Домашнее богослужение во время карантина

Материнские заметки

«Молитесь дома», – говорят сейчас нам учителя Церкви, епископы. «Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву… призываю вас… воздержаться от посещения храмов», – сказал нам Святейший Патриарх[1].

Как же нам быть, если мы привыкли жить «в ритме церковных богослужений», день седьмой начинать с храма? Хоть немного, хотя бы ненадолго – но приходить на удивительные богослужения Великого поста и Страстной седмицы – богослужения, которые бывают только раз в году. Богослужения, которыми наша Церковь сотни лет учит, воспитывает нас, утешает, вразумляет. Настраивает – очень тонко и точно – на нужный лад, на покаяние и следование за Господом нашим. И каждый воскресный день – это праздник, малая Пасха. А ведь у нас впереди один за другим праздники двунадесятые. Как говорили и говорят нам мудрые и опытные учителя-священники: «В семье должны отмечаться православные праздники»[2]. И вот как:

«Праздник должен чувствоваться во всем: в обстановке и чистоте дома, в праздничном обеде или ужине, в одежде, в содержании молитв, а прежде всего и самое главное – в посещении Церкви»[3].

Вот же оно, главное: посещение Церкви. Как же нам прожить без храма? Прожить целую неделю, а может быть, и две, и три недели?

Служить Богу во всякое время, на всяком месте

Чтобы ответить на этот грустный вопрос, в первую очередь стоит, наверное, немного оглянуться назад. Далеко не всегда у верующих людей была возможность собираться в храме для совместной церковной молитвы и общего дела – Литургии. Еще совсем недавно в нашей стране многие и многие верующие семьи при всем желании, при всем стремлении не могли прийти в храм на службу. И ведь люди все равно молились, все равно жили именно в ритме церковной жизни, в ритме церковных богослужений – и приобщали к этой жизни своих детей[4]. Как? В том числе – с помощью домашних богослужений. Вот как об этом говорил профессор и тайный священник, отец шестерых детей Глеб Каледа:

«В наше время, когда не всегда легко по тем или иным причинам регулярно посещать храмовые богослужения, очень важно научиться быть в ритме церковной жизни с ее праздниками, богослужебными кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых обстоятельствах жизни»[5].

Очень важно продолжать жить в ритме церковной жизни – при любых обстоятельствах

Обстоятельства жизни христиан в последние две тысячи лет складывались по-разному. И будут еще складываться по-разному. Бывало спокойное, мирное время, христианское государство и христианин-Государь. Бывали гонения на христиан, гонения на все собрания христиан. Бывали войны. Бывали моры-эпидемии. И вот сейчас у нас эпидемия, объявлен карантин. Как долго все это продлится, насколько серьезной будет ситуация – всего этого мы не знаем. Но, так или иначе, мы можем быть готовы хранить свою веру Богу, верность Церкви в самых разных обстоятельствах. Так, чтобы в любой ситуации, если есть хоть малейшая возможность продолжать жить в ритме церковной жизни, продолжать молиться, воспитывать детей в вере с верой, сделать свой дом местом любви, радости – и молитвы, служения Богу.

Снова обратимся к опыту и наставлениям отца Глеба Каледы:

«Можно править службы в домашней квартире, в лесу, в поле, в пещере и даже в номере гостиницы.

В предисловии к Псалтири, изданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (М., 1973), говорится: “Если верующий не был за богослужением в храме, то он может включить в свое домашнее правило или псалмы из богослужения, или же полностью ту или иную вседневную службу (кроме Божественной литургии, совершаемой только епископом или священником): утреню и первый час; часы третий и шестой и изобразительные, девятый час и вечерню”»[6].

О том, как и зачем сегодня, в XXI веке, даже с маленькими детьми на руках можно устраивать домашнее богослужение, – я писала не раз (см, например: «Домашнее богослужение как часть жизни семьи»).

С Церковью на карантине

Сейчас мы не можем покидать свои дома, но впереди – несколько особенных богослужений, одно воскресенье без храма (будем надеяться, что только одно!). Как мы приобщимся к богослужениям, сможем ли приобщить к ним своих детей? Все зависит от нас самих, от нашего желания, возможностей. А возможности у каждого, конечно, разные.

