Хрестоматийная история

Эта история произошла довольно много лет назад, и именно поэтому я ее рассказываю – главный герой уже давно уехал из нашего города, не настолько большого, чтобы ситуации и люди не могли быть случайно узнаны из деталей.

Как и очень многие наши прихожане, этот человек пришел к вере лишь в нашем городе – мало кто приезжает сюда уже воцерковленным. Вот и он зашел здесь в храм и пошел по стандартному пути неофита: робкий интерес к храму, воцерковление, идеализация верующих и / или духовенства, ревность к вере… осуждение верующих и / или духовенства…

Не очень стандартным мне показался только его повод к осуждению: его смутило то, что среди духовенства много полных людей. Впрочем, возможно, что этот повод не такой уж и редкий, и я просто сужу по своему опыту, а в нем было осуждение за что угодно, но только не за внешний вид.

Но, видимо, этот молодой еще мужчина сильно любил вкусно покушать, и необходимость поститься стала для него тяжелым испытанием – отсюда и тема осуждения. Предполагаю так, но точно не знаю – чужие искушения нам часто непонятны.

В общем, он стал осуждать. А начав осуждать, перестал ходить в храм. А перестав ходить в храм, решил развлечься и пошел в ночной клуб. А там познакомился с какой-то девицей и впервые в жизни изменил жене…

И заразился страшной болезнью.

Вот где-то в тот период, когда он метался по обследованиям и пытался вернуться в храм, Господь и послал ему сон-видение, который смело можно назвать хрестоматийным.

Ему снилось, что он заходит в наш храм и видит, что все пространство пола занято больными людьми. Они сидят и лежат везде – увечные, обессилевшие, с гнойными ранами и отвратительными язвами… И он думает: «А что я тут среди них, таких убогих, делаю?» – разворачивается, выходит из храма и идет в город.

А в городе его настигает темный ужас – он внезапно ощущает, что за ним гонится какое-то жуткое чудовище. Настолько страшное, что он не смеет обернуться, и лишь по мерзким, угрожающим звукам понимает, что надо спасаться. И он бежит, бежит… не так, как в сонных кошмарах, когда не можешь сдвинуться с места, а по-настоящему бежит по всему городу… но страшная тварь не отстает. А у него уже кончаются силы.

Он вдруг понял, что ему надо бежать в храм. Что там он точно укроется и спасется

Тогда он вдруг понимает, что ему надо бежать в храм. Что там он точно укроется и спасется. От этой мысли у него открывается второе дыхание, и он сворачивает на аллею перед храмом, проносится по ней, врывается на территорию монастыря, стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.

Он дергает дверь раз за разом…. И так, в бессильных попытках открыть ее, чувствуя, что монстр настигает его, он и очнулся.

***

Надо сказать, еще когда я слушала эту историю, мне очень не понравилось, что дверь не открывалась. И вот что страшно: хотя этот человек и каялся, и исповедовался, и пытался воцерковиться вновь – он не смог вернуться к церковной жизни!

Хотя, надеюсь, что рано или поздно дверь храма откроется для него. Ведь дергал же он ее… Наверное, когда-нибудь догадается и постучаться – человек он довольно искренний и самоотверженный, а стучащему отворят.

