Разрушить семью ради правильного воспитания детей

Материнские заметки

Молодая семья: муж, жена и малыш-дошкольник. Говорят:

– Хотим, чтобы у нашего ребенка было нормальное детство. Счастливое, лучшее!

Понимают, что дело тут не в деньгах, не в игрушках. Мама, по совету бабушек, педагогов, психологов и блогов, среди рецептов нашла такой:

– Не только мама должна гулять с ребенком на площадке, но и папа тоже обязательно должен!

Но папа не хочет, папа не любит гулять на площадке. В итоге – ссоры, клоки, обвинения:

– Какой же ты отец, если не гуляешь с ребенком?! Все нормальные папы гуляют, вот Светин <образцовый> муж всегда гуляет с детьми!

Взаимные обвинения, угрозы, склоки… Но, несмотря на нелюбовь к площадке, этот папа очень даже активно выступает за то самое «счастливое детство», совсем не только мама за ребенка переживает. Среди его решений – вот такое:

– Нужно всей семьей куда-то выходить, например, на выходных. Надо вот в парк или в кафе ходить всем вместе. Потому что ребенок должен видеть, что у него полная семья, должен видеть образ счастливой семьи, тогда у него будет счастливое детство и сформируется правильное мировоззрение, традиционное и нормальное.

Во имя «счастливого детства» люди иногда своими руками разрушают счастливое детство своего ребенка

Мама согласна с таким подходом, как и мамины подруги. Но вот теперь не могут решить, куда именно пойти: папа выбирает одно кафе, мама – другое. И снова – споры, крики с привлечением друзей и родственников. Кто за папин вариант? Папа – глава семьи, его надо слушать! И вообще, он всю неделю работал, имеет право выбрать кафе для семейного выхода! Кто за мамин вариант? Поход-то семейный, а мама выбрала то, что хорошо подходит именно для ребенка! После разборок в семье привлекаются «внешние» арбитры. Звонок другу семьи с готовностью принять тот вариант, который этот судья выберет. И «судье» снова кричат, снова доказывают свою правоту и неправоту «противника», вернее, супруга:

– Ну, скажи, кто из нас прав?!

Обычная семья. И ребенка любят, и друг с другом обращаются без рукоприкладства, верность друг другу хранят, муж зарплату домой приносит.

Но вот что еще здесь обычно: склоки, ссоры, споры – как образ жизни дома. И еще обычно: во имя «счастливого детства» люди сами, своими руками разрушают счастливое детство своего ребенка. Ради заботы о ребенке – лишают ребенка заботы.

Секрет успешного воспитания

На формирование личности ребенка влияет очень много всего – мелкого, глобального, разнородного: и просмотр мультиков, и чтение книг, и своевременное обращение ко врачу, и прогулки на свежем воздухе, и общение с другими детьми, и посещение «культурных мероприятий», и оформление детской комнаты, и прямые наставления (как и что говорить, когда сказать «пожалуйста», когда попросить прощения), и наставления о вере, и обучение устному счету… Важно научить ребенка видеть последствия его поступков, научить делать выбор, научить самостоятельности – много-много всего важного, из чего складывается воспитание детей. Но все это – второстепенно, третьестепенно, десятистепенно. Первый и главный педагогический рецепт, главный ответ на вопрос «как воспитать здорового духом и душой ребенка» – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой, между папой и мамой ребенка.

Не так важно, какие мультики смотрят дети, – важнее, как папа относится к маме.

Не так важно, во сколько лет ребенок начнет подготовку к школе, – важнее, как мама относится к папе.

Не так важно читать детям книжки – важнее, чтобы папа любил маму и уважал ее, уступал ей, ухаживал за ней, заботился о ней, берег ее, дорожил бы ее желаниями, чтобы он разговаривал с ней тактично, ласково и, конечно, как «джентльмен».

Не так важно научить ребенка вежливым словам – важнее, чтобы мама умела слышать и слушать папу

Не так важно научить ребенка вежливым словам – важнее, чтобы мама умела слышать и слушать папу, была внимательна к его словам и желаниям, уважала своего мужа и отца своих детей, не грубила ему, не выставляла его придурком перед своими детьми, подругами и родственниками.

Даже школу и программу обучения выбрать не так важно, как создать добрые, теплые, взаимоуважительные, взаимоуступающие, любовные и единодушные отношения в браке.

