«Я хочу, чтобы вы все стали святыми!»

Об одном слове архим. Иеронима (Шурыгина)

Архим. Иероним (Шурыгин) Архим. Иероним (Шурыгин) Не могу сказать точно, но предполагаю, что многие считают святость уделом избранных. Уделом единиц. Таких гигантов духа, как, например, преподобные отцы наши Сергий Радонежский или Серафим Саровский. А для нас, обычных грешников, это недостижимый идеал. Красивый, сверкающий где-то в небесах, но нереальный по определению.

Как, к примеру, нам, мирянам, хоть на полчасика полностью остановить в голове суматошный бег мыслей? Или абсолютно достойно подготовиться к Святому Причастию? Это же невозможно! – воскликнем мы. А значит, и особо стремиться к этому не нужно – выше головы не прыгнешь. Довольно с нас того, что мы в душе считаем себя православными, носим крестик и иногда, в перерывах между грехами, появляемся в церкви. Воткнём свечку – и вон оттуда!

Однако, посетив в очередной раз Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и стоя у могилки священноархимандрита Иеронима, я вспомнил одну его интересную и поучительную фразу.

Но вначале немного о личности этого уникального человека.

Подвигом добрым подвизался...

Скажу сразу, в узкий круг его духовных чад я не входил, но к советам батюшки прислушивался. Иногда приезжал, ещё чаще звонил. И он всегда обстоятельно и полно отвечал – хоть из своей келлии, хоть из Москвы, хоть из Екатеринбурга...

И ни разу не прервал разговор, не скомкал его и не сказал: «Сергий, прости, я сегодня ужасно плохо себя чувствую». Только иногда, внезапно остановив речь, надолго замолкал... А когда он принимал людей у нас, в Ульяновске, мы обязательно посещали его всей семьёй. И причиной тому была его несомненная прозорливость.

Отношения с ним омрачались лишь необходимостью скрывать их от нашего первого правящего архиерея. Мы одинаково любили их обоих, но что за бесёнок проскочил между ними? И когда? Не знаю... Говорят, что это тянулось ещё со времён их молодости в Псково-Печерском монастыре.

И, наверное, больше других от этого страдал именно я – редактор православной газеты. Алатырский монастырь Чувашской епархии активно возрождался, информация о нём шла потоком, а печатать я ничего не мог. Но вот однажды, в 2000-м году, восставший из руин монастырь в Алатыре посетил сам Патриарх Алексий II. И они, наконец, встретились – два давнишних псково-печерских трудника: архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов) и наместник монастыря священноархимандрит Иероним (Шурыгин). Вместе, среди сонма архиереев, отслужили литургию, причастились Святых Христовых Тайн, в одном ряду стояли на солее и вполне дружески смотрели друг на друга. Фотографию эту храню до сих пор. Очень надеюсь, что именно тогда вся эта их грустная история и завершилась...

И вот теперь они оба упокоились: один – в крипте под алтарём кафедрального собора в Ульяновске (†23.03.2014), а другой – здесь, на монастырском кладбище Алатырского монастыря (†28.08.2013). Два трудника, два Пастыря, а теперь и два соседа. Что им сейчас делить? Оба горели любовью к Богу, оба не щадили своего здоровья ради трудов церковных, и оба, по сути, пожертвовали собою ради нас, грешных. Подав нам этим, кстати, замечательный пример, буквально по апостолу Павлу: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4, 7).

Дивен Бог во святых Своих

Думаю, судьбы этих двух подвижников ещё ждут своих внимательных исследователей, но кратко о жизненном пути отца Иеронима (в миру – Виктора Фёдоровича Шурыгина) я всё же упомяну. Что знаю.

Родился он в 1952-м году на Урале, в глухой деревушке. Но детство и юность провёл в Анапе и Новороссийске. Отец его, офицер НКВД, одно время даже был начальником лагеря в системе ГУЛАГа. Но, несмотря на эту токсичную духовную среду, юноша смог найти свой путь к Богу. Чего ему это стоило в семье, можно легко представить. Да и внешняя среда была ещё та – 1970-е годы, в стране – «развитой социализм», и за увлечение религией можно было легко оказаться «на излечении» в психиатрической больнице. Но Господь миловал.

