Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев

Каким может быть перепад высот человеческой жизни? Разносчик пирожков на рынке, владелец крупнейшей в России колбасной фабрики, поставщик Двора Его Императорского Величества, нищий старик в развалюхе на окраине лесной деревни… А еще – благотворитель, которого помнили на протяжении нескольких поколений – это в советское-то время, вопреки пропаганде о «кровопийцах-эксплуататорах», строитель прекрасного храма и… святой мученик. Все это – об одном человеке, купце второй гильдии Николае Григорьевиче Григорьеве.

Николай Григорьевич Григорьев Николай Григорьевич Григорьев Николай Григорьев родился в деревне Ратманово Угличского уезда Ярославской области 1 декабря 1845 года. Из детства сохранились воспоминания о крестьянском труде, а еще – о том, как всей семьей добирались в храм в село Дубровы, прихожанами которого были ратмановские жители. Ехали 12 верст через леса и болота. Некоторое время спустя приходы переформировали, и Ратманово присоединили к Сергиевскому. Оно находилось ближе – примерно в 5 верстах, но старинный деревянный храм святой Параскевы Пятницы был старым и ветхим. В нем служили зимой, летом же богомольцев встречала неотапливаемая каменная Сергиевская церковь. По преданию, в Сергиевском некогда побывал светильник русской святости – преподобный Сергий Радонежский, и основал там монастырь. Сергиевская пустынь просуществовала до XVIII века. Во время секуляризации Екатерины II она была закрыта, храм же продолжал действовать, согревая теплом молитвы несколько деревень.

Крестьянское детство коротко. В 10 лет мальчик считался вполне готовым к полноценному труду. Отец Коли летом обрабатывал поле, а на зиму уходил на отхожий промысел в Углич – работать в колбасной мастерской или, как говорили тогда, колбасном заведении. В 1855 году он взял с собой и сына. Жителей Углича тогда нередко называли колбасниками, поскольку с петровских времен в этом старинном городе действовали лучшие производства этого продукта. Были они кустарными, с ручным трудом. На одном из них и начал свой рабочий путь десятилетний Коля Григорьев. Мальчик оказался расторопным и любознательным. Он не только хорошо работал, но и интересовался технологией производства, так что к 15-ти с небольшим годам освоил его секреты. А жизненный путь вел его в новые места – в Первопрестольную.

Развращающему влиянию города Николай не поддавался: не пил, не тратил денег впустую, откладывал каждую копейку

1861 год памятен для русской истории как время отмены крепостного права. Сдвинулись с места вековые устои. И баре, и крестьяне оказались на распутье: как жить дальше. Юный Николай не растерялся. Он выправил паспорт и отправился в Москву. Там юноша не стал долго искать хорошего места – устроился на то, которое было. Стал разносчиком пирожков в Охотном ряду. Должность самая низкая, но дала и хлеб, и кров. Некоторое время спустя разумного молодого человека приметил владелец одной из московских продовольственных лавок и позвал к себе – в приказчики. Коля, конечно же, согласился.

Трудясь в лавке, он осваивал азы коммерции, как прежде освоил основы колбасного производства. Развращающему влиянию города не поддавался: не пил, не тратил денег впустую, откладывал каждую копейку. И долго ли, коротко ли, сумел открыть в Охотном ряду собственное колбасное заведение. К этому времени Николай уже был женат на дочери своего первого работодателя Анне Феофановне. Сам владелец, его молодая супруга и несколько наемных работников – таков был коллектив первого григорьевского производства. Работали они честно, с огоньком, и колбасы получались вкусными. Предприятие приносило прибыль. Николай Григорьевич оказался талантливым технологом и предпринимателем. Уже в 1876 году он стал купцом второй гильдии, а в 1878-м, накопив начальный капитал, выкупил помещения не работавшей к тому времени колбасной фабрики Ф. Волнухина в Кадашевской слободе.

Чаепитие на даче. Николай Григорьевич и Анна Феофановна Чаепитие на даче. Николай Григорьевич и Анна Феофановна

К оборудованию новых цехов молодой промышленник подошел с размахом. За 20 лет на месте развалин он построил самый современный колбасный завод в Москве. Закупил за границей лучшее оборудование, вплоть до собственной мини-электростанции. 10 двухэтажных каменных корпусов, огромный холодильник на 10 тысяч пудов мяса, электрическое оборудование. Даже освещение территории и рельсы с вагонетками, ходящими между корпусами, – такого в Москве еще не было, во всяком случае, в колбасном деле! Фабрика колбасно-гастрономических изделий Н.Г. Григорьева стала крупнейшим в Москве, если не во всей России, производством мясной гастрономии. За год она выпускала до 100 тысяч пудов колбас одиннадцати сортов. А еще – 200 тысяч штук свиных окороков, ветчину копченую, вареную, рулетную, сосиски венские, вареные, русские, плюс фаршированных гусей, уток, индеек, каплунов, пулярок… От одного перечисления слюнки текут! При фабрике Григорьева действовал магазин, где эту вкусноту продавали по сниженным ценам – не только рабочим, но и окрестным жителям. Всего же в Москве было шесть крупных Григорьевских магазинов и несколько мелких. Продукция поставлялась в разные города России – вплоть до Сибири, а также за рубеж: в Париж, Берлин, Вену. Она удостоилась десяти медалей международных выставок. Колбасы Григорьева ели в царских дворцах – с 1896 года фабрика получила почетное звание Поставщика двора Его Императорского Величества, а ее владелец – статус потомственного почетного гражданина. Примечательная деталь: в 1896 году, на печально известных коронационных торжествах на Ходынском поле, в подарочные наборы для народа входило, помимо прочего, и по 200 граммов григорьевской колбасы.

Выйдя в большие люди, Николай Григорьевич сохранил человечность

Выйдя в большие люди, Николай Григорьевич сохранил человечность. Заботясь о рабочих, он выкупил девять домов в соседствующих с фабрикой Первом и Втором Кадашевских переулках и на Большой Ордынке. Там бесплатно давали жилье семейным работникам, а на территории фабрики действовало общежитие для холостых. Для рабочих, которых на производстве было около 200 человек, да еще 100 служащих, действовали собственные медпункт, школа, детский сад, бесплатная столовая. Примечательно, что костяк коллектива фабрики составляли земляки Николая Григорьева – выходцы из Ратманова и соседних деревень. Он искренне считал односельчан своими родственниками и потому давал им и работу, и кров. Сам Николай Григорьевич с семьей поселился в большом доме во Втором Кадашевском переулке. Один из его выходов вел прямо во двор фабрики, так что и хозяин, и с детства приучавшиеся к делу сыновья в любой момент могли появиться в цехах. Когда же началась Первая Мировая война, Николай Григорьевич потеснился и открыл в своем доме госпиталь для раненых. Вот такое единство: дом, работа, Родина… Естественно, словно иначе и быть не может.

Московский дом Григорьевых Московский дом Григорьевых

Фабрика стала для Николая Григорьевича продолжением родного дома. Она действительно была большой семьей с отцом-основателем во главе. Простой русский мужик, добившийся всего своим трудом, сумел и реализовать идеал братства, и создать ту самую корпоративную культуру, о которой так заботятся на крупных современных предприятиях – да чаще всего выходит какая-то фальшь. А секрет – всего лишь в неподдельно добром отношении к человеку, в том, чтобы видеть в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег. Глядя на фотографии Николая Григорьевича, понимаешь, что этот человек был начисто лишен спеси, желания подчеркнуть свою успешность. Он был скромен, доступен, просто одевался – не было в нем ни грамма «нувориша», превозносящегося над теми, с кем некогда делил кусок хлеба.

