Православный календарьПравославный календарь
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.

«Хотеть быть любимым – естественно. Хотеть любить – выше естества»

Беседа с протоиереем Димитрием Шишкиным

Человек нуждается в любви. То есть именно в том, чтобы его любили. Казалось бы, общеизвестный факт. Но что она такое, эта наша потребность в любви? Неотъемлемое свойство человеческой природы? Или следствие греховности человека, проявление его гордости, тщеславия, эгоизма? Или, наконец, просто духовная слабость, черта малодушия, незрелости, даже инфантильности? Эти непростые вопросы мы решили обсудить с протоиереем Димитрием Шишкиным, настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Тенистом Бахчисарайского района республики Крым (Симферопольская и Крымская епархия).

Милосердный самаритянин. Художник: Теофило Патини, 1859 г. Холст, масло. Собрание Народного банка Адриатико, Пезаро Милосердный самаритянин. Художник: Теофило Патини, 1859 г. Холст, масло. Собрание Народного банка Адриатико, Пезаро

– Нет на земле человека, который не нуждался бы в любви и не страдал бы от нелюбви. Обделенность любовью – всегда трагедия. Кажется, всё понятно и бесспорно! Но я не раз читала и в письмах игумена Никона (Воробьева), и в проповедях архимандрита Иоанна Крестьянкина, что нужно любить самому, а о том, любят ли тебя вообще, не нужно сколько-нибудь заботиться… Как это понять, принять?

Причастниками любви духовной мы становимся не тогда, когда требуем любви от других, а когда сами стремимся приобщиться к этой любви

– Наверное, не страдать от нелюбви невозможно, хотя бы уже потому, что подлинная духовная любовь – это стихия нашей души, нашей жизни, тот божественный мир, к жизни в котором мы призваны. Но причастниками любви духовной мы, конечно, становимся не тогда, когда требуем или ищем любви от других, а когда сами стремимся приобщиться к этой любви, чтобы по мере сил и возможностей возрастать в ней, стяжать ее и – отдавать. Ибо отдавать – это и есть главное свойство любви. Помните слова Спасителя, которых нет в Евангелии, но которые приводит апостол Павел в беседе с пресвитерами христианской Церкви: «…блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35).

И если человек это понимает, если он принимает эти слова Христовы, то с ним милостью Божией происходит удивительная метаморфоза. Он уже не ищет «от добра добра», не ищет понимания и сочувствия, да и любви ответной, по большому счету, тоже не ищет, а стремится только сам отдавать то, что даровано ему Христом. И в самой этой «раздаче» находит радость сопричастности Божественному бытию, исполняя две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к человеку.

– Желание любви окружающих к себе (не духовной, а самой обыкновенной), поиск любви, тоска по ней, постоянное ощущение нелюбимости, отверженности людьми… Может быть, это проявление греха? Или немощи, слабости, что, впрочем, тоже следствие греха?

– Повторюсь, потребность в любви – это первая и важнейшая потребность человека. Но здесь надо, наверное, начать с того, что мы зачастую просто не понимаем и не чувствуем, увы, что каждого из нас уже любит Бог. И от этого непонимания рождается в человеке пустота и холод, и, как следствие, – желание любви от людей, человеческого участия, поддержки, сочувствия. А когда мы этого от людей не получаем – рождается горечь, растет отчуждение, обида, сознание несправедливости этого мира. Человек замыкается в себе, в своей горечи, недопонятости… Всё это можно назвать одним словом – самолюбие; и это, конечно, не имеет отношения к истинной любви, а являет собой одну из множества грубых или тонких подмен, которые и мы сами придумываем, и бесы предлагают нам в широком ассортименте.

