Сколько рук должно быть у правильной женщины,
или Немного о ловушках теории «традиционной семьи»

Материнские заметки

    

Как должна быть устроена традиционная семья, что это вообще такое? В нашей культуре мы имеем в виду, конечно же, семью в первую очередь христианскую, православную. Какие ассоциации, образы рождаются в голове, появляются «в воздухе», когда мы представляем себе нормальную или даже идеальную семью?

Мы говорим себе: если хочешь соблюсти честь флага настоящей традиционной семьи, – поднатужишься и вытянешь, «как твои прабабушки вытягивали»

Конечно, у каждого из нас это будут разные образы. Но, скорее всего, это семья большая, многодетная. Образ женщины, жены и матери. Которая не какая-нибудь феминистка-карьеристка, а правильная, традиционная и христианская жена: кроткая и мудрая красавица, периодически беременно-кормящая; готовит прекрасно, пять раз в день все свежее и вкусное; дом у нее сверкает чистотой, в туалете пахнет ландышами; все детки аккуратно одеты, выглажены-причесаны; малышей она развивает в соответствии с последними достижениями психологии и педагогики; школьников возит в школу, собирает им портфели и делает с ними уроки, водит на разные кружки, и везде детки ее – первые и лучшие, потому как мама с ними занимается; а совсем молодец, когда она сама детей учит дома, на семейной форме обучения; а еще в храме что-то социально-значимое, благотворительное, учебное или певческое делает, и надо, чтобы бесплатно, а то это посчитается работой, которой правильной жене заниматься нельзя… И все, конечно же, она одна – без бабушек, нянь и домработниц, а как «всегда испокон веков» – все на себе. А если где-то не успевает, не дотягивает – это все лень, капризы и тлетворное влияние интернета. Если хочешь выправить демографическую ситуацию, если хочешь соблюсти честь флага настоящей традиционной семьи, если ты нормальная христианка, – поднатужишься и вытянешь, «как твои прабабушки вытягивали».

Роли и задачи женщины-жены-матери

Несколько лет я вела свой небольшой курс в рамках курса повышения квалификации для многодетных матерей-педагогов. В частности, я предлагала нарисовать себя многорукую, обозначив на каждой руке свои занятости, роли, дела, задачи. Все, чем мы, матери, занимаемся ежедневно, все, что в голове стоит как задача, в том числе те задачи, с которыми мы не справляемся, но теоретически считаем, что справиться «хорошо бы». Это – то, на что уходят силы и время, реально или в задачах. Это все, что касается не семьи, не детей, а именно женщины.

Получается вот такая многорукая мама-схема, на моем рисунке у нее внутри еще пять малышей.

    

Вот что написано на «ручках» моей мамы-схемы:

  • Жена (друг, любимая женщина своего мужа);
  • Беременность, роды;
  • Няня – присмотр и пестование детей от 0 до 6;
  • Организатор и руководитель учебного процесса детей условно школьного возраста;
  • Гувернантка (помощь детям в выполнении заданий, заданных учителем, – домашние задания; ежедневный, «бытовой» воспитательный процесс);
  • Домашний учитель (если дети на семейном обучении);
  • Извозчик (развозить детей по школам и разным занятиям);
  • Молитва, богослужение;
  • Приведение семьи в ритм жизни Церкви (тут ритм постов и праздников, организация этих праздников, в том числе в семье);
  • Учить детей вере, воспитывать в вере;
  • Активное участие в общественной жизни;
  • Простейшая уборка, уход за вещами;
  • Наведение чистоты и порядка максимальное, тщательное – с учетом высоких требований к гигиене и внешнему виду;
  • Кухарка/повариха;
  • Своим трудом добывает пропитание (несмотря на то, что в некоторой части «традиционно настроенных» граждан бытует представление о нежелательности такой работы, большая часть наших соотечественниц, даже разделяющих это убеждение, вынуждена зарабатывать деньги на жизнь – просто потому, что заработка мужа не хватает на пропитание).

Чаще всего многодетные мамы не убавляют, а добавляют число «ручек» –требований к самой себе

У всех у нас свои ручки. Я показывала эту схему самым разным мамам, вот последний раз – в своем маленьком телеграм-канале. Просила сказать – кто считает, что здесь есть лишние «ручки», а также просила добавлять – если в жизни есть еще какие-то роли, занятости, которые я не привела. И чаще всего женщины, многодетные мамы, не убавляют, а добавляют: в реальности у многих из нас, живых мам, не меньше, а больше «ручек» – больше требований к самой себе, больше ожиданий от себя, больше дел, на которые необходимо тратить свое время, свои силы.

Вот какие занятости добавляют к приведенному списку:

  • Закупка продуктов, планирование меню;
  • Рукоделие;
  • Дачные, огородно-хозяйственные заботы, у некоторых забота о домашней скотине;
  • Организация посещения врачей, уход за больными детьми;
  • Уход за престарелыми родителями, родственниками;
  • Заготовка продуктов на зиму;
  • Менеджер-организатор логистики, праздников;
  • Ремонт дома;
  • Свое образование (смена профессии, повышение квалификации).

Я не стала корректировать свою маму-схему, не стала рисовать новые «ручки», реальные заботы многих реальных мам: ручки просто некуда будет вставлять, настолько много их получается.

Роли и занятости женщины в рамках «традиционной семьи»

Откуда берутся такие требования, ожидания, роли и занятости «правильной матери»? Действительно ли это все соотносимо с ролями жены и матери в традиционной семье? Трудно ответить на этот вопрос, так как определение «традиционной семьи» всегда будет немного разным. Если мы говорим о православной семье, то, конечно, начать стоит с главнейшей Традиции, с христианского учения о семье, но здесь я не буду расписывать то, что все и так вроде знают – отсылаю к отдельным своим статьям на данную тему:

Вынимая сухой остаток из этих текстов, а вернее, конечно же, из христианского учения о семье, закрепленного в апостольских посланиях и текстах отцов Церкви (в первую очередь великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста), оставляем на схеме женщины-жены-матери вот такие ручки-заботы:

    

  • Молитва, богослужение;
  • Жена (друг, любимая женщина своего мужа) – забота о выстраивании отношений с супругом;
  • Беременность, роды.

И еще две занятости-задачи, которые жена делит с мужем, ибо поручено это в первую очередь отцу:

  • Учить детей вере, воспитывать в вере.

И на практике:

  • Приводить семью в ритм жизни Церкви.

Женщина-жена-мать в житиях святых

Мы, православные многодетные, берем за образец, ориентир, конечно же, жития святых. Для псково-печерского календаря «Христианская семья» я собрала большое количество историй о жизни святых семей, везде обращала внимание, в частности, на материнские заботы. Некоторые яркие сюжеты описала в отдельной статье. Если говорить коротко, в житиях святых подробностей о бытовых сторонах жизни не так много, но то, что можно вынуть – конечно, помимо «собственно христианских обязанностей» и единственной неотъемлемой роли матери «беременность и роды», здесь есть и другие занятости. И все же по количеству известных нам ролей – все это мало соотносится с нашей современной многорукой мамой-схемой.

Если все же говорить предметно и подробно – можно рассмотреть житие святой Эммелии, матери святителя Василия Великого, воспитавшей 9 святых детей, в том числе – основательницу женского монашества преподобную Макрину и святителя Григория Нисского. Жизнь этой удивительной, поистине образцовой семьи я изучала серьезно, написала об этой семье несколько научных работ, история этой семьи открывает мою книгу «Жизнь замечательных семей: шесть реальных историй».

Беру свою «маму-схему» и складываю внизу все «ручки», занятости и роли, которых в жизни этой великой образцовой многодетной матери, в отличие от современной «схемы», не было, а также те занятости и роли, которые были – но всем этим занималась не Эммелия, а ее многочисленная прислуга.

    

Вот занятости-роли святой Эммелии:

  • Конечно, жена (друг, любимая женщина своего мужа);
  • Беременность, роды.

Святая Эммелия и ее супруг учили своих детей школьного возраста сами, поэтому следующие пункты – одновременно и про мать, и про отца этого семейства:

  • Организатор и руководитель учебного процесса детей условно школьного возраста (вместе с мужем);
  • Домашний учитель (вместе с мужем);
  • Молитва, богослужение;
  • Приведение семьи в ритм жизни Церкви;
  • Учить детей вере, воспитывать в вере.

Приготовление еды, уборка и тому подобные обязанности в семье святой Эммелии лежали на многочисленной прислуге, а не на ней!

Все остальные занятости и роли были на многочисленной прислуге: приготовление еды, уборка – все. Няни (несколько) у детей Эммелии были! Но мать также нянчила иногда детей на своих руках. Вдовая Эммелия добровольно пошла на лишения, отпустила своих рабов – осталось всего несколько рабынь для того, чтобы обслуживать ее жизнь, быт. Несколько человек жили вместе с ней, служили ей, и это – подвиг жизни в добровольных лишениях.

Женщина-жена-мать – крестьянка

Еще одна ассоциация с идеей «традиционной семьи» – это семья крестьянская, родной и дорогой многим из нас образ «традиционного общества». Крестьянки бывали очень разными. И эпохи, и регионы, и вид зависимости, и конкретные губернии, и конкретные села, деревни, занятости крестьянских семей в целом также были невероятно разными. Так что это вопрос трудный и не может решаться однозначно. И все же возьмем в качестве примера такое неопределимое явление, как средняя крестьянка. Будем считать, что она живет не в крайней бедности и не зажиточна. Она искренне верующая, мужа своего любит и чтит. И Церковь тоже любит и чтит. Специально вопрос не исследовала, но ориентируюсь на труды этнографа Г.М. Науменко, М. Громыко и другие тексты.

Снова беру свою «маму-схему» и складываю внизу все «ручки», занятости и роли, которых в жизни этой условной обычной крестьянки не было.

    

Здесь занятостей много, так что посмотрим в первую очередь на то, чего в жизни крестьянки не было:

  • Няньками у детей крестьян были старшие дети, недостаточно взрослые для крестьянских работ, но достаточно большие для присмотра за малышами. Также нянями были пожилые, неспособные к крестьянскому труду люди.
  • Никаких занятостей вроде развоза детей по кружкам или забот об их домашнем задании в жизни крестьянки нет, мама не занимается организацией учебного процесса, не делает поделки из шишек для своего второклассника, не помогает писать сочинение пятикласснику, не готовит к ЕГЭ своего десятиклассника… Весь этот блок выпадает.
  • Гигиенические и тому подобные требования по сравнению с современными или условно «дворянскими» требованиями низкие. Проблема с недостаточно блестящим унитазом, чувство вины по поводу того, что ребенок пошел к соседу в гости в мятой водолазке или пятно у дочки на блузке не отстиралось, тут абсурдны.

Несколько важных замечаний, в которых – существенные отличия крестьянской жизни от современной «обычной семьи».

Крестьянская семья, в отличие от «современной», живет не одиноко, но внутри общины, в окружении родственников. Даже указанные роли матери исполняются не ей одной, а так или иначе распределяются между разными членами большой семьи. Важно также, что и бытовое, и воспитательное – все едет по определенным рельсам, во многом определено укладом, четко отлаженным набором приемов, методов, последовательностей, определено традицией, происходит как бы «само собой».

