О справедливости (+ВИДЕО)

О какой справедливости говорят, когда ее требуют? Справедлив ли Господь с нами? И должен ли христианин настаивать на справедливости или следовать иному принципу? Рассуждает протоиерей Олег Стеняев.

В современном обществе люди часто говорят о справедливости. И, прежде всего, они требуют справедливости по отношению к себе самому. Но давайте задумаемся: хотим ли мы, чтобы Бог относился к нам по справедливости?

Справедливость – это категория правосудности, а правосудность требует наказания – наказания согрешившего. Перед лицом Божиих заповедей все виновны, нет ни одного, кто бы исполнил Закон Божий. Как сказано и апостолом Павлом: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3: 10–12). Так какой же справедливости ищут люди, о какой справедливости они говорят? Они имеют в виду справедливость только для себя. Не правосудность Бога, а человеческое представление о справедливом или несправедливом отношении к нему, то есть, самому человеку.

Мы, христиане, понимаем, что, если бы нашим судиею и обвинителем был только Закон Божий и только Закон Божий по справедливости выносил окончательное решение, то, так как все мы согрешили, все и оказались бы под наказанием. И потому в Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Но если по благодати, то не по делам (то есть не по справедливости. – прот. О.С.); иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам (то есть по справедливости. – прот. О.С.), то это уже не благодать (уже не милость. – прот. О.С.); иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11: 6).

Христос и грешница. 2011. Миронов Андрей Николаевич Христос и грешница. 2011. Миронов Андрей Николаевич

Мы должны выстраивать отношения с другими людьми, не отталкиваясь от своего понимания справедливости, а если мы от Бога ожидаем милости, прощения и благодати, то и мы должны быть прощающими, милостивыми и благодатными по отношению к другим людям, ибо мера того, как мы относимся к другим людям, может оказаться мерой того, как Бог отнесется к нам.

Если бы Бог поступал по справедливости, Божественная правосудность коснулась бы карающей рукой каждого

У некоторых людей есть обостренное чувство справедливости, особенно если дело касается социальных вопросов (преимуществ плоти), и они требуют, требуют, требуют… А всегда ли мы требуем то, что мы действительно заслужили? То, что мы реально заработали?

«…Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4: 7).

«Так хвалящиеся люди полагают, что они оправдываются своими собственными силами, а потому хвалятся собой, а не Господом» (Августин Иппонский, Послания, 22).

А обвиняя другого и настаивая на справедливости наказания, относимся ли мы так же строго и требовательно к себе? Воистину, если бы Бог поступал по справедливости в этом мире, то никто не смог бы выжить в нем – Божественная правосудность коснулась бы каждого карающей рукой. И мы читаем в Евангелии: «Закон дан чрез Моисея, благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). В нашем Боге милость превозносится над судом, то есть над правосудностью и справедливостью. Поэтому всякий раз, когда мы требуем справедливости, всякий раз, когда мы требуем, чтобы наши права были восстановлены в полном объеме, давайте осознаем, что в этом мире справедлив только один – это Бог. Но Он не выстраивает отношения с нами по принципу правосудности, понимая, что без благодати мы не имеем надежды на спасение и на Божие прощение.

Бог творит человека в милосердии

В Библии есть два основных имени Создателя: в славяно-русской Библии это имя «Бог» и имя «Господь». Имя «Бог» выражает меру божественной правосудности, и мир творится на основах правосудности, мир природы. Другое имя Создателя – «Господь» – означает меру Божественного милосердия. Когда появляется это имя Творца в Библии? Когда говорится уже более подробно о сотворении человека, во 2-й главе Книги Бытия. То есть Бог, творя человека, который наделен свободной волей и может использовать ее не по назначению, творит его не только на основах правосудия, справедливости («Бог»), но и на основе милосердия («Господь»).

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). – Здесь мы видим божественное Милосердие («Господь») и Справедливость («Бог») – уравновешенными.

Требуя справедливости от других людей, требуя для себя каких-то привилегий, давайте вспомним и о других людях, которые, может быть, именно по справедливости имеют больше оснований требовать то, что так настойчиво требуем мы только для себя. Поистине, как сказано, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5).

«Боюсь, чтобы при умерщвлении дел плоти ты не слишком полагался на свой дух, и не погиб вследствие гордыни, и не испытывал противление [Бога] себе, гордому, и чтобы тебе, несмиренному, не было отказано в благодати: ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Августин Иппонский, Проповеди, 156).

Иногда лучше, может быть, не считаться со своим видением справедливости – только для себя и во имя себя, а проявлять благость, прощение и терпение, совершать свой апостолат, идя по узкому и тернистому пути христианина. А широкий, пространный путь, по которому идут многие, со своим пониманием прав человека, принципов справедливости, – это взаимоисключающие представления о правах, о справедливости, о честности, когда каждый защищает права только одного человека – самого себя.

И святые отцы поучают нас, что подлинно духовным человеком является только тот, кто может проявить жертвенное начало. Кто, не считаясь со своими какими-то личными выгодами, со своим личным, субъективным представлением о справедливости, будет взыскивать правду Божию и наслаждаться Его благодатью (то есть, незаслуженной милостью).

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога, милующего» (Рим. 9: 16).

Проявляя милосердие к каждому смертному (1 Тим. 2: 4), , Господь дает прикасаться к милости и состраданию в этой жизни и нам, когда и в этом мы уподобляемся Ему.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Справедливая несправедливость Справедливая несправедливость
Размышления в день памяти сщмч. Павла Константинопольского
Справедливая несправедливость Справедливая несправедливость
Размышления в день памяти святителя Павла Константинопольского, исповедника
Роман Савчук
Вся жизнь христианина – подвиг веры. Он должен научиться видеть за стечениями обстоятельств руку Бога, и тогда вопрос о справедливости будет звучать по-другому.
Молчание Бога Молчание Бога
Митр. Лимассольский Афанасий
Молчание Бога Молчание Бога
Беседа на 118-й псалом
Митрополит Лимассольский Афанасий
Часто нам кажется, что Бог молчит. Нас может душить несправедливость, скорбь, но, несмотря на это, Бог молчит. Он не вмешивается и ничего не делает.
Любовь выше справедливости Любовь выше справедливости
Прот. Георгий Схиртладзе
Любовь выше справедливости Любовь выше справедливости
Протоиерей Георгий Схиртладзе
Если мы с самого начала изберем неправильную позицию и будем относиться к людям предвзято и примемся раздумывать: полюбить его или нет, верить ему или нет, – то мы никогда не почувствуем искренней христианской любви.
Комментарии
Вячеслав Камальдинов30 июля 2016, 10:32
Роману Синельникову 22 июля 2016, 16:00
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Вячеслав Камальдинов30 июля 2016, 10:18
Справедливость субъективная вещь. Только чему нас учит Господь? Всегда ли мы должны поступать по справедливости, или как Бог по любви? А, по словам апостола Павла: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится."
р.Б.Сергий26 июля 2016, 21:43
Не простой вопрос.Порой надо и защищать свои права и интересы,особенно в общественой жизни.Даже пр.Паисий Святогорец поддерживал народные выступления против кощунников.И сейчас в той же Греции люди выражают недовольство решениями правительства.Например,за бюджетные деньги власти исконно православной страны собирались строить мечеть.Ну,а если,несмотря ни на какие усилия приходится терпеть несправедливость как человеку,так и народу,то вспомним о промысле Божием,попускающим скорби дли пользы душ наших.
Иулиания25 июля 2016, 10:30
Нет и не будет в этой жизни справедливости, как бы ее не хотелось. Часто негодяи имеют все, а люди порядочные бедствуют. Если мы идем за Христом - будем страдать. Такова участь всех христиан. Может, потому и не нужен миру Христос, потому что хочется человеку грешному безконечного счастья.
Игорь23 июля 2016, 12:32
Отче Олег!Спасибо!Ваши уроки как таблица умножения.Эмоции в сторону.Услышал,принял,а дальше каждый применяет к своей ситуации.
Храни нас всех Господь наш!
22 июля 2016, 21:04
Для кого сказаны тогда эти слова-...Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя . Исайягл 58.6-8. У нас в стране"оквы неправды" уже разрешены? Ярмо на шею людям олигархи накинули, узы его уже развязаны? Кто за правду голос свой возвысит?
Роман Синельников22 июля 2016, 16:50
В таком случае вопрос. Ну с личным пониманием справедливости всё понятно: гордыня и всё, что ей сопутствует. Но как быть в ситуации, когда люди берут на себя обязательства и фиксируют их договором? Разве справедливость не в том, чтобы этот договор был безукоризненно исполнен обеими сторонами? А как быть с законодательством? Люди приходят на выборы, тем самым заключая с властью срочный договор. Его можно не исполнять? Разве человек, не выполняющий своих обещаний по каким бы то ни было причинам (например, пообещавший и не женившийся), поступает справедливо?

И вообще, как сочетается жизнь по обязательствам, в которые вписан каждый из нас (трудовые договоры, съём квартиры, кредиты…), и жизнь по любви?
Сергей22 июля 2016, 11:15
А широкий, пространный путь, по которому идут многие……………
О ком идет речь? Мне представляется, что на самом деле в России, да и во всем мире основная масса народа живет во многих скорбях и болезнях. «мы безумны,… и немощны, и бесчестны, и терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками» (1Кор.4:10–12), что было и есть сутью апостольского служения и признаком истинного христианства. На самом деле очень важно знать то, что и доныне для нас, современных последователей Христа, Господь устраивает возможность спасения. Пусть множество простого народа и не думает о том , что живет по Воле Божией, но на самом деле так оно и есть. Вспомним простого Александрийского сапожника: Я не делаю ничего особенного, просто за работой гляжу на прохожих и говорю себе – пусть все спасутся , один я погибну. Господь и доныне с нами, и процесс спасения не на минуту не приостанавливается. Разве может быть такое, что бы Его жертва была напрасна, а молитвы Его матери- пресвятой Богородицы и всех святых были не услышаны ?
Саша22 июля 2016, 10:58
Спаси Господи от.Олег, очень вразумительно и доступно
Вера22 июля 2016, 10:03
Справедливости в России никогда не было и вряд ли когда будет. Минталитет у нас особенный. Но хочется чтобы все мы чаще вспоминали о совести.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×