Православие.Ru
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
тематические подборки

новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

ПРОЗЕЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ
РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В СИБИРИ
Аналитическая записка (в сокращении)

Святой Марк Эфесский
Святой Марк Эфесский

Католическая община на территории нашей епархии возникла как община ссыльных поляков (до революции) и немцев Поволжья (в годы Отечественной войны). К середине 80-х годов приход составлял несколько десятков человек, служил один священник. В последующие годы немцы, составлявшие основу прихода, большей частью выехали в Германию, тогда же начался стремительный рост числа католических священнослужителей и миссионеров в Новосибирске. На канонической территории Русской Православной Церкви стали открываться новые приходы и монастыри, построен огромный костел. Эта деятельность направлена отнюдь не на работу с традиционной католической паствой, сегодня весьма немногочисленной, она имеет прозелитический характер. Католики ведут занятия в общеобразовательных школах, где учатся отнюдь не католические дети. До последнего времени в Новосибирском педагогическом университете читались лекции по католицизму. Разнообразные монашеские конгрегации заняты благотворительностью, работает католическая семинария, готовящая русских ксендзов.

В Новосибирске иезуиты тихо и постепенно реализуют классическую схему миссионерства, разработанную в Папском восточном университете в Риме. Она очень проста: работа в больницах, в тюрьмах и образовательная деятельность. Оказалось, что для России это как раз то, что нужно.

Именно с больниц начали иезуиты в Новосибирске, превратив его в чуть ли не крупнейший центр католицизма в Сибири. В 1990 году там открылось отделение благотворительной католической организации "Каритас", помогающей лечебным учреждениям. Через год в городе появилась штаб-квартира администратуры Ватикана на Азиатской части России. Возглавил ее иезуит Иосиф Верт. С этого времени в городе началась настоящая экспансия католиков. В сентябре 1995 года в Новосибирске был создан иезуитский "Центр духовного развития Иниго" (Иниго - уменьшительное имя основателя ордена Иезуитов Игнатия Лойолы), а летом 1996 года открыт католический приют для детей. Тогда же на гуманитарном факультете Новосибирского университета католики стали читать лекции по богословию. В августе 1997 года произошло символическое для католиков событие - в Новосибирске был освящен кафедральный собор Преображения Господня. По такому случаю, Иоанн-Павел II даже направил Верту поздравление. А в декабре 1999 года на 21-ом дециметровом телеканале Новосибирска начала вещание Западно-Сибирская католическая студия "Кана", которая выходит теперь в течение полутора часов два раза в неделю. Для негосударственной религии, которой практически не на кого опереться, ведь почти все потомки ссыльных поляков уже давно покинули город, это очень серьезный успех.

Осенью 1996 года католический священник Каррадо принимал участие в правовой конференции, которая была организована одиознейшей псевдо-христианской оккультной сектой "Завет" и собравшей сектантов самых разных толков ради единой цели - ради борьбы с Русской Православной Церковью. Ради этого обсуждались методы возбуждения судебных процессов против тех православных, которые будут публично говорить о проблемах сектантства и инославной агрессии. В этой же конференции принимали активное участие известные сектозащитники А.В. Пчелинцев и В.В. Ряховский. В своем интервью Каррадо одобрил проводимое мероприятие.

В ноябре 1998 года Римско-католическая Церковь в лице благотворительной организации "Каритас" участвует в межрегиональной конференции "Фестиваль чудес", проводимой псевдо-христианской оккультной сектой "Церковь Завета". Более того, во время конференции распространялись материалы рекламирующие приходы римо-католиков на территории Новосибирска.

В 1998 году в новосибирском католическом костеле практиковалась совместная "служба", в которой принимали участие, кроме настоятеля католического собора, пастор "адвентистов 7 дня" и "священники" тоталитарной секты "Богородичный центр". Заканчивалось такое "молитвенное" собрание преподанием всем присутствующим всеобщего благословения одновременно от "пастырей" трех представленных движений, о чем свидетельствует видео запись совместного богослужения римо-католиков с членами "Богородичного Центра" и "Адвентистов 7 дня".

