Со времен апостольских христиане встречали день Господень – день Воскресения Спасителя – Литургией. Со временем необходимость участвовать в церковных богослужениях именно по воскресеньям была определена в 80-м правиле VI Вселенского Собора[1].
Так мы освящаемся – пытаемся освятить нашу жизнь.
Освятить день – начать и завершить день молитвой.
Освятить неделю – обратить день седьмой к Богу, к храму.
Освятить год – жить в ритме церковных праздников и постов.
Эта цикличность, ритмичность задает лад жизни всей семьи. И дети рождаются и вырастают в этом ритме. Этот ритм сам по себе не учит нас, сам по себе не приводит к Богу – но очень даже помогает и нам, и нашим детям идти по этому пути. Не дает забыть в суете будних дней и бытовых забот – о том, ради чего мы живем, ради Кого детей растим, Кому мы решились посвятить себя самих и всю жизнь свою.
И такая жизнь никак не осложняет, а, наоборот, значительно упрощает нашу задачу – заботиться о воспитании собственных детей.
Но как же нам быть, если мы не можем пойти в храм, если храмы закрыты? Что делать нам сейчас, когда у нас карантин по случаю эпидемии? И в этой смутной ситуации можно, и я уверена – нужно выделить день воскресный как день особенный, как Божий день. Почтить этот день, объявив его выходным (когда дети на дистанционном обучении, выходной становится еще актуальнее, чем обычно!). Приготовить в этот день особенный, праздничный завтрак. И обязательно – начать день с богослужения. Несмотря на запертые двери наших домов и наших храмов – с богослужения.
Обедница
Не обязательно просыпаться пораньше – воспользуемся возможностью отоспаться. Как встали – умылись, привели себя в порядок, оделись прилично. Зажгли лампадку перед иконами, воскурили ладан… И вот уже – настроились на богослужение.
Если в семье взрослые люди, то можно просто вместе прочитать, пропеть три Часа – Первый, Третий и Шестой, потом Чин изобразительных, Обедницу. А если в семье маленькие дети или не так чтобы уж очень «активно желающие» подростки, то вполне можно ограничиться одним Чином изобразительных. Не сказать, что это совсем короткая служба, но, по-моему, вполне можно прочитать ее даже с маленькими детьми. Когда дети не старше 4–5 лет – молиться будут родители, дети будут возиться где-то вокруг. Когда дети 5–7 лет, они уже могут постоять на такой молитве. Старше 7–8 – уже могут активно включаться, петь, читать сами что-то. Впрочем, все дети разные, и как все сложится – зависит от конкретной семьи.
Начинаются Изобразительные часы с поклонов:
«Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему».
Затем можно прочитать, но гораздо лучше – спеть, ведь ангелы на небе именно поют, прославляя Бога, и со времен апостольских христиане поют во время богослужения.
Если дети не знают наизусть эти псалмы, можно заранее распечатать их или же раздать детям тексты обычной Литургии – все эти псалмы там есть, в самом начале Литургии оглашенных:
Псалом 102:
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́. Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым. Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́: Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет, не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шым возда́л есть нам. Я́ко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́. Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша. Я́коже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. Я́ко Той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́. Челове́к, я́ко трава́ дни́е eго́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т, я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́. Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его́, и пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́, и по́мнящих за́поведи Его́ твори́ти я́. Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его́ все́ми облада́ет. Благослови́те Го́спода вси А́нгели Его́, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его́, услы́шати глас слове́с Его́. Благослови́те Го́спода вся Си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щии во́лю Его́. Благослови́те Го́спода вся дела́ Его́, на вся́ком ме́сте влады́чества Его́.