Нам же от его опыта досталась эта хрестоматийная история, способная встать в ряд со множеством подобных, записанных с древних времен до наших дней – в Древнем патерике, в Прологе, в Отечнике… Многие из них упоминают, что прощение за грех осуждения люди получали далеко не сразу: иные несли наказание за него много лет! И призваны эти истории вразумить нас бояться осуждения паче всех иных грехов.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Игорь Ковалев20 декабря 2023, 21:22
Александр//И ещё хочу добавить, что ограничения,не связанные с пищей во время поста,христианин должен применять в своей жизни постоянно.Не развлекаться ("но в зако́не Госпо́дни во́ля его́,и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь."(Пс. 1),не празднословить("За всякое праздное слово,какое скажут люди,дадут они ответ в день суда:"(Мф. 12:36),больше молиться ("Непрестанно молитесь"(1Фес. 5:16),не гневаться("гневающийся на брата своего напрасно,подлежит суду"(Мф. 5:22),не осуждать("Не судите,да не судимы будете"(Мф.7:1) и т.д.Так,что христианин,старающийся исполнять заповеди Христовы,в пост должен только соблюдать ограничения в пище,т.к всё остальное он и так должен стараться исполнять постоянно.
Игорь Ковалев20 декабря 2023, 10:15
Нарушать постановление Церкви о посте - грех.("Церковь есть столп и утверждение истины") Утверждать,что Богу приятно нарушение постановлений Церкви о телесном посте - безумие.("Кто не послушает Церкви,тот будет тебе,как язычник и мытарь").Пытаться оправдать нарушение телесного поста-это идти по пути Адама, который съел запретный плод и пытался оправдать себя, что привело к тлению и страстности. Через телесный пост ослабевают плотские страсти. Как говорили св. Отцы :"Мы убийцы страстей, а не тела" и "Пост для человеку,а не человек для поста".Без ограничения в пище и утруждения тела НЕВОЗМОЖНО побороть плотские страсти(чревоугодие,блудную страсть)."Сей род изгоняется ТОЛЬКО молитвою и постом".
Игорь Ковалев19 декабря 2023, 22:22
Александр 19 декабря//А, вы откуда знаете,какой пост приятен Богу? Откуда знаете, что у нас нулевой результат? Вам откровение от Бога было? Как высокопарная демагогия воспринимается не "всё это" , а некоторые ваши рассуждения,противоречащие Писанию и св. Отцам,а иногда и лишённые смысла. Вместо того, чтобы высокопарно рассуждать о духовных предметах, изучили бы, что об этом пишут св. Отцы, с аскетическими творениями которых вы явно не знакомы. Например свт. Игнатий Брянчанинов глава "О посте",а лучше все "Аскетические опыты",свт. Феофан Затворник "Что есть духовная жизнь" и т.д.
Игорь Ковалев19 декабря 2023, 22:06
Александр//Грех был чужд нашей душе до грехопадения,а после он естественнен нам."во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́"(Пс.50)Хотя после Крещения,мы можем искоренить грех,победив страсти.И да,всю жизнь придётся исповедовать одни и те же грехи,которые мы делаем по нашим страстям.Как заметила вам Иоанна,тело наше есть Храм Божий,а не клетка "Разве не знаете,что вы храм Божий,и Дух Божий живет в вас" (1 Кор.3:16).Есть страсти плотские(чревоугодие,блудная страсть),а есть душевные(гордость,гнев).Свт. Игнатий Брянчанинов:"Пост отрешает человека от плотских страстей,а молитва борется с душевными страстями и,победив их,проникает весь состав человека,очищает его;в очищенный словесный храм она вводит Бога."
Иоанна_19 декабря 2023, 13:22
Нулевой результат или нет - это нам неведомо, мы себя (и других) оценивать не должны, это дело не наше. Мы должны в простоте делать то, что нам положено. И высокопарно оправдывать отсутствие пищевого поста тем, что это якобы дело второстепенное - да, это лукавство и демагогия.
Александр19 декабря 2023, 11:31
Цель христианского поста — исцеление болезней души. Его истинность в оскудении страстей. Такой пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста, если не можешь понести последний, как бы хотел. Ну а нулевой результат у нас от того, что воспринимается всё это как — высокопарная демагогия.
Иоанна_19 декабря 2023, 10:51
"Низложение власти греха" - не в силах человеческих, так как склонность ко греху - неотъемлемое свойство человеческой природы после грехопадения, и пока мы здесь, на земле - оно неуничтожимо. Мы не можем бороться с греховностью, но можем и должны бороться с грехом, ещё точнее - со страстями, не поступать по страстям, а уж мечтать "о низложении власти греха" - совсем не наше дело. Тело не "клетка души" (язычество), а ХРАМ ДУШИ, важный инструмент и наш соработник в деле спасения. В жизни будущего века мы воскреснем В ТЕЛЕ. Игорь Ковалёв прав.
