Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре.
Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
|
Родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце, Орловской губернии в семье священника.
Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей.
В 1819 году он окончил семинарию и, как один из лучших ее выпускников, был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии.
В высшем отделении академии Иоанн Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование, как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.
В 1823 году Иоанна Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же после окончания академии, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка С-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца - еще и ректором С-Петербургского Александро-Невского училища.
10 декабря 1823 года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а 29 декабря 1823 года - во иеромонаха.
10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в С-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии.
За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстра-ординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро.
16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.
Архм. Иннокентий вскоре затмил своими лекциями всех профессоров академии. Он читал отличительное затем основное богословие, где в полной мере раскрылись замечательные стороны таланта и образования молодого профессора. Он был всесторонне развит, интересуясь не только духовными, но и светскими науками и часто своими суждениями о различных предметах поражал даже специалистов.
За 6-летний период службы в С-Петербургской академии архимандрит Иннокентий оставил о себе неизгладимое впечатление.
Он в это время прославился и как отличный духовный проповедник. Своими вдохновенными речами он пробуждал, увлекал, восторгал умы слушателей.
Кроме преподавательской деятельности архимандрит Иннокентий с успехом выполнял целый ряд поручений Комиссии духовных училищ, за что был несколько раз удостоен наград и различных поощрений. Активно занимался молодой профессор и научной деятельностью. За различные сочинения историко-богословского характера 3 сентября 1829 года профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена высшая ученая степень - доктора богословия.
Однако можно сказать, что не наука была его истинным призванием, а искусство человеческого слова. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. "Светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя ученость, увлекательное красноречие, величественный и благолепный вид" - вот черты, которыми характеризовали современники прославленного Иннокентия.
27 августа 1830 года архимандрит Иннокентий был переведен в Киевскую духовную академию на должность ректора и профессора богословия.
Период ректорства архимандрита Иннокентия был периодом подъема Киевской академии. Он совершенствовал учебный процесс, тщательно подбирал преподавательский состав, улучшим материальное и бытовое положение воспитанников академии. Он умел угадывать таланты и всегда старался развивать их и поощрять. Со всеми студентами он всегда обходился ласково, вежливо и благородно, к недостаткам и проступкам их был снисходителен. В нем мудро сочетались строгость и благость. Он обычно вразумлял и исправлял виновных более устрашая, чем наказывая. Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но непамятозлобив и если на кого гневался, то сам первый и раскаивался в этом. Отличаясь необычайной работоспособностью, он читал массу книг и своих воспитанников приучал дорожить временем, любить труд.
К отличительным чертам его относились щедрость и даже расточительность в денежных вопросах, он был милостив ко всем, ищущим помощи, но особенно к лицам духовного сословия.
3 октября 1836 года в С.-Петербурге архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем, оставаясь в то же время ректором Киевской академии.
В связи с занятостью делами епархиального управления преосвященный Иннокентий вынужден был сложить с себя должность профессора богословия.
В это время епископ Иннокентий во главе группы профессоров академии занимался составлением "Догматического сборника", который явился настоящим памятником православной веры, характеризуя ее в течение всех столетий от возникновения православной церкви, а также богатым духовным учебным пособием для студентов.
1 марта 1840 года последовало назначение преосвященного Иннокентия епископом Вологодским, где он прослужил менее года. Но и за это короткое время он успел обратить заботливое внимание на дела местной консистории, на улучшение состояния духовных училищ, на обновление архиерейского дома и соборного храма, успел заняться обозрением и отчасти собранием вологодских древностей, составлением своих слов к вологодской пастве, за что получил признательность Святейшего Синода.
31 декабря 1840 года преосвященный Иннокентий был переведен в Харьковскую епархию, которой управлял в течение 7 лет. Правил он епархией, с исключительным благоразумием. Все боялись его, все говорили: "С этим Владыкою не шути!" Но вместе с тем все его любили, глубоко уважали и гордились тем, что преосвященный Иннокентий - Харьковский епископ.
