Православный календарьПравославный календарь
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.

Уникальное Евангелие – семейная романовская реликвия

""Это почти 400-летней давности Евангелие, имевшее статус семейной романовской реликвии, пожалуй, наиболее яркий экспонат (уже тринадцатый!) ежемесячно обновляемого выставочного проекта «Живая экспозиция: Царское Село в гостях у Исторического музея». Уникальный раритет царскосельской библиотеки связал, словно невидимыми нитями, начало и конец дома Романовых, замкнув круг истории династии.

Сколько драматических событий русской истории овеяли своим дыханием священную книгу, напечатанную на Московском печатном дворе, – редчайшее, первоклассное по качеству печати и оформлению издание! Сколько царских особ и духовных лиц касались ее страниц с гравюрами, рисованными известным иконописцем Строгановской школы Прокопием Чириным! А история Евангелия такова…

ОТ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ…

"Портрет
Портрет первого русского царя из династии Романовых – Михаила Федоровича (неизвестный художник, 1670-е гг.)
В 1627 году великая старица – инокиня Марфа – жертвует Евангелие, как явствует из вкладной записи кириллическим полууставом, оставленной на первых 14 листах, в кашинский Благовещенский монастырь. Причем предупреждает: «А кто сию книгу Евангелие из дому Пречистой Богородицы вынесет или родимцу отдаст или продаст или заложит или какую хитрость учинит и того Бог судит на втором и страшном пришествии Господнем, да ответит перед Богом».

Той старицей была мать первого русского царя из рода Романовых – Михаила Федоровича (1596–1645). Марфа Ивановна происходила из боярского рода Морозовых и была женой одного из самых знатных людей государства – боярина Федора Романова. Она сыграла значительную роль в том, чтобы ее сын принял «Мономахову шапку» и обрел царские скипетр и державу.

В 1613 году, после пресечения рода Рюриковичей и нескольких беспокойных лет Смуты, Земской собор призвал Михаила Романова на царство. В то время Марфа с сыном находились в Костроме, в Ипатьевском монастыре. Великое посольство прибыло туда с грамотой собора, но вначале ни Михаил, ни его мать не были склонны дать согласие принять трон. И лишь после трехдневных уговоров послов, пригрозивших, что в случае отказа «да настанет вновь междоусобие, да расточится царство Московское, да придут и расхитят нас враги», Марфа благословила сына на царство Феодоровской иконой Божией Матери.

Спустя три столетия, на празднование юбилея дома Романовых, последний русский император Николай II со своей семьей прибудет в Ипатьевский монастырь, и огромные массы народа устроят им восторженную встречу. Лишь пять лет будут отделять царственных страстотерпцев от Ипатьевского монастыря до расстрела в доме Ипатьева в Екатеринбурге…

Но вернемся к Михаилу Федоровичу, венчание которого на царство и миропомазание свершились 11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Через 13 лет состоялось его бракосочетание с молодой красавицей Евдокией из незнатного рода Стрешневых, и спустя год у них родилась дочь Ирина, которую всей душой полюбила Марфа. К тому времени Марфа стала игуменией Вознесенского монастыря в Кремле, где обычно постригались женщины из царского дома. Кстати, вся семья первых Романовых отличалась большим благочестием, при них возводились новые храмы и монастыри, а сам Михаил Федорович нередко предпринимал грандиозные паломничества.

Вероятно, в связи с рождением долгожданной внучки в 1627 году старицей Марфой и был сделан вклад – Евангелие – в Благовещенский Шеренский монастырь в Кашинском уезде Тверской губернии, что был основан в начале ХVI века князем Юрием Кашинским, сыном Ивана III.

…И ДО РОМАНОВЫХ ПОСЛЕДНИХ

В ХVIII веке для Шеренского монастыря настал черный час. В результате церковной реформы Екатерины II в 1764 году он был упразднен и обращен в приходскую церковь. Неизвестно кто, несмотря на предостережение инокини Марфы, «какую хитрость учинил», продал или заложил уникальное Евангелие, но вместе с другим монастырским имуществом оно бесследно исчезло. Ходили слухи, что книга оказалась у старообрядцев, высоко ценивших и оберегавших церковные издания до-никоновской печати.

И вот история делает стремительный бросок в начало ХХ века – время царствования последнего императора из династии Романовых. Здесь уместно напомнить о безграничной взаимной любви, которая связала Николая II и Александру Федоровну в нераздельное целое и которая всегда переплеталась с их искренней любовью к Богу. Это была истинно православная семья, где царили традиции и уклад благочестивых русских семей, а детей воспитывали в простоте и строгости. По вечерам государь часто читал вслух в семейном кругу, а государыня и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились.

Пасхальные дни были самыми любимыми в августейшей семье. Светлый праздник Пасхи 1916 года царская чета провела в разлуке. Николай II выехал в военную ставку в Могилев и писал оттуда своей супруге: «Благослови тебя Бог, мое драгоценное сокровище, пошли тебе счастливой спокойной Пасхи!». Александра Федоровна поручила подыскать для пасхального подарка мужу несколько предметов старины, причем лучшим подарком в семье к церковным праздникам считалась книга (в личных покоях государыни в Александровском дворце находилось более шести тысяч книг).

"Последний
Последний русский император Николай II и императрица Александра Федоровна в костюмах XVII в. (1903 г.)
Из предоставленных на обозрение предметов она без колебаний выбрала старопечатное Евангелие 1627 года, которое было приобретено, действительно, в старообрядческой лавке. Это была последняя Пасха Николая II – императора, следующую Пасху в 1917 году он встретит уже в качестве гражданина Романова. После отречения, состоявшегося 2 марта, и последовавшего через несколько дней ареста наступил пятимесячный период царскосельского заточения императорской семьи.

В те дни Николай II, сидя за своим рабочим столом, где, рядом с бронзовым бюстом первого царя из рода Романовых, постоянно лежало подаренное супругой Евангелие, с горечью писал в своем дневнике: «Сколько еще времени будет наша несчастная Родина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда, что больше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать? И все-таки никто как Бог! Да будет воля Его Святая!»

В августе 1917 года царскую семью повезли под охраной в Сибирь, а Евангелие осталось в их последнем убежище – в Царском Селе.

ЗАМКНУЛСЯ КРУГ ИСТОРИИ

Как Ипатьевский дом замкнул виток отечественной истории, начавшейся 300 лет назад в Ипатьевском монастыре, так и это Евангелие замкнуло круг истории династии Романовых – от первой царствующей семьи до последней.

И снова бросок через десятилетия.

В 1941 году библиотеки царскосельских дворцов (около 39 тысяч томов) были вывезены фашистами в Германию. После войны вернулось в Россию 8 746 книг. В то время Екатерининский дворец лежал в руинах, Александровский был передан в распоряжение Академии наук. Бездомные царскосельские книги распределились по разным учреждениям, в основном осев в Павловском дворце, где и хранились до конца минувшего столетия не разобранными. И лишь в 2000 году из Павловска в Царское Село поступило четыре тысячи томов, в том числе и Евангелие 1627 года. Божией милостью оно было сохранено и вернулось к нашим современникам.

«Величайшая книга!», «Спасибо за экспозицию!», «Мы ощутили дух истории Российской империи» – спешат поделиться своими чувствами посетители выставки в книге отзывов.

Экспозиция из Царского Села продлится в Историческом музее до 5 августа.

 

Василий Писаревский

17 июля 2007 г.

Рейтинг: 4.8 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×