Православный календарьПравославный календарь
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.

«Воскресения день и просветимся торжеством»

Комментарий к стихирам Пасхи на церковнославянском языке

Воскресение Христово — возвращение Спасителя к жизни после Его Крестных Страданий, Смерти и погребения. Так именуется и установленный в честь этого события величайший христианский праздник — Светлое Воскресение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или Пасха.

Евангелисты повествуют о Крестной Смерти Христа, Его погребении в пещере и славном Воскресении, о коем первые узнали жены-мироносицы, пришедшие ко гробу Спасителя ранним утром третьего дня по Распятии. Они нашли гробницу открытой и ангела у входа, сказавшего им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет — Он воскрес, как сказал… Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28, 5–7). См. также: Мк. 16, 6–7; Лк. 24, 5–8.

Созерцание спасительной тайны Светлого Христова Воскресения и прославление этого события находят разнообразное выражение в литургической жизни Церкви. Центром является Пасха, которую святитель Григорий Богослов именует «царицей дней, праздником праздников и торжеством торжеств, превосходящим, как солнце звезды, не только все человеческие и земные праздники, но и праздники в честь Христа»[1].

Богослужебные тексты данного праздника наполнены множественными образами и славословиями, описывающими все домостроительство совершенного Христом спасения, раскрывающими значение Воскресения Христа, как победы над грехом и смертью, прославляющими Спасителя и Его славное Восстание.

К числу таких текстов относится хорошо известный православным христианам цикл пасхальных стихир.

«Красуйся и ликуй»

Церковнославянский текст первой стихиры звучит так:

«Пасха священная нам днесь показася, Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная. Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных. Пасха двери райския нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных»[2].

Этой стихирой открывается весь цикл. И в ней задается торжественный тон праздника. Мы наблюдаем многократное повторение столь радостного и теплого слова «Пасха». Это древнееврейское слово дословно переводится как «проходящий мимо»[3], и связано оно с исходом еврейского народа из рабства: ангел Господень истребил всех первенцев в земле Египетской, но прошел мимо тех, чьи семьи закололи агнца по повелению Божьему. Ветхозаветная Пасха — прообраз Новозаветной: Распятие Христа стало избавлением от смерти для нового Израиля.

Ветхозаветная Пасха — прообраз Новозаветной: Распятие Христа стало избавлением от смерти для нового Израиля

В стихире также перечисляются все определения, которыми автор выражает свое отношение к этому святому дню.

Следом за ней идет вторая стихира:

«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения, Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща»[4].

В этой стихире отражается евангельский сюжет: жены-мироносицы обнаружили пустой гроб и узнали от ангела, что начальник жизни — Христос — воскрес, как и было Им обещано.

Мы видим повеление принести благую весть Сиону. Сион — это символ для обозначения исторического Иерусалима, который располагается на холме Сион[5]. В Библии город Иерусалим символизирует народ Божий (Ис. 49, 15–16; Иер. 31, 3). Получается, что «радости благовещения, Воскресения Христова» мироносицы должны передать всему народу Божию.

«Радости благовещения, Воскресения Христова» мироносицы должны передать всему народу Божию

В стихире мы слышим слово «красуйся», что означает «веселись»[6]. Жители Иерусалима, а в широком смысле все люди, призваны праздновать победу Христа над грехом и смертью.

Воскресший Спаситель здесь сравнивается с Женихом. Это связано с образом Церкви как Невесты Христовой (2 Кор. 11, 1–2). Подобный образ использовался еще во времена Ветхого Завета для обозначения отношений между Богом и верующими в Него людьми — участниками Завета (Ис. 54, 4–5).

«Что плачете Нетленного во тли?»

В третьей стихире продолжают вспоминаться события встречи мироносиц с ангелом:

«Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми; что плачете Нетленнаго во тли? Шедше, проповедите учеником Его»[7].

Здесь акцент делается на догматическом аспекте праздника. Когда мироносицы «утру глубоку», то есть ранним утром, обнаружили пустой гроб, ангел вопросил их: «Что ищете Живого среди мертвых? Что оплакиваете Нетленного, как бы предавшегося тлению?»[8] Так иносказательно автор пересказывает возвещение женам благой вести о Воскресении Христа.

В стихирах используется стилистический прием, при котором сочетаются слова с полярным значением: «представша гробу Живодавца». В этом усматривается великая тайна Пасхи: Тот, Кто Сам подает всем жизнь, находится мертвым во гробе.

Великая тайна Пасхи: Тот, Кто Сам подает всем жизнь, находится мертвым во гробе

В песнопениях Бог называется Живодавцем, т.е. Подателем жизни. Нередко также Он именуется просто Жизнью. В Евангелии от Иоанна мы видим, что Господь Сам о Себе свидетельствует так: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

Церковнославянское «живот» имеет несколько тесно связанных между собой значений. Об одном из них уже было сказано: Жизнь — одно из имен Бога. Другим значением, которое нередко встречается в священных и богослужебных текстах, является указание на жизнь вечную, бессмертие[9].

Любопытными представляются следующие слова:

  • «Обретоша» — в греческом εύρον[10], образованное от εὑρίσκω» — находить[11]. Мироносицы нашли ангела, сидящего на камне.
  • «Провещав» — от славянского провещати, т.е. «говорить, возвещать»[12].

О Пасха! Избавление скорби

В четвертой стихире, как и в первой, автор восхваляет самый праздник Пасхи:

«Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха, радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом»[13].

Христос знал все, что Его ожидает: ожесточение Израиля, суд Пилата, предательство Иуды и Смерть. Однако Господь, предвидя Свои Страдания, не изменил милости Своей к человеку и не отложил исполнения замысла о его спасении[14].

«Воскрес Христос, — и ты [ад] низложился; Воскрес Христос, — и водворяется жизнь; Воскрес Христос, — и мертвого ни одного нет во гробе»[15], — восклицает Иоанн Златоуст.

Действительно, жертва Спасителя, принесенная на Кресте, бесценна для всего мира. Своей Смертью и Воскресением Иисус Христос спас нас от рабства греха, подарив вечную жизнь.

Этим и обусловливается такое величие и торжество праздника Святой Пасхи.

Обратим внимание на слово «исполни». Это форма церковнославянского «исполнити», что означает «наполнить, щедро одарить»[16]. Христос наполнил радостью жен-мироносиц.

Последняя стихира как бы итожит все остальные:

«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»[17].

Следует обратить внимание на следующие слова из приведенной стихиры:

  • «Просветимся торжеством» — от греческого λαμπρός[18] — «сиять, блистать»[19]. В стихире это место нужно понимать как «озаримся торжеством» или «проникнемся торжеством».
  • «Обымем» — обнимем[20]. Обычай обниматься и целоваться на Пасху, поздравляя таким образом с праздником, сохранился и по сей день и имеет свое начало еще со времен древней Церкви.
  • «Возопиим» — от церковнославянского возопити, что значит «воскликнуть»[21].

Заканчивается стихира тропарем Пасхи, что крайне необычно. Ни в одной стихире во всем годовом круге нет такого явления. Это в очередной раз подчеркивает уникальность праздника и его значение для всех христиан.

Безусловно, праздник Светлого Христова Воскресения важен для каждого человека. Велика и чудна его тайна: Сам Бог воплотился, дабы пострадать за грехи всего человечества. Один из выдающихся византийских подвижников — преподобный Феодор Студит — так говорит об этом:

«Был ли кто-нибудь когда-нибудь заключен в тюрьму за своих друзей или пожертвовал ли собою за своих любимых? А наш благой Бог не одно и не два, но мириады страданий претерпел за нас осужденных»[22].

Таким образом, Премудрый Бог Своей искупительной жертвой подал нам пример истинной любви.

Это торжество жизни, это победа Христа над смертью, эта надежда на вечную жизнь с Богом — все это, несомненно, должно отзываться в сердцах людей.

Подготовка к празднику — период Святой Четыредесятницы и самый день Святой Пасхи — побуждают православного христианина вспомнить о той жертве, которую принес Господь Иисус Христос за каждого человека, вспомнить о любви Бога ко всем нам и исполниться радостью о Его Воскресении.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 181 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Григорий Богослов, святитель. Творения Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. I. СПб., 1912. С. 660.

[2] Триодь цветная. М., 1992. С. 17.

[3] Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций. М., 2011. С. 86.

[4] Там же.

[5] Райкен Л. Словарь библейских образов. СПб., 2005.С. 1071.

[6] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 8. М., 1994. С. 22.

[7] Триодь цветная. М.,1992. С. 17.

[8] Феофан (Адаменко), иеромонах. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий православной церкви на русском языке.Н. Новгород, 1926. С. 148.

[9] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2021. С. 122.

[10] ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ // http://graeca.mrezha.net/glt/texts/Pen/Pascha.htm

[11] Liddell H. G., Scott. R. Greek-EnglishLexicon. Oxford, 1996. Р. 729.

[12] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 20. М., 1994. С. 102.

[13] Триодь цветная. М.: 1992. С. 17.

[14] Григорий Нисский, святитель. Творения Святого Григория Нисского. М., 1871. С. 59–60.

[15] Иоанн Златоуст, святитель. Огласительное слово на Пасху // https://pravoslavie.ru/61346.html

[16] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1994. С. 281.

[17] Триодь цветная. М., 1992. С. 18.

[18] ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ // http://graeca.mrezha.net/glt/texts/Pen/Pascha.htm

[19] Liddell H. G., Scott. R. Greek-EnglishLexicon. Oxford, 1996. Р. 1028.

[20] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1994. С. 213.

[21] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 2. М., 199. С. 302.

[22] Феодор Студит, преподобный. О Пасхе // https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/o_pashe/

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лекция 15. Пасха Лекция 15. Пасха
Сергей Комаров
Лекция 15. Пасха Лекция 15. Пасха
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Почему смерть Христа видели все, а воскресение – немногие? Богословие Пасхи. Отличие ветхозаветной Пасхи от новозаветной. Значение Пасхи в жизни христианина.
Лекция 5. Вера в Воскресение Христово Лекция 5. Вера в Воскресение Христово
Протоиерей Вадим Леонов
Лекция 5. Вера в Воскресение Христово Лекция 5. Вера в Воскресение Христово
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Что значит умереть и воскреснуть «по Писанием»? Где доказательства, что Христос истинно воскрес? А что Он делал три дня между Распятием и Воскресением?
«Воскрес для оправдания нашего» «Воскрес для оправдания нашего»
Протоиерей Олег Стеняев
«Воскрес для оправдания нашего» «Воскрес для оправдания нашего»
Протоиерей Олег Стеняев
В чем смысл Страданий, Смерти и Воскресения Христа? Как Воскресение «оправдывает» нас? Что означают слова апостола Иоанна Богослова: «Будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть»? И как воскреснут люди?
Комментарии
Иван26 апреля 2022, 17:35
Христос Воскресе!Простите Меня Грешного
евгений26 апреля 2022, 09:04
Этой радости никто не может отнять у нас
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Пасха. Светлое Христово Воскресение Другие материалы сюжета:
Лариса Маршева

Новые материалы

Выбор читателей

×