|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Документы истории
|
|||||
Уникальное Евангелие – семейная романовская реликвияЭто почти 400-летней давности Евангелие, имевшее статус семейной романовской реликвии, пожалуй, наиболее яркий экспонат (уже тринадцатый!) ежемесячно обновляемого выставочного проекта «Живая экспозиция: Царское Село в гостях у Исторического музея». Уникальный раритет царскосельской библиотеки связал, словно невидимыми нитями, начало и конец дома Романовых, замкнув круг истории династии. Сколько драматических событий русской истории овеяли своим дыханием священную книгу, напечатанную на Московском печатном дворе, – редчайшее, первоклассное по качеству печати и оформлению издание! Сколько царских особ и духовных лиц касались ее страниц с гравюрами, рисованными известным иконописцем Строгановской школы Прокопием Чириным! А история Евангелия такова… ОТ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ…
Той старицей была мать первого русского царя из рода Романовых – Михаила Федоровича (1596–1645). Марфа Ивановна происходила из боярского рода Морозовых и была женой одного из самых знатных людей государства – боярина Федора Романова. Она сыграла значительную роль в том, чтобы ее сын принял «Мономахову шапку» и обрел царские скипетр и державу. В 1613 году, после пресечения рода Рюриковичей и нескольких беспокойных лет Смуты, Земской собор призвал Михаила Романова на царство. В то время Марфа с сыном находились в Костроме, в Ипатьевском монастыре. Великое посольство прибыло туда с грамотой собора, но вначале ни Михаил, ни его мать не были склонны дать согласие принять трон. И лишь после трехдневных уговоров послов, пригрозивших, что в случае отказа «да настанет вновь междоусобие, да расточится царство Московское, да придут и расхитят нас враги», Марфа благословила сына на царство Феодоровской иконой Божией Матери. Спустя три столетия, на празднование юбилея дома Романовых, последний русский император Николай II со своей семьей прибудет в Ипатьевский монастырь, и огромные массы народа устроят им восторженную встречу. Лишь пять лет будут отделять царственных страстотерпцев от Ипатьевского монастыря до расстрела в доме Ипатьева в Екатеринбурге… Но вернемся к Михаилу Федоровичу, венчание которого на царство и миропомазание свершились 11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Через 13 лет состоялось его бракосочетание с молодой красавицей Евдокией из незнатного рода Стрешневых, и спустя год у них родилась дочь Ирина, которую всей душой полюбила Марфа. К тому времени Марфа стала игуменией Вознесенского монастыря в Кремле, где обычно постригались женщины из царского дома. Кстати, вся семья первых Романовых отличалась большим благочестием, при них возводились новые храмы и монастыри, а сам Михаил Федорович нередко предпринимал грандиозные паломничества. Вероятно, в связи с рождением долгожданной внучки в 1627 году старицей Марфой и был сделан вклад – Евангелие – в Благовещенский Шеренский монастырь в Кашинском уезде Тверской губернии, что был основан в начале ХVI века князем Юрием Кашинским, сыном Ивана III. …И ДО РОМАНОВЫХ ПОСЛЕДНИХ В ХVIII веке для Шеренского монастыря настал черный час. В результате церковной реформы Екатерины II в 1764 году он был упразднен и обращен в приходскую церковь. Неизвестно кто, несмотря на предостережение инокини Марфы, «какую хитрость учинил», продал или заложил уникальное Евангелие, но вместе с другим монастырским имуществом оно бесследно исчезло. Ходили слухи, что книга оказалась у старообрядцев, высоко ценивших и оберегавших церковные издания до-никоновской печати. И вот история делает стремительный бросок в начало ХХ века – время царствования последнего императора из династии Романовых. Здесь уместно напомнить о безграничной взаимной любви, которая связала Николая II и Александру Федоровну в нераздельное целое и которая всегда переплеталась с их искренней любовью к Богу. Это была истинно православная семья, где царили традиции и уклад благочестивых русских семей, а детей воспитывали в простоте и строгости. По вечерам государь часто читал вслух в семейном кругу, а государыня и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились. Пасхальные дни были самыми любимыми в августейшей семье. Светлый праздник Пасхи 1916 года царская чета провела в разлуке. Николай II выехал в военную ставку в Могилев и писал оттуда своей супруге: «Благослови тебя Бог, мое драгоценное сокровище, пошли тебе счастливой спокойной Пасхи!». Александра Федоровна поручила подыскать для пасхального подарка мужу несколько предметов старины, причем лучшим подарком в семье к церковным праздникам считалась книга (в личных покоях государыни в Александровском дворце находилось более шести тысяч книг).
В те дни Николай II, сидя за своим рабочим столом, где, рядом с бронзовым бюстом первого царя из рода Романовых, постоянно лежало подаренное супругой Евангелие, с горечью писал в своем дневнике: «Сколько еще времени будет наша несчастная Родина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда, что больше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать? И все-таки никто как Бог! Да будет воля Его Святая!» В августе 1917 года царскую семью повезли под охраной в Сибирь, а Евангелие осталось в их последнем убежище – в Царском Селе. ЗАМКНУЛСЯ КРУГ ИСТОРИИ Как Ипатьевский дом замкнул виток отечественной истории, начавшейся 300 лет назад в Ипатьевском монастыре, так и это Евангелие замкнуло круг истории династии Романовых – от первой царствующей семьи до последней. И снова бросок через десятилетия. В 1941 году библиотеки царскосельских дворцов (около 39 тысяч томов) были вывезены фашистами в Германию. После войны вернулось в Россию 8 746 книг. В то время Екатерининский дворец лежал в руинах, Александровский был передан в распоряжение Академии наук. Бездомные царскосельские книги распределились по разным учреждениям, в основном осев в Павловском дворце, где и хранились до конца минувшего столетия не разобранными. И лишь в 2000 году из Павловска в Царское Село поступило четыре тысячи томов, в том числе и Евангелие 1627 года. Божией милостью оно было сохранено и вернулось к нашим современникам. «Величайшая книга!», «Спасибо за экспозицию!», «Мы ощутили дух истории Российской империи» – спешат поделиться своими чувствами посетители выставки в книге отзывов. Экспозиция из Царского Села продлится в Историческом музее до 5 августа.
17 / 07 / 2007 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Педагогика в пустыни Жить на Земле, как потом на Небе Былой России чекан. Часть 2 Севастополь – Афины Былой России чекан Победит добрейший «В Австралии мы остаемся русскими» «Дело протоиерея Алексия Мальцева продолжается и сегодня» Русский о русских Бизнес и нравственность «Здесь, в России, мы ощутили духовную связь со своими корнями…» «Жить так, чтобы не ранить другого человека» |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |