Как должна быть устроена традиционная семья, что это вообще такое? В нашей культуре мы имеем в виду, конечно же, семью в первую очередь христианскую, православную. Какие ассоциации, образы рождаются в голове, появляются «в воздухе», когда мы представляем себе нормальную или даже идеальную семью?
Мы говорим себе: если хочешь соблюсти честь флага настоящей традиционной семьи, – поднатужишься и вытянешь, «как твои прабабушки вытягивали»
Конечно, у каждого из нас это будут разные образы. Но, скорее всего, это семья большая, многодетная. Образ женщины, жены и матери. Которая не какая-нибудь феминистка-карьеристка, а правильная, традиционная и христианская жена: кроткая и мудрая красавица, периодически беременно-кормящая; готовит прекрасно, пять раз в день все свежее и вкусное; дом у нее сверкает чистотой, в туалете пахнет ландышами; все детки аккуратно одеты, выглажены-причесаны; малышей она развивает в соответствии с последними достижениями психологии и педагогики; школьников возит в школу, собирает им портфели и делает с ними уроки, водит на разные кружки, и везде детки ее – первые и лучшие, потому как мама с ними занимается; а совсем молодец, когда она сама детей учит дома, на семейной форме обучения; а еще в храме что-то социально-значимое, благотворительное, учебное или певческое делает, и надо, чтобы бесплатно, а то это посчитается работой, которой правильной жене заниматься нельзя… И все, конечно же, она одна – без бабушек, нянь и домработниц, а как «всегда испокон веков» – все на себе. А если где-то не успевает, не дотягивает – это все лень, капризы и тлетворное влияние интернета. Если хочешь выправить демографическую ситуацию, если хочешь соблюсти честь флага настоящей традиционной семьи, если ты нормальная христианка, – поднатужишься и вытянешь, «как твои прабабушки вытягивали».
Роли и задачи женщины-жены-матери
Несколько лет я вела свой небольшой курс в рамках курса повышения квалификации для многодетных матерей-педагогов. В частности, я предлагала нарисовать себя многорукую, обозначив на каждой руке свои занятости, роли, дела, задачи. Все, чем мы, матери, занимаемся ежедневно, все, что в голове стоит как задача, в том числе те задачи, с которыми мы не справляемся, но теоретически считаем, что справиться «хорошо бы». Это – то, на что уходят силы и время, реально или в задачах. Это все, что касается не семьи, не детей, а именно женщины.
Получается вот такая многорукая мама-схема, на моем рисунке у нее внутри еще пять малышей.
Вот что написано на «ручках» моей мамы-схемы:
- Жена (друг, любимая женщина своего мужа);
- Беременность, роды;
- Няня – присмотр и пестование детей от 0 до 6;
- Организатор и руководитель учебного процесса детей условно школьного возраста;
- Гувернантка (помощь детям в выполнении заданий, заданных учителем, – домашние задания; ежедневный, «бытовой» воспитательный процесс);
- Домашний учитель (если дети на семейном обучении);
- Извозчик (развозить детей по школам и разным занятиям);
- Молитва, богослужение;
- Приведение семьи в ритм жизни Церкви (тут ритм постов и праздников, организация этих праздников, в том числе в семье);
- Учить детей вере, воспитывать в вере;
- Активное участие в общественной жизни;
- Простейшая уборка, уход за вещами;
- Наведение чистоты и порядка максимальное, тщательное – с учетом высоких требований к гигиене и внешнему виду;
- Кухарка/повариха;
- Своим трудом добывает пропитание (несмотря на то, что в некоторой части «традиционно настроенных» граждан бытует представление о нежелательности такой работы, большая часть наших соотечественниц, даже разделяющих это убеждение, вынуждена зарабатывать деньги на жизнь – просто потому, что заработка мужа не хватает на пропитание).
Чаще всего многодетные мамы не убавляют, а добавляют число «ручек» –требований к самой себе
У всех у нас свои ручки. Я показывала эту схему самым разным мамам, вот последний раз – в своем маленьком телеграм-канале. Просила сказать – кто считает, что здесь есть лишние «ручки», а также просила добавлять – если в жизни есть еще какие-то роли, занятости, которые я не привела. И чаще всего женщины, многодетные мамы, не убавляют, а добавляют: в реальности у многих из нас, живых мам, не меньше, а больше «ручек» – больше требований к самой себе, больше ожиданий от себя, больше дел, на которые необходимо тратить свое время, свои силы.
