«Я – хороший человек: никого не убил, никого не ограбил»

Недавно под одним из своих видео (о Страшном Суде) обнаружил следующий комментарий:

«А что, кроме грешников и святых, нет ничего, что ли? Есть же еще что-то среднее: то есть человек не святой, но и не сильно грешен – никого не обманывал, не убивал, но и добра не делал. Жил чуть для себя, чуть для других».

Комментатор явно недоволен фактом вечных мук, которым подвергнутся грешники после смерти. Эта тревога как будто выдает его глубинное чувство вины и неуверенность в собственной позиции. Он словно неосознанно ассоциирует себя с осужденными – иначе как объяснить подобную озабоченность?..

Художник: Лесли Олдакер Художник: Лесли Олдакер

Что ж, такой взгляд – не редкость. Похожий голос духовной самодостаточности мы слышим довольно часто. Эти люди, которые даже могут вполне искренне считать себя православными, абсолютно уверены, что «не перейденная черта» тяжких преступлений автоматически гарантирует им если не рай, то уж точно избавление от ада. Страшный Суд и идея воздаяния кажутся им чрезмерно суровыми, несправедливыми по отношению к «середнячкам», чья жизнь, на их взгляд, прошла в нейтральной, безобидной зоне между святостью и вопиющим злом. Действительно, ведь есть же Джек Потрошитель, Андрей Чикатило и другие. Разве не для подобных злодеев существует ад? Эта внутренняя защита – «Я же не убивал!» – становится главным аргументом против евангельской вести о всеобщем суде и радикальности греха, потребовавшего Боговоплощения – т.е. личного и радикального вмешательства Бога, а не просто отсутствия злодеяний.

То есть вопрос не в сравнении своих грехов с чужими, а в том, как мы отвечаем на призыв Бога к преображению человека. Ведь даже «хороший» человек, живущий по принципу «не навреди», может оказаться далек от истинной жизни в Боге, если его добродетель лишена любви к ближнему и стремления к духовному росту.

Очевидно, что степень духовной опытности и проницательности людей, считающих себя «не убийцами» и «не обманщиками», весьма невысока. Священнический опыт показывает, что, как правило, за словами «никого не обманывал», «никого не убивал» и подобными кроется отнюдь не евангельская праведность, а элементарное невежество и духовная слепота.

Как правило, за словами «никого не обманывал», «никого не убивал» кроется отнюдь не евангельская праведность, а духовная слепота

Любимое оправдание данной прослойки людей – «Я живу как все». Но на поверку оказывается, что никого не обманывающие могут искусно оправдывать свои пристрастия и пороки, в том числе и ложь, а никого не убившие часто непримиримо враждуют со своими родственниками или соседями по даче или могут иметь на своем счету не одну загубленную нерожденную детскую жизнь. Им в принципе чуждо духовное трезвение и сердечное внимание, а потому и непонятны слова о том, что кто ненавидит ближнего своего, уже есть человекоубийца (ср. 1 Ин.3, 15), а воззревший на женщину с вожделением – прелюбодей (ср. Мф. 5, 28).

Учение о некоем «среднем состоянии» в корне ошибочно. Священное Писание четко разграничивает два конечных исхода человеческой истории: спасение и осуждение, жизнь вечная и вечная мука (ср. Мф. 25, 46). Как говорится – tertium non datur (третьего не дано). Многочисленные притчи Спасителя об овцах и козлищах, о двух путях – узком и широком, о брачной вечере, десяти девах и др. подчеркивают двойственность посмертного состояния души. Не существует понятия «наполовину святой» и «наполовину грешник», равно как и нельзя быть «немножко убийцей», «отчасти вором» и «чуть-чуть лжецом». В этом смысле максимально категорично звучат слова Спасителя:

«Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает» (Мф. 12, 30).

В них нет даже намека на что-то среднее. Если ты не со Христом – т.е. не в Церкви: и телом, и духом, и сердечным устремлением, и образом жизни, – то ты против Него. Если ты не собираешь со Христом – т.е. не стремишься к стяжанию благости и милости Божией, к примирению с Богом, – то ты расхититель небесных даров и Божественного терпения. Человек не может быть «частично» причастен Христу. Ты либо часть Его Тела (Церкви), либо нет. Поэтому оправдания «не сильно грешных» людей не имеют никакого основания.

Духовный принцип: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33) обличает неискренность и неверность «хороших» людей. Быть хорошим как раз и значит – быть святым, добродетельным, не просто оставившим путь греха, но твердо вступившим на путь благоугождения Богу.

Быть хорошим как раз и значит – быть святым, добродетельным, не просто оставившим путь греха, но твердо вступившим на путь благоугождения Богу

«Уклонися от зла, т.е., избегай вообще всякого зла, уклоняйся от всякого дела, ведущего к греху. Опять, сказав это, он не остановился на сем, но прибавил: и сотвори благо. Ибо случается, что иной не делает зла, но и добра не делает; иной также не обижает, но не оказывает и милосердия, иной не ненавидит, но и не любит... Ибо когда кто сподобится освободиться от зла и удалится от него, тогда он естественно совершает доброе»[1].

Таким образом, согласно преподобному Дорофею, человек, который не совершает добра, по-настоящему еще не оставил зла, ведь если бы оставил, то естественно перешел бы к добру. А быть теплохладным – значит быть отверженным Богом (ср. Откр. 3, 16).

Однако и надежда на добрые дела также может нести в себе подмену понятий. Многие уверены, что хорошим человека делает естественное добро. Подобная уверенность основана на поверхностном понимании духовной реальности. Добродетели падшего естества, свойственные всем народам, не имеют вечной ценности, если они не коренятся в вере и не нуждаются во Христе. Фундаментальная ошибка здесь – отождествление общечеловеческой порядочности или даже подлинных нравственных усилий с тем спасительным деланием, к которому призывает Евангелие. Добродетели естественного порядка – уважение к старшим, честность в сделках, милосердие к страждущим – действительно присущи многим культурам и религиям. Они зафиксированы в неписаных законах совести и часто кодифицированы в правилах. Каждая культура и религия содержит нормы морали. В Индии почитают старших, в Китае чтут предков, в исламе важна благотворительность, в буддизме – сострадание ко всем живым существам. Даже в языческих традициях почитается гостеприимство, справедливость, храбрость, честность. Эти добродетели свидетельствуют о врожденной тяге человека к добру, ведь все мы носим в себе дыхание Божие (дух жизни), но они не заменяют личной связи с Богом.

Добродетели свидетельствуют о врожденной тяге человека к добру, ведь все мы носим в себе дыхание Божие (дух жизни), но они не заменяют личной связи с Богом

Иудеи времен Христа соблюдали обряды, но не признали Мессию. Фарисеи были показательно благочестивы и ревностны в соблюдении законов, но Христос называл их «гробами окрашенными» (Мф. 23, 27). Стремление к нравственному совершенству без деятельной любви к Богу приведет к самодовольству и безверию. Ведь вера – это не просто убеждение в существовании Бога, а принятие Его заповедей, сердечное доверие Ему, личное причастие к Его жизни, через которое человек преображается в новое творение (ср. 2 Кор. 5, 17). Естественная нравственность, как плод земли, остается временной. Она может сдерживать зло, но не способна искупить грех или восстановить разорванное грехопадением единство с Творцом. Потому что единственный «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5).

«Слепы те, которые дают важную цену так называемым ими добрым делам естества падшего. Эти дела имеют свою похвалу, свою цену во времени, между человеками, но не перед Богом, перед Которым ‟все совратились с пути, до одного негодны” (Рим. 3, 12).

Уповающие на добрые дела естества падшего не познали Христа, не поняли таинства искупления, увязают в сетях собственного лжеумствования, воздвигая против своей полумертвой и колеблющейся веры нелепое возражение: ‟Неужели Бог так неправосуден, что добрых дел, совершаемых идолопоклонниками и еретиками, не вознаградит вечным спасением?” Неправильность и немощь своего суда эти судьи переносят на Суд Божий. Когда б добрые дела по чувствам сердечным доставляли спасение, то пришествие Христово было бы излишним, искупление человечества страданиями и Крестной смертью Богочеловека – ненужным, заповеди евангельские были бы не нужны. Очевидно, что признающие спасение возможным при одних делах падшего естества уничтожают значение Христа, отвергают Христа»[2].

Надежда на спасительность таких дел – тончайшая форма духовной гордыни. Она ставит Бога в положение должника перед человеком: «Я выполнил минимум – теперь Ты обязан меня вознаградить». Это равносильно отрицанию благодатного характера спасения, которое есть дар, а не плата за заслуги (ср. Еф. 2, 8–9). Жертва Христа становится избыточной в картине мира, где «не убил, не украл» автоматически открывает врата рая, ведь «если законом (делами) оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2, 18).

Писание беспощадно к самой идее самодостаточного человеческого добра. Пророк Исаия называет «всякую нашу праведность» запачканной одеждой (Ис. 64, 6). Апостол Павел утверждает, что без Христа все согрешили и лишены славы Божией (ср. Рим. 3, 23), а желание творить истинное добро парализовано в падшем человеке, так что делаем, чего не хотим, а чего желаем, не делаем (ср. Рим. 7, 18–19). Даже самые искренние поступки, не очищенные верой и не преображенные благодатью (не ради Христа), несут печать эгоизма, тщеславия или корысти, так как проистекают из уже поврежденного источника. Истинное христианское делание рождается не как попытка «заработать» Царство Небесное, а как ответ любви на уже явленную на Кресте милость и как плод жизни во Христе. Без этой живой связи с Источником всякое добро мертво для вечности. Божий Суд будет не экзаменом по светской этике, не подсчетом переведенных через дорогу бабушек, но откровением глубины или отсутствия отношений с воплотившимся Богом, Которому одному только под силу оправдать человека.

Поэтому важно понять, что жизнь в Боге – это не компромисс между плотью и духом, не выборочное следование некоторым заповедям, а полное предание себя в руки Творца. Концепция «не святой и не грешник» не работает. Если разобраться, Священное Писание радикально в вопросе самоопределения человека. Богу нужен весь человек – абсолютно преданный, исполненный веры и крайнего самоотречения в пользу вечности. Ни земные интересы, работа, хобби, ни родственные связи (ср. Мф. 10, 37), ни даже сама временная жизнь (ср. Ин. 12, 25) не могут стать препятствием для того, кто отозвался на Божий призыв и избрал спасение. В этом смысле верующему невозможно жить по принципу «чуть для себя, чуть для других». Что касается себя, то христианин изыскивает любую возможность для совершенства во Христе. И днем и ночью он ищет Бога, стремится к примирению с Ним через самопознание и уподобление Ему в смирении и исполнении Его воли. Ведь Бог призвал нас не к «усредненной хорошести», а к Божественному совершенству. Он не сказал: Будьте хорошими, но «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) и «Освящайтесь и будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16).

«Недостаточно лишь уверовать и подвизаться как-нибудь, но если мы не будем подвизаться так, чтобы показать себя безукоризненными до конца и достигнуть награды, то не получим никакой пользы»[3].

А что касается других (ближних), то именно они являются для нас проводниками к Богу, Его посланниками, через которых происходит либо наше спасение, либо наша погибель:

«Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

Именно через ближних Бог показывает нам наши душевные язвы, наши тайные недуги, часто скрытые от нас самих. И именно через ближних обнаруживается наша любовь к невидимому Богу (ср. 1 Ин. 4, 20), апогеем которой является отдание жизни за ближнего. Всё это будет невозможно осуществить, если человек не утруждает себя полноценным исполнением заповедей и по отношению к ближнему, и относительно себя самого.

Святость – это не отсутствие зла, а присутствие любви. Не пассивное воздержание от греха, а активное участие в Божием плане спасения. Очевидно, что почитание себя «хорошим» при неделании ничего хорошего будет явным заблуждением. В отличие от мнимых праведников, считающих себя «хорошими», святые видели себя безнадежными грешниками, а свои подвиги – недостаточными. «Поверьте, братия, – говорил Пимен Великий, – где будет сатана, туда буду ввергнут и я». Это и есть плод приближения к Богу – Источнику святости, когда даже мельчайшие недостатки видны, как на ладони. Считающий же себя хорошим, очевидно, находится во мраке – вдали от Бога, а потому не видит в себе изъянов.

