Невероятный, но исторический факт: у нас, в православной России, не один Новый Год в году и даже не два. А как минимум три. Один Новый Год – всенародный праздник 1 января, с Президентом по телевизору, курантами и салютами. Есть еще «дополнительный» Новый Год – Старый, 14 января. И вот еще третий – Церковный. Впрочем, он как раз не третий, а первый в этом ряду наших Новых Годов.
И мы можем Церковный Новый Год встретить всей семьей, вместе с детьми. Можем принять его, как особенный день, в ритм нашей жизни. Почему бы нет? Если для нас факт Нового Года – очередной повод напиться, то конечно, было бы здорово вообще отменить подобные праздники. Если Новый Год – повод накупить дорогих подарков, то чем больше таких дней, тем выходит разорительнее.
Однако новолетие – всего лишь веха, всего лишь начало чего-то. А то, что «Новых Годов» может быть в году несколько, никак не означает неразбериху. Просто очередное напоминание: Новый Год – не какая-нибудь таинственная волшебная дата, а условность любого человеческого времяисчисления.
Новый Церковный Год – Новый учебный Год
Церковный Новый Год, как это ни странно, оказывается самым естественным Новым Годом нашей жизни. Не только потому, что этот Новый год – начало цикла церковных праздников и постов. Чаще всего наша работа и уж тем более учеба начинается в сентябре и заканчивается во второй половине лета – каникулами и отпусками. Мы мыслим не календарными годами, а учебными. И тот Новый Год, который с курантами, выпадает на середину нашего «психологического» года. Выпадает на середину учебного года, на середину рабочего года. Так что новолетие в начале учебного года – вещь весьма логичная.
Мы мыслим не календарными годами, а учебными. Так что новолетие в начале учебного года – вещь весьма логичная
Церковный Новый Год вполне органично считать началом нашего домашнего образовательного года. Первого сентября дети идут в школу. Мы «стоим на ушах», докупаем всякие тетради и учебники, записываем детей в кружки и секции, составляем расписание на грядущий учебный год, пытаемся соотнести расписание одного нашего ребенка с расписанием другого нашего ребенка, с расписанием третьего нашего ребенка, с расписанием четвертого нашего ребенка…. И еще с расписанием маминой и папиной работы, с режимом грудного малыша… В общем, начало сентября – пора горячая у каждого родителя. Но за две недели накал школьных страстей немного спадает.
Вот здесь и возникает на горизонте Церковный Новый Год. Как напоминание нам всем: пора вспомнить о главном. Пора подумать о том, чтобы в сумасшедший ритм «всестороннего» развития наших детей вписать и занятия подлинным образованием. Вспомнить о том, что главное для детей – не беготня по школам, а вообще-то семья. И главное образование – это про образ Божий…
Вспомнить о том, что дом – главное место формирования личности ребенка. Вспомнить о том, как важно нам проводить вместе каждый день – хотя бы понемногу. Сейчас, в начале нового Церковного Года, еще не поздно пересмотреть то расписание детских занятий, которое ко второй половине сентября уже сложилось. Подумать о том, есть ли в этом расписании место главному, или все занято второстепенным. Есть ли место храму, есть ли место нашим общим домашним занятиям. Есть ли место для наших общих встреч – для общего ужина в будние дни, для спокойного укладывания детей спать. Есть ли место для… тишины. Есть ли у нас хоть какой-нибудь выходной, чтобы провести его просто дома или поехать куда-то всем вместе. И вообще, как говорила Полианна, есть ли время, чтобы «просто жить»?
Короче: начало Церковного Года – логичное время для ежегодного планирования года учебного.
Рассказ о празднике
А еще церковное новолетие, как и любое событие церковной жизни, возвращает нас к культуре Православия. К истории нашей веры. 1 сентября по старому стилю празднуется церковное новолетие, или «Начало Индикта».