Вот какие занятости добавляют к приведенному списку:
- Закупка продуктов, планирование меню;
- Рукоделие;
- Дачные, огородно-хозяйственные заботы, у некоторых забота о домашней скотине;
- Организация посещения врачей, уход за больными детьми;
- Уход за престарелыми родителями, родственниками;
- Заготовка продуктов на зиму;
- Менеджер-организатор логистики, праздников;
- Ремонт дома;
- Свое образование (смена профессии, повышение квалификации).
Я не стала корректировать свою маму-схему, не стала рисовать новые «ручки», реальные заботы многих реальных мам: ручки просто некуда будет вставлять, настолько много их получается.
Роли и занятости женщины в рамках «традиционной семьи»
Откуда берутся такие требования, ожидания, роли и занятости «правильной матери»? Действительно ли это все соотносимо с ролями жены и матери в традиционной семье? Трудно ответить на этот вопрос, так как определение «традиционной семьи» всегда будет немного разным. Если мы говорим о православной семье, то, конечно, начать стоит с главнейшей Традиции, с христианского учения о семье, но здесь я не буду расписывать то, что все и так вроде знают – отсылаю к отдельным своим статьям на данную тему:
- https://pravoslavie.ru/100888.html,
- https://pravoslavie.ru/96881.html,
- https://pravoslavie.ru/107884.html.
Вынимая сухой остаток из этих текстов, а вернее, конечно же, из христианского учения о семье, закрепленного в апостольских посланиях и текстах отцов Церкви (в первую очередь великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста), оставляем на схеме женщины-жены-матери вот такие ручки-заботы:
- Молитва, богослужение;
- Жена (друг, любимая женщина своего мужа) – забота о выстраивании отношений с супругом;
- Беременность, роды.
И еще две занятости-задачи, которые жена делит с мужем, ибо поручено это в первую очередь отцу:
- Учить детей вере, воспитывать в вере.
И на практике:
- Приводить семью в ритм жизни Церкви.
Женщина-жена-мать в житиях святых
Мы, православные многодетные, берем за образец, ориентир, конечно же, жития святых. Для псково-печерского календаря «Христианская семья» я собрала большое количество историй о жизни святых семей, везде обращала внимание, в частности, на материнские заботы. Некоторые яркие сюжеты описала в отдельной статье. Если говорить коротко, в житиях святых подробностей о бытовых сторонах жизни не так много, но то, что можно вынуть – конечно, помимо «собственно христианских обязанностей» и единственной неотъемлемой роли матери «беременность и роды», здесь есть и другие занятости. И все же по количеству известных нам ролей – все это мало соотносится с нашей современной многорукой мамой-схемой.
Если все же говорить предметно и подробно – можно рассмотреть житие святой Эммелии, матери святителя Василия Великого, воспитавшей 9 святых детей, в том числе – основательницу женского монашества преподобную Макрину и святителя Григория Нисского. Жизнь этой удивительной, поистине образцовой семьи я изучала серьезно, написала об этой семье несколько научных работ, история этой семьи открывает мою книгу «Жизнь замечательных семей: шесть реальных историй».
Беру свою «маму-схему» и складываю внизу все «ручки», занятости и роли, которых в жизни этой великой образцовой многодетной матери, в отличие от современной «схемы», не было, а также те занятости и роли, которые были – но всем этим занималась не Эммелия, а ее многочисленная прислуга.
Вот занятости-роли святой Эммелии:
- Конечно, жена (друг, любимая женщина своего мужа);
- Беременность, роды.
Святая Эммелия и ее супруг учили своих детей школьного возраста сами, поэтому следующие пункты – одновременно и про мать, и про отца этого семейства:
- Организатор и руководитель учебного процесса детей условно школьного возраста (вместе с мужем);
- Домашний учитель (вместе с мужем);
- Молитва, богослужение;
- Приведение семьи в ритм жизни Церкви;
- Учить детей вере, воспитывать в вере.
Приготовление еды, уборка и тому подобные обязанности в семье святой Эммелии лежали на многочисленной прислуге, а не на ней!