Поэтому необходимо осознать, что бездействие не заменит подвига. Согласно словам Спасителя, награда полагается тем, кто трудится и понуждает себя на всякое добро (ср. Мф. 11, 12). Христос принял тяжкую смерть не для того, чтобы люди довольствовались отсутствием зла, но чтобы показать пример самоотверженного служения и жертвы. Только деятельные последователи Христовы наследуют Царство Небесное, тогда как равнодушные «ни наши, ни ваши» рискуют остаться за пределами врат Небесного града.

[1] Прп. авва Дорофей.

[2] Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь.

[3] Свт. Иоанн Златоуст.

Смотри также
От решимости к святости: о роли решимости в следовании за Христом От решимости к святости: о роли решимости в следовании за Христом
Иером. Роман (Кропотов)
От решимости к святости: о роли решимости в следовании за Христом От решимости к святости: о роли решимости в следовании за Христом
Иеромонах Роман (Кропотов)
Решительно направленные усилия, если они исходят из стремления к добру, способствуют духовному росту и благу общества. Но если за ними стоят эгоистичные мотивы, решимость может привести к совершению греховных поступков.
«Я хочу, чтобы вы все стали святыми!» «Я хочу, чтобы вы все стали святыми!»
Сергей Серюбин
«Я хочу, чтобы вы все стали святыми!» «Я хочу, чтобы вы все стали святыми!»
Об одном слове архим. Иеронима (Шурыгина)
Сергей Серюбин
Наступил день, когда понятие святости из красивой и абстрактной литературной аллегории вмиг превратилось для меня во вполне досягаемую и реальную возможность. И раскрыл нам этот духовный секрет отец Иероним.
Язык недостоинства Язык недостоинства
Прот. Лаврентий Фарли
Язык недостоинства Язык недостоинства
Протоиерей Лаврентий Фарли
Оба лексикона нам нужны, чтобы достичь духовного равновесия, понимая величие нашего призвания, но также и слабость нашей бренной плоти.
Комментарии
Иоанна_10 июля 2025, 16:13
Если есть только хлеб с водой - с благодарностью примем такой рацион, а если с семье достаток и возможность готовить качественную и разнообразную пищу (без излишеств) - будем благодарить за этот дар и примем его как благословение Божие. Если женщина не только хорошо кормит своих домашних, но и сама нормально питается - в этом никакого греха нет. Дышим мы рефлекторно, а приготовление пищи Бог оставил на наше усмотрение. Любая добродетель, по святым отцам, должна быть приправлена рассуждением, а без рассуждения толку ни в чём не будет. Случай из патерика (Игорь Ковалев 8 июля 2025, 00:19) о воспитании послушания, а не пример благочестивой кулинарной практики.
Игорь Ковалев 9 июля 2025, 11:46
Татьяна 8 июля//Вы невнимательно прочитали мой комментарий.Я же написал в скобках, что для других надо готовить ради Христа, т. е. стараться сделать хорошо, по заповеди о любви к ближнему,а для себя не обязательно,что и подтверждает,приведëнный мною пример из Патерика.В данном случае к ученику старец относился,как к себе,в воспитательных целях.Монашеская жизнь и супружеская конечно отличаются, но не надо забывать слова Апостола Павла:"...так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся... "(1Кор.7:29)
Татьяна 8 июля 2025, 20:08
Игорь Ковалев, я думаю жизнь монахов и супружеская жизнь отличаются. Я хочу приготовить так еду, чтобы понравилось моему мужу и и детям. Потому что если еда будет невкусной, то они останутся голодными и будут есть какую-то сухомятку. Сегодня день семьи! День памяти святых благоверных Петра и Февронии! Всх с праздником! Давайте ценить и хранить наши семьи!
Игорь Ковалев 8 июля 2025, 00:19
Иоанна_//Если у вас есть высказывания святых Отцов по этому вопросу,приведите пожалуйста.Я не нашëл.А если логически рассуждать то,спим,готовим себе еду(готовить для других надо ради Христа),едим потому,что без этого не можем жить,а не ради Христа.Так же,как мы дышим,потому что без этого не можем жить,а не ради Христа.Насчëт приготовления еды, вспомнился рассказ из Патерика,когда старец приготовил похлëбку из чечевицы и налил ученику. Тот попробовал и говорит старцу,что чечевица не доварилась.На,что старец ответил:довольно и того, что она горячая.Если бы готовили ради Христа, разве с таким небрежением относились бы к этому делу?Ну и ели св.Отцы,не заботясь о здоровье.(хлеб с водой,траву...)
Иоанна_ 7 июля 2025, 11:56
Вставать утром, спать, готовить еду, есть и т.п. можно и нужно ради Христа, так как это исполнение послушания, порученного нам Богом: забота о своих домашних, о том, чтобы в семье были мир и уют, забота о своём здоровье, которое также является ценнейшим даром, ведь и тела наши принадлежат не нам, но Богу. Если всегда помнить о том, что всё, что у нас есть, это дар от Бога и что мы призваны этот дар бережно хранить и приумножать - тогда всё, что мы делаем, будем с благодарностью посвящать Богу и тем самым служить Ему.
Антоний 4 июля 2025, 15:06
Уважаемый (ая) Hola, ни принятие сана, ни монашеский постриг не лишают человека свободной воли, данной Богом. Поэтому священники и монахи могут быть подвержены абсолютно любым грехам. Да и для диавола таковые - весьма желанная добыча. Одно дело, если какой-нибудь мирянин, - дворник, профессор или хирург, - убил соседа или стал содомитом, - все посмотрят и пойдут дальше: бывает. Совсем другое - если в тяжкий грех впал какой-нибудь известный проповедник, архиерей или монах. Тут уже вред не только оному, но и соблазн многим. Потому и охотится лукавый жадно. И, увы, иногда преуспевает.
Игорь Ковалев 4 июля 2025, 10:19
Татьяна//Вставать утром,спать,готовить еду, есть и т. п. не надо ради Христа,это наши естественные потребности, необходимые для жизни.Вот ограничить себя в еде, сне,развлечениях,помочь ближнему,просто исполнять свои обязанности в семье, на работе,в государстве надо ради Христа,по Евангелию.Одно и тоже дело,сделанное по влечению своих чувств или по заповеди Христовой приносит разные плоды. Делающий добро падшего естества,из себя и приписывает это добро себе,развивает свою гордость,тщеславится перед другими.А делающий дела ради Христа,по заповеди,приписывает их Богу,своë исполнение видит недостаточным и приобретает смирение,а за смирение Бог даëт Благодать,что и есть суть христианской жизни.
Игорь Ковалев 3 июля 2025, 22:25
Валентин//Не переживайте. Конечно не все, кто попал в Рай, канонизированны.Прославляют тех, кто достиг христианского совершенства или является примером для остальных христиан, а некоторых Сам Бог прославил,например Даниила Московского
Татьяна 3 июля 2025, 17:47
Я понимаю, что неверующий не может быть в Царствие Небесном. Потому что только люди, которые хотят быть с Христом, могут быть с Христом. У моего мужа нет веры в Христа, нет веры в Царствие Небесное. Но в земной жизни он ведёт себя рассудительнее, спокойнее, чем я. Помогает каждому человеку, обратившимуся к нему, своими руками,головой,словом. Ниразу не видела,чтобы кто-то обиделся на него. Грех для него это неразумное действие,ошибка. Эти ошибки он признает и исправляет. Каждый раз рад появлению нового ребёнка. Когда я раздрожаюсь с детьми,он успокоит и всех приласкает. Мой муж считает,что всё зависит от человека. А когда у него что-то не получается,он отпускает ситуацию и все налаживается
Татьяна 3 июля 2025, 17:28
Статя вызвала у меня много разных размышлений. Я верю в Господа нашего Иисуса Христа, стараюсь жить по Заповедем Божим, исповедую свои грехи, принимаю Причастие. А всё ли я делаю ради Христа? С утра встаю ради Христа? Готовлю завтрак, обед и ужин ради Христа? Забочусь о детях и люблю мужа ради Христа? Да, "награда полагается тем, кто трудится и понуждает себя на всякое добро". Человек в жизни не может бездействовать. Своими делами, словами и мыслями человек влияет на мир. И парадокс в том, что мой неверующий муж "трудится и побуждает себя на всякое добро" больше чем я, верующая. Да, мой муж делает добрые дела не ради Христа, а ради каждого человека, обратившегося к нему за помощью.