Каждый земляк мог прийти к нему за помощью, и никто не оставался не утешенным. В Ратманово до сих пор живы люди, чьим прабабкам – бедным невестам – Николай Григорьевич подарил приданое. Это была более чем значимая помощь: бесприданнице трудно выйти замуж, и даже став супругой, она могла всю жизнь терпеть попреки и укоры. Благодарность получивших помощь девушек была такова, что память о ней передавалась из поколения в поколение. К праздникам, например к Рождеству, в Ратманово шли целые обозы подарков от преуспевшего земляка – в первую очередь, лакомая продукция его фабрики. А еще Николай Григорьевич построил и содержал в родной деревне фельдшерский пункт с родильным отделением, пациентами которого стало около 6 тысяч человек.

Больница, построенная Николаем Григорьевым для односельчан Больница, построенная Николаем Григорьевым для односельчан

Случаи, когда, обретая успех, человек терял связь с корнями, веру, доброту, считаются хрестоматийными. Но, может быть, у нас не те хрестоматии – составленные в годы, когда было принято видеть в жизни исторической России лишь темные стороны? Между тем, многие русские купцы, выходцы из крестьян, сохранили лучшее, что было присуще этому традиционнейшему из сословий: глубокую веру в Бога, любовь и уважение к Родине и людям – вне зависимости от их положения и состояния. В память об этих купцах остались построенные ими храмы, больницы, производства…

Сохранил глубокую веру и Николай Григорьевич. Он стал главным благотворителем храма Воскресения Христова в Кадашах, к приходу которого относились его дом и фабрика. В ходе капитального ремонта храма, который проходил в 1893–1903 годах, он отремонтировал лестницы на паперти, выстлал чугунными плитами полы, подарил приходу дорогую богослужебную утварь.

Восстановленный храм свт. Николая Чудотворца в Сергиевском Восстановленный храм свт. Николая Чудотворца в Сергиевском

Помимо церкви Воскресения Христова в Кадашах, Николай Григорьевич помогал еще нескольким, в особенности – храму апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском, близ которого располагалась его дача. Здесь его выбрали старостой. Следует отметить, что в дореволюционной России церковный староста – это не председатель приходского совета, как сегодня, а человек, который фактически берет на себя попечение о материальных нуждах храма. Именно таков был купец Николай Григорьев.

Построить храм в родных краях было мечтой, к которой Николай Григорьевич стремился с юности

Однако главным его добрым делом стало возведение Свято-Никольской церкви в селе Сергиевское близ Ратманова, которое завершилось к 1911 году. Построить храм в родных краях было мечтой, к которой Николай Григорьевич стремился с юности. Священноначалие благословило осуществить ее в Сергиевском – на старинном намоленном месте. Результатом стал красивый белокаменный храм в стилистике русское узорочье – с горкой кокошников, шатровым верхом, пятью главками-маковками. Его возведением Николай Григорьевич ознаменовал 50-летие открытия своего производства. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» – русский купец не уставал благодарить за свои достижения Творца!

Отапливаемый храм был рассчитан на 600 человек. Осенью 1911 года его освятил архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) – будущий святой Патриарх. Местные жители ликовали и благодарили храмоздателя – и никто не знал, что пройдет совсем немного времени, и возведение церкви – «очага религиозного дурмана» – поставят Николаю Григорьеву в вину…

Анна Феофановна с невестками Анна Феофановна с невестками Ну а пока Николай Григорьевич не остановился на постройке храма. Он взялся за обустройство удобного пути к нему – дороги между Ратмановым и Сергиевским. Примечательно, что в качестве материала для нее он закупал у местных крестьян камни, которые они собирали на своих участках. Это было двойным благодеянием: люди получали деньги фактически за то, что очищали собственные поля. Благотворитель взялся обсадить дорогу деревьями, чтобы в жаркие дни путники, идущие по ней, не изнывали от жары. Так, с любовью, подходил он к каждой детали строительства. Но, увы, осуществиться делу помешала Первая Мировая война.

Между тем жизнь шла вперед. Приближалась старость, которая, казалось, не предвещала ничего, кроме заслуженного почета и спокойствия. Повзрослели дети: два сына и две дочери. Константин и Михаил продолжали дело отца. Они с четырнадцатилетнего возраста помогали на фабрике, прошли все должности. Дочки вышли замуж, подрастали внуки. Сохранились фотографии большого семейства, отдыхающего на даче в Петровско-Разумовском. Довольство, взаимная любовь, мир. Но настал день, когда все рухнуло.