В Харьковской епархии наряду с епархиальными делами по воспитанию паствы в духе благочестия, попечительства о монастырях и о духовных училищах, он не оставлял и своих литературно-научных трудов. Много занимался самообразованием, читал массу книг. Вот как вспоминает о нем его современник и близкий к нему протоиерей Г.: "Он не только ходил и сидел с книгою, но и засыпал не с книгою только, а и на книгах. Помню однажды, позвал он меня к себе на самый верхний этаж, называемый антресолями, где были главные его библиотечные комнаты, большие три или четыре. Смотрю, лежит он на широком диване, а принимал он, царство ему божие, всех, но особенно людей к нему близких, очень просто, можно сказать, дружески или отечески. "А, здравствуйте, отец! - был его привет, - садитесь около меня". Со всею скромностью я ему отвечал: "негде, Вы сами Владыка, на книгах". Он улыбнулся и сказал: "Правда! Но сказать ли Вам - тут-то, вот в них-то и покой на. Я никогда так не засну сладко и никогда не сплю так мирно, как с книгою в руках и в головах, особенно меня вразумляет чтение Святого Евангелия, возвышают послания ап. Павла, услаждают послания пап. Иоанна Богослова, проникнутые и дышущие любовию, а когда какое-либо облако находит, помрачается светлость души, я обыкновенно читаю 14, 15, 16 и 17 главы Евангелия Иоанна Богослова, где описываются прощальная беседа Господа нашего Иисуса Христа с возлюбленными его учениками. Советую и Вам то же делать" - и прибавил - "читайте, читайте и Вы, отче, серьезные книги, ничем так не питается и не возвышает дух наш и не приводится в гармонию, как чтением серьезным! Признаюсь у меня есть в обыкновении, если мысли не в порядке - я тотчас беру книгу и чтением их упорядочиваю. От того у меня, как Вы видите, столько и везде книг разложено".
В харьковский период преосвященным были изданы отдельными книжками целый ряд его бесед. Тогда же он занимался составлением и изданием акафистов: Страстям Господним, Покрову Пресвятыя Богородицы, Живоносному гробу и других.
15 апреля 1845 года "за отличное управление Харьковской епархией" епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
1 апреля 1847 года он был вызван в С-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде и прямо оттуда 24 февраля 1848 года был назначен в епархию Херсоно-Таврическую.
По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвященный Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, открыл в Крыму несколько монашеских скитов, восстановил монастыри: Тотемский, Ахтырский, Святогорский и Георгиевский-Балаклавский, собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России. Жители Одессы с благоговением и жадным вниманием слушали проповеди своего знаменитого архипастыря. Источником его проповеднического таланта были его сердце, полное высокой и искренной любви ко Христу и ближним, к истине, ко всему доброму и прекрасному.
В новой своей епархии архиепископ Иннокентий заложил и обновил множество храмов, занимался благоустройством семинарии. Крымский период архипастырской деятельности высокопреосвященного Иннокентия протекал в обстановке тяжелых испытаний для нашей страны. В 1853 году началась Крымская война. В это-то время проявилась еще одна замечательная черта его характера - истинного патриота. В период обороны Севастополя и Одессы он, несмотря на опасность, приезжал прямо к местам боев, воодушевляя солдат своими замечательными проповедями, сам совершал богослужения в походных храмах, проявил исключительную заботу о раненых воинах.
За доблестное служение Церкви и отечеству в тяжелое для России время архиепископ Иннокентий был удостоен ряда правительственных наград и поощрений.
Несмотря на такое напряженное и тревожное время, он не оставлял и литературной деятельности. Помимо издания двух томов слов и речей, он в это время составил еще несколько акафистов: Пресвятой Троице. Воскресению Христову, Архангелу Михаилу и другие.
Вскоре после прекращения войны архиепископ Иннокентий поехал с обзором своей епархии, останавливаясь на местах боев, совершал богослужения в разрушенных городах, приветствуя жителей с окончанием бедствия, осматривал поврежденные войной храмы и изыскивал средства для их восстановления.
