Праздник Благовещения: домашнее богослужение

Материнские заметки

Каждый год, снова и снова, именно сегодня, днесь – спасения нашего главизна, снова и снова Гавриил благодать благовествует. Сбываются пророчества: Дева принимает во чреве Царя Царей, Бога Живого, Спасителя мира.

Митрополит Вениамин (Федченков) так описывал-вспоминал этот праздник:

«Благовещение – один из самых радостных праздников года. Самое слово ‟благая весть” говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, – что с греческого языка значит тоже ‟благая весть”; и даже звон в храм называется ‟благовестом”: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому – у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек.

Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная – святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается – в том смысле, что дозволяется есть рыбу… Конечно, никогда не поется ‟Покаяния отверзи ми...”: время – не покаянное, а только – радостное... Благовещение...

Звон – ‟во вся тяжкая”.

Так радуется Церковь!»[1]

Каждый год, из года в год, мы откликаемся на этот «звон во вся тяжкая». И вместе с детьми приветствуем спасения нашего главизну, и приобщаемся Животворящему Телу и Крови Христовой – Тому Самому Телу, которое сегодня «младодействуется без семене»[2].

В этом году Благовещение Пресвятой Богородицы пришлось на смутные времена

Но не всегда мы можем прикоснуться к этой великой радости, к этому величайшему чуду на земле. Кто-то из нас может оказаться в ситуации, когда в округе в принципе нет ни одного действующего православного храма, да и болезни не всегда приходят по расписанию. А в этом году Благовещение Пресвятой Богородицы пришлось на смутные времена. В одних городах и странах храмы попросту закрыты для мирян, в других – по тем или иным причинам многие и многие верующие семьи вынуждены оставаться дома. Для многих оказывается невозможно пойти в храм даже в такой большой праздник, как Благовещение Матери Божией.

Как же нам быть, если мы почему-то вынуждены быть дома, если каждый день похож на предыдущий, если все такие же однообразно смутные новости – и в телевизоре, и в смартфоне? Как же нам вынырнуть из этой смуты, привести «радость Церкви» в свой дом, как приобщить этой радости своих детей?

О том, как «в мирные» времена можно вместе с детьми праздновать этот чудесный праздник, – об этом я уже довольно подробно писала. А здесь, к сожалению, придется поговорить на грустную тему: как можно встретить Благовещение в ситуации, когда нет возможности попасть в храм?

В первую очередь – хорошо бы провести этот день именно как праздник. Здесь критерий – то, как мы обычно проводим домашние праздники. В каждой семье обычаи разные, но скорее всего, имеет смысл накануне провести небольшую предпраздничную уборку, приготовить особенный, праздничный стол. Если будет возможность – украсить домашние иконы, хотя бы одну, «главную» икону, голубым кружевом, или лентами, или рушником, или же покрыть стол голубой скатертью, или предложить к столу голубые салфетки. Это вещь не принципиальная, но так мы напомним детям и дому своему о том, что сегодня богослужебные облачения – голубого, «богородичного» цвета.

Конечно, хорошо бы накануне поговорить с детьми о празднике. И тут карантин – это как раз возможность найти время для такого важного разговора со своими детьми. Этот разговор, как и украшение дома, задает праздничное и «правильное» настроение, и это уже – начало празднования. Также можно накануне праздника приготовить знаменитую традиционную благовещенскую кулебяку[3], благо есть возможность покупать продукты.

Всенощное бдение

Вечером в храме совершается всенощное бдение. Но если мы не можем попасть в храм, это не значит, что мы не сможем даже прикоснуться к этой службе. Конечно, можно включить онлайн-трансляцию богослужения. Можно заранее поговорить с детьми о том, как устроено всенощное бдение – и во время трансляции показать детям, обсудить с ними устройство этого богослужения. Но ведь главное – не посмотреть и даже не «получить впечатление», но помолиться, послужить Богу, «благовествовать обновление мира»[4]?

И каждый из нас при желании может дома прочитать службу, прямо всю, начиная с Великого Повечерия. Устроить эту вечернюю домашнюю службу можно в то самое время, когда служится всенощное бдение в храме, то есть в 5–6 часов вечера. В таком случае после этой службы мы будем еще ужинать. А можно, наоборот, поужинать пораньше и встать на молитву на «месте» обычных вечерних молитв, ближе ко сну.

Можно открыть текст службы – и просто читать, петь ее с начала и до конца. Если нет возможности попасть в храм, и мы читаем службу дома – то это может быть даже… наш шанс. Прочитаем внимательно, не отвлекаясь эту службу – и так, наконец, узнаем, как вообще устроено богослужение.

Богослужение праздника – это рассказ о празднике, о его значении для всего мира

Богослужение праздника – это пространный и глубокий рассказ о празднике, о его значении и для всего мира, и для каждого из нас. Богослужение рассказывает о прообразах праздника и вводит нас как бы внутрь празднуемого события. И не «как бы» – а правда внутрь. Сквозь время и пространство – не две тысячи лет назад, а прямо сегодня, днесь:

«Благовествует Гавриил Благодатней днесь: радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная. Не удивляйся странному моему зраку, ни ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельсти Еву иногда, ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая»[5].

Прочитаем – и прикоснемся к богословию праздника, услышим, проживем эти древние, вечные слова:

«Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная; радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая; радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде; радуйся, Божественная стамно манны; радуйся, разрешение клятвы; радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь»[6].

Но, конечно, не у каждого из нас есть время, возможность, силы прочитать прямо всю службу. И дети у всех у нас разные, и жизнь у нас у всех разная. Но если нет возможности читать всю службу – это не значит, что мы полностью откажемся от прикосновения к этому богослужению. Можно прочитать только часть, только очень маленькую часть. И тогда имеет смысл выделить что-то особенно значимое, праздничное.

Например, возможно такое сокращение:

  • Спеть – или, если не можем, не умеем петь – просто четко прочитать одну из стихир праздника.
  • Спеть тропарь, кондак и величание праздника.
  • Именно для такого случая хорошо заранее подготовить, разобрать, красиво написать эти песнопения вместе с детьми. Как – я уже не раз рассказывала.
  • Прочитать Евангелие, которое в храме читается на утрене (Лк. 1, 39–49).
  • Здесь интересно получается: завтра мы прочитаем тот отрывок из Евангелия, который предваряет этот, сегодняшний.
  • Затем можно прочитать Канон Благовещения.

Этот канон особенный. Он составлен как разговор Ангела и Пресвятой Девы. Тропари канона начинаются словами: «Ангел воскликнул» и «Богородица сказала», и по обычаю слова ангела читает один чтец, слова Матери Божией – другой:

«Ангел возопи: Вопию Тебе, веселяся, приклони ухо Твое и вонми ми, Божие возвещающу безсеменное зачатие, обрела бо еси благодать пред Богом, еяже никогдаже обрете другая, Всечистая.

Богородице рече: Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси, глаголи явственнейше? Како зачну, Дева сущи, Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя Моего?»

  • В конце утрени и затем, во время часов, читается великопостная Молитва преподобного Ефрема Сирина – можно, напоминая и детям, и самим себе о продолжающемся посте, прочитать вместе эту молитву, совершая земные поклоны.

Возможно, для кого-то и настолько короткое богослужение покажется непривычно и неподъемно длинным. В таком случае, мне кажется, вместо того, чтобы вообще отказаться от службы и провести этот вечер «как обычно», можно просто спеть – или хотя бы прочитать – тропарь, кондак и величание, прочитать Евангелие. А если тяжело устроить это домашнее богослужение из-за маленьких детей, и при этом есть желание помолиться самим – можно вот так, коротко, по последнему варианту, помолиться с детьми. А потом, уложив детей спать или прямо во время укладывания, прочитать всю службу полностью. Или только канон празднику. Почитать детям книжку на ночь, поцеловать всех – и со свечой, в полумраке детской, вполголоса, нараспев молиться. И может быть – не обязательно, но есть шанс – дети потихонечку уснут, а мы в этой тишине хоть немного приобщимся к церковному богослужению этого удивительного праздника.

Утром в день праздника

Если нет у нас возможности прийти в храм, если мы лишены этой радости, но есть желание приобщиться церковному богослужению, мы можем и утро праздника начать с богослужения. Застелить постели, прибраться. Приготовить «красный угол» – зажечь лампадку, если она не горит, свечи. Одеться, как одеваемся в храм – торжественно, красиво. И вместе помолиться, ориентируя домашнюю молитву на церковное богослужение.

В день праздника утром в наших храмах служится Великая вечерня в соединении с литургией Иоанна Златоуста.

Литургию миряне не могут читать, но Великую вечерню, опуская возгласы священника (обычно также миряне не читают во время домашней молитвы ектиньи), вполне можно читать дома.

Если мы молимся вместе с маленькими детьми, если наши подростки не все готовы простоять на общей молитве пару часов (зато минут 15 – согласны), то можно прочитать только некоторые фрагменты из службы. Здесь, опять-таки, вопрос в том, между чем мы выбираем. Если есть выбор, идти в храм или молится дома, – идем в храм. Если есть выбор, всю службу прочитать или читать только небольшие фрагменты, – читаем по возможности все. Если есть выбор, вообще не молиться или молиться сокращенно – лучше уж сокращенно. И если сокращенно, то вот что, наверное, можно почитать, пропеть с детьми на домашнем богослужении:

  • Спеть или прочитать некоторые стихиры праздника, например:

«В шестый месяц послан бысть Архангел к Деве Чистей и, радоватися Ей прирек, благовести из Нея Избавителю проитии. Темже, приемши целование, зачат Тя, Превечнаго Бога, несказанно благоволившаго вочеловечитися во спасение душ наших».

В этой стихире – напоминание и рассказ о празднике. И вот еще другая стихира – это уже не просто рассказ, но объяснение.

«Се воззвание ныне явися нам, паче Слова Бог человеком соединяется, Архангеловым гласом прелесть отгоняется, Дева бо приемлет радость, земная быша Небо, мир разрешися первыя клятвы. Да радуется тварь и гласы да воспоет: Творче и Избавителю наш, Господи, слава Тебе».

  • Спеть «Свете тихий».

Это древнее, благодарное прославление Господа нашего Иисуса Христа, которое всегда поется во время вечерни. Если наши дети не знают эту молитву, не умеют ее петь – можно, и как раз повод, заранее послушать эту молитву в записи, попробовать повторить; распечатать или переписать эту короткую песнь. И во время нашей домашней службы спеть.

  • Прочитать паремии – ветхозаветные пророчества о празднике.

Пели стоя – паремии читаем сидя, чтобы дети не утомлялись и чтобы была смена деятельности. Мне кажется, если мы молимся дома со своими детьми, лучше читать на русском языке. Можно почитать именно те паремии, которые Церковь предлагает именно для чтения на Благовещение Пресвятой Богородицы: книгу Исхода (3, 1–8) – о том, как Моисею явилась купина неопалимая, прообраз Пресвятой Богородицы и книгу Притчей (8, 22–30).

Если мы молимся дома со своими детьми, лучше читать на русском языке

  • Прочитать Евангелие (чтение, которое полагается на литургии): от Луки, 1, 24–38. Евангелие читать обязательно стоя. Сегодня услышим как раз о том, как послан был Архангел Гавриил к Деве во град Галилейский, и как «рече же Мариам – се, раба Господня, буди ми по глаголу твоему». После чтения Евангелия обязательно поблагодарить, спеть: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
  • После этого можно дочитать Обедницу (чин богослужения, которым миряне могут молиться, если нет возможности прийти в храм на литургию). Можно в этот раз читать, а лучше – петь, начиная с Символа Веры.

Завершая домашнюю молитву в день Благовещения, можно еще раз пропеть тропарь и знакомое, недавно пропетое нами во время субботы – акафист «Взбранной воеводе победительная», потому что это песнопение – кондак Благовещения. И необычное величание:

«Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся Благодатная, Господь с Тобою».

Так мы встречаем молитвой, встречаем обращением к Богу и к Церкви этот праздник – подлинный «день свободы», день освобождения от греха и смерти. Так мы даже дома все-таки не остаемся чуждыми церковному богослужению.

А чтобы со всех сторон сделать этот день праздничным в жизни нашей семьи, хорошо после молитвы сесть за красиво накрытый стол, за праздничный завтрак-обед. Чтобы действительно можно было сразу после молитвы это сделать, хорошо бы приготовить все особенно вкусное заранее, накануне. Если пекли кулебяку – подать к столу этот необычный пирог. Если обычно дети ограничены в сладком – сегодня предложить к столу сладкое, особенно любимое. У кого-то каникулы на это время выпадают, а у кого-то – нет. И если дети учатся, хорошо этот день объявить «выходным». И так даже запертые в четырех стенах дети смогут воспринять этот день как особенное событие в своей однообразно-карантинной жизни. Так этот день уже станет праздником, днем радости, и радости, которая ассоциируется именно с Церковью, с вечно живой Священной Историей.

***

Организовать подобную домашнюю молитву не так трудно, как может показаться. Просто решиться, просто начать, и начать с малого, с короткого. Иногда кажется, что малыши просто не дадут нам помолиться. К сожалению, так бывает. Но часто оказывается, что все как-то само собой, чудесным образом складывается. Если малыш капризничает во время такой домашней молитвы, то папа и старшие дети могут, не останавливаясь, продолжать читать, петь – а мама сядет, покормит малыша грудью или просто покачает на руках. Малыш постарше может ползать по ковру, играть тихонько – мне кажется, пусть играет, только бы не плакал. Иногда дети пяти, семи, а то и десяти лет во время молитвы сидят, явно не молятся. Мне кажется, если ребенок не отказывается вообще находиться «при молитве» – пусть себе сидит, пусть побудет просто рядом. Чтобы хоть как-то привлекать таких детей к службе, можно попросить их подержать свечку папе или прочитать что-то простое, короткое.

При этом бывает, и нередко, так, что дети и десяти, и даже семи лет действительно с радостью участвуют в общей молитве. И поют, и читают, и сами просят: «Можно, теперь моя будет очередь читать?».

Подростки тоже могут оказаться самыми активными участниками богослужения. При этом бывает, что подросток в разгаре угловато-смятенного подросткового кризиса готов, согласен приходить на общую молитву, но при этом не хочет ничего читать вслух, не хочет петь со всеми, – я уверена, не стоит заставлять. Пусть стоит, путь сидит, как хочет – пусть просто присутствует…

Уставолюбивые родители жесткостью своей отворачивают детей от семьи – а заодно и от «всего церковного»

Может быть, убогое, сокращенное, не очень стройное будет у нас богослужение, но если мы стараемся обращаться к Богу, то это уже – освятить семью молитвой.

Подобным домашним богослужением мы, лишенные возможности прийти в Дом Божий, можем попробовать сделать свой дом храмом. Помешать нам можем… только мы сами. Бывают такие ситуации, когда родители прямо все чинопоследования готовы вычитывать. И вычитывают, и вместе с детьми. Но все это – с раздражением, с криками. Устраивая споры прямо во время молитвы (не так читаешь/слишком сокращаешь/не по Уставу/не там ударение). Бывает, что родители перебивают молитву, делая замечания детям, и замечания – жестко и резко, обвиняя, а не обучая (криво стоишь/почему уселся/неужели не можешь уследить за свой очередью/как ты смеешь перед иконами в носу ковырять!). Такие ревностные, уставолюбивые родители этой жесткостью своей, откровенной грубостью легко и просто отворачивают своих детей от самих себя, от семьи – а заодно и от ассоциированного с родительской жесткостью «всего церковного».

