Похоже, эпоха «цветных» революций заканчивается революцией «черно-белой»…
На первый взгляд, нынешний социальный протест в США приобрел «расовый оттенок» почти случайно. Условно говоря, если бы не белый полицейский убил негра, а многодетный белый отец, уволенный с работы, поджег бы себя на площади, это тоже могло бы стать катализатором «справедливого» гнева и бунта. Но вот ведь что любопытно: людей уволенных сейчас миллионы, и примеров отчаяния среди них, надо понимать, предостаточно, но почему-то актуальным оказался именно протест против рабовладельчества. Угнетения не только бедных богатыми, но угнетения по расовому признаку.
И вот оказывается, что «по счастливому совпадению» есть те, кому это противостояние в США сейчас «на руку», потому что нынешние республиканцы – это консерваторы, а стало быть, «идейные» наследники рабовладельцев-конфедератов, а демократы – рачители всевозможных «свобод». Так что они, разогревая недовольство в широких массах афроамериканцев и сочувствующих им, надеются в ближайшие выборы привлечь на свою сторону этот многочисленный и плохо управляемый электорат. Но, будучи ослеплены духовно, они не понимают, что своими действиями подталкивают страну к развалу, на грани которого она и так уже стоит в последнее время. Больше того – и по всему западному миру пошла волна протестов, настолько же «справедливых», насколько разрушающих само основание Евроатлантического союза.
Сатана, по попущению Божиему, управляет и манипулирует, как он думает, в своих интересах массами людей, не огражденных благодатью. Сначала он веками внушал одним мысль о своем превосходстве и праве угнетать других, «низших». А теперь всех потомков этих «низших» и сочувствующих им «правдолюбцев» воздвигает на пламенную борьбу с «угнетателями» во имя «торжества справедливости». Создавая несправедливость, сатана сам же потом «по справедливости» разрушает всё, что «не по справедливости» было создано. И в первом, и во втором случае цель одна – нарушить Божественный порядок, где, с одной стороны, богатым и власть имущим заповедано заботиться о немощных, а, с другой стороны, немощным смиренно переносить скорби и испытания в надежде на воздаяние, если не в этом, то в будущем веке. Это мировоззрение и система ценностей, основанные на христианской вере. Но если веры нет, то желание одних выжимать последние соки из немощных ради прибыли, а желание других вкусить от полноты их благ становится естественным основанием для системы, которую мы называем капитализмом и которой, похоже, наступает конец.
Допустим, что сейчас негры по всему миру будут признаны вселенскими гегемонами и все с благоговением и трепетом будут только ожидать: что же они хотят, каким видят будущее, и какое новое светлое настоящее желают создать. И вот здесь, очевидно, всех ждет огромное разочарование, потому что быть негром, пусть даже давно и несправедливо угнетаемым, – это еще не значит понимать, как надо жить «справедливо» и уж тем более как нужно эту жизнь строить и созидать. Ну, станут, условно говоря, негры «привилегированным классом» – и что? Сам этот принцип возвышения ложен, это очевидно. Не цвет кожи делает человека привилегированным, а его качества. И если мы под «привилегированностью» понимаем возможность жить сыто, довольно и обеспеченно, вполне удовлетворять всем своим страстям и похотям, то ничего не меняется по существу. Просто меняются «полюса» капитализма: угнетенные становятся угнетателями и наоборот. Вот и вся «справедливость». Бесовская насмешка над человеком и человечеством, не более того.
Угнетенные становятся угнетателями – вот и вся «справедливость». Бесовская насмешка над человеком и человечеством
Но если говорить о подлинных привилегиях, данных нам Богом, о высоте призвания и положения человека в мире, то об этом сказал Господь так: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20: 26–27). То есть подлинная высота или ничтожество человека зависит не от его социального и имущественного положения и статуса, но от состояния его духа, от веры, от наличия или отсутствия жертвенной любви. И подлинно христианским, а стало быть – и справедливым (насколько это возможно) обществом может быть только такое общество, во главу которого положено деятельное осмысление и исполнение заповедей Христовых. Когда акцент переносится с обеспечения внешних условий благополучия на соблюдение внутренних, духовных правил, а остальное служит только подспорьем в их исполнении.
И тогда ключевое значение в нашей жизни должен играть вопрос духовно-нравственного воспитания и образования. Но мы в России (потому что, в конечном итоге, мы ведь думаем о России, о ее будущем), увы, еще далеки даже от такой постановки вопроса. У нас до сих пор считают, что главное – это экономика, деньги, производство, продукт, потребление, внедрение новейших технологий… И современное образование всё дальше уходит от необходимости духовного и нравственного осмысления накопленных знаний, а всерьез озабочено созданием множества «компетенций». Но само такое представление о жизни ложно, потому что в наше время особенно становится понятно, что главное – это сам человек и то, каков он в своем отношении к Богу, к себе самому, к ближнему. Как он сможет распорядиться огромным богатством накопленных человечеством знаний, умений и опыта. Именно эти вопросы и ответы на них становятся главными, определяющими в наше время – время утраты смыслов и оснований для созидания личной, семейной и общественной жизни.
Но даже если это понять, то сменить парадигму построения жизни, условно говоря, с материальной на духовную – совсем не так просто, как может показаться. Само осознание необходимости веры, и веры правой, а также необходимости жить согласно с этой верой – это и есть подлинная и святая революция нашего времени, вполне назревшая и без совершения которой всё и дальше будет валиться в тартарары, так что конец человеческой истории в самом деле наступит уже весьма скоро. И это не алармистские настроения, а основанная на естественной логике развития событий реальность, пророчески описанная в книгах Священного Писания.
Осознание необходимости веры, необходимости жить согласно с этой верой – это и есть подлинная революция нашего времени
Тем более что, очевидно, существуют в мире силы и механизмы, всемерно содействующие скорейшему исполнению этих пророчеств. В частности, так называемые «наднациональные» структуры, надеющиеся посредством нынешнего хаоса окончательно разрушить пусть ослабленную, но все еще существующую систему миропорядка, основанную на христианских ценностях. Эти «избранные» надеются после явленного всем и разрушительного действия общемирового хаоса реализовать новую, «разумную» модель мироустройства и глобального управления людьми.
И в этой связи вспоминается давний спор монаха Варлаама со святителем Григорием Паламой о путях познания Бога. Если кратко, то учение Варлаама заключается в том, что совершенство богопознания достигается накоплением, умножением знаний, «чтобы потом путем обобщения дойти до универсального знания о сущем». Оппонируя ему, святитель Григорий говорит о том, что «Благодать и энергия обожения – другое, чем добродетель и мудрость». Здесь заложен главный конфликт между католическим (и посткатолическим) Западом и православным Востоком, обозначены два взгляда на саму природу человека, на его призвание и пути достижения высшей цели человеческой жизни.
Западное богословие, по мнению святителя Григория, отвергая учение о несотворенных энергиях, «отсекло от себя Бога» и положило «великое и непроходимое зияние» между Богом и человеком. Осталось многобесие обнаженных страстей и безблагодатный разум – единственное, что в этой системе координат способно сдерживать распад, энтропию. И вот: логика, рацио, разум – это то, чему на Западе всегда уделяли особенное внимание. Больше того, идея рацио и его значение в жизни общества достигли своего максимального развития как раз в современной идее создания искусственного интеллекта, который в худшем из случаев становится как бы неким идолом, противоположностью Бога, Который есть любовь.
Это «погружение в многознание», мудрость земная, душевная, бесовская (см.: Иак. 3: 15), отбросив со временем маску мнимого благочестия, завела человечество или, во всяком случае Западный мир, в страшные дебри самомнения и гордыни.
Сам по себе рационализм и способность к анализу и логическому мышлению не противоречат вере, а являются неотъемлемой частью человеческой личности. Но именно любовь к Богу и человеку одухотворяет и придает подлинный смысл всем человеческим способностям. А когда интеллект выделяется в отдельную категорию, развивается и существует сам по себе, занимает главенствующее положение в организации общественной жизни – это становится формой идолопоклонства. Ничего хорошего от этого ждать не приходится. Больше того, крайнюю увлеченность идеями научного прогресса святитель Григорий сравнивает с одержимостью другими пагубными страстями. Все они удаляют человека от Бога и обрекают на пустоту и страдание.
Главная ошибка Западного мира заключается в том, что он целью своей полагает «усовершенствование» материальной жизни и даже самой природы, но усовершенствование одними человеческими силами, в то время как без действия «боготворящей благодати» природа человеческая никогда не достигнет того совершенства, к которому призвана. Более того, под видом «самосовершенствования» человеческая гордость, лишенная благодати, неизбежно всё более будет запутываться и, всё более омрачаясь, будет само омрачение свое мнить усовершенствованием. И это мы видим ныне в самом широком масштабе и охвате, когда хаос и анархия как будто специально подогреваются сторонними силами, чтобы затем, когда мир дойдет «до точки», предложить «гармоничное» и «совершенное» решение о построении общества на новых «разумных» началах. Но мы должны ясно понимать, что обезбоженный разум не действует сам по себе и человеческая гордость направляется и руководится силой бесовской. То есть «совершенный» и безблагодатный разум – это и есть главное орудие Антихриста в апокалипсическом «постхристианском» мире.
Снимая сегодня портреты конфедератов в коридорах Конгресса и круша их памятники на площадях, американцы – от сенаторов до бунтовщиков – сознательно или неосознанно вынимают камни из основания собственной государственности. Если это не прекратится в ближайшее время, то вопрос катастрофического обрушения всего здания – вопрос также ближайшего времени. И нам это известно не понаслышке. Потому что так бывает раньше или позже со всяким обществом, утратившим страх Божий.
Итак, наблюдая за тем, что происходит с «цивилизованным миром», зададимся простым вопросом: какова же воля Божия о нас, о нашем народе? Несомненно, воля Божия о нас заключается в том, чтобы мы были хранителями и благовестниками православной веры. Всё, что содействует этому, – привлекает милость Божию, а всё, что противно, – навлекает на нас Его гнев. И чем раньше мы поймем эту простую истину, тем быстрее сможем начать созидать в нашем Отечестве действительно добрую жизнь, а может быть, милостью Божией и продлим дни человечества на Земле.