Чтобы не принять подмену за истину и не сжиться с ложью как с правдой, нужно, как пишет апостол Иоанн Богослов, «не всякому духу верить, но испытывать духов, от Бога ли они» (см.: 1 Ин. 4: 1). А для этого нам нужно непрестанно сверять себя с той высотой, с той святостью божественной, к которой мы все призваны. И не смущаться отнюдь, видя, каковы мы есть на самом деле, но идти и идти с Божьей помощью к поставленной цели: «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас» (см.: 1 Пет. 1: 4). Тогда сам Господь будет нам помогать, просвещать и направлять. Только надо помнить: обязательное условие такого восхождения – наше доверие Богу. То, чего нам как раз и не хватает зачастую. Потому что вера в Бога и доверие Ему – это разные вещи. Можно ведь верить в существование Бога, но притом совершенно не доверять Ему и весь свой век «томиться в соку» собственных мыслей, мнений, предположений, подозрений, печалей и недомолвок…

Пусть ты делаешь дела любви «сухо», больше от ума, чем от сердца, но это уже начало твоей сопричастности Христу

Итак, ожидать любви, сочувствия и понимания от близких свойственно нашей природе. Но для нас есть то, что выше природы, падшей и поврежденной грехом: это вместе со Христом, отрекшись от своего «я» стараться самому делать то, что ты в силах сделать для других. Пусть ты делаешь это «сухо», больше от ума, чем от сердца, но, если твое желание исполнить заповедь о любви искренне, это уже начало твоей сопричастности Христу. И об этом как раз говорили многие святые, в том числе благословенный старец Амвросий Оптинский: «Если у тебя нет любви, то ты делай дела любви, и придет любовь».

– Но от семейной жизни человек ведь всегда хочет именно любви к нему, любви и душевной, и плотской… И вряд ли в семье такое возможно – чтоб одна из «половинок» только отдавала себя, не надеясь принять. И вообще, возможна ли в жизни любовь без надежды на взаимность, на какую-то награду? Я не имею в виду сейчас именно любовь мужчины и женщины.

– В реальных отношениях, в семейной жизни эта душевная потребность человека в любви, в том числе и плотской – не то чтобы извинительна, но, как кажется, неизбежна в абсолютном большинстве случаев. Потому что, как говорил герой Ивана Гончарова, «мы не духи и не звери». И любовь душевная, в том числе и плотская, входит в круг жизни земного человека. Она и благословляется даже, но, думается, по снисхождению, о чем говорят многие святые отцы. Они напоминают нам, что есть заповеданная духовная высота девства и совершенной любви, а есть реальность душевной и плотской жизни. Не всё в этой жизни противно Богу, но всё имеет свою, если можно так сказать, «иерархическую ценность», всё относительно. Стремление к душевной (и даже плотской) любви, к взаимности, к душевному и житейскому счастью – всё это входит в круг христианского бытия и всё это может быть благословлено, только бы совершалось благословенно, то есть в согласии с Божией правдой и законом Божиим.

Отдающая любовь, без надежды на взаимность, – страдание, но это как раз те самые страдания, которые «так дивно очищают душу»

Если же говорить конкретно о возможности (или невозможности) существования любви «отдающей», без надежды на взаимность, то, несомненно, такая любовь возможна, и в нашей русской классической литературе существует целая галерея таких светлых образов: Татьяна Ларина, Алёша Карамазов, любивший (непонятно за что) своих братьев и отца, князь Мышкин, княжна Марья из «Войны и мира»… Конечно, такая любовь – страдание, но это как раз те самые страдания, которые, по слову святителя Луки Крымского, «так дивно очищают душу». Впрочем, это относится к любви душевной, земной. Если же говорить о любви духовной (условно говоря – сестра милосердия на фронте), то тут уж, конечно, ни о каком ожидании взаимности речи не идет. Это чистой воды жертвенная любовь, а, стало быть, – приближающаяся к идеалу святости.

– Христос говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34). Очень важно понять, о какой любви говорит здесь Спаситель. Ведь не просто же о дружеской симпатии, которая могла бы создать в христианской среде теплую атмосферу? Иными словами, для чего Спаситель призывает нас любить друг друга? И другой призыв Христа: «Пребудьте в любви Моей» (Ин. 15: 9). Что значит «пребывать в Его любви»?

