Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг
перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.
Д.С. Лихачев
Форма одежды для церковного старосты из крестьян (1868 г.)
В последние годы в нашей стране возрождается православное краеведение. Благодаря местным энтузиастам вызволяются из забвения имена священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонения за православную веру. Краеведы проводят большую исследовательскую работу в библиотеках и архивах, публикуют материалы, тем самым пробуждая у людей интерес к истории своей семьи, рода. С удовлетворением отмечу, что малоизвестные страницы деятельности церковных старост доносятся и до широкой читательской аудитории. Среди церковных старост были такие доблестные и самоотверженные труженики, которые любили Творца больше собственной жизни и служили ему до последнего своего вздоха.
Одним из них был мой прапрапрадед – церковный староста Григорий Иванович Мартынов, посвятивший 36 лет своей жизни служению Архангело-Михайловской церкви при селе Киреевском Тульского уезда.
В каждой семье имеется реликвия – вещь, свято хранимая и почитаемая как память о прошлом. У кого-то есть старые пожелтевшие фотографии прабабушек и прадедушек, у других имеются старинные предметы, хранящие тепло рук и сердец ушедших предков, а у меня – архивные документы церковного старосты Мартынова. Благодаря им я теперь смогу протянуть живую нить из прошлого в настоящее и поведать читателям о славном жизненном пути Григория Ивановича Мартынова.
Совсем недавно, в 2019-м году, в тульской районной газете «Ясногорье» была опубликована моя статья об этом человеке под названием «Неугасимая свеча памяти». После ее выхода я продолжил работу по поиску архивных документов, касающихся героя моего повествования. В ходе этой работы открылись ранее мне неизвестные факты о деятельности Мартынова на посту церковного старосты, вот тогда-то я и посчитал нужным расширить статью.
Село Киреевское находилось по левую сторону прежней большой Московской дороги, в 37 верстах от губернского города Тулы. Оно располагалось в живописном месте, в окружении березовых рощ и полей, на левом берегу речки Вашанки (правый приток реки Вашаны). В те времена, когда жил и творил добрые дела Григорий Мартынов, в нем проживало 121 человек в 20 дворах. В настоящее время Киреевское относится к числу многих вымирающих деревень Ясногорского района Тульской области. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, в этом населенном пункте проживало всего 4 человека.
История этого небольшого старинного села тесно переплеталась с судьбами русских Царей и Императоров, а также их сподвижников. Одно из первых упоминаний о нем встречается в писцовой книге Каширского уезда за 1578–1579 гг. как «дер. Киреевская на речке Вошане», принадлежавшая А.Зяблову. Постоянные набеги крымских татар на территорию Московского государства, страшный голод в конце ⅩⅤⅠ – начале ⅩⅤⅡ веков, а также польско-шведская интервенция привели к разорению русских земель и уменьшению численности населения. Не обошла беда стороной и это селение, ранее входившее в Мстиславский стан Каширского уезда. В 1624-м г. оно уже числится как пустошь, т.е. разоренная и брошенная жителями или взятая в полон крымскими татарами земля. Но и в следующей переписной книге за 1646 г. о нем сведения не встречаются. В 1659-м г. Киреевское приобретает окольничий И.А.Гавренев, возглавлявший Разрядный приказ (центральное государственное учреждение России ⅩⅤⅠ–ⅩⅤⅡ вв., ведавшее служилыми людьми, военным управлением, а также южными городами). Он по долгу службы сопровождал Царя Михаила Федоровича в богомольных походах, участвовал в Польском походе его сына Алексея Михайловича. Через несколько лет И.Гавренев уходит из жизни, а вскоре умирает и его единственный сын. Выморочные земли Гавреневых были отписаны на Государя, т.е. в дворцовую вотчину, в 1666-м г. Спустя 10 лет из этого ведомства Киреевское было пожаловано верховной боярыне А.П.Хитрово. Она была воспитательницей Царя Федора Алексеевича, сводного брата и крестного будущего Императора Петра I. После безвременной кончины воспитанника в память о нем она на свои деньги воздвигла в Калуге каменный храм во имя Живоначальной Троицы. Из архивного документа по сельцу Киреевскому и его окрестностям за 1676 г. можно сделать вывод, что здесь после длительного опустошения забурлила жизнь, появились новопоселенные крестьяне из разных мест. Также описывается двор приказчиков со всякими строениями. На речке Вашанке была построена водяная мельница, на ней мололи зерно на муку (отмечу, что крестьяне села Киреевского жертвовали на ремонт храма средства, вырученные от продажи муки, за что имели признательность от епархии). Наряду с рожью, пшеницей и овсом выращивали гречиху, горох и ячмень. Последний широко применялся в крестьянском хозяйстве: ячменную муку использовали для выпечки хлеба, добавляли в щи, а зерно и солому употребляли на корм скоту.