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослове́н еси́, Го́споди.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Псалом 145:
Хвали́, душе́ моя́, Го́спода. Восхвалю́ Го́спода в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь. Не наде́йтеся на кня́зи, на сы́ны челове́ческия, в ни́хже несть спасе́ния. Изы́дет дух eго́ и возврати́тся в зе́млю свою́. В той день поги́бнут вся помышле́ния eго́. Блаже́н, eму́же Бог Иа́ковль Помо́щник его́, упова́ние eго́ на Го́спода Бо́га своего́, сотво́ршаго не́бо и зе́млю, мо́ре и вся, я́же в них, храня́щаго и́стину в век, творя́щаго суд оби́димым, даю́щаго пи́щу а́лчущим. Госпо́дь реши́т окова́нныя. Госпо́дь умудря́ет слепцы́. Госпо́дь возво́дит низве́рженныя. Госпо́дь лю́бит пра́ведники. Госпо́дь храни́т прише́льцы, си́ра и вдову́ прии́мет и путь гре́шных погуби́т. Воцари́тся Госпо́дь во век, Бог твой, Сио́не, в род и род.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Затем поем наверняка знакомый детям гимн «Единородный Сыне». Если дети его не знают и если его не знаем мы сами – наверное, самый что ни на есть повод познакомиться. Этот гимн составил византийский император Юстиниан Великий. В 534 году император заповедал «Единородный Сыне» петь в церкви – и вот мы поем.
Гимн «Единородный Сыне» важнейший: он подчеркивает положения православного Символа веры об Иисусе Христе
Гимн «Единородный Сыне» повторяет и подчеркивает положения православного Символа веры о втором Лице Святой Троицы – об Иисусе Христе. Можно заранее рассказать об этом обо всем детям. И хорошо – как раз перед этой Обедницей, чтобы сначала было изложение материала, а здесь, во время домашнего богослужения – закрепление, освоение, оживление этого «пройденного». Просто посмотрим текст: он простой, и переводить тут нечего, только – вникнуть, разобрать. В этом гимне говорится, что Иисус Христос
- Единородный Сын и Слово Бога,
- Бессмертный,
- сделался настоящим человеком, не переставая быть Богом,
- принял человеческое тело от Святой Богородицы и Приснодевы Марии,
- был распят,
- Своею смертью победил смерть,
- Один из Лиц Святой Троицы,
- Прославляется наравне с Отцом и Святым Духом.
И вот теперь мы поем, и дети теперь – есть шанс – услышат не бессвязную мелодию, а эти важнейшие для нашей веры слова:
Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, Безсме́ртен Сый и изво́ливый спасе́ния на́шего ра́ди воплоти́тися от Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же, Христе́ Бо́же, сме́ртию смерть попра́вый, Еди́н Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ нас.
И затем снова поем. Это слова евангельские. Сначала – слова разбойника благоразумного, сказанные им на кресте. А затем – слова Самого Христа, буквально поем Нагорную проповедь:
Во Ца́рствии Твое́м помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м.
Блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.
Блаже́ни пла́чущии, я́ко ти́и уте́шатся.
Блаже́ни кро́тции, я́ко ти́и насле́дят зе́млю.
Блаже́ни а́лчущии и жа́ждущии пра́вды, я́ко ти́и насы́тятся.
Блаже́ни ми́лостивии, я́ко ти́и поми́ловани бу́дут.
Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко ти́и Бо́га у́зрят.
Блаже́ни миротво́рцы, я́ко ти́и сы́нове Бо́жии нареку́тся.
Блаже́ни изгна́ни пра́вды ра́ди, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.
Блаже́ни есте́, егда́ поно́сят вам, и изжену́т, и реку́т всяк зол глаго́л на вы, лжу́ще Мене́ ра́ди.
Ра́дуйтеся и весели́теся, я́ко мзда ва́ша мно́га на Небесе́х.
Будем надеяться, что наши дети знакомы с заповедями блаженств. Но если нет – как раз снова повод поговорить с ними. Наверное, все-таки не сейчас, а заранее. И можно объяснить непонятные выражения, которых снова не так уж и много:
- «нищие духом» не хвалятся и не гордятся;
- «плачущие» плачут о своих грехах;
- «кроткие» терпеливо переносят трудности и обиды;
- «миротворцы» стараются жить мирно и других мирить друг с другом;
- «Блаженны вы, когда поносят вас, и ижденут, и рекут всяк зол глагол» – блаженны вы, если вас будут ругать, обижать, несправедливо обвинять (если вы будете это терпеть ради Христа).
После этого можно присесть (это будет смена деятельности и еще – подчеркнет затем благоговение перед предстоящим Евангелием). И один из старших детей или мама читает Апостольское чтение дня (какое – можно посмотреть здесь).
Прочитали Апостол – встаем. И папа, как главный, как священник нашей малой Церкви, читает Евангелие дня (смотрим там же). Мне кажется, Апостол вместе с детьми лучше читать на русском языке, а вот Евангелие – на церковнославянском. После чтения Евангелия в храме бывает проповедь, во время которой священник объясняет прочитанное. Здесь мы также можем снова сесть, и можно обсудить это чтение (папа и мама обсуждают, дети слушают или по желанию включаются в обсуждение). Или прочитать толкование этого места святителя Феофана Затворника. А можно не задерживаться и продолжать молитву.
Снова спеть – на этот раз точно знакомое – исповедание нашей веры, краткое и точное изложение основ христианского вероучения.
Отмечаем каждый член Символа веры, звоня в колокольчик, – подобно тому, как на Литургии ударяют в колокол
Символ веры состоит из двенадцати частей (членов), в каждом из которых содержится особая истина (догмат) православной веры. На Литургии каждый член Символа веры отмечается ударом в колокол – и здесь, чтобы дети в будущем обращали в храме внимание на такие колокольные звоны и чтобы сейчас немного разнообразить наше домашнее богослужение, можно попросить одного из детей звонить в колокольчик, отмечая эти члены. Отмечая – как раз для того, чтобы нарушить привычную, с детства слишком знакомую и потому неразборчивую слитность этих великих слов.
Символ веры:
- Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
- И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.
- Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.
- Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.
- И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.
- И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.
- И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
- И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.
- Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
- Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
- Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых,
- и жи́зни бу́дущаго ве́ка.
Ами́нь.
Затем папа, или мама, или один из детей (если есть подросток, который немного неприкаянно в этот момент стоит где-то в стороне, – можно попросить прочитать его; но если не захочет – лучше, я уверена, никак не корить, не заставлять, а прочитать самим):
Осла́би, оста́ви, прости́, Бо́же, прегреше́ния на́ша, во́льная и нево́льная, я́же в сло́ве и в де́ле, я́же в ве́дении и не в ве́дении, я́же во дни и в нощи́, я́же во уме́ и в помышле́нии, вся нам прости́, я́ко Благ и Человеколю́бец.
И затем снова поем все вместе молитву, данную нам Самим Господом:
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
После этого можно спеть или прочитать тропари и кондаки дня. Например, в ближайшее воскресенье – память преподобной Марии Египетской, и хорошо бы прочитать посвященный ей тропарь. К тому же мы ведь были на Мариином стоянии и скорее всего читали детям житие этой святой – и вот повод прославить эту уже знакомую нам святую.
Молитву «Господи, помилуй» пусть прочтут маленькие дети: так и они будут вовлечены в наше богослужение
Затем читаем молитву «Го́споди, поми́луй» – 12 раз. Эту молитву можно попросить прочитать любого, даже маленького ребенка – и в 5, и даже в 4 года ребенок на это способен. Если детей несколько, то можно распределить: ты читаешь три раза, потом ты три раза… Так мы привлекаем к активному участию всех наших детей.
Затем папа, или мама, или тот из детей, кто еще ничего не читал, читает молитву:
Всесвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, Неразде́льное Ца́рство, всех благи́х Вина́: благоволи́ же и о мне, гре́шнем, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́ и всю мою́ отыми́ скве́рну. Просвети́ мою́ мысль, да вы́ну сла́влю, пою́, и покланя́юся, и глаго́лю: Еди́н Свят, Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с во сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.
Потом поем слова ветхозаветного праведника Иова:
Бу́ди и́мя Госпо́дне благослове́но от ны́не и до ве́ка. Трижды.
И снова псалом, снова поем:
Псалом 33:
Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, вы́ну хвала́ Его́ во усте́х мои́х. О Го́споде похва́лится душа́ моя́, да услы́шат кро́тцыи и возвеселя́тся. Возвели́чите Го́спода со мно́ю и вознесе́м и́мя Его́ вку́пе. Взыска́х Го́спода и услы́ша мя, и от всех скорбе́й мои́х изба́ви мя. Приступи́те к Нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся. Сей ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и́, и от всех скорбе́й eго́ спасе́ и́. Ополчи́тся А́нгел Госпо́день о́крест боя́щихся Его́, и изба́вит их. Вкуси́те и ви́дите, я́ко благ Госпо́дь; блаже́н муж, и́же упова́ет Нань. Бо́йтеся Го́спода, вси святи́и Его́, я́ко несть лише́ния боя́щымся Его́. Бога́тии обнища́ша и взалка́ша, взыска́ющии же Го́спода не лиша́тся вся́каго бла́га. Прииди́те, ча́да, послу́шайте мене́, стра́ху Госпо́дню научу́ вас. Кто́ есть челове́к хотя́й живо́т, любя́й дни ви́дети бла́ги? Удержи́ язы́к твой от зла, и устне́ твои́, е́же не глаго́лати льсти. Уклони́ся от зла и сотвори́ бла́го. Взыщи́ ми́ра, и пожени́ и́. О́чи Госпо́дни на пра́ведныя, и у́ши Его́ в моли́тву их. Лице́ же Госпо́дне на творя́щыя зла́я, е́же потреби́ти от земли́ па́мять их. Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их. Близ Госпо́дь сокруше́нных се́рдцем, и смире́нныя ду́хом спасе́т. Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я́ Госпо́дь. Храни́т Госпо́дь вся ко́сти их, ни еди́на от них сокруши́тся. Смерть гре́шников люта́, и ненави́дящии пра́веднаго прегре́шат. Изба́вит Госпо́дь ду́шы раб Свои́х, и не прегреша́т вси, упова́ющии на Него́.
Заканчиваем богослужение знакомой молитвой – похвалой Матери Божией:
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Сла́ва, и ны́не, Го́споди поми́луй, – трижды.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших (святых дня) и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
После этого можно раздать детям по кусочку просфоры, если есть – наверняка остался! – по крупице Артоса.
А потом обязательно трапеза, небольшой пир горой в честь малой Пасхи, в честь воскресного дня. Чтобы и на съедобном уровне показать, насколько особенный и важный сегодня день. Чтобы связать представление о домашней службе, о молитве – с Праздником, который не только великий, но и попросту вкусный.
Впрочем, если и эта короткая Обедница покажется неподъемно долгой, то уж лучше сократить ее, чем вообще не молиться воскресным утром. В качестве сокращения можно предложить, наверное, спеть только один из псалмов, прочитать Евангелие дня, спеть Символ веры и «Отче наш», а закончить пением «Достойно есть». Если и это кажется непосильным – можно только Евангелие прочитать, Символ веры и «Отче наш», и это короткое – все же лучше, чем совсем ничего. Лучше, чем проснуться в воскресный день и сесть перед компьютером с бутербродом в руке… Лучше, чем начинать этот день Господень с мультиков или даже с уроков. Ведь обращая особенно один из дней недели к Богу – мы всю жизнь нашу поворачиваем в нужную сторону. Просим у Бога благословения на каждый наш день, на весь наш дом. Благословения, без которого – не до порога. Особенно сейчас, в годину испытаний…
Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь:
- в розничном интернет-магазине Издательства «Вольный Странник»
- магазин на ВДНХ по адресу: г. Москва, Проспект Мира 119, стр. 57 (павильон 57)
- заказ книг оптом: store@vsbook.ru