Игорь Ковалев19 декабря 2023, 10:07
Александр17 декабря// "Переоценка своей греховности – это ее сознательное низложение"//И ещё замечание по поводу "сознательного низложения греховности ".Разве может быть бессознательное низложение греховности? Во сне наверное? Уснул во грехах, страстным, а проснулся бесстрастным.Где смысл в ваших словах?
Александр19 декабря 2023, 01:56
Игорь, не стоит теребить толковые словари. Истину черпают в другом месте. Вы же не отрицаете бытие зла и греха в человеческом мире? Из людей никого нет праведного пред Богом и рожденный женщиной не может быть чист (Иов 25:4). Грех есть нечто чуждое нашей духовной природе и речь идёт о низложении его власти. В противном случае, можно повторять одни и те же грехи и каяться в них до бесконечности. Душа — вот область зарождения и распространения греха и зла, а тело всего лишь «клетка» для неё. Изнуряя тело — убьете только его, а не грех, ибо не убьете души.
Игорь Ковалев18 декабря 2023, 21:47
Александр 17декабря//"Переоценка своей греховности – это ее сознательное низложение, обнаружение ее истока."//Исток нашей греховности давно обнаружен. Это наше падшее естество, которое источает страсти и грехи.(см. "Бытие") Низложить эту греховность(выражаюсь вашими словами) можно только став бесстрастным, а победить страсти можно "только молитвою и постом" (по словам Господа). Всё просто и логично. Здесь ничего нового не надо выдумывать, не нужна здесь никакая переоценка. Осознание своей греховности и "вИдение грехов своих, бесчисленных, как песок морской"(прп. Иоанн Дамаскин) есть Божий дар,как и все другие духовные состояния. И даются они по мере нашего духовного преуспеяния.
Игорь Ковалев18 декабря 2023, 18:58
Александр 17декабря//Я вам написал замечания на ваши конкретные слова,а вы мне,уж извините,высокопарную демагогию,лишённую смысла с цитатами св. Отцов на похожие темы.//"Переоценка своей греховности – это ее сознательное низложение"//Вы смысл слов посмотрите.Как вы себе низложение греховности представляете через её переоценку? Откуда вы взяли ,вообще, эти выражения:"переоценка греховности" и "низложение греховности"?Мы с вами далеко не Симеоны Новые Богословы, поэтому надо проще выражаться о предметах,о которых мы имеем только поверхностное представление и то желательно словами св. Отцов,чтобы глупости не написать по неведению.
Игорь17 декабря 2023, 17:45
Иоанна, не знаю к чему Вы написали про "выспрашивать" - я так вопрос в принципе не ставил. А насчет "выбора меры самоограничения" мы как раз и возвращаемся к тому, с чего начали - на практике слишком часто возникают ситуации, когда ограничивать себя в продуктах животного происхождения чрезмерно тяжело. Но ревнители тут же говорят: "умри, но молоко не пей!" Не прямо, конечно, но по сути так.
Александр17 декабря 2023, 17:02
Окончание... От нас также необходимо понимание и чувство того, что мы всей нашей жизнью проходим путь спасения, и пока жизнь не прожита, пока Господь не взял нас в райские обители, наше спасение не является завершенным. Нам предстоит еще доказывать и доказывать свою верность Богу, окончательность своего выбора и способность претерпеть все до конца и не отпасть от Бога по своей воле.
Александр17 декабря 2023, 17:01
Продолжение... И не только не надеяться на правила и на дела, но даже и на духовные дарования, – много и сим были обольщаемы, но на милосердие Божие возлагаться надобно о своем спасении. Надобно и делать, но с великим смиренномудрием». 4) О смирении. Вот о чем предупреждает флагман монашеской жизни, авва Антоний Великий, в своих письмах к братии: «Дети мои, многие, по-видимому, имеют смирение, но оно не есть истинное и сердечное: они кажутся смиренными только во внешности пред людьми, но не пред Богом».
Александр17 декабря 2023, 17:00
Продолжение... Т.е. ясно увидели в грехах, творимых нами, не случайное или независящее от нас явление, вынуждаемое обстоятельствами или другими людьми, но результат действия нашей собственной воли. Только в этом случае раскаяние (сожаление о содеянном грехе, желание избежать его в будущем) обращает человека к необходимым для его спасения качествам личности: самоукорению, смирению и отвержению своеволия». 3) О правилах. Тот же старец, замечает: «Я не думаю, что вы полагаете свое спасение в исполнении правил, но предостерегаю вас от сего...
Александр17 декабря 2023, 16:59