В.Д.Поленов. «Старая мельница» (1880 г.)
Будучи бездетной, А.П.Хитрово завещала Киреевское своему племяннику, стольнику
И. Б. Яковлеву (придворный чин в Русском царстве, который занимался обслуживанием трапезы Государя, подавая яства). После него владельцем стал его сын Петр Иванович – генерал-майор, участник Северной войны 1700–1721 гг., который считался одним из верных сподвижников Петра I с ранних его лет. В 1718-м г. П. Яковлев скончался, оставив после себя двоих сыновей. Его вдова вторично вышла замуж за генерал-аншефа М.А.Матюшкина, сподвижника и троюродного брата Петра I. С 7 лет Матюшкин – комнатный стольник (придворный чин, особо приближенный к царской особе) и один из первых, кто вступил в его «потешные войска» (отряды из мальчиков и юношей, созданные для «военных» потех Царевича Петра). Имение П.Яковлева поделили между собой его дети, вдова и М.Матюшкин. В 1730-м г. с. Киреевское у них приобретает граф М.Г.Головкин – русский дипломат, вице-канцлер, доводившийся родственником Императору Петру I. После дворцового переворота Елизаветы Петровны в 1741-м г. его как доверенное лицо Анны Леопольдовны (в 1740–41-м гг. правительница-регент Российской империи при своем сыне, малолетнем Императоре Иване VI) обвинили в измене и приговорили к смертной казни, которую заменили сибирской ссылкой. В 1742-м г. новым владельцем Киреевского стал А.Н.Улучкин, один из гренадеров, участников дворцового переворота в пользу Елизаветы, волею судьбы ставший дворянином и пожалованный бывшим имением М.Г.Головкина. По духовному завещанию в 1765-м г. село Киреевское от Улучкина получил его сослуживец Н.С. Савин, который положил начало столетнему владению дворянского рода Савиных селом Киреевским.
В данном селе на протяжении несколько веков проживали предки Григория Ивановича. В их семьях царила атмосфера взаимовыручки, существовало четкое распределение своих обязанностей, из поколения в поколение передавались обычаи и традиции, трудовые навыки и нравственные нормы. В 1823-м г. в семье крепостных крестьян Ивана Федоровича и Василисы Семеновны родился мальчик, которого при Крещении набожные родители нарекли в честь святителя Григория Чудотворца. Нелегко жилось семье Мартыновых в крепостной России. Чтобы заплатить большой оброк своему владельцу Г.Савину и прокормить свою семью (у него было 7 сыновей), Иван Федорович работал от зари до зари, все силы отдавал ведению хозяйства и хлебопашеству, благодаря этому они и выживали. Вера в Бога помогала его семье бороться, преодолевать препятствия на жизненном пути. Когда выпадало свободное воскресенье, родители брали с собой Гришу в церковь. Он всем сердцем полюбил Божий храм и старался посещать его как можно чаще. Григорий с большим интересом слушал проникновенные молитвы и яркие проповеди священника отца Михаила. Он научился понимать язык колоколов, их звуки не только созывали к богослужению, но и пробуждали в его душе высокие духовные чувства, заставляли задуматься о смысле жизни. Таким образом отрок познавал христианский мир, впитывая все жадно, как губка.
Испокон веков для крестьянина храм являлся духовным и культурным центром. Для прихожан деревень Вашаны, Тележенки и села Киреевского таким местом была Архангело-Михайловская церковь. Здесь они получали Божию благодать, обращались с молитвою о своих насущных нуждах через священника, замаливали грехи с искренним раскаянием и усердием. В этом Божием доме крестились, венчались, отпевали усопших мои предки.
К сожалению, попытки отыскать фотографии Архангело-Михайловского храма и самого старосты Г.И.Мартынова потерпели неудачу. Но я не отчаиваюсь и сохраняю надежду, пусть и слабую, на то, что, возможно, сохранившиеся, но неопубликованные снимки в конце концов найдут пытливого исследователя. История этой ныне утраченной церкви насчитывает несколько веков, документальные сведения о ее первоначальном существовании не сохранились. В 1758-м г. владевший в то время Киреевским
А.Н. Улучкин на собственные средства заложил каменную церковь во имя Архистратига Божия Михаила на месте старой, обветшавшей. Увы, времени подвластно все, и этот храм стал медленно разрушаться. Тогда другой владелец Г.Савин, сын вышеупомянутого Н.С.Савина, в 1796-м г. перестроил его. Отмечу, что Савины происходили из семьи московских церковнослужителей. Единственный сохранившийся документ из Тульского архива позволит читателю заглянуть в прошлое и узнать, как выглядел этот сельский храм в 1856-м г.
«Церковь… каменная во имя Архистратига Михаила, с такой же колокольнею византийского стиля. Внутри и снаружи оштукатурена, на боковых крыльцах по четыре колонны под карнизом, покрыта листовым железом и окрашена медянкой. Все три двери железные и окрашены зеленою краской, на окнах медная решетка. Вокруг церкви каменная ограда с деревянными решетками искусной работы, впрочем, уже ветхая. Кресты на церкви и колокольне деревянные, обиты жестью. На колокольне повешены 7 колоколов, в большом – весу 102 пуда, в прочих неизвестно, из них 3 разбиты (колокола всегда считались голосом храма, спустя 4 года после избрания старостой Мартынов подарит им вторую жизнь, их перельют и сделают заново, так как любой колокол, получивший небольшую трещину, теряет первоначальный звук, и отремонтировать его крайне трудно)».
Внутри церкви устроен трехъярусный резной иконостас столярной работы. В местном ряду иконостаса, в центре, находятся царские врата. На их створках помещены резные позлащенные образы со изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Над царскими вратами находится образ «Всевидящее око» в лучезарном сиянии. По правую сторону от царских врат находятся образ Христа Спасителя с серебряным венцом, храмовая икона Архангела Михаила, южная дверь, где изображен Первосвященник Аарон. По левую сторону от Царских врат – образ Божией Матери с Предвечным Младенцем. За ним расположены пророк Захария и Елизавета с серебряными венцами, далее следует северная дверь с образом Первосвященника Мелхиседека. Этот иконостас, кроме местного ряда, включает деисусный и праздничный чины, все иконы украшены серебряными ризами и венцами. В данной церкви имеются два придела: правый – во имя Святого Апостола Андрея Первозванного (небесного покровителя храмостроителя Андрея Улучкина) – и левый – во имя преподобного Герасима на Иордане (небесного покровителя последнего храмостроителя – Герасима Савина). В каждом из них устроены иконостасы в два яруса. Причт состоит из священника Михаила Кудрявцева, дьячка Вукола Спасского, пономаря Якова Архангельского.
Особо стоит упомянуть настоятелей церкви, в разные годы служивших со старостой Мартыновым во славу Божию. Около полувека своей жизни посвятил родному храму Михаил Кудрявцев. В 1865-м г. его наградили набедренником за долговременную и беспорочную службу в священническом сане, имел признательность епархиального начальства. Для его преемника, выпускника Тульской духовной семинарии Иоанна Нелюбова, Архангело-Михайловская церковь стала первым местом шестилетнего служения с 1869 г. После него 8 лет прослужил Федор Минервин, будучи членом Тульского епархиального братства. Последним настоятелем стал Василий Флоренов, который свое пастырское десятилетнее служение совмещал с преподавательской деятельностью, обучал закону Божьему в Вашанском училище (находилось при д. Вашане в нескольких километрах от села Киреевского). Ушел из жизни в сентябре 1896 года, через месяц после кончины Г.И.Мартынова.
В 1859-м г. в селе Киреевском зародилась династия церковных старост Мартыновых. Почин этому положил Григорий
В 1859-м г. в селе Киреевском зародилась династия церковных старост Мартыновых. Почин этому положил Григорий, поначалу он замещал умершего старосту. Наверное, ему было предназначено судьбой свыше стать церковным старостой, его избрали на эту должность в 1860-м г. Немного забегу вперед и скажу, что после кончины Г.И.Мартынова его сын Сергей принял эстафету у отца, со временем Сергей Григорьевич прослужил старостой 3 срока (староста избирался сельским сходом сроком на 3 года). Внук Григорий, названный в честь именитого деда, трудился на этой должности с 1910 г. до смутных времен 1917–1920 гг. К сожалению, я не располагаю информацией о дальнейшей судьбе последнего. Имя Григория Мартынова-младшего значится в «Тульском синодике». В этом сборнике приводятся имена как ныне здравствующих, так и давно почивших священнослужителей, церковных старост, благотворителей, всех, кто служил и служит во славу Святой Православной Церкви. К сожалению, не были упомянуты Григорий Иванович и его сын, а также настоятели, служившие при Архангело-Михайловской церкви в разные годы, о них я уже поведал.
Чтобы мой благосклонный читатель смог понять, насколько был ответственным и тяжелым труд церковного старосты, я вкратце расскажу о его обязанностях. В 1721-м г. эта должность была введена указом Петра I, а обязанности изложены в инструкциях 1808 г., в дальнейшем они дополнялись последующими Указами Святейшего Синода. На церковного старосту возлагается:
-
сбор денег в церковный кошелек и кружку, прием разного рода сумм, вкладов и пожертвований;
-
продажа восковых свечей, контроль за тем, как зажигают и гасят свечи во время богослужения по церковному Уставу;
-
покупка всего необходимого для церкви;
-
ведение приходо-расходных книг;
-
поддержание в исправности и обновление ризницы и церковной утвари;
-
ближайший надзор за исправным состоянием церковного здания, отоплением, освещением и чистотой в церкви;
-
присмотр за домами, приобретенными церковным иждивением, в том числе и домами причта, за лесными дачами и сторожами;
-
наблюдение за тем, чтобы в пределах прихода не происходило противозаконной продажи восковых свечей;
-
усердная забота за поддержанием чистоты и порядка на приходском кладбище (особенно при сельских церквях);
-
содержание (с причтом) церковной библиотеки.
Дело Тульской Духовной Консистории о награждении Г.И.Мартынова С самого начала служения Григорию Ивановичу пришлось много потрудиться в деле ремонта и обустройства обветшавшего храма. Об этом периоде свидетельствует донесение настоятеля этой церкви Михаила Кудрявцева местному благочинному в 1868-м г.:
«В течение трех выборов и прохождения беспорочно должности церковного старосты, с позволения епархиального начальства, по усердию своему и прилежанию к храму Божию, сделал в первое трехлетие: …окрашена крыша медянкой, отремонтировал железную крышу в алтаре, сломанную бурею. Во второе трехлетие: вновь оштукатурена и покрашена церковь. Были расписаны две хоругви живописными мастерами, приобретен футляр на престольный ковчег в стеклянном виде. На следующее трехлетие: на 4 местные иконы устроены посеребренные ризы и вызолоченные рамы со стеклом. В приделе и алтаре живописные мастера изобразили на стенах разные образы святых отцов. В прошлый год во второй раз была окрашена крыша медянкой. На все это было потрачено старостой 1075 р. серебром».
Такая деятельность Мартынова на благо своей приходской церкви, безусловно, заслуживала похвального листа. Из материалов дела:
«1868 года 5 июня 25 дня. По указу Его Императорского Величества, Тульская Духовная Консистория полагает церковному старосте крестьянину Мартынову за полезное прохождение им должности и в поощрение дальнейших трудов выдать похвальный лист».
Ревностное служение Церкви и усердная попечительская деятельность Мартынова вызывали большое уважение у сельчан
В период его длительного служения Архангело-Михайловская церковь после ремонта заметно преобразилась и постоянно благоустраивалась, в те годы она считалась одним из лучших культовых зданий в Архангельской волости Тульского уезда.
Ревностное служение Церкви и усердная попечительская деятельность Мартынова вызывали большое уважение у сельчан и были достойны поощрения со стороны Тульской епархии. Вновь обратимся к документам того времени. Из материалов дела:
«1884 года ноября 1 дня. По указу Его Императорского Величества, Тульская Духовная Консистория, признавая Мартынова, за его очень продолжительную (24 г.) и для церкви полезную деятельность по должности церковного старосты, заслуживающим награждения серебряной медалью на Станиславской ленте для ношения на груди, полагает представить о том от лица Его Высокопресвященства Св.Синоду. Мнение сие представить Его Высокопреосвященству на благорассмотрение».
А вскоре в газете Тульской епархии вышло распоряжение о награждении Григория Ивановича Мартынова серебряной медалью «За усердие» – за возвышение свечной и кошельковой суммы и ревностную заботливость о благоустройстве приходской церкви, с пожертвованием на нее из своих небогатых средств 1700 р.
Серебряная медаль «За усердие»
Воодушевленный этой наградой, Григорий Иванович в том году сделал самое щедрое пожертвование для своего родного храма. Теперь обратимся к хронике того времени. «Тульская епархиальная газета» в 1887-м писала:
«Согласно резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшего на донесения благочинного, объявляется признательность епархиального начальства старосте Архангело-Михайловской церкви с. Киреевского Тульского уезда, крестьянину-собственнику Григорию Иван. Мартынову, за пожертвование в сию церковь к храмовому празднику (8 ноября) медной посеребренной люстры о 36 шандалах с 36 свечами, стоимостью 150 р.».
Не менее плодотворными для Мартынова стали последующие годы. Так, в 1888-м г. интерьер его родной церкви пополнился двумя новыми заклиросными киотами с позлащенной резьбой на пожертвования Григория Ивановича. Изготовленные в столярной мастерской, они порадовали прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Он жертвовал не только на церковные нужды, но и пополнял фонды епархиального древлехранилища. Так, им была подарена картина маслом на холсте «Мудрость и безумие».
1890 г. ознаменовался для Мартынова избранием его на эту должность в одиннадцатый раз подряд
1890 г. ознаменовался для Мартынова двумя событиями: 30-летним юбилеем служения на посту старосты Архангело-Михайловской церкви и избранием его на эту должность в одиннадцатый раз подряд! Время неумолимо брало свое. Пока были силы, 67-летний Григорий Иванович продолжал трудиться. Храм, как любой дом, нуждался во внимании и заботе, требовал постоянного ремонта и исправлений, а от церковного старосты – большого терпения и силы воли. Мартынов всегда подходил к этому делу с большой ответственностью и считал, что, какие бы сложности ни возникали и как бы ни складывались жизненные обстоятельства, все это достижимо с Божией помощью. Так, в 1892-м г. «Тульские епархиальные ведомости» отмечали:
«Благочинный 3-го округа Тульского уезда П.Воскресенский донес консистории, что в Архангело-Михайловской церкви села Киреевского ремонтные исправления внутренних стен храма и иконостаса окончены. На каковой предмет израсходовано 875 р., а именно церковных 675 р. и жертвованных церковным старостою Мартыновым 200 р.».
А спустя 3 года благочинный вновь рапортует своему начальству о том, что в храме с. Киреевского были поправлены ветхая железная кровля храма, а также колокольни, все это покрыто масляной краской, на произведенные работы Мартынов пожертвовал 110 р.
Григорий Иванович Мартынов трудился на должности церковного старосты до самой своей кончины в августе 1896 года. Он прожил интересную и насыщенную жизнь, оставив после себя яркий след в родных местах. Ему повезло, что не застал период жестокого гонения на Русскую Православную Церковь в 1920–30-х годах. По всей стране закрывались и уничтожались Божии храмы, отправляли в ссылку и расстреливали священнослужителей.
Родную для Григория Ивановича Архангело-Михайловскую церковь постигла печальная участь многих храмов России – она была закрыта и разграблена в годы безбожия. Так и простояла она несколько десятков лет облупленной и бесхозной, время не пощадило эту некогда красивую церковь. В настоящее время память о ней сохранилась только у немногочисленных жителей ныне уже вымирающей деревни Киреевское. Церковно-приходское кладбище, где был упокоен Мартынов, постигла та же участь, оно полностью было утрачено.
Чтобы донести до читателя предполагаемый образ моего главного героя повествования, вначале обратимся к изобразительному искусству: несколько русских художников на своих полотнах изобразили церковных старост. Так, например, на картине известного мастера жанровой живописи И.Прянишникова запечатлен церковный староста, современник Мартынова.
Обратимся к описанию униформы Мартынова. Для старост из числа крестьян была введена специальная форменная одежда, которую они носили во время богослужений и по официальным поводам. Она состояла из кафтана особого покроя и фуражки, украшенных серебряным галуном, бахромой и кистями. За 10-летнюю усердную службу и беспорочное выполнение своих обязанностей старосты получали пожизненное право ношения кафтана и по оставлении должности.