Празднование Нового Года именно в этом месяце вырастает еще из Ветхого Завета. Об этом можно почитать вместе, вечером за ужином (например, здесь: C новым годом!). А можно почитать самим, а потом рассказать своими словами детям. Рассказать, что именно в это время, в начале осени, закончился всемирный потоп – заодно вспомним историю Ноя (ср. Быт. 8, 4). Именно в начале осени пророк Моисей принес народу скрижали с заповедями Божиими (ср. Исх. 34, 29). В этом месяце первосвященник входил во Святая Святых[1]…
Хотя бы коротко скажем об этом детям – и так мы «пробежимся» по истории Ветхого Завета. Если наши дети знают Священное Писание – они поймут и узнают все эти отсылки. Если знают, но не помнят – повод вспомнить, на то наша Церковь и повторяет все это из года в год, всю нашу жизнь. Если ни наши дети, ни мы сами совсем не знакомы с подобными явлениями Священной Истории – тоже не беда. Начать никогда не поздно. В таком случае просто прочитаем все эти перечисления, пусть откладывается в голове. И разберем подробнее что-то одно из перечисленного: например, почитаем о потопе, о Ное. Откроем Закон Божий – почитаем пересказ этого сюжета. А может быть, зачитаем какой-то фрагмент из Библии, книги Бытия – в Законе Божием и даже в Википедии есть все ссылки на конкретные тексты. Посмотрим иллюстрации в книгах, в Интернете. Для первого раза вполне достаточно. Постепенно мы за весь год так, хаотично, разберем многие места из Священной Истории. И в следующем году – тоже будем разбирать, уже немного по-другому. Так, потихонечку, познакомимся с Ветхим Заветом.
А пока, сегодня, мы вспоминаем и Новый Завет. Потому что в день, который мы встречаем как день церковного новолетия, по преданию, Христос пришел в Назарет и, войдя в синагогу, прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя… проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4, 16–22). Этот евангельский текст читается в день новолетия в храме. И этот текст мы можем прочитать вместе с детьми дома.
А если есть желание и возможность, можно вспомнить историю Церкви в самых общих чертах. На I Вселенском Соборе в Никее в 325-м году были установлены основные правила церковного календаря — расчет Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников) – и как раз установлено начало года на 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы: в сентябре 323 года Император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке Империи.
Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы
Для начала наши дети просто услышат эти слова-явления: Император Константин, I Вселенский Собор, Никея, Миланский эдикт. Пока просто только слова – но так эти явления уже входят в культуру нашей жизни. Наши дети, а может быть, и мы сами узнаем, что вообще были такие события, как Вселенские Соборы. Что был Император Константин, который созвал этот Первый Собор и который вообще стал первым христианским Императором.
Может быть, мы сразу все вместе погрузимся в изучение всех этих вещей. А может быть, ничего не получится – времени нет. Ну и что же? В этом году – просто сами что-то прочитаем, а детям за полминуты, по дороге в школу или за обедом, расскажем хоть что-то. Но так мы уже начнем входить в этот ритм, в эту культуру. Год за годом будем постепенно накапливать эти знания. Так, постепенно, весь этот круг тем станет для нас самих и для наших детей образованием, мировоззрением, культурой.
Накануне праздника
Если есть время и желание чем-то заняться с детьми, к этому дню можно сделать новогоднюю открытку или целый плакат-поздравление. Если малышам лет пять-семь, они могут под маминым руководством подготовить аппликацию. Дети постарше могут сочинить что-то сами.
Мне кажется, здорово, когда братья и сестры делают что-то вместе. Если получается собрать всех детей, малыши-дошкольники у нас готовят рамку для такого плаката: приклеивают готовые наклейки, рисуют цветочки-листочки, узоры. Дети постарше – пишут поздравление: «С Новым Годом», или «С Церковным Новым Годом», или «С новолетием». Кто еще постарше – тот находит, высчитывает с помощью всезнающего Интернета: какой сегодня год от сотворения мира. И эту дату записывает на нашем плакате. А старшеклассники переходят на продвинутый уровень – пишут, например, на греческом языке (сразу отсылка к отцам того самого I Вселенского Собора, вообще, ко времени начала и расцвета христианской Восточной Римской Империи, именуемой Византией): Ἀρχὴ τῆς Ἰνδίκτου – «Начало Индикта». Заодно узнаем, что такое эти индикты (Интернет подскажет)… Это все приходит в нашу жизнь со временем – образование в области Закона Божия, его глубина и ширина никогда не исчерпываются, и всегда мы можем узнавать что-то новое и интересное, в любом возрасте, на любом этапе. Необязательно все сразу, и не нужно это – все сразу.
Сейчас у нас дома висит удобнейшая вещь – меловая доска, и когда нет времени, когда праздник выпадает на загруженный будний день, подобные поздравления мы оформляем надписями на этой доске.