Валентин 2 июля 2025, 22:18
Но ведь наверно не так, что если человек не канонизированный святой, то мы точно знаем, что он в аду? Ведь правда? Много ли мирян канонизировано? А если еще и вычесть князей и мучеников за веру, то вообще мало. Ведь неправда же, что все остальные в аду?
Игорь Ковалев 2 июля 2025, 21:31
Хорошая статья.Правильно, что батюшка объясняет о том, что христианин должен делать не добро падшего естества, а евангельское добро, ради Христа.На это мало кто обращает внимание.Единственно, что в статье не упоминается о смирении, хотя Благодать Святого Духа даëтся не за сами добрые дела, даже сделанные ради Христа, а за рождаюшееся от них смирение.("Воздаяние бывает...не добродетели и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению.Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны."(Преподобный Исаак Сирин) Суть христианской жизни в стяжании Духа Святого,по словам Серафима Саровского.И кто в Святом Духе, тот и святой.
Александр 2 июля 2025, 18:12
Hola, сразу и лаптя не сплетёшь. Чтобы от семени выросло дерево и дало плоды, надо время. Господь знает, что полезно и нужно человеку.
Антоний 2 июля 2025, 01:20
Дорогой брат Артем (1 июля 2025, 20:30), я все же не спешил бы объявлять нас, Православных, бесталанными и ущербными во всех видах деятельности, кроме религиозной. Бог к этому не призывал. Апостолы - тоже. Святые - с оружием в руках били ворогов Святой Руси, лечили людей, и не только молитвой, но и всеми доступными медицине средствами, управляли государством, создавали шедевры живописи. И ныне пусть Православные снимают фильмы, пишут бестселлеры, строят космические корабли, выигрывают чемпионаты мира, совершают прорывы в медицине, ИИ, военном искусстве, сделают Святую Русь политическим, военным и религиозным центром мира, будучи со Христом! Это наш священный долг перед Богом и Отечеством!
Hola 2 июля 2025, 00:04
Вроде правильно написано, но хочется задать вопрос: почему же тогда священники и монахи не становятся святыми? Им вроде любви не занимать, значит они автоматом должны быть прозорливыми, и чудотворцами
Григ 1 июля 2025, 23:10
Спаси Господи люди Твоя и благослови достоянием Твоим...
Галина И. 1 июля 2025, 21:41
Отличная статья! /"Только деятельные последователи Христовы наследуют Царство Небесное, тогда как равнодушные «ни наши, ни ваши» рискуют остаться за пределами врат Небесного града"./В Божьем плане спасения все может неожиданно измениться в момент, несмотря на нашу правильную, логически четкую технологию участия в нем. "Помни, чтобы не впасть в осуждение: Иуда был апостолом, а разбойник [распятый одесную Христа] -убийцей. Какое превращение в одно мгновение!" (По Лествице прп. Иоанна Лествичника, 10: 4(5).) "Именно великие грешники наиболее восприимчивы к принятию благодати,...и Церковь особенно почитает раскаявшихся разбойника и блудницу, или святую Марию Египетскую" (Оливье Клеман, ИСТОКИ).
Артем 1 июля 2025, 20:30
Спаси Бог, о. Романа! Очень интересная статья. Давно мучаюсь вопросом, почему иноверцы иногда во многом благочестивее и талантливей православных. Автор хорошо разрешил это недоумение. Пусть православные не снимают фильмы блокбастеры, не пишут бестселлеры, зато они со Христом!
Антоний 1 июля 2025, 20:11
"Эти люди, которые даже могут вполне искренне считать себя православными, абсолютно уверены, что «не перейденная черта» тяжких преступлений автоматически гарантирует им если не рай, то уж точно избавление от ада" - человек может не быть православным, но притом вполне разумно интересоваться установлениями различных религий. Например, с целью уважительного отношения к окружающим его верующим и их представлениям о добре и зле.
Галина 1 июля 2025, 10:51
Отец Роман, спасибо за хорошую статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×