Православие 2000
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
  АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
   

 

НЕ ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В ТРЕТИЙ РИМ

1. Святейший Патриарх Алексий неоднократно (в последний раз в мае, во время пресс-конференции в Российском посольстве в Токио) заявлял о том, что в настоящеее время встреча Его Святейшества с Римским Понтификом невозможна ввиду множества неразрешенных проблем между Русской Православной Церковью и Католической церковью. Патриарх Алексий отмечал, что встреча между Патриархом Московским и всея Руси и Папой Римским не должна носить характера парадного мероприятия без конкретных результатов. По мнению Патриарха, она должна принести ощутимые изменения к лучшему в отношениях между Ватиканом и Русской Православной Церковью. Однако пока что этого до сих пор не наблюдается: Католическая церковь продолжает вести себя крайне недружелюбно и неуважительно по отношении к Православной Церкви, которую лишь на словах называет "Церковью-сестрой".

В подобных условиях приглашение посетить Россию, направленное папе, поставило бы Предстоятеля Русской Православной Церкви и ее иерархов в крайне неудобное и двусмысленное положение, что с неизбежностью отозвалось бы на столь успешно развивающихся отношениях Церкви и государства.

2. Приглашение посетить Россию, если таковое будет направлено президентом Иоанну Павлу II, без сомнения вызовет непонимание и резко отрицательное отношение со стороны абсолютного большинства православных верующих России (а это как минимум несколько десятков миллионов человек, если даже не принимать во внимание людей, крещенных в Православной Церкви, но не участвующих в церковной жизни). Приезд папы-поляка в Москву, некогда поруганную и сожженную поляками-католиками, будет воспринят православными русскими людьми как жестокая пощечина их религиозно-патриотическим чувствам. Исторический опыт показывает, что Россия всегда видела в римском католицизме источник бед и нестроений (достаточно вспомнить агрессию Ливонского ордена на Новгородско-Псковских землях при св. Александре Невском, попытку насаждения Флорентийской унии в XV веке, трагедию Смутного времени начала XVII века, насаждение Брестской унии и гонения на православных в захваченных Польшей западнорусских землях в ХVI-ХVIII вв. и т.д.). Исторически Ватикан воспринимался русским сознанием как недруг, и подобное восприятие католицизма сохранилось в ментальности русского народа, в том числе и тех его представителей, которые в настоящее время достаточно далеки от Церкви.

Нельзя также не принимать во внимание и того момента, что вопрос о католицизме в России всегда был сопряжен с польским вопросом. Традиционное историческое противостояние России и Польши всегда накладывало отпечаток на отношение русского народа к латинству. Это актуально и сегодня, когда с одной стороны, отношения между Россией и Польшей далеки от оптимальных, а с другой - польский элемент в российском католицизме продолжает доминировать.

Кроме того, большинство верующих вообще резко не приемлет никаких экуменических инициатив, видя в них попрание православной традиции и вредное воздействие, практически уже не христианского, западного сознания. Наконец, нельзя не видеть, что Римский Папа в сознании многих россиян сегодня воспринимается как символ, олицетворение того самого Запада, недружелюбие которого к современной России имеет столь много проявлений в последнее время и который многими нашими согражданами воспринимается в качестве одной из причин тяжелого положения нашего Отечества.

3. Говоря о возможности визита Римского Папы в Москву, также необходимо было бы максимально объективно оценить итоги папских визитов в другие страны с преимущественно православным населением - Румынию и Грузию. Прежде всего, следует отметить, что в обоих случаях государственные власти фактически принудили Священноначалие Румынской и Грузинской Поместных Православных Церквей направить со своей стороны приглашение Папе. Это оставило очень тягостное впечатление среди народа церковного. И если в Румынии, где большинство населения выступает за интеграцию в европейские структуры и НАТО, папский визит встретил более спокойное отношение, то этого нельзя сказать о Грузии. Подавляющее большинство верующих этой страны отнеслось к папскому визиту негативно. Имели место митинги протеста, сбор подписей против визита, открытые письма и т.д. Негативным было и истинное отношение Священноначалия Грузинской Церкви к приезду Папы: не секрет, что Патриарх-Католикос Илия II дал свое согласие на визит Папы в Тбилиси только под неприкрытым давлением со стороны президента Шеварднадзе. Во время самого визита несколько раз возникали поистине скандальные ситуации, никак не способствовавшие улучшению взаимопонимания между православными и католиками. Так, Патриарх-Католикос Илия открыто призвал православных ни в коем случае не приходить на папскую мессу во дворец спорта в Тбилиси. А во время посещения кафедрального храма Светицховели Папе, пожелавшему войти в алтарь собора, было в этом отказано на основании православных канонов.