Все остальные занятости и роли были на многочисленной прислуге: приготовление еды, уборка – все. Няни (несколько) у детей Эммелии были! Но мать также нянчила иногда детей на своих руках. Вдовая Эммелия добровольно пошла на лишения, отпустила своих рабов – осталось всего несколько рабынь для того, чтобы обслуживать ее жизнь, быт. Несколько человек жили вместе с ней, служили ей, и это – подвиг жизни в добровольных лишениях.
Женщина-жена-мать – крестьянка
Еще одна ассоциация с идеей «традиционной семьи» – это семья крестьянская, родной и дорогой многим из нас образ «традиционного общества». Крестьянки бывали очень разными. И эпохи, и регионы, и вид зависимости, и конкретные губернии, и конкретные села, деревни, занятости крестьянских семей в целом также были невероятно разными. Так что это вопрос трудный и не может решаться однозначно. И все же возьмем в качестве примера такое неопределимое явление, как средняя крестьянка. Будем считать, что она живет не в крайней бедности и не зажиточна. Она искренне верующая, мужа своего любит и чтит. И Церковь тоже любит и чтит. Специально вопрос не исследовала, но ориентируюсь на труды этнографа Г.М. Науменко, М. Громыко и другие тексты.
Снова беру свою «маму-схему» и складываю внизу все «ручки», занятости и роли, которых в жизни этой условной обычной крестьянки не было.
Здесь занятостей много, так что посмотрим в первую очередь на то, чего в жизни крестьянки не было:
- Няньками у детей крестьян были старшие дети, недостаточно взрослые для крестьянских работ, но достаточно большие для присмотра за малышами. Также нянями были пожилые, неспособные к крестьянскому труду люди.
- Никаких занятостей вроде развоза детей по кружкам или забот об их домашнем задании в жизни крестьянки нет, мама не занимается организацией учебного процесса, не делает поделки из шишек для своего второклассника, не помогает писать сочинение пятикласснику, не готовит к ЕГЭ своего десятиклассника… Весь этот блок выпадает.
- Гигиенические и тому подобные требования по сравнению с современными или условно «дворянскими» требованиями низкие. Проблема с недостаточно блестящим унитазом, чувство вины по поводу того, что ребенок пошел к соседу в гости в мятой водолазке или пятно у дочки на блузке не отстиралось, тут абсурдны.
Несколько важных замечаний, в которых – существенные отличия крестьянской жизни от современной «обычной семьи».
Крестьянская семья, в отличие от «современной», живет не одиноко, но внутри общины, в окружении родственников. Даже указанные роли матери исполняются не ей одной, а так или иначе распределяются между разными членами большой семьи. Важно также, что и бытовое, и воспитательное – все едет по определенным рельсам, во многом определено укладом, четко отлаженным набором приемов, методов, последовательностей, определено традицией, происходит как бы «само собой».
Дети в крестьянской семье – не только статья расхода, но и серьезная статья дохода
В экономическом, хозяйственном аспекте: дети – работники. Дети 5–7–8 лет – няни для своих младших братьев и сестер. Старше – уже включаются во взрослую работу, со временем становятся полноценными работниками, они такие же добытчики, как и родители. Дети здесь – не только статья расхода, но и серьезная статья дохода. Резкое отличие от современной жизни, в которой в подобном аспекте дети – иждивенцы. Если грубо оценить этот момент сопоставления современной матери с крестьянкой: детей у этой крестьянки забрали в школу, дети не помогают маме как няни, не помогают семье зарабатывать на жизнь, но наоборот, требуют присмотра, заботы и материальных вложений. Я ни в коем случае не говорю о том, что «раньше было лучше», заберите детей из школы и пусть работают! Только показываю некорректность сопоставления жизни крестьянки и современной обычной (что городской, что сельской) жительницы.
Ну и конечно же, крестьянка – работает, а не просто «готовит, убирается и растит детей». В традиционном обществе, тем более в крестьянской семье, работают все – и мужчины, и женщины, и дети. А не так, что «папа работает, а мама и дети – на его иждивении».
