Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре.
Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине, Черниговской губернии.
Окончил Киевскую духовную академию.
В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре.
В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха.
С 1747 года - профессор богословия и философии и префект академии.
С 1 августа 1751 года - архимандрит Киевского Братского монастыря.
С 30 августа 1752 года - ректор академии.
20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Тимофеем Щербацким и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского.
В 1762 году присутствовал в Москве на коронации Екатерины II.
с 14 декабря 1772 года (после 1-го раздела Польши и присоединения Белоруссии к России) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским.
В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя прав. Иосифа.
22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.
Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в Спасской церкви г. Могилева.
Георгий Конисский был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносивший новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя "тщательным и добропорядочным правителем и учителем". Писал стихи, первый в Киеве изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария Булгакова, "бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников".
Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. "Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог" - говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников - "немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати". В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, "необузданный разврат".
Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.
Архиепископу Георгию пришлось приложить много руда для сохранения своей паствы в верности Православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографии.
Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого Православного населения Польши от теснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу.
В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше.
Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов.
Когда Могилевская епархия отошла к России, то по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной II был разрешен переход униатов в Православие. В течение трех лет присоединилось к Православию 112.578 униатов.
Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор Садковский был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год сделан епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии.
Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников. Много писал. В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственностью масонства - этого "просвещения, во тьме деемого".
Проповедь его увлекала слушателей своей искренностью. Всю жизнь "трубил" он, как верный, бдительный страж в защиту Православия и не было преувеличением, когда про него говорили, что он "за Церковь святую до крови подвизался".
Занятый мыслью о приближении смертного часа, преосвященный Георгий составил письмо к имеющему заменить его архипастырю с поручением его вниманию своих родных и ближайших служителей, изготовил также духовное завещание и даже эпитафию себе, которую и держал вырезанною на медной доске в том виде, в каком на должна была быть помещена на его гробнице. Вот эта надпись:
"Колыбель Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду,
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из конисских дому,
Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут падла закрыл грешны кости.
Год седьмисотый пятый девяностый.
Архиепископ скончался, завершив непостыдно сорокалетие святительства, исполненного образцовых подвигов веры и терпения. Жизнь и труды его, став достоянием истории, навсегда пребудут живым заветом любви к правде, мужеству и верности долгу.
Труды:
- "О должностях пресвитеров приходских" (руководство приходскому духовенству), 1776.
- "Исторические известия о епархии Могилевской", 1775.
- "Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью". ("Чтен. в общ. ист. и древн. Рос.", 1847, N 8).
- "Слова и речи". Могилев на Днепре, 1892.
- "Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедающих в Польше и Литве", изд. 1767.
- "О воскресении мертвых" (трагедия), интермедии. ("Древняя и Новая Россия", 1878, ч. III).
Литература:
- Рункевич С. Г. "История Минской архиепископии 1793-1832" СПБ, 1893, стр. 8-392.
- Пятницкий И., "Георгий Кониский, архиепископ Могилевский". Могилев на Днепре, 1908.
- Соловьев С. М. "История России", кн. V, стр. 829-830, 1079, 1080, 1123, 1372, 1373, 1395; кн. VI, стр. 53, 142, 418, 343, 490, 514, 515, 528.
- Ливотов, "Георгий Конисский, архиепископ Белорусский". ("Русск. Обзор.", 1895, N 3, 4, 5).
- Макарий, "История Киевской академии", стр. 143-148.
- Колосов Н. А., "Георгий Конисский" (по поводу столетия со дня его кончины). М., 1895.
- Едлинский, священник, "Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую". СПБ, 1903, т. III, стр. 215-232.
- Соловьев, "История падения Польши", стр. 32, 33, 35, 82.
- Вишневский Д., "Киевская академия в 1-й половине XVIII века". стр. 142, 203.
- Аскоченский, "Киев", т. II, стр. 118, 126.
- Заведеев П., "История русск. проповедничества". Тула, 1879, стр. 107-121.
- Просторжинский М. А., протоиерей, "История русск. церк. проповеди". Изд. 2, Киев, 1891, стр. 513-531.
- Голубинский, стр. 301, 570.
- Булгаков, стр. 1404.
- Толстой Ю. N 90.
- Денисов, стр. 299.
- Строев П., стр. 11, 493.
- Гатцук, "Календарь на 1883 год", стр. 13..
- Пушкин, "Сочинения", т. V, (изд. под ред. Морозова), стр. 287-291 (Рецензия на соч. Георгия).
- Списки архиеерев, N 90.
- Летопись Е. А., стр. 724, 733, 757.
- "Сборник ист. филолог. общ-ва при институте кн. Безбородько", т. I, стр. 41-77; 113- 127.
- "Руководство для сельских пастырей", 1871, I, II, NN 25, 26, 27, стр. 266, 298, 348, 418 (статьи Малиновского).
- "Портреты именитых мужей Российской Церкви". М., 1843, стр. 39, 40.
- "Труды К. Д. А.", 1868, июль, стр. 109-146.
- -"- -"- 1870, август, стр. 450-464; сентябрь, стр. 359-538.
- -"- -"- 1873, март, стр. 164.
- -"- -"- 1893, I, стр. 133-143.
- -"- -"- 1894, I, стр. 127-143.
- "Приб. к Ц. В.", 1894, N 32, стр. 1109.
- -"- -"- 1895, N 6, стр. 213-217; N 45, стр. 1628-1629.
- "Христианское Чтение", 1873, январь, стр. 1-46; 309-339.
- "Странник", 1868, N 3, (статья Григоровича).
- "Могилев. епархиальные ведомости", 1892 (новейшее наиболее полное собр. проп. Георгия конисского).
- "Русский Паломник", 1895, N 6, стр. 86-88; N 7, стр. 102-105.
- "Правос. Собеседования", 1909, стр. 438; июль-август, стр. 210.
- "Исторический Вестник", 1885, т. 21, стр. 448.
- -"- -"- 1890, март, стр. 705.
- -"- -"- 1906, август, стр. 617.
- -"- -"- 1908, март, стр. 779.
- "Русская Старина", 1871, август, стр. 99-100 п/стр. стр. 114-116, стр. 120, 129, 191-192.
- -"- -"- 1877, т. 19, стр. 130.
- -"- -"- 1880, январь, стр. 125.
- "Русский Архив", 1889, кн. I, стр. 407, ("Из записок фельдмаршала кн. Пескевича").
- -"- -"- 1893, кн. I, стр. 225-226, ("Письма м. Филарета, к С. Д. Нечаеву").
- -"- -"- 1895, кн. 1-я, N 3, обложка; кн. 2-я, N 6, стр. 158; кн. 2-я, N 7, стр. 400.
- -"- -"- 1903, кн. 3-я, N 10, стр. 258 п/стр. 2.
- -"- -"- 1910, кн. 2-я, N 8, стр. 355-357
- "Ж. М. П.", 1945, N 1, стр. 44.
- -"- -"- 1946, N 2, стр. 20-29.
- "ЖПБ", т. XI, стр. 409-502, 504, 505.
- БЭЛ, т.IV, стр. 228.
- БЭС, т. I, стр. 631-632; т. II, стр. 1582.
- ЭС, т. XV-а, стр. 954.
- РБС, т. IV, стр. 432-437.
Смотри также:
Документы истории:
Встреча с Православием:
|