– И дружеская симпатия, и трепет, и умиление, и сочувствие – всё это может быть проявлением чистейшей, божественной любви, и именно к этому призывает нас Господь, а от Его имени и божественный Павел, когда говорит: «Будьте братолюбивы с нежностью» (Рим. 10: 12). Здесь заключается призыв к чистоте и красоте отношений меж людьми, к тому, чтобы наши взаимоотношения стали такими, какими замыслил их Создатель; развитие отношений в вечности составляет благословенную перспективу нашей жизни. Помните эти «невозможные» призывы и заветы? «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48) или «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11: 44; 1 Петр. 1: 16). Как возможно исполнить эту запредельную, непостижимую заповедь? Да никак! То есть одними только человеческими усилиями и средствами – не только исполнить невозможно, но и понять даже, о чем вообще идет речь. Но «невозможное человекам возможно Богу» (Мф. 19: 26). Если мы деятельно стремимся к этому совершенству в любви, к пребыванию во Христе и со Христом (ибо именно Христос явил во плоти полноту Божественной любви), то мы не лишаемся «части от целого», то есть участия в Божественной жизни и любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4: 16). И именно тогда мы спасительно, то есть в Духе Святом, учимся любить наших близких и ближних.

– Какой должна быть любовь человека к человеку? Последнее время мы особенно часто сталкиваемся с любовью слепой, или бездуховной. Вот пример: в автобус входит бабушка с 12-летним внуком, а свободное место только одно. Бабушка говорит потомку: «Садись». И внук плюхается на сиденье. А бабушка стоит рядом и с нежностью поглаживает его вихры. Бабушке безразлично, что внук поступает безнравственно, – лишь бы ему было хорошо. А есть и такая материнская любовь, которая готова своими руками зарезать тысячу чужих детей, лишь бы жил собственный… Но разве это та любовь, к которой призвал Христос?..

– Любовь человека к человеку должна быть духовной. То, о чем вы говорите, – это, конечно, совсем не любовь, а один из эрзацев любви, одна из тех подмен, о которых мы упоминали ранее, и последствия которых бывают катастрофичны для самих людей, которые принимают эти подмены за истину, и для тех, на кого изливается эта «псевдолюбовь», разрушающая духовную составляющую и духовное измерение человеческой жизни. А духовное измерение заключается в осознании того факта, что у нас есть тело, есть душа и есть высшая часть души – дух, посредством которого человек вступает (то есть призван вступать) в общение с Духом Божественным. Без этого понимания, без этого устремления, причем сознательного, последовательного и твердого, невозможна вообще правильная организация человеческой жизни.

Человек, даже будучи по природе добр, вежлив, предупредителен, но бездуховен, неизбежно калечит свою жизнь и жизнь своих близких

Человек, как это ни горько звучит, даже будучи по природе добр, а по воспитанию образован, вежлив, предупредителен и т.д., но бездуховен, неизбежно калечит свою жизнь и жизнь своих близких. Примеров тому тьма. А причина одна – стремление понять и осуществить любовь одними человеческими средствами.

– Как измениться, чтобы захотеть наконец быть не любимым, а именно любить самому? Почему слова преподобного Амвросия «делай дела любви, и придет любовь» срабатывают далеко не всегда? Часто бывает наоборот: человек годами ухаживает за тяжелобольным членом семьи, делает по долгу все, что может, терпелив и ласков… А любовь не приходит, скорее, напротив – растет раздражение, а сострадание стремится к нулю.

– Как научиться любить? Это вопрос, на который мы, христиане, должны искать ответ до последнего нашего издыхания. И Господь помогает нам находить и исполнять этот ответ каждую минуту и час, и день нашей жизни. Здесь неизбежны неудачи, спотыкания и падения даже, но необходимы и восстания, исправления, устремления слезные (и очень болезненные порой) с покаянием – к Богу. Что поделаешь – таков наш путь приобщения Божественной жизни и Божественной любви; простым и легким он быть не может по причине нашего падшего состояния.

Но Господу известна немощь нашего естества, и Он использует любую возможность нам помочь, поддержать нас, вдохновить и содействовать нашему реальному взрослению и восхождению «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13). А это зачастую происходит теми путями и средствами, которых наше плотское мудрование не понимает и не принимает. Вот почему важно безусловное доверие Богу вкупе со стремлением исполнять Его заповеди. Потому что «кто имеет заповеди Мои и исполняет их, тот любит Меня» (Ин. 14: 21) – именно это и есть любовь к Богу, а без нее невозможна и истинная любовь к ближнему.

Что слова преподобного старца Амвросия «срабатывают» далеко не всегда – правда. И тянется, тянется это «несрабатывание», кажется порой, без конца. Но вот именно, что кажется. Потому что спасается именно претерпевший до конца (см.: Мф. 10: 22). И часто это терпение именно на грани человеческих сил, со сжатыми, что называется, зубами. Но если оно совершается в доверии Богу и с желанием, насколько возможно, все-таки исполнять то, что от нас требуется… то, несомненно, все наши понесенные труды и скорби в Вечности расцветут благоуханным и радостным цветом, а всё тяжелое, темное, трудное рассеется как дым и станет как бы не бывшим. Так и будет! Просто у нас не хватает терпения, и мы хотим увидеть этот цвет и почувствовать его благоухание уже на полпути. Иногда так и бывает – Господь, подбадривая и утешая человека, дает ему почувствовать это благоухание. А когда-то бывает иначе. Но тем, значит, большую радость готовит для нас Господь – за мужество и постоянство; тем большую видит Он в человеке веру и способность претерпевать до конца. Это проверено и подтверждено множеством примеров, свидетельствами святых людей.

Есть такое явление, как рассудочная любовь. Или волевая, трудовая, как хотите… Это когда человек не удивляется сухости в своей душе, не удивляется проявлениям жесткости, немилосердия, раздражения и даже злобы, потому что знает: всё по-настоящему доброе в этом мире, а наипаче стремление исполнить заповедь Божию, встречает яростное сопротивление, во-первых, нашего падшего естества, а затем и бесов, которые всеми силами стараются отвратить человека от делания добра. Удивляться не нужно: уж тем более унывать и отчаиваться. Но вот противиться помыслам и бесам, противостоять им твердо и последовательно – нужно, всеми силами души обращаясь за помощью к Богу… И стараясь снова и снова, вопреки собственному состоянию, делать то доброе, что в наших силах. Пусть даже через силу, «сухо» и с волевым понуждением себя, но, в первую и главную очередь, – устремляясь к Богу всем сердцем и желая исполнить Его заповедь о любви к Нему и к ближнему. Да, это большой труд. Не понятый и не видимый порою никем, кроме Бога, Который как раз всё видит, всё знает и никогда не оставит человека без помощи на этом пути и без праведного Своего воздаяния. И это утешение, подаваемое Богом, с лихвой покроет всё пережитое и одарит нас такой радостью, что мы со слезами будем благодарить Создателя за то, что всё сложилось именно так, как сложилось, а не иначе.

– Всё, что вы сказали, конечно, истина, но вот как быть с нашими ранами? Одно из главных проявлений любви в нашей здешней жизни – это внимание человека к человеку. Бывает так, что мы не получаем внимания, в котором нуждались. Да, объясняешь себе, что никто тебе на самом деле ничего не должен. Но смириться трудно.

Даже если мы сами стараемся поступать нравственно, мы не вправе этого ожидать, а тем более требовать от других

– Конечно, это болезненно: не получать внимания, не находить участия, сочувствия, сострадания… Но надо понимать, что мир болен, что все духовно и нравственно больны, а мы сами, может быть, – в первую очередь. И даже если мы сами стараемся поступать нравственно, мы не можем и не вправе этого ожидать, а тем более требовать от других – именно потому что и мы сами безнравственны, если сравнить нас со святыми, например. Итак, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12) или «прощайте и прощены будете» (Лк. 6: 37). То есть нам неизбежно надо принимать в расчет чужую немощь и снисходить к ней, если мы хотим, чтобы Господь и к нам снизошел. Это простой, но действенный закон духовной жизни, о котором нам надо помнить и по мере сил исполнять.

Если же говорить о смирении, то в совершенном виде это, конечно, дар Божий. Но мы должны стремиться к приобретению этого дара, искать его. Если это стремление в нас есть, то Господь помогает нам: посылает горькое лекарство от гордости. Это относится к самым, казалось бы, незначительным вещам, которые вместе с тем могут серьезно огорчить и расстроить. Что-то происходит не так, как нам хотелось бы; не так, как нам представляется необходимым, правильным, полезным; кто-то не так посмотрел или не посмотрел вовсе; кто-то сказал не то, что мы хотели услышать; с кем-то не произошло сердечного соприкосновения, не возникло понимания, согласия и т.д.

В таких ситуациях важно быть внимательным к себе, прибегать с усиленной молитвой к Богу, исповедуя свое неприятие обиды, оскорбления, горечи, досады, разочарования – всего того, что мгновенно проявляется в смиряющих обстоятельствах; и прося у Господа помощи в преодолении искушения, в приобретении действительного смирения. Здесь всё решают мгновения, потому что если увязнешь в помысле огорчения, неприязни или досады, если начнешь «вращаться» в этом неприязненном чувстве или мысли, то потом трудно будет из этой воронки выбраться. Впрочем, «трудно» – не значит «невозможно»: молитвенная борьба против помысла всегда имеет свои значение и цену. Помощь Божия в конце концов приходит и разрешает от бремени, но чем решительнее, быстрее и самоотверженнее будет наше обращение к Нему, тем легче и быстрее приходят долгожданный мир, смирение и тишина. Приобретение смирения – это труд, заповеданный нам, потому что без смирения невозможно приобщение Божественной жизни.

Рейтинг: 10 Голосов: 483 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Анна Резе21 января 2025, 08:35
Боже мой! Получается, всё зависит именно от меня!?
Анна Резе25 декабря 2023, 04:24
В этом маленьком рассказе о любви я нашла столько всего нужного для себя. Спасибо. Как я несовершенна в понимании своего естества. Греховного, конечно. Так давно хожу в церковь и снова, как в самом начале, совсем ничего не знаю, а главное, не умею принять любовь Божью. А как хочется быть полезной каждый день!
Киселева любовь15 марта 2023, 21:24
Любовь начинается в сердце, но без духовности, без Христа , без разумного подхода может только навредить ближнему
Марина Анатольевна13 марта 2023, 12:12
Обо всем выше сказанном кратко, но Божественно емко сказано в притче о хозяине и рабе, трудившемся на поле Господина: хозяин не прислуживает своему усталому рабу, пришедшему с полевых работ, а приказывает служить за ужином себе, и раб верный слушает приказание и служит с усердием, хотя и устал. И слова о "неключимых рабах" так же вписываются в тему беседы. И собственно самое важное в Евангелии - это о Любви Бога к не любящим и даже ненавидящим его людям. Но именно для ответной Любви мы и были Богом созданы, и Великою Жертвою к ней призваны.
р.Б13 марта 2023, 08:39
Не согласен, что вообще "хотеть любить - выше естества"... Но любить врагов своих и любить незнакомых больше себя (жертвенно) - ,возможно, выше естества. Потому и Бог нас учит любви всю жизнь начиная с любви к родителям, потом к любим-ой(-ому): От любви к ближнему - к любви близкому ...и дальнему ;)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Марина Бирюкова
Протоиерей Димитрий Шишкин

Новые материалы

Выбор читателей

×