Вот пример прозелитизма Римо-католической Церкви в нашем городе. Летом 1996 года открыт католический приют, рассчитанный на 50 детей, с осени начался набор детей в него. Первыми тремя детьми в этом приюте оказались братья Беляйкины - Евгений, Димитрий и Виталий (14, 11 и 8 лет), до этого находившиеся в детском доме №1. Александро-Невское братство уже седьмой год духовно окормляет детей в этом детском доме. Миссионеры Братства проводят с детьми беседы, готовят детей к церковным таинствам и водят их в храм и воскресную школу. Братья Беляйкины были крещены весною 1996 года, начали посещать храм, исповедываться и причащаться. Их крестный отец Константин Бахтин, член Братства, часто встречался с детьми, водил их в храм. В начале декабря Виталий и Димитрий были переведены в католический приют из детского дома. Евгений жил в это время у Тамары Александровны Огневой, работающей в храме мч. Евгения, его в приют забрали из ее дома. Когда дети попали в католический приют, Огнева и Бахтин стали посещать детей, молится с ними, гулять (в ограде приюта), приносили детям духовные книги, просфоры и святую воду. Почти сразу православные встретились с настороженно-недоброжелательным отношением персонала, которое в дальнейшем стало явно враждебным. Ссылаясь на то, что Бахтин и Огнева не имеют юридического отношения к детям (действительно - что такое для католиков православный крестный отец?), стали препятствовать посещениям. Директор приюта итальянец Убальдо Орланделли по телефону угрожал Бахтину, а охранник приюта пообещал расправится физически, если тот еще раз придет. Оскорблениям подверглась и Огнева. У детей отобрали православные книги.

При создании приюта католики многократно подчеркивали, что в приюте не будет вестись религиозное воспитание. И в действительности, за несколько недель, когда дети находились в приюте их воспитанием хозяева приюта не занимались, возможно, из-за плохого знания русского языка. Особо следует отметить, что сотрудником приюта в свое время являлся и некий молодой немец, проходивший здесь в России альтернативную службу - вместо службы в Бундесвере он пожелал поехать на миссионерскую работу в отсталые страны. Очевидно, что в приюте дети не получат национального, патриотического воспитания, тем более - воспитания православного. Здесь формируются совсем иные ценности - экуменизм, западная культура, отрицание российской истории. Очевидно также, что декларируемая нерелигиозность приюта - не более чем лукавая ширма для прикрытия старинных планов Рима по окатоличиванию России. Вспомним, что в России не существовало больших групп русских католиков. Католики в России всегда были этническими группами, либо это были те единицы, кто сознательно решался отречься от России и Православия и принять чужую веру. Всегда при насаждении католицизма на славянских землях результатом была кровь, проливаемая в течение последующих столетий православными. Так было и так есть сегодня в Сербии, на Украине и Белоруссии.

Другой пример: в Черепаново, в храм во имя Всех сибирских святых стал приходить диакон католической церкви и распространять среди прихожан католическую литературу, заявляя что время разделений окончилось и православные могут общаться с католиками. Обращаясь к настоятелю храма, он требовал, чтобы ему было дозволено служить в этом православном храме и причащаться. На многочисленные увещевания настоятеля этот проповедник ереси не реагировал.

В марте 2000 года во время встречи с администрацией п. Красноозерск представителя информационно-консультационного центра по вопросам сектантства было выяснено, что в средней школе в кабинете иностранного языка работает экспозиция католической духовной литературы и церковной утвари, что подтвердилось при посещении этой школы. Есть и другие примеры.

Итак, задача Ватикана - формирование среди православных, в особенности среди духовенства, группы, благожелательно относящейся к латинскому вероучению и служащей делу заключения унии. Как следует расценивать такую деятельность с точки зрения православных святоотеческих догматических и канонических источников?