Вот почему:

  • Потребность в безопасности – базовая потребность человека, настолько же значимая, как потребности физиологические (пища, вода, сон). Это безопасность не столько физическая, сколько эмоциональная. В частности, это уверенность в постоянстве отношений, в том, что наши близкие всегда будут с нами, всегда будут заботиться о нас. Чувство безопасности формируется в детстве. Любовь и единодушие папы и мамы ребенка создают атмосферу стабильности, дают ребенку уверенность в крепости и надежности мира. Споры, раздоры, тем более ненависть между родителями не позволяют сформировать чувство безопасности. Если потребность в безопасности не удовлетворена, человек не сможет строить здоровые отношения с людьми, с друзьями, с миром, с самим собой, а также не сможет выстраивать отношения в своей будущей семье. Да, конечно, осознанным долгим трудом и, главное, с помощью Божией – это строительство сможет осуществиться. Но это уж другая история. «Сверхъестественная».
  • Когда ребенок находится в психологически комфортных условиях, он может должным образом развиваться, может раскрывать свой интеллектуальный и творческий потенциал – то есть, в частности, может «хорошо учиться». Силы на творчество, на раскрытие индивидуальности могут появиться только в «ресурсном состоянии». Когда ребенок растет в конфликтах папы и мамы, он «не в ресурсе»: он компенсирует недостаток, а не реализует избыток. Поэтому основание и первый этап в образовании ребенка – создание здоровых, психологически комфортных отношений в семье. Склочные отношения между хозяевами дома не позволяют создать комфортную (по-русски «утешительную») обстановку для гармоничного, просто нормального развития личности детей, живущих в этом доме.
  • В первые годы жизни основные воспитатели ребенка – его родители, даже если они этого не хотят. Так, даже если папа бросил жену и ребенка, ребенок папу видит очень редко и не видит совсем, папа своим поступком, продемонстрированным отношением продолжает серьезно влиять на формирование личности ребенка. Здесь важно не столько то, что ребенок «видит», сколько то, что «есть на самом деле». Когда родители согласны между собой, они таким образом обеспечивают единство воспитательного воздействия на ребенка, согласие основных воспитателей, а это, в свою очередь, обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса.

Для ребенка-дошкольника отношения между родителями – образ и образец отношений между людьми

  • Для ребенка-дошкольника, для младенца отношения между родителями – образ и образец отношений между людьми. Здесь важны и конкретные слова, действия (прямое подражание, как именно один человек должен контактировать с другим человеком), и в целом отношения (формирование умения общаться с людьми, даже больше – формирование мировоззрения).
  • Брак, построенный на любви и согласии, формирует «любовь и согласие» как доминанту жизни всего дома. Доминанта сама собой выстраивает, решает второстепенные, практические задачи. Любовь-доминанта – это решение всего круга педагогических вопросов в «верном ракурсе». В этом случае, даже если второстепенный вопрос будет решен не совсем «правильно», это «неверное» решение не будет иметь принципиального значения, ведь оно окажется в контексте общего верного направления.
  • Потому что идея о первостепенной важности супружеских отношений в деле воспитания детей – одна из ключевых идей педагогического учения великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста. Вот про это мы сейчас и поговорим.

Златоуст про папу, маму, детей и мир

Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст По учению Златоуста, в основании семьи, в основании воспитания детей – любовь мужа и жены. Да что там – эта любовь ни много ни мало является основой миропорядка и мира во вселенной! Это если верить святителю Иоанну Златоусту:

«Ничто так не укрепляет нашу жизнь, как любовь мужа и жены. Как при потрясении основания ниспровергается все здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь… вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами»[1].

Отношения внутри семьи, отношения между мужем женой определяют в жизни буквально все:

«…если хороши будут мужья и жены, то все будет превосходно»[2].

Итак, отношения в браке влияют на всю вселенную и уж тем более – на воспитание детей. Но посмотрим, что об этом говорит святитель Иоанн Златоуст[3].

Брак – священное единство в основании «дома». Связь между мужем и женой – единственная неделимая часть семьи: дети, вырастая, «оставляют отца и матерь», «прилепляясь жене своей», ведь, по Златоусту, Бог «супружеское сожительство поставляет выше отца и матери»[4].