В России случилась революция. Судя по всему, Николай Григорьевич не сразу осознал масштаб катастрофы. Ведь рабочие любили его, а производство приносило пользу. Но… валу разрушения нет дела до того, что именно оказалось на его пути. Идеологи революции приговорили к уничтожению всех «классово чуждых», а добрых из них считали едва ли не более вредными «элементами», чем злые, как препятствующих распространению самой идеи мировой революции. В 1918 году фабрика была конфискована и закрыта. Константин и Михаил Григорьевы арестованы и отправлены в Бутырскую тюрьму. Все имущество отобрано. Верная супруга Николая Григорьевича, Анна Феофановна, не выдержав случившегося, умерла от горя.

Внуки Н. Григорьева играют в крокет на даче в Петровско-Разумовском Внуки Н. Григорьева играют в крокет на даче в Петровско-Разумовском

Николаю Григорьевичу приходилось босым, в лохмотьях побираться по деревням, чтобы отыскивать себе пропитание в лесу

Власти не стали убивать Николая Григорьевича, которому к тому времени было уже 75 лет. Может быть, побоялись, что это настроит против них многочисленных рабочих Григорьевской фабрики. Но участь, которую ему уготовали, оказалась едва ли не тяжелее быстрой смерти. В 1919 году его выслали в родные места, лишив при этом гражданских прав и настрого запретив местным жителям принимать изгнанника в свои дома и как бы то ни было помогать ему. Фактически приговорили к смерти от голода и холода. В его родном доме в Ратманово жили чужие люди. Одинокий пожилой человек поселился в заброшенной баньке на окраине села Деревеньки недалеко от Сергиевского. Сердобольные жители, конечно, пытались приносить ему пищу, дрова. Но власти не поленились проследить за исполнением своего запрета. У баньки они выставили пост из идеологически верных им комсомольцев, которые ловили нарушителей. Николаю Григорьевичу приходилось босым, в лохмотьях побираться по деревням, чтобы отыскивать себе пропитание в лесу. Так он прожил целых три года. Утешал ли его Бог? Был ли со Своим страдальцем? – Мы не знаем этого, но верим, что да. Наконец, крестный путь подошел к концу. Осенью 1923 года местные охотники нашли тело Николая Григорьевича в лесу. Судя по месту, где это произошло, страдалец шел к построенному им храму – Никольской церкви, которая вот уже год стояла закрытой по воле новых «хозяев жизни». Близ нее его и похоронили – тайно, презрев угрозу преследований. На могиле выложили кирпичами крест. По этому кресту ее и узнал архимандрит Виктор (Захаров), который в конце XX века получил послушание восстанавливать Никольский храм и заинтересовался его историей. Стараниями батюшки по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Николай Григорьевич был прославлен в лике местночтимых святых – как мученик, пострадавший в значительной мере за веру и с кротостью пронесший до конца попущенный ему тяжкий крест.

Икона новомученника Николая Григорьева Икона новомученника Николая Григорьева Это повествование не может не потрясти. Она перечеркивает стереотип об алчных купцах и заодно – современный, о том, что «в бизнесе – ничего личного» и якобы иначе не преуспеть. А еще – говорит о том, какой жестокости могут достичь люди. Что было в душах тех совсем еще молодых комсомольцев, которые не позволяли приносить хлеб умирающему от голода старику? И к кому ими была проявлена большая жестокость – к самому Николаю Григорьевичу или к его соседям, которые должны были жить, зная, что рядом страдает человек, который сделал им столько добра? Его приговорили к голодной смерти, а их – фактически к убийству души: к равнодушию и безверию… Но мученик прославлен у Бога, а вера и благодарность в сердцах людей возродились – а может быть, и не умирали никогда.