Дети в крестьянской семье – не только статья расхода, но и серьезная статья дохода

В экономическом, хозяйственном аспекте: дети – работники. Дети 5–7–8 лет – няни для своих младших братьев и сестер. Старше – уже включаются во взрослую работу, со временем становятся полноценными работниками, они такие же добытчики, как и родители. Дети здесь – не только статья расхода, но и серьезная статья дохода. Резкое отличие от современной жизни, в которой в подобном аспекте дети – иждивенцы. Если грубо оценить этот момент сопоставления современной матери с крестьянкой: детей у этой крестьянки забрали в школу, дети не помогают маме как няни, не помогают семье зарабатывать на жизнь, но наоборот, требуют присмотра, заботы и материальных вложений. Я ни в коем случае не говорю о том, что «раньше было лучше», заберите детей из школы и пусть работают! Только показываю некорректность сопоставления жизни крестьянки и современной обычной (что городской, что сельской) жительницы.

Ну и конечно же, крестьянка – работает, а не просто «готовит, убирается и растит детей». В традиционном обществе, тем более в крестьянской семье, работают все – и мужчины, и женщины, и дети. А не так, что «папа работает, а мама и дети – на его иждивении».

Женщина-жена-мать высших сословий

Где нам еще найти примеры «традиционной семьи», где посмотреть, как живет женщина, жена и мать, в традиционном обществе? Обратимся к жизни верующей, верной Церкви дворянки. Здесь приведу реальный пример, также всесторонне мной изученный. Еще одна героиня из моей книги «Жизнь замечательных семей» – жена Алексея Степановича Хомякова, его муза, любовь всей его жизни (сопоставляю здесь Екатерину Михайловну с ее свекровью, матерью Алексея Степановича). Это начало и середина XIX века. Для нас, православных консерваторов-славянофилов-патриотов, – образцовейшая семья.

Так же убираю все «ручки» у мамы-схемы, все занятости и роли, которых в жизни этой дворянки, родившей 10 детей (двое старших умерли, когда были малышами, а последний умер в родах), не было.

    

Не расписываю, но обращаю внимание: в семье, помимо огромного штата прислуги, были няни, гувернантки (много), домашние учителя.

Значимое отличие от жизни семьи условно «крестьянской» и еще большее отличие от жизни обычной современной семьи: здесь не просто много прислуги, здесь на каждый бытовой аспект – штат специалистов. Не няня раз в неделю на часик, чтобы мама могла сбегать в магазин! Не домработница два раза в неделю, чтобы на маме оставалась «только» ежедневная уборка! А слуги, которые живут дома и при доме с единственной задачей: служить этой семье день и ночь.

Еще отличие от «крестьянской» семьи: здесь как раз много всего учебного, и это учебное занимает в жизни семьи огромное место. И еще: организатором образовательного процесса и также учителем детей в образцовой семье Хомяковых был отец, а не мать. Впрочем, как и во многих других поистине образцовых, реально живших православных семьях прошлого, в семьях новомучеников и исповедников, в семьях людей, которым мы сейчас молимся, – отец был не просто участником, а основным двигателем воспитательно-учебного процесса своих детей. В общем-то, как того и ждет от отца христианское учение о семье.

Традиции и современность

Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», к «роли женщины в традиционном обществе» некорректны, – ничего не сказать

Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», «роли женщины в традиционном обществе», к устроению традиционной семьи некорректны – ничего не сказать. Такие отсылки не просто не учитывают разности условий жизни, общественной ситуации – они зачастую вообще ни к каким традициям не отсылают. Чаще всего все эти разговоры про роли женщины, жены и матери опираются на мифические, никогда не существовавшие образы. Указывают на идеалы, доселе в качестве идеалов ни в каких традиционных обществах не существовавшие. Это – образы, идеалы, требования, неврозы, придуманные в последние несколько десятилетий (скорее, даже в три последних десятилетия), не имеющие отношения ни к традициям, ни к реальности.

Мало того: вышеприведенные образы реальных традиционных ролей христианской женщины-жены-матери – всего лишь крошечный фрагмент традиционного устроения семьи. В приведенных ситуациях в действительности вполне сопоставимы и крестьянка, и дворянка, и царица: они, несмотря на всю разность, все же – хозяйки своих домов. Условно, и все же – да, хозяйки. Но огромная часть семей в традиционном обществе и, соответственно, огромная часть матерей – не хозяйки. Быстро, навскидку – разброс совершенно других образов традиционного уклада:

  • Рабы, самые настоящие. Святитель Иоанн Златоуст несколько раз делает особые отсылки к семейной ситуации рабов. Указывает, что и мужья-слуги управляют своими женами. И при этом заметим: такие мужья управляют женами только в рамках семейных отношений, но все они вместе включены в чужое домохозяйство. «Очи рабыни в руку госпожи своея»: госпоже служит денно и нощно рабыня, а не мужу своему. Святые Еспер и Зоя – я писала о них – были рабами. Так же, как и их сыновья были усердными слугами своего господина. Но, когда хозяин-язычник приказал отречься от Христа, всей семьей приняли мученическую смерть. Что это значит в бытовом ежедневном плане? И отец, и мать, и дети – все работали, все жили исполнением воли господина. Не было здесь распределения обязанностей по дому, мужских и женских ролей и тому подобного. Не нравится мне такой образ жизни, но таковой была некогда реальность традиционного общества.
  • Семья прачки, просто в качестве примера. Традиционное общество предполагает наличие огромного количества женщин, занимающихся специфической профессиональной деятельностью. Далеко не только в сфере «обслуживания», но в том числе и здесь. У прачки муж, конечно, есть, и он тоже работает, занимается каким-то своим ремеслом. Но вот прачка – у нее работа с утра до вечера, заказы, сроки, выяснение отношений с клиентами, исправление некачественно выполненной работы… В ее семье уклад совершенно не тот же, что в семье условной крестьянки или дворянки. Задумаемся: няньки, мамки, гувернантки, горничные, скотницы, кухарки – они все тоже могут быть мамами, женами, у них может быть много деток. Это – работающие мамы, и зачастую практически не хозяйки своих домов, даже не воспитательницы своих деток. Лично мне это совершенно не по душе, но и это – уклад традиционного общества.