Жажда духовной жизни и послушание известному кавказскому старцу Илариону привели в 1976-м году будущего отца Иеронима в Псково-Печерский монастырь, под опёку великого Иоанна (Крестьянкина).

Затем, в 1987-м году, уже в сане иеромонаха, он попадает в Грецию, на Святую Гору Афон, а в 1993-м году – в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. И лишь в 1994-м году приезжает он к Святейшему Патриарху Алексию Второму и просит благословить его на служение в Чебоксарскую епархию.

В итоге отец Иероним оказался в тихом чувашском городе Алатырь, на печальных руинах бывшего славного мужского монастыря

Так, в итоге, отец Иероним и оказался в тихом и небольшом чувашском городе Алатырь, на печальных руинах бывшего славного мужского монастыря.

После революции именно сюда со всей обширной тогда Симбирской губернии свозило НКВД православное духовенство. Всех, вместе с семьями. По ночам во дворе включали трактор, клали на педаль газа увесистый кирпич, и под оглушительный рёв двигателя шли до утра непрерывные расстрелы.

В последующие годы здесь чего только не было – последней была табачная фабрика, в нынешнем храме Святого Сергия Радонежского...

Однажды, в 1996-м году, включив телевизор, я увидел в «Вестях» сюжет из Алатыря. Выступал незнакомый мне батюшка. Он призывал всех откликнуться и приехать возрождать древнюю алатырскую святыню. Говорил о трудностях, а в глазах светилась радость, энергия и абсолютная уверенность в успехе!

Запомнилось. Запало.

Но впервые приехал я сюда лишь спустя несколько лет, примерно в 1998-м году. И показали мне тогда два больших фанерных ящика – они были доверху наполнены... черепами. Это монастырская братия, разгребая остатки табачной фабрики, постепенно вышла на глубинный слой.

Действительно, всё тайное рано или поздно становится явным – передо мной было огромное количество человеческих останков. Но что обращало внимание – в основном косточки были светлые или золотистые. Позже, на Афоне, мне разъяснили – это явный признак святости, признак того, что души этих людей давно уже в райских Небесных Обителях.

Но всё равно, не выходят из памяти останки одной большой семьи: отца, матери и их пятерых малолетних детей. Все их светлые, желтоватые главы имели одну общую особенность – одинаковые по диаметру отверстия в затылке. От револьверных пуль...

Холодеет душа, сжимается сердце, наворачиваются слёзы.

По-человечески грустно...

О восхождении к святости

Но вот наступил день, когда понятие святости из красивой и абстрактной литературной аллегории вмиг превратилось для меня во вполне досягаемую и реальную возможность. И раскрыл нам этот духовный секрет отец Иероним. Дело было так...

Морозной зимой 1998 года я, приготовив на бумажке целый список вопросов, появился у него в монастыре для беседы. Тут подошло время трапезы, и в просторном помещении собрались все – монахи, трудники и паломники вроде меня. Все чинно расселись по рядам и молча ожидали прихода игумена.

И вот, распахнулась дверь, и в трапезную стремительно вошёл отец Иероним. Началась совместная молитва.

Батюшка обернулся к присутствующим и неожиданно произнёс слова, которые я запомнил навсегда

Закончив её, батюшка обернулся к присутствующим и неожиданно произнёс слова, которые я запомнил навсегда. Звучали они властно, убедительно, от самого сердца. Всем нам было тогда абсолютно ясно, что это не прочитанные им книжные истины, а некий «сухой остаток», практический опыт его собственной духовной жизни.

Он сказал:

– Отцы и братия! Я хочу, чтобы вы все (пауза)... стали святыми!

Мы онемели и замерли. Многие даже перестали жевать. Повисла напряжённая тишина...

– Но для того чтобы стать святыми, вы должны стать праведными!

Снова тишина, и снова пауза. Батюшка молча, неспешно всматривался в наши лица. Он переводил изучающий взгляд с человека на человека.

– А чтобы стать праведными, вначале вы должны стать благочестивыми!

Где-то оглушительно звякнула о тарелку ложка. От неожиданности мы вздрогнули…

– А для того чтобы стать благочестивыми, вначале вы должны стать воцерковлёнными! Аминь.

***

...Конечно, он много оставил на земле добрых дел. Но лично для меня самым важным и дорогим его даром останутся именно эти слова. Они открыли мне глаза, окрылили и дали надежду: оказывается, святость доступна для всех?! Неужели и для меня тоже?..

Сергей Серюбин

17 января 2024 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Язык недостоинства Язык недостоинства
Прот. Лаврентий Фарли
Язык недостоинства Язык недостоинства
Протоиерей Лаврентий Фарли
Оба лексикона нам нужны, чтобы достичь духовного равновесия, понимая величие нашего призвания, но также и слабость нашей бренной плоти.
Проводник на духовном пути. Воспоминания об отце Иерониме Проводник на духовном пути. Воспоминания об отце Иерониме
Архим. Василий (Паскье)
Проводник на духовном пути. Воспоминания об отце Иерониме Проводник на духовном пути
Памяти отца Иеронима (Шурыгина)
Никита Филатов
Об архимандрите Иерониме (Шурыгине; 17 ноября 1952 – 28 августа 2013) вспоминает архимандрит Василий (Паскье), в жизни которого отец Иероним сыграл поворотную роль. А еще говорим о духовничестве и сути духовного наставничества.
Архимандрит Иероним (Шурыгин): «Молюсь, чтобы Господь даровал мне любовь» Архимандрит Иероним (Шурыгин): «Молюсь, чтобы Господь даровал мне любовь» Архимандрит Иероним (Шурыгин): «Молюсь, чтобы Господь даровал мне любовь» Архимандрит Иероним (Шурыгин): «Молюсь, чтобы Господь даровал мне любовь»
Сейчас даже среди Православных много таких, которые мутят народ, пастырей, монахов. И когда меня спрашивают, как вы смотрите на переход на новый стиль Церковного Богослужения, на русский язык, на сокращение молитвенных служб, я отвечаю: отрицательно. Никогда на это не пойду, останусь на том рубеже, который принял от Купели Таинства Крещения, свято и незыблемо.
Комментарии
Галина22 января 2024, 10:47
продолжение НЕ КАЖДЫЙ верующий человек имеет возможность активного участия в жизни церковного сообщества. Часто в силу весьма объективных причин: необходимость зарабатывать средства для содержания семьи, наличие родственников, требующих постоянного ухода, состояние здоровья, например, наличие инвалидности по опорно-двигательному аппарату, удаленность от храма и прочее, прочее. Участие же в церковной жизни не гарантирует наличия веры вообще. Да, такое участие может привести, и приводит, к вере, но не является 100 % гарантией возжигания любви к Богу.
Галина22 января 2024, 10:46
«Верующий человек – это, прежде всего, тот, кто исповедует веру в Бога, следует христианским догматам и учениям... Вера для них – это внутреннее состояние, чувство принадлежности к Божественному, отражение в их поведении и мировоззрении. Воцерковленный человек, в отличие от просто верующего, более тесно связан с Церковью как институтом. Воцерковленность подразумевает не только веру в Бога и соблюдение религиозных предписаний, но и активное участие в жизни церковного сообщества...» - тоже цитата с сайта «Православная жизнь».
Галина И.20 января 2024, 23:43
Галине. Простите.Не думала даже, что обижу вас,приведя компетентный ответ А.И.Осипова на заданный вами вопрос "что значит воцерковленность". Вместо наших слабых попыток разобраться в богословской терминологии, похожих порой на гадание, гораздо полезней обратиться к профессионалам в этой области или же самой поискать в интернете. Но, как говорится, не делай добра- не получишь зла.
Галина20 января 2024, 21:40
Галине И. Мне приходилось задуиываться сколько из заповедей Господних исполняю. И в географии действительно не сильна. Сыпать цитатами и жить по Писанию не одно и то же. Божьей Вам помощи.
Галина И.20 января 2024, 14:05
