Сегодня, 3 июня, начинается знаменитый Великорецкий крестный ход. Мы предлагаем вниманию читателей портала Православие.Ru заметки, наблюдения и размышления об этом незаурядном событии сотрудника пресс-службы Вятской епархии и постоянной участницы крестного хода Лады Баевой.
С интересом и чувством благодарности к автору прочитала теплый, искренний, наблюдательный к внутренним ощущениям, рождающимся в душе, репортаж паломницы-журналиста Ольги Сорокиной о ее участии в молитвенном шествии по маршруту Великорецкого крестного хода. Эти добрые строки отозвались в сердце воспоминаниями об этом событии, которое вновь совершится в начале июня на Вятской земле.
В преддверии очередного Великорецкого крестного хода вспоминаются тропинки, которыми довелось ходить, лица, которые довелось фотографировать: сначала как паломнику и корреспонденту местных изданий, а с 2014 года – как сотруднику епархиальной пресс-службы.
Крестный ход открывает северное лето вот уже более шести веков
Каждый год в начале июня Вятская земля собирает паломников из разных уголков земного шара, которые спешат отправиться вслед за иконой в многодневный Великорецкий крестный ход. Событие поистине масштабное. Масштабное не только по продолжительности и разнородности участников. Масштабное и в духовном смысле: труд и молитва в течение шести дней. В начале шествия – чтимый образ святителя Николая Чудотворца. И так каждый год крестный ход открывает северное лето вот уже более шести веков. Что движет людьми совершать этот подвиг?
Есть обет предков, который вятчане обязались выполнять много столетий назад. Держат слово. А помогает им вся православная Россия. Почему же люди самых разных возрастов и профессий снова и снова идут сюда? Берут отпуска и специально съезжаются на период крестного хода на Вятскую землю? Что же влечет тех, кто далек от вятчан и, соответственно, от данного их предками обетования? Что же такое стяжается в пути, что покрывает неудобства и немощи? На эти вопросы – у каждого свои ответы, некоторые из которых запечатлелись в «блокноте» журналиста, и, листая в памяти эти «заметки», хочется вспомнить данное событие, в том числе устами людей, которые и составляют в совокупности православную Россию.
Простые вещи и иное измерение
Шагаешь вслед за иконой святителя Николая на Великую ранним утром, дождливым полднем, и прохладным вечером; глинистыми дорогами, крутыми взгорьями и широкой болотистой тропой… И интересная штука происходит со временем. Точнее, с восприятием времени. В пути минута кажется часом, час – сутками… Тогда как в обычной жизни и не замечаешь, как пролетает день за днем, постоянно куда-то спешишь, и много ли получается успевать из намеченного? А тут волей-неволей воспринимаешь жизнь в мгновении – здесь и сейчас, как говорят психологи.
Как-то на подходе к поселку Мурыгино (вечер пятого, предпоследнего, дня пути) делюсь с подругой ощущениями. «Вся неделя – как один день». «Нее, целый день – как неделя», – отвечает Настя. «Вы обе правы!» – заключает знакомая Наталья. Неделя как день, а день как неделя – границы времени стираются. В общем, мы с подругами заключили, что крестный ход – как маленькая жизнь. Скорее всего, так и есть в духовном плане – ты словно попадаешь в иное измерение. Уже отступают на это время заботы суетного мира, повсюду рядом молитва. Даже если ты сам не произносишь ее вслух, молится душа, поскольку слушаешь в пути акафист или евангельское чтение и чувствуешь, что рядом Тот, Кто создал этот мир и по Чьей воле мы ступаем за иконой. Ощущение, что время остановилось. Ты словно пребываешь в вечности. Вспоминаются слова из Священного Писания о том, что у Господа «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8).
Как часто в обыденной жизни притупляется вкус ко многим вещам. Зато насколько восприимчивы мы бываем к обидам и малейшим неудобствам… И только пройдя день с сырыми ногами, начинаем ощущать, что такое надеть сухие шерстяные носки и согреться. Проснувшись продрогшим утром и вскипятив над костром в кружке чай, при каждом глотке чувствуем, что он действительно горячий. И убеждаемся, что после дождя бывает солнце, которое и согревает, и радует, помогая идти дальше. Вспоминается фраза из «Триумфальной арки» Э.М. Ремарка:
«Счастье достигается как-то очень просто. И только самые простые вещи никогда не разочаровывают».
«Солнышко танцует» – природа ликует!
Не раз за путешествие я убеждалась и в чудесной помощи святителя Николая. Пошла в Великорецкое с простудой и еще парой проблем со здоровьем. С началом крестного хода, вопреки дождю и ветру, благополучно о них позабыла. И когда в 2009-м впервые решилась поучаствовать в крестном ходе, Николай Чудотворец послал мне добрых попутчиков – коллег-фотокоров для поднятия духа. Конечно, у людей воцерковленных, молящихся в пути, потребности в попутчиках и нет. Напротив, многие знакомые предпочитают идти с приходом либо совсем одни, чтобы помолиться. Но у каждого дела свое место и свой час. А тогда я просто шла, фотографировала, наблюдала и дивилась, как преодолевают глину, речки и болотца пожилые бабушки, дети, родители, идущие с колясками. И откуда в них столько мужества? Без веры тут и километра не пройдешь!
Пожилые бабушки, дети, родители с колясками… И откуда в них столько мужества? Без веры тут и километра не пройдешь!
Произвело впечатление в тот год и явление природы 6 июня во время праздничной литургии на берегу реки Великой. Смотрю: рядом стоящие люди повернули лица к солнцу и глядят на него сквозь сомкнутые ладони.
– Что же вы видите? – не удерживаюсь я от любопытства.
– Солнышко танцует! Наверное, Господь так молитвам радуется! – отвечают мне паломники. – Посмотри сквозь щель между ладонями и увидишь.
Делаю, как мне велели. И правда: светило покачивается, словно танцует! Ну не может же это быть коллективной галлюцинацией!
А вскоре вокруг солнца образовался ореол, напоминающий круглую радугу. Нам с фотографом Виталием даже удалось это явление запечатлеть на камеру. Интересно, что моя знакомая в этот момент наблюдала за солнцем сквозь солнечные очки.
– От самого диска до ореола исходили яркие лучи. А солнышко в это время еще и покачивалось. Чудеса! – воодушевленно рассказывает Татьяна.
Чудесное явление бурно обсуждали пассажиры в автобусе, в котором из Великорецкого я возвращалась к дому. Прошла-то тогда только до Монастырского, а на духовный праздник в Великорецкое уже приезжала.
– Круг у солнца образовался именно в тот момент, когда Богу пели благодарственные молитвы, – говорит одна бабушка.
– А я видела, как на небе появилось три солнышка. Словно олицетворение Отца, и Сына, и Святого Духа, – подхватывает вторая.
Великорецкое гало. 6 июня 2009 г.
Конечно, найдутся скептики, которые обязательно будут искать этому явлению научное объяснение. А для меня оно стало поистине удивительным и символичным, ведь я впервые в своей жизни наблюдала солнечное гало – и именно в духовный праздник, словно природа вместе с нами славила таким образом Творца. И второй раз спустя несколько лет я снова увидела «солнце, окруженное нимбом». И снова в крестном ходе, но на этот раз в честь Казанской иконы Божией Матери, что совершается на Вятке 20–21 июля на престольный праздник Казанского храма в селе Горохово. И вновь во время соборной молитвы под открытым небом. Такие вот приятные закономерности: в духовный праздник природа словно ликует!
Небеса отвечают
А вот наблюдения с пешешествия 2015 года, когда паломники тоже заметили, что «небеса отвечают».
Устав крестного хода приучает всех паломников к дисциплине. 4 июня в 2:00 – ранний подъем. В 3:00 – выход крестного хода из старинного русского села. Впереди самый продолжительный день крестного года – от села Бобино до села Монастырское паломники преодолевают порядка 50 километров.
Владыка Марк благославляет паломников за богослужением в селе Великорецкое
Светает. Вслед за иконой выстраивается колонна. Сразу за святыней идут священнослужители, затем певчие, после чего многочисленные паломники. Молитвенное шествие с Великорецким образом святителя Николая на реку Великую возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк. Владыка Марк – первый из архиереев, совершающий пешее шествие на Великую за всю историю крестного хода. Этим событием 2015 год по-особому вписывается в историю.