Кто-то сейчас может почти «уйти в затвор»: нет необходимости ездить на работу, нет суеты, значительно сократились ежедневные дела – и вот она, чудесная возможность читать дома, может быть, вообще все богослужения суточного круга. А у таких, как мы, карантин мало похож на затвор: в доме все вместе – младенцы, младшие школьники, старшие школьники, оба родителя работают дома. Дистанционное обучение в школе или продолжение семейного обучения – все это мало напоминает «всенародные каникулы», дел стало, пожалуй, даже больше. Но, с другой стороны, теперь не нужно отвозить детей в музыкальную школу, не надо встречать после спортивной секции. Мы не сидим, работаем – но все же мы дома, и значит, есть возможность составлять расписание жизни, отталкиваясь только от потребностей семьи. И если есть у нас потребность, желание соотнести нашу жизнь с жизнью Церкви – как раз сейчас можно это сделать. Хоть немного. Хотя бы попробовать.

Библия. Можно каждое утро после общего утреннего правила, даже если оно очень и очень короткое, читать Священное Писание.

Каждое утро после общего утреннего правила – читать Священное Писание

Сейчас, Великим постом, в будние дни это чтение Бытия, книги притчей Соломоновых и книги пророка Исаии. И если мы не делали этого раньше – можно начать прямо сейчас. Можно просто начать читать вместе с детьми каждое утро, перед завтраком, книгу Бытия. Просто подряд, по несколько стихов за раз – в синодальном переводе или даже на славянском (это зависит от подготовки детей). А можно читать вместе с Церковью те чтения, которые положены на сегодняшнем богослужении в храме (проследить за порядком чтений можно здесь). С детьми довольно легко читать именно книгу Бытия: чтение сюжетное, доступное, и только изредка приходится выпускать при чтении какие-то недетские места. Книга притчей Соломоновых тоже довольно легко воспринимается детьми уже младшего школьного возраста. Это чтение Библии займет 15 минут, может, полчаса – но это уже освятит каждый наш день. И это уже приобщит наш дом церковному богослужению каждого дня.

Псалтирь. В своем выступлении по случаю эпидемии митрополит Тихон (Шевкунов) напомнил нам о чтении Псалтири. Как же можно читать эту удивительную книгу, когда полон дом забот и детей? Не могу сказать, что легко, но в общем-то… легко. Каждый вечер, укладывая детей спать, мы с ними читаем книги. Великим постом читаем что-то «душеполезное»: жития, патерики, воспоминания… Только что закончили читать про старца Гавриила (Ургебадзе), сейчас читаем об иконах Божией Матери. Читаем немного, недолго, один сюжет, или – об одной иконе. На таком чтении присутствуют и папа, и мама, и взрослые дети, и средние, и малыши. Потом взрослые дети занимаются своими взрослыми делами, а я в детской спальне читаю книжку младшим (сейчас английские народные сказки). А вот потом, уже по-настоящему укладывая спать малышей, можно почитать что-то из богослужения дня, в том числе – Псалтирь. Например, просто читать подряд эти древние песни, одну славу за другой, одну кафизму за другой. Можно читать именно то, что сегодня читается в храме, – для этого достаточно открыть текст сегодняшнего богослужения в интернете.

Все это может выглядеть по-разному. Теплится лампадка, горит нижний свет или свеча. Мама читает нараспев, негромко, спокойно; папа держит на руках двухлетнего малыша, покачивает его. Или по-другому: малыш лежит в кровати, мама сидит рядом с малышом (или мама лежит в обнимку с засыпающим малышом; или у мамы на руках может быть другой малыш…); папа стоит у икон, читает – также нараспев, негромко. От тихости, спокойности, монотонности дети засыпают. А родителям в это время удается еще и помолиться. Правда, удается: если дети при этом не кричат, то вполне можно сосредоточиться на молитве.

Чтение святых отцов. И Великий пост, и карантин – все это повод приобщиться к драгоценному наследию святых отцов и учителей нашей Церкви.

Читать святых отцов и учителей нашей Церкви – вместе: мужу и жене. Такое чтение по-настоящему соединит их друг с другом