Первое правило св. Василия Великого гласит: "Еретиками назвали они (т.е. святые отцы) совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся". Католичество - это ересь, так как содержит множество нововведений , искажающих весь строй духовной жизни, завещанный от апостолов. "Из ересей, распространившихся какими Бог весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь - папизм", - возвещает Окружное послание Восточных Патриархов 1848 года (пар.5). Перечислив основные ложные нововведения Рима, Собор Первоиерархов Православной Церкви определяет латинство так: " Таковое учение носит в самом существе своем и свойствах все признаки учения неправославного; а всякое неправое учение, касающееся догмата соборной Церкви о блаженной Троице, о происхождении Божеских Лиц, равно как и об исхождении Святаго Духа, есть и именуется ересью, а умствующие так - еретиками, по определению святейшего Дамаса, папы римскаго (который говорит так): "кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом неправо, тот еретик". Потому Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, следуя святым Отцам восточным и западным, как древле при Отцах наших возвещала, так и ныне вновь возвещает соборне, что сие нововведенное мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики, по упомянутому соборному определению святейшего папы Дамаса; составляющиеся из общества, суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви - беззаконно, по силе особенно, седьмого правила Третьего Вселенского Собора" (пар.5).

Окружное Патриаршее и Синодальное послание Константинопольской Церкви 1895 года, имеющее бесспорный догматический авторитет определяет: "Нынешняя римская церковь есть церковь нововведений, подделывания писаний Отцов Церкви и извращенного толкования Св. Писания и определений Св. Соборов. Поэтому благомысленно и справедливо она отвергнута и отвергается, пока упорствует в своем заблуждении. "Ибо лучше похвальная война, говорит божественный Григорий Назианин, чем мир, отделяющий от Бога" (п.20). Святые Отцы Православной Церкви постоянно называют латинство ересью. Святитель-исповедник Марк Эфесский свидетельствует: "Мы отвратились от них (то есть от католиков) как от еретиков" . Преподобный Феодосий Печерский завещает князю Изяславу: "Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте, и всякого учения их избегайте, и нравов их гнушайтесь". Преподобный Амвросий Оптинский, старец, известный своей кротостию и мирным нравом, в 1849 году пишет очень резкое письмо, обличающее латинскую ересь и все интриги и настоящую войну против православия: "Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение". Святой праведный Иоанн Кронштадтский обличал папизм так: "Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская церковь - в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении ... Никаких компромиссов с ересью не может быть и никакого общения."

Богослужение Святой Православной Церкви также однозначно догматически закрепляет отношение к папизму как к ереси и бесовской прелести: "Радуйся, латинския учения презревый, и прелесть их в ничтоже вменивый" (служба св. кн. Александру Невскому, 23 ноября, икос в каноне). "Отгнал еси тьму глубокую еретичествующих , Александре преславне" (там же, тропарь 9-й песни канона). "Ревность православия, воспылав в твоей чистей души, испепели еретиков языкоболия, Марко блаженне" (служба св. Марку Эфесскому , 19 января, ин канон, 9-я песнь). Об опасности католической ереси свидетельствовали святые Афанасий Брестский, Максим Грек, Иосиф Волоцкий, Иов Почаевский, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов. Примеры отношения святых Отцов Церкви и всех вероучительных источников Святой Православной Церкви к латинству как к опасной ереси можно умножать. Святые Отцы утверждают, что таинства католиков, как и всяких еретиков безблагодатны. Сообщения о совместных служениях православных с католиками, которые стали появляться в последнее время в печати, не могут не тревожить нас, пастырей Русской Православной Церкви, ведь мы давали присягу перед Святым Крестом и Евангелием соблюдать стадо Христово в церковной ограде и верности Святой Православной вере. Контакты с католицизмом опасны, ибо влекут за собой проникновение в нашу церковную среду богословского модернизма, ведут к нестроениям и расколам, угрожают отпавшим от Святоотеческого Православия лишением спасения.

В 1997 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви охарактеризовал деятельность Римско-католической Церкви как продолжающуюся экспансию унии и прозелитизм, чему следует противостоять.

Информационно-аналитический Центр
Александро-Невского Братства


23 / 04 / 2002

Смотри также:

Аналитическое обозрение:
Тематические подборки:




editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU