Отец Михаил и его династия

Мы должны не только знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

Д.С. Лихачев

Окрестности бывшего села Киреевского. Сайт: Baza Tut.ru Окрестности бывшего села Киреевского. Сайт: Baza Tut.ru

Недавно благосклонные читатели из моих очерков имели возможность узнать о людях, оставивших свой след на земле и в силу определенных обстоятельств забытых. В статье «Бессменный хранитель Дома Божьего» я упомянул имя настоятеля храма села Киреевского Михаила Кудрявцева, который не только приложил руку к формированию духовного мировоззрения церковного старосты Григория Мартынова – героя повествования, но и в дальнейшем вместе с ним заботился о благосостоянии храма.

Одним из крещаемых отцом Михаилом Кудрявцевым младенцев был мой прапрадед Трифон Егорович

Впервые об отце Михаиле я узнал совершенно случайным образом из церковной метрической книги. А дело было так. В одном из православных сельских храмов Архангельской волости Тульского уезда (ныне Ясногорский район Тульской области) в 1853 году проходило крещение – самое первое таинство в жизни любого человека, вступающего в Православие. В тот морозный зимний день в Архангело-Михайловской церкви села Киреевского крестили младенцев. Одним из крещаемых был мой прапрадед Трифон Егорович. Батюшка Михаил, проводивший священный ритуал, одновременно стал и восприемником (крестным отцом) младенца Трифона. Между ними на всю жизнь установилось отношение духовного родства. Столь ценная информация послужила для меня толчком для дальнейшего изучения жизни крестного отца Трифона Егоровича, зародилась идея поведать о нем читателю.

Работа над этим очерком шла долго и медленно, мне пришлось перебрать множество архивных документов. Несмотря на трудности в поисках, была воссоздана картина жизни и деятельности приходского священника Михаила Кудрявцева, посвятившего 47 лет добросовестному служению Богу в родной тульской глубинке. Также в ходе исследования были установлены имена славной династии священнослужителей Кудрявцевых, живших и трудившихся на Тульской земле и преданных забвению во времена лихолетья прошлого века.

Перед тем как начать повествование, я бы хотел погрузиться с вами в занимательный мир антропонимики (науки, изучающей происхождение фамилий) и вкратце поведать о наиболее интересных способах образований фамилий священнослужителей. Отмечу, что фамилии духовенства не всегда являлись родовым наименованием, то есть они необязательно передавались по наследству. Среди них преобладали искусственные семинарские фамилии, образованные от названий церковных праздников, были и те, которые выражали черты характера ученика. Бытовали фамилии, соответствующие церковному чину. Они присваивались священнослужителям, а также их потомкам. Также они образовывались от названий чудотворных икон, храмов и церковных терминов. Мною было выявлено, что Михаил Кудрявцев стал первым носителем своей фамилии, так как в то время не все священники имели ее, а получили лишь в XIX веке. Автора этих строк заинтересовало, откуда произошла такая фамилия и что означала она при своем возникновении. Я обратился к открытым источникам, но в них высказывалась популярная версия ее зарождения от прозвища Кудрявец, которое давалось человеку с кудрявыми волосами. Она меня не удовлетворила. Тогда я решил заглянуть в справочник тульских говоров. Исходя из прочитанного, смею предположить, что эта фамилия происходила от термина «кудрявка»: так в Тульской губернии раньше называли паникадило. Хочу подчеркнуть, что данная версия не является окончательной и не претендует на истину.

Раньше в 37-ми верстах от губернского города Тулы в селе Киреевском находился приходской Архангело-Михайловский храм, он виднелся издалека и радовал глаз прихожан. Колокольный звон, слышимый по окрестностям, торжественно оповещал о начале службы и приглашал верующих в храм. Осенью и зимой, в свободное от хозяйственных работ время и в праздники, его регулярно посещали и жители Киреевского, и крестьяне окрестных деревень – Вашаны и Тележенки. Не только в скорбях, но и в радости они обращались к Богу, воздавая ему хвалу за оказанные милости в хозяйственных делах.

В этом старинном селе 3 октября (20 сентября по старому стилю) 1796 года появился на свет будущий настоятель Михаил Михайлович Кудрявцев. Совершал таинство крещения приходской священник Яков Данилович. А его восприемником от святой купели стал сын владельца с. Киреевского поручик Петр Герасимович Савин.

Люди старшего поколения наверняка помнят первую прямую телевизионную трансляцию Рождества из Богоявленского кафедрального собора в Елохове, которая состоялась в 1990 г. Этот Божий храм на протяжении своей большой истории никогда не закрывался, до воссоздания Храма Христа Спасителя считался кафедральным собором Московской епархии и всей Русской Православной Церкви. Здесь проходили все праздничные службы. Так вот, одним из прихожан этого храма в свое время значился крестный М. Кудрявцева – П. Савин, проживавший неподалеку в своей усадьбе. Замечу, что его дед Никита Саввич принимал участие в государственном перевороте в пользу Елизаветы. Став императрицей, она щедро отблагодарила всех участников и наградила их землями и потомственным дворянством. Так, в силу сложившихся обстоятельств Никита Саввич возвысился до знатного рода. Уже будучи генерал-майором, он выстроил деревянную вышеупомянутую усадьбу в Елоховской слободе со сводчатыми палатами. Его внук Петр после смерти отца унаследовал село Киреевское с деревнями.

Мало сведений сохранились о другой восприемнице Михаила Михайловича, девице Анне Александровне. Известно лишь, что она была дочерью капитана А.И. Хотяинцева – представителя древнего рода, владельца деревни Тайдаково, которая располагалась в нескольких верстах. Отмечу, что и в дальнейшем члены этой фамилии становились крестными детей повзрослевшего Михаила.

Овдовев в двадцать один год, Ксения сохраняла верность своему безвременно ушедшему мужу

Отец Михаила, Михаил Яковлевич, служил пономарем при местном храме. Казалось, ничто не предвещало беды, но за несколько месяцев до рождения сына Михаила ушел из жизни 22-летний Михаил-старший, оставив молодую беременную жену Ксению Алексеевну и малолетнего первенца Ивана. Она происходила из серпуховского села Шматово (ныне деревня в Ступинском районе Московской области), где её отец и дед служили диаконами, а прадед – священником в церкви Успения Пресвятой Богородицы при этом населенном пункте. Овдовев в двадцать один год, Ксения сохраняла верность своему безвременно ушедшему мужу. Всю оставшуюся жизнь она прожила в семье младшего сына Михаила, питавшего к ней самые нежные чувства. Ксения Алексеевна одна вырастила и воспитала двух сыновей в духе православной веры, привила им высокую нравственность и добродетельный характер. Старший сын Иван, как и его отец, нес пономарское послушание в этом храме. После окончании Тульской духовной семинарии его рукоположили в диакона к Троицкой церкви села Гритчино Каширского округа. Она радовалась и гордилась, что ее повзрослевшие сыновья избрали путь действенного служения Христу и Его Церкви.

Ранний уход из жизни пономаря Михаила не оставил равнодушным никого из тех, кто знал его семью. Так, руку помощи протянул крестный отец П. Савин, ставший еще и опекуном малолетнего Михаила. Настоятель Яков Данилович привил с детства восприимчивому к религиозной жизни внуку Михаилу прилежание к молитве, обучал его чтению и пению, смирению, кротости и послушанию. Благодаря этому доброму влиянию Михаил уже в детстве решил посвятить себя служению церкви. Будучи отроком, он уже прислуживал во время богослужения, помогал священнослужителям в алтаре. А с его погодком, сыном батюшки Яковом, у Михаила сложились духовные добрые отношения. Повзрослев, они в течение 44 лет вместе безропотно несли в этом храме послушание во славу Божию: Михаил служил настоятелем, а Яков – пономарем.

Видя такой порыв внука, в 1815 году дед Яков благословил Михаила на поступление в Тульскую духовную семинарию, которая дала будущему пастырю основные знания и нравственную закалку. В 1822 году отошел ко Господу Яков Данилович. Стремясь вновь оказаться в родном храме и продолжить его дело, Михаил Кудрявцев после окончания пастырских курсов сразу же подал прошение о назначении его на священническое место. Его просьбу удовлетворили и в том году рукоположили во священника к церкви Архистратига Михаила села Киреевского.

История этого ныне утраченного храма насчитывает несколько веков, документальные сведения о его первоначальном существовании не сохранились. В 1758 году владелец села Киреевского А.Н. Улучкин на собственные средства заложил каменную церковь во имя Архистратига Божия Михаила на месте старой, обветшавшей. Одним из первых настоятелей этой церкви был Данила Андреевич – прадед героя моего повествования. Увы, всё подвластно времени, и этот храм стал медленно разрушаться. Тогда другой владелец Г.Н. Савин перестроил его, и простоял он еще пару веков, пока вновь не подвергся окончательному разрушению и забвению уже в советское время (более подробно об этом можно прочитать в моем очерке «Бессменный хранитель дома Божьего»).

Знаменательно, что первые дни служения отца Михаила совпали с главным храмовым праздником во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Взоры молящихся, заполнивших церковь в Михайлов день, были обращены к украшенной живыми цветами иконе, где на них лицезрел святой воевода Архангел Михаил, облаченный в доспехи с мечом и щитом. Архистратиг, что в переводе с греческого означает «главнокомандующий», является главой святого воинства ангелов. Верный служитель Божий смог победить и низвергнуть с небес в преисподнюю самого дьявола – главного падшего ангела и прочих взбунтовавшихся ангелов. Архангел Михаил почитается как небесный покровитель земли Русской, с древних времен он известен своими чудесами.

Но продолжим далее о праздновании. В данной церкви Божественную литургию совершал его тезоименинник отец Михаил. После нее состоялся водосвятный молебен, праздничные песнопения исполнял хор. Верующие обошли храм с иконой Архангела Михаила и с другими святынями троекратным крестным ходом, во время которого батюшка кропил собравшихся святой водой. И в дальнейшем прихожане имели возможность видеть и слушать проводимые отцом Михаилом праздничные богослужения. А для всех верующих любой праздник считался значимым событием, каждый из них принимал участие в нем и получал Божественную благодать.

Исполняя свой пастырский долг, он никогда не жалел себя, практически без замен совершал различные требы

Уроженец села Киреевского Михаил Михайлович Кудрявцев считался близким человеком для сельчан, многих он знал с детства и полностью разделял с ними все невзгоды и лишения. С некоторыми он даже породнился, став восприемником при крещении крестьянских детей. Среди тех, кого он исповедовал, венчал, причащал, были и мои предки. Исполняя свой пастырский долг, он никогда не жалел себя, практически без замен совершал различные требы. В России в то время особенно высокой была детская смертность, в том числе в грудном возрасте, и не было скорбнее обряда, совершаемого отцом Михаилом, чем отпевание ребенка. В непроглядной темноте и в лютый мороз, в снегопад и сильный ливень он разъезжал по близлежащим деревням, соборовал и отпевал крестьян на дому. Любой прихожанин обращался к нему за мудрым советом или просто утешением, для них у сельского батюшки Михаила всегда было припасено несколько доброжелательных слов. Общение с настоятелем оставляло в душах людей тепло и радость, за это прихожане любили и уважали своего батюшку. Иногда он сталкивался с недружелюбием и обидой со стороны прихожан, но отец Михаил достойно отвечал им кротостью и смирением, как и подобало настоящему пастырю.

Помимо своих религиозных обязанностей, отец Михаил наравне с крестьянами сеял, пахал и занимался хозяйством, чтобы содержать свою семью. Вне храма он освящал дома, пастбища, мельницу, совершал молебны в период полевых работ. Хлопотной была и канцелярская работа, в каждом храме велись книги прихода и расхода, метрические книги (документы, где записывали сведения о рождении, браке и смерти предков) и исповедальные ведомости (ежегодные отчётные церковные документы, в которых значились посемейные списки прихожан с указанием возраста, а также кто был на исповеди и причащался). Так он педантично и аккуратно из года в год вел своим каллиграфическим почерком эти рукописные документы. Просматривая их в Тульском архиве, мне посчастливилось не только прикоснуться к этой истории, но и ощутить тепло его рук.