Теперь немного об истории серебряной медали «За усердие», которой был удостоен Мартынов. Раньше такие нагрудные медали были редки и вызывали у окружающих уважение и почтение. Награждали ими только людей с чистой биографией и незапятнанной репутацией. Учреждена в 1801-м году, в царствование Императора Александра I. Награждали купцов, крестьян и мещан за услуги, оказанные правительству, в том числе за благотворительность. Медаль не раз меняла изображение на лицевой стороне при последующих российских Императорах, сохраняя без изменений орнамент из концентрических окружностей и круговую надпись на реверсе.
Завершая свой очерк, не могу не упомянуть о некоторых потомках Григория Ивановича. Так, к церковному делу имел отношение его младший внук, Федор Дмитриевич – он считался одним из лучших позолотчиков в Тульском уезде (покрывал сусальным золотом купола и церковную утварь). В дальнейшем он служил волостным писарем в Архангельской волости Тульского уезда, принимал участие в Первой мировой войне.
Спустя полвека после кончины Григория Ивановича другой его потомок достойно пронесет через годы Великой Отечественной войны славную фамилию Мартынова. На всех фронтах Великой Отечественной войны танкист Михаил Андреевич Мартынов дрался с фашистами храбро и дерзко. Он защищал Москву в Лопасненском районе, на Стремиловском рубеже обороны, принимал участие в знаменитой битве на Курской дуге, освобождал от немецких захватчиков Украину и Польшу, штурмовал Кенисберг. В его славной военной биографии числились десятки успешно проведенных военных операций, множество танковых дуэлей. Ратный труд М.А.Мартынова был отмечен многими боевыми орденами и медалями. Вот некоторые из его подвигов. Летом 1943 г. в орловской деревне Васильевка танковый взвод лейтенанта Мартынова, несмотря на ожесточенную вражескую стрельбу и бомбежку немецкой авиации, в ходе кровопролитных боев сумел уничтожить за 2 дня 7 танков, 4 автомашин и 300 солдат и офицеров. Лично Мартынов на своей бронемашине подбил 3 танка и много живой силы противника. За это он удостоился первой награды – ордена Отечественной войны 1-й степени. В боях за г. Люблин в июле 1944 г. танковая рота, которой командовал Мартынов, сумела не только захватить 2 моста через реку, но и удержать их под непрерывным немецким обстрелом, тем самым способствовала успешному наступлению частей Красной Армии. В этих сражениях вновь проявил себя героем Мартынов: он лично уничтожил 4 вражеские артиллерийские установки, мешавшие дальнейшему продвижению нашей пехоты. За успешное выполнение этого задания командование наградило Мартынова орденом Боевого Красного Знамени. Особенно он прославился в августе 1944 г. В боях за овладением важным опорным пунктом гитлеровцев в междуречье р. Западный Буг и р. Вислы (территория Польши) особо отличилась рота гвардии капитана М.А.Мартынова. Михаил Андреевич проявил смекалку в этой сложной обстановке, он сумел удачно расставить свои танки по флангам. Такая тактика командира принесла свои плоды, наши танкисты прорвались через сильно укрепленные немецкие позиции и развили успех военной операции. Так танковая рота под командованием Мартынова за неделю ожесточенных боев нанесла ощутимый урон гитлеровцам в живой силе и технике. Мартынов за эти совершенные подвиги вполне мог стать Героем Советского Союза, но вышестоящее командование решило иначе, наградив его за короткий срок дважды орденом Александра Невского. Кроме вышеперечисленных наград, гвардии капитан М.А.Мартынов удостоился еще двух орденов Красной Звезды, а к 40-летию Победы – ордена Отечественной войны
1-й степени. После окончания войны Михаил Андреевич Мартынов продолжил службу в рядах Советской Армии, в 1970-м г. ушел в запас в звании подполковника.
«Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Григорию и сотвори ему вечную память».
P.S. Я очень надеюсь, что после моей публикации отзовутся потомки Григория Ивановича Мартынова, и заранее прошу прощения, если забыл упомянуть других представителей этой фамилии.
Список источников:
-
Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф.3. Оп.9. Д.2593, 5555. Ф.3. Оп.10. Д.244.
-
Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.1209. Оп.2. Д.9530, 10983.
-
«Тульские епархиальные ведомости» – 1886,1887, 1888,1889, 1890, 1892.
-
Чижевский И.Л. «Инструкция церковным старостам».