Жена да боится мужа своего

Часть 1. «Откуда и зачем эта дикая идея?!»

Кажется, идея послушания жены мужу к XXI веку всерьез устарела. Да не просто устарела – ясно, что послушание жены разрушительно влияет на всю семью, на личность женщины и неизбежно – на личность самого мужа. Разве это нормально, когда муж-самодур-абьюзер отдает команды своей жене как собачке, как рабыне, как солдату?! Вроде: «Я сказал – ты сделала». Могут ли быть здоровыми отношения, построенные на унижении жены? Дети видят, как папа обесценивает маму – это ли будет способствовать гармоничному развитию и сыновей, и дочерей? Поддерживать брутальную агрессию мужа, терпеть во имя покорности побои – это же значит впустить в свой дом самое настоящее насилие, и психологическое, и физическое! Неужели это по-христиански, да просто по-человечески – не только принимать, но и проповедовать подобные идеи?!

Об этом обо всем говорят и блогеры, и уважающие себя, и уважаемые народом журналисты, активисты, защитники прав, свобод и всего прочего очень важного. И ничуть не умаляя заслуг борцов против насилия в семье, обратим внимание на такую принципиально важную тему: в описанном подходе проявляется прекрасно описанный нобелевским лауреатом Каннеманом эффект «подстановки вопросов»[1]: мы объявляем некую тему, в которой абсолютно не разбираемся (или в которой не хотим разбираться), другой, знакомой нам или просто важной для нас идеей. Специально или нечаянно поставив знак равенства между двумя несопоставимыми идеями, заявляем обсуждение первой – но в реальности обсуждаем вторую. В нашем случае ставится знак равенства между «послушанием жены мужу» и «насилием в семье/унижением женщины». Вот так вместо того, чтобы обсуждать тему православного учения об иерархии в семье, обсуждается то самое насилие или унижение. Если выражаться мягко, не позволяя себе, собственно, «выражений», – такая подмена некорректна.

В чем смысл христианских заповедей-ролей в браке

Распределение ролей в христианской семье начинается с такой идеи: ценность и задача брака – любовь, согласие и единомыслие между супругами. Множество раз об этом говорил великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Молитва о единомыслии супругов – единственное упоминание о семье во время литургии (анафора святителя Василия Великого). Все в учении о семье, как, впрочем, и вообще в учении об отношениях между христианами вообще, – про взаимную любовь, про взаимное почтение, про служение каждого – каждому.

Но именно в браке помимо общехристианских задач есть еще и особые роли-задачи.

Про мужа

Муж должен любить жену, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25–33). Любовь мужа к жене – его главная «обязанность», его прямо-таки долг как христианина. Мера любви – самая высокая, какая только возможна в этом и в том мире – любить «как Христос», и даже до смерти. И не только так велико и высоко, но и просто любить, окутывать жену теплой заботой:

«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5, 28-29).

Такая заботливость, ответственность мужа за жену выражена особым образом: «всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» (1 Кор. 11: 3). Как и везде, как и всегда в христианском учении, чем больше власти – тем больше ответственности. Как глава муж как раз получает заповеди: это любовь и «преимущественное попечение о доме», благоустроение жизни семьи, забота о домочадцах[2].

В христианстве начальствование – особый, подражающий самому Христу вид служения, требующий от начальника особенной мудрости

В христианстве начальствование – особый, подражающий самому Христу вид служения, требующий от начальника особенной мудрости, той самой любящей заботливости о тех, кто вверен его попечению, и подлинного смирения. Уважение к подчиненным, умение «возвышать честь подчиненного» – особенность христианского начальника, но более всего, подчеркнуто – неотъемлемая особенность отношения мужа-христианина к своей жене:

«Жена, скажешь ты, поступает дерзко? Но вспомни, что она – жена, слабый сосуд, а ты – муж. Ты для того и поставлен над ней начальником и главой, чтобы сносить слабость подчиненной. Старайся сделать свое правление славным; а славным оно будет тогда, когда ты не будешь бесчестить подчиненной. Как царь является сам тем более достойным почтения, чем более возвышает честь (подвластного себе) начальника, а когда унижает и бесчестит его достоинство, тогда не мало уменьшает и собственную славу, так и ты, бесчестя подвластную тебе начальницу, не мало унижаешь честь и своей власти»[3]? – пишет святитель Иоанн Златоуст.

В начальствовании мужа над женой в христианском учении нет ни тени унижения или «тиранства», но есть – должно быть! – много любви, ласки и уважения:

«И не просто зови ее <жену>, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим уважением и одобрением. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, и в отношении красоты, и благоразумия, хвали ее»[4], – продолжает вселенский святитель.

3 вида супружеской любви

В русском языке любовь – она и есть «любовь», но в греческом языке, языке богословия, в том самом языке, на котором до нас дошли все основные тексты Священного Писания, русскому слову «любовь» соответствуют несколько разных слов. И это не просто слова – это разные виды отношений. И вот какими видами любви Златоуст призывает мужа любить свою жену, вот какая любовь в христианском браке – ценность:

  • ἀγάπη (агапэ) – любовь-служение, самый «высокий» вид любви. Та самая любовь, которой Бог любит человека, та любовь, к которой призваны все христиане, «да любите друг друга». Именно такая любовь – прямая заповедь-обязанность, данная мужу апостолом: «Мужья, любите (ἀγαπᾶτε) своих жен» (Еф. 5: 25). И это же – задача, поставленная перед обоими супругами: апостол, говорит Златоуст, «предложил мужу и жене… взаимную любовь (τῆς ἀγάπης) и заботливость»[5]. И когда говорится о том, что брак – это «таинство любви (ἀγάπης μυστήριον)», также говорится именно об этой, высокой и великой, истинно христианской, совершенной любви.
  • φιλία (филиа) – любовь-дружба. В любви-дружбе есть привязанность, уважение и, наряду с заявленным и четко обозначенным главенством мужа – в любви-дружбе заявлено равенство. Когда Златоуст говорит о семье, в которой живет Сам Христос, об истинно христианской семье, то одним из условий такого счастливого и высокого положения семьи святитель ставит наличие именно филиа, любви-дружбы между всеми членами семьи: «где муж, и жена, и дети в согласии и любви (φιλία) соединены узами добродетели, там посреди Христос»[6]. И в том случае, если муж счастлив в браке и ему «повезло» с женой, и даже в том случае, если сильно «не повезло», в частности, если жена «пренебрегает тобою, развратна, презирает тебя», Златоуст призывает мужа «воздействовать» на жену исключительно «великим об ней попечением, любовью и дружбой (τῇ φιλίᾳ). Нет уз, крепче этих, особенно для мужа и жены»[7].
  • ἔρως (эрос) – влюбленность. И этот романтичный вид любви, когда муж любит свою жену не только как «сестру во Христе», не только как своего лучшего друга, но именно как женщину, также неоднократно упоминается святыми отцами в разговоре о браке. Например, по словам все того же Златоуста, «ничто так не укрепляет нашу жизнь, как любовь (ἔρως) мужа и жены»[8].

Про жену

Во многом то, что в христианском учении о семье предписывается мужу, то же предписывается и жене. Они оба должны стремиться к единодушию, к согласию, должны служить друг другу, дружить друг с другом, относиться друг ко другу с нежностью. Но особенность роли жены – подчеркнутое уважение к мужу. Апостол заповедал замужним женщинам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5: 22–24). И более жесткая, пугающая формулировка: «жена да боится мужа своего» (Еф. 5: 33).

Это не только те слова, которые из песни не выкинуть. Это неотъемлемая составляющая христианского учения вообще, и учения о семье – в частности. Посчитать, что это все устарело, уже не актуально – значит пересматривать все учение Нового Завета и отцов Церкви. Значит уже не считать себя христианами.

Когда святитель Иоанн Златоуст объясняет идею послушания жены мужу, он обращает внимание: в повиновении жены основная роль отводится… Самому Богу. Жена должна повиноваться мужу «если не ради мужа, то, в особенности, ради Господа»[9]. Это, между прочим, и объясняет странный и даже страшный призыв Спасителя оставить мужа или жену, чтобы последовать за Христом. Святитель Иоанн Златоуст показывает, что такое «оставление» – значит выполнять свои христианские обязанности по отношению к супругу не столько ради супруга, сколько ради Бога, а именно: муж должен любить жену, а жена должна слушаться мужа именно ради Христа, вот так, выполнением своего долга по отношению к супругу – служить Богу.

Повиновение жены мужу – один из способов достижения согласия и единомыслия в доме

Повиновение жены мужу – один из способов достижения согласия и единомыслия в доме. Этот ракурс – смысл и критерий идеи послушания жены мужу. Об этом говорит Златоуст так: «Не просто и не напрасно Павел выказал великую заботливость об этом деле, когда сказал: «Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу». Почему? Потому что, «если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо… Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок»[10].

И если повиновением жены мужу строится согласие в семье строится, то отказом от повиновения согласие в семье и сама «традиционная семья» разрушается. Это не только основание христианского представления о семье, это – реальный исторический опыт. Об этом писал великий русский философ Иван Александрович Ильин в программной статье «О разрушении семьи в советском государстве», где обоснованно и последовательно показал, как именно происходило и происходит подобное разрушение[11]. Ильин показал, что в основе «священной догмы» коммунизма, последовательно приведенной в реальность, – отрицание того, что «женщина может принадлежать мужчине», представление о традиционной христианской семье – как об «отвратительной буржуазной клетке или тюрьме», и в основе такового порабощения женщины те самые «религиозные предрассудки». Не будем здесь останавливаться на этой важной и интересной теме, желающих отсылаю к самому Ивану Ильину и первоисточникам[12], но обратим внимание вот на эти моменты, зафиксированные в заявлено разрушающем «христианские традиции» самом прогрессивном на тот момент законодательстве: уже через месяц после Великой Октябрьской революции первыми же законодательными актами оказались декреты, касающиеся именно семьи, брака и детей. Это не только свобода расторжения брака (декабрь 1917 года), легализация абортов (1920), но и с самого начала – то самое, о чем мы сейчас говорим: законодательно уничтоженная власть мужа и отца, в частности, предписание: «Жена не обязана слушаться мужа и разделять с ним его быт»[13]. Безусловно, это все история сложная, долгая, которая и сегодня не закончена. Не все и не сразу оказалось реализовано, но озвученный, законодательно закрепленный курс, несмотря на периодические паузы и даже откаты к прошлому, достиг расцвета и принес свои плоды спустя поколение, как показала история и статистика – к середине 1960-х годов, к пику разводов и абортов, маркерам разрушения христианский семейных традиций… Важно помнить об этой горькой науке, как раз – чтобы зреть в корень, понимать, откуда какие ноги растут, не наступать снова на те же грабли. А еще это все история – оптимистичная: она ведь о том, что так запросто, пропагандой и даже принуждениями, традиции не ломаются – многие из нас выросли в полных семьях, и у многих из нас родители, бабушки и дедушки жили в верности друг другу, деток своих не убивали, и мамы, и бабушки у многих из нас почитали своих мужей: для настоящего слома нужны многие сломанные поколения, и даже на руинах традиций – есть огромный шанс фениксового возрождения. О реальности возрождения, преображения именно в ракурсе темы о браке и семье – вся история христианства первых веков, о чем так много и хорошо писал профессор Василий Васильевич Болотов.

Царь в диадеме и другой царь, без диадемы

Семья – не тюрьма, семья – нечто противоположное тюрьме: это Царство

Семья – не тюрьма, семья – нечто противоположное тюрьме: это Царство. По христианскому учению, в законном браке муж – царь, священник и пророк, три в одном. Как священнику и как царю мужу дается особая благодать, это его особый чин. Это не награда за его особые заслуги, не результат особых добродетелей – просто данность.

Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Дом каждого есть как бы город (Πόλις), и каждый хозяин есть начальник над собственным домом… есть как бы некий царь (βασιλεὺς), у которого находится в подчинении столько начальников… А жена все-таки останется другим царем в этом доме, хотя без диадемы»[14].

Это не случайный образ, это одна из основ учения святителя Иоанна Златоуста о семье, одна из основ христианского учения о браке:

«Бог от начала принимал множество мер, чтобы насадить ее <любовь> в нас. Он даровал всем нам одну главу – Адама… Далее, устрояя, чтобы один повиновался, а другой повелевал, – так как равенство чести часто производит вражду, Он учредил не народное правление, но царское… Муж занимает место царя (βασιλέως), жена – место правителя (эпарха, ὑπάρχου) и военноначальника (стратига, στρατηγοῦ), дети получили власть третьей степени… Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, чтобы все пребывало в единодушии и великом согласии»[15].

Итак, вот оно, как Бог устроил жизнь: иерархия власти – существует, это разные ступеньки, в семье – три ступеньки.

  1. Муж – царь.
  2. Жена – соправитель мужа, также царь, как и муж, но царь как бы второстепенный, были такие цари без диадемы в те времена; другое видение ее роли – она эпарх и военачальник при муже-царе.
  3. Дети здесь подчинены обоим родителям.

Везде здесь смысл и критерий – любовь, единодушие и великое согласие. Это про согласованность действий, позиций, про устроение, способствующее мирной и гармоничной жизни в этом государстве-сообществе, в семье.

Здесь указан тот самый высокий чин мужа, предполагающий почтение, уважение к нему жены.

Жена – не только не раба своего мужа, жена – соправитель мужа

Но ни в коем случае эта модель не предполагает ту картинку с тираном-абьюзером! Здесь жена – не только не раба своего мужа, жена – соправитель мужа, жена – подчиненный мужу, но облеченный также высоким и почетным статусом царь, она никак не солдат, она – сама военачальник, и вообще – она именно начальник, что тот же Златоуст много раз подчеркивает. Ее положение по отношению к мужу так же унизительно, как и положение главнокомандующего войском по отношению к правящему императору, так же унизительно, как положение Кутузова по отношению к Александру I, если брать положение начальников – то унижение жены в этой модели равно унизительному статусу заместителя директора предприятия по отношению к его первому заму, унизительному статусу вице-министра по отношению к министру.

Всякие цари бывают, как и президенты, как и директора, как мужчины, так и женщины – самодурами они все могут оказаться и в реальности запросто оказываются. Но христианское учение о начальнике вообще и о начальствовании в семье в частности обязательно предполагает, что начальник с уважением, любовью и заботой относится к своим подчиненным, тем более – к подчиненным ему начальникам. Златоуст прямо призывает мужа не только любить жену, но и дружить с ней – а дружба предполагает равенство; и прямо призывает, неоднократно – именно уважать жену, «возвышать ее честь». Итак, начальствование мужа ни в коем случае не предполагает унижения жены, оно исключает унижение, оно прямо требует уважения к жене как к своей соправительнице.

Представление «подчинение жены мужу делает жену собачкой и предполагает, что об жену ноги вытирают, муж самоутверждается за счет жены», так же, как и представление о семье как о тюрьме для женщины, – антихристианское. И между прочим, вот эта идея «тирана» как раз в исходном понимании принципиально противопоставлена идее «царя». В христианской цивилизации, так же, как и в античной культуре, тиран захватил власть и удерживает ее с помощью насилия, это как раз и есть самодур, тогда как царь – тот, кто с любовью заботится о народе, готовый положить за свой народ свою душу, это род служения ближнему. И вот еще важное, исходное и сакральное, о чем писали многие святые отцы нашей Церкви, в частности, священномученик II века Ириней Лионский: законный царь – Христос, а беззаконно провозглашающий себя царем тиран – это Антихрист[16]. Ассоциация насилия, унижения, тиранства с начальствованием, властью, царствованием – настоящее извращение православного учения о власти, о царстве. И, как видим, имеет вот такое практическое следствие – извращение представлений о семейной иерархии. В этом следствии два одинаково страшных аспекта: один – когда во имя борьбы с тиранией провозглашается борьба с идеей царствования, второй – когда «ортодоксальный» сторонник «царствования» также приравнивает царя к тирану и вместо царя становится тираном, в собственной семье следуя не за Христом, но за Антихристом.

Иерархия, повиновение = насилие?

Расхожая интерпретация: якобы повиновение жены мужу предполагает «разрешение или даже повеление мужу бить жену».

Кажется, приведенные аналогии с мужем-царем и женой-военачальником сами по себе не позволяют даже представить себе эту безумную картинку. Но, конечно, все мы понимаем что угодно – каждый в меру своей испорченности. Так что для того, чтобы все просто, прямо и до конца каждому было понятно, – христианское учение о браке также затрагивает именно этот момент, говорит о психологическом и физическом насилии мужа по отношению к жене.

Про то, что ударить свою жену – недопустимо для христианского мужчины, святитель Иоанн Златоуст говорил не раз:

«И вам, мужья, скажу: никакой проступок не должен вынуждать вас бить свою жену. Что я говорю – жену? Благородному мужу непозволительно бить даже служанку и налагать на нее руки. Если же весьма бесчестно для мужа бить рабыню, то тем бесчестнее налагать руку на свободную. Это внушают и внешние (языческие) законодатели, которые не принуждают жену жить вместе с бьющим ее мужем, как с недостойным ее сожительства.

Подлинно, крайне беззаконно – сообщницу жизни, издавна разделяющую твои нужды, позорить, как рабыню. Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце… не крайнее ли безумие оскорблять ту, для которой Бог повелел оставлять родителей?»[17].

Ударить жену – не продемонстрировать свою высоту и силу, но продемонстрировать низость и слабость

Именно это обращение Златоуста к главе семейства заканчивается идеей: унижая и бесчестя свою жену, подвластную тебе начальницу, ты унижаешь и бесчестишь сам себя. Ударить жену – не продемонстрировать свою высоту и силу, но продемонстрировать низость и слабость. Бить жену христианскому мужу прямо запрещено. Битье жены не только не следует из ее подчиненной позиции, но начальственное достоинство мужа как раз само по себе отрицает возможность насилия.

А коли жена «плохо себя ведет»? Не слушается мужа? Тогда, может, все-таки хорошо поучить, плеточкой бы? Все тот же великий вселенский учитель и святитель про психологическое и физическое насилие в семье говорил в своих проповедях не раз. Обращался к мужу:

«Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви… Он (страдал за Церковь) отвращавшуюся от Него и ненавидевшую Его. Как Он, когда она отвращалась, ненавидела, презирала Его и была развратна… покорил ее под ноги Свои, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни к устрашениям и ни к чему подобному – так и ты поступай в отношении к своей жене»[18].

Святитель не только сравнивает мужа, поднимающего руку на жену, с матереубийцей, но призывает мужа завоевывать уважение жены «великим о ней попечением, любовью и дружбой, нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены»[19].

Часто можно услышать, что, если «дать волю мужику», а уж тем более принять «подчиненное положение», это само собой спровоцирует этого самого мужика на насилие. Сначала просто зазнается, потом на шею сядет, потом и бить начнет. И такое случается, и я лично знаю такие примеры – когда именно представление о «христианском послушании жены» как об идее «жену надо бить» приводило к этому самому битью. Именно: и муж, и жена оба принимали эту идею, считали – раз мы православные, значит, так вот надо, жена и правда попускала насилие, принимая первые признаки неуважения, первые удары и затем – насилие в семье как образ жизни, и вот так – распускала мужу руки. Или же муж изначально, похоже, был таким распущенным и при этом агрессивным, и жена поддержала развитие грехов и страстей своего супруга… То самое: приняли «царь = тиран» и так вместо дома-царства построили дом-тиранию.

Такие ситуации спровоцированы вовсе не тем, что супруги слишком вникли в православное учение, но тем, что как раз не вникли вообще ни в учение о браке, ни вообще – в христианство. Семья – это служение друг другу, это любовь, согласие и единомыслие. Здесь даже спорам и ссорам нет места, здесь даже «крики и злоречие» неуместны, какие еще удары и унижения?! Так что беда – не в учении Христовом, беда – в том, что мы, православные люди, часто не интересуемся этим учением по-настоящему, не живем им, не заботимся об отношениях со своими супругами, не трудимся над ними… И про себя говорю, а вовсе не про каких-то нехороших чужих людей.

Впрочем, вообще тема насилия в семье – невероятно сложная, и, как говорил Лев Николаевич, несчастные семьи несчастливы по-своему: каждая страшная семейная ситуация – индивидуальна. Но все же: бытовое насилие, семейное насилие – тема в нашей стране весьма и весьма распространенная, и при этом в подавляющем большинстве случаев никак не связана с «православным учением об иерархии в семье», и вообще не связанная с «традиционной семьей». Потому что в церковь в нашей великой православной стране на сегодняшний день просто «ходит» всего процентов пять населения. Тут деваться некуда. К сожалению, такова реальность: бьют и даже убивают своих жен в подавляющем количестве случаев вовсе не «слишком православные мужья», бьют и убивают – мужчины и женщины, от веры в нескольких поколениях далекие, в нескольких поколениях не имеющие представления о просто нормальных, просто полных семьях, мужчины и женщины, даже в законном браке не состоящие… тут христианским учением и не пахнет. Пахнет, скорее, состоянием всего нашего общества, как раз очень далекого от веры и традиций. Какая тут традиционность, когда наша страна на одном из первых мест в мире по количеству абортов, по количеству социальных сирот – деток, имеющих живых родителей? Про каких это «слишком патриархальных мужчин» можно говорить, если мужчин этих арканом в законный брак не затащить, когда эти мужчины живут в блуде, женам своим изменяют? Неужто теперь мы ставим равенство между «традиционной ориентацией» и «православными семейными традициями»? Про какую такую «патриархальность», положительную или отрицательную, можно говорить в стране, где на 100 браков 75 разводов, где задолженность отцов по алиментам на их родных детей каждый год бьет новые рекорды? Даже заикаться о связи «традиционной семьи» и «православной иерархии» с насилием в семье, с распространенностью семейного насилия в нашей стране как минимум крайне некорректно, а вообще-то очень дико.

«Жена да боится мужа своего»

В наставлении апостола «жена да боится (φοβῆται) мужа своего» (Еф. 5: 33) «страх» – тот же самый, что в наставлении «всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь (φοβεῖσθε)» (1 Пет. 2: 17). Этот страх – крайняя, высокая, сугубая степень почтения, уважения с оттенком, подобным отношению к Самому Богу. Не больше и не меньше.

С оттенком строгим: не просто – уважай мужа, а не смей неуважительно относиться к своему мужу. Не смей гнобить его. Не смей высмеивать мужа, не смей унижать его, не смей демонстрировать ему самому и всему свету его никчемность; не смей обсуждать проблемы, неумелости, недостатки своего мужа с подружками, мамой и всем светом в соцсетях… Не просто – «лучше так не делать», а «побойся так делать». Мы к этому призваны: чтить особый чин, статус своего мужа. Это мой царь, священник моей малой Церкви. А не этот дурачина, прямой простофиля.

Учение Церкви отвечает однозначно: муж не должен требовать от жены бояться самого себя. Ее дело – бояться мужа

И другой вопрос: раз жена обязана бояться своего мужа, значит ли это, что здесь и долг мужа – держать свою жену в страхе? Учение Церкви отвечает однозначно: муж не должен требовать от жены – бояться самого себя. Ее дело – бояться мужа. Его дело – за собой смотреть и собственный долг по отношению к жене исполнять. Когда жена боится мужа здоровым страхом-уважением – она укрепляет святыню брака. Когда муж специально или нечаянно провоцирует страх жены – он разрушает святыню брака.

Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Слугу можно иногда связать страхом, – а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой как с рабой, а не как со свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи: Христос этого не делал»[20].

В этом сюжете – как раз акценты расставлены, как раз – ответы на приведенные «страховательные» вопросы: какого рода страха не должно быть в супружеских отношениях и какое отношение муж имеет к идее женской мужебоязни.

Семья купца в XVII веке. Художник: Андрей Рябушкин, 1896 г. Семья купца в XVII веке. Художник: Андрей Рябушкин, 1896 г.

***

Много раз в жизни думала написать текст на эту тему. И все понимала – я не готова. И сейчас понимаю – и сейчас не готова. Но если не сейчас писать об этом – то когда? Двадцать лет я живу в законном браке, больше двадцати лет я пытаюсь – увы, только пытаюсь – научиться этому трудному делу. И вряд ли могу открыть секрет: про что это вообще и как это делается. Но вот здесь попробовала собрать «идейную базу» христианского послушания жены мужу. А в отдельной статье попробую сказать о практичных сторонах вопроса, о реальности, в которой послушание жены мужу – часть жизни, счастливой, смелой, яркой, полной. Так что продолжение следует.

Анна Сапрыкина

25 января 2023 г.

Друзья, приглашаем вас на прямой эфир с Анной Сапрыкиной в среду 25 января в 19.00 на нашем телеграм-канале.

Вы прислали много интересных вопросов к Анне. Мы выбрали среди них вопрос о роли папы в семье. Поговорим о православном понимании роли мужа и отца: тема актуальная, будет интересно, присоединяйтесь!

В качестве предварительного чтения предлагаем вам несколько статей Анны – они дадут отправную точку для размышлений:

Будьте на связи 25 января в 19 часов, заходите на наш телеграм-канал и нажмите кнопку «Присоединиться к трансляции». До встречи!

***

[1] См. Каннеман Даниэль. Думай медленно… решай быстро. М., 2022.

[2] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Ефесянам // Полное собрание творений. Т. 11, Кн. 1. С.175 и др.

[3] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Первое Послание к Коринфянам // Полное собрание творений. М., 2004. Т. 10. Кн. 1. С.263–264.

[4] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Ефесянам // Полное собрание творений. Т. 11, Кн. 1. С. 172–173.

[5] Иоанн Златоуст, святитель. Там же. С. 167.

[6] Иоанн Златоуст, святитель. VII беседа на книгу Бытия // Полное собрание творений. Т. 4, Кн. 2. С. 770.

[7] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Ефесянам // Полное собрание творений. Т. 11, Кн. 1. С. 168.

[8] Там же. С. 166.

[9] Там же. С. 167.

[10] Там же.

[11] Здесь и далее по теме – см: Ильин И.А. О разрушении семьи в советском государстве // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т.7. М., 1998. С. 85–115.

[12] См., например, Карл Маркс весь и «Манифест Коммунистической партии» в частности, потрясающие в своей ясности тексты Александры Коллонтай, яркие и основоположные для советской семейной и образовательной парадигмы проповеди Надежды Крупской, законодательные акты СССР со дня основания и до времен Горбачева – вот первоисточники в этом случае.

[13] §9 «Кодекса о браке, семье и опеке». См. Ильин И.А. О разрушении…

[14] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Ефесянам // Полное собрание творений. Т. 11, кн. 1. С. 195.

[15] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на I послание к Коринфянам // Полное собрание творений. Т. 10. Кн. 1. С. 345–346.

[16] Ср. Ириней Лионский, священномученик. О тираническом царстве антихриста.

[17] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Первое Послание к Коринфянам // Полное собрание творений. М., 2004. Т. 10. Кн. 1. С.263–264.

[18] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание к Eфесянам // Полное собрание творений. М., 2004. Т. 11, кн. 1. С. 168

[19] Иоанн Златоуст, святитель. Там же.

[20] Иоанн Златоуст, святитель. Там же. С. 166–167.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
НН 2 февраля 2023, 12:25
Игорь Ковалев:/Вы правда этого не понимаете? Или сознательно подменяете понятия?/- Третье. Может я не права, но считаю так: нельзя быть немного смиренным человеком(как "немного беременной). Смирение- это совершенство, оно должно быть полным. Терпение - да, имеет границы, оно может проявляться не во всём или закончится. Но если терпение не провело к смирению - это беда. Ваш отказ от своего мнения и соглашение с мнением старца показал, что Вы прислушиваетесь к мнению авторитетов, восприимчевы к обучению и не очень упрямы. Смирение- не точное слово в этом случае. Это слово надо употреблять с большой осторожностью. На мой взгляд. Простите, если чем-то обидела, всего Вам доброго и помощи Божией.
Игорь Ковалев 1 февраля 2023, 19:20
И. //Могу разгадать вашу загадку))) Надо не только ссылаться на опыт святых Отцов, но и повторить его на деле("распять себя со страстями и похотями").А на это нужна решимость,самоотречение и долгий срок.Это у вас в стране розовых пони люди рождаются непричастными страсти и достаточно прочитать св. Отцов, чтобы приобрести смирение,как у них.А у нас на грешной Земле,в стране изгнания падших людей, рождаются со страстями и всё даётся потом и кровью. Как говорили древние подвижники:"Дай кровь и прими Дух"
Игорь Ковалев 1 февраля 2023, 17:28
НН/"Хоть один смеренный объявился.На всякий случай:"одно из проявлений смирения"= смирению"//Смиренным бывает человек, который победил страсть гордости и который всегда и во всём(в делах, мыслях и чувствах сердца)проявляет смирение.А в чем-то проявить смирение, а в чем-то гордость - это не значит быть смиренным, как если человек в одном случае проявил отвагу, а в другом трусость,то его нельзя назвать отважным.Вы правда этого не понимаете? Или сознательно подменяете понятия?
И. 1 февраля 2023, 13:53
Для меня всегда оставалось загадкой, как выходит, что людям, непрестанно ссылающимся на опыт святых отцов, ближние ни при каких обстоятельствах не "кажутся непорочными, прекрасными,как Ангелы".
Иоанна_ 1 февраля 2023, 10:23
Если человек в самом деле считает, что он не прикасался греху даже в мыслях - этим самым он как бы изымает себя из общей человеческой природы - но это абсурд, природа у всех людей одинаковая. Если отшельники, которые в 16 лет уходили в египетскую пустыню, боролись со страстями, в том числе с блудной страстью, о чём мы знаем из их наставлений (иначе откуда они всё это написали - придумали, что ли?!), то как может человек, живущий в миру в наше время, когда всё пропитано энергией греха, куда ни глянь, считать себя полностью свободным от этой страсти? Это говорит только о том, что человек себя не знает и не хочет знать, что ещё хуже. Игорь Ковалёв прав.
НН31 января 2023, 22:17
Игорь Ковалев:/Приводя цитаты,наоборот отказываешься от своего мнения и принимаешь мнение св. Отцов,что есть одно из проявлений смирения./- Ну наконец-то! Хоть один смеренный объявился. Счастлива должна быть жена смиренного мужа. На всякий случай:"одно из проявлений смирения"= смирению(это чтоб не обвинили в подмене слов). По теме статьи:если жена любит и уважает мужа- то и бояться в быту его не приходится,потому что сделать так,как он хочет-только в радость. А если есть сомнения на духовном уровне-надо честно прислушаться к своей совести("Совесть=голос Бога в человеке")- и не ошибёшься. И не считать себя"пупом Земли",не обижаться и стараться понять человека. Всего-то. Для нормальных семей.
Игорь Ковалев31 января 2023, 12:26
И.//Я,в отличии от вас,не строю предположения и домыслы,а делаю выводы,основываясь на КОНКРЕТНЫХ утверждениях,ничего не передёргивая и не подменяя слова.Причём,делаю выводы,как минимум на основании 3-4 комментариев в течении нескольких лет.А в этот раз написать критический комментарий сподвиг меня рассказ о добродетели,которой быть не может у людей(с рождения не прикасаться скверны блуда,даде в мыслях).Говорить о себе хорошее есть тщеславие и гордость,а плохое - смиреннословие,что тоже вредно, поэтому не надо о себе ничего говорить,если не спросят.Приводя цитаты,наоборот отказываешься от своего мнения и принимаешь мнение св. Отцов, что есть одно из проявлений смирения.
И.30 января 2023, 18:44
Игорь Ковалев, Самое смешное в этой ситуации, что породили ее Вы своими домыслами, предположениями, свободными интерпретациями прочитанного. А говорить о себе правду, даже если она окажется слишком хороша для кого-то, не то же самое, что намеренно говорить о себе хорошее. До абсурда не надо доводить. А то тогда и чтение трудов святых отцов должно оставаться тайной, а Вы тут публично демонстрируете свои добродетели, сыпете цитатами по поводу и без. Все что ли должно быть тайной кроме грехов? По-моему совершенные грехи и присущие вам греховные помыслы должны оставаться тайной, чтобы других не заражать. Между "не говорить о себе хорошее" и "видеть свои грехи" может лежать огромная пропасть.
Игорь Ковалев30 января 2023, 11:52
НН,/И.//Зачем вы мне пишите свои предположения,домыслы и т.п? Мне это не интересно.Зачем всё передёргиваете?Я пишу непричастен страсти, вы мне отвечаете где вы видите непричастен страстям,пишу нельзя говорить о себе хорошее, вы пишите не говорил,что он хороший.Вы русский язык плохо понимаете? А если хотите просто поспорить,то спорьте между собой,мне это не нужно.
НН29 января 2023, 15:48
Игорь Ковалев, Антоний не говорит о себе, какой он хороший, а лишь о том, что у него нет каких-то грехов. И не только у него. Видимо, вы с ним из разных поколений: у вашего измена жене и жизнь в блуде - почти норма, а у Антония - почти преступление. Духовное состояние человека не определяется по его комментариям, это ошибка! Думаю, у Антония есть с кем посоветоваться и кому исповедоваться. Он не нуждается в оправдании за отсутствие каких-то пагубных склонностей. Успокойтесь уже! Уверяю вас, что есть много женщин, никогда не делавших абортов, не изменяющих своим мужьям и тп. Понимаете, это НОРМА! То, что из нормы сделали почти праведность - не правильно, на мой взгляд.
И.29 января 2023, 13:33
Игорь Ковалев, смею предположить, Антоний достаточно опытен, не нуждается в Вашем контроле. Если Вас смущает его манера выражать мысли, так просто попросили бы его иначе это делать. Видимо для кого-то ушат холодной воды, что есть некто непричастный блуду, прелюбодеянию. Оказалоссь,грешны-то все, да не во всем, не выходит смешаться с толпой. Знаю достаточно мужчин, прямо отрицающих супружескую измену, когда начинают при них всех оговаривать "все имеют любовниц; хотя бы раз налево ходили". Любители упиваться сознанием человеческой греховности и оправдываться ею же язык глотают - не выходит быть серенькими; в этом вопросе либо черный, либо белый. Так понимаю, по теме статьи Вам нечего сказать.
Игорь Ковалев29 января 2023, 11:02
И.//" Вы где в комментария Антония прочитали, что он считает себя чистым и непричастным страстям?"//Здесь:"Вся перечисленная скверна в виде блуда,абортов,измен и проч. нам даже в мыслях мерзка. Не прикасались к ней от рождения...мы, Православные мужчины, к этому непричастны..."С рождения не прикасаться, даже теоретически невозможно в нашем падшем состоянии, а победить страсть можно, но у подвижников на это уходили десятилетия подвигов в монастырях и пустынях. Например, св. Мария Египетская боролась с блудной страстью 17 лет в пустыне.
Игорь Ковалев28 января 2023, 17:18
НН,/И./Галина И.//Оправдать можно всё,что угодно.Вы Антонию оказываете "медвежью услугу".Может он задумается о смирении и перестанет выкидывать на ветер свои труды,развивая при этом гордость.Надо мысли свои привести в согласие с мыслями св.Отцов и брать пример с их действий,тогда будем духовно двигаться в правильном направлении.Говорить о себе , что либо хорошее СТРОГО воспрещено.Считать себя надо хуже всякой твари.Видеть в своём сердце и уме все страсти и оплакивать своё горестное состояние.Осознавать своё ничтожество и если Господь попустит,то мы упадём в самые страшные грехи.Много таких примеров есть в Патериках,особенно про блудную страсть."Отвратил же еси лице Твое,и бых смущен."(Пс.29)
И.27 января 2023, 20:53
Игорь Ковалев27 января 2023, 16:28 Вы где в комментария Антония прочитали, что он считает себя чистым и непричастным страстям? Он привел очень ограниченный перечень грехов, которые не имеют к нему отношения. А Вы сами назначили его праведником и сами закидали камнями за то, что он якобы претендует на эту роль. По теме статьи можете что-нибудь написать? Так пишите.
Игорь Ковалев27 января 2023, 19:19
Продолжение:"Старец,услышав это,сказал им:«Хотя я обременен многими другими пороками, но отнюдь не еретик;чужд душе моей этот порок».Тогда братия, пришедшие к нему,пали ему в ноги и сказали:«Авва!просим тебя сказать нам,почему ты нисколько не смутился,когда мы обвиняли тебя в таких важных пороках и грехах,а обвинение в ереси встревожило тебя? услышав его,ты не мог вынести и отверг его с решительностию».Старец отвечал им:«Первые обвинения в грехах я принял для приобретения этим смирения,и желая,чтоб вы имели мнение о мне,как о грешнике:мы удостоверены,что в сохранении добродетели смирения–великое спасение души.Но обвинение в ереси я не мог принять,..потому что ересь есть отчуждение от Бога."
Игорь Ковалев27 января 2023, 19:13
Продолжение:"...есть блудная страсть, которою ты объят: с целию прикрыть собственную порочную жизнь, ты постоянно занимаешься оклеветыванием других». На это старец отвечал: «Сознаю в себе все эти пороки, в которых вы обличили меня, и не могу допустить себе запирательства в толиких беззакониях моих». С этими словами, он пал к ногам братий и сказал им: «Умоляю вас, братия, молитесь прилежно ко Господу Иисусу Христу о мне несчастном, обремененном бесчисленными грехами, чтоб Он простил мне многие и тяжкие беззакония мои». Но братия к преждесказанным словам присовокупили и следующие: «Не скроем от тебя и того, что многие признают тебя еретиком». Старец, услышав это, сказал им:... "
Игорь Ковалев27 января 2023, 19:10
НН,Галина И.//Зачем самим что-то выдумывать? Есть примеры святых Отцов,которым и надо подражать. "Отечник",Свт.Игнатий Брянчанинов:"Авва Агафон 1.К числу великих Отцов принадлежал старец по имени Агафон,знаменитый по добродетелям смирения и терпения.Однажды посетили его некоторые братия.Они слышали о его великом смирении и захотели испытать,точно ли он имеет смирение и терпение.Для этого они сказали ему:«Отец!многие соблазняются на тебя за то,что ты одержим в сильной степени страстию гордости,и столько презираешь других,что считаешь их за ничто; также ты непрестанно осыпаешь злоречием братию. Очень многие утверждают,что тайною причиною такого поведения твоего есть блудная страсть..."
НН27 января 2023, 18:56
Игорь Ковалев:/Писал Антонию ещё несколько лет назад,что нельзя трубить о своих добродетелях/- Антоний пишет не о своих добродетелях,а о НОРМАЛЬНОМ поведении, которое свойственно многим православным,не очень православным и даже совсем не православным. Вы удивитесь,но есть люди,которые рождаются без склонности к тем или иным грехам (напр, к блуду-нет,а к зависти-да итп). Я знаю женщин,которым абсолютно безразличны всякого рода побрякушки,но любительниц поесть; пообсуждать подружек и готовых снять с себя последнюю рубаху этим же подругам. Все люди-разные,и в своих грехах-тоже. Нет у тебя какого-то греха и склонности к нему- благодари Бога; направь силы на искоренение существующих грехов.
Светлана27 января 2023, 18:28
Анна, большое спасибо за очередную замечательную статью!
НН27 января 2023, 16:42
Алексей Л./Если это не фарисейство,то что тогда?/- Думаю, это попытка человека достучаться до любителей безудержного покаяния некоторых православных во всех грехах(включая цареубийство, угон мотоциклов, непременного блуда идр.), что не надо уподобляться тем, кого"научили Богу молиться, а они весь лоб расколотили". Нам бы потактичнее относиться к своим единоверцам, не накидываться на всех и вся даже из лучших побуждений. Глубоко верующий мужчина, воцерковившись, как правило, не будет совершать смертных грехов. Даже если до прихода в храм это делал. А если продолжает - значит, он неверующий, а только считает себя таковым и хочет быть верующим. Антоний никогда нигде не писал, что он безгрешен.
Игорь Ковалев27 января 2023, 16:28