Мне кажется важным читать не только самому, не только для себя – но и вместе, мужу и жене. Это чтение может по-настоящему соединять нас друг с другом. На новом, иногда на неожиданно новом для нас уровне. Совсем немного почитать, одну страничку, полстранички – но вместе. Потом обсудить, если хочется, а если не хочется – не обсуждать. Это чтение еще и поможет нам правильно настроить самих себя и друг друга. Карантин, тревоги, экономическая нестабильность… Люди уже остаются без работы. Работодатели уже несут огромные убытки, когда производство останавливается, а отпуск работникам – за счет самого предприятия. Новости, фейковые и настоящие, слухи и смуты даже в церковной среде. Как пережить все это, как хотя бы на сон грядущий отойти от всего этого умом и сердцем? Вот он, возможный выход – читать вместе с любимым, с любимой – отцов Церкви. Святых Иоанна Златоуста (когда-то я публиковала список его текстов о семье: «Святитель Иоанн Златоуст о семье и образовании детей»), Тихона Задонского (например, «О должности христианской»), Феофана Затворника (этим постом мы читаем «Путь ко спасению»), Иоанна Шанхайского (проповеди). Современных авторов: архимандрита Иоанна (Крестьянкина), владыку Антония Сурожского, преподобного старца Паисия, преподобного Порфирия Кавсаколивита… Текстов множество, главное – выбрать вместе, чтобы и мужу, и жене – обоим – это было понятно и интересно читать.

Стояние Марии Египетской

Ближайшее особенное богослужение, которое выпадает на карантин, – чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея, епископа Критского. Как можно приобщиться дома этому богослужению? Можно, конечно, включить онлайн-трансляцию по телевизору или в интернете… Экранная у нас жизнь сейчас. Особенно на карантине. Казалось бы – дома сидим. Тишина – прямо затвор в пустыне. Но на деле наш затвор больше похож на ярмарочную суету. Мы официально отказались от мира и… полностью погрузились в онлайн.

То, что службы транслируются по телевизору, – это большая радость, возможность для многих из нас вообще увидеть службу. Говорила с парализованным, глубоко верующим человеком: для него это чудо. Ведь он живет лежа на специальной кровати, и вся его жизнь – небо в окне, общение с сиделкой и телевизор. И чудо – в том, что он может «почти побывать на службе» во время таких трансляций.

Но все же богослужение – это не «сесть перед экраном». Это не концерт духовной музыки и не театр. Во время богослужения мы призваны быть не зрителями и слушателями, но – соучастниками. Во время богослужения – молиться и служить Богу. И если мы хотим сами – и вместе со своими детьми – приобщиться богослужению, то стоит, наверное, устроить домашнее богослужение.

Трансляции недостаточно: мы не слушатели и зрители, но соучастники богослужения – поэтому стоит устроить домашнее богослужение

Наверное, для начала стоит запланировать это самое богослужение (предупредить детей заранее, время согласовать; у нас, например, сейчас по средам онлайн-уроки, дети на дистанционном обучении – придется учитывать). Прибрать в комнате, где будет проходить служба. Зажечь лампадку, свечки – что есть. Хорошо бы и ладан. Одеться «как для гостей».

Как все устроить – вариантов может быть много. Например, такие:

  1. Если речь идет о взрослом человеке: открыть текст утрени четверга пятой седмицы Великого поста. Читать все, кроме возгласов священника.
  2. Если дети достаточно взрослые и сами активно готовы участвовать в богослужении – прочитать с ними сам канон. При этом ирмосы петь всем вместе, также петь припевы. Тропари читать по очереди. Либо как священники в храме: в одной песни тропари читает папа, в другой – мама, в третьей – один ребенок, в четвертой – другой ребенок. Канон длинный, долго сосредотачиваться трудно. Но предусмотрен перерыв: чтение жития преподобной Марии Египетской. Обязательно садимся, если до этого стояли. Читаем – и затем снова молимся, дочитываем канон до конца. При этом малыши могут быть на руках, могут ползать, играть – тихо.

При этом если читающие дети явно устали или если малыши не позволяют молиться – надо, дочитав до конца очередную песнь, остановиться. Молитвой нужно молиться, мне кажется, а не детей мучить…

Если дети недостаточно взрослые / не очень активно желающие / гиперактивные; если просто детей много и все они разные, если просто мы все не очень-то привыкли к чему-то подобному, то, конечно, домашняя служба, вообще домашняя общая молитва может показаться просто нереальной. Но вместо того, чтобы отказаться от такой молитвы, можно попробовать такой вариант:

  • Начать смотреть трансляцию богослужения, посмотреть минут пять. Это не молитва пока, а просто настрой, впечатление, иллюстрация к рассказу о службе.
  • Встать вместе на молитву. Малышей при этом взять на руки, детей трех-пяти лет занять чем-то надежным в смежной комнате. Дети лет с пяти могут уже принимать участие в молитве, особенно если в этой молитве участвуют и более старшие дети.
  • Вместе спеть ирмос (если не получается – не страшно, можно почитать), вместе петь припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (это под силу спеть и совсем неумелым и безголосым). По очереди читать ирмосы. Дойти до второй песни – и остановиться, на этом закончить эту общую молитву. Затем на ночь можно прочитать детям житие Марии Египетской.