Если есть возможность, вечером можно устроить особенный ужин. В нашей семье этот вечер бывает накануне праздничного дня, при наступлении Нового Года, 13 сентября. Ведь сейчас Новый Год встречают накануне, 31 декабря, так что логично и на этот раз собраться 31 – но не декабря, а августа, и не по новому, а по старому стилю. А в этом году 13 сентября выпадает на воскресенье, а значит, есть возможность организовать этот новогодний ужин для всей семьи. С праздничной скатертью, со свечками…
Но, конечно, можно устроить это празднование и утром в праздник, 14 сентября, и вечером, тоже в день праздника – вопрос в данном случае явно непринципиальный. Мне кажется, именно в этом случае можно как раз отталкиваться от того, какой именно момент удобнее всего для конкретной семьи в конкретный год.
Перед тем как сесть за праздничный стол, можно спеть не «Отче наш», а тропарь новолетию:
Всея твари Содетелю,
времена и лета во Своей власти положивый,
благослови венец лета благости Твоея, Господи,
сохраняя в мире люди и град Твой
молитвами Богородицы и спаси ны.
Этот тропарь в исходном виде звучит так: «сохраняя в мире Царя и государство Твое (τοὺς Βασιλεῖς καὶ τὴν πόλιν σου)». Это молитва не только о благословении на Новый Год, но еще о государстве. Значит, не просто о людях – но о том, чтобы жизнь людей была упорядоченной, молитва о тех, кто управляет жительством людей, о том, чтобы правители наши были мирными и служили Богу своим правлением.
Так освящается все – освящается время точно так же, как освящается, например, вода. Освящается вся полнота жизни нашей: и плодоносные поля, и воздух, и страна, и правитель… Все, что важно для нашей тихой, мирной и «богоугодной жизни», – все обращается к Богу. Все – от Тебя, и все – Твое. Все должно быть Божиим. Об этом мы и молимся, и об этом напоминаем себе этой молитвой. Такие вещи мы можем обсудить или хотя бы просто упомянуть при детях за столом, приступая к еде.
Все – от Тебя, и все – Твое. Все должно быть Божиим
Перед тем как сесть за праздничный стол (а может быть, после еды, на ночь, или завтра утром) мы можем прочитать небольшой отрывок из послания апостола, который наша Церковь предлагает именно в этот день, в первый день церковного года:
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины…» (ср. 1 Тим. 2, 1–7).
Так мы еще раз обращаемся к смыслу тропаря праздника, к смыслу самого праздника. Короткий текст, всего лишь крошечный фрагмент, полторы минуты на чтение вслух – но так мы встречаем Новый Год чтением Священного Писания.
За нашим церковно-новогодним столом мы можем вспомнить о том, что было хорошего в минувшем церковном году, в минувшем учебном году. Подумаем, за что мы можем поблагодарить Бога. Как раз по апостолу, которого мы только что прочитали – совершаем такое «благодарение».
Ничего особенного, все предельно просто. Накрывая стол, мы готовим не только красивую скатерть, но еще листочки бумаги и фломастеры. И в начале нашего мини-новогоднего застолья, прямо во время еды, дети и родители, по кругу, один за другим, предлагают «благодарности», и мы записываем все это на подготовленные листочки.
Взрослые предлагают что-то серьезное, маленькие дети – что-то свое. Не заморачиваемся, не занудствуем: есть радость, даже шуточная – записываем.
Эти листочки можно приклеить к подготовленной новогодней открытке-поздравлению. Можно без открытки – прикрепить эти благодарности магнитами к холодильнику, к той самой меловой доске. А можно взять новогоднюю открытку и писать «благодарности» так, как обычно пишут поздравления юбилярам. И потом этот список, эти листочки сохраним – будет такая субъективная, непоказательная хронология жизни нашей семьи.
Такие «благодарности» – повод вспомнить, охватить целый год. И еще важнее – научиться находить хорошее, обращать внимание на хорошее. Учиться радоваться.
Такие «благодарности» – повод научиться находить хорошее, обращать внимание на хорошее. Учиться радоваться
И еще, и еще важнее – научиться за все благодарить Бога. Во всем, что у нас есть, во всем, в чем нам «повезло», в удачах, подарках, в «закономерном» и «естественном» – во всем видеть Промысл Божий. И все это обращать к Богу.
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18). Девиз христианской жизни. И все эти акценты мы сейчас и расставили. Было бы здорово еще и в жизни все это воплощать – но хотя бы в виде заявленной идеологии озвучить. Вот это и есть начало нашего домашнего обучения.
Домашняя служба празднику
Когда мы будем укладывать детей спать, то после общих вечерних молитв с детьми мы можем вместе с мужем, с женой почитать канон Индикту – новолетию. Мы обычно не приходим в храм на богослужение этого дня (мы вообще обычно приходим с детьми в храм только по воскресеньям и большим праздникам). Так что, укладывая детей спать, мы можем прочитать хотя бы эту небольшую, но такую важную и емкую часть сегодняшней церковной службы.