Галине. "Церковь - это не место географическое, а то место, где мы можем познать, насколько мы больны. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение Заповедей Христовых научает человека его немощи». Вот что значит воцерковление -это значит встать, принять решение жить по-христиански, т.е. жить по Евангелию, по Заповедям, и вот тут-то я и начинаю видеть то, чего я никогда не видел...Уже не кто-нибудь, а я сам начинаю видеть, какие у меня болезни, вот тогда я могу приносить искреннее покаяние, я могу обращаться к Богу с искренней молитвой, тогда только происходит настоящее воцерковление. И это, как и всякое лечение, сопряжено с неприятными вещами..." (проф.МДА Осипов А.И.).
Юлия20 января 2024, 07:41
Галине. А где здесь возражение? «Для меня Церковь - это Христос»?. Христос - Глава Тела Церкви, Церковь - Тело Христово. И это не «для меня» и не «для Вас» так, это так согласно Священному Писанию и учению Церкви. Вот наверное здесь и ответ на вопрос о том, что такое воцерковление. Когда человек перестает говорить «для меня», когда усваивает, то есть делает глубоко «своим» вероучение Церкви, - тогда он действительно воцерковлен.
Серюбин Сергий19 января 2024, 23:25
Алле. А почему Вы решили, что чекисты "...расстреляли ОДНУ конкретную семью..."? И второе. Я - всего лишь живой свидетель этих останков. Но при этом, видел всё своими глазами. А на чём базируются Ваши умозаключения? Вы глубоко изучили данный вопрос? По каким документам? Приведите ссылки на них. В противном случае, Ваши слова - всего лишь Ваша личная точка зрения и не более.
Татьяна 19 января 2024, 16:39
Мне кажется, правильное сравнение большевиков с Иродом. Ирод боялся, что у него отберут власть, и готов был убить всех подозреваемых, в том числе и детей. И большевики также боялись потерять власть и уничтожали всех подозрительных людей ( вполне возможно и детей). Стах может сделать из человека чудовище.
Алла19 января 2024, 01:35
Игорь, цесаревичу было 13, но в любом случае наследник престола это совсем другая история.
Алла19 января 2024, 01:34
Рустик, дочери и взрослыми могли быть. К слову, Ирод не мог убить тысячи, там населения столько не было. По современным оценкам младенцев подходящего возраста в Вифлееме было не больше пары десятков.
Алла19 января 2024, 01:29
Серюбин Сергий, сами по себе останки не могут служить доказательством без экспертной оценки. Трудно понять, зачем бы чекисты расстреляли одну конкретную семью в месте массовых расстрелов, где детей больше нет, и в принципе такие расстрелы не практиковались.
Галина18 января 2024, 22:46
Юлия, есть что возвразить Вам. Для меня Церковь - это Христос. Стараюсь жить по принципу: где Он - там и я. Получается не очень.
Юлия18 января 2024, 11:11
Галине. Думаю, что понятие «воцерковленность» становится ясным само собой, когда человек этого достигает, то есть начинает чувствовать себя частью Церкви, не представляет свою жизнь без Церкви, живет в ритме Ее жизни вместе со своей церковной общиной. «Где Церковь, там и я», - эти слова попались когда-то в интервью архим. Матфея (Мормыля), по-моему они точно выражают это понятие.
Галина18 января 2024, 10:46
Серюбин Сергий, благодарю, что откликнулись. Именно «хвостик», мне кажется, архи важен. К остальному (опять субъективно)стремиться надо, но не всегда возможно. Например, пост: кто на Соловках, в лагерных условиях, его неукоснительно соблюдал? Или Мария Египетская, проведя столько лет в пустыне регулярные церковные службы посещала? Могла из пустыни выйти? Могла. Это, конечно, примеры крайние, однако вот рядом, в непосредственной близости, жила старушка, пока ее дом не снесли. На что набожный человечек, ни одной службы не пропускала, но зла непомерно, никакое вычитывание правил ей не поможет. Слова «захожане», «прохожане», столь часто употребляемые с искренним презрением – разве справедливы?
Игорь18 января 2024, 09:07
Алла, расстреляли же цесаревича и его сестёр...
Серюбин Сергий17 января 2024, 18:39
