Евангелие и Апостол, 1-я треть XVIII в., ИРЛИ РАН, Древлехранилище, коллекция И. Н. Заволоко, № 335, л. 185. Иллюстрация: gis.spbiiran.ru «Первую книгу написал я к тебе, Феофил» (Деян.1: 1). Апостол Лука посвящает первое слово (или повествование, имея в виду Евангелие) Феофилу. В Лк. 1: 3 Феофил именуется титулом «достопочтенный» (греч. κράτιστε) – так титуловались римские провинциальные губернаторы, так что, видимо, он находился на каком-то государственном посту. Я предполагаю, он был высокопоставленным другом Луки, который слышал сообщения о новой христианской вере (и не все они были положительными). Лука пишет двухтомную книгу, чтобы рекомендовать ему эту веру и донести ее до римского общества в целом.
Первая история описана словами: «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся» (Деян. 1: 1–2, ср.: Лк. 24: 50–61). Лука подразумевает, что в нынешней книге он описывает историю всего, что Иисус продолжил делать, и как продолжил учить через Своих учеников. Итак, есть преемственность между Иисусом и Его Телом – Церковью (так что Христос считает преследование Его Церкви Савлом преследованием Его Самого; Деян. 9:5). Что делает Церковь, то делает Иисус. Церковь – Его инструмент в мире (конечно, это не значит, что Христос ответственен за все злодеяния людей, творимых якобы во имя Его).
Что делает Церковь, то делает Иисус. Церковь – Его инструмент в мире
Лука также ссылается на время, в которое Иисус был с апостолами – на время прежде Вознесения. «В продолжение этих сорока дней» Он не был с ними непрерывно, но «явил Себя им живым со многими верными доказательствами, являясь» им время от времени и показывая, что Он воистину воскрес (в Лк. 24: 41–43 упоминается, что Он ел кусок печеной рыбы, чтобы доказать, что Он не призрак и не галлюцинация; в Ин. 20: 27 упоминается, что он позвал Фому ощупать Его раны). Будучи с ними, Он также учил «о Царствии Божием» (Деян. 1: 3). Содержание этого учения прямо не приведено, но, по-видимому, там было учение о том, как еврейское Священное Писание исполнилось в жизни Иисуса и в будущих делах Церкви (см. стихи Лк. 24: 45–49, составляющие фон к данному отрывку).
Лука также говорит, что Христос дал Святым Духом повеления апостолам (Деян. 1: 2). Это упоминание Святого Духа отсылает к пророческим словам Иисуса Христа, обращенных к апостолам. В один из таких случаев, когда Он ел с ними (греч. συναλίζω, буквально «есть соль вместе», т.е. разделять трапезу), Христос не просто учил, но и предсказывал их будущую жизнь. В частности, «Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного», которое будет дано от Отца (Деян. 1: 4). То есть Христос предсказал, что если они будут ждать в городе, то исполнятся Духа Святого через несколько дней (Деян. 1: 5). Это была действительность, которую они слышали от Него на Тайной Вечере (см.: Ин. 14: 16–17, 26; 15: 26; 16: 13–15). Это сделало их большими, чем ученики Иоанна (ср.: Лк. 7: 28), «ибо Иоанн крестил водою» только, а они «будут крещены Духом Святым» (Деян. 1: 5) и огнем (Лк. 3: 16).
Повествуя о том, как Христос дал указания Своим ученикам Святым Духом, т.е. пророчески, Лука дает нам видеть дальнейшие параллели в пророческом служении Церкви (например, Деян. 11: 28, 16: 6, 7; 21: 11). Как Иисус однажды говорил Своим ученикам «Святым Духом», будучи с ними, так и после Вознесения Он продолжил говорить к ним Святым Духом, через пророков Церкви. Пусть изменился способ говорения, но Господь продолжил руководить Своим народом.
Когда при одном из таких случаев Христос говорил о Царстве Божием, они спрашивали Его, «не в сие ли время Он восстановит царство Израилю» (Деян. 1: 6). На протяжении земного служения Христа апостолы не были свободны от чаяний других иудеев, что Царство примет политическую форму и Христос возвысит Израиль до политически свободной и выдающейся в мире страны.
Иисус не отвечает «да» или «нет», но совершенно отвлекает их от подобных национальных вопросов. Времена и назначенные сроки (греч. χρόνος и καιρός, что означает течение лет и времена возможности и кризиса соответственно) – не их ума дело. «Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7) расцвет и упадок народов. А они призваны не к подобным политическим рассуждениям, а к тому, чтобы «быть Его свидетелями» во всем мире, рассказывая о евангельских событиях, которые они видели и слышали. (Неполитическая природа апостольских трудов, конечно же, была бы интересна лояльным римлянам, таким, как Феофил. Церковь не представляла угрозы безопасности империи.)
Лука обращает внимание читателей-римлян, что задача Церкви – свидетельство, а не революция
С этой целью «они примут силу, когда сойдет на них Дух Святой» (Деян. 1:8) в грядущие дни, и именно этой силой (греч. δύναμις, ср. с английский «dynamo» или нашим «динамо») они должны были исполнить данную им задачу. В центре их внимания ранее была лишь их собственная нация, Израиль, но Христос призвал их возвести очи и взглянуть более широко. Они должны были стать Его свидетелями и трудиться в Иерусалиме, где они были, и во всей Иудее (то есть римской провинции Иудея, включавшей и Галилею). Более того, они должны были свидетельствовать и вне своей нации, в чуждой Самарии и даже до края земли. Снова Лука обращает внимание читателей-римлян, что задача Церкви – свидетельство, а не революция.
Географическое расширение поля деятельности – не просто апостольский наказ Церкви. Это и план всей оставшейся части книги Деяний, ведь Лука далее повествует о распространении Слова в Иерусалим (гл. 2–7), затем в Иудею и Самарию (гл. 8–11), в языческие города (гл. 11–21) и, наконец, в Рим (гл. 22–28). Когда Евангелие достигло Рима, темного сердца языческого мира, оно, в принципе, уже достигло «края земли», ведь Рим по духовной сути был дальше от Израиля, чем если рассуждать чисто географически. Духовно говоря, Рим был настолько далеко, насколько возможно (интересно, что в 8-ми из так называемых «Псалмов Соломона», написанных незадолго до Деяний, пришествие Помпея в Израиль из Рима отмечается как пришествие «от края земли»). Проповедь апостола Павла в Риме была залогом того, что миссионеры пересекут весь земной шар со спасительной вестью.