Женщина-жена-мать высших сословий
Где нам еще найти примеры «традиционной семьи», где посмотреть, как живет женщина, жена и мать, в традиционном обществе? Обратимся к жизни верующей, верной Церкви дворянки. Здесь приведу реальный пример, также всесторонне мной изученный. Еще одна героиня из моей книги «Жизнь замечательных семей» – жена Алексея Степановича Хомякова, его муза, любовь всей его жизни (сопоставляю здесь Екатерину Михайловну с ее свекровью, матерью Алексея Степановича). Это начало и середина XIX века. Для нас, православных консерваторов-славянофилов-патриотов, – образцовейшая семья.
Так же убираю все «ручки» у мамы-схемы, все занятости и роли, которых в жизни этой дворянки, родившей 10 детей (двое старших умерли, когда были малышами, а последний умер в родах), не было.
Не расписываю, но обращаю внимание: в семье, помимо огромного штата прислуги, были няни, гувернантки (много), домашние учителя.
Значимое отличие от жизни семьи условно «крестьянской» и еще большее отличие от жизни обычной современной семьи: здесь не просто много прислуги, здесь на каждый бытовой аспект – штат специалистов. Не няня раз в неделю на часик, чтобы мама могла сбегать в магазин! Не домработница два раза в неделю, чтобы на маме оставалась «только» ежедневная уборка! А слуги, которые живут дома и при доме с единственной задачей: служить этой семье день и ночь.
Еще отличие от «крестьянской» семьи: здесь как раз много всего учебного, и это учебное занимает в жизни семьи огромное место. И еще: организатором образовательного процесса и также учителем детей в образцовой семье Хомяковых был отец, а не мать. Впрочем, как и во многих других поистине образцовых, реально живших православных семьях прошлого, в семьях новомучеников и исповедников, в семьях людей, которым мы сейчас молимся, – отец был не просто участником, а основным двигателем воспитательно-учебного процесса своих детей. В общем-то, как того и ждет от отца христианское учение о семье.
Традиции и современность
Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», к «роли женщины в традиционном обществе» некорректны, – ничего не сказать
Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», «роли женщины в традиционном обществе», к устроению традиционной семьи некорректны – ничего не сказать. Такие отсылки не просто не учитывают разности условий жизни, общественной ситуации – они зачастую вообще ни к каким традициям не отсылают. Чаще всего все эти разговоры про роли женщины, жены и матери опираются на мифические, никогда не существовавшие образы. Указывают на идеалы, доселе в качестве идеалов ни в каких традиционных обществах не существовавшие. Это – образы, идеалы, требования, неврозы, придуманные в последние несколько десятилетий (скорее, даже в три последних десятилетия), не имеющие отношения ни к традициям, ни к реальности.
Мало того: вышеприведенные образы реальных традиционных ролей христианской женщины-жены-матери – всего лишь крошечный фрагмент традиционного устроения семьи. В приведенных ситуациях в действительности вполне сопоставимы и крестьянка, и дворянка, и царица: они, несмотря на всю разность, все же – хозяйки своих домов. Условно, и все же – да, хозяйки. Но огромная часть семей в традиционном обществе и, соответственно, огромная часть матерей – не хозяйки. Быстро, навскидку – разброс совершенно других образов традиционного уклада:
- Рабы, самые настоящие. Святитель Иоанн Златоуст несколько раз делает особые отсылки к семейной ситуации рабов. Указывает, что и мужья-слуги управляют своими женами. И при этом заметим: такие мужья управляют женами только в рамках семейных отношений, но все они вместе включены в чужое домохозяйство. «Очи рабыни в руку госпожи своея»: госпоже служит денно и нощно рабыня, а не мужу своему. Святые Еспер и Зоя – я писала о них – были рабами. Так же, как и их сыновья были усердными слугами своего господина. Но, когда хозяин-язычник приказал отречься от Христа, всей семьей приняли мученическую смерть. Что это значит в бытовом ежедневном плане? И отец, и мать, и дети – все работали, все жили исполнением воли господина. Не было здесь распределения обязанностей по дому, мужских и женских ролей и тому подобного. Не нравится мне такой образ жизни, но таковой была некогда реальность традиционного общества.