И./Галина И.//Прочитайте внимательно комментарий Иоанны, с которым я полностью согласен, потому,что таково учение нашей Церкви.Писал Антонию ещё несколько лет назад,что нельзя трубить о своих добродетелях.Спрашиваю,зачем он продолжает это делать?Ведь Сам Господь строго воспретил так поступать.Пророки,апостолы и святые рассказывали о своих добродетелях по внушению Святого Духа,для пользы и примера слушающим,когда достигли смирения.Из утренних молитв,1-я Макария Великого:"Боже,очисти мя грешнаго,яко николиже сотворих благое"Величайший святой говорит,что ничего доброго никогда не сделал и видит себя не чистым.А современные миряне пишут список своих добрых дел и видят себя непричастными страсти.
Иоанна_ 27 января 2023, 10:42
Алексей Л, не то что мало кто с рождения был чист, а никто в принципе не может быть чист - такова природа человека после грехопадения, каждого человека. Это догматика. Спасается человек не делами, а насчёт дел Господь ясно дал понять: если и всё положенное сделаем, то не трубить об этом должны, а считать себя всего лишь рабами неключимыми. С чего бы это кающийся грешник лучше (как бы) праведника, не имеющего нужды в покаянии? Без понимания этого человек к Христианству пока ещё и не прикоснулся.
Алексей Л.27 января 2023, 02:22
Вот всегда спорил с Игорем Ковалевым а данном вопросе соглашусь.Не по Христиански так громко трубить о своих добродетелях,хоть даже это и так.Очень спорно на самом деле,даже среди сонма святых мало кто с рождения был чист,а многие и разбойниками и блудниками были,поэтому право неловко читать такое-"не прикасались к ней от рождения до старости".Если это не фарисейство,то что тогда?
И.27 января 2023, 00:55
Игорь Ковалев 26 января 2023, 17:03, Антоний просто озвучил свои взгляды и принципы, которым по жизни следует, не называя их праведностью или добродетелями. Вы, и никто другой, их так именовали. Добавили выводы на основании собственных подозрений в "сочувствии блудным мыслям", "лжи". Так за что Вы его укоряете? за то что Вы же придумали или неправильно поняли?
Галина И.26 января 2023, 22:38
Игорю Ковалеву. По вашим часто агрессивным комментариям и тому,что вы никогда не соглашаетесь ни с чьим мнением, а отстаиваете свое, подкрепляя его выбранными цитатами св.Отцов, хорошо виден и ваш духовный рост,и ваше дух.состояние.Жаль,что вы, по-видимому,слабо знакомы со Свящ. Писанием. Иначе к категории духовных слепцов отнесли бы и страдальца Иова, и царя Давида, и пророков, и св. Апостола Павла, и других святых, всецело признающих себя грешниками и повествующих о своих делах веры. А мнимое смирение и перечисление кучи родных грехов- на деле нередко просто хорошо заученная роль,лукавство. Мол,так положено.Так я к Богу ближе. А потом -эта песня хороша, начинай сначала! Всего вам доброго.
Игорь Ковалев26 января 2023, 17:03
Галина И.""Не понимаю нападки..Человек своим упорным трудом и доброй совестью, с Божьей помощью добился опред. дух. роста.."//Потому,что не понимаете в чём заключается духовный рост.Прп.Петр Дамаскин:«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных,как песок морской».Чем более человек растёт духовно,тем более видит себя хуже.Это смирение.А без смирения никакие добрые дела не угодны Богу."Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы,дал бых у́бо,всесожже́ния не благоволи́ши.Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н,се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т."(Пс. 50)А перечислять свои,в том чмсле,мнимые добродетели-это уподобляться фаресею из притчи о мытаре и фарисее.
Димитрий Собриевский26 января 2023, 14:23
Думаю, что строить рассуждение о проблеме христианского единомыслия и любви между мужем и женой на контрасте побоев и прочих звериных инстинктов не целесообразно. Это проблематика скорее медицинская, юридическая, а не малой церкви. Вот вопрос власти жены над мужем, той, про которую говорит апостол, а не той, которая приобретается на эксплуатации плотских пороков и страстей мужа, является более насущной проблемой в установлении годной для Царства семьи. Если рассматривать его в духе статьи, то царь тот, кто может договариваться о употребления части семейного бюджета на благотворительность, соблюдения поста детьми, расширения их круга общения и о прочих, приятных Господу и ближним мелочах.
Галина И.26 января 2023, 13:44
Не понимаю нападки на Антония. Человек своим упорным трудом и доброй совестью, с Божьей помощью добился опред. дух. роста, успехов в труде, в служении Богу. Кого это постоянно раздражает? Нельзя всех нивелировать, по природе мы все грешники, это ясно. Но все разные- как по соц. статусу, так и по своей жизни, по своему характеру и по совершённым грехам. Важно делать добро и не творить зла. Ед. критерий для спасения- это Божий духовный закон, Его заповеди. Я тоже как-то спросила священника на исповеди, что если я никогда не совершала нек.-х тяжких грехов, указанных в молитвослове, почему я должна в них каяться? Это ведь значит лгать Богу. Надо говорить правду, не возвышая себя и не лицемеря.
НН26 января 2023, 13:36
Ещё "Домострой" не упомянули... Кто нам сказал, что сказанное и написанное Ильиным - истина в последней инстанции? Далеко не во всём антисоветчики правы. И не все их взгляды безупречны и полезны. И почему автор решила, что все, ходящие в храм, исполняющие обряды и сами себя считающие православными христианами, являются действительно православными и верующими? Увы, прав был А.Ч.Козаржевский, который ещё в начале 90ых опасался, что православие пойдёт не вглубь, а вширь. Так оно и случилось. А теперь всё, что творят те, кто приходит в храмы, как в клубы- приписывают православным христианам, да, грешным, но не во всём подряд. ИГОРЬ, не надо брать на себя чужих грехов, со своими бы разобраться.
Игорь Ковалев26 января 2023, 12:28
Уважаемый Антоний,большинство населения в России православные и сейчас очень многие считают ЗАГС не обязательным,а живут в блудном сожительстве.Это правда!И многие изменяют.//"Вся перечисленная скверна в виде блуда,...измен и проч. нам даже в мыслях мерзка.Не прикасались к ней от рождения до старости"//Вы заявляете,что от рождения не сочувствовали блудным мыслям.Видимо вы ангел и родились уже бесстрастным.Заявляете,что вы "честный Патриот"(с большой буквы!)А Писание говорит:"Всяк человек лжив"(Пс.115:2)Вы никогда не лгали в жизни?Также перечисление своих добродетелей(трудовые доходы, отсутствие штрафов и т.д.) противны смирению,а это главное в духовной жизни.Почитайте у св. Отцов о смирении.
Александр Ч.26 января 2023, 11:54
Спаси Господи, Анна! Я муж и отец вот как уж 23 года и позволю поделится своей концепцией о создании счастливой семьи. Всё очень просто: "Единомыслие в богопочитании". И наших, с супругой, 5-х деток мы тоже этому учим. Как говориться: "Без Бога ни до порога, а у Бога всего много!" Храни Вас Бог!