Его священной обязанностью, как и любого христианина, была забота о спасении душ усопших, молитва о них Господу, что он и делал на протяжении своей жизни. Пока были силы, батюшка Михаил ухаживал за могилами почивших предков, похороненных в церковной ограде приходского кладбища при Архангело-Михайловском храме села Киреевского. Он приходил к ним рано утром до начала службы, наводил порядок и зажигал лампадки. Не забывал осуществлять уход за захоронениями священнослужителей.

Вспышка холеры в 1830–1831 гг., затронувшая Тульскую губернию, была одной из самых тяжелых страниц в его биографии. В условиях эпидемии служение отца Михаила стало настоящим героизмом. Он не думал о себе, просто исполнял пастырский долг. В этот период отец Михаил непрерывно, как и все священнослужители, служил особый молебен и вместе со всеми прихожанами совершал крестные ходы, обходил и освящал дома. Каждый верующий в сердечном умилении обращался ко всем святым, которые на протяжении многих веков хранили Русь от всяких напастей. Где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась. Так произошло и с холерой.

В условиях эпидемии служение отца Михаила стало настоящим героизмом

Надежным тылом и союзницей своего достопочтенного мужа Михаила Михайловича была матушка Марья Кузьминична – дочь сельского священника и хранительница домашнего очага. Она несла свой нелегкий крест и была воззвана Всевышним для того, чтобы разделить с ним все невзгоды, облегчая ему бремя служения пастве, которой он был повенчан.

Добросовестное и ревностное исполнение пастырских обязанностей отца Михаила заслужило особенное доверие и внимание со стороны епархии. Так, он в течение долгого периода исполнял ответственную должность духовника духовенства в своем округе Тульского уезда. Отслужив свой век на приходе, в 1869 году батюшка Михаил удалился на покой в возрасте 73 лет. Согласно прошению, его уволили от должности настоятеля с выражением благодарности Тульского епархиального начальства, а за долголетнюю и полезную службу его удостоили набедренником. С уходом отца Михаила завершилась эпоха столетнего служения династии Кудрявцевых в Архангело-Михайловском храме. Мне так и не удалось отыскать дату кончины отца Михаила. Об этом могли сообщить некоторые метрические книги из Тульского архива, но, к сожалению, они по многим объективным причинам не сохранились. Предположительно, он отошел к Господу Богу в глубокой старости.

С Покровской церкви города Белева началось доблестное служение Николая Кудрявцева С Покровской церкви города Белева началось доблестное служение Николая Кудрявцева Особо стоит отметить маленький эпизод, которому так радовались в семье батюшки Михаила. Их сына Николая рукоположили в диакона к Покровской церкви города Белева. Он был поздним ребенком, которого родители – Михаил и Мария – слезно вымаливали у святого Чудотворца после того, как у них умерло двое детей. Усердная молитва благочестивых родителей была услышана, и после долгих лет Господь даровал им сына, которого при крещении нарекли Николаем в честь святого Чудотворца. Благодаря их молитвенному подвигу с апреля 1869 года началось бескорыстное, самоотверженное служение их сына Николая Богу и людям длиною почти в полвека.

Периодические издания того времени оповещали о славных деяниях диакона Николая Кудрявцева, внесшего значительный вклад в просвещение Тульской губернии. Так, в 1892 году газета «Тульские епархиальные ведомости» отмечает:

«Вследствие представления г. директора народных училищ. По положению комитета министров, Государь Император в 13 день июля месяца сего 1892 года соизволил наградить диакона Георгиевской церкви в г. Туле Николая Кудрявцева серебряною медалью с надписью “за усердие”, для ношения на груди на Александровской ленте за свыше десятилетнюю службу его учителем и законоучителем в Белевском приходском училище, а затем в Тульском арсенальном училище».

Орден св. Анны 3-й степени Орден св. Анны 3-й степени Уже в 1901 года в сводках отмечается его награждение орденом св. Анны 3-й степени за 25-летние труды на ниве народного образования.

Незадолго до революции в жизни Николая Кудрявцева произошло знаменательное событие. «Тульские епархиальные ведомости» в марте 1916 года сообщили:

«За заслуги по духовному ведомству и за особые труды по обстоятельствам военного времени ко дню рождению его Императорского Величества удостоили диакона Николая Кудрявцева наперсным крестом».

Отдавая дань уважения этому человеку, отмечу, что его имя неоднократно упоминалось в Памятных книжках Тульской губернии.

Имя диакона Николая Кудрявцева неоднократно упоминалось в Памятных книжках Тульской губернии

Со старинным и славным городом Тулой была тесно связана семья диакона Кудрявцева. Сюда из г. Белева в 1880 году переехал глава семьи со своими домочадцами, где его последним местом службы стала Свято-Духовская (Георгиевская) церковь, которая на протяжении многих лет являлась главным храмом оружейной слободы этого древнего города. В этом храме до самого закрытия в 1930 году служил священником и его младший сын Алексий. Чуть ранее в другом тульском храме святого великомученика Димитрия Солунского (в советское время он закрывался дважды, а в послевоенные годы являлся одним из четырёх действующих храмов города Тулы до 1980-х) воздавал хвалу Богу старший сын Николай. Здесь он нёс диаконское служение до 1909 года, после этого его рукоположили в сан священника к Успенской церкви села Нового Тульского уезда.

Ныне храм святого Георгия Победоносца, бывшая Святодуховская церковь, в котором служили отец и сын Кудрявцевы, переживает свое второе рождение.

«Сейчас его восстанавливают силами прихожан, доброхотов и самих служителей. Работа движется медленно: физических сил не хватает, и приходится выбирать, чему отводить время и средства в первую очередь. Работаем очень бережно и неспешно. Помощи ждём от всех, кто может её оказать. Очень надеемся на администрацию Тулы», – рассказывает в своем интервью настоятель храма отец Александр.

Недавно эта церковь привлекла внимание телезрителей православного канала «Спас» чудом, произошедшим в его стенах. Однажды прихожанке полуразрушенного тульского храма Георгия Победоносца приснился сон, в котором она увидела икону святителя Николая Чудотворца, а на следующий день, незадолго до дня памяти святого, его лик проявился перед ней на одной из стен храма. Это стало глубоко символично, тем самым диакон Николай Кудрявцев был отблагодарен за свою безупречную и долгую службу своим святым тезоименником. А прихожане, в свою очередь, получили великую милость от Николая Чудотворца за возрождение святыни.

Буду рад, если читатель после просмотра сюжета изъявит свое желание пожертвовать на восстановление этого храма по указанной ссылке: https://vk.com/wall-55490878_378085.

Храм святого Георгия Победоносца, бывшая Святодуховская церковь в наши дни. Фото с сайта «Тульский городской портал mySlo.ru» Храм святого Георгия Победоносца, бывшая Святодуховская церковь в наши дни. Фото с сайта «Тульский городской портал mySlo.ru»

Несли крестьянским детям свет просвещения и три дочери диакона Николая Кудрявцева. Две из них, Елизавета и Валентина, преподавали в сельских церковно-приходских школах Тульской губернии. Незаменимым помощником отца в его трудах была другая дочь – Евгения, она вместе с ним учительствовала в мужской церковно-приходской школе при Свято-Знаменском храме г. Тулы. Апогеем ее 10-летнего труда стало награждение в 1910 году серебряной медалью на Александровской ленте с надписью «За усердие».

К сожалению, славная эпоха в истории Российской Православной Церкви сменилась периодом самых жестоких богоборческих гонений. Здесь следы членов семьи диакона Кудрявцева теряются, а частично приподнять пелену неизвестности представителей этой фамилии мне помог справочник жителей Тулы, проживавших в период с 1900 по 1941 гг., где фигурировали Николай-старший и Алексей Кудрявцевы. Но я не отчаиваюсь и не теряю надежду когда-нибудь узнать, как сложились дальнейшие судьбы членов семьи славной династии священнослужителей Кудрявцевых.

Андрей Емельянов

16 мая 2025 г.

