Толкования на Апостольское чтение Пасхи (Деян. 1: 1–8)

Евангелие и Апостол, 1-я треть XVIII в., ИРЛИ РАН, Древлехранилище, коллекция И. Н. Заволоко, № 335, л. 185. Иллюстрация: gis.spbiiran.ru Евангелие и Апостол, 1-я треть XVIII в., ИРЛИ РАН, Древлехранилище, коллекция И. Н. Заволоко, № 335, л. 185. Иллюстрация: gis.spbiiran.ru «Первую книгу написал я к тебе, Феофил» (Деян.1: 1). Апостол Лука посвящает первое слово (или повествование, имея в виду Евангелие) Феофилу. В Лк. 1: 3 Феофил именуется титулом «достопочтенный» (греч. κράτιστε) – так титуловались римские провинциальные губернаторы, так что, видимо, он находился на каком-то государственном посту. Я предполагаю, он был высокопоставленным другом Луки, который слышал сообщения о новой христианской вере (и не все они были положительными). Лука пишет двухтомную книгу, чтобы рекомендовать ему эту веру и донести ее до римского общества в целом.

Первая история описана словами: «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся» (Деян. 1: 1–2, ср.: Лк. 24: 50–61). Лука подразумевает, что в нынешней книге он описывает историю всего, что Иисус продолжил делать, и как продолжил учить через Своих учеников. Итак, есть преемственность между Иисусом и Его Телом – Церковью (так что Христос считает преследование Его Церкви Савлом преследованием Его Самого; Деян. 9:5). Что делает Церковь, то делает Иисус. Церковь – Его инструмент в мире (конечно, это не значит, что Христос ответственен за все злодеяния людей, творимых якобы во имя Его).

Что делает Церковь, то делает Иисус. Церковь – Его инструмент в мире

Лука также ссылается на время, в которое Иисус был с апостолами – на время прежде Вознесения. «В продолжение этих сорока дней» Он не был с ними непрерывно, но «явил Себя им живым со многими верными доказательствами, являясь» им время от времени и показывая, что Он воистину воскрес (в Лк. 24: 41–43 упоминается, что Он ел кусок печеной рыбы, чтобы доказать, что Он не призрак и не галлюцинация; в Ин. 20: 27 упоминается, что он позвал Фому ощупать Его раны). Будучи с ними, Он также учил «о Царствии Божием» (Деян. 1: 3). Содержание этого учения прямо не приведено, но, по-видимому, там было учение о том, как еврейское Священное Писание исполнилось в жизни Иисуса и в будущих делах Церкви (см. стихи Лк. 24: 45–49, составляющие фон к данному отрывку).

Лука также говорит, что Христос дал Святым Духом повеления апостолам (Деян. 1: 2). Это упоминание Святого Духа отсылает к пророческим словам Иисуса Христа, обращенных к апостолам. В один из таких случаев, когда Он ел с ними (греч. συναλίζω, буквально «есть соль вместе», т.е. разделять трапезу), Христос не просто учил, но и предсказывал их будущую жизнь. В частности, «Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного», которое будет дано от Отца (Деян. 1: 4). То есть Христос предсказал, что если они будут ждать в городе, то исполнятся Духа Святого через несколько дней (Деян. 1: 5). Это была действительность, которую они слышали от Него на Тайной Вечере (см.: Ин. 14: 16–17, 26; 15: 26; 16: 13–15). Это сделало их большими, чем ученики Иоанна (ср.: Лк. 7: 28), «ибо Иоанн крестил водою» только, а они «будут крещены Духом Святым» (Деян. 1: 5) и огнем (Лк. 3: 16).

Повествуя о том, как Христос дал указания Своим ученикам Святым Духом, т.е. пророчески, Лука дает нам видеть дальнейшие параллели в пророческом служении Церкви (например, Деян. 11: 28, 16: 6, 7; 21: 11). Как Иисус однажды говорил Своим ученикам «Святым Духом», будучи с ними, так и после Вознесения Он продолжил говорить к ним Святым Духом, через пророков Церкви. Пусть изменился способ говорения, но Господь продолжил руководить Своим народом.

Когда при одном из таких случаев Христос говорил о Царстве Божием, они спрашивали Его, «не в сие ли время Он восстановит царство Израилю» (Деян. 1: 6). На протяжении земного служения Христа апостолы не были свободны от чаяний других иудеев, что Царство примет политическую форму и Христос возвысит Израиль до политически свободной и выдающейся в мире страны.

Иисус не отвечает «да» или «нет», но совершенно отвлекает их от подобных национальных вопросов. Времена и назначенные сроки (греч. χρόνος и καιρός, что означает течение лет и времена возможности и кризиса соответственно) – не их ума дело. «Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7) расцвет и упадок народов. А они призваны не к подобным политическим рассуждениям, а к тому, чтобы «быть Его свидетелями» во всем мире, рассказывая о евангельских событиях, которые они видели и слышали. (Неполитическая природа апостольских трудов, конечно же, была бы интересна лояльным римлянам, таким, как Феофил. Церковь не представляла угрозы безопасности империи.)

Лука обращает внимание читателей-римлян, что задача Церкви – свидетельство, а не революция

С этой целью «они примут силу, когда сойдет на них Дух Святой» (Деян. 1:8) в грядущие дни, и именно этой силой (греч. δύναμις, ср. с английский «dynamo» или нашим «динамо») они должны были исполнить данную им задачу. В центре их внимания ранее была лишь их собственная нация, Израиль, но Христос призвал их возвести очи и взглянуть более широко. Они должны были стать Его свидетелями и трудиться в Иерусалиме, где они были, и во всей Иудее (то есть римской провинции Иудея, включавшей и Галилею). Более того, они должны были свидетельствовать и вне своей нации, в чуждой Самарии и даже до края земли. Снова Лука обращает внимание читателей-римлян, что задача Церкви – свидетельство, а не революция.

Географическое расширение поля деятельности – не просто апостольский наказ Церкви. Это и план всей оставшейся части книги Деяний, ведь Лука далее повествует о распространении Слова в Иерусалим (гл. 2–7), затем в Иудею и Самарию (гл. 8–11), в языческие города (гл. 11–21) и, наконец, в Рим (гл. 22–28). Когда Евангелие достигло Рима, темного сердца языческого мира, оно, в принципе, уже достигло «края земли», ведь Рим по духовной сути был дальше от Израиля, чем если рассуждать чисто географически. Духовно говоря, Рим был настолько далеко, насколько возможно (интересно, что в 8-ми из так называемых «Псалмов Соломона», написанных незадолго до Деяний, пришествие Помпея в Израиль из Рима отмечается как пришествие «от края земли»). Проповедь апостола Павла в Риме была залогом того, что миссионеры пересекут весь земной шар со спасительной вестью.

Протоиерей Лаврентий Фарли
Перевел с английского Дмитрий Бурцев
Источник: Lawrence R. Farley. THE ACTS OF THE APOSTLES. Spreading the Word. One volume of The Orthodox Bible Study Companion Series. 2012

21 апреля 2025 г.

Смотри также
Акафист Иисусу, Победителю смерти Акафист Иисусу, Победителю смерти
Свт. Николай (Велимирович)
Акафист Иисусу, Победителю смерти Акафист Иисусу, Победителю смерти
Святитель Николай (Велимирович)
В великом шуме мира Ты для меня – тихая песня, которую с трудом слышу… Но чем дольше рассматриваю мир, тем больше вижу Тебя и все меньше вижу мир.
«Воскресение» и «Сошествие во ад»: история ассоциации двух образов «Воскресение» и «Сошествие во ад»: история ассоциации двух образов
Светлана Иванова
«Воскресение» и «Сошествие во ад»: история ассоциации двух образов «Воскресение» и «Сошествие во ад»: история ассоциации двух образов
Светлана Иванова
Действие Анастасис совершается в горнем мире, это момент Воскресения Христа, Его торжества над смертью, полная победа над адом и диаволом, возвращение человеку рая.
«Воскресения день и просветимся торжеством» «Воскресения день и просветимся торжеством»
Лариса Маршева, Георгий Грязнов
«Воскресения день и просветимся торжеством» «Воскресения день и просветимся торжеством»
Комментарий к стихирам Пасхи на церковнославянском языке
Лариса Маршева, Георгий Грязнов
Своей Смертью и Воскресением Иисус Христос спас нас от рабства греха, подарив вечную жизнь.
Комментарии
зинаида23 апреля 2025, 10:51
Замечательная статья! Очень познавательная и интересная. Продолжайте просвещать нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×