Наконец, если оценивать итоги этих визитов, то следует признать, что они имели минимум положительных последствий для государств, которые посетил Папа, и были отрицательными для Православных Церквей этих стран. Кроме эффектных встреч с Папой, несколько повышающих рейтинг, политики не получили практически ничего. В то же время в Румынии после папского визита еще более осложнилась проблема местных греко-католиков, требующих пересмотра церковной собственности. В Грузии папский визит способствовал укреплению положения местных раскольников-радикалов, находящихся в правой оппозиции по отношению к Патриарху-Католикосу Илие и критикующих его за участие в экуменических акциях. Кроме того, уже на второй день визита в Грузию Папа объявил об учреждении в этой стране католической епископской кафедры, что, разумеется, многократно усилит прозелитическую активность Ватикана в этом регионе.

В ряде других стран, где со стороны политиков также возникала идея приглашения Папы Римского, Священноначалие местных Православных Церквей очень трезво смотрит на возможные отрицательные последствия папского визита, а потому выступает против подобных контактов. В частности, в Греции о категорическом нежелании видеть здесь Римского Понтифика резко заявили архиепископ Афинский и всея Греции Христодул и Священный Синод Элладской Православной Церкви. Недавно о нежелательности приезда Папы в Болгарию заявил от имени Болгарской Православной Церкви митрополит Доростольско-Червенский Неофит.

4. Говоря о причинах, которые, как заявлял Святейший Патриарх Алексий, препятствуют встрече Его Святейшества с Папой, прежде всего следует отметить продолжающийся прозелитизм католиков в России. Поведение Католической церкви на канонической территории Русской Православной Церкви можно образно характеризовать как "духовное мародерство". Пользуясь невероятными сложностями, с которыми Православная Церковь сталкивается в постсоветской России, преодолевая духовный вакуум, оставшийся в наследство от коммунистического периода, Ватикан торопится достигнуть своих корыстных целей в нашей стране. Имея гигантские финансовые возможности, давно отработанные методы миссионерской деятельности, развитую информационную сеть, Католическая церковь вместо того, чтобы оказать всемерную поддержку "сестре" - Русской Православной Церкви - занимается духовно-нравственным грабежом на ее каноническом пространстве. Это беззастенчивое использование трудностей сегодняшнего дня весьма напоминает широко известные планы Ватикана в отношении Октябрьской революции, которую Католическая церковь радостно приветствовала и надеялась использовать антиправославную деятельность большевиков в целях распространения своего влияния в России.

5. Как пример активной прозелитической деятельности Ватикана в России прежде всего следует указать на двукратное увеличение епархиальных структур католической церкви в России в минувшем 1999 году и образование Епископской конференции католических иерархов России. Подобными шагами Ватикан беспардонно попирает традиционно существовавшие между Московским Патриархатом и католической церковью нормы отношений: в соответствии с ними Русская Православная Церковь из уважения к Ватикану до сих пор деликатно избегает поставления православного епископа (хотя бы и титулярного) на территории Италии, несмотря на то, что потребность в этом есть и становится все более ощутимой в последние годы. В то же самое время католики поставили в России уже четырех епископов. И хотя в настоящее время католические епархии в России формально именуются "апостольскими администратурами", де-факто это уже полноценные епархиальные структуры. Причем, бывший нунций Ватикана в России архиепископ Джон Буковски незадолго до своего отъезда из Москвы на одной из пресс-конференций сообщил, что в ближайших планах Ватикана - именно создание настоящих католических епархий в России.

6. Обращает на себя внимание и такой примечательный факт: нынешний католический епископ, возглавляющий администратуру Запада Сибири, - Иосиф Верт - является членом "Общества Иисуса" - ордена иезуитов. Между тем устав ордена категорически воспрещает иезуитам занимать епископские кафедры, за исключением тех, которые представляют для католической церкви исключительный интерес в плане миссионерской деятельности. Иезуиты в настоящее время чрезвычайно активны на территории России. Высокопоставленным иезуитом является нынешний секретарь епископской конференции России Станислав Опеля. Иезуиты создали в Москве свое высшее учебное заведение - философский колледж. Они чрезвычайно активны в Московском университете, особенно на факультете журналистики. Внедрившись в структуры Новосибирского университета, иезуиты развернули здесь масштабную прозелитическую деятельность. Ее плодами стало, по сути, превращение Новосибирска в крупнейший центр католицизма в России - здесь за несколько последних лет построены кафедральный костел, семинария, налажен выпуск газеты, регулярно проводятся миссионерские съезды католического духовенства и монашествующих.

7. С каждым днем все более увеличивается число священников и мирян, приезжающих в Россию для миссионерской деятельности. Их количество абсолютно неадекватно числу верующих католиков - здесь налицо именно прицел на дальнейший прозелитизм. Ссылки католической стороны на то, что просветительская работа ведется исключительно среди представителей тех народностей, которые традиционно исповедуют католицизм (поляки, немцы, чехи и т.д.) - абсолютно необоснованны. С одной стороны, большая часть представителей этих народов, проживающих в России, естественным образом ассимилировалась за время жизни нескольких поколений. С другой стороны, показательно, что подавляющее большинство прихожан в католических костелах - это русские и представители иных некатолических народностей. О методах их привлечения к католицизму свидетельствует, например, деятельность монахов-салезиан в г. Алдан (Якутия). Здесь построен целый центр, куда местное население привлекают регулярными раздачами гуманитарной помощи, бесплатной литературы, разного рода культурными мероприятиями. Естественно, что обнищавшие, как и весь народ России, вынужденные тратить огромные средства на восстановление порушенных старых и строительство новых храмов, православные приходы, как правило, не в состоянии конкурировать с активностью католиков в социальной сфере. Это особенно заметно в отдаленных регионах Сибири и Дальнего Востока, где Православная Церковь в советские годы понесла наиболее ощутимый урон, а православная традиция еще не успела окрепнуть среди сравнительно недавно обращенных в христианство местных народов.

8. Наличие в России огромного числа иностранных католических священнослужителей, не имеющих российского гражданства, ставит перед нами еще ряд вопросов. Для российских спецслужб не является секретом, что Ватикан занимается сбором разведывательной информации на тех территориях, где действуют католические священнослужители. Едва ли Россия является исключением. Подавляющее большинство католических священнослужителей (особенно это касается поляков по происхождению) настроено весьма недружелюбно по отношению к России, что, естественно, отражается в их пастырской работе и формирует определенный настрой среди паствы. Причем, данную ситуацию вряд ли возможно выправить предоставлением католическим священнослужителям российского гражданства, что предлагает католическое священноначалие в России.

Католические клирики и монашествующие, не являющиеся гражданами России, способны вызвать серьезные затруднения в правовой сфере. В качестве примера можно привести эпизод из деятельности польских католиков в Белоруссии. Священнику Брестского костела, являющемуся гражданином Польши, было отказано в продлении визы ввиду его недружелюбной позиции в отношении Белорусского государства. Тем не менее, ксендз отказался покинуть Белоруссию в указанный срок, сославшись на то, что он имеет соответствующее указание от примаса католиков Беларуси кардинала Казимира Свентека, которые для него более значимы, чем предписания белорусского суда.