Когда дети уже достаточно взрослые и сами проявляют желание и интерес, мы можем почитать канон вместе с ними. Обычно мы читаем с детьми не весь канон, а всего лишь одну-две песни. И тогда мы вместе поем ирмос, а потом дети по очереди читают тропари канона. Если участвуют и младшие, они могут повторять припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Но лучше, по-моему, много не читать с детьми, даже с большими, даже со взрослыми, если они сами не просят об этом общем чтении. Все-таки после первой песни отправить их всех в кровати. Пусть, если хотят, слушают молитвы лежа. И пусть у них появится мечта: чтобы родители разрешили молиться вместе с ними. Это, на мой личный взгляд, куда лучше, чем переминаться с ноги на ногу в ожидании, «когда же наконец эти бесконечные папины молитвы закончатся». Впрочем, часто в будние дни у старшеклассников есть желание молиться с родителями – но нет этих 15 минут на чтение канона. И именно поэтому, как мне кажется, общая семейная молитва должна быть очень короткой, чтобы даже очень занятые члены семьи имели реальную возможность участвовать в ней[2]. Так что в этом случае все зависит от ситуации: есть желание и возможность читать службу или части службы вместе – мы читаем. Нет возможности, нет активного желания – даже не предлагаем.
Общая семейная молитва должна быть короткой, чтобы даже занятые члены семьи имели возможность участвовать в ней
Канон – настоящее поучение, наставление читающему. Надеюсь заинтриговать: служба празднику – это о том, как планировать наступающий год. Установки. Например, в том же каноне много о жизни тихой: «Тихий ми, Христе, летный круг давай», «во устроении тихом». И это, мне кажется, важное напоминание нам, оглушенным грохотом жизни. Напоминание – о том что важно искать и находить тишину в суете нашей скоростной жизни, в грохоте информационного шума… И между прочим, 15 минут этой новогодней молитвы – это уже немного та самая тишина.
Новогодняя молитва – она еще о даровании плодоносных времен. Снова и снова – о нашем государстве. И, конечно, напоминание о единственном истинном Отце и Царе нашем: «начинающии лето и песней начаток сотворяем царствующему Христу, Царством бесконечным»… И снова о том, чтобы наступающий год был посвящен Богу, от начала и до конца: «сподоби наченшим лето и скончати Тебе благоугодно, Христе».
Часто к концу молитвы малыши засыпают, мы перекладываем их в кроватки, и… дальше все зависит от обстоятельств. Помолились и детей уложили – можно спокойно и самим ложиться. Высыпаться, достаточно отдыхать – мне кажется, очень важная задача родителей, которые хотят психически и физически здоровыми дожить до взрослости своих младших детей. А может быть, это время получится посвятить другой важной задаче – подарить полчаса-час такому хрупкому и драгоценному делу, как «отношения мужа и жены». Так что, уложив детей спать, можно встретить Новый Год вдвоем. Неважно, как – главное, вдвоем. Чтобы еще раз, снова и снова, напомнить себе: любовь и согласие мужа и жены – основание жизни дома, залог спокойной и ладной жизни семьи, фундамент домашней Церкви.
Любовь и согласие мужа и жены – основание жизни дома, залог спокойной и ладной жизни семьи, фундамент домашней Церкви
А может быть, не получится помолиться. Может быть, не получится встретить этот замечательный Новый Год – ни интересным общением с детьми, ни особенным ужином, ни свиданием после укладывания детей. Что поделать – может быть, в следующий раз все получится? Главное, наверное, не забыть… о главном. О том, что не дети для праздника – а праздник для детей. О том, что план для празднования – это просто возможный сценарий, а не сдача минимума «суперматери». Не забыть о Том, Кто в нашей жизни, в нашей семье Главный, у Кого мы просим благословения на этот наступающий год.
И, может быть, просто в наступающую новогоднюю ночь поздравить детей с этим тихим Новым Годом. Сказать вместе с ними, и даже просто – при них: «Господи, благослови наступающий год!» Произнести чудесные слова из новогоднего богослужения: «Входы благослови и исходы, Боже». И может быть, еще слова из Псалтири, по-моему, очень родительские слова, которые наша Церковь вспоминает все в том же новогоднем богослужении: «дела рук наших исправи» (Пс. 89, 16)…