Андрей26 января 2023, 01:47
Ну а по поводу спекуляций о семейном насилии в традиционном (дореволюционном), советском и современном секулярном обществе... Вопрос сложный. Но поговорки типа "бьёт - значит любит" и т.д. явно не в советские времена упадка нравственности возникли. Даже наоборот: тот факт, что их до сих пор цитируют, свидетельствует о том, что некие рудименты традиционного общества у нас сохраняются. Распространённость насилия хотя бы в крестьянских патриархальных семьях - факт достаточно известный. Вот интересная тема для исследования - как менялось отношение к семейному насилию в России на протяжении XX века у разных социальных слоёв? И насколько это изменение связано с отходом от патриархального уклада?
Галина И.26 января 2023, 00:17
Спасибо! Но идея православных семейных "традиций" на Руси не вписывается в рамки истории. Долгие века наш народ и не слышал даже слово Божье, кроме отдельных текстов на богослужении, а в семейной иерархии царило грубое язычество. Много бед в семьи принес "Домострой" свщ. Сильвестра (ХVIв)- достаточно прочитать разделы о женах и отношении к детям. А сколько сложено песен о тяжкой женской доле! Св. жены Руси редко оказывались на авансцене истории. Бог сотворил жену как "помощника" человека и дал нравств. закон любви. "Жена да боится мужа" и "бойся Бога"- в смысле "люби, почитай, повинуйся". Это страх оскорбить, предать. "Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и Церкви" (Еф.5,32).
Андрей26 января 2023, 00:05
Есть каноны, запрещающие бить епископа, но нет канонов, запрещающих бить жену. В Библии тоже этот вопрос не освещается. А слова св. Иоанна Златоуста вполне можно счесть частной и необязательной к исполнению рекомендацией. Вот и выходит, что женщина в Церкви не защищена никак, т.к. есть множество авторитетных текстов, требующих от неё полного послушания мужу и указывающих на недопустимость развода, но нет никакого "учения Церкви" о запрете физического насилия. Этот вопрос вообще остался на периферии церковного сознания и касается скорее не веры, а общего уровня культурности. Оттого у нас порой даже священники поколачивают матушек. Что уж о рядовых прихожанах говорить?
Андрей25 января 2023, 23:34
Если мой начальник самодур и тиран, я просто перейду на другую работу. Кроме того, мои права защищены Трудовым Кодексом, и в случае их нарушения он будет отвечать по закону. Вопрос: по какому закону будет отвечать муж-самодур, издевающийся над женой под предлогом воспитания у неё терпения и смирения? Да, у св. Златоуста есть красивые слова об идеальных отношениях в семье и о недопустимости рукоприкладства. Но это просто красивые слова. Канонические правила св. Василия Великого (нормативный церковный документ, закрепленный Трулльским собором) не даёт права жене для развода даже по причине побоев. А что с самим мужем? А ничего. С него спроса никакого. Вот и все учение Церкви в этом вопросе.
И.25 января 2023, 21:17
А ефсянам какая власть нравы попортила, что Апостолу Павлу пришлось учить мужей любить своих жен, а жен - уважать своих мужей? К чему тут упоминание советской власти, если до нее "жена убоится мужа" понималось буквально и служило оправданием именно того, что сейчас называется семейным насилием. Рукоприкладство по закону не преследовалось, не подвергалось осуждению со стороны общества и христианской общины. Так, пустячок, "норма жизни", а жене предписывали терпеть, не роптать: "бьёт - значит любит".
Антоний 25 января 2023, 20:27
Уважаемый Игорь Ковалев, я не величаю себя праведником, коим не являюсь. Я великий грешник, но отвечаю я за свои реально совершённые грехи, а не приписанные мне. Промолчать для меня - значит согласиться с тем, что нас, Православных (автор не пишет "кроме Православных", значит это про нас) мужчин, "арканом в законный брак не затащить, когда эти мужчины живут в блуде, женам своим изменяют", а также с тем, что мы бьём жён, что мы не заботимся о семье и т.д., но это ложь. Виновен - сознаюсь, невиновен - отвергну обвинение. Четко и ясно скажу: мы, Православные мужчины, к этому непричастны, нам чужд и неприемлем описанный здесь образ безответственных развратников, эгоистов, прожигателей жизни.
Игорь Ковалев25 января 2023, 18:55
Антоний//Зачем вы опять свою праведность выставляете?Вы не в ту сторону в духовной жизни двигаетесь.Правильно видеть себя последним грешником,а не первым праведником.Свт.Игнатий Брянчанинов:"Страшно–не признать себя грешником!От непризнающего себя грешником отрекается Иисус:«Я пришел»,–говорит Он,–«призвать не праведников,но грешников к покаянию.»Какое блаженство признать себя грешником.Признавший себя грешником получает доступ к Иисусу.Какое блаженство–узреть грехи свои!Какое блаженство–смотреть в сердце свое!Кто засмотрится в сердце свое,тот забудет,что на земле находятся грешники,кроме него одного.Если он и взглянет когда на ближних,то все ему кажутся непорочными,прекрасными,как Ангелы."
Ира25 января 2023, 18:15
Анна, прекрасная статья! Спасибо!
Татьяна25 января 2023, 09:35
Спасибо большое! Очень полезная статья. Анна,как всегда, всё старается разложить по полочкам. И это ей удается! А последние строки как о бо мне написаны. Тоже 20 лет в браке и тоже пытаюсь научиться этому трудному делу. У меня очень много ошибок. Но не смотря ни на что, надеюсь на Любовь в семье.
Антоний 25 января 2023, 08:55
"Про каких это «слишком патриархальных мужчин» можно говорить, если мужчин этих арканом в законный брак не затащить, когда эти мужчины живут в блуде, женам своим изменяют?" - да про обычных, нас тут полно. Вся перечисленная скверна в виде блуда, абортов, измен и проч. нам даже в мыслях мерзка. Не прикасались к ней от рождения до старости. И нужно об этом говорить, чтобы не смешивали с грязью евроценностей нас, простых Патриотов, ко всему этому не причастных. Встать каждому честному мужику и сказать: не причастен! Нам 90-е с их ценностями ненавистны, мы по-Сталински кованы. Мы воспитаны просто: одна страна, одна жена, только трудовой доход, ни одного штрафа, ни одного привлечения в милицию.
Антоний 25 января 2023, 08:46
Все верно. В любой общественной структуре важна иерархия управления, ибо противоположность ей - анархия, ведущая к краху. Этот порядок универсален и имеет свое место от семей до государств и транснациональных корпораций. Нарушена иерархия управления - всё развалится на лоскуты.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×