В том случае, если наше домашнее богослужение совсем сокращенное, то родители и взрослые дети могут позже сами, без малышей закончить чтение канона, может быть, уже не вместе, а «келейно». Родители могут дочитать канон по очереди: мама с детьми – папа читает, потом поменялись. При этом дети могут также захотеть почитать сами. И я в таких случаях обычно детям предлагаю канон в русском переводе. Или же еще вариант: родители, вечером отправив старших спать, укладывая малышей, могут вместе дочитать канон до конца. Вот этот момент я особенно люблю – когда удается, уложив детей спать, помолиться вдвоем…

Суббота Акафиста

В субботу, в конце пятой седмицы Великого поста, еще одно особенное событие Святой Четыредесятницы: совершается служба Похвалы Пресвятой Богородицы. Накануне праздника, вечером в пятницу, в храме читается – а чаще поется – акафист Богородице. Тот самый, который был первым на свете.

Мы и в этот день не можем попасть в храм. Но снова – не трудно почитать этот акафист дома.

Каждый год, в обычное, «мирное» время, мы снова и снова напоминаем детям об этой службе. С детства я очень любила и слова этого акафиста, и пение этих удивительных «Радуйся». И со своими детьми каждый год мы поем вместе, на вечерней молитве, этот акафист – часто именно дома.

Устроить это домашнее пение Акафиста снова не так уж и трудно. Сейчас, благодаря карантину, нам не надо дожидаться папу с работы, старших детей – с их занятий, которые порой и после восьми вечера заканчиваются. Теперь мы можем поужинать пораньше и встать вовремя на общую молитву. Раздать детям молитвословы – текст Акафиста Божией Матери обычно есть в каждой такой книге. И вместе петь. Первое же песнопение, кондак этого акафиста – хорошо знакомое церковным детям: «Взбранной Воеводе, Победительная».

Раздать детям молитвословы – текст Акафиста Божией Матери обычно есть в каждой такой книге – и вместе петь

Потом папа читает икос, и мы все хором поем припевы «Радуйся…». А дальше – те же соображения, что и в случае с чтением Канона Андрея Критского. Если совсем коротко: читаем до конца второго икоса. Потом мы укладываем детей спать и только со старшими детьми – или одни – дочитываем или допеваем этот акафист. Если дети могут и хотят и позволяют молиться дольше – можно и весь акафист почитать, пропеть. В последнем случае снова читаем по очереди.

Конечно, можно и даже, наверное, хорошо посмотреть трансляцию этой службы в интернете. Увидеть, как священники или архиереи в голубых облачениях выходят на середину храма. Как поет этот Акафист какой-нибудь очень хороший хор. Услышать, узнать и полюбить и напев, и эту Богородичную великопостную радость, эту поэзию:

– Радуйся, Радуйся, Звездо, являющая Солнце.
– Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо.
– Радуйся, приятное молитвы кадило.
– Радуйся, покрове миру, ширший облака…

Но после «просто посмотреть» все же помолиться. И помолиться вместе, всей семьей, хотя бы десять минут – это… помолиться.

***

Впрочем, конечно, домашнее богослужение может быть устроено и по-другому. В семье священника будет папа, который прекрасно знает службу, который будет служить в облачении. А в семье, которая только-только начала приходить в храм, эта служба будет очень короткой скорее всего, без пения… Но даже совсем небольшая молитва – это все-таки молитва. И когда мы собираемся всей семьей на эту молитву – это уже молитва соборная. И такой молитвой мы уже освящаем наш дом. И уже приучаем детей к молитве. А если это молитва хоть как-то ориентирована на церковное богослужение дня, то так наш дом соединяется с Церковью. Так мы и в трудные времена, оставаясь дома, все-таки живем в ритме церковной жизни. И так мы приучаем и детей, и самих себя понимать службу. И еще вот этот момент, подаренный нам карантином: учимся ценить возможность приходить в храм, участвовать в церковном богослужении.

Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь:

Анна Сапрыкина

1 апреля 2020 г.