В дороге он сильно заболел и вынужден был вернуться в Одессу. Болезнь его усиливалась с каждым днем. До самого момента кончины он находился в полном сознании. В день кончины, 26 мая 1857 года, именно на праздник Святой Троицы, т. е. в тот день, в который он отслужил свою первую литургию в Крымской епархии, архиепископ Иннокентий, как по обыкновению в этот день, попросил сделать ему постель из свежего сена. На рассвете в 5-м часу утра он встал, поддерживаемый келейниками несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: "Господи, какой день!" После этого попросил положить себя на приготовленное свежее сено, но через несколько времени поспешно сказал: "Скорее поднимите меня". И на руках келейников коленопреклоненный незаметно скончался.
Труды:
Сочинения (полное собрание). Шесть томов, СПБ, 1908.
т. I - 1) "Слова и беседы на Рождество Христово".
2) "Слова и беседы на праздники Господни".
3) "Слова и беседы на воскресные дни".
т. II - 1) "Слова и беседы на праздники Богородичные".
2) "Слова и беседы на дни святых".
3) "Слова при посещении паствы".
4) "Поучения на крестные ходы".
5) "Слова и речи к отдельным лицам".
т. III - 1) "Слова на высокоторжественные дни".
2) "Слова и речи при избрании в общественные должности и при открытии общественных учреждений".
3) "Слова надгробные".
4) "Слова по случаю общественных бедствий".
5) "Падение Адамово".
6) "О грехе и его последствиях".
7) "Беседы о смерти".
8) "Мысли о бессмертии". Заметки.
т. IV - 1) "Великий пост".
2) "Молитва святого Ефрема Сирина".
3) "Первая Седмица Великого поста".
4) "Страстная седмица".
5) "Светлая седмица".
т. V - 1) "Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа".
2) "Жизнь апостола Павла".
3) "Жизнь святителя Киприана".
4) "Беседы о природе".
5) Акафисты.
т. VI - 1) "О религии вообще".
2) "О человеке".
3) "О последней судьбе человека и мира".
"Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому". М., 1869.
"Слова к пастве Вологодской". Вологда, 1860.
"Слово по прочтении высоч. манифеста 14 марта 1848 г.". СПБ.
"Памятник веры".
"История соборов вселенских и поместных в их подлинных деяниях".
"Вертоград духовный".
"Церковный архив".
"Памятник Унии".
"Палинодий", изд. Захарии Копыстенского.
"Подробный Богословский словарь".
"История русской церкви в связи с историей церквей славянских".
"Не унывай" (стихотворение). ("Душеполезные Собеседования", 1905, стр. 148-151).
Литература:
- Погодин М., "Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического". М., 1867.
- Буткевич, "Иннокентий, архиепископ Херсонский", 1887.
- Заведеев П., "История русского проповедничества". Тула, 1879, стр. 210.
- Барсов, "Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский, по новым материалам", 1884.
- Его же, "Материалы для биографии Иннокентия архиепископа Херсонского", 2 т.
- Тузов, "Каталог", стр. 104-105.
- Макарий, "Биографические записки об Иннокентии" в V томе "Ученых зап. II отд. Акад. Наук", XXXVIII-IV.
- Архангельский Н., "Иннокентий архиепископ Херсонский, как учитель христианской нравственности". Казань, 1889.
- Полимпсестов И., "Мои воспоминания". СПБ, 1888.
- Нилус Сергий, "Служка Божией Матери и Серафимов".
- Савва, архиепископ, "Хроника моей жизни". Серг. Посад, 1902, т. IV, стр. 67, пр. 1, 261, 801; 1904, т. V, стр. 12, 58, 110 до 704.
- Толстой Ю., № 293.
- Булгаков, стр. 1397, 1403, 1416.
- Строев П., стр. 10, 20, 489, 733, 966.
- Родос. А., "Слов. восп. СПБ Дух. Акад.", стр. 20.
- Гатцук, "Календарь на 1883 г.", стр. 131.
- Денисов, стр. 300, 788, 792, 794, 795, 796, 797, 888.
- Списки архиереев, № 293.