- Семья прачки, просто в качестве примера. Традиционное общество предполагает наличие огромного количества женщин, занимающихся специфической профессиональной деятельностью. Далеко не только в сфере «обслуживания», но в том числе и здесь. У прачки муж, конечно, есть, и он тоже работает, занимается каким-то своим ремеслом. Но вот прачка – у нее работа с утра до вечера, заказы, сроки, выяснение отношений с клиентами, исправление некачественно выполненной работы… В ее семье уклад совершенно не тот же, что в семье условной крестьянки или дворянки. Задумаемся: няньки, мамки, гувернантки, горничные, скотницы, кухарки – они все тоже могут быть мамами, женами, у них может быть много деток. Это – работающие мамы, и зачастую практически не хозяйки своих домов, даже не воспитательницы своих деток. Лично мне это совершенно не по душе, но и это – уклад традиционного общества.
А семья царицы или княгини, жены правителя или правительницы? Совсем красиво-традиционно – семьи святых, образцовые семьи. Анна Новгородская, княжна Ингигерда? Помимо того, что она явно не готовила и уборкой не занималась: в ее ведении – огромное количество задач политика, дипломата, менеджера. Во время отсутствия мужа она брала на себя управление княжеством, вела переговоры, разрешала межнациональные конфликты – можем ведь примерно вообразить, сколь сложна эта занятость, сколько сил, физических и душевных, сколько времени все это отнимает?! А Милица Сербская?! А императрица Феодора?! Это женщины, формировавшие цивилизации. Жены, управлявшие войсками, нациями. И все это – реальность традиционного общества.
А заодно еще очень коротко, совсем без подробностей: в наше время придумали еще и представление о том, что существуют мужские и женские «традиционные» занятости. Такие закрепленные занятости есть, но их крайне мало – например, вышивка. Но у большинства ролей, в последние десятилетия называемых якобы «мужскими» или «женскими», нет жесткой закрепленности в традиции! Ремесло портного, изготовление одежды – уже нет закрепленности. Или приготовление еды: в целом – да, это больше про женщину, но нет здесь «женщина обязана готовить» или «мужчина не готовит», здесь все всегда по ситуации. Женщина хоть немного состоятельная в традиционном обществе не готовила вообще. Святая Эммелия не готовила, ее старшая дочь, как подчеркивает ее родной брат, научилась готовить, когда была взрослой и создала монашескую общину – такой вот подвиг взяла на себя. Кухни в усадьбах строили отдельно, через окошко подавали еду в столовые – готовили черные кухарки, белые кухарки и повара. Готовили состоятельные женщины (как и мужчины) лишь в качестве развлечения. Про мужчину скажем? Готовить – вполне традиционное мужское дело. Исава и Иакова помните? Мама у них была, готовить она умела и делала это, но готовили еду и сами молодые люди: и похлебку чечевичную, и козленка – и все это мастерски. И поварские русские книги – все первые и главные – мужчинами написаны. Пирожники, кондитеры, повара – не женщины, а мужчины. Про денщиков уж не говорю. Готовили – и прекрасно! И не считали это бабьим делом. Привычно-обычные роли чего-то бытового-хозяйственного – конечно, бывали ассоциированы с мужчинами или с женщинами (впрочем, еще больше – с сословиями). Но нет никакой жесткой закрепленности. Все – по ситуации.
Итак, «традиционная семья» – это огромный разброс всевозможных традиций, укладов, бытов, вариантов.
Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью? Утверждаю категорично: можем. Если под традицией имеем в виду учение Матери-Церкви
Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью? Утверждаю категорично: можем. Но здесь важно отделить основу, главное – от второстепенного и незначимого.
Говорим о христианской традиции? Да все, что нам предлагает учение нашей Матери-Церкви вот уже больше двух тысяч лет, – все это применимо к любым культурам, эпохам, социальным положениям, к любому уровню материального достатка! Ведь это учение – про наши отношения друг с другом, про задачу – идти вместе, единым целым, по пути к Царству Небесному!
Традиции – это про целомудрие, про взаимную верность супругов, про умение ладить друг с другом. Традиции – про заботливую любовь мужа к жене, про любящее уважение жены к своему мужу. Традиции – про заботу о детях, об их воспитании, в первую очередь – о воспитании в вере. Традиции – про почтительное отношение детей к своим родителям. Традиции – про построение единомысленного и единодушного пространства. И вот эти традиции мы можем сохранять, возрождать. И сможем мы это сделать только в том случае, если во главу угла, на первое место мы поставим эту традицию, а не свою собственную интерпретацию якобы традиционного уклада бытовой и хозяйственной жизни якобы традиционной семьи.