Книги Анны Сапрыкиной на сайте издательства «Вольный странник»

[1] Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания»: Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста // https://pravoslavie.ru/129776.html; Обращение митрополита Тихона к Псковской пастве. О нынешней эпидемии // https://pravoslavie.ru/129773.html.

[2] Каледа Глеб, протоиерей. Домашняя церковь. С. 164.

[3] Там же.

[4] См., например: Соколова Н. Под кровом Всевышнего.

[5] Каледа Глеб, протоиерей. Домашняя церковь. С. 170.

[6] Там же. С. 171.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Задача – привести ребенка к Богу, а не удержать его рядом с собой.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность.
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Анна Сапрыкина
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Так освящается все – освящается время точно так же, как освящается, например, вода. Освящается вся полнота жизни нашей: и поля, и воздух, и страна, и правитель.
Живая история в живой семье Живая история в живой семье
Анна Сапрыкина
Живая история в живой семье Живая история в живой семье
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Что предпринять, чтобы дети захотели изучать историю, полюбили ее? Поделюсь некоторыми идеями «домашнего знакомства с историей», которые в реальных ситуациях оказались реально работающими.
Дистанционное обучение: минусы Дистанционное обучение: минусы
Анна Сапрыкина
Дистанционное обучение: минусы Дистанционное обучение: минусы
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Подлинное образование дает не «передача информации», но образовательное пространство. Главная задачи образования – формирование системы ценностей, передача культуры.
Дистанционное обучение: плюсы Дистанционное обучение: плюсы
Анна Сапрыкина
Дистанционное обучение: плюсы Дистанционное обучение: плюсы
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Неправомерно и некорректно уподоблять дистанционное и семейное обучение: это принципиально разные формы обучения, с принципиально разной организацией учебного процесса..
Праздник Благовещения: домашнее богослужение Праздник Благовещения: домашнее богослужение
Анна Сапрыкина
Праздник Благовещения: домашнее богослужение Праздник Благовещения: домашнее богослужение
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Как можно встретить Благовещение в ситуации, когда нет возможности попасть в храм?
Домашнее богослужение воскресного дня Домашнее богослужение воскресного дня
Анна Сапрыкина
Домашнее богослужение воскресного дня Домашнее богослужение воскресного дня
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
И в нынешней смутной ситуации день воскресный должен быть днем особенным – Божиим днем. И начнем его – с богослужения, в котором участвует вся семья. Поделюсь советами, как можно организовать такое богослужение.
Как успокоиться во время коронавируса Как успокоиться во время коронавируса
Дмитрий Семеник
Как успокоиться во время коронавируса Как успокоиться во время коронавируса
Дмитрий Семеник
Смиренно переносить испытания легко – гораздо легче, чем в тревоге и страхе, – потому что так мы доверяем любви и всемогуществу Того, Кого видим источником этих событий.
Комментарии
Ольга 1 апреля 2020, 15:23
Спасибо, вам за подробный совет о молитве дома
Галина И. 1 апреля 2020, 14:57
Спасибо, Анна, вы молодец. Однажды меня пригласили в гости очень верующие супруги, активные прихожане церкви, у которых было четверо детей. Старшему- около 10 лет, младшенькой- годика 2. Жили они в однокомнатной квартире. Признаться, идти мне не очень хотелось: я ожидала детской беготни, шума, окриков родителей. Но,придя к ним, была шокирована. Первым делом глава семейства созвал всех на молитву- глубокую, сосредоточенную. Надо было видеть, как молились детки. В семье царили любовь, согласие, послушание старшим и тишина. Мы, взрослые, общались за чашкой чая, дети сидели отдельно, тихонько игрались, рисовали. В конце опять все помолились. Семейная молитва- это мощный целительный источник.
Тамара 1 апреля 2020, 12:59
Храни, Господь, Вашу семью, Анна.
Евгения 1 апреля 2020, 12:46
Благодарю Вас, Анна, за такие подробные и адаптированные для разных семей рекомендации.Как всегда всё предельно ясно и очень близко к Богу.
Мария 1 апреля 2020, 10:36
Азбука ру: «Имя Учителя Церкви имеет два значения. Во-первых, оно прилагается к знаменитейшим из Отцов Церкви (святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту) как особо почетное звание («великий вселенский учитель»). Во-вторых, оно прилагается к выдающимся церковным писателям, известным своей образованностью, подвижнической жизнью и уважением в Церкви, хотя и не причисленным к лику святых (например, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Лактанций, Феодорит Кирский)»
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×