Для Игоря Ковалева: 1) О посте и молитве. Никто не отрицает, что пост есть первая ступень духовной жизни. Значение его велико вкупе с подвигом молитвенным. Это два крыла, и если одно перебито, то другое, если и будет стремиться поднять человека, не сможет. 2) О переоценке греховности. Переоценка своей греховности – это ее сознательное низложение, обнаружение ее истока. Отец наш, иже во святых, преподобный Макарий, Оптинский старец, пишет: «Наше спасение начинается тогда, когда мы сумели выработать в себе искреннее сознание своей греховности...
Иоанна_16 декабря 2023, 18:30
Игорь, и здесь всё легко решается: выбирается та мера самоограничения, которую вы готовы сейчас добровольно понести ради Господа. Если нет возможности посоветоваться со священником - посоветуйтесь со своей совестью. Выспрашивать же других о том, как они постятся, или самому рассказывать о своих аскетических подвигах - недопустимо (по святым отцам).
Игорь16 декабря 2023, 12:39
Иоанна, возможно я просто сочувствую тем, кто, как и я, редко бывал в состоянии достаточно здорового человека в достаточно нормальных условиях. Всё легко решается, когда человек совсем здоров или совсем нездоров. Когда он в совсем нормальных или совсем ненормальных условиях. А когда где-то посередине? Категоричность ревнителей тогда давит очень сильно.
Игорь16 декабря 2023, 12:19
Катерина, Вы что-то путаете... Это к Вашим коментам применимо "читаю и читаю", а так же наблюдения о спорливости - совершенно очевидно, что в этом обсуждении Вы написали раза в 3-4 больше, чем я.
Игорь Ковалев15 декабря 2023, 21:20
Алла12 декабря 2023//"чем плох пост,который бы нёс пользу не только душе,но и телу? Или по вашей логике,стоит только разрешить есть нежирное мясо"//Вы не понимаете влияния качества пиши на духовное состояние человека.А об этом пишут св. Отцы и это каждый чувствует,начиная поститься. Свт. Игнатий Брянчанинов:"Эти действия несравненно сильнее от употребления мясной пищи:она крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную дебелость,горячит кровь." "Мы уклоняемся от употребления мяса...потому, что они производят особенную дебелость во всем нашем составе, препятствуют духовному преуспеянию."
Игорь Ковалев15 декабря 2023, 19:27
Александр13 декабря 2023,//" он нужен вам для переоценки своей греховности"//О какой переоценке вы рассматриваете?Господь говорит,что "сей же род изгоняется только молитвою и постом."(Мф. 17:21)Т. е. постом изгоняются бесы,искореняются плотские страсти,от поста рождаются смиренные,духовные чувствования и пост - основа молитвы.//"Что толку от вашего поста,вычитывания канонов и молитвенных правил, если сердцем вы не смирны?"//В ваших словах нет логики.Покаянная молитва,основанная на посте,как раз и приводит к смирению сердца.Только молитва,а не вычитывание правила.Все св. Отцы постились.Не слышал,чтобы кто-нибудь,когда нибудь победил страсти и приобрёл смирение без поста.
Александр15 декабря 2023, 14:53
Галина 15 декабря 2023, 10:25 Вас услышал, ваше замечание принято.
Галина15 декабря 2023, 10:25
Александр, Катерина, вы хоть помните о чем изначально шла речь? вот вздорите друг с другом, но из-за чего уже и сами не поймете. "Православностью" меряетесь? речь-то как раз и шла об осуждении.
Александр15 декабря 2023, 08:38
Катерина 13 декабря 2023, 23:16 Не нужно раскрывать плод своих фантазий, вас никто не учит и учить не собирается, и такой цели не ставит. Всё, что сделано — приведены прямые выдержки из Священного Писания, что о посте говорит Истина, дабы не увлекали людей своей выдумкой. Прислушаетесь к Его словам, или нет? - здесь свобода выбора. Так что не надо нагонять страстей, пытаясь себя реабилитировать, да ещё впутывать в свои бредни отцов иже во святых. Спаси, Господи!
Александр14 декабря 2023, 20:47
Катерина 13 декабря 2023, 23:16 Прежде чем приписывать мне второй стих 58 главы Исаии. Потрудитесь перечитать всю главу и узнать вообще о чём и о ком идёт речь в 58 главе.
Иоанна_14 декабря 2023, 17:55
Игорь, служба в армии, 50-градусный мороз, а также беременность, кормление грудью и другие особые случаи на то и особые, что оговариваются со священником в индивидуальном порядке. Мы говорим о норме, а не об исключениях. Для здорового человека, находящегося в обычных (а не экстремальных) обстоятельствах, пост начинается именно с отказа от продуктов животного происхождения. Пищевой пост - это не "внешнее", это существенная часть поста.
Катерина13 декабря 2023, 23:16
