Троицкой церкви слободы Макарье города Кирова, где совершается первая остановка Великорецкого крестного хода, – 250 лет. Четверть века, как в храме совершаются богослужения, люди приходят к Богу, укрепляют веру и получают утешение. Мы побеседовали с настоятелем храма иереем Владимиром Путинцевым о его пути к вере, восстановлении Троицкого храма и подготовке к встрече крестного хода.
Годы становления
Иерей Владимир Путинцев встречает Великорецкий крестный ход – Отец Владимир, при каких обстоятельствах вы стали православным христианином?
– Мое воцерковление началось еще со школьной скамьи, когда в поселке Лебяжье, где я учился, открылась при храме воскресная школа. Мама моего друга, наша соседка, водила сына по выходным на занятия в воскресной школе. И за компанию с ним я начал тоже ходить на занятия. Так мы с ним, будучи шестиклассниками, оказались за скамьей воскресной школы. И в тот год нас набралось в воскресной школе человек 20–25. Настоятелем храма был ныне покойный протоиерей Михаил Рыжий. Занятия проводила его супруга Наталья, а также сам батюшка. И примерно до 9 класса я ходил в воскресную школу, постепенно мы стали помогать при храме в меру сил. Сначала стояли на службе в храме, потом нам благословили быть в алтаре, а вскоре мы начали осваивать пономарское дело. Ответственным поручением было следить за кадилом – вовремя подать и следить за тем, чтобы не погасло: уголь был у нас в храме самодельный, березовый. Летом ухаживали за клумбами – пололи и поливали. Много историй вспоминается!
Была алтарница при храме, женщина в возрасте, Ольга Павловна, и она сама заготавливала березовый уголь, не такой, который сейчас на плитке разожгли, а который нужно было постоянно разжигать – стоишь полслужбы и следишь за кадилом, машешь им, чтобы оно было готово к каждению.
Через год на праздник Рождества Христова батюшка подарил нам, ребятам, которые закрепились при храме, по молитвослову на церковнославянском языке, и нас начали учить читать в храме. Нынешний настоятель лебяжского храма отец Мирослав нас учил, начиная с азов – «Царю Небесный», «Отче наш». Нам давали домашнее задание, а после проверка: когда в храме никого не было – репетировали, читали громко, выразительно. И к 9 классу я уже полноценно читал, помогал в алтаре, когда требовалось – прибирал алтарь.
Друг по окончании школы уехал в город, и я остался из мальчишек один. Помогал священнику за богослужением, и после службы батюшка давал различные задания: сделать влажную уборку в алтаре, и другие. В 2000-м году все лето прихожане занимались ремонтом в храме: обновили пол, окна, покрасили фасад. Казалось бы, все сделали, только служи и радуйся, но случилась трагедия: осенью случился пожар, и храм сгорел. Новым местом для богослужений стало здание бывшего сельского магазина. В помещении бывшего магазина было дровяное отопление, две печи в храме, и третья – в алтаре. И было такое задание – перед каждой воскресной службой, часам к семи, а иногда и раньше, требовалось прийти, истопить печь, чтобы в алтаре было тепло. С утра меня ждали дрова, копоть, сажа – топишь, тут же прибираешь, готовишься к службе, зажигаешь лампады, после службы снова работы продолжались – прибрать алтарь, все потушить. И с шестого по одиннадцатый класс практически все выходные я находился при храме.
С шестого по одиннадцатый класс практически все выходные я находился при храме
Конечно, подростковый возраст не прошел без кризисов, наступил момент, когда мне захотелось поступать в институт и учиться гражданской профессии. Отец Мирослав с супругой приехали ко мне, состоялся серьезный разговор. Тогда отец Мирослав сказал: поскольку ты уже вступил на этот путь, не сворачивай, поступить мы тебе поможем, всякую поддержку окажем. Так после школы, в 2004-м году, я оказался в Вятском духовном училище. В мае мы приехали к владыке Хрисанфу. Изначально планировал поступить в семинарию. Тогда только открылась Перервинская духовная семинария в Подмосковье, и в нее активно набирали абитуриентов.
Но владыка сказал: «Поступай в Вятское духовное училище, нам и тут нужны абитуриенты и молодые кадры». И я остался здесь. После крестного хода в июне были вступительные экзамены, и я оказался в числе студентов Вятского духовного училища. Мы все, кто поступал, прошли через путь иподиаконства.
Поскольку я умел читать, то помогал за богослужениями в Успенском соборе. И за 3 года иподиаконства и пономарского служения в Успенском соборе стало ясно, кем я дальше буду. И семья в это время появилась – моя будущая супруга Ирина училась на регентском отделении. И в 2007-м году, по окончании духовного училища, мы обвенчались в Ильинской церкви села Великорецкого. 3 июня, в праздник Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – это начало Великорецкого крестного хода, – совершилась диаконская хиротония, и меня определили служить в Троицкой церкви в Макарье. Там нес служение диаконом ныне покойный протодиакон Владимир Жуков, которому был нужен помощник. Так началось мое служение в Церкви в священном сане. В Троицкой церкви я начинал служение диаконом, потом штатным священником, а с 2011 года – настоятелем.
В Троицкой церкви я начинал служение диаконом, потом штатным священником, а с 2011 года – настоятелем
Отец Владимир Жуков сыграл важную роль в моем диаконском становлении, у него был большой опыт, поскольку он всю жизнь нес служение именно диаконом, был протодиаконом при разных архиереях, и некоторые его наставления я до сих пор храню. Касательно знания Устава, праздничных тропарей, размеренности службы – было чему у него поучиться.
– Кто еще способствовал вашему духовному становлению?
– Когда поступаешь в духовное училище, оказываешься в центре епархиальной церковной жизни, и там многому учишься у преподавателей, начиная с ректора – отца Сергия Гомаюнова. Отец Александр Бахаревский, преподаватель литургики, отец Иоанн Рублев – катехизиса, отец Иов – духовник ВДУ, многие другие педагоги и просто священники, которые служили в других храмах, делились знаниями и духовным опытом. И сам владыка Хрисанф был духовным наставником. У нас не было с ним каких-то долгих бесед, но советы, пожелания – краткие, но достаточно емкие – остались со мной. Так, например, перед свадьбой мы пришли с Ириной за благословением, он всех студентов благословлял. Посадил нас перед собой и говорит: ты должен знать, что на первом месте у тебя Церковь, потом семья и все остальное, – и ей – что должна это понимать. И мы живем с этим все эти годы, скоро 20 лет семейной жизни будет. И эти приоритеты были в моей жизни расставлены уже на заре церковного делания.
Приоритеты были в моей жизни расставлены уже на заре церковного делания
В сане диакона у меня был опыт работы секретарем-референтом в епархии, параллельно служил в Троицкой церкви в Макарье. А в 2009-м году в августе, на Успение, состоялась моя иерейская хиротония. Поначалу исписывал тетради, готовясь к проповедям, до сих пор их иногда перелистываю, перечитывая, что писал 10 лет назад.
Милостью Божией
– И вы продолжили служение, только уже священником, в Троицкой церкви в Макарье, где и служите до сих пор?
– Я начинал свое служение в Троицком храме, и по сей день милостью Божией служу в ней. Когда на смену владыке Хрисанфу пришел владыка Марк, в мае 2011 года меня назначили настоятелем Троицкого храма, у меня появилась новая деятельность, кроме богослужений: хозяйственная административная работа, организация всего процесса приходской жизнедеятельности. Тогда мы и начали планировать ремонт храма. На 2011 год и фасад, и окна, и кровля, и сама территория требовали приложения рук. Все, что было внутри церковной ограды, требовало сил. Первое, что владыка благословил сделать, – газовое отопление. Газ был рядом, и требовалось буквально метров девяносто, чтобы проложить газовую трубу и установить само газовое оборудование. Все это получилось в 2013-м году – слава Богу, у прихода получилось найти средства, собрать людей, кто нам помогал, найти подрядчика и произвести работы. Уже после того как проблема с отоплением была решена, и не надо стало заготавливать дрова и переживать за истопников, мы начали ремонт храма.
Поскольку храм старинный, построенный в 1775-м году, нынче юбилейный год – 250 лет храму, в течение 8 лет мы проводили многоплановые работы. Храм – памятник архитектуры, поэтому требовалось получать разрешение, делать проект. Все хорошо сложилось, мы сделали проект, паспорт фасада, согласовали его, владыка утвердил цвет – был выбран яркий, насыщенный пасхальный! Установили купола в 2015-м году, затем работы на лесах: окна, чистка фасада, восстановление утраченных элементов. К великой радости, в прошлом году фасадные работы на церкви были завершены!
К великой радости, в прошлом году фасадные работы на церкви были завершены
Все внутреннее убранство храма было сделано в 1987–1988-м году, когда храм открылся. До 1987 года в нем был сельский клуб. Его закрыли, имущество конфисковали, а убранство уничтожили. И из «родных» росписей остались только четыре ростовые иконы евангелистов в парусах храма, все остальное – новодел, включая пол. Перед открытием храма их поновили, но в основе они сохранились такими, какими были изначально.
На улице вокруг храма сделали отмостку, гидроизоляцию фундамента, много элементов, которые были утрачены или пришли в ветхость, мы восстановили, используя современные строительные материалы.
– Территорию Троицкой церкви украшает часовня Александра Невского, она также подлежала восстановлению?
– Да, вторым объектом, ремонт которого начали, является часовня Александра Невского. На ней также обновлен фасад, внутри сделан ремонт. На данный момент остались финишные работы, которые создадут «лицо» того и другого зданий. У часовни Александра Невского требуется завершить работы над папертью: облицевать гранитной плиткой, установить балюстраду – перила; у Троицкой церкви – установить дверную коробку с северной стороны паперти. По благословению владыки Марка мы сделали в часовне баптистерий – купель для совершения таинства Крещения с полным погружением.
Участники Великорецкого крестного хода у часовни Святого благоверного Александра Невского в Макарье. Фото: vyatskaya-eparhia.ru
Важно также облагородить прилегающую территорию прихода, на которой уже сделали некоторые земляные и бетонные работы, их осталось завершить финишным покрытием – брусчаткой.
– На территории также размещается здание воскресной школы…
– Здание воскресной школы требует отдельного внимания. История самого здания – интересная. Изначально в нем на двух этажах планировали делать котельную – разместить котлы, помещение для истопников. Но было дано благословение при Троицкой церкви открыть Александро-Невский женский монастырь, настоятельницей которого являлась София (Розанова). И тогда на этом двухэтажном здании был надстроен третий этаж, сделан аттик, здание было стилизовано под дореволюционное. В часовне Александра Невского располагались мощи святителя Виктора (Островидова), в часовне был сделан небольшой алтарь, и она использовалась как маленький монастырский храм. В 2005-м году обитель переехала в Преображенский монастырь, мощи перенесли, а все, что осталось на территории Макарьевской церкви, стало приходским хозяйством.
Что касается здания воскресной школы, оно долгие годы использовалось по назначению: на одном этаже занимались учащиеся воскресной школы, а на другом проживали семьи священников. Это и отец Роман Хлыбов, который был переведен в другую епархию, и отец Дионисий Путилов – служит в Белой Холунице. Это и отец Тарас Сидор – мы вместе служили в Троицком храме и жили под одной крышей. На первом этаже располагалась воскресная школа. Обучалось 15–20 человек, до «ковида» мы работали. Но коронавирус внес свои коррективы, и пока занятия не проводятся. На сегодня – священники разъехались. Отец Тарасий Сидор сейчас служит в Верхошижемье, а у нашей семьи вопрос с жильем решен, появилась квартира, и теперь наступило время для глобальных ремонтных работ в этом здании.
Проблемы, которые стали вскрываться, показали, что здание требует реконструкции третьего этажа. Нужно реконструировать коммуникации, делать перепланировку помещений, реконструкцию третьего этажа и кровли. На первом этаже сохраним актовый зал, а на верхних этажах сделаем более комфортные для занятий помещения. На все это нужно время и средства. Пока для нас сумма неподъемная, задача – найти на ремонт здания средства и реализовать этот проект.
Храм, сохранивший свою аутентичность
Первая остановка Великорецкого крестного хода в Троицкой церкви слободы Макарье
– Вы отметили, что Троицкий храм нынче отмечает 250-летие, в чем духовно-историческая уникальность Троицкой церкви слободы Макарье?
– Да, это так! И это большая дата, особенно для Троицкой церкви – 250 лет, как в ней совершаются богослужения, люди приходят к Богу, укрепляют веру и получают утешение. Это один из немногих храмов в городской черте, сохранивший свою аутентичность.
Судьба Троицкой церкви решалась еще в начале XX века, в 1913-м году ее уже хотели перестроить, расширить, но Императорская археологическая комиссия (ИАК) приняла решение не перестраивать, не трогать фасад и стены, только приняли решение упразднить два придела – северный и южный – и сделать колориферное отопление, что и было реализовано. Есть сведения, что сам Император Николай II принимал участие в заседании ИАК и утвердил ее решение.
Образ Спасителя. Храмовая святыня
Несмотря на приход советской власти в 1917-м году, Троицкий храм был открыт до 1941 года. В 1949-м пытались провести работы по слому колокольни, но ничего не получилось, разрешение в Губисполкоме не удалось получить, колокольню сохранили, и вместе с нею всю церковь. В помещениях храма организовали клуб, библиотеку и кинотеатр. Еще живы те люди, которые ходили в храмовое здание, как в клуб и библиотеку. Храму, конечно, за советское время досталось: в алтаре, в горнем месте, была дверь – вход в библиотеку, с северной стороны прорублены две двери, также и с южной. Все это печальная сторона истории храма, но стены сохранились, стены устояли, он был возвращен, возрожден, освящен!
На сегодняшний день, спустя более 30 лет с момента восстановления храма и возрождения в нем литургической жизни, он остается уникальным
И на сегодняшний день, спустя более 30 лет с момента восстановления храма и возрождения в нем литургической жизни, он остается уникальным. Одним из первых храмов города он был открыт, в 1987-м году.
Исторически сложилось, что храм расположился между двумя кладбищами – Старое Макарьевское, за городом, стало быстро заполняться, и открыли Новомакарьевское. И поскольку храм удобно расположен в этой части, люди в нем заказывают отпевание своих почивших сродников. Конечно, у нас совершаются таинства Крещения, а скоро в новом баптистерии будем проводить их с полным погружением. Впоследствии на Новомакарьевском кладбище был построен новый храм – Покровская церковь. А на территории Макарьевской церкви уже в наше время появились могилки, где покоятся священнослужители епархии и миряне, потрудившиеся над возрождением церкви.
Уникальность Троицкой церкви еще и в том, что она связана с Великорецким крестным ходом. С XVIII века она является первой остановкой Великорецкого паломничества. Икона святителя Николая идет из Вятки в Макарье, и потом уже дальше по маршруту паломничества.
Радость встречи святыни
Великорецкая икона святителя Николая Чудотворца
– 3 июня вы встречали святыню. Как к этому событию обычно готовится приход?
– Важно предусмотреть и подготовить ряд организационных моментов: чтобы питьевая вода была, и молебен было слышно, и территория убрана, вопросы безопасности для паломников, для всех верующих, кто провожает крестный ход и пришел помолиться. Думаю, что все, кто были в прошлые годы на территории и в храме, в этом году оценят произошедшие за год изменения, в первую очередь обновленный красивый фасад Троицкой церкви.
Артезианская вода для паломников
– Какие чувства вызывает у вас встреча святыни и Всероссийского многотысячного крестного хода?
– Для меня подготовка к встрече Великорецкого крестного хода – это в первую очередь волнение и переживания, поскольку много организационных моментов, к которым приход готовится в течение всего предыдущего года.
Последние полтора месяца особенно посвящены подготовке к встрече паломников, в этом событии задействованы все, кто трудится на приходе, прихожане и ряд организаций, которые нам помогают. Надо подключить аппаратуру для хорошего звука во время молебна, организовать приготовление еды, распространение свечей, прием записок. Нужно учитывать и то, что при таком скоплении людей вероятны сбои Интернета, в связи с перегрузкой сети могут возникнуть технические сложности. Поэтому встреча крестного хода для меня – это в некотором смысле хлопоты и ответственность, и, конечно, это всегда радость. Радость от того, что такое количество людей приходит, что святыня у нас – общероссийская, известная по всей стране, вот она здесь, она как бы в гостях в Троицкой церкви. Радость от осознания того, что паломники – люди, которые веруют в Бога, они идут, они молятся. Радость быть сопричастным такому событию, которое не может оставлять человека равнодушным. И первая стоянка крестного хода – это ответственно. Значит, владыка доверяет мне как настоятелю встречать святыню и такое количество крестоходцев.