9. Еще одним примером деятельности Ватикана в России, крайне недружелюбной и двуличной по отношению к Православной Церкви, является распространение приходов т.н. "восточного обряда" на территории нашей страны. Католические приходы, богослужение в которых совершается по греко-православному обряду являются наиболее изощренной и лицемерной формой прозелитизма, изобретенной иезуитами в XX столетии. Именно такие приходы наряду с имеющими сходную обрядность униатскими (украинскими греко-католическими) в настоящее время создаются католиками в России. Причем, практически все они не зарегистрированы в органах юстиции и действуют полулегально, соблазняя мало сведущих людей своим мнимо православным обликом. Между тем все эти приходы официально находятся в юрисдикции епископов-администраторов. Наличие подобных общин мотивируется, как правило, необходимостью окормления униатов-украинцев, проживающих в России. Однако в реальности большинство этих приходов совершает богослужение не по специфическому, уже сильно отличающемуся от православного, обряду, а именно по настоящему восточному, и расчет здесь делается именно на привлечение православной паствы, а не традиционных греко-католиков. Примером могут служить, в частности, подобные общины в Москве и Западной Сибири. Причем, в некоторых из них служат священники русского происхождения (например, Сергий Голованов), большинство из которых прошло выучку у греко-католиков на Западной Украине и в Польше.

10. Следует отметить еще одну сферу деятельности, в которой католики проявляют чрезвычайную активность - СМИ. При этом опять-таки Ватикан беззастенчиво пользуется материальными затруднениями Православной Церкви. Если Московский Патриархат так до сих пор и не смог должным образом наладить регулярное и массовое издание православных газет и журналов, то газета российских католиков и другие их издательские проекты финансируются напрямую из бюджета Ватикана и соответственно этому успешно развиваются.

То же самое касается телевидения и радиовещания. Если православное телевидение делает только робкие попытки освоения телеэфира, то в ряде регионов телевещание католиков осуществляется практически ежедневно, иногда по несколько часов в день. В Москве и Петербурге практически круглосуточно производится вещание католических радиоканалов, тогда как испытывающие огромные финансовые затруднения православные верующие могут противопоставить им лишь одно-единственное радио "Радонеж", чье вещание не превышает 2-3 часов в день.

Особенно цинично выглядит деятельность основанного И. Иловайской-Альберти т.н. "Церковно-общественного канала", в работе которого участвуют несколько модернистски и прокатолически настроенных православных священников. Несмотря на высказанное Святейшим Патриархом Алексием возмущение их деятельностью, эти клирики продолжают свое сотрудничество с антиправославным радиоканалом, вводя в заблуждение слушателей тем, что они якобы представляют Православную Церковь. Поддержка подобных обновленчески и экуменически настроенных священнослужителей, чья деятельность расшатывает изнутри каноническую дисциплину и служит соблазном для многих верующих, также является целенаправленной акцией Ватикана, задача которой - деструктивное воздействие на Русскую Православную Церковь.

11. Следует также особо отметить, что отношения между Ватиканом и Русской Православной Церковью осложняет и проблема возрожденной на Западной Украине греко-католической церкви. Деятельность последней, сопровождающаяся невиданным по масштабу насилием, привела, как неоднократно отмечал в своих выступлениях Святейший Патриарх Алексий, практически к полному уничтожению трех православных епархий: Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской, - до крайности осложнила обстановку и в ряде других епархий Запада Украины. И хотя ныне эти регионы принадлежат суверенному Украинскому государству, подавляющее большинство населения последнего - это православные верующие, пребывающие в юрисдикции Московского Патриархата и тем самым сохраняющие свое духовное единство с русским народом. Не учитывать этот фактор при определении перспектив взаимоотношений между Ватиканом и Россией было бы серьезной недооценкой реалий религиозной жизни, способной привести к непоправимым ошибкам.

"Радонеж"

Смотри также:
РИМСКИЙ ПАПА ПРИГЛАШЕНИЯ НЕ ДОЖДАЛСЯ

ЭКСПАНСИЯ КАТОЛИЦИЗМА В РОССИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗМОЖНОГО ВИЗИТА ПАПЫ РИМСКОГО В МОСКВУ


  © ПРАВОСЛАВИЕ 2000