Так куда девать «ручки»?
В наше время, когда количество разводов по стране приближается к 75%, а в некоторых регионах превышает 100% (количество разводов в год больше заключенных браков в год), – конечно же, невероятно актуально говорить о сохранении семьи. Мало браков – значит, люди брак не регистрируют, живут в блуде. Много разводов – это прелюбодеяния, и даже без этого страшного греха – это просто свидетельство неумения строить такую бесценную и хрупкую вещь, как отношения в семье. И конечно же, невротичные требования к «идеальной жене и матери» вкупе с попранием подлинных традиционных семейных ценностей семью не только не укрепляют – но гарантированно разрушают.
Какой выход? Решать каждому и каждой из нас, исходя из своей ситуации, и решать не одним – а со своим супругом, супругой.
Совместить роли, выпавшие на долю современной мамы, – нереально и нетрадиционно. И никогда такого не бывало, чтобы это совмещали
Наверное, для начала понять: совместить «современные», приведенные на первой маме-схеме, роли и занятости – нереально и нетрадиционно, и никогда такого не бывало, чтобы это совмещали.
Кто-то решит пытаться все это совместить. Это право каждого, мы люди свободные.
Если решить не совмещать – то примерно так:
1. Выделить те «ручки», которые считаешь абсолютной ценностью или неотъемлемой частью собственно материнства, вроде беременности с родами. Мы христиане? Тогда забота об отношениях с мужем, воспитание детей в вере, молитва и богослужение, а также приведение жизни семьи в ритм церковного года – на первом месте.
2. Из оставшихся выделить то, чем хочется заниматься, и то, что видится как второстепенная, но также очень важная ценность.
Сосредоточиться на этих первых пунктах, выделить для них время, силы, сделать их доминантой в жизни.
3. Остальные ручки считать неважными, неценными, не считать это своими ручками.
Что с этим, последним, пунктом делать? Вопрос огромный и отдельный, здесь его не трогаю, только намечу разброс вариантов.
- Делать все это – но по остаточному принципу. Снизить в этих областях планку до самого плинтуса. Считать, что, если хоть как-то, хоть кое-как сделала что-то из этого третьего пункта, – уже достижение, уже молодец.
- Просто ничего из этого не делать. Если делать – то в случае крайней нужды и по мере появления этой нужды. Мнение людей из дальнего и даже ближнего окружения (кроме мужа!!! С мужем надо все проговаривать, просить, убеждать, привлекать), которые осуждают, винят за отказ тащить на себе это все и еще немного, – просто игнорировать.
- Использовать современные технические достижения, которые берут на себе некоторые функции, которые «раньше» брала на себя прислуга.
Более эффективные, но сложные способы решения проблемы:
- Организовывать жизнь семьи как команды, системы. Здесь мама выступает в роли менеджера-управляющего, где семья – действительно команда, а не поле, которое должна вспахать неключимая мама-рабыня, сама себя рабыней объявившая. Распределять занятости и обязанности в зависимости от конкретной ситуации, в зависимости от возможностей, характеров, умений всех членов семьи, а не по таблице «якобы традиционных ролей».
- Ну и конечно, при малейшей возможности, если все же хочется выполнить в одной семье все и сразу, – нанимать помощников. Не только няню, и не на часик, а многих вообще-то надо и лучше с проживанием – было бы где проживать. Ну или на часик кого-то приглашать. Нанять помощников – это не значит «стать плохой хозяйкой». Это, собственно, стать хозяйкой, а не работницей в собственном доме. Но у большинства из нас, к сожалению, просто нет финансовой возможности это осуществлять. Ну что поделать – смотрим предыдущие пункты решений или ищем еще какие-нибудь свои решения.
Важное добавление: при этом для многодетной матери, да и просто матери, абсолютно необходимо достаточно спать и отдыхать, элементарно заботиться о своем здоровье. Это прямо база. Подо все эти конструкции. Будем считать сон и отдых «ножками» мамы-схемы.