Отношения в браке, по Иоанну Златоусту, влияют на всю вселенную и уж тем более – на воспитание детей

Муж и жена – буквально один человек:

«…известно, что изначала Бог прилагал особенное попечение об этом союзе, и, говоря об обоих, Он выражается как об одном: мужа и жену сотворил я есть (Мк. 10: 6)… Он устроил изначала, соединяя их в одно, как бы на каменном основании»[5].

Не романтический образ популярных песенок, а самый смысл и цель христианского брака[6]. Об этом говорили и говорят, конечно, многие христианские авторы. Например, вот слова протоиерея Иоанна Мейендорфа:

«Брак есть не просто договор, остающийся нерушимым до тех пор, пока обе стороны остаются пребывающими в этом мире, но это – вечная связь, не разрушаемая смертью»[7].

Итак, муж и жена вообще единое целое: во время воспитания детей они также остаются одним целым. Поэтому воспитывают детей не просто родители, не просто папа и мама, но – союз мужа и жены, неделимое, нерасторжимое единство супругов.

Да и в иерархии-устройстве дома Златоуст поставляет над детьми не просто «отца и мать», но именно «мужа и жену»:

«…над женой господствует муж, а над детьми – муж и жена»[8].

Супруги, а не просто родители. Как раз поэтому христианская педагогика начинается… с учения о браке.

Воспитание-образование-обучение детей – это одна из целей брака (не родителей, а именно брака):

«Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами… рождение детей происходит, конечно, не от брака, но от слов, сказанных Богом: раститеся и множитеся, и наполняйте землю…»[9].

При этом «делаться отцом» – значит заниматься образованием тех детей, которых нам позволил родить Бог, ведь, как многократно повторял Златоуст, рождать, но не воспитывать – это еще не значит стать и правда отцом, правда матерью[10].

Даруя детей супругам, Бог, по учению святителя, дает им задание воспитывать их. Таким образом, брак родителей оказывается субъектом образовательного процесса. Для того, чтобы этот субъект – неразделимый союз мужа и жены – мог воспитывать детей, необходимо, чтобы этот брак был действительно единством, соединяющим двух людей в одного человека, в том числе – в того самого «учителя и воспитателя» детей. Для такого соединения, а также для того, чтобы место образования детей – дом – стало тем самым единством, городом-крепостью, Церковью и школой, необходимо, по Златоусту, создать «основание».

И основание здесь – взаимная любовь супругов. Это все виды любви – и высокая жертвенная агапи[11], и дружеская филиа[12], и романтическая эрос[13]. Соединение супругов в браке уже обозначается Златоустом как «таинство любви»[14]. Любовь, взаимное согласие, мир, отсутствие раздоров между супругами делает так, что «не будет ничего неприятного», делает «все остальное умиротворенным», при отсутствии этих свойств в браке «в доме не будет ничего порядочного[15].

Еще одно «основание» дома-Церкви, дома-рая – единомыслие

Еще одно «основание» дома-Церкви, дома-рая – единомыслие, ὁμόνοια. Я об этом писала отдельно («Сделай свой дом небом!»), но сейчас напомню: начало этого непривычного и в нашей лексике, и в жизни явления – снова в любви:

«Если супруги не связаны силою любви, то единомыслие между ними – дело неудобное и трудное».

Любовь и единодушие-единомыслие супругов, по мысли Златоуста, заложены Богом в фундамент супружеских отношений уже при сотворении человека и брака[16]. И достижение этого единомыслия – одна из задач супружества[17]. Единомыслие между мужем и женой напрямую влияет на воспитания детей, и вот он, тезис Златоуста:

«Если они <муж и жена> в единомыслии (ἐν ὁμονοίᾳ), то и дети их воспитываются хорошо и слуги благоустроены, и соседи, и друзья, и сродники как бы наслаждаются их благовонием»[18].

Но если единомыслие между супругами способствует хорошему воспитанию детей, то супружеские раздоры все разрушают:

«В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире. Как при потрясении основания ниспровергается все здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь… вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами»[19].

Если вся жизнь и вселенная разрушаются, то о каком воспитании можно говорить? В этом же произведении Златоуст замечает:

«Знаю, сколько благ происходит оттого, когда нет раздора у жены с мужем; знаю, скольких зол бывает причиною то, когда они ссорятся между собою. Тогда ни богатство, ни благочадие, ни многочадие, ни власть и могущество, ни слава и честь, ни изобилие и роскошь, и никакое другое благосостояние не может радовать мужа или жену, если они в раздоре друг с другом»[20].