Но семья как малая Церковь строится не только общей молитвой, но в первую очередь – отношениями. Отношениями, где «любовь, радость, мир, долготерпение, кротость» (Гал. 5, 22–23)… Когда в семье утешение, когда в семье живет радость, то приобщать детей к любому семейному делу легче. В том числе и к молитве. А когда жестко, когда раздраженно – тогда… может быть, стоит молиться пока самим, отдельно – о себе и о детях своих?..

Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь:

Анна Сапрыкина

6 апреля 2020 г.

Книги Анны Сапрыкиной на сайте издательства «Вольный странник»

[1] Вениамин (Федченков), митр. Благовещение Пресвятой Богородицы. Раздел I. Мысли на праздник.

[2] Светилен праздника: «Бог, яко Человек, из Нея младодействуется без семене».

[3] О ней я рассказывала все в той же статье: https://pravoslavie.ru/120378.html. А также см. книги реконструктора русской кухни Максима Сырникова.

[4] Светилен праздника: «Лю́дие, благовести́те обновле́ние ми́ра».

[5] Стихиры праздника.

[6] Из службы Благовещения.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Задача – привести ребенка к Богу, а не удержать его рядом с собой.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность.
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Анна Сапрыкина
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Так освящается все – освящается время точно так же, как освящается, например, вода. Освящается вся полнота жизни нашей: и поля, и воздух, и страна, и правитель.
Живая история в живой семье Живая история в живой семье
Анна Сапрыкина
Живая история в живой семье Живая история в живой семье
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Что предпринять, чтобы дети захотели изучать историю, полюбили ее? Поделюсь некоторыми идеями «домашнего знакомства с историей», которые в реальных ситуациях оказались реально работающими.
Дистанционное обучение: минусы Дистанционное обучение: минусы
Анна Сапрыкина
Дистанционное обучение: минусы Дистанционное обучение: минусы
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Подлинное образование дает не «передача информации», но образовательное пространство. Главная задачи образования – формирование системы ценностей, передача культуры.
Дистанционное обучение: плюсы Дистанционное обучение: плюсы
Анна Сапрыкина
Дистанционное обучение: плюсы Дистанционное обучение: плюсы
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Неправомерно и некорректно уподоблять дистанционное и семейное обучение: это принципиально разные формы обучения, с принципиально разной организацией учебного процесса..
Домашнее богослужение воскресного дня Домашнее богослужение воскресного дня
Анна Сапрыкина
Домашнее богослужение воскресного дня Домашнее богослужение воскресного дня
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
И в нынешней смутной ситуации день воскресный должен быть днем особенным – Божиим днем. И начнем его – с богослужения, в котором участвует вся семья. Поделюсь советами, как можно организовать такое богослужение.
Домашнее богослужение во время карантина Домашнее богослужение во время карантина
Анна Сапрыкина
Домашнее богослужение во время карантина Домашнее богослужение во время карантина
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Сейчас мы не можем покидать свои дома, но впереди – несколько особенных богослужений: Стояние Марии Египетской, Суббота Акафиста. Как организовать молитву дома, с детьми в эти дни?
«Господи, приложи зла славным земли»: о чем же мы молимся в храме Великим постом? «Господи, приложи зла славным земли»: о чем же мы молимся в храме Великим постом?
Священник Валерий Духанин
«Господи, приложи зла славным земли»: о чем же мы молимся в храме Великим постом? «Господи, приложи зла славным земли»:
о чем же мы молимся в храме Великим постом?