Я узнала эту историю, посмотрев фильм о Николае Григорьевиче Григорьеве «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца. Николай Григорьевич Григорьев», снятый режиссером Элиной Баклашовой. Он входит в цикл фильмов, каждый из которых открывает нам забытую жемчужину – имя и судьбу русского купца, благотворителя, созидателя. Посмотреть фильм «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца. Николай Григорьевич Григорьев» и другие фильмы серии можно на сайте Элины Баклашовой.

Алина Сергейчук

6 сентября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Точно сна жду…» «Точно сна жду…»
Последнее письмо мученика Николая Варжанского
«Точно сна жду…» «Точно сна жду…»
Последнее письмо мученика Николая Варжанского
Елена Балашова
«Детки мои дорогие, мамочке будет очень трудно жить, посему Вы, возможно, будете безразличны к еде и питью: быть бы только святыми».
«Я готова идти даже на смерть..» «Я готова идти даже на смерть..»
Валентина Николаевна Троицкая
«Я готова идти даже на смерть..» Валентина Николаевна Троицкая: «Я готова идти даже на смерть..»
Дмитрий Михайлов
Река жизни вдруг выносит тебя к порогам, разделяющим ее течение надвое – ДО и ПОСЛЕ ареста. И нет времени размышлять, как пройти эти испытания. Внезапно становится нужно выбирать: святость и смерть – или предательство и жизнь.
Житие мч. Евгения Погожева (Поселянина) Житие мч. Евгения Погожева (Поселянина)
Свящ. Афанасий Гумеров
Житие мч. Евгения Погожева (Поселянина) Житие мученика Евгения Николаевича Погожева (Поселянина)
Cвященник Афанасий Гумеров
Творчество Евгения Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия Оптинского, оставило видный след в церковно-просветительской литературе.
Комментарии
Людмила11 октября 2023, 06:06
святой новомученик раб Божий Николай Григорьев моли Бога о нас грешных а слёзы рекой от глупости бесчеловечности и от того что сами своей рукой губили Россию
Наталья М. 23 сентября 2023, 03:23
В этой книге есть описание судеб людей в определенные годы, документально изложено все,в том числе о допросах и напрасных обвинениях. Все доступно изложено.Интересно,доходчиво,потомкам,нам в том числе в назидание.И хорошо, что память мучеников за христианскую веру не умирает!
Наталья М. 22 сентября 2023, 01:19
Прочла книгу 3 года назад,покупала в магазине при православном храме, называется:,, Возвращение в Озёрки".,автор Константин Гурьянов(выпущена книга 2013г).,,... История Озерок_символ истории России,в которой есть и верность Христу,и человеческое падение. Факты,изложенные в книге,основаны на архивных документах и свидетельствах сторожилов села Озерки.,,Видишь,как гонимые получают царство небесное,а уделом гонителей бывет гнев Божий? "(святитель Иоанн Златоуст).
Наталья М. 21 сентября 2023, 04:07
Спасибо за публикацию, очень близко душе.За Бутовский полигон я фильм документальный смотрела давно, неск. лет назад(точное название не помню) ,тогда еще начинали только фильмы о нем снимать.Сейчас при желании и возможност, мне кажется, можно много информации найти, только сайты нормальные использовать.И о лишении прав на многое,это правда уже не требующая доказательств,те,кому было в советские годы предъявлено обвинение,, Враг народа. ",ли что-то подобное были лишены сами и подчас их семьи права на работу,на образование,на пенсию кажется тоже, еще на что-то,дом,имущество часто изымалось государством у них,семьи были обречены на голод,смерть.Кого посадили,кого расстреляли.Что спорить,было!
Олег16 сентября 2023, 23:18
На основании таких частных случаев делается следующее обобщение: Люди жили хорошо и вдруг, как тать, на них свалилась Советская власть, которая сделала против воли всех людей обязательным для всех труд, образование, медицину, пенсионное обеспечение.
Вероника14 сентября 2023, 16:25
За неделю до публикации этой статьи совершенно случайно после работы я отправилась на экскурсию по Замоскворечью. Одним из объектов нашего внимания был красивейший в стиле Нарышкинского барокко Храм Воскресения Христова в Кадашах. Двор этого храма обрамляет с одной из сторон сохранившаяся стена бывшей колбасной фабрики Николая Григорьева. А этой стене его портрет-икона... Вот тогда впервые я узнала про этого человека, прожившего такую удивительную жизнь и закончивший ее своей Голгофой. Много думала про него, про храм, который тоже пострадал от злых дел людских и до сих пор в опасности. А вот сегодня увидела статью про Николая Григорьева на православном портале и обрадовалась как родному!
Вячеслав12 сентября 2023, 17:57
500 тысяч. Это ошибка была, спешил.
Анна12 сентября 2023, 17:15
Вячеслав, интересно, какую статистику Вы смотрите? Очень рекомендую съездить на Бутовский полигон. Страшное место. Сейчас там невроятной красоты храм. И неподалеку - рвы, где сложены кости расстрелянных. Еще - длинные стены с перечнем фамилий. Длинные-длинные списки. Скорбь и боль. 500 человек? Наверно, даже самые преданные фанаты советской власти не омселились бы назвать такую цифру. Татьяна - согласна с Вами. но к сожалению, никого ни в чем не убедишь, и к сожалению, сейчас всё больше слышен голос людей, воспевающих совесткую власть. Увы.
Вячеслав11 сентября 2023, 21:46
"Татьяна 6 сентября 2023, 10:49 Ещё до революции у них были собственные мини электростанции, ведь была фирма, которая занималась электростанциями. Может и не надо было всё разрушать, затапливать и строить с помощью ссыльных огромные электростанции ?" Малые электростанции не обеспечат потребностей общества. Даже город не запитается с магазинами, домами,улицами. Не говоря уж о мало-мальском производстве к примеру тракторов, самолётов, или того же массового производства куриного мяса. Да и обувь нынче дешева только благодаря массовому производству, а не малому производству. Для всего этого нужны крупные АЭС и ГЭС
Вячеслав11 сентября 2023, 21:38
"Татьяна 11 сентября 2023, 12:36 То я не хочу такого расцвета ценой жизни миллионов людей. Расстрелы и ссылки людей на смерть ради "всеобщего блага"? Это я и назвала геноцидом. Как христианка, я не могу это принять." Не было миллионов жизней замученных большевиками. Посмотрите статистику, там с 17 по 53 год около 500 расстреленных и миллиона осужденых по разным статьм. Про миллионы выдумка белогвардейцев, выпинутых с нашей земли, потом она была поддержана немецкой пропагандой, потом ЦРУ. Вот пример пропагады -Ширяев с его "неугасимой лампадой", описаны "ужасы" соловков,а по факту оказывается работал у немцев во время ВОВ.
Татьяна 11 сентября 2023, 19:16
И в статье описан не исключительный случай. Я уже писала про Кимры, где сапожники владели большими домами с мастерскими, была открыта фабрика, были школы, училища и храмы.Все дома,фабрику, школы, училища, храмы отбирали не местные жители. Солдаты приехали, отобрали, а потом поселили приезжих людей. Ведь местные люди живут благодаря друг другу. Зачем они будут такой грех совершать против ближнего.
Татьяна 11 сентября 2023, 18:58
Алла, а почему Вы не доверяете людям? Как раз без доверия ничего не получится. Государство только для того, чтобы защищать интересы своих граждан. А люди на то и люди, чтобы самим строить свою жизнь. Зачем от кого-то что-то ждать или забирать,как описано в статье? Можно самим делать.
Алла11 сентября 2023, 14:14
Татьяна, статья об ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ случае. В целом же совсем не от хорошей жизни появился довольно-таки маргилизированный класс пролетариата - это бывшие крестьяне, не нашедшие себе места в родной деревне, и вынужденные податься в города. Если бы у всех промышленников была такая благостная картина, как у Николая Григорьева, то и никакой революции бы не случилось. А дороги и электростанции должно планово строить государство. Я такое частникам не доверю.
Татьяна 11 сентября 2023, 12:36
Даже если, как некоторые считают,что при советской власти был расцвет нашего общества. То я не хочу такого расцвета ценой жизни миллионов людей. Расстрелы и ссылки людей на смерть ради "всеобщего блага"? Это я и назвала геноцидом. Как христианка, я не могу это принять.
Татьяна 11 сентября 2023, 11:57
Уважаемая Анна. Я написала, что я видела и встречала в жизни. У Вас было по другому, наверное потому что бабушка была врачом. А я написала про жителей деревень, которые пытались работать на земле, но земля уже не была их. У них ничего не было, даже когда появилась возможность заводить свою корову, нельзя было для неё траву косить, если ты не состоишь в колхозе. Воровали с колхозных полей, потому что своего не было. А статья как раз про то, чего может человек сам добиться, а не про то что ему даёт власть, как Вы написали. Человек может сам договариваться с другими людьми, строить дома, дороги, электростанции и т.д. При советской власти об этом даже думать нельзя было.
Алла11 сентября 2023, 00:26
Татьяна, не надо говорить за всё старшее поколение. Это ВАШЕ боялось, а МОЁ - нет. Ничего подобного не слышала ни от кого. Совсем наоборот, бабушка 1935 г.р говорила, что после Войны они всегда чувствовали уверенность в своем будущем. Что власть даст образование, работу, жильё. И дала. Бабушка была очень уважаемым человеком, врачом, с дедом они трижды переезжали, и везде жили в огромных домах. Всех детей выучили, жильё все получили. А их 4 было. У отца 3, та же картина. И образование, и достаток.
Татьяна 10 сентября 2023, 17:02
Я могу написать только о своем окружении. Всё старшее поколение настолько боялись жить своей жизнью, что не давали жизни не родившимся детям. При виде моих детей удивлялись, сочувствовали мне, как же я смогу их всех на ноги поставить. Бабушки делали аборты, уезжали из деревни, не доверяли людям, потому что боялись! А дедушки в основном пили, потому что не могли развиваться, как например, Николай Григорьевич Григорьев в статье. Человек очень многое может сделать сам, главное не мешать, не давить. Развиваться надо самому, а не забирать у другого. Мне очень жалко старшее поколение, которые боялись, вынуждены были обманывать и обкрадывать государство. Я не хочу так жить.
Вячеслав 9 сентября 2023, 19:55
Иоанна_ 9 сентября 2023, 11:06
" Есть некоторые желающие, и их становится всё больше, как это ни печально, продолжать эту историю лжи до бесконечности. " Это желающие прекратить тот поток лжи, который сначала нам пытался залить Геббельс, потом ЦРУ, а потом и их нынешние прихлебатели. На Украине удалось переформатировать сознание. Мы держимся. Кстати насчёт Гранина, среди коммунистов тоже Горбачёв оказался.
Вячеслав 9 сентября 2023, 19:51
Татьяна 8 сентября 2023, 20:06 Странно, почему то при "геноциде" при Советской власти население росло, росло количество образованного населения, рос уровень жизни, страна дважды отстраивлась и вышла в космос. А сейчас почему-то при благословенном капитализме без Советской власти население вымирает. Вы то геноцидом назвали?
Елена О. 9 сентября 2023, 18:47
/Есть некоторые желающие, и их становится всё больше, как это ни печально, продолжать эту историю лжи до бесконечности./ До бесконечности не получится... Православные это отлично знают.
Елена О. 9 сентября 2023, 11:52
Татьяна 8 сентября 2023, 20:06 Я бы уточнила. Одна власть ценит жизнь одних, а другая власть - жизнь других.
Иоанна_ 9 сентября 2023, 11:06
"Замечательная" мысль, особенно для православного взгляда, что своей жизнью мы обязаны советской власти, как говорится, вопросов больше не имею... Даниил Гранин (вот уж кто ЖИЛ при советской власти!) писал в последние свои годы, что наша история лжи и страха ещё не написана. Есть некоторые желающие, и их становится всё больше, как это ни печально, продолжать эту историю лжи до бесконечности. Даже в качестве комментариев к ТАКИМ статьям, где всё чёрным по белому...
Татьяна 8 сентября 2023, 20:06
Конечно люди во все времена одни и те же. Но при одна власть ценит человеческую жизнь, а другая нет. По количеству расстеленных и умерших в лагерях людях, получается что был геноцид нашего народа. А как может развиваться человек, когда он боится жить? Я ощущала страх моих бабушек.
Елена О. 8 сентября 2023, 17:24
/Татьяна 7 сентября 2023, 18:00 Очень много умных, добрых людей было уничтожено при Советской власти. Зачем было уничтожать свой народ? Господи, не дай нам повторить ошибки прошлого! Святые новомученики России молите Бога о нас!/ Ну всё же хорошо: советской власти больше нет. Значит ли это, что в мире без неё уничтожали, уничтожают и будут уничтожать только глупых и злых людей?
Ольга 8 сентября 2023, 17:15
Елена (06.09.2023, 09.06), Вы, наверное, не жили при Советской власти… А она была разная - и в разные годы (сразу после революции, в тридцатые, сороковые и т.д.), и в разных местах (Москва или район, или республика), и при разных людях (трусы, идиоты или умные выполняли приказания «разнорядки»). Прав Вячеслав: зачем же клеймить ВСЮ советскую власть? Не было бы её, не было бы Вас)) А хорошие и умные люди уничтожались и при всяческих других властях, в том числе не только на территории нашей страны. Публикация же о Николае Григорьеве - великолепна! СпасиБо!
Татьяна 7 сентября 2023, 18:00
Очень много умных, добрых людей было уничтожено при Советской власти. Зачем было уничтожать свой народ? Господи, не дай нам повторить ошибки прошлого! Святые новомученики России молите Бога о нас!
Элина 7 сентября 2023, 14:50
Вячеслав 6 сентября 2023, 22:04 Фабрику большевики не закрыли, пытались сами продолжить это дело. Но ничего не получилось, дело развалилось. Просто когда взялись за руководство некомпетентные люди, все пришло к упадку. Не смогли продолжить это дело. Не то, что развить производство, а даже просто сохранить не смогли. В советское время фабрика через некоторое время была преобразована в консервную... А затем и вовсе была закрыта...
Татьяна 7 сентября 2023, 12:23
Вячеслав, Елена наверное имела ввиду отношения Советской власти к человеку, ведь к человеку относились как к трудовой единице. Про школы, больницы и фабрики в нашем районе могу написать, что они все были построены до революции, или открывались в зданиях храмов или строились из кирпичей разрушенных храмов. Самое главное Советская власть запрещала людям самим устраивать свою жизнь, договариваться между собой, проявлять благотворительность.
Вячеслав 6 сентября 2023, 22:04
Ещё один вопрос, а зачем большевики фабрику закрыли? Колбаса не нужна был? Или они сразу после революции стремились народ на солому перевести? Давайте уж дожжем сердца людей этим открытием.
Вячеслав 6 сентября 2023, 21:51
Елена 6 сентября 2023, 09:06 Настолько изуверская, что открывала больницы, строила школы, институты и заводы... С болью в сердце я это читаю, как вот так взять и сразу всю власть припечатать можно.
Людмила 6 сентября 2023, 20:13
Спасибо за статью! Побольше бы таких примеров! Их сейчас очень не хватает в нашей жизни!
Татьяна 6 сентября 2023, 10:49
Спасибо большое, что пишите о таких людях, благодаря которым строились храмы, больницы,школы и фабрики, многие из которых действуют до нашего времени. Живу недалеко от Кимр. Очень многие дома в городе, построены именно такими людьми, верующими и работящими. Ещё до революции у них были собственные мини электростанции, ведь была фирма, которая занималась электростанциями. Может и не надо было всё разрушать, затапливать и строить с помощью ссыльных огромные электростанции ?
Елена 6 сентября 2023, 09:06
Огромное спасибо за статью! Прочла с болью в сердце! Раньше уже сколько читала о том, как ссылали людей даже после лагерей на дополнительные мучения: в месте ссылки их не брали на работу (запрет властей) и люди гибли от голода и лишений, медленно умирали! Страшная была советская власть, изуверская!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×