Тоже все логично и понятно: если в доме раздоры, сплошной негатив – о каком воспитании детей можно говорить? Им тут лишь бы выжить, лишь бы остатки психического здоровья сохранить. А говорить о христианском, православном воспитании в богоборческих условиях супружеских раздоров – вообще абсурд.

***

Итак, хорошо ли, чтобы папа гулял со своими детьми на площадке? Конечно, это отлично, если это способствует общению отца и его ребенка, ведь смысл не в выгуливании, смысл – в общении. Но если прогулка или разговор о ней порождают раздоры, склоки, споры между мужем и женой, уж лучше маме самой погулять с ребенком, лучше пусть погуляет бабушка или няня, чем жена будет лепить из мужа «правильного отца». Но если папе самому при этом важно быть «хорошим отцом», просто у него почему-то нет желания (вообще или в данный момент) гулять с ребенком, на самом деле, вполне хорошо и здорово найти другой способ проводить время с малышом. Не нравится площадка – можно собирать вместе Lego. Папа в целом не любит играть с детьми – и это нормально, можно книжку читать. Если это неравнодушный родитель, он всегда может подобрать из многих вариантов «детских» занятий такой, который будет ему «по душе». И это важно, чтобы самому родителю нравилось проводить время с ребенком. Здесь как раз важнее, чтобы отец был рад и активен, а не просто «выполнял приказ жены».

Если идея прогулок с папой порождает раздоры, склоки, споры между мужем и женой, лучше маме самой погулять с ребенком

При этом можно вместе заниматься и не «детскими» занятиями: например, можно пригласить малыша вместе сходить в гараж, поменять колеса. Это прекрасный вариант общения с родителями – ходить с ними «по делам». Порой это с педагогической точки зрения гораздо лучше, чем общие «детские» занятия: на той же площадке родитель «обслуживает» ребенка («Только не упади!», «Хочешь, я тебя покачаю?»), а когда родитель берет с собой ребенка по «своим делам» – роли выстроены вернее. Также во «взрослом» формате ребенок наблюдает за взрослыми делами, видит труд или способ проведения досуга взрослых людей – это подлинная социализация, которой очень не хватаем многим детям. Также папа может просто сходить с ребенком в магазин за хлебом, может собрать вместе с ним стул или замесить тесто… Мудрая мама не будет нажимать и заставлять, а поможет папе найти «свой» вариант занятий, общения отца и детей.

С другой стороны, если посмотреть с точки зрения папы: если этому папе правда важно то самое «счастливое детство» его детей, если папе важна та самая «крепкая традиционная семья» не только в контексте обсуждения «прогнившего Запада», почему бы не уступить жене, почему бы не сходить погулять на площадку с ребенком? Может быть, жена целый день с детьми проводит, ей надо хоть немного побыть одной (может, спокойно полы помыть, может, спокойно ванну принять) – почему бы тебе, вернувшись с работы, не подышать свежим воздухом на площадке? Даже если ты не считаешь качели и горки ценностью, отношения с твоей женой, забота о жене – вот ведь твоя ценность, если ты такой «правильный муж».

В общем, практически любой вариант решения – лучше, чем кричать друг на друга, чем «тыкать носом» своего супруга в «убойные аргументы» в защиту правильности своей позиции, лучше, чем приводить мужу или жене примеры «образцовых» пап и мам. Не подбирать цитаты святых отцов, педагогов, психологов, блогеров, чтобы доказать свою правоту, а на первое место поставить любовь и согласие в браке, любовь к этой конкретной, сейчас орущей на тебя женщине, согласие с этим конкретным, хронически неправым, не умеющим воспитывать детей мужчине. Уж лучше сделать что-то не совсем «правильное» второстепенное, лучше посмотреть неправильный мультик, съесть неправильную еду, не вовремя лечь спать, чем правильным второстепенным неправильно решить первостепенный вопрос, разрушить то, что по-настоящему ценно.