Священник Валерий Духанин
«Приложи им зла» – подразумевается не злобное действие свыше, не умножение грехов людей, а промыслительная забота Божия об исцелении душ гордых людей.
Комментарии
Виктория 8 апреля 2020, 14:35
Спаси Вас Господи, Анна! Очень помогла Ваша статья и ссылка на тексты домашних богослужений. К сожалению, в этом году не смогла пойти в храм на Благовещение и молилась дома вечером и утром. Ощутила такую радость праздника! И почувствовала благодать.. В воскресенье Вход Господень в Иерусалим. Напишите, пожалуйста, статью и к этому празднику.
Наталья 8 апреля 2020, 08:58
Евгения, 6 апреля 23:17: уже все найдено на сайте Патриархия.ру и прочитано, спасибо знакомому батюшке.) А до этого лично мне (мы же с вами разные) было понятно не все. Анне здоровья и еще раз благодарность.
Дмитрий 7 апреля 2020, 17:21
Светлана Николаева! На официальном сайте Московского Патриархата выложены Последования всенощного бдения, часов, изобразительных и вечерни Благовещения Пресвятой Богородицы для домашнего совершения http://www.patriarchia.ru/db/text/5617477.html (и другие последования тоже выкладывались). Мнение какого ещё священника вам нужно?
Людмила 7 апреля 2020, 15:59
Одно хорошо) Что птички в этом году обойдутся без мучительного содержания в клетках и никому ненужной их гибели.. Спаси вас, Господи!
Анна 7 апреля 2020, 13:21
Даже в советское время родители приносили и приводили меня в храм на Благовещение. Потом приходила сама и только в этом году, впервые в жизни я дома в этот праздник. Помимо карантина ещё и ангина( Утром молились вместе, как и написала. Мне больно говорить, читали и пели муж и дети. Потом смотрели трансляцию, слушали проповедь владыки Тихона. Иоанна: у всех дети разные,согласна,собственно, о том и речь. Одна мама отреагировала на мою статью иначе: да вы что, нельзя так сокращать! Светлана: священники тоже могут вас смутить, и это нормально, мне кажется. Наверное, если Вас что-то смущает, лучше пропустить статью, или не ждать безликого благословения, а спрашивать у духовника?
Анастасия 7 апреля 2020, 10:28
Спасибо огромное! Храни Вас Бог! С Благовещением Пресвятой Богородицы! Вашими статьями начинаем приучаться по-малу к домашней молитве, пишите, пожалуйста, еще, очень вдохновляет
Лев 7 апреля 2020, 02:08
Спаси Вас Бог Анна!!!
Татьяна 7 апреля 2020, 00:43
С Праздником Благовещения Пресвятой Девы Богородицы
Евгения 6 апреля 2020, 23:17
Как раз таки и хочется получить советы и примеры от мирянки, более того - от многодетной матери.Потому что кто как ни она, прошедшая все этапы воспитания детей в семье воцерковленной , подскажет всевозможные варианты домашних молитв при разных обстоятельствах с разными детьми. К комментарию ниже, что непонятно что и как читать, на мой взгляд всё более чем понятно: хотите и можете читайте всю службу ( слово "служба" выделено, нажимаем и переходим на "всю службу", хотите, но не можете- читаете тропари, кондаки и Евангелие. Благодарю за замечательные публикации вариантов домашних богослужений.
Наталья 6 апреля 2020, 19:53
Спасибо. Хорошо бы более конкретно привести порядок домашнего богослужения на этот Праздник, а то многое так и осталось непонятным, что и как читать. Придется порыться в интернете.
Иоанна_ 6 апреля 2020, 18:17
Если дети знают и поют тропари и кондаки праздников, если перед трапезой прочтём вместе соответствующий евангельский отрывок - это уже очень и очень хорошо по нашим временам! Моё мнение: надо ставить перед собой только реальные задачи.
Светлана Николаева 6 апреля 2020, 13:48
И все-таки было бы более уместно, если бы подобные советы давал священник, а не мирянка. Или хотя бы комментарий после статьи от священнослужителя очень был бы уместен.
Наталья 6 апреля 2020, 13:02
Благодарю за труд! Очень полезные ссылки на келейную молитву.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×