Часть 2 – «В крестном ходе каждый шаг дается как чудо»
Вера Стравинская в крестном ходе Десятки тысяч человек в начале июня каждый год совершают паломничество на реку Великую вслед за Великорецким образом святителя Николая. Верующие ощущают участие в их жизни святителя Николая, многие переживают обновление души, свидетельствуют о духовном перерождении, а также о действии Промысла Божия, проявляющегося в их жизни через чудесные явления, к которым особенно чутка в крестном ходе душа верующего человека.
В беседах со священниками часто приходилось слышать, что именно с Великорецкого крестного хода началось их воцерковление, а в последующем – приобщение к церковной жизни и принятие решения стать священнослужителем. Рассказывали и об американском профессоре, который в свое время решил заняться обоснованием «феномена Великорецкого крестного хода», а после стал верующим православным человеком. Сколько судеб – столько и историй, некоторые из которых паломники и трудники крестного хода согласились приоткрыть.
«Неходячая бабушка окунулась в реку Великую,
а обратно шла пешком своими ногами»
Елена, паломница из Кирова:
– У меня история связана с моей бабушкой, Царствие ей Небесное. Когда она родила мою маму (у нее была двойня), у нее отказали ноги, произошло это в 1953 году. Это уже был четвертый и пятый ребенок. Бабушка осталась в больнице, детей-двойняшек выписали, ими занимался папа и старшая сестра, которой было на тот момент 16 лет. Бабушка очень долго пролежала в больнице, ее пытались реанимировать, восстановить двигательную функцию, но, к сожалению, врачи ничего не могли сделать и сказали, что медицина бессильна, что она останется парализованная и неходячая. Хотя у нее было и большое семейство, и свой дом, и огород. Проживали они тогда в деревне Кочуровы в окрестностях города Кирова, где сейчас расположен городской Кочуровский парк.
В те года шли гонения, и бабушке предложили ехать в крестный ход на лошадях, на телеге. Она мне лично рассказывала, что ее, неходячую, повезли на телеге по лесам, по болотам, по полям. В Великорецком она окунулась в реку Великую и обратно шла пешком своими ногами. Она прожила до семидесяти трех лет, воспитала большую семью (детей и нас, внуков).
Эта история меня пронзила до мурашек, и я с самого детства (мне сейчас сорок пять) каждый год посещала село Великорецкое. Нас возил наш папа, бабушка собирала своих детей и внуков. Я в восемнадцать лет выучилась на права, стала сама привозить туда бабушку и видела, как она окунается. Благодать, которую она получала в этих поездках, передавалась и нам.
С детства, когда мы с бабушкой приезжали в Великорецкое, я ходила по селу, смотрела на старые дома, и это село так и осталось для меня частичкой детства. И в пандемию, когда, казалось бы, была сложная финансовая ситуация, нам удалось приобрести там дом. Считаю, что дом сам выбрал хозяев. После этого появилось внутреннее ощущение, что я готова идти.
В 2021 году я впервые пошла Великорецким крестным ходом и четвертый год уже хожу на Великую сама. Каждый раз, идя, я как будто вспоминаю бабушку и тем самым отдаю ей долг. Эта семейная история дала нам веру и в Бога, и в чудо, и в помощь Николая Чудотворца, который является покровителем нашей семьи. И я иду и вспоминаю эту историю. А если есть время, на привале рассказываю ее людям, чтобы они продолжали верить и ходить на Великую.
«Господь через святителя Николая и руки молодого человека
умножил посохи для каждого, кому они были необходимы»
Екатерина Марьина, регент детско-юношеского хора Екатерининского храма города Кирова:
– Однажды в крестном ходе, на обратном пути на переходе к Медянам, на одной из остановок ощущаю, что суставы, мышцы болят, и думаю: «Вот бы мне палочку». И обратилась к кому-то из ребят в крестном ходе, попросила сделать опору. Мальчишка сбегал, сделал палку. Я вижу, кому-то еще хуже, чем мне, отдала свою палку. Он видит, что у меня палки нет, пошел и вырубил две палки. Мы отдали еще кому-то. И снова у меня палки нет. Через несколько минут практически целая группа шествовала с палочками благодаря стараниям отзывчивого паренька.
И тут начался особенно сложный переход – глиняная медянская гора, где те люди, которым мальчик изготовил посохи, без опоры точно бы не поднялись, либо им было бы очень сложно. Участок с крутым подъемом и глиняной почвой был подразмыт еще и прошедшими накануне дождями. Я бы без двух посохов не поднялась в тот раз. Посох стал опорой житейской, а милость, забота, любовь к ближнему – опорой в самом высоком, Божественном смысле. Это простое ежедневное чудо Великорецкого крестного хода.
«В Великорецком произошло мое духовное рождение»
Олег Иванов, трудник Великорецкого крестного хода, смотритель купели Трифонова монастыря:
В Великорецком совершилось мое духовное рождение как православного христианина
– Вся моя жизнь связана с Великорецким и попечением обо мне святителя Николая. Родом я из Екатеринбурга и перед армией понял, что хочу принять Таинство Крещения, но ввиду различных обстоятельств так и не нашел храма, где бы меня могли окрестить, и ушел служить некрещеным. Воинская часть, где я проходил служение, находилась в Кировской области. Наш прапорщик Мусатов был верующий человек, он нас с солдатами привозил в Великорецкое, не без его участия там я и принял Таинство Крещения. В Великорецком повстречал свою супругу, ныне покойную, и там же был с ней венчан. В Великорецком, по сути, совершилось мое духовное рождение как православного христианина.
Позже, в 2010 году, когда я проживал уже в Кирове, я принял участие в Великорецком крестном ходе. Это был первый и единственный раз, когда я ходил на Великую в числе паломников вслед за иконой. Тогда крестный ход выходил из Серафимовского собора, где икона и находилась в течение года.
А однажды я искал работу. Купил две газеты с объявлениями о вакансиях и поехал помолиться на могилку преподобного Стефана Филейского – попросить вятского святого походатайствовать за меня перед Богом. Так и не изучив вакансии, оставил газеты на могилке, забыл про них, однако они и не пригодились, поскольку вскоре в Кирове меня приняли на работу в Трифонов мужской монастырь, где я тружусь уже тринадцатый год разнорабочим, смотрителем купели, а пять лет назад сподобился потрудиться и просфорником. Примечательно для меня и то, что вслед за моим приходом в Трифонов монастырь туда по благословению владыки Марка была перенесена Великорецкая икона, а завхоз Николай Богданович каждый год в числе других трудников привлекает меня потрудиться в обслуживании крестного хода. Так, нынешним летом у меня уже был двенадцатый крестный ход, который я сопровождаю вместе с другими трудниками. Для меня это все не случайности, а видимое действие Промысла Божия и попечения Николая Чудотворца, который, откликаясь на наши труды, сам проявляет о нас заботу.
«Две истории о перерождении человеческой души»
Татьяна Булатова, психолог, город Киров:
– Я начала ходить в Великорецкий крестный ход в 2006 году. В один из первых ходов, когда еще ходило меньше людей и не было особых, как сейчас, условий в плане организации доставки вещей, питания и все несли на себе, я встретила свою знакомую. А она была с мамой, и я знала, что у них сложные отношения. Ее мама на тот момент была абсолютно не воцерковленным человеком. И вот увидела их вдвоем… Они шли в кедах, словно отправились в поход. Я неоднократно встречала их в течение хода, видела, как они, бедные, смозолили себе все ноги, собирали пластыри, у кого что было. Помню, как мама моей знакомой в этих длинных кедах еле-еле шагала, но все-таки дошагала до Великорецкого, и ее лицо сияло счастьем, несмотря на стертые в кровь ноги. В общем, этот первый крестный ход ей запомнился надолго.
И потом я видела, как они каждый год ходили вместе. Их отношения стали налаживаться, мама начала ходить в церковь. В этом году я их не видела, но в течение предыдущих десяти лет встречала и замечала, как меняется выражение ее лица, настроение, отношение к крестному ходу. И уже не эти яркие кеды, в которых она была вначале… И что-то духовное читалось в глазах как зеркале души, и уже акафист в руках… И если в первый год их участия в крестном ходе это был такой поход вкупе с телесными страданиями, то после – уже молитвенное шествие.
А вторая история касается нашей гостьи из Москвы. Это тоже было в один из первых ходов. Как я потом узнала, эта паломница была уже пенсионеркой, и у нее после выхода на пенсию случился так называемый экзистенциональный кризис. Она была известным программистом в Москве и очень многое сделала за свой профессиональный путь. Но, выйдя на пенсию, как будто потеряла смысл жизни, и пришла какая-то пустота. В начале двухтысячных еще не так широко была распространена связь через телефон, интернет, но она, будучи программистом, естественно, и интернет осваивала в России в числе первых, благодаря чему где-то нашла информацию о паломничестве на Великую и, абсолютно не зная ни одного человека в Кирове, приехала на Великорецкий крестный ход. А я с ней встретилась в Горохово, просто увидев, как она, уставшая, села на пенек и спросила, долго ли здесь стоянка, а я спросила ее: «Что, в первый раз здесь?» И когда она ответила, что в первый раз, я сразу же повела ее на родник. Говорю ей: «Это же такое святое место – источник Божией Матери в честь Казанской иконы. Пойдемте со мной, окунетесь и сразу же почувствуете себя бодрой, веселой и здоровой». Вот так я впервые приобщила ее к окунанию.
А еще она рассказала историю своего первого паломничества. Когда она пошла в крестный ход, в Бобино, на первой стоянке, не смогла найти никакого ночлега и ночевала буквально на остановке, на какой-то лавочке, практически не спала, а второй день был такой сложный! Это был очень грязный год: дожди, непроходимый лес на пути к Монастырскому… Тогда еще не было все так организовано епархией, как сейчас, когда мостики и дороги выровнены, и она испытала все тяготы пути. И вот на подходе к селу Монастырскому она подумала, что сейчас вообще упадет в ближайшую лужу и больше не встанет, и просто взмолилась Николаю Чудотворцу, как могла, поскольку не была еще тогда верующим человеком, а пошла в этот духовный путь для какого-то собственного интереса. И вот так взмолившись, она зашла в деревню. В те времена не особо пускали в дома. Она рассказывает: «Иду, и выходят навстречу бабушка и дедушка. Подхожу к ним и говорю: “Дорогие, родные, пустите меня, пожалуйста, хоть куда-нибудь, хоть на порожек, я немножко согреюсь у вас и отдохну”. Они говорят: “Что ты, матушка, конечно, заходи”». Они ее накормили, уложили на кровать на белые простыни. Она говорит: «Вот это чудо! Просто незабываемая ночевка была, когда я почувствовала такую помощь Николая Чудотворца».
Вот так мы с ней познакомились, и потом я еще увидела ее года через два. Помню, что я видела ее на обратном пути, то есть первый раз она шла только вперед, а в тот год – и обратно тоже. У нее было совсем другое выражение лица, и мы на скорости с ней поговорили. Она рассказывает: «Да, все хорошо, хожу в крестные ходы». Наверное, уже привела кого-то из своих родных и близких к Богу, потому что, когда мы с ней только познакомились, она говорила, что у нее вообще нет в семье верующих. А через нее, я думаю, семья тоже пришла к вере. Полагаю, и в крестный ход они уже ходили.
Такие вот две истории о перерождении человеческой души.
«Чудо случилось в селе Горохово в источнике Казанской иконы Божией Матери»
Ольга Койкова, педагог, супруга священника, поселок Гирсово:
Ольга Койкова – История эта случилась лет десять назад, когда я шла со своим ребенком в крестный ход. Ему надо было поступать в первый класс, но у нас случилась беда: у него упало зрение, и нам выписали очки. Сын очень плакал, говорил, что не хочет быть очкариком, боялся, что его все будут травить и обзывать, но мы ему сказали: «Сынок, мы сейчас придем в оптику, ты выбирай самые красивые очки. Мы тебе купим». Конечно, он выбрал самые дорогие очки, и мы ему их купили, поскольку уже дали слово, и его нужно было держать.
И вот мы пошли в крестный ход. Была такая дождливая погода, а он уже немножко подрос и сказал: «Мама, можно я в этом году пойду в другую купель, с братией?» Я поняла, что мой сын вырос и пойдет с мужчинами. И, конечно, я его отпустила. До этого все время приходилось брать его с собой, с женщинами, а тут он все сделал самостоятельно. И вот в Горохово зазвонили колокола, мы надели рюкзачки и пошли. Идем и, не доходя до Великорецкого, он вдруг с испугом говорит: «Мамочка, надо возвращаться». – Я говорю: «Что же случилось?» – Отвечает: «Я оставил очки, которые купили». Но как пойти против такого потока людей? Я ему предложила дойти до Великорецкого, благословиться у предстоятеля крестного хода и, если он даст нам свое благословение, вернуться. На следующий день мы подошли к отцу Иову, сказали, что оставили в купели очки, спросили, что нам делать. А он нам сказал, что очки сыну больше не понадобятся. И действительно, у ребенка зрение нормализовалось и больше он очки не носил. Вот такое чудо случилось в Великорецком крестном ходе в селе Горохово в источнике Казанской Божией Матери.
Для меня Великорецкий крестный ход – это возможность прикоснуться к благодати. В нем всегда получается испытать это удивительное чувство. Мы каждый день просыпаемся, умываемся, чистим зубы и становимся чистыми. А для души мы очень мало делаем, не каждый потребляет утром просфору, читает молитвенное правило. А в Великорецком крестном ходе этот поток очищения души происходит. Первые годы участия меня удивляло, что, садясь в машину после окончания паломничества, я не могла слушать привычную музыку в колонках автомобиля – настолько душа приобщалась именно к церковному пению и молитвенному настрою.
«Не успеваешь о чем-то помечтать, как святитель Николай откликается»
Вера Стравинская, город Киров:
Вера Стравинская – В крестный ход удалось сходить несколько раз, слава Богу. Раньше я смотрела на паломников, но никак не могла решиться пойти сама.
Когда меня спросили о чудесах, я сразу поняла, что самым главным чудом является то, что я вообще дошла. Нужно сказать, что святитель Николай ни разу не оставил нас с подругой под открытым небом (дело в том, что палатки и спальники мы нести с собой не могли в силу отсутствия физических возможностей). Каждый грамм рюкзака чувствуется после первого десятка километров как тонна, поэтому сравнивать туризм и крестный ход неправильно. Когда силы начинают заканчиваться, открываешь акафист святителю Николаю и забываешь о немощи… А если еще и группа рядом поет акафист, то мысленно присоединяешься к ним и опять можешь идти дальше (я думаю, что в каждом предложении видны чудеса).
Верующие читают акафист перед обретенной на Великорецком подворье в 2016 году иконой святителя Николая
Самое интересное – это то, что ты не успеваешь о чем-то помечтать, как святитель Николай откликается. Простой пример с соленым огурцом (в крестном ходе очень хочется соленого и чая с сахаром). Пришли мы на второй день в Загарье, я стою и думаю: «Как хочется соленого огурца!» Не прошло и минуты, как меня похлопала по плечу женщина и спросила: «Вы не хотите огурчика?» У меня отвисла челюсть, я хапнула целую горсть… Потом поняла, что пожадничала, обернулась и предложила рядом стоящей женщине. Та говорит: «Как вы догадались?»
На пятый день я захотела кваса, ну вот прямо до невозможности! И что вы думаете? Я долго искала место для привала и улеглась именно с женщиной, которая предложила мне квас! Надо понимать, что такое пятый день хода, – кваса негде взять! А она его несла с собой из дома. Он, конечно, оказался кислым, но сам факт! Хотела кваса – получай!
Чудес, на самом деле, очень много, самое главное – решиться идти
Конечно, чудом являются люди, которых ты как будто случайно встречаешь в крестном ходе, и они, сами того не осознавая, отвечают на твои давние вопросы. Чудо, что множество священников идет в крестный ход, и у тебя есть возможность задать им любой вопрос, помолиться с ними рядом, когда они ведут свои приходы.
В крестном ходе проявляются твои страсти (чревоугодие, неумение терпеть, ждать, эгоизм, гордыня), и все это помогает осознать свою персону. И хотя бы начать работать над собой.
Когда мы были в Горохово, нужно было набрать святой воды для подруги, она очень просила, потому что только эта вода помогала ее глазам. И вот я хожу и ищу малюсенькую бутылочку (потому что даже пол-литра не дотащить). Ходила-ходила – ничего нет, ни одной бутылки, даже самой большой. Я расстроилась, и вдруг ко мне подходит бабушка и говорит: «У меня есть бутылек», – и дает мне. Я думаю, что здесь комментарии излишни…
Чудес, на самом деле, очень много, самое главное – решиться идти. Напоследок расскажу, как отправила мужа в крестный ход, будучи сильно беременной. Я его просила молиться словами: «…чтобы родить как по маслу». Так и получилось.
«Мы ходили в крестный ход, и у нас родилось семеро внуков»
– Появление внуков на свет мы связываем с Божией помощью и молитвами святителя Николая. Первый раз мы отправились в крестный ход в 2008 году. Не знали, как правильно нужно идти, но для чего – немного понимали. Конечно, в пути было всё: и слезы, и мозоли, и желание вернуться в теплый дом. Но мы прошли его весь. И в 2009 году в нашей семье появилась первая внучка. Через три года еще двое внуков и внучка.
В 2015 году у сына родилась вторая дочка. Сыну еще, конечно же, очень хотелось и сына, но никак не получалось. И когда второй дочке исполнилось семь лет, видимо, по нашему примеру он решил сам пойти в крестный ход. Первый день прошел, ноги все в мозолях. На следующий день, дойдя до села Загарье, сдался: «Больше, – говорит, – идти не могу». Но на протяжении всего крестного хода помогал нам, организуя для нас питание и ночлег. И вот оно чудо! Через год у него родился сын! А потом через десять месяцев, не поверите, еще один сын! Теперь у него четверо детей: две дочки и два сына.
Старшая дочка тоже подарила нам в это же время еще одну внучку! У нее сын и две дочки. Муж всегда мечтал, чтобы у нас была футбольная команда детей. Вот, пожалуйста, и милость Божия – двое детей и семеро внуков! Какая радость! Главное, надо надеяться и верить! Господь милостив! По вере вашей да будет вам!
«И вдруг сверху плащ падает»
Елена Королева, кировчанка:
– Однажды мы сидим в Загарье, а у меня плащ порвался, и вода затекает. И вдруг сверху на коленки плащ падает. Добрые люди увидели и таким чудесным образом мне его подарили, словно дар с небес, как в сказке.