречивой ситуации, которая требует от Церкви и ее членов верности Богозаповеданному учению и особой трезвенности, сопряженной с глубокой верой в Промысл Божий, некоторые клирики и миряне, искренне включившиеся в процесс церковного возрождения и строительства, обнаруживают ослабление церковного сознания. Заявляя о своей преданности Святому Православию, они готовы порой связать эту преданность с отрицанием канонического строя Церкви, а именно, канонического статуса епископов и их Богоустановленного служения. Неоднократно в публичных обращениях православные церковные люди противопоставляли духовный авторитет отдельных пастырей, духовных руководителей, иноков и старцев - авторитету канонического Священноначалия.
Особенно настораживает тот факт, что ряд вполне оправданных по своему содержанию обращений со стороны духовенства и мирян, направленных лично Святейшему Патриарху, составлен в такой форме, которая, при всех изъявлениях почтения Первоиерарху нашей Церкви, выглядит как откровенное давление и даже как предъявление своего рода ультиматума.
Должен сказать со всей определенностью: если некоторые чада церковные, пастыри и пасомые, вольно или невольно, сознательно или бессознательно ставят под сомнение Богоопределенный строй Святой Православной Церкви, священные прерогативы Архиереев Божиих, через посредство которых подается спасительная благодать Священства и Тайносовершения, - в таком случае они ставят себя вне Церкви Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Приведу пример.
В декабре прошлого года было обнародовано "Открытое обращение православного духовенства, церковного причта и мирян Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви" по поводу тех вызывающих опасения православных верующих процессов, которые связаны с новой системой налогового учета и возможностью присутствия в ней апокалиптической символики. Это Обращение, подписанное 84 клириками и монашествующими, а также почти полутора тысячами мирян Владимиро-Суздальской епархии, было направлено (как явствует из текста) Президенту России, в Конституционный Суд РФ, министру Г.И Букаеву, полномочному Представителю Президента по Центральному округу, губернатору Владимирской области, управляющему Министерства по налогам и сборам по Владимирской области, и лишь затем - Святейшему Патриарху Алексию II, Священному Синоду и правящему архиерею - Преосвященному Евлогию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому (а также в епархии и монастыри и в средства массовой информации).
Сознают ли клирики, монашествующие и миряне, подписавшие это Обращение (которое, к тому же, содержит призыв "создать мощное движение сопротивления"), что они действовали в обход своего епископа и канонического Священноначалия, что само по себе является деянием, которое нельзя расценить иначе, как раскольническое?
Благодарение Богу, в течение истекшего столетия, в труднейших исторических условиях, Православная Церковь в России избежала сколько-нибудь серьезных разделений, а те, которые, по попущению Божию, случились, были преодолены. Об этом свидетельствует прославление множества мучеников и исповедников российских XX века, совершенное в минувшем юбилейном году нашей Церковью. И теперь, после того, как в течение десятилетия наша Церковь живет и возрождается, не будучи стесненной внешними обстоятельствами, мы, увы, сталкиваемся с новой опасностью внутрицерковных разделений.
Раскол - величайший грех против Церкви. История Церкви знает, что раскольники часто использовали второстепенные проблемы, чтобы учинить раскол и разделить единое Стадо Христово, воздвигая брань на епископов Церкви. Одна из причин всякого раскола в том, что отдельные христиане дерзостно почитают себя знатоками церковного учения, непогрешимыми толкователями Священного Писания и, соответственно, судьями Церкви. Они присваивают себе право передавать и одновременно истолковывать высказывания духовных отцов, авторитетных подвижников и богословов, не сознавая при этом опасности придать своим собственным, а значит ограниченным, суждениям статус общецерковного учения.
И поэтому приходится напоминать современным "ревнителям не по разуму", что епископы, хотя и не безгрешные люди, они такие же христиане, как и другие члены Церкви, однако на них Бог возложил особую миссию: быть строителями Тайн Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. Отступление от законного священноначалия есть отступление от Духа Святого, от самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, "все последуйте епископу, как Иисус Христос -Отцу, а пресвитерству - как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви ... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь" (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8). Православная Церковь исповедует, что "без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святого Духа получил преемственно данную от Бога власть решить и вязать, - есть живой образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Духа Святого, - обильный источник всех таинств вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира". (Послание Восточных Патриархов).
Поэтому любые попытки обращаться к народу Божию помимо Священноначалия, противопоставлять верность чистоте спасительного церковного учения - иерархическому строю Церкви, являются изменой догмату о Церкви, выраженному в Священном Писании Нового Завета и в Святоотеческом Предании.
С другой стороны, грех раскола - это грех против церковной соборности. Все вопросы, возникающие в церковном сообществе, должны обсуждаться и разрешаться народом Божиим в единстве с епископами Церкви.
Одним из таких вопросов является отношение Церкви к современным процессам общественного развития, которые постепенно приобретают общемировой размах. Очевидно, что в XXI веке под влиянием социально-политических, экономических и технических факторов будет происходить формирование нового мира. Этот процесс, получивший название глобализации, оценивается по-разному.
Некоторые считают, что глобализация - это объективный исторический процесс. Немалую роль в ней играют новейшие достижения в области техники, особенно компьютерных систем. Говорят даже об информационной революции, которая становится перманентной, каждодневной.
Именно с этими радикальными изменениями связаны опасения, что глобализация с ее унификацией, а также сосредоточением информации и власти в руках немногих, представляет угрозу для свободы человеческой личности и культурного своеобразия народов. Очевидно, что эти настораживающие процессы должны быть изучены и поставлены под общественный контроль.
Вместе с тем существуют и факторы, препятствующие глобальным тенденциям, и это приводит некоторых исследователей к выводу, что глобализация - не более, чем очередной утопический проект.
Действительно, если взглянуть на современный мир с "глобалистской" точки зрения, то нельзя не заметить, что этот мир весьма неоднороден, что в нем обнаруживается многообразие - культур, мировоззрений, религий, способов социальной организации. И таким образом, становится очевидно, что стремление к глобализации неизбежно столкнется с сопротивлением со стороны противоположного стремления сохранить своеобразие и самобытность, свободу культурного и религиозного самоопределения.
Вопросы, связанные с глобализацией, рассматриваются в соответствующем разделе "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви". Однако мы должны продолжать работу над осмыслением сложных проблем, с которыми сталкивается современное общество, чтобы они были освещены с точки зрения христианского учения и духовного опыта Церкви Христовой.
Итак, позвольте на этом мое вводное выступление закончить, а пленум считать открытым.
Верю, что наше нынешнее собрание в стенах обители Живоначальной Троицы молитвенным предстательством преподобного Аввы Сергия свершится в мире и единодушии во славу Божию и на пользу Святой Православной Церкви.
|