А семья царицы или княгини, жены правителя или правительницы? Совсем красиво-традиционно – семьи святых, образцовые семьи. Анна Новгородская, княжна Ингигерда? Помимо того, что она явно не готовила и уборкой не занималась: в ее ведении – огромное количество задач политика, дипломата, менеджера. Во время отсутствия мужа она брала на себя управление княжеством, вела переговоры, разрешала межнациональные конфликты – можем ведь примерно вообразить, сколь сложна эта занятость, сколько сил, физических и душевных, сколько времени все это отнимает?! А Милица Сербская?! А императрица Феодора?! Это женщины, формировавшие цивилизации. Жены, управлявшие войсками, нациями. И все это – реальность традиционного общества.

А заодно еще очень коротко, совсем без подробностей: в наше время придумали еще и представление о том, что существуют мужские и женские «традиционные» занятости. Такие закрепленные занятости есть, но их крайне мало – например, вышивка. Но у большинства ролей, в последние десятилетия называемых якобы «мужскими» или «женскими», нет жесткой закрепленности в традиции! Ремесло портного, изготовление одежды – уже нет закрепленности. Или приготовление еды: в целом – да, это больше про женщину, но нет здесь «женщина обязана готовить» или «мужчина не готовит», здесь все всегда по ситуации. Женщина хоть немного состоятельная в традиционном обществе не готовила вообще. Святая Эммелия не готовила, ее старшая дочь, как подчеркивает ее родной брат, научилась готовить, когда была взрослой и создала монашескую общину – такой вот подвиг взяла на себя. Кухни в усадьбах строили отдельно, через окошко подавали еду в столовые – готовили черные кухарки, белые кухарки и повара. Готовили состоятельные женщины (как и мужчины) лишь в качестве развлечения. Про мужчину скажем? Готовить – вполне традиционное мужское дело. Исава и Иакова помните? Мама у них была, готовить она умела и делала это, но готовили еду и сами молодые люди: и похлебку чечевичную, и козленка – и все это мастерски. И поварские русские книги – все первые и главные – мужчинами написаны. Пирожники, кондитеры, повара – не женщины, а мужчины. Про денщиков уж не говорю. Готовили – и прекрасно! И не считали это бабьим делом. Привычно-обычные роли чего-то бытового-хозяйственного – конечно, бывали ассоциированы с мужчинами или с женщинами (впрочем, еще больше – с сословиями). Но нет никакой жесткой закрепленности. Все – по ситуации.

Итак, «традиционная семья» – это огромный разброс всевозможных традиций, укладов, бытов, вариантов.

Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью? Утверждаю категорично: можем. Если под традицией имеем в виду учение Матери-Церкви

Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью? Утверждаю категорично: можем. Но здесь важно отделить основу, главное – от второстепенного и незначимого.

Говорим о христианской традиции? Да все, что нам предлагает учение нашей Матери-Церкви вот уже больше двух тысяч лет, – все это применимо к любым культурам, эпохам, социальным положениям, к любому уровню материального достатка! Ведь это учение – про наши отношения друг с другом, про задачу – идти вместе, единым целым, по пути к Царству Небесному!

Традиции – это про целомудрие, про взаимную верность супругов, про умение ладить друг с другом. Традиции – про заботливую любовь мужа к жене, про любящее уважение жены к своему мужу. Традиции – про заботу о детях, об их воспитании, в первую очередь – о воспитании в вере. Традиции – про почтительное отношение детей к своим родителям. Традиции – про построение единомысленного и единодушного пространства. И вот эти традиции мы можем сохранять, возрождать. И сможем мы это сделать только в том случае, если во главу угла, на первое место мы поставим эту традицию, а не свою собственную интерпретацию якобы традиционного уклада бытовой и хозяйственной жизни якобы традиционной семьи.

Так куда девать «ручки»?

В наше время, когда количество разводов по стране приближается к 75%, а в некоторых регионах превышает 100% (количество разводов в год больше заключенных браков в год), – конечно же, невероятно актуально говорить о сохранении семьи. Мало браков – значит, люди брак не регистрируют, живут в блуде. Много разводов – это прелюбодеяния, и даже без этого страшного греха – это просто свидетельство неумения строить такую бесценную и хрупкую вещь, как отношения в семье. И конечно же, невротичные требования к «идеальной жене и матери» вкупе с попранием подлинных традиционных семейных ценностей семью не только не укрепляют – но гарантированно разрушают.

Какой выход? Решать каждому и каждой из нас, исходя из своей ситуации, и решать не одним – а со своим супругом, супругой.

Совместить роли, выпавшие на долю современной мамы, – нереально и нетрадиционно. И никогда такого не бывало, чтобы это совмещали

Наверное, для начала понять: совместить «современные», приведенные на первой маме-схеме, роли и занятости – нереально и нетрадиционно, и никогда такого не бывало, чтобы это совмещали.

Кто-то решит пытаться все это совместить. Это право каждого, мы люди свободные.

Если решить не совмещать – то примерно так:

1. Выделить те «ручки», которые считаешь абсолютной ценностью или неотъемлемой частью собственно материнства, вроде беременности с родами. Мы христиане? Тогда забота об отношениях с мужем, воспитание детей в вере, молитва и богослужение, а также приведение жизни семьи в ритм церковного года – на первом месте.

2. Из оставшихся выделить то, чем хочется заниматься, и то, что видится как второстепенная, но также очень важная ценность.