Людмиле. Представим такой диалог. Вы приходите к духовнику и просите у него благословение на желание воцерковляться: "Батюшка, я хочу посвятить свою земную жизнь достижению Царства Небесного, достижению Святости. Благословите". Какова может быть реакция священника? "Нет, погоди, дорогая. Это очень опасно. Можешь и "шею свернуть". Поживи пока так, как живёшь, во грехе" - ответит он. Путь обретения каждым человеком Святости - центральная задача земной Церкви. И, соответственно, каждого её священника. Как он может это кому-то запретить? Ведь тут речь идёт не о запредельных духовных подвигах (затворе, юродстве), а об ежедневном образе жизни. Лишь бы у самого человека к этому сердце горело...
Серюбин Сергий17 января 2024, 18:25
(окончание) Да, все компоненты воцерковления, Вы назвали правильно: регулярные церковные службы, регулярное участие в церковных таинствах, милостыня. Упустили, может быть, лишь железное соблюдение постов (и многодневных и однодневных), ежедневное молитвенное правило утром и вечером, ежедневное чтение Священного Писания и…самое трудное – ПОПЫТКУ реально жить по заповедям Господним. Каждый день, просто в обыденной жизни. Именно, попытку, поскольку это очень трудно. И, потянув за «хвостик» этой задачи, для этого необходимо будет перетряхнуть возможно и всё Ваше мировоззрение. Но, как мы знаем, Бог целует даже слабые намерения…
Серюбин Сергий17 января 2024, 18:24
Галина, отличный вопрос! Лично на мой взгляд, воцерковление – это процесс. У него есть начало, но (в краткой земной жизни) нет конца. Проще говоря, воцерковление упирается в гробовую доску. Этот вопрос тесно переплетается с доктриной «об обОжении человека». Захотеть этого -можно, двигаться в этом направлении – можно, но достичь в полной мере в земной жизни – невозможно. Да, все компоненты воцерковления, Вы назвали правильно: регулярные церковные службы, регулярное участие в церковных таинствах, милостыня. Упустили, может быть, лишь железное соблюдение постов (и многодневных и однодневных), ежедневное молитвенное правило утром и вечером, ежедневное чтение Священного Писания и…самое трудное –
Татьяна 17 января 2024, 17:35
Спасибо большое, Сергей! Царствие Небесное архимандриту Иерониму! У меня родственники живут в Ульяновске и в Алатыре, а я про монастырь ничего не знала. Как хорошо,что монастырь возродился! И всё тайное стала явным.
Рустик17 января 2024, 13:39
Алла! Про массовость не слышал, наверняка, как при Ироде, тысячами не убивали. Завтра память священномученика Андрея Зимина. В житии описано, что вместе с ним убили жену, тещу и четверых дочерей. Их всех при нем застрелили, а на него положили какую-то дверь, и встав на нее, задавили. Малолетние ли были дочери, не написано. Чаще детей мучеников советской эпохи травили, в смысле гнобили, лишали пайков, высмеивали, заставляли отречься от отца. Можно сказать, массово убивали, но по другому.
Людмила17 января 2024, 13:26
Как ясно и как это трудно стать святым. Почти недостижимо. Легко ли избегать даже мысли легкомысленной? но если встать в начале своего пути к этой цели, то как без благославения?
Серюбин Сергий17 января 2024, 12:48
Алле. Направьте этот свой вопрос братии Алатырского мужского монастыря. Они Вам ответят.((( А я, порывшись в своём фотоархиве, постараюсь выслать Вам фото тех черепов из коробок. Если пришлёте в редакцию "Православие.ру" (для меня) свой эл.адрес.
Галина17 января 2024, 11:32
Очень беспокоит ответ на вопрос: когда и кто ввел это понятие "воцерковленность"? И что конкретно оно означает? Только неукоснительное участие в литургии, частое причастие и десятина? Возможно не только для меня важно разобраться в этом вопросе. Пока ответа не нашла и слово не нравится - какое-то оно пустоватое что ли, как "кандидат в члены КПСС".
Светлана Ф.17 января 2024, 10:28
Сердечно благодарю Вас, дорогой автор!
Алла17 января 2024, 01:32
А существуют ли достоверные исследования, подтверждающие, что чекисты расстреливали малолетних детей? Что-то я о подобном никогда не слышала. И уж тем более о массовом явлении.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×