Александр13 декабря 2023, 20:11 -- при чем тут мои планы? Это же Вы ужасаетесь в предыдущем комментариях духовной неразвитости братьев и сестер по вере и научаете других словами Исаи, как нам всем это надо по-настоящему все понимать и поступать. А в толкованиях на Исаю 58:2 прп. Исидор пишет: 《О том, что учить живущим срамно - выше всякой дерзости》 и далее 《Кто намеревается вести речь о Боге, тому надлежит просиять общежительными добродетелями》. Вот меня и интересует, насколько Вы сами уже просияли в духе цитирумых Вами примеров на момент приведенных Вами в пример другим верующим выдержек.
Александр13 декабря 2023, 20:46
Не пойму — что выполнили? Пост — это подвиг. Основа поста — пищевое воздержание. Эта мера для физически крепких здоровых людей. Если человек не может понести пищевого ограничения ввиду ослабленного здоровья, или особых условий жизни, но в тоже время готов задеть за живое своё плотоугодие и сластолюбие — что плохого? Ваш пост Богу не нужен, он нужен вам для переоценки своей греховности, последующего исправления. Поэтому Господь и произносит слова: «Милости хочу, а не жертвы», указывая на необходимость служения духовного, вопреки склонности народа ограничивать служение Богу обрядами и жертвами. Что толку от вашего поста, вычитывания канонов и молитвенных правил, если сердцем вы не смирны?
Александр13 декабря 2023, 20:11
Катерина 13 декабря 2023, 17:20 Простите, а вы планируете это в пятилетний план что ли? По моему, это делается на протяжении всей жизни, и не только постом.
Катерина13 декабря 2023, 17:20
Александр12 декабря 2023, 21:25 -- Вы уже выполнили это сами?..
Катерина13 декабря 2023, 15:48
Оптинские старцы о спорливости: 《..Со спорливым характером едва ли можно ожидать, чтобы был толк. В духовной жизни нет ничего хуже и вреднее спорливости. На время она иногда и притаивает­ся, а после опять обнаруживается в прежней силе... (преп. Амвросий).》 《...Спорить не нужно, так как через спор выходят иногда большие неприятности. Сказано: тот велик пред Богом, кто смиренно уступает ближнему, и смиренных Бог воз­носит, а гордых и спорливых Бог смиряет. Укорять надо только себя, а не ближнего, за свои недостатки (преп. Иосиф).》
Катерина13 декабря 2023, 15:27
Игорь13 декабря 2023, 10:09 -- читаю Вас и читаю.. Зачем и с кем Вы в этой теме спорите и что стремитесь доказать фигурантам, с которыми Вы одного мнения на тему поста? Все упомянутые Вами причины, обозначения, исключения, отклонения и послабления пищевого поста уже обговорены, разъяснены Матерью-Церковью миллион... нет, миллиард раз за последние 2000 лет. О чем тут спорить-то??? Если же катализатором послужила моя фраза о внешности, которую Вы отнесли бессознательно и на свой счет, то при чем здесь тема поста.
Игорь13 декабря 2023, 10:09
Иоанна, комент писался как ответ определенному человеку на определенное высказывание. Оно не корректно в своем упреке "зациклены на внешнем"! Сам я не собираюсь ратовать за пересмотры правил постов, но на Ваш вопрос отвечу: при некоторых обстоятельствах "воздержание вообще" может быть и без отказа от определенного вида продуктов. Бывают ситуации, когда такой пост далеко не самый "простой". Вы служили в армии, когда никто не спрашивает, пост у тебя или не пост? Жили где-нибудь на зимовье на консервах? Выполняли тяжелую работу в условиях полярной зимы при -50? Требовать тут отказа от животных жиров неразумно. Мягко говоря...
инокиня Наталья - И.13 декабря 2023, 07:04
1. Тект, под которым стоит "Простите", не совпадает с текстом от 10 декабря 2023, 19:01 ни в чем. 2. Я не писала, что человек легко узнаваем. Когда с кем-то часто общаешься и знаешь - вот, человек ходил в храм, а теперь перестал.. вот, он болеет... то - да "он может быть узнан из деталей". А когда кто-то давным-давно уехал, и никто не знает его нынешних обстоятельств - никто и не вспомнит, о ком речь. У нас из города под тысячу людей уезжает каждый год - половина прихожан за четверть века сменилась.
Александр12 декабря 2023, 22:49
«Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6; Мф. 9:13).
Александр12 декабря 2023, 21:25
Продолжение... Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис. 58:3-9).
Александр12 декабря 2023, 21:24
Перечитав комментарии, ужаснулся, познания о посте просто уникальны. «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?...
Алла12 декабря 2023, 03:40
Катерина, опечатка вышла, правильно: "Соблюдать ЖЕ строгую диету не легче". Не понимаю вашей логики: чем плох пост, который бы нёс пользу не только душе, но и телу? Или по вашей логике, стоит только разрешить есть нежирное мясо, и всем станет слишком просто соблюдать пост? Ха, да на здоровом питании сидят единицы.
Алла11 декабря 2023, 11:20