Сосредоточиться на этих первых пунктах, выделить для них время, силы, сделать их доминантой в жизни.

3. Остальные ручки считать неважными, неценными, не считать это своими ручками.

Что с этим, последним, пунктом делать? Вопрос огромный и отдельный, здесь его не трогаю, только намечу разброс вариантов.

  • Делать все это – но по остаточному принципу. Снизить в этих областях планку до самого плинтуса. Считать, что, если хоть как-то, хоть кое-как сделала что-то из этого третьего пункта, – уже достижение, уже молодец.
  • Просто ничего из этого не делать. Если делать – то в случае крайней нужды и по мере появления этой нужды. Мнение людей из дальнего и даже ближнего окружения (кроме мужа!!! С мужем надо все проговаривать, просить, убеждать, привлекать), которые осуждают, винят за отказ тащить на себе это все и еще немного, – просто игнорировать.
  • Использовать современные технические достижения, которые берут на себе некоторые функции, которые «раньше» брала на себя прислуга.

Более эффективные, но сложные способы решения проблемы:

  • Организовывать жизнь семьи как команды, системы. Здесь мама выступает в роли менеджера-управляющего, где семья – действительно команда, а не поле, которое должна вспахать неключимая мама-рабыня, сама себя рабыней объявившая. Распределять занятости и обязанности в зависимости от конкретной ситуации, в зависимости от возможностей, характеров, умений всех членов семьи, а не по таблице «якобы традиционных ролей».
  • Ну и конечно, при малейшей возможности, если все же хочется выполнить в одной семье все и сразу, – нанимать помощников. Не только няню, и не на часик, а многих вообще-то надо и лучше с проживанием – было бы где проживать. Ну или на часик кого-то приглашать. Нанять помощников – это не значит «стать плохой хозяйкой». Это, собственно, стать хозяйкой, а не работницей в собственном доме. Но у большинства из нас, к сожалению, просто нет финансовой возможности это осуществлять. Ну что поделать – смотрим предыдущие пункты решений или ищем еще какие-нибудь свои решения.

Важное добавление: при этом для многодетной матери, да и просто матери, абсолютно необходимо достаточно спать и отдыхать, элементарно заботиться о своем здоровье. Это прямо база. Подо все эти конструкции. Будем считать сон и отдых «ножками» мамы-схемы.

Не только неправильно, но и невозможно – построить семью самой. Это строительство осуществляется не одним, а двумя. А вернее – тремя

И напоследок еще одно важное традиционное основание – смирение. Понимание того, что на тебе свет клином не сходится. Понимание того, что ты человек, и слабый человек, с ограниченными физическими, душевными и духовными возможностями. Сосуд, кстати, немощнейший, а не всесильная всематерь. И еще сюда же: не только неправильно, но и невозможно – построить семью самой. Это строительство осуществляется не одним, а двумя, а вернее – тремя: ведь мы помним, Кто именно – глава христианской семьи?

Чтобы главные роли были главными и чтобы они – были

Во всей этой истории с ролями и занятостями есть два особенно важных момента.

Если не поставить христианские ценности на первое место, они неизбежно уйдут на второй план, а на первый выйдут задачи бытовые

Первый момент: христианские семьеустроительные ценности (молитва, богослужение, жизнь в ритме жизни Церкви, забота об отношениях с мужем и воспитание детей в вере) обязательно должны стать заявленной и реальной доминантой. Если не поставить их на первое место, они неизбежно уйдут на второй план. Когда дел и задач слишком много – в реальности на первый план выйдут задачи бытовые, самые тяжелые и с понятным, видимым, простым результатом, а высшие, истинные ценности… будет просто «не до этого». Когда задач слишком много, мы становимся белками в колесе, бегаем по кругу, устаем и сходим с ума – уже не понимая, куда именно и зачем именно бежим. Когда задач слишком много, а главное не выделено как главное – у нас просто не хватает сил и времени на это самое главное. Не успеваем молиться сами вместе с детьми – потому что домашние задания не сделаны, потому что известковый налет в ванной не выведен. Не идем на литургию в воскресный день, потому что надо мыть окна, красить забор, делать с ребенком презентацию по окружающему миру. Не выделяем силы и время на общение с супругом, не уделяем внимание этой драгоценности, фундаменту жизни дома, основанию воспитания наших детей – потому как об этих «розовых соплях» некогда думать замотанной матери.

Когда главное не на первом месте – на первое место обязательно встает второстепенное, переворачивая всю жизнь с ног на голову. Концентрат этой перевернутости – в анекдоте. Переговоры полиции:

– Вы по вызову подъехали? Что там?

– Да бытовуха. Муж пришел домой, прошел по только что вымытому полу в грязной обуви. Жена ударила его пять раз сковородкой. Насмерть.

– Орудие убийства изъяли? Труп сфотографировали?

– Тут это… Пол не высох еще, мы в подъезде ждем.

И второй момент. Мы ведь говорим о ситуации, в которой христианское учение – ценность, и вообще семья – ценность? В таком случае, конечно же, недопустима ситуация, в которой у женщины-жены-матери две ручки: первая – беременность с родами (иначе просто разговор не о матери), а вторая – холить и лелеять одну себя, лишь себя объявить ценностью. «Ручки», роли и занятости женщины-жены-матери из раздела о христианском учении обязательно должны быть. Пользуясь выражением святителя Тихона Задонского, это наши должности христианские. Если мы строим христианскую семью, то это – не по выбору, это – по долгу, если мы считаем себя христианками и строим христианскую семью. Отказываясь от этих ручек, считая их неважными, не объявляя самой себе их хотя бы в качестве задач, даже с ловким выполнением всех остальных задач-ролей мы не построим христианскую семью. Не посвящая самих себя, свои семьи, свои жизни Богу – не построим.