- "Юбилейный сборник", стр. 17, 96, 249-252.
- "Письма Филарета митрополита Московского к высочайшим особам" Тверь, 1888, ч. I, стр. 128, пр. 1; ч. II, стр. 36.
- "Историко-стат. описание Харьковской епархии", отд. I, М., 1812, стр. 27.
- "Летопись Е. А.", стр. 826, 827.
- "Киево-Златоверх. Михаилов монастырь". киев, 1889, стр. 136.
- "Афонская летопись", ("Душеполезные Собеседования", 1898, октябрь, стр. 303, 304).
- "Труды К. Д. А.", 1884, июнь, стр. 258; август, стр. 583, 593; сентябрь, стр. 132.
- -"- -"- 1885, июнь, стр. 314; июль, стр. 472; август, стр. 671; сентябрь, стр. 156, 311.
- -"- -"- 1886, январь, стр. 119; февраль, стр. 261; апрель, стр. 603; май, стр. 142; август, стр. 640; сентябрь, стр. 178; октябрь, стр. 32; ноябрь, стр. 542; декабрь, стр. 732.
- -"- -"- 1888, ноябрь, стр. 118-127.
- -"- -"- 1889, август, стр. 632-646.
- "Изв. Казанской епархии", 1887, № 17, стр. 429.
- -"- -"- 1907, № 24. стр. 721-722 п/стр.
- -"- -"- 1903, № 3, стр. 21; № 9, стр. 652 п/стр.
- "Самарские епархиальные ведомости", 1886, № 11, стр. 226; № 12, стр. 250.
- -"- -"- 1901, № 2, стр. 99.
- "Православное Обозрение", 1888, май, июнь, стр. 498, 499.
- "Миссионерское Обозрение", 1901, стр. 146.
- "Странник", 1887, май, стр. 3.
- -"- -"- 1888, сентябрь, стр. 113.
- "Христианское Чтение", 1872, июнь, стр. 183-229.
- -"- -"- 1884, январь-февраль, стр. 188-220; март, апрель, стр. 489; июль-август, стр. 99-161.
- -"- -"- 1885, май-июнь, стр. 732-740, 798.
- "Исторический Вестник", 1884, февраль, стр. 336, 342; ноябрь, стр. 454.
- -"- -"- 1885, май, стр. 3, 75; декабрь, стр. 35.
- -"- -"- 1888, январь, стр. 1; март, стр. 726; ноябрь, стр. 10.
- -"- -"- 1890, август, стр. 408.
- -"- -"- 1895, февраль, стр. 650.
- -"- -"- 1900, июнь, стр. 795.
- "Русская Старина", 1874, январь, стр. 137, 138.
- -"- -"- 1876, октябрь, стр. 309.
- -"- -"- 1878, февраль, стр. 203 п/стр. 203; апрель, стр. 547-549 п/стр. 552, 562; ноябрь, стр. 373-376 п/стр., стр. 396, 367-398.
- -"- -"- 1879, апрель, стр. 651-708, 795; май, стр. 189-204; июнь, стр. 367-370; сентябрь, стр. 137-150, 161, 350.
- -"- -"- 1880, январь, стр. 112, 123, 126; февраль, стр. 434; июнь, стр. 225; ноябрь, стр. 789; сентябрь, стр. 215.
- -"- -"- 1881, июнь, стр. 204, 205, 318; апрель, стр. 781, 791, 794; октябрь, стр. 346; ноябрь, стр. 575-581.
- -"- -"- 1882, апрель, стр. 187.
- -"- -"- 1883, июнь, стр. 671, 673; июль, стр. 191-194.
- -"- -"- 1886, январь, стр. 183, 184.
- -"- -"- 1887, апрель, стр. 139 п/стр. 1.
- -"- -"- 1910, июль, стр. 86.
- "Православное Обозрение", 1871, т. 3, I-XII, стр. 614.
- -"- -"- 1872, т. 1, I-VI, стр. 262.
- "Церковный Вестник", 1891, № 25, стр. 392.