Список источников:

  1. Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф.329 Оп.1 Д.13, Ф.379 Оп.1 Д.10, Ф.404 Оп.1 Д.36, Ф.405 Оп.1 Д.31, Ф.3 Оп.15 Д.1250, Ф.3 Оп.16, Д.443 Ф.3 Оп.17 Д.939, Д.941, Д.942, Д.945, Д.946, Д. 947, Ф.1770 Оп.1 Д.433
  2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.350. Оп.1. Д.197
  3. «Тульские епархиальные ведомости» –1869,1880, 1888,1889, 1890, 1892, 1910, 1916, 1903.
  4. Залога И.В. Повседневность русского сельского священника конца XVIII – первой половины XIX века.
  5. Памятная книжка и календарь Тульской губернии – 1902,1907,1908,1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917.
  6. Жители Тулы до и после 1917 года: справочник, 1900–1941 гг. / сост.: А.Н. Клочков, Г.А. Зайцев, А.Г. Зайцев.
  7. Романов Д.А., Красовская Н.А. Словарь тульских говоров.
  8. Никитина С.В. Фамилии духовенства как лингвистический феномен.
Смотри также
«В его лице я увидела настоящего христианина» «В его лице я увидела настоящего христианина»
К 100-летию протоиерея Глеба Каледы
«В его лице я увидела настоящего христианина» «В его лице я увидела настоящего христианина»
К 100-летию протоиерея Глеба Каледы
Эльвира Меженная
О том, что профессор Глеб Александрович, приезжавший к владыке Иоанну, – тайный священник, мы, естественно, даже не догадывались.
«Господь показывает на простейших примерах: “Я здесь, Я рядом, Я с тобой”» «Господь показывает на простейших примерах: “Я здесь, Я рядом, Я с тобой”»
Протоиерей Леонид Ролдугин
«Господь показывает на простейших примерах: “Я здесь, Я рядом, Я с тобой”» «Господь показывает на простейших примерах: “Я здесь, Я рядом, Я с тобой”»
Протоиерей Леонид Ролдугин о 56-ти годах священства
Компромисс в житейских делах может и должен быть – не может быть компромисса в делах веры.
«Рядом с ним каждый чувствовал, что такое Церковь-семья» «Рядом с ним каждый чувствовал, что такое Церковь-семья»
Памяти протоиерея Димитрия Смирнова
«Рядом с ним каждый чувствовал, что такое Церковь-семья» «Рядом с ним каждый чувствовал, что такое Церковь-семья»
Памяти протоиерея Димитрия Смирнова
«Надо идти туда, где люди. В спальных районах ставить хоть из фанеры первые храмы, и главное – начинать служить! Господь и священники нужны там, где сейчас люди! А не памятники истории и архитектуры…» – уверял он.
Комментарии
Ирина 31 мая 2025, 17:43
Читая публикацию о династии Священников Кудрявцевых,склоняю голову пред их жизнью и долгом служения православным христианам -прихожанам.Покоряет глубокая преданность делу и духовный стержень,передающийся поколениям.Спасибо Андрей,за ваш труд и знакомство читателя с историческими фактами и судьбами Служителей Церкви! Уважение вызывает тот,факт что ваша родословная ветвь соприкасается с династией Кудрявцевых!Вы, достойный потомок.С уважением,Ирина.
Сумарокова Галина29 мая 2025, 13:53
Статья «Отец Михаил и его династия» произвела на меня глубокое впечатление. Автор мастерски передал богатую историю семейных традиций, духовных наставлений и личных достижений этой удивительной династии. Особенно вдохновляет пример отца Михаила, который не только продолжил семейные ценности, но и служил примером настоящей веры, преданности и скромности. Читая о его жизни и деятельности, я почувствовала уважение к его духовному пути и желанием узнать больше о тех, кто продолжает его дело. Эта статья — ценное напоминание о том, как важно сохранять и передавать духовное наследие из поколения в поколение.
Приходько Наталья Егоровна22 мая 2025, 16:05
С большим интересом прочла эссе Андрея Емельянова "Отец Михаил и его династия". Автор проделал большую исследовательскую работу по восстановлению истории династии священников. С уважением.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×