Не посвящая самих себя, свои семьи, свои жизни Богу, мы не построим христианскую семью. Зато с Богом – построим обязательно

Зато с Богом – построим обязательно. Наш Спаситель, Хозяин и Глава нашей семьи, у Которого мы просим благословения на брак во время обручения и венчания, наш Помощник и Покровитель обязательно поможет нам всем вместе устроить дом – по Его заповедям, по Его учению. С Его помощью мы можем построить ту самую традиционную семью – христианскую семью. Такую, которая, по учению святителя Иоанна Златоуста, – малая Церковь, место служения Богу на земле; город-государство, которым заботливо управляет папа – царь, а помогает ему мама – второй по чести царь «без диадемы»; войско, в котором папа – снова император, а мама – военачальник-стратег. Построить семью, в которой, снова по Златоусту, «муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели» и в которой, по слову все того же Златоуста, «посреди Христос».

Анна Сапрыкина

11 октября 2022 г.

Приобрести книги Анны Сапрыкиной можно на сайте издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Дети на кухне: научить, увлечь и получать удовольствие Дети на кухне: научить, увлечь и получать удовольствие
Анна Сапрыкина
Дети на кухне: научить, увлечь и получать удовольствие Дети на кухне: научить, увлечь и получать удовольствие
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Я воспринимаю первые кулинарные опыты своих детей не как «помощь маме по хозяйству», а как «учебно-воспитательный процесс».
Церковный год и семейный тайм-менеджмент Церковный год и семейный тайм-менеджмент
Анна Сапрыкина
Церковный год и семейный тайм-менеджмент Церковный год и семейный тайм-менеджмент
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Как это все устроить – чтобы православная культура стала родной культурой детей? И главное – не только культурой, но и убеждением, верой?
Чтобы ребенок из многодетной семьи захотел стать многодетным Чтобы ребенок из многодетной семьи захотел стать многодетным
Анна Сапрыкина
Чтобы ребенок из многодетной семьи захотел стать многодетным Чтобы ребенок из многодетной семьи захотел стать многодетным
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Почему случается так, что дети из многодетной семьи выбирают «сознательное ограничение рождаемости»? Чем отличаются семьи, дети из которых тоже становятся многодетными?
Комментарии
Hola28 декабря 2023, 20:26
Раньше у мужчины дома тоже были вполне конкретные обязанности. И не "мамонта добыть, а дальше не мое дело", а содержать в порядке дом, утварь, печь и пр. Не женщины стали бы перекрывать крышу, паять котелок, точить ножи, чинить прялку или изгородь. Мужчины тоже работали по дому, только в другом роде
Галина 1 декабря 2022, 09:33
Спасибо за статью! Очень наглядно изложена моя главная проблема. Теперь стало понятнее, что можно с ней сделать, в каком направлении пытаться. Уважаемая Анна! Ваши советы очень помогают. Могли бы Вы написать о семьях, где мать - вдова?
Ира18 октября 2022, 22:00
Прекрасная статья! Спасибо автору!
И.17 октября 2022, 17:11
Андрей, Да, не в нашей. У моих немногодетных родителей было трое детей, к моменту получения квартиры осталось двое детей. И никакой "умозрительности" в том, как было организовано пространство, обеспечена безопасность детей, в отношении к воспитательному процессу. Это просто наблюдение. Кроме того в нашем детстве мы свободно ходили друг к другу в гости, кое-что видели и знали. И не бабушка к нам приезжала "нянчиться", а мы к ней каждые выходные ездили всей семьей, с братом (вместе или по одному) нас могли отправить среди недели ей помогать. Не сомневаюсь, если сейчас "чужой дядя" сделает замечание ребенку, то получат выговор от родителей этот самый "дядя", а не дети. Все, как хотели.
Андрей17 октября 2022, 11:30
И. «В нашем доме», но, судя по всему, не в Вашей квартире, «жили многодетные семьи». Взгляд со стороны это хорошо, но чаще всего он грешит умозрительностью. На самом деле, и сейчас многодетные семьи чего-то успевают, живут же как-то. Другой вопрос: какими силами это дается и от чего приходиться отказываться. Об этом и статья. А то, что в советское время были свои положительные моменты, кто бы спорил. Внеочередные квартиры для многодетных, например. Или, то, что общество хотя бы ставило задачи по воспитанию своих граждан, что рассматривалось в качестве важнейшего фактора образовательного процесса. Да, сейчас много из этого нет, поэтому и воспитывать детей в чем-то сложнее. Об этом и разговор…
Татьяна16 октября 2022, 15:46
Полностью согласна с Андреем. Опыта многодетности среди моих родственников нет( к сожалению, только большой опыт абортов). Приходится самим этот опыт осваивать и не только в городе, а и в деревне откуда все уезжают в город. Никого не осуждаю. Каждый сам выбирает, как он будет жить. Главное чтобы был свободный выбор.
И.16 октября 2022, 13:04
Андрей, В нашем доме жили многодетные семьи, так квартиры распределили. Так вот их родители тоже успевали. Среда была другая. Пока мы с ними спокойно играли во дворе, самостоятельно на обществ. транспорте добирались до кружков, спортивных секций, музеев, театров, сидели в библиотеках, бегали в кино, родители "успевали". Любой взрослый не проходил мимо, когда в ноябре в лужах мы сапогами мерились, грубили или еще что вредное для нас делали. Наглядно демонстрировали, что до "прав" надо дорасти, усвоив обязанности. Если уж обращаться к традициям как к мудрости, то воспитание детей всегда, что в древности, что в недавнем прошлом, было коллективным делом. И только сейчас стало "индивидуальным".