Следуя шаблонам, рисуя в уме картинку чего-то правильного, мы во имя «благой цели» своими руками разрушаем свои семьи

А идея «провести выходные всей семьей», сходить в парк, в кафе? Правда отличный вариант «объединения семьи»! Но ведь здесь задача – как раз это самое объединение, а кафе-прогулки – лишь некоторые средства для этого объединения. Задача – не кровь из носу провернуть нечто «правильно-объединяющее», а собственно объединяться, проводить время вместе, в мире и согласии, по крайней мере без ора, наездов, взаимных обвинений. А когда подобные мероприятия предваряются и сопровождаются спорами и выяснением отношений – получается разрушение семьи… во имя сохранения семьи. Все мы разные, и ситуации у всех разные. Но все же часто здесь проблема – неумное следование шаблонам: нарисовали в уме картинку чего-то правильного (образ семьи, поведение супруга) – и теперь именно «несмотря ни на что» во имя «благой цели» люди своими руками разрушают свои семьи. Пусть хоть в виде обломков, но впихнем семью в коробочку «правильности»?..

И в любом случае здесь заведомо разрушительная идея: требовать от другого выполнения чего бы то ни было. В «православной» интерпретации: «она должна меня слушать», «он обязан обо мне заботится». Вот когда он/она будет вести себя так-то (список требований со ссылками на «авторитеты»), тогда и я буду вести себя «хорошо». Когда мы смотрим не за собой, а за другим – это гарантия разрушения отношений.

Вопрос правоты и правильности всегда есть. Те самые проблемные темы, из-за которых мы спорим и ссоримся, могут быть объективно важными. Но главное – чтобы второстепенное не вставало на место главного, чтобы средство не противоречило цели, чтобы первостепенно важное не было похоронено под ворохом второстепенных важностей.

А в семье главное – любовь и единодушие мужа и жены.

И когда мы заботимся об отношениях в браке – мы заботимся о воспитании наших детей (да, в том числе, когда вообще без детей, вдвоем ходим в кафе, когда говорим комплименты супругам, когда уступаем в споре мужу или жене – все это самая настоящая забота о воспитании наших детей).

Когда мы заботимся об отношениях в браке, мы уже закладываем фундамент образования наших детей

Когда мы заботимся об отношениях в браке – мы уже закладываем фундамент их образования, вот так мы прямо-таки готовим их к школе, помогаем им в учебе. Повести ребенка в школу со здоровой психикой важнее, чем научить писать и считать – письму и счету в первом классе всех научат, а вот обеспечить опытом здорового детства в счастливой семье – не смогут.

Когда мы заботимся об отношениях в браке – мы бережем от разрушения малую Церковь. В нашей антисемейной культуре, где на 100 браков 75 разводов, спасаем эту драгоценность – сохраняем живой семью. Ту самую традиционную семью, о которой так любим говорить.

Когда мы заботимся об отношениях в браке – мы прямо-таки спасаем и нашу страну, и даже весь мир (это если вспоминать громкие и грозные слова Златоуста). Ну, а когда не заботимся – тогда разрушаем: в наше время без специальной заботы, без усилий сама собой семья не живет долго на свете.

Анна Сапрыкина

27 октября 2023 г.

[1] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios, XX; Полное собрание творений. Т. 11, кн. 1. С. 166 (далее – ПСТ с указанием цифрами тома, книги и страницы).

[2] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios, XX; ПСТ. Т. 11, кн. 1. С. 175.

[3] Учение о браке Златоуста формируется в зрелом периоде его творчества и отражено в первую очередь в его экзегетических сочинениях. В ранний период Златоустом разрабатывалась тема девства, в зрелый – тема семейной жизни, которая не разрабатывалась им в ранний период, но лишь обозначалась исключительно в качестве «фона» по отношению к основной тематике и потому не могла иметь, на наш взгляд, самостоятельного значения (Ср.: Иоанн Златоуст, свт. De virginitate PG 48, 540; ПСТ. Т. 1, кн. 1. С. 303). Если в таких произведениях, как «О девстве» или «К враждующим против монашеской жизни», Златоуст восхваляет именно девство, то это ни в коей мере не означает осуждения брака. От некоторых высказанных ранее идей о брачной жизни Златоуст впоследствии отказался.

[4] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Colossenses, XII. ПСТ. Т. 11, кн. 1. С. 465.

[5] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios XX. ПСТ. Т. 11, кн. 1. С. 165–166. Это единство супругов, соединение двух половин в одну, то есть реализация в браке стремления к полноте жизни позволяло христианским авторам, начиная с апостола Павла, сравнивать отношения Бога и Церкви, отношения Лиц Святой Троицы именно с браком (ср.: 1 Кор. 11: 3, Евр. 1: 3 вместе с 1 Кор. 11: 7).

[6] Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, LXII; ПСТ. Т. 7, кн. 2. С. 635.

[7] Мейендорф И.Ф., прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. – URL: http://lib.rus.ec/b/347671/read.

[8] Τῆς μὲν γὰρ γυναικὸς ἄρχει ὁ ἀνὴρ, τῶν δὲ παίδων ὁ ἀνὴρ καὶ ἡ γυνή. Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios XXI. ПСТ. Т. 11, кн. 1. С. 183.

[9] Иоанн Златоуст, свт. In illud: Propter fornicationes autem unusquisque suam uxore. ПСТ. Т. 3, кн. 1. С. 209.

[10] Иоанн Златоуст, свт. De Anna, I, ПСТ. Т. 4, кн. 2. С. 781, 783.

[11] Апостол в послании к Ефесянам, говорит Златоуст, «предложил мужу и жене… взаимную любовь τῆς ἀγάπης и заботливость…» (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios XX. ПСТ. Т. 11, кн. 1. С. 167.

[12] Слова Златоуста: «…хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим об ней попечением, любовью и дружбой (προνοίᾳ, τῇ ἀγάπῃ, τῇ φιλίᾳ,). Нет уз, крепче этих, особенно для мужа и жены» (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios XX. ПСТ. Т. 11, кн. 1. С. 168.

[13] Уже приводила эту цитату: «Ничто так не укрепляет нашу жизнь, как любовь мужа и жены (ἔρως ἀνδρὸς καὶ γυναικός)» (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios XX. ПСТ. Т. 11, кн. 1. С. 166). Об этом виде любви между супругами также см.: Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Colossenses, VIII. ПСТ. Т. 11, кн. 1. С. 430.

[14] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Colossenses, XII. ПСТ. Т. 11, кн. 1. С. 464.

[15] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Titum, IV; ПСТ. Т. 11, кн. 2. С. 861.

[16] Иоанн Златоуст, свт. In Genesim VI; ПСТ. Т. 4, кн. 2. С. 759.

[17] Григорий Богослов так восхвалял своих родителей: «Супружество их равночестно, согласно и единодушно…» (Григорий Богослов, свт. In laudem sororis Gorgoniae. Собрание творений, 1994. Т.1. С.178).

[18] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios XX. ПСТ. Т. 11, кн. 1. С. 166–167.

[19] Иоанн Златоуст, свт. Non oportere quemquam de seipso desperare… ПСТ. Т. 3, кн. 1. С. 381. Златоуст, настаивая на том, что супруги являются одним телом, и призывая их стать одним целым также душой и мыслями, категорически отрицает возможность развода «разве вины прелюбодеяния» и объясняет разрешение развода моисеевым законом ради необходимости умерять «жестокосердие» (sklerokardia) израильтян: «Если иудеи не щадили своих детей, умерщвляли пророков и кровь проливали как воду, тем более не пощадили бы жен. Поэтому Законодатель и допустил меньшее зло, чтобы пресечь большее… чтобы вы, удерживая у себя жен, не убивали их, но изгоняли бы…». «Отпущение жены» Златоуст приравнивает к прелюбодеянию, а разведенных супругов продолжает считать супругами – «изгнанная все-таки остается женою изгнавшего. Христос затворил для нее двери ко вступлению в брак с другим» (см.: Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, XVII. ПСТ. Т. 7, Кн. 1. С. 196–199).

[20] Иоанн Златоуст, свт. Non oportere quemquam de seipso desperare… ПСТ. Т. 3, кн. 1. С. 382.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мы кормим наших детей не нежностью и любовью, а скорбью и ссорами Мы кормим наших детей не нежностью и любовью, а скорбью и ссорами
Иерей Спиридон Василакос
Мы кормим наших детей не нежностью и любовью, а скорбью и ссорами Мы кормим наших детей не нежностью и любовью, а скорбью и ссорами
Иерей Спиридон Василакос
Знаете ли вы, что произойдет, если отец заходит в дом и с радостью обнимает мать и целует своих детей? Что-то очень простое – ребенок будет ждать своего отца.
Несоответствие Несоответствие
Свящ. Димитрий Шишкин
Несоответствие Несоответствие
Священник Димитрий Шишкин
Сюжет такой: юноша идет за женщиной с ребенком лет четырех и снимает на камеру мобильного телефона, как разъяренная мать кричит на сына и отвешивает ему пару подзатыльников…
О семейной жизни и воспитании детей О семейной жизни и воспитании детей
Из наследия Оптинских старцев
О семейной жизни и воспитании детей О семейной жизни и воспитании детей
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
О том, как нужно жениться и выходить замуж; об отношении родителей к детям и детей к родителям; о христианском воспитании детей; о семейных ссорах, пьянстве супруга и имущественных спорах с родственниками; о терпении, единомыслии и благодарении.
Комментарии
Галина И. 1 ноября 2023, 22:26
Наивысшее качество человеческой личности- это любовь в христианском ее понимании, жертвенная любовь,-не для себя, любимой, или любимого."Все начинается с любви". И там, где есть взаимная любовь, есть жертвенность и есть вера, там приходит все: и смирение, и прощение,и свобода от греха, и счастье. "Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (1 Ин.4'12). Сам Господь Иисус Христос живёт в таком браке, и этот брак-христианский. Где нет у нас жертвенной любви,там рабство греху и инциденты. Там будет бесконечная и безрезультатная война со своими страстями и страстями ближних."Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа?" (1Кор.7,16).И детей тоже.
Евгения 1 ноября 2023, 09:30
Анна, спасибо.Очень очень хорошая , полезная статья. С этой стороны всегда больше сложностей, на мой взгляд, чем в воспитании детей. Так дети все же растут по примеру того как их учат, а муж и жена два выросших дитяти и тут все сложнее. Мне очень нравится, что Вы никогда ни одним словом ни в одной статье не обмолвились о своём супруге негативно, не прокомментировали ни один его недостаток. Недостатки видите только Вы, не вынося это на обозрение других, и любите мужа всего со всем, что он имеет, а это дорогого стоит. Только опять я задумалась, если психологические составляющая дома нехорошая, если супруг хороший, любит детей, но не умеет вообще сдерживать эмоции, на все крик, тут как быть.
Татьяна 31 октября 2023, 14:21
Хочу ещё написать, что мой муж неверующий, а я пришла к вере когда мы были уже женаты. Но я люблю его, а он меня, и мы стараемся находить компромиссы. Моя вера при этом не уменьшается. Ради мира в семье я иногда нарушаю пост или не иду в храм. Но зато в возможное для меня время я с большим желанием соблюдаю пост и иду в храм. Муж видит мою любовь к нему и относится к моей вере с уважением. Но наши отношения - это не пример. В каждой семье свои отношения. Храни Господь Вас Елена и Вашу семью!
Татьяна 31 октября 2023, 14:02
Дорогая Елена, не могу Вам что-либо посоветовать, могу только поделиться собственным опытом. Я тоже обижалась на мужа из-за воспитания детей. Ведь муж и жена жили в разных семьях, с разными порядками. Но я поняла, что мир и любовь в семье важнее всяких порядков. Мне нравится современное выражение молодежи "быть на одной волне". Это очень помогает в семейной жизни. Дети выростают, болезни их чаще всего проходят и у них начинается своя собственная жизнь. А я и мой муж остаёмся вместе со своими отношениями и с любовью. Мне кажется, сохранить любовь до конца жизни - это главная задача супругов.
Татьяна 30 октября 2023, 08:09
Анна, спасибо большое! Хорошая статья. Полностью с Вами согласна. Не важно какие мультики смотрят дети. Если в семье мир, любовь, уважение друг другу, то всем хорошо. Ведь детям больше мультиков важны внимание и любовь родителей. И ведут себя дети так, как ведут себя родители. Просто надо больше времени быть со своими детьми.
И.29 октября 2023, 21:04
Главное видеть перед собой живого человека с его достоинствами и недостатками, а не собственный свод правил, шаблонов, стереотипов, установок, и пытаться натянуть все это на вторую половину. Спорить из-за кафе, вообще инфантильность, но до понимания этого тоже надо дорасти что мужу, что жене.
Иоанна_29 октября 2023, 20:15
/Если этого нет, говорить не о чем.// Галина, так этого почти нигде и нет, но говорить всё равно надо! Надо изводить драгоценное из ничтожного на том жизненном материале, который есть. Делать то, что по силам, в надежде, что остальное Господь дополнит, если не сейчас, то когда-нибудь.// Елена, надо обратиться к священнику, который сделает необходимые уточнения. Найдите батюшку, у которого есть дети, а лучше и внуки. Но ваша боевая задача сейчас - прекратить ссоры. Ссоры - это только разрушение, если человек не слышит разумные аргументы - он тем более не услышит то же самое на повышенных тонах. Уступите на какое-то время, молитесь, и Господь всё управит за ваше смирение.
Татьяна29 октября 2023, 16:02
А что же делать когда отца нет от роду? Такое случается по разным причинам, у кого смерть унесла супруга, у кого ушел. И ребенок никогда не увидит этого основания. Но это не снимет а увеличивает ответственность и тревогу матери на этот счет. А советов нет.
Галина И.29 октября 2023, 13:02
"Все счастливые семьи похожи друг на друга. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" (Толстой). В основу воспитания детей христианская нравственность ставит единоверие, общую молитву, Божье благословение и высокую ответственность. Если этого нет, говорить не о чем. Если в семье один верующий (верующая), то часто "враги человеку- домашние его"(Мф.10,36). И только при неослабевающей молитве к Богу все меняется к лучшему. "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного"(1Тим.5,8). Брак не терпит деспотической власти мужа или жены, их легкомыслия и культивирования своих детей. Или же чванливое культивирование своего "Я", жалость к себе самому.
Катерина29 октября 2023, 09:34
Кстати, вспоминается. Читала я в статьях одного российского врача-психотерапевта, что в его практике встречались случаи хронически больных детей, обусловленных тяжелыми семейными взаимоотношениями. Т.е. дитя, страдая вместе с родителями за родителей, бессознательно своими болезнями вызывает огонь на себя, переключая на себя внимание родителей, готовых в любой момент по любой причине т.с. вцепиться друг к другу в горло. Когда с помощью семейной психотерапии налаживались отношения супругов - казавшиеся безнадежно хроническими болезни детей проходили. И случаи эти были так очевидны и многочисленны, что психотерапевт посвятил этой теме статьи.
Михаил28 октября 2023, 22:55
В комментарий автору хотел обратить внимание, и раз уж данная статья не где-нибудь, а на сайте Православие, то уж лучший совет куда сходить в выходные всей семьей, то это Храм Божий, а ребенка отдать вместо мультиков в воскресную школу, и не забыть навестить дедушку и бабушку, так выходные ваши и пройдут всей семьей, но с целью и Богом. И при споре супругов женщина должна уступить. А если супруг не хочет идти в храм, то включите женскую хитрость и компромиссы, и всё у вас получится. Да хранит вас Господь.
Елена27 октября 2023, 19:30
Прошу совета! Что делать, если папа принимает решения, приятные для него и ребенка, но не полезные для здоровья ребенка (хроническое заболевание), а маме потом - лечить? И не получается доказать, что вот это - совсем нельзя, а вот это - вроде и не вредит сразу, но потом снова приходит болезнь. И получается хороший папа, который делает праздник, и плохая мама, которая всё запрещает и мучает противным лечением... Ссоры из-за этого, ссоры из-за других неурядиц и такое отношение тяжело вынести...
Катерина27 октября 2023, 11:45
Описанные автором ссоры случаются потому, что супруги до брака не выяснили, что живут по разным "географическим картам". В главном должно быть единение, общность и желание искать компромисс. Что касается выбора мультиков - это даже очень важно и не менее, чем тишь и покой во взаимоотношениях.
Людмила 27 октября 2023, 01:33
Анна, благодарю! Так и есть. Сама периодически попадаю в эту ловушку. Кстати, пересматривали недавно "Большую перемену". Это же ужас. Вспомните пару : Гонжа и его жена. Как она уродливо воспитывала его. Наше поколение так воспитывали. Что все должно быть правильно. Что жена всем руководит и за все отвечает. А папа нередко - для мебели. Я много встречаю таких примеров, именно моего поколения, кому 50, плюс минус. Как-то пыталась донести до знакомой, что наличие папы важнее школы Монтессори. Не донесла. Старший сын сказал нам, приехав домой после первой сессии: " Мама и папа, спасибо за стабильное детство и стабильную юность." Не безоблачное, не классное. А просто стабильное.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×