- -"- -"- 1908, № 31, стр. 970.
- "Душеполезное Чтение", 1900, ч. 3, стр. 4, 6, 607-623.
- "Воскресный день", 1900, № 52, стр. 618.
- "Ж. М. П.", 1945, № 4, стр. 70.
- -"- 1957, № 4, стр. 61-67.
- -"- 1958, № 2, стр. 38; № 4, стр. 29-31; № 9, стр. 52, 54.
- -"- 1959, № 4, стр. 61, № 11, стр. 39.
- "Ж. П. Б.", т. доп. II, стр. 364-403, 1908, май, стр. 241-257.
- "Приб. к Ц. В.", 1889, № 17, стр. 464 прим.
- -"- -"- 1897, № 8, стр. 299.
- -"- -"- 1900, № 31, стр. 1223-1236; № 52, стр. 2167-2173; № 50, стр. 2072-2076.
- -"- -"- 1903, № 37, стр. 1421.
- " Православный собеседник", 1874, январь, стр. 119.
- -"- -"- 1885, февраль, стр. 201-214.
- -"- -"- 1897, июль, стр. 6-13.
- -"- -"- 1898, май, стр. 192.
- -"- -"- 1899, февраль, стр. 334; апрель, стр. 425-442; май, стр. 701.
- -"- -"- 1902, сентябрь, стр. 125, 312.
- -"- -"- 1913, апрель, стр. 184.
- "Русский Паломник", 1900, № 50, стр. 842-844; 862-866.
- "Русский Инок", 1911, февраль, вып. 4, стр. 65; сентябрь вып. 41-42, стр. 24.
- -"- -"- 1912, вып. 49, стр. 46-51.
- "Русский Архив", 1871, № 7 и *, стр. 1136, 1307.
- -"- -"- 1887, кн. 3-я, стр. 245, 246, 249, 282 п/стр. 2, стр. 287, 362, 369, 374, 381 ("Филарет архиепископ Черниговский").
- -"- -"- 1888, кн. 2-я, стр. 365 ("Из записок сенатора К. Н. Лебедева" 1854); кн. 3-я, стрю 592-597 ("Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским").
- -"- -"- 1889, кн. 1-я, стр. 149, 521 ("Из записок сенаторая К. Лебедва"); кн. 3-я, стр. 425 ("Из бумаги Н. П. Гилярова-Платонова").
- -"- -"- 1893, кн. 1-я, стр. 144 п/стр. 1, стр. 216 п-с. 2, ("Письма митрополита Филарета к С. Д. Нечаеву"); кн. 2-я, стр. 177-182 ("Несколько слов о преосвященном Иннокентии Херсонском").
- -"- -"- 1895, кн. 2-я, № 6, стр. 178; № 7, стр. 277-278.
- -"- -"- 1897, кн. 2-я, стр. 176, 596 ("Записки графа М. Д. Бутурлина").
- -"- -"- 1898, кн. 1-я, стр. 303-304 ("Два письма архимандрита Виталия к архимандриту Филадельфу Пузыне"); кн. 2-я стр. 116, 117, 121 ("Граф Остен-Сакен - его письма").
- -"- -"- 1899, кн. 1-я, стр. 662 ("Воспоминания Н. Д. Богатинова").
- -"- -"- 1900, кн. 1-я, № 1, стр. 25.
- -"- -"- 1903, кн. 1-я, № 2, стр. 220, 246; № 3, стр. 372; кн. 3-я, стр. 91 ("Дневник И. М. Снегирева").
- -"- -"- 1904, кн. 2-я, № 5, стр. 50.
- -"- -"- 1912, № 7, стр. 444.
- БЭЛ, т. III, стр. 713; т. V, стр. 954; т. Х, стр. 619.
- БЭС, т. I, стр. 241, 944, 945; т. II, стр. 2271, 2275.
- БЭЮ, т. Х, стр. 723; т. XI, стр. 162.
- Н. Д., стр. 17, 48, 71, 74.
- РБС, т. VIII, стр. 110-115.
Смотри также:
Документы истории:
|