Молебен под открытым небом на переходе Бобино – Загарье. 4 июня 2015 г.
В ранних лучах солнца – первый привал. Под открытым небом совершается молебен святителю Николаю, после чего верующие благоговейно припадают к Великорецкому образу.
Во время отдыха компания девочек живо обсуждает, насколько хорошо с друзьями идти на Великую и как замечательно, что в их жизни есть крестный ход. Оказывается, что это воспитанницы воскресной школы города Слободского, которые вместе с другими ребятами участвуют в крестном ходе уже несколько лет подряд. А приобщил детей к этому паломничеству их батюшка – протоиерей Евгений Смирнов, который вместе с воспитанниками идет крестным ходом. Паломники на отдыхе также вспоминают удивительное явление: вечером в Бобино после молебна, когда верующие прикладывались к Великорецкому образу, на небе засияла двойная радуга (а между тем дождя не было) – знаменательно и красиво! Словно небеса приветствуют паломников или отвечают на соборную молитву.
Митрополит Марк первым из архиереев участвует в крестном ходе на реку Великую. 4 июня 2015 г., утро
…Каменистая пыльная дорога сменяется лесной тропой. Благодаря сухой погоде глинистая местность остается достаточно проходимой (в дождливое время паломникам на этом участке приходится особенно нелегко).
Далее путь проходит по взгорьям и лугам, а также через деревни, где добрые жители радушно встречают паломников, угощая чистой колодезной водой.
Благодатное Горохово
…Утром третьего дня Великорецкий крестный ход заходит в село Горохово. На холме колокольным звоном нас приветствует красивый белый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Некогда в жилом селе приход состоял из верующих Горохова и многих окрестных деревень. Сейчас здесь никто, кроме трудников, возрождающих храм, не обитает.
Впервые увидеть этот чудесный храм мне довелось в 2010 году во время крестного хода на Великую. Тогда еще мало что было в Богородичной церкви от нынешнего благолепного внутреннего убранства. И каждым летом, оказываясь в Горохове, отмечаешь, как воскресает церковь (эти места паломники также имеют возможность посетить в июле с крестным ходом в честь Казанской иконы Божией Матери – на престольный праздник храма; также 11 августа у верующих сложилась добрая традиция молитвенно праздновать здесь день рождества святителя Николая Чудотворца).
Во главе возрождения храма стоит предприниматель, или, выражаясь церковным языком, «благодетель», Андрей Михайлович. Его стараниями облагораживается фасад храма снаружи, за последние годы благоукрасилось внутреннее убранство церкви. Заходишь в центральный придел – и глаз не отвести. Вспоминаются слова послов князя Владимира, знакомые еще с уроков истории в школе, которые, вернувшись из Византии, сообщили князю, что, стоя в церкви, не знали, «на земле они или на небе». Солнечные стены, иконостас, с которого святые смотрят прямо в душу, своды небесного цвета… Славен храм и святынями – иконами с частицами мощей святых, которые милостью Божией были явлены Вятской епархии и представлены для поклонения попечением благодетеля Андрея и его помощников. Возрождается поруганный в советское время храм, вновь превращаясь в прекрасную церковь, словно сама Богородица воссоздает свою обитель! Это ли не чудо! И то, что проступает с каждым годом ярче на стене лик Казанского образа Божией Матери, также весьма символично. Наблюдая, как благоговейно крестятся при входе в храм паломники, взирая на лик Богородицы, веришь в чудо, о котором здесь многие толкуют. Некоторые священники считают, что проявление икон – не столь уж редкое явление в Православии, дарованное для укрепления нашей веры по милости Божией.
Уходить из Горохова обычно не хочется. Утром 5 июня, на третий день паломничества, здесь служится литургия, священники принимают исповедь, на улице крестоходцев кормят из огромных котлов гречневой кашей, поят кипятком. После окончания службы в храме также совершается молебен под открытым небом на источнике в честь Казанской иконы Божией Матери. Кто-то успевает и в купели окунуться. Долго звонят праздничным звоном колокола, поднимая паломников с полюбившейся гороховской стоянки. До прихода в село Великорецкое крестоходцам предстоит еще полдня пути по полям и заброшенным весям.
И как-то раз на выходе из Горохова мои попутчики рассказали историю, которую сами услышали от других крестоходцев: мол, в другой год задержавшаяся в храме группа паломников сподобилась слышать пение ангелов. В ответ улыбаюсь – может, кто-то и сподобился, но только в это явление верится с трудом.
Крестный ход в дождливый полдень выходит из Горохова
Удивительно, что спустя годы о том самом «чудесном явлении» мне в Троицком храме села Волково рассказала одна из очевидиц того пения. В Троицком храме, куда два раза в год стекаются бывалые паломники, только уже на Борисоглебский крестный ход, я оказалась по делам пресс-службы, чтобы запечатлеть событие для сайта. И тут в притворе храма обращается ко мне женщина в платочке и выдает: «Батюшка отец Владимир Орлов, что настоятель этой церкви, благословил, чтобы вы эту историю записали…» Ну что ж, делюсь услышанным: «Однажды в Великорецком крестном ходе послушалась благословения нашего отца Владимира и задержалась на исповедь в храме. А крестный ход уже ушел. Сначала думала, что нужно поспешить, но пересилила себя и все же в очереди на исповедь до конца простояла. А при выходе из церкви нас с другими отставшими паломниками провожало ангельское пение!» – поведала мне женщина с сияющими глазами. Обещать я бабушке о публикации «чудесного рассказа» ничего не стала. На официальных ресурсах епархии к публикации таких историй подходят осторожно, поскольку часть читателей, включая светских журналистов, которые часто сами «просят от нас рассказов о чудесном», могут счесть подобный случай за «кликушество». Можно верить, можно сомневаться – дело личное, Господь Сам сказал, что по вере нашей и будет нам. Ведь чудеса в Православии подчас случаются именно для укрепления нашей веры. Вот и тут, вероятно, ангельское пение, слышанное некоторыми верующими в крестном ходе, стало для них свидетельством того, что и ангельский мир сорадуется этому событию – перенесению иконы святителя Николая по обету предков к берегам реки Великой.
Вечер в Великорецком. Перенос святыни к реке
Однако, как отмечают батюшки в беседах, самое большое чудо – это обращение человека к вере и вследствие этого изменение его жизни, включающее перемену образа не только поступков, но и мыслей. Когда это происходит и закоренелый грешник приносит покаяние, а затем становится праведником, – вот где истинное чудо! И наглядное тому подтверждение – тысячи людей, идущих с молитвой десятки километров и получающих духовный результат. Это ли не чудо?
Неслучайные «вразумления»
Не раз приходилось слышать от священников, что большая ошибка человеку отправляться в крестный ход и при этом думать, что раз ты идешь, то совершаешь нечто великое. Молиться нужно (и о спасении собственной души, и за родных, и за страну), но не дай Бог впасть в прелесть и возомнить себя молитвенником за род человеческий! Ко всему нужно относиться разумно. И, принимая участие в крестном ходе, важно осознавать, что ты являешься лишь частицей этого события, повторяющегося по обету наших предков. И главным путеводителем здесь является святитель Николай, а над всеми людьми и святыми – Господь Бог наш.
Не дай Бог впасть в прелесть и возомнить себя молитвенником за род человеческий!
А еще паломники свидетельствуют, что силы небесные в крестном ходе о тебе промышляют, тем или иным назиданием указывая верный путь и пресекая прегрешения. Подруга как-то поделилась, что однажды во время обратного пути после ночлега в школе, где паломников принимали, при выходе не опустила денежку в ящик для пожертвований, подумав при этом: «Деньги заканчиваются, а еще идти». И вскоре, едва успела вернуться домой, потеряла кошелек. Вывод у нее сам собой напросился: для нашего спасения Господь все необходимое нам всегда даст, в том числе и вразумление. Мне почему-то хочется думать, что Господь милостив и не будет в ответ на каждый наш «промах» вот так сразу «воспитывать», хотя как оно на самом деле в духовном мире работает наверняка, мне знать не дано.