Катерина, ответ священника это не мнение Церкви. А пост не существует в нынешнем виде 2000 лет, учите матчасть. Соблюдать не строгую диету не легче, чем поститься. Разница в том, что с диеты можно соскочить, как надоест, а с поста - нет.
Катерина10 декабря 2023, 21:41
Андрей10 декабря 2023, 14:38 -- полностью отказаться от осуждения значит обрести бесстрастие. К этому святые шли десятилетиями, если верить Патерику. Но сокрушаться и укорять себя в осуждение мы можем всегда.
Иоанна_10 декабря 2023, 21:11
Игорь, какое может быть "воздержание вообще" без отказа от определённых продуктов? Конечно, пост шире, чем отказ от продуктов животного происхождения, но пищевой пост - это установленный Церковью обязательный и самый простой вид воздержания.
И.10 декабря 2023, 19:01
инокиня Наталья - И. 8 декабря 2023, 20:55 "Простите" - за то что эту историю вижу не так, как Вы, в частности, что в этом сне, вернее кошмаре, практически все от людей. И за то, что не соглашаюсь с тем, что эту историю следовало выносить на всеобщее обозрение, хоть герой покинул ваш город, с Ваших же слов, он легко узнаваем. Как Вы отметили, историй хватает "в Древнем патерике, в Прологе, в Отечнике", чтобы понять, что осуждение вредит осуждающему в первую очередь.
Андрей10 декабря 2023, 14:38
Самое страшное, что тяжело от осуждения отказаться. Постоянно осуждение получается. Хорошо, когда его замечаешь. Иначе так происходит: Осуждение, гордость, богооставленность…и получаются иные грехи. Начинаешь вот так думать и ужасаешься, что первопричиной было это. Дай Бог нам сил.
Игорь10 декабря 2023, 11:53
Катерина, справедливости ради, вы "зациклены на внешнем" ничуть не менее. П.ч. пост - это, строго говоря, воздержание вообще, а не отказ от какого-то вида продуктов.
Елена 9 декабря 2023, 17:54
Матушка Наталья, спаси Господь за рассказ! Люблю Ваши истории и слог и поддерживаю идею о публикации. Почитала комментарии, очень интересно, какое разнообразие взглядов. Но, возможно, все гораздо проще (ну или сложнее, кому как): если принять мысль о том, что ничего, прямо совсем ничего нет в нашей жизни случайного. Ни единого человека на нашем пути, ни единого сна, ни конкретного лекарства, все - последствия нашего выбора. Где-то Господь попускает потерпеть трудности, созданные нашими же руками, где-то помогает их преодолеть. Главное, быть с Ним в сердце, молиться, как бы не согрешить. Так легко и так трудно..
Катерина 9 декабря 2023, 09:52
Алла 8 декабря 2023, 16:22 -- информация на сайте Свято-Пафнутьева Боровского монастыря в ответах священства на этот заданный мирянином вопрос. Смысл поста никогда не заключался в оздоровлении организма, поэтому отмена и пересмотр поста в данном случае идентичны по смыслу - установленный Матерью Церковью пост, которым уже 2 тысячи лет спасается душа грешника для Вечности, отвергается и подменяется полезной диетой, т.е. религиозная составляющая поста исчезает, поскольку вредная, а ее место заполняется мирским смыслом. Если бы Вы были менее зациклены на внешнем, то могли бы эти подмены смысла сразу заметить.
инокиня Наталья Ире 9 декабря 2023, 08:34
Спасибо на добром слове, но это только если какое-то издательство заинтересуется и предложит. Самой мне проявлять тут инициативу и для души неполезно, и по силам неподъемно.
Игорь Александрович 9 декабря 2023, 03:24
Нет, нет, эта история ещё не закончена и христоматийной она будет только после окончания, ну а пока рано тут что даже обсуждать... Некоторые сны отражают многократно эту незаконченность, а некоторые снятся один раз, именно в момент окончания эпизода. Финализация всегда очевидна для видящего сон, а для обсуждающих чужие сны нет никакого в том прока, ибо только на своих ошибках учиться человек и не более того...
Ира 8 декабря 2023, 23:09
Уважаемый автор, очень нравится всё, что вы пишите. Спасибо Вам! Хорошо бы книгу издать с вашими эссе. Я бы с радостью купила и перечитывала
инокиня Наталья - И. 8 декабря 2023, 20:55
Если Вы считаете, что я читала этому человеку нравоучения в его беде, то за что просите прощения? А если Вы не думаете, что я ему читала нравоучения, то зачем пишете?
И. 8 декабря 2023, 17:30
инокиня Наталья - И.8 декабря 2023, 5:33 Вот так Ваша хрестоматийная история навеяла, можно и себя увидеть в ней. Сравнение с больницей всегда преподносим так, что все страдают, до других дела нет - так и отпечаталось у слушающего в голове и вылилось в ночной кошмар. И заблудшую овцу искать оставляем Господу, сами не шевелимся. Еще этой овце нравоучение вдогонку прочитаем, но никак на свои плечи не взвалим. Не хотим понимать, что человек ушел от людей, а не от Бога. И да, во многом от нас зависит, останется человек в Церкви сразу или пойдет круги мотать, на стороне искать знания и понимание. Это ж мы же заявляем, что знаем Бога, не он. Он только слушает и сравнивает слова и дела. Простите.
Алла 8 декабря 2023, 16:22
Катерина, отмена и пересмотр это разные вещи. Углеводная диета объективно вредна, и ранее имела смысл, т.к. мясо было недоступно в качестве повседневной пищи для большинства. Сейчас же, я бы булку съела с большим удовольствием, чем курицу, но нельзя , фигуру блюсти надо. И ещё: откуда инфа в принципе про эти признаки?
инокиня Наталь Галине И. 8 декабря 2023, 15:57
Боюсь, что Вы уже давно не перечитывали отечники.
инокиня Наталья - И. 8 декабря 2023, 15:33
Про страждущих в храме было ясно лишь то, что они страдали. Дистанцировались или нет - неясно. Но, в любом случае, они пребывали там все - никуда не уходили. А про толкование снов скажу, что сон от Бога имеет одно, ярко выраженное свойство: он подвигает на исправление жизни. И тот, кому он был, воспринял его именно так, как написано. Написано исключительно с его слов и его впечатления.
Светлана 8 декабря 2023, 10:29
Благодарю за статью. Всегда с интересом читаю Ваши статьи. Одна из причин - они основаны на реальных историях реальных людей, а не благочестивые фантазии. Мы так боимся реальности и с таким удовольствием пытаемся присоединиться к тому, кто нам навеет "сон золотой". А ведь Господь заповедал смотреть, как опасно ходим.
Дмитрий 8 декабря 2023, 08:51
Показана еще одна из причин осуждения- вот я же пощусь, сдерживаю себя в чем-то, а кому то можно и не поститься, и не сдерживать себя, да еще тем, с кого другие пример берут да и я хочу пример брать. Тут наверно, и переключение внимания с себя на другого человека, иногда скрытая зависть, да и вообще одни страсти вызывают другие. Дай Бог нам постепенно распутывать этот клубок и быть внимательным к себе.
Дмитрий 8 декабря 2023, 08:19
Грустно бывает наблюдать осуждение в близких людях, причем воцерковленных. Я и сам осуждаю, но со стороны бывает виднее. Понимаешь, что при этом можно читать духовные книги, где почти на каждой странице написано про осуждение, а на деле вести себя по другому. Остается молиться, чтобы Господь не попустил последствия, как в этой статье. А на счет снов думаю, читая комментарии, что "По плодам узнаете их". Если сон привел к покаянию и осознанию своей немощи, то что же тут плохого?
Катерина 8 декабря 2023, 02:36
Алла, просто для информации - один из признаков того, что приход антихриста почти уже и в церкви ходить нельзя это пересмотр (отмена) поста.
Катерина 7 декабря 2023, 23:37
Сон явно навеян врагом рода человеческого, пытавшимся внушить больному экзесциональную безнадежность (уныние), хотя и вправду свои сны не стоит пытаться понять, тем более чужие разбирать вряд ли душеспасительно.
Галина И. 7 декабря 2023, 19:58
Инокине Наталье. Разница между историями, изложенными свт. Игнатием в "Отечнике", и снами простых людей, далеких от христианской веры,-небо и земля. Там перед рассказанным св. Отцами сном (а таковых единицы)- духовное борение, пост. А что не всякому сну надо верить и считать его за видение от Бога, есть много изречений и поучений тех же святых Отцов и цитат из Священного Писания, которые благочестивые люди читают и любят. Перед бесами мы все беззащитны, но обычные вечерние молитвы помогают нам, мирянам, избавиться от них и спокойно спать: «…и всю сатанину детель отжени от мене». Но чтобы молиться, надо, действительно, прийти (или вернуться) к Богу, и осознавший это человек спасает свою душу.
Алла 7 декабря 2023, 19:04
Анна Г., вот именно поэтому я считаю, что Церковь рано или поздно пересмотрит подход с посту. Раньше мясо было роскошью, каждый день обычный человек и не мог позволить себе его есть, сейчас же всё доступно. Куда разумней было бы просто тотальное сокращение калорийности блюд, чем вот это вредное напичкивание себя углеводами.
И. 7 декабря 2023, 16:42
инокиня Наталья - И. 7 декабря 2023, 14:21 А во сне страждущие в храме разве не дистанцировались друг от друга? Рядом не значит вместе. Есть и другое объяснение снам. Сны отражают реальность, что увидел, подсознание обработало и выдало обобщенный результат в виде картинки, пусть и причудливой. В таком случае сон не пророчество, картина будущего, а прошлое, то, что уже сбылось.
Анна 7 декабря 2023, 15:40
to_Анна 6 декабря 2023, 23:25 = полностью поддерживаю. Всё моё осуждение лицемерное - всё на мне. Прости Господи и помилуй!
инокиня Наталья - И. 7 декабря 2023, 14:21
Вы, видимо, не заметили, что главный герой не только не чувствовал потребности остаться с этими больными, но и жестко дистанцировался от них.
Антоний 7 декабря 2023, 12:18
Святые Отцы многократно писали о том, что уделять внимание снам Христианину не должно. Двери Храма открыты для каждого, кто хочет пойти за Христом. Закрыть их может лишь сам человек, предпочитая Богу свои греховные страсти.
инокиня Наталья Галине И. 7 декабря 2023, 12:04
Во-первых, на тот момент ему еще не было назначено лечение, так что побочка от лекарств исключена. Во-вторых, половину историй Отечника можно, при желании, отнести к страшилкам... но благочестивые люди относили их к назиданиям.
Марина Анатольевна 7 декабря 2023, 11:46
Ответ Галине. Никаких лекарств я не принимала, была здоровая девица немного за 20лет. Но мне было похожее видение: именно погоня чего-то или кого-то настолько ужасного, что страшно даже оглянуться, чтобы увидеть. Но я забежала не в храм, а в помещение типа вестибюля метро, забилась в какой-то уголок и слышала как "ОНО" вошло, но вдруг раздался глухой голос:"Чего вы за ней гоняетесь, она давно наша", - от этого ужасного голоса я и проснулась, с тем и живу. Сейчас мне 63, но забыть этот ужас не возможно.
Анна Г. 7 декабря 2023, 07:30
О полноте. Пост - это углеводная пища, от нее и полнота у некоторых людей. Понятно, что если есть мало, то даже на углеводах похудеешь, но не все могут соблюдать пост (то есть исключать калорийную пищу - мясо, рыба, молочные, яйца) и при этом еще и есть мало. Восполняют энергию количеством углеводной пищей - пот в чем причины полноты некоторых наших батюшек, ведь многие из них трудятся с утра и до ночи. Особенности обмена веществ такие, как правило. Спаси их Господи. Понятно, что на на грудке куриной и белках яичных хорошо поддерживать физическую форму, но ведь постных дней в Православии - половина в году.
Светлана 7 декабря 2023, 00:17
Благодарю за поучительную историю...все так и есть как вы говорите, полностью вас поддерживаю...
Анна 6 декабря 2023, 23:25
Наверное, все то, что я осуждала в людях, пришлось мне испытать на собственной шкуре. Все мои осуждения вернулись ко мне, грешнице. Господь вразумляет. Не совершайте моих ошибок!
И. 6 декабря 2023, 22:36
Используют эту метафору, подразумевая, что больной больного не должен осуждать, на этом все, конец, вот и приснилось: с места не сдвинулись, не сказали что-то вроде "Проходи, брат. Давай вместе...". Все как учили. Никому ни до кого дела нет. Может дверь не открыли по той же причине, вроде бы должно быть слышно, когда кто-то ломится снаружи. Можно, конечно, объяснение найти, мол, опоздал, сам виноват, когда-нибудь потом, если выживешь. И делать ничего не надо, не выгоняли же. А в жизни в обычной больнице, не хрестоматийной, пациенты с физической болью и недугами более отзывчивы, помогают, чем могут, сочувствуют, по крайней мере, недавно было так. Хотя и осуждающие попадаются, не без этого
Евгения 6 декабря 2023, 20:32
Давно не видела Ваших статей,матушка Наталья, спасибо большое, помоги нам Господь!
Галина И. 6 декабря 2023, 17:29
"И заразился страшной болезнью". Конечно, грех большой. Но, может быть, рассказ не о "хрестоматийном сне- видении", а о паталогическом сновидении- типичном побочном действии лекарств, кот. больной принимал во время лечения своей "страшной болезни"? В инструкциях к ряду лекарств они так и указываются: "беспокойство, тревога", депрессия", "ночные кошмары". Г-дь Иисус Христос сказал: "Приходящего ко Мне не изгоню вон", и такими страшными снами- угрозами Он не действует. Тем более за больным бес гнался во сне, ясно, что демонический дух. И потом, многое нам снится из- за измененного состояния сознания, обрывков памяти. Не получается ли, простите, как говорится в народе, "православная страшилка"?
Галина 6 декабря 2023, 16:58
много предположений, которые добавляют красок, и без которых можно, думается и нужно, было бы обойтись
Ольга 6 декабря 2023, 12:24
За полнотой и сытым внешним видом, как правило, стоит переедание, а если говорить о духовенстве, то еще и лицемерие. Понятно, что герой рассказа осуждал "попов" не за полноту как таковую, а за несоответствие их слов и дела. Конечно, любое осуждение - грех. А придавать значение снам с открывшейся/неоткрывшейся дверью храма - тоже негоже, а еще хуже - осуждать за осуждение, противопоставляя себя: я так никогда не поступлю.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×