Не только неправильно, но и невозможно – построить семью самой. Это строительство осуществляется не одним, а двумя. А вернее – тремя
И напоследок еще одно важное традиционное основание – смирение. Понимание того, что на тебе свет клином не сходится. Понимание того, что ты человек, и слабый человек, с ограниченными физическими, душевными и духовными возможностями. Сосуд, кстати, немощнейший, а не всесильная всематерь. И еще сюда же: не только неправильно, но и невозможно – построить семью самой. Это строительство осуществляется не одним, а двумя, а вернее – тремя: ведь мы помним, Кто именно – глава христианской семьи?
Чтобы главные роли были главными и чтобы они – были
Во всей этой истории с ролями и занятостями есть два особенно важных момента.
Если не поставить христианские ценности на первое место, они неизбежно уйдут на второй план, а на первый выйдут задачи бытовые
Первый момент: христианские семьеустроительные ценности (молитва, богослужение, жизнь в ритме жизни Церкви, забота об отношениях с мужем и воспитание детей в вере) обязательно должны стать заявленной и реальной доминантой. Если не поставить их на первое место, они неизбежно уйдут на второй план. Когда дел и задач слишком много – в реальности на первый план выйдут задачи бытовые, самые тяжелые и с понятным, видимым, простым результатом, а высшие, истинные ценности… будет просто «не до этого». Когда задач слишком много, мы становимся белками в колесе, бегаем по кругу, устаем и сходим с ума – уже не понимая, куда именно и зачем именно бежим. Когда задач слишком много, а главное не выделено как главное – у нас просто не хватает сил и времени на это самое главное. Не успеваем молиться сами вместе с детьми – потому что домашние задания не сделаны, потому что известковый налет в ванной не выведен. Не идем на литургию в воскресный день, потому что надо мыть окна, красить забор, делать с ребенком презентацию по окружающему миру. Не выделяем силы и время на общение с супругом, не уделяем внимание этой драгоценности, фундаменту жизни дома, основанию воспитания наших детей – потому как об этих «розовых соплях» некогда думать замотанной матери.
Когда главное не на первом месте – на первое место обязательно встает второстепенное, переворачивая всю жизнь с ног на голову. Концентрат этой перевернутости – в анекдоте. Переговоры полиции:
– Вы по вызову подъехали? Что там?
– Да бытовуха. Муж пришел домой, прошел по только что вымытому полу в грязной обуви. Жена ударила его пять раз сковородкой. Насмерть.
– Орудие убийства изъяли? Труп сфотографировали?
– Тут это… Пол не высох еще, мы в подъезде ждем.
И второй момент. Мы ведь говорим о ситуации, в которой христианское учение – ценность, и вообще семья – ценность? В таком случае, конечно же, недопустима ситуация, в которой у женщины-жены-матери две ручки: первая – беременность с родами (иначе просто разговор не о матери), а вторая – холить и лелеять одну себя, лишь себя объявить ценностью. «Ручки», роли и занятости женщины-жены-матери из раздела о христианском учении обязательно должны быть. Пользуясь выражением святителя Тихона Задонского, это наши должности христианские. Если мы строим христианскую семью, то это – не по выбору, это – по долгу, если мы считаем себя христианками и строим христианскую семью. Отказываясь от этих ручек, считая их неважными, не объявляя самой себе их хотя бы в качестве задач, даже с ловким выполнением всех остальных задач-ролей мы не построим христианскую семью. Не посвящая самих себя, свои семьи, свои жизни Богу – не построим.
Не посвящая самих себя, свои семьи, свои жизни Богу, мы не построим христианскую семью. Зато с Богом – построим обязательно
Зато с Богом – построим обязательно. Наш Спаситель, Хозяин и Глава нашей семьи, у Которого мы просим благословения на брак во время обручения и венчания, наш Помощник и Покровитель обязательно поможет нам всем вместе устроить дом – по Его заповедям, по Его учению. С Его помощью мы можем построить ту самую традиционную семью – христианскую семью. Такую, которая, по учению святителя Иоанна Златоуста, – малая Церковь, место служения Богу на земле; город-государство, которым заботливо управляет папа – царь, а помогает ему мама – второй по чести царь «без диадемы»; войско, в котором папа – снова император, а мама – военачальник-стратег. Построить семью, в которой, снова по Златоусту, «муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели» и в которой, по слову все того же Златоуста, «посреди Христос».