Андрей15 октября 2022, 20:02
И. Мой пост - реакция на реплику о том, что наши родители все успевали и нечего мол жаловаться на жизнь. Успевали, к сожалению, в том числе и потому, что не были многодетными. Учился в 1980-е гг. в московской школе. На всю школу была одна единственная семья из четырех детей. Это был феномен, о котором знали все. Среди одноклассников и одноклассниц у третьей части был брат или сестра, остальные, как и я, были единственными детьми в семье. PS. Воспитываю пятерых детей, но к советскому прошлому это никакого отношения не имеет. А раз так, то и опираться не на что, приходится идти непроторенным путем. Создавать традицию, так сказать, на пустом месте...
Ксения14 октября 2022, 21:04
Большое спасибо за такую продуманную статью. Действительно, стоит отказываться от каких-то вещей, иногда по инерции уже делаешь просто слишком много. Отличная идея с ручками, и вы правы - в современном мире, несмотря на кажущуюся лёгкость, может быть очень нелегко!
И.14 октября 2022, 13:29
Андрей13 октября 2022, 08:34 Вы полагаете, если к любому явлению добавить слово "традиция", это сразу придаст ему авторитет, вес? И все можно объяснить нежеланием людей соблюдать традиции? Многодетность никогда не была "традицией". Это был естественный ход жизни. А теперь люди придумали способы, как регулировать эту сторону своего существования, чем и пользуются. Естественные процессы, как не хотелось бы иного, зависят от многих внешних факторов, которые не получится игнорировать после того, как люди избрали путь рациональности. Хотите многодетности массовость вернуть, обращайтесь к их рацио, даже если вам это не нравится.
Андрей13 октября 2022, 08:34
О традициях многодетства в советские времена. В 1970-1980-е гг., во всяком случае в городской среде, его и не было. Начиная с 1964 г. в РФ на одну женщину приходится в среднем менее 2,2 детей. Это отрицательная рождаемость, когда родители не воспроизводят сами себя. Уже 60 лет, т.е. три-четыре поколения многодетство у нас нормой не является. К числу традиций можно отнести абортивную практику и воспитание минимального числа детей.
Екатерина12 октября 2022, 22:34
Статья хорошая, но местами все-таки утопическая для современных реалий.. :большинство мужчин не готовы брать на себя ответственность в полной мере,я уж не говорю про то,что православных мужчин вообще крайне мало по сравнению с количеством православных женщин. У нас в Петербурге на службах 80%, а то и 90 % женщин на службах в храмах. В итоге зачастую именно женщина вынуждена вести мужа и семью ко Христу, и быть "менеджером",беря на себя функции мужчины -главы семьи. Делать вид, что в большинстве случаев это не так - иллюзорно. Бедные женщины, читая о том, "как должно быть"или ждут до последнего такого мужчину, зачастую оставаясь в одиночестве, или просто не понимают, как им жить.
Антон12 октября 2022, 21:11
Огромное спасибо за эту статью: она снимает розовые очки из прочно укоренившихся мифов о "традиционной" семье! Всесторонность (от рабов и крестьян до дворян и царей) охвата примерами добавляет аргументированности и позволяет лучше осознать как реальность прошлого (с мамками-няньками-кухарками), так и реальность настоящего (с развивашками для полуторалеток,драмкружков-фотокружков-спортсекций). И спасибо за наглядный приём в виде рук-задач.
Татьяна12 октября 2022, 20:28
На счёт современной техники. Она облегчает жизнь. И мне кажется вера из за этого не страдает. Просто больше уделяешь время детям и мужу. Тем более у всех всё по разному. Переехав в деревенский дом, который был перевезен в 30 годы из затопляемых мест, мы не имели электричества 3 месяца, холодильник появился через пол года, а стиральная машинка через два года.
Постоянная читательница12 октября 2022, 17:57
Не знаю, может, не уместное добавление... Но если не брать крестьянские и дворянские семьи, а обратиться к совсем еще недавнему прошлому: дети выходили во двор и там был свой социум - подвижный, веселый, заводной, нематерящийся. Дети носились, как угорелые на свежем воздухе и зимой, и летом, а мамы только из окна выглядывали и домой звали. Сейчас я выхожу во двор, смотрю на матерящиеся группки детей со смартфонами и ... пытаюсь заменить собой тот самый веселый социум. Муж на работе, значит, я еще и футбол, и вышибалы, вот только казаки-разбойники не получаются... Меня хватает максимум на час (ведь уборку-готовку и прочее никто не отменял). Выматываюсь.
Ирина12 октября 2022, 14:14
Одна только прогулка с детьми в городе не имеет ничего общего с традиционным образом жизни. Никогда не сидела мама годами на детской площадке. Либо гувернер в Летний сад гулять водил, либо дети вместе по двору или бегали,а мама в окошко поглядывала и дела по хозяйству делала.
Татьяна12 октября 2022, 13:58
Спасибо за статью! Переехав из города в деревню, не могла понять как жить. Крестьянский опыт и навыки уже утеряны, крестьянской общины нет. Теперь понимаю, что главное не быт, а вера в Христа! Надеюсь, что всё наладится.
А.С.12 октября 2022, 11:06
Мифические представления? С какой бы иронией старшее поколение посмотрело на нас: у них-то не было стиральных (изречение одной женщины: жизнь делится на две половины - до появления современных стир.машин и после) и посудомоечных машин, холодильники часто надо было размораживать, микроволновок не было, в пятиэтажках без мусоропровода (выносили мусор к машинам по графику), в магазинах не было изобилия и (что спорить?) такой хор.еды и одежды... Но почему же женщины в старину успевали? Дети помогали: сами в школу и из школы ходили, без родителей (с друзьями) гуляли на улице, книжек много читали... Жизнь текла интересно.
Алина12 октября 2022, 10:02
Анна, огромное спасибо Вам за ответ. Не знала, что у Вас есть телеграм-канал. Теперь обязательно подпишусь))
Солнышкина12 октября 2022, 00:57
И все же, возвращаясь к традиционному укладу семьи, подавляющее большинство женщины разного сословья занимались своим домом, хозяйством, детьми, которых никуда из дома (пока они были совсем малы) не отдавали, даже если ими занимались не сами мамы, а няни или старшие дети. И в няни шли как правило, безмужние женщины и так и жили в этой семье, пока все дети не вырастут.
Солнышкина12 октября 2022, 00:40
Еще добавила бы, что детей обязательно мать должна кормить грудью, что часто не делают из-за обязанностей по дому. И по возможности лучше не отдавать детей в сад, где они часто болеют, напитываются мирским духом, и в дальнейшем слабеет духовная связь с родителями и в подростковом возрасте родители становятся менее авторитетны для таких детей.
Солнышкина12 октября 2022, 00:32
Статья понравилась, сама тоже обо всем этом думала и распределяла в уме все по полочкам, особеннно когда дети маленькие были и понимаешь, что все что хотелось бы, и да же то что очень хотелось бы не успеваешь. Тогда да,приходится просто выделять главное для себя, а на остальное закрывать глаза и надеяться на Господа, ставив Его конечно во главу угла. И ничего, иногда обстоятельства поворачивались неожиданным образом в нашу пользу, что это все «остальное», как бы решалось само собой, с Его помощью выдюжили. К главному я бы добавила еще здоровье не только матери, но и детей и мужа.
Анна11 октября 2022, 20:06
Алина, очень рада, что мои книги Вам пригодились! Но вот эта статья - ответ на вопрос "как все успевать") Я и не пытаюсь все успевать) а подробно, как именно работаю вместе с малышами и вообще с детьми - как раз целый сериал выложила в телеграм канале)
Алина11 октября 2022, 17:42
Глоток свежего воздуха! Спаси Господи Вас Анна за такую статью! За Ваш труд! Очень люблю Ваши книги, дети любят Ваши календари и книги о Праздниках и о Богослужении! Вы для меня пример матери, Ваша семья однозначна в числе «Замечательных семей». Всегда с радостью читаю Ваши книги и публикации. Поделитесь как Вы успеваете все? Именно вы сами нанимаете нянечек и помощников по дому? Или родственники Вам помогают? Я просто восхищаюсь Вашим образованием и количествомз прочитанных и написанных Вами книг, сама я книгу читаю около 2 недель. У меня 3 детей младшему 6 месяцев. И я ничего не успеваю=)))
Андрей11 октября 2022, 16:02
Ирина, Василий: многодетная мама работает не может, ее работа - дети, но за это не платят. Даже пенсию назначают минимальную. Зарабатывает отец, доход которого чаще всего не позволяет содержание няню и проч. Чаще всего речь идёт о выживании и финансовом, и физическом, и социальном. Вы думаете соседи в восторге от того, что рядом с ними через стенку или потолок живёт шумная компания? Объективно, базы для многодетства в России нет. К сожалению. Жилье, образование, летний отдых - все очень трудно даётся, на пределе сил. Их надо скрупулёзно рассчитывать. Об этом и статья.
Елена О.11 октября 2022, 14:51
Ирина11 октября 2022, 11:11 Такие православные - большая редкость... Даже и не знаю таких. Жизнь никого не балует долго.
Jelena11 октября 2022, 13:24
Спасибо огромное за очень полезную и нужную статью Как хорошо сказано - "Послушаться мужа – как принести жертву Богу" Спасибо!
Ирина11 октября 2022, 11:11
Часто замечала на практике, что женщина ходящая на работу умеет себя хорошо самоорганизовать.Она и работает и дома у нее все в порядке и с учебой детей все хорошо.Она же при своей занятости еще находит время и помогает в Храме.И ей это легко дается.Очень много примером.Смотришь на бабушек, которые по жизни трудились, они и до старости труженники.Даже в Храме пристраиваются помогать.А посмотришь на женщину сидящую дома,которая никогда не где не трудилась,которая никогда не понуждала себя вставать и идти на работу, выполнять что то.Хозяйства нетОна ничего и не хочет.Спешить то никуда не надо, можно на диване лежать.Зато-я же православная! Я работать не буду!Смотришь,а это испортило женщину.
Антон11 октября 2022, 09:47
В традиционном обществе не ждали, что мать одна детей вытянет. Ей помогали бабки, дедки, сёстры и прочие родственницы. И старшие дети, особенно дочери, приглядывали за младшими. Детей рано приучали помогать по хозяйству. Кто побогаче - нанимал нянек, обычно девчонок-подростков. В мусульманских семьях до сих пор родственницы, соседки помогают матерям с маленькими детьми. Первые 40 дней после родов женщина вообще отдыхает. А наши бабушки зачастую предпочитают возиться с кошечками и собачонками, смотреть телевизор, а то и в соцсетях зависать. И прочие родственники или подруги не спешат на помощь молодой матери. А в няни в наше время часто идут такие женщины, что им страшно ребёнка доверить.
Василий11 октября 2022, 09:47
Честно говоря, в некоторых статьях об ужасах наличия детей я не понимал - почему не нанимать няню хоть иногда, зачем не высыпаться десятилетиями? Хорошо, что автор это проговорила. Еще у нас семьи сжались с 10 до 1 ребёнка, взлетели стандарты, а теперь у "новой многодетности" требуют относится к десятому ребёнку как к единородному.
Айно11 октября 2022, 06:11
Статья замечательная, это то, о чем я часто думала и не раз обсуждала с мамой и подругой, которая по такому принципу и живёт : сначала Бог, затем всё остальное. Хотя всё равно много делает. Спасибо вам, Анна! Хорошо разложили по полочкам
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×