Во время другого крестного хода подруга шла и молилась об укреплении веры. Вечером второго дня, остановившись на ночлег в одном из сельских домов, она обнаружила, что потеряла свой крестик. Поделилась, что расстроилась, решила, что что-то делает не так. Вечерние поиски пропажи не увенчались успехом. Ранним утром, когда паломники выходили из этого же сельского дома, чтобы продолжить путь, взгляд ее упал в темный угол сеней, в котором просто лежал ее крестик… По словам подруги, «…все это было давно. И все это, казалось бы, такие мелочи, но они глубоко понятны пережившему их. И именно на этом “делании” строится духовный путь. Дальше – больше».
Кстати, замечать подобные «чудеса» в крестном ходе, по-видимому, свойственно многим, кто со вниманием относится к проявлениям собственной души.
Церковь есть земная и небесная
Однажды в крестном ходе незнакомый монах напомнил о том, что молиться нужно не только о здравии родных, но и об упокоении ушедших сродников, ведь наша Церковь – земная и небесная.
На одном привале, отстав от своих попутчиков, я расположилась на краткий отдых неподалеку от одной компании. Внимание среди женщин привлек старчик, по-видимому, издалека приехавший монах. И, словно угадав мой интерес к его беседам, человек в рясе предложил присесть за их стол – раскинутую на полянке скатерть.
Поучаствовать в беседе с интересным человеком захотелось, однако в мыслях я спохватилась, что еда осталась в пакете у друзей. Привал короткий, и среди множества народа в перелеске искать их просто не имело смысла. Пришлось смириться и без всего присесть. И, совершив молитву «Отче наш» перед вкушением пищи, «старец» – так внутренне назвала я незнакомого монаха – вдруг строго сказал, что на столе должна быть соль. Женщины растерялись. По-видимому, многие стараются ограничить себя в соленой пище, а я, обрадовавшись, что хоть чем-то могу послужить столу, за которым оказалась с пустыми руками, извлекла из рюкзака походную солоницу. Оказалось, это не прихоть. Как пояснил «старец», соль символизирует поминовение усопших, и если в крестном ходе мы творим молитву, то должны не только просить здравия себе, родным и близким (в первую очередь духовного), но и не забывать молиться об упокоении душ усопших христиан. Монах также заметил, что совсем не обязательно каждый раз в молитве перечислять по именам всех отошедших ко Господу сродников в нескольких коленах, достаточно назвать несколько имен раб Божиих, добавить « всех православных христиан» и помянуть тем самым всех своих родных.
Во главе круглого стола старец благоговейно произнес слова краткой молитвы: «Упокой, Господи, души усопших раб…, всех православных воинов и всех православных христиан. Прости им прегрешения вольные и невольные и даруй им Царствие Небесное. Аминь». Осенил себя крестным знамением. После чего, посолив пищу, приступил к трапезе. Его примеру последовали и мы. Позже я размышляла, что, конечно, соль здесь выступила просто символом – нигде в Православии не сказано (по крайней мере, я никогда не слышала из уст священников и не читала в церковных книгах), что солью поминаются усопшие. Скорее всего, старчик напомнил нам о том, что Церковь есть земная и небесная, и, творя молитву в крестном ходе, нам важно об этом вспоминать.
Всякое дыхание славит Господа!
Как неоднократно говорил владыка Марк, крестный ход – это молитвенное шествие. И действительно, идешь – и чувствуешь, как молится душа. Об этом приходилось слышать от многих крестоходцев – ведь душа человека по природе своей христианка! Оттого так благостно идти вслед за приходом, где самим священником и хором совершаются молитвы. Но что удивительно – на протяжении всех шести дней в крестном ходе ощущаешь, что молится не только человек. Всякое дыхание хвалит Господа! Эти слова – о самой природе. Оттого и чувствуется особенная благодать.
Крестный ход – это молитвенное шествие
Как сейчас перед глазами. Раннее утро, брезжит рассвет. Паломники прямо в пути читают акафист святителю Николаю, а ты идешь, словно по зеленому коридору вдоль лесов и полей, и, вдыхая ароматы свежей зелени, приобщаешься умом к словам молитвы. При этом ощущение, что молитву разделяет не только человек. Сопровождает на протяжении всего пути пение разных птиц. А по возвращении, когда путь проходит вдоль берега реки, возле стариц, озер и прочих водоемов, вдруг слышишь кваканье – словно полчища лягушек также что-то там поют. Всякое дыхание славит Господа! А в крестном ходе хочется добавить – всякое движение, включая колокольный звон, колыхание травы и даже журчание ручья.
«Силою Духа Святого объят каждый цветок, тихое веяние аромата, нежность окраски, красота Великого в малом. Хвала и честь Животворящему Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, венчающему поля золотом колосьев и лазурью васильков, а души – радостью созерцания. Веселитесь и пойте Ему: Аллилуия!» – читаем строки в акафисте «Слава Богу за все».
Урок доброты
Однажды, когда мне сподобилось поучаствовать в перенесении чудотворной иконы святителя Николая на реку Великую, одним из ярких впечатлений, затронувших душу, стала доброта людей.
Каждый раз впечатляет количество путников в крестном ходе и их «разносол» – по возрасту, социальному положению, достатку, а также месту проживания, потому что собираются к нам на Вятскую землю почтить память Чудотворца из Москвы, с Урала, с Кавказа, из-за границы…
У каждого, вероятно, есть и своя личная причина претерпевать трудности пути – кто-то идет для укрепления веры. Другой же отправляется на «подвиг» исключительно для разрешения проблемы, а кто и просто отдохнуть от мирских забот и, как выразилась моя знакомая Анна, в общем-то, далекая от Церкви, «вдохновиться божественной энергией». Думаю, этот путь каждого в той или иной степени учит терпению, смирению, действенной любви к людям. Так или иначе, исполняя завет предков, каждый из паломников становится сопричастным великому событию в жизни православной Вятки. И каждый раз, отправляясь на Великую, ждешь от путешествия новых трудностей и новых надежд, новых уроков и новых поворотов, прежде всего в своей собственной душе. И в тот раз меня особенно поразила доброта людская, та, которой так сегодня порой не хватает каждому из нас, которую многие сейчас воспринимают едва ли не за странность… Приведу несколько примеров.
Второй день клонится к вечеру, силы на исходе, мозоли на ступнях и лямки рюкзака дают о себе знать. Наконец перед взором открылось село Монастырское, где ожидал нас короткий ночлег. После изнурительного дня (преодолели 50 км) нужно разбирать палатки, а без навыков это настоящая «морока». И тут нашей девичьей компании (шла с подругами) на помощь вызвались двое ребят. На привале парни спорыми руками ловко расставили две наших палатки и уже потом принялись за свои. Один из них, Андрей, позже еще не раз помог нам в пути. Одна из попутчиц о нем заметила: «Бескорыстный. Даже среди православных редкая сегодня черта».
Переход через речку. Казачий патруль
С бескорыстием мы еще встретились в пути. Придя вечером третьего дня в Великорецкое, подруга вдруг заявила, что, мол, в палатке под открытым небом две ночи мерзнуть у реки не хочет, поэтому собирается домой. Мне же очень не хотелось ее отпускать, к тому же ощущалось, что, вопреки стенаниям тела, ее мечущаяся душа все же жаждет праздника на Великой.
Исполняя завет предков, каждый из паломников становится сопричастным великому событию в жизни православной Вятки
…Все знают, как порой трудно просить. Перебарывая себя, иду в ближайший домик, что «с виду поскромнее». В доме уже расположилась большая семья батюшки. Нам предложили место на веранде. Ну что ж, все ж не на земле, и ветер здесь не тронет. Утром просыпаюсь с мыслью о том, где бы умыться, а соседки по комнате отправляют в баню… Мол, вчера еще все вымылись. Трудно представить нашу радость после трех дней пути – хозяева это понимали и решили порадовать гостей. Рассказывая уже в Кирове другой своей подруге, пока от Православия далекой, о банной радости и доброте хозяев, помню ее удивление: «Незнакомых пускать в баню? Да еще после пыльного пути? Не понимаю их… зачем?» – «Они свою лепту внесли в крестный ход, потрудились во Славу Божью, так сказать», – такой ответ мою подружку явно не устроил.
Еще был случай на привале. Раннее утро, недавно отошли от Великорецкого. Присели, скинули рюкзак, прохладно, глаза сковывает ночная дрема. «Эх, сейчас бы кипятку!» – и, словно на эту мысль, мужчина рядом наливает из термоса горячую воду, говорит: «Протягивай кружку…» Вот так мы с утра подкрепились чайком.
Казачий патруль. Сергей после сооружения переправы через речку. 5 июня 2018 г. К слову, стоит отдать должное и жителям деревень, что щедро выставляли воду, устраивали из шланга холодный душ.
А вот случай, произошедший уже по возвращении в город. Усталый бородатый путник озирается во дворе храма на очередь вокруг машины с квасом. Но, оценив шансы, не решается в нее встать. И тут ему в руки летит литровая бутылка со словами: «Лови, брат!». Думаю, выручил товарища знакомый. Но нет! Поймав бутылку, «бородач» в ответ с благодарностью улыбнулся: «Ты хоть откуда, брат?» И тут мне вспомнились заповеди Христовы: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12), «Даром получили – даром отдавайте» (Мф. 10: 8), «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34). А ближний, как заповедовал Господь, – любой человек, кто рядом. И тот Великорецкий крестный ход явился этому наглядным подтверждением.
…По-видимому, в современном меркантильном мире, когда комфорт стал таким привычным, этот урок бескорыстия и доброты оказался для меня очень важным. Есть, конечно, в «копилке» памяти и другие подобные рассказы, свидетельствующие о доброте и мужестве человеческой души. Чуть дальше расскажу о том, как работал «казачий патруль» на сложных переправах в крестном ходе.
«Как торопыга место в очереди нашел…»
Александр Кочкин с сыном Вообще, у каждого паломника свои наблюдения, свои выводы, свои рассказы. Одной поучительной историей имел смелость поделиться мой знакомый со школьной скамьи, а ныне успешный предприниматель Александр Кочкин. Да, именно так! Читаю, казалось бы, весело написанную историю, понимаю, что не каждый человек отважится взглянуть с иронией на себя со стороны, тем более мужчина и человек, находящийся «на виду» у других. В истории сохраняю тон и настроение автора, чтобы лучше передать живые мысли Александра.
«А случай был такой, как Боженька на место меня поставил… В Горохово пришли, пообещал товарищам, что сейчас схожу за кашей, а организаторы не ждали паломников так рано, и не успела каша подойти, а чаны там огромные и штук шесть, наверное. И очередь огромная… Ну, я же самый “умный”. Сейчас, думаю, по-старинке, вперед очереди как-то пролез… люди-то замечаний не делают – ой, стыдоба до сих пор… Стою, значит, один из первых на раздаче каши. И парень начинает раздавать, и все ему суют тарелки пустые, и вижу я, что лежит еще один черпак. Сейчас, думаю, возьму и сам себе накладу. И тут все и началось…
Тарелки суют прямо к лицу… Ну, думаю, сейчас положу нескольким другим для приличия, потом себе и уйду. А чаны с кашей, помните, литров по двести. И парень-послушник, который раздавал, видит, что я раздаю, уходит посмотреть готовность каши в других чанах и не возвращается. А костер-то горит под чаном, жарит так… что все время проверяю одежду – не вспыхнуть бы! По спине, по лбу пот ручьем. А руки с тарелками не кончаются… И тебе с Настей тогда накладывал, помню. В общем, пока я весь чан не переложил по тарелкам, уйти не смог…
Прошло около часа, наверное. Может, и больше, как чан раскидал. Вернулся послушник и затушил дрова. Я про себя подумал: “А чего? Так можно было? А ведь не смел, терпел, чуть не зажарился”.
Я взял себе в котелок каши. Пришел к своим, тем, кто меня ждал. Они уже сытые и отдыхать легли. Каши никому не надо уже, как и мне… Сил не было ее кушать. Лег спать…
Вот такая история, как торопыга место свое нашел в очереди! Всему свое время. И каждый на своем месте в этой жизни… Слава Богу за все!»
Испытание дождями и казачий патруль
Обычно паломники отмечают, что 5 июня – в третий день паломничества – по-особенному раскрывается красота Великорецкого крестного хода: и пейзажи взору открываются чудесные, и Казанская Богородицкая церковь в селе Горохово является излюбленным местом отдыха паломников. Однако эти радости в крестном ходе 2018 года перемежались с серьезным испытанием дождем, который практически не прекращался весь третий день. Мне довелось тогда стать сопричастной происходящему на том участке пути с фотоаппаратом.
Из села Монастырское по традиции под колокольный звон многотысячная колонна паломников вышла в три утра. Идти рядом с иконой по-особому благодатно, поскольку на протяжении всего пути звучат красивые церковные песнопения. В течение крестного хода пять групп певчих в общем количестве порядка пятидесяти человек сменяют друг друга. Среди поющих, как и среди казаков, есть те, кто постарше, но много и молодежи, приобщающейся к традиции. Однако особым украшением Великорецкого крестного хода в первую половину пути стали песнопения в исполнении мужского хора Спасского собора под руководством Юлии Скопиной. На каждой из стоянок перед Великорецким образом совершались молебны святителю Николаю. Несмотря на дождь, к святыне выстраивалась очередь для поклонения.
По всему пути крестного хода паломникам оказывал поддержку казачий патруль, которому отдельное спасибо! Особенное мужество казаки проявили во время переправы через быструю речку, где накануне снесло течением от сильных дождей подготовленный организаторами крестного хода мост. Казакам пришлось прямо в пути укреплять настил из бревен и подстраховывать во время переправы каждого паломника. На сложных переправах с особым молитвенным настроем звучало пение тропаря святителю Николаю, что поддерживало дух паломников, утешало их на долгих вынужденных остановках. Остановимся на этом моменте подробнее.
3 июня 2009 года не спасали даже резиновые сапоги
На переходе от Монастырского до Горохова одна из представших на пути речушек оказалась особенно быстрой и совершенно недоступной для преодоления «вброд» даже в резиновых сапогах. Я шла в начале колонны и видела, как аккуратно поочередно ступали певчие по покатым скользким бревнам, перекинутым через реку. Настил выглядел достаточно скромным, и его надежность вызывала явные сомнения, а по нему должны были пройти еще десятки тысяч человек. Поэтому казаки поспешили укрепить переправу. Мужчины на плечах подносили стволы упавших прежде деревьев, тем временем другие из патрульных дежурили возле настила, оказывая крестоходцам «подстраховку». А один из смельчаков залез в холодную воду и начал подтаскивать бревна по воде. Как оказалось, прежде на речке была более прочная переправа, от обильного паводка ее размыло, и теперь все, что оставалось, – как можно скорее ее воссоздать, что казаки и пытались сделать. Между тем количество желающих оказаться на другом берегу увеличивалось с каждой секундой. Вот где всем людям требовалось проявить терпение и смирение! Изрядно вымокшим приходилось стоять в очереди «на заторе» полчаса, кому-то час и более. И нужно было не возроптать, не подтолкнуть от нетерпения ближнего, что в обычной жизни в очередях происходит нередко.
Вдруг посреди общей тревоги паломники начали слаженно петь тропарь святителю Николаю Чудотворцу
Особое напряжение возникало, когда становилось ясно, что человек в воде уже заработался. Люди ему назидательно кричали: «Серег, выходи, хорош, простынешь!» При этом очередь на берегу у скользкого настила только уплотнялась. И вдруг посреди общей тревоги паломники начали слаженно петь тропарь святителю Николаю Чудотворцу:
«Правило веры и образ кротости, воздержание учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Перехожу в начало колонны вслед за певчими. Пока фотографирую подвиг казаков на трудной переправе, смотрю – неподалеку от меня уже снова готовится в строй наконец-таки вылезший из воды Сергей.
Освящение воды на реке Великой
Пытаюсь предложить погреться чаем из термоса. Про себя грешным делом думаю: «Вот тут бы не помешало чего-либо более горячительного человеку».
– Ну вы герой, как теперь согреетесь? – обращаюсь к мужчине.
– Бегом! – отвечает мужчина в казацком обмундировании, нахлобучивая шапку и вступая далее «в строй».
По ощущениям верующих, в том крестном ходе погода по-особому испытывала дождем. К тому же весной долго не таял снег, оттого дорога в начале лета 2018 года оставалась глинистой и скользкой. Однако тем радостнее стало для паломников исполнение обета.
Встречи в Загарье
Каждый год село Загарье утром 4 июня принимает тысячи гостей. День паломников в крестном ходе начался рано – выход из Бобина состоялся в три утра, подъем – еще на час раньше. Поэтому, уже изрядно натрудив ноги по глинистой дороге, пролегающей вдоль лесов и полей, крестоходцы здесь стремятся утолить жажду, отдохнуть и пообедать, однако верующие не забывают и про пищу духовную: те, кто приходит первыми, скорее встают на молебен.
4 июня 2014-го. По долгу работы встречаю крестный ход утром в Загарье. По традиции на возвышенности села рядом с разрушенным храмом совершается молебен. Паломники встают в очередь поклониться образу святителя Николая Чудотворца. Священники щедро кропят изнуренных паломников святой водой.
Насытившись пищей духовной, крестоходцы спешат на отдых. Паломники отмечают хорошо организованную торговлю в селе Загарье – без особых очередей можно купить хлеба, пряников, чтобы подкрепиться. Работает также полевая кухня, военные наливают желающим кипятку. Рядом дежурит пожарная машина, полиция и скорая помощь. Как отмечают медработники, в основном обращаются с мозолями, пожилые люди – с болями в суставах. После получения первой помощи паломники мужественно продолжают путь.
Полдень в Загарье, водосвятный молебен
В окрестностях села у крестоходцев есть время перевести дух. Паломники стараются немного отдохнуть перед дальнейшей дорогой. За столом рядом с полевой кухней трапезничает группа из Дивеева и Рязани. Раб Божий Алексей (так представился длиннобородый паломник) на Великую идет с братьями по духу. Тяготы пути встречают со смирением, отмечают, что, прежде чем отправиться в крестный ход, поклонились святым мощам преподобного Серафима Саровского. Жители Дивеева испросили благословения у своего близкого святого и в свою очередь приглашают знакомых посетить их святыню – Дивеевскую обитель.
На крыльце магазина встречаю мальчишку из Воронежа, которого фотографировала в палаточном городке возле Трифонова монастыря 2 июня. Женя сам ко мне подбежал: «Здравствуйте, – во весь рот улыбается мальчонка. – Идем мы с бабушкой, мне идти не трудно, очень нравится. Ведь в крестный ход я иду уже в пятый раз», – делится впечатлениями воронежский пятиклассник. Тут подходит его бабушка. Женщина поделилась, что крестный ход оказывает благодатное действие на внука: Женя с детства гиперактивный ребенок, из-за чего ему сложно дается учеба, трудно сосредоточиться на занятиях, но приобщение к святыням, молитва, поклонение образу святителя Николая излечивают духовно.
«В крестный ход я иду уже в пятый раз», – делится впечатлениями воронежский пятиклассник
Раз уж не иду нынче в крестный ход, внутренний позыв велит зайти в местный храм. На крылечко деревянной церкви присел дедушка. На мое приветствие представился: «Анатолий Георгиевич Нефедов, из Армавира». Пожилой человек приехал за тысячи километров на поезде, чтобы впервые поучаствовать в крестном ходе. Говорит, что идется пока нормально. Для него сегодня не жара, а просто теплый день. Мол, на юге у них и «под пятьдесят градусов бывает». Анатолий Георгиевич рассказал, что недавно из православной газеты узнал о Великорецком крестном ходе, но поехать не чаял, поскольку занимается пчеловодством, а для пчеловода вырваться летом на неделю – большая роскошь. Но нынче, как по заказу, на юге не цвела акация, он перевез ульи на липу и со спокойной душой отправился на Вятку. На будущий год, если Бог даст, собирался приобщить к путешествию и домочадцев.
В разговор включаются крестоходцы, что расположились неподалеку в тенечке возле храма – группа паломников из Ростова-на-Дону. Руководитель «ростовской» группы от общественной организации «Императорское православное палестинское общество», Ирина Стефановна Ищенко, совершает паломничества на реку Великую с 2008 года, сейчас идет уже седьмой раз. Ростовчане прибыли на Вятскую землю на двух автобусах в составе 70 человек. Помимо жителей из Ростова приехали православные из Сочи и других городов Краснодарского края. В группе паломники разных возрастов: есть пожилые люди, есть девушки и молодые ребята, а самой младшей участнице – Софье – всего два года. Вместе с мамой девочка совершает путь на Великую. Между тем паломничество у ростовчан началось еще 30 мая. Посетив Задонский монастырь, они на автобусе прибыли в град Муром, а 3 июня – в Киров.
Однако южные гости советуют послушать рассказ вятской бабушки Таисии, что присела на скамейку неподалеку. 88-летняя Таисия Федоровна Кротова, жительница деревни Лошкари, приехала в Загарье почтить Великорецкий образ святителя Николая, встретить паломников. Бабушка вспоминает, как впервые пошла в крестный ход в 1981 году, и рассказывает, как это было непросто. Мало того, что дорога была неудобной, так еще паломникам в то время приходилось прятаться от властей, преодолевать заграждения. Но и в те советские времена в селах крестоходцев радушно встречали верующие люди, устраивали на ночлег, также о некоторых организованных стоянках хлопотали священники. По словам бабушки, для официального разрешения крестного хода много хлопотал вятский писатель Владимир Крупин, который сам ходил на Великую.
Архипастыри. 2015 г. Ближе к полудню паломники начинают собираться, складывать коврики, взваливать на плечи рюкзаки. Село пестрит разнообразным людом – православными со всей матушки-России…
Загорелый с золотистой бородой священник, узнав, что фотографируют из пресс-службы Вятской епархии, передает низкий поклон владыке Марку от «недостойного» протоиерея Удмуртской епархии Владимира Петрова, вспоминает, что в былые годы учился вместе с правящим архиереем Вятской митрополии.
А вот и сам владыка Марк. Митрополит Вятский и Слободской проходит вдоль села Загарье. Владыку окружают паломники, спеша получить архиерейское благословение.
На часах стрелки сравниваются в одну вертикальную линию – 12.00. Строго по времени икона святителя Николая под песнопения вновь отправляется в путь. До ночной стоянки в селе Монастырское еще многие километры. Во второй день пути – самый продолжительный день Великорецкого хода – паломники пройдут пешком порядка 50 километров.
Земля визитов
2 июня 2017 года. С утра на Вятку прибывают первые паломники. Вновь участники крестного хода съезжаются из разных уголков России и из других стран. Большинство гостей приезжают на Вятскую землю несколько заранее, чтобы успеть посетить храмы и монастыри города, поклониться святыням.
Для паломников на стадионе «Трудовые резервы» близ территории Свято-Трифонова монастыря раскинут палаточный лагерь. Прибывшие гости располагаются в организованных палатках либо ставят свои. С некоторыми приехавшими издалека паломниками удается пообщаться.
Православные гости из Гастингса
Слышна иностранная речь. Подхожу, знакомимся: православные гости из Гастингса. Принять участие в крестном ходе решили и двое англичан. Рядом знакомый переводчик: гостей из Великобритании в Трифоновом монастыре встретила преподаватель Вятского духовного училища Анастасия Викторовна Глинянова. Александр и Сайлон из города Гастингса поведали, что о Великорецком крестном ходе узнали из интернет-издания «Россия сегодня», и им захотелось очутиться внутри православной страны, тем более что оба паломника являются прихожанами Греческой Православной Церкви – небольшого прихода в честь святой мученицы великой княгини Елисаветы Романовой в своем городке.
«Конечно, мы почитаем святителя Николая Чудотворца, образ святого находится у меня дома», – рассказал Александр. «Икона святителя Николая есть у меня в машине, святой хранит в дороге», – добавляет Сайлон.
На вопрос, подготовились ли паломники к возможным сложным погодным условиям, непростому пути по российским проселочным дорогам, Сайлон с улыбкой ответил: «Скоро узнаем», – а Александр серьезно добавил: «С нами молитва и икона святителя Николая».
Александр также отметил, что впервые на Вятской земле был в 1980 году, и у него остались воспоминания о том, что тогда здесь святыни были почти разрушены, а сейчас радостно наблюдать, как все восстанавливается.
После нашей беседы в тот день студент ВДУ (ныне диакон Аркадий Кедров) провел для гостей экскурсию на английском языке по святыням Трифонова монастыря.
«Без молитвы не пройдешь»
Группа верующих из Северной Осетии прибыла 2 июня на Вятку на паломническом автобусе. Как рассказал один из паломников Валерий Алборов, по пути они посетили многие монастыри в Воронеже, Дивееве, Муроме и других городах России.
До этого не осознавал, а теперь точно знаю: этот путь без молитвы не пройдешь
«В прошлом году в крестном ходе участвовал впервые, весь путь прошел с Божией помощью. Путь непростой, но Христос зовет, святитель Николай зовет. Радость сильную в пути ощущаю. На своем опыте понял силу молитвы в этом крестном ходе. До этого не осознавал, а теперь точно знаю: этот путь без молитвы не пройдешь», – поделился Валерий Алборов.
«Маленький духовный подвиг»
Два двухэтажных автобуса (в каждом порядка 50-ти пассажиров самых разных возрастов – от семи лет до преклонного возраста) прибыли на Вятку из города Сочи. Среди прибывших паломников выделяется группа казаков Центрального районного казачества города Сочи Кубанского казачьего войска. В диалог вступает атаман хуторского казачьего общества города Сочи Алексей Моисеев, окруженный мальчишками в традиционных шапках и казачьем обмундировании.
«Этот путь – маленький духовный подвиг. Прежде мне доводилось бывать и на Святой Горе Афон, и в Новом Афоне в Абхазии, а сюда в первый раз приехал», – рассказал Алексей Моисеев. – Мы не просто ставим цель преодолеть путь, а идем соборно помолиться, сходить на исповедь, причаститься Святых Христовых Таин за литургией».
Традиция в начале каникул
Каждый год в начале июня немало участников прибывает на Вятскую землю и с севера нашей страны. Многие верующие приезжают со своими маленькими детьми.
Так, девятилетний Богдан Ковальчук из Сургута, окончив третий класс, приехал с папой и с другом Иваном, чтобы пройти путь на Великую. Для маленького Богдана это уже третий крестный ход. По словам мальчонки, этот путь в прежние годы ему трудным не показался. «В первый раз весь ход прошел. Второй раз – полпути. Нынче хочется снова пройти весь путь полностью», – рассказывает мальчик.
На вопрос, почему он ходит в крестный ход, ребенок вдруг серьезно отвечает: «Что-то есть такое…» – и добавляет: «Святитель Николай помогает мне хорошо учиться, и к тому же идти с папой и друзьями очень нравится. Крестный ход для нас уже стал традицией в начале каникул».
«Каждый год – новая серия»
Многие годы среди многочисленных паломников привлекает внимание группа юных крестоходцев из Санкт-Петербурга – православная молодежь общества «Покров», состоящая из молодых прихожан храма Серафима Саровского в Старом Петергофе и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Парголово.
Руководитель общества «Покров» Александр Кухно рассказал, что среди прибывшей группы из четырнадцати человек есть бывалые крестоходцы, которые идут на Великую уже в восьмой раз, а есть и такие, кто идет впервые. Несмотря на многолетний опыт участия в Великорецком крестном ходе, Александр скромно заметил, что «ко всем возможным трудностям пути заранее не подготовишься, каждый человек идет и уповает на помощь святителя Николая, но, как отмечают священники, “важно не сколько, важно как”. И тот, кто идет в первый раз, возможно, в духовном плане совершит путь иначе, чем тот, кто идет в десятый».
С многочисленной группой юных крестоходцев Александр участвует в крестном ходе в третий раз, до этого ходил на Великую с семьей.
Как заметил один из юных петербуржцев Денис, «во время крестного хода приближаюсь к Богу. При этом в пути знакомлюсь с новыми местами, паломничество оставляет много впечатлений».
«Когда ты находишься в Великорецком крестном ходе, ты замечаешь много чудес, – поделился руководитель группы Александр Кухно. – Чудесами насыщена вся наша жизнь. Но из-за суеты, которой очень много в жизни, не успеваешь замечать эти чудеса. А здесь (я говорю про себя лично) Господь очень быстро показывает причину и следствие: ты о чем-то подумал – и тебе сразу показывается какое-то событие, которое связано с этой мыслью. Расскажу два таких случая.
Я пожалел себя – и тут же увидел человека, который шел на костылях
Самый первый раз, когда я шел на Великую со своим сыном, закончившим первый класс, никакого опыта участия в крестном ходе у нас не было, и мы оба стерли ноги прямо в мясо. Через полтора дня я отправил сына домой, а сам ковылял дальше, это было страшно больно. Я шел и молился, и боль уходила. В какой-то момент я позволил пожалеть себя. Только эта мысль проскочила у меня в голове, как я тут же увидел человека, который шел на костылях. Вы наверняка его видели, он каждый год ходит. Но тогда я увидел его впервые и заметил, как он с радостной улыбкой идет, а я, здоровый человек, позволил себя пожалеть. То есть мне Господь сразу показал, что мои проблемы – это не проблемы, моя немощь – это не немощь. Прошло несколько лет, раз в пятый или в шестой шел я тогда на Великую, снова у меня разболелась нога, и в какой-то момент я вновь пожалел себя. Только эта мысль проскочила – оборачиваюсь и вижу, как мама с папой ведут мальчика, у которого одна ножка короче другой, именно та, которую я у себя пожалел. Считаю, что Господь мне показывает: мол, ты здоровый взрослый человек, у тебя нога пройдет через два-три дня, твои проблемы – это ничто.
Таких событий в крестном ходе очень много. И по возвращении в обыденную жизнь ты начинаешь уже над многими вещами размышлять, думать, в чем тебя Господь вразумляет. Чудеса, происходящие с нами в крестном ходе, не имеют спецэффектов, но они лично связаны с каждым из нас, они касаются сердца каждого. А люди, с которыми мы в пути общаемся, становятся нам как родные. Путешествие на реку Великую сплачивает наш коллектив, наш юный приход.
Конечно, участие в крестном ходе – событие это очень радостное. Какой-то год шли с другом, несли хоругви, и этот крестный ход был для нас по-особенному интересный, ведь шли мы впереди колонны, позади нас пел хор – просто незабываемо. Не раз размышлял, почему, например, посмотрев в Париже Эйфелеву башню, в другой раз хочется съездить, допустим, в Италию, а в крестный ход тянет каждый год. Это как Великий пост и Пасха. Когда ты проходишь Великий пост, преодолеваешь какие-то испытания, трудности, а в конце получаешь пасхальная радость. Не зря Великорецкий крестный ход называют Вятской Пасхой: ты идешь и претерпеваешь трудности, ноги сбиваешь, тяжести несешь, а в завершение пути испытываешь радость. И каждый год на крестный ход ставишь внутри себя какие-то задачи, чаяния. Великорецкий крестный ход – это еще один период в жизни, когда ты можешь потрудиться над собой, можешь получить эту пасхальную радость. И он не может закончиться. Каждый год – новая серия».
Юные паломницы из Слободского на привале после выхода из Бобино. По дороге в Загарье
«Такой благодати нигде не стяжала…»
Своими впечатлениями поделилась паломница Валентина из города Шахты Ростовской области:
«За 20 лет православной жизни я много совершала паломничеств по святым местам, но такой благодати, как в Великорецком крестном ходе, нигде не стяжала, – рассказывает женщина. – Словно не по земле идешь, а летишь, отвлекаешься от всего. А природа какая! В краях, где мы живем, таких лесов не встретишь. Приехали мы паломнической группой на автобусе, водитель шел крестный ход с нами. Всего группа из 22 человек, из них трое детей. Иду уже в четвертый раз, нынче с 15-летней внучкой. И организация понравилась, нам хватало на стоянках и супа, и каши. Но ведь не за этим идем. Такую радость с собой домой привозишь! Хочется делиться благодатью с окружающими. Мои коллеги-медсестры, когда делюсь по приезде впечатлениями, также хотят сходить на Великую. Низкий поклон организаторам крестного хода и всей Вятской земле!»
Твердость веры и сила духа
В селе Монастырское. Часовня в честь святителя Николая Чудотворца
К слову об организаторах…
2018-й. 4 июня. Для паломников – самый продолжительный, второй день пути. А я оказалась в числе тех, кто встречает святыню в селе Монастырское. В ожидании паломников, скрываясь от нахлынувшего дождя, примыкаю к начальству – церковному и светскому, вместе с организаторами события укрываемся от стихии, сочувствуя вымокшим до нитки крестоходцам.
В просторной палатке под барабанящий ливень приоткрываются «копилки» с «великорецкими историями» – различными назидательными случаями, реально приключившимися с паломниками в разные годы, один из которых особенно отражает твердость мальчика в вере. Однажды отец Виталий (секретарь Вятской епархии иерей Виталий Лапшин) проведывал размещение паломников на ночлег на одной из стоянок и встретил мальчика со сломанной рукой. Ребенку был наложен гипс и благословлено выйти из крестного хода. Мальчик был расстроен не столько от серьезной травмы, сколько от того, что был вынужден покинуть паломничество. В утешение ребенку батюшка благословил его большим медальоном святителя Николая в серебряном окладе, сняв с себя эту святыню. Спустя год во время крестного хода отца Виталия радостно окликает детский голос, вместе с родителями мальчик подходит к нему за благословением, радостно приветствуя, спрашивает: «Вы нас помните?». Оказалось, это тот самый пострадавший мальчик со знакомым медальоном на груди. Несмотря на испытание, он остался верен полюбившемуся Великорецкому крестному ходу и, когда пришло время, не испугавшись возможных препятствий, снова пошел с родителями на Великую.
Однако и священники, и врачи, и спасатели не устают повторять, что рвение должно быть по разуму. И, отправляясь в непростое путешествие, важно объективно оценивать свое состояние и здоровье, чтобы и себе не навредить, и серьезных хлопот ближнему не доставить. Бывает, люди действуют вопреки рекомендациям докторов и благословению священников. К примеру, Александр Юрьевич Березин, курирующий в то время организационные вопросы по обеспечению безопасности крестного хода со стороны правительства Кировской области, поделился тогда в Монастырском двумя такими историями, которые произошли с крестоходцами уже несколько лет назад, но такое, как говорится, не забывается.
«Одной бабушке в пути однажды стало плохо. Облегчив состояние, спасатели доставили ее чуть ли не на носилках до привала, медики констатировали повышенное давление (120 на 80) и настоятельно рекомендовали уехать домой на специально организованном автобусе. Естественно, на выход из крестного хода старушку благословил и священник. Однако молитвенница уселась на пригорке, взяла сушку и кружечку чая и уезжать никуда не собиралась. Говорила: “Пойду дальше», – и все тут. А на все рекомендации и уговоры врачей отвечала одно: “Помереть в крестном ходе – одна благодать”. Ей, верующей бабушке, вероятно, виднее. Как тут поспоришь. Но нам, организаторам и всем службам, при таком инциденте точно благодати не видать!» – заключил Александр Юрьевич.
Другой подобной историей в практике А.Ю. Березина стало решение вопроса срочной доставки в больницу беременной женщины, которая отправилась на Великую в положении аж на седьмом месяце. В пути молодой женщине стало плохо. Бригада скорой помощи сумела срочным образом доставить роженицу в Юрьянскую больницу. На строгий и полный недоумения вопрос Александра Юрьевича: «Зачем идешь в таком положении?» – женщина просто ответила: «Чтобы родить было легче и ребенку было лучше». «К счастью, ей оказали своевременную помощь, она родила здорового мальчика. Хотя все могло сложиться иначе, когда поступаешь вот так, вопреки благословению и совсем не по разуму», – констатировал Александр Юрьевич.
Глобальная подготовка
Трудясь в епархиальной пресс-службе, непосредственно наблюдаешь, какие организационные хлопоты предваряют Всероссийский Великорецкий крестный ход. Подготовка к этому масштабному событию у оргкомитета, включающего представителей Вятской епархии, ряд министерств правительства Кировской области, властей Юрьянского района, администрации города Кирова, города Слободского и других муниципалитетов, начинается за несколько месяцев.
Подготовка к этому масштабному событию начинается за несколько месяцев
Чтобы обеспечить максимальную безопасность, в пути особый подвиг ежегодно несут сотрудники силовых ведомств: МЧС и ГИБДД, УМВД по Кировской области, ОМОН.
Врачи-добровольцы самоотверженно пробегают километры вдоль растянутой колонны крестоходцев. «Врача! Врача!» – время от времени передается по цепочке призыв, перебивая акафистное чтение паломников в пути. Особенно часто к помощи докторов паломники прибегают во второй день пути, когда при длительных переходах у людей возникает необходимость в первичной медицинской помощи. Немалая нагрузка в этом смысле ложится на плечи отряда «Пересвет».
По традиции хлебосольно угощали паломников в селах Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Великорецкое и на обратном пути в Медянах (в село усталые крестоходцы приходят на пятый день, и приход Троицкой церкви и жители медянского сельского поселения готовят в больших котлах щедрое угощение, включая 200 литров деревенского молока для детей). Затем крестоходцы подкрепляют силы вечером пятого дня в поселке Мурыгино, утром шестого – в Гирсово и на приходе храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова.
Андрей Рогожников, сотрудник МЧС, многие годы берет отпуск на крестный ход, чтобы в пути помогать паломникам
Традиционно вносят свою лепту в прием паломников предприниматели. В частности, крестоходцы с благодарностью наполняют бутыли чистой водой от «Ключа здоровья», в селе Монастырское вышедших из лесу вымокших под дождем крестоходцев угощают «Вятским квасом», а при подходе к городу Кирову эта же организация раздает минеральную воду.
Традиционно серьезная подготовка к встрече крестного хода проходит в селе Монастырское. Установка палаточных лагерей и приготовление трапезы начинаются 4 июня чуть ли не с раннего утра, ведь крестоходцы вечером второго дня пути приходят сюда после самого длительного перехода – порядка 50 километров. И организаторы делают все возможное, чтобы должным образом принять богомольцев.
Традиционно устанавливает палатки и готовит ужин команда трудников Кирово-Чепецкого лагеря. Как отметила миссионер Всехсвятского храма города Кирово-Чепецка Лариса Александровна Зорина, порций стараются приготовить с запасом, где-то на 500 человек, чтобы и тот, кто зашел «со стороны», не остался голодным: радуют паломников горячей наваристой ухой, а в Великорецком – по традиции гречневой кашей.
Приехав в Монастырское с начальником встречать крестный ход за несколько часов, пока отец Виталий решает различные организационные вопросы, навещаю с фотоаппаратом палаточные лагеря, заодно дегустирую кухню. Поскольку количество крестоходцев, останавливающихся в палатках, заранее обозначено, то возможности позволили разнообразить меню: предлагались суп, каша с овощами и салат. Позаботился о своих паломниках и палаточный лагерь Спасского собора города Кирова, и многие другие приходы храмов Вятской, Уржумской, Яранской епархий, а также церквей и православных общин из других регионов России.
Слободское ноу-хау
Однако особенно удивил паломников Великорецкого крестного хода 4 июня 2018 года лагерь Слободского благочиния. Предприниматель Александр Николаевич Рязанов объединил свои труды с оргпомощью администрации города Слободского. В итоге накануне крестного хода была организована передвижная хлебопекарня, оборудованная по всем правилам. На выпечке хлеба была задействована группа профессионалов.
И если в прошлые годы в Великорецком слобожане угощали всех спешащих на реку Великую крестоходцев горячим чаем с блинами, то тут к ароматному чаю из самоваров предлагали румяный свежий хлеб с вареньем.
– В 2017 году, в год приезда Святейшего Патриарха Кирилла, мы испекли 6000 блинов, – рассказывает Александр Николаевич.
– Реально ли испечь такое количество блинов в полевых условиях? – уточняю информацию.
– Никто кроме нас – Слободской спецназ! – улыбается предприниматель. – У нас в лагере трудится группа волонтеров (порядка 25-ти человек). В основном это активная молодежь, но также задействованы депутаты города Слободского. Прежде в 2015-м и в 2016-м мы напекали 3000 блинов, а в прошлом, в год приезда Патриарха, норму повысили вдвое. К блинам ушло 15 трехлитровых банок варенья. Угощали не только своих паломников, которых в лагере Слободского благочиния размещается более 200 человек, но и всех мимо проходящих. Однако оставалась мечта – печь хлеб. Хлеб – всему голова. В молитве Господней читаем: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…». Да он и сытнее блинов. Если вес блина около 30 граммов, то кусок хлеба весит порядка 60 граммов. Решили попробовать.
Разместились «в полях» уже 2 июня. Хлебопекарня позволила на протяжении крестного хода обеспечивать хлебом своих волонтеров (команду в 25 человек), угостить трудников Великорецкого подворья Свято-Трифонова монастыря. 4 июня в село Монастырское пришли наши паломники – слобожане (порядка 220 человек). С первым, вторым, третьим свежий хлеб хорошо ушел.
Однако в Великорецком угощаем намного большее количество людей. Наша цель – максимально позаботиться о ближних. Привечали всех обратившихся к нам за период крестного хода. К примеру, вечером 5 июня москвичи обратились к нам с просьбой: мол, помогите – некуда устроиться. Сами они все сырые пришли. Понятно, что мы их приняли, ведь еды готовим с запасом, нашлось и место в палатках.
Пока общались с Александром Николаевичем, наблюдала, как проходившие мимо лагеря люди не только угощались чаем из самоваров и бутербродами с вареньем, но и предлагали за угощение заплатить. Однако ответ людей на раздаче был краток: «Во славу Божию. Помолитесь за нас. А мы продолжим стараться для вас».
За три дня пекарней Слободского благочиния было роздано порядка 26000 кусков хлеба!
Если обратиться к языку цифр, за три дня на столах Слободского благочиния было предложено порядка 26000 кусков – это 1050 килограммовых буханок (вес изделия – 1 кг 50 г)! В будущем у радушного предпринимателя есть мысли по изготовлению мелкой выпечки и угощения хлебопекарными изделиями гостей на ярмарках и соборных праздниках города Слободского. Примечательно, что к традициям хлебопечения Александр Николаевич Рязанов приобщает молодежь, в помощники «записался» и его маленький внук.
Каждый год в период Великорецкого крестного хода, практически не смыкая глаз, на совесть трудятся повара Вятской епархии и воинских частей, солдаты, трудники Свято-Трифонова монастыря, задействованные на полевых кухнях, при установке палаточных лагерей приходов и решении прочих многочисленных организационных вопросов, где требуются сноровка и сильные мужские руки.
За обеспечение просфор для богослужений и паломников во время крестного хода отвечал просфорник Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря Алексей Блохин. Руками молодого человека было изготовлено 9800 просфор для паломников и порядка 45 служебных.
Конечно, всех благодетелей, помощников и организаторов даже и не перечислишь, однако люди трудятся во Славу Божию. Паломники же отвечают на их добросовестные труды благодарностью и молитвами.
Святая Русь на берегу реки Великой
Торжества в Великорецком подворье Свято-Трифонова монастыря начинаются уже вечером 5 июня. В шесть вечера навстречу образу святителя Николая выдвигается встречный ход, возглавляемый наместником Трифонова монастыря – настоятелем Великорецкого подворья архимандритом Феодором (Рулевым). Под открытым небом возле Никольского храма митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении многочисленного духовенства совершает молебен перед Великорецкой святыней, после чего вечерние богослужения совершаются в Никольском и Преображенском храмах и на берегу реки Великой под открытым небом. До глубокой ночи священнослужители принимают исповедь на поляне возле часовни под навесами.
Батюшки, многие из которых также идут крестным ходом, несмотря на всю усталость, не относятся к исповедникам формально. Напротив, они понимают, что паломники, многие из которых впервые участвуют в Таинствах, помимо оставления грехов ждут от батюшки мудрого совета. И слова, сказанные там, душа впитывает с особой глубиной и радением. После эти заветы вспоминаются вновь и вновь.
Паломники отмечают, что грехи особым образом вспоминаются в пути. Приходилось слышать фразу: «Можно пойти и при этом еще больше нахватать на свою душу». И действительно, в пути случаются искушения, крестоходцами отмечается, что какой страстью страдаешь в обычной жизни, та и «цепляется» здесь особенно: от уныния до празднословия, от чревоугодия до раздражения, от ропота до осуждения. Однако обстановка располагает и к покаянию. Если пробуешь молиться и открываешь на исповеди душу, даже физически ощущаешь, как мешок с грехами спадает с плеч. И, конечно, особенным моментом является участие в богослужении. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка Божественные литургии совершаются в храмах ночью, утром на берегу реки Великой, чтобы все приготовившиеся и исповедовавшиеся смогли причаститься Святых Христовых Таин.
Крестный ход идет по главной улице г. Кирова
2015-й. На средней Божественной литургии перед Таинством Причастия с пастырским словом к верующим обратился настоятель Екатерининского храма города Кирова протоиерей Сергий Гомаюнов.
«Сегодня на месте обретения образа святителя Николая на берегу реки Великой собралось множество народу, и в будущем до скончания веков будут приходить сюда люди, потому что то, что произошло, имеет отношение не только к священной истории и всей нашей Православной Церкви, но и к каждому из нас лично. Многие из вас могли бы рассказать свою личную историю, историю своей семьи, историю своих близких и родных людей, и в этой истории обязательно присутствует святитель Николай, который очень близок каждому из нас, и это мы знаем по своему опыту.
Поэтому мы пришли сюда поблагодарить и прославить его, чтобы, вспомня Святое Евангелие, уподобиться тому десятому человеку, самарянину, который был исцелен среди прочих других людей Спасителем нашим от проказы. Но если другие девять из десяти людей, получив желаемое, ушли, не поблагодарив Господа, то десятый вернулся, припал к ногам Иисусовым и благодарил Его. Господь похвалил веру его, сказав: “Иди, вера твоя спасла тебя”. Мы не только должны уметь просить. Мы, получив, должны не забывать благодарить, и очень важно знать, как можно благодарить святого, что такое благодарить святого. Иногда наше благодарение все выливается в слова – и восхваления, и песнопения. Это важно. Но как поблагодарить святого, который не тщеславен? Святой ждет, чтобы в качестве благодарения ему приносили не только слова и песни, но и по силе совершаемые в нашей жизни дела.
Когда мы читаем житие святителя Николая Чудотворца, то не можем не заметить, что при своей жизни он постоянно скрывал свои добрые дела. Все, что мы знаем, открылось уже после его кончины. И первое дело, которое он совершил, – тайно подбросил узельцы со златом, чтобы спасти трех дочерей одного человека от поругания. Это наглядный пример того, как он жил, что он делал и как творил добрые дела. Благодарение святителю Николаю должно выражаться в том, чтобы усердствовать в добрых делах, но именно таким образом, как он их и совершал.
Весь крестный ход – это образ Церкви земной, шагающей в Царствие Небесное
И мы с вами пришли благодарить святителя Николая для того, чтобы наши сердца действительно хотя бы немножечко поменялись. Те, кто идет крестным ходом, молятся о том, чтобы прийти из него немного другим человеком. Чтобы сердце было живое, не думало только о самом себе, но видело прежде всего нужды ближнего своего. И чтобы по мере своей любви и усердия мы могли делать добрые дела. И, если есть возможность, делать их тайно. Всякое доброе дело, сделанное напоказ, постепенно теряет свою цену. Всякое дело, сделанное не напоказ, – это то, что неотчуждаемо от человека. Крестоходцы идут, и у каждого за спиной свой рюкзачок. И весь крестный ход, вместе взятый, – это образ Церкви земной, шагающей в Царствие Небесное. Эти рюкзачки должны быть наполнены тайными добрыми делами, за которые нас не благодарят люди, а за которые мы надеемся получить мзду, о которой в Евангелии сказано: “Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах”. Поэтому будем благодарить святителя Николая и словами, и песнопениями, и правильным устроением нашего сердца. И если мы сумеем и в этот день, и во все иные дни ради памяти святителя Николая совершать множество и множество добрых дел ближним своим, то, думаю, он будет очень рад тому, что его паства не оскудевает, что слово евангельское имеет своих продолжателей в Церкви земной. А это и есть наш с вами праздник, это и есть слава Вселенского Православия».
В завершение богослужения митрополит Вятский и Слободской Марк поздравил духовенство и паломников с праздником.
«На берегу реки Великой сегодня собирается Русь Святая, – сказал владыка. – Мы с вами прекрасно понимаем: одно дело – просто ходить, но насколько тяжело человеку дается молитва! Мы ведь собрались здесь, на берегу реки Великой, чтобы помолиться о своих нуждах, о близких, государстве Российском и о нашей Церкви, ее единстве. Благодарю всех, кто сегодня находится здесь в этом молитвенном предстательстве. Сегодня мы с вами являем наше единство – единство во Христе. С праздником!».
Вершина хода. «Словно погрузился в Царствие Небесное…»
Возвращение крестного хода по улицам г. Кирова
Однажды в храме мне довелось слышать проповедь вятского священника протоиерея Александра Балыбердина о том, как он для себя открывал смыслы крестного хода. Батюшка рассказывал, правда, как в определенный период, занимаясь исключительно организационными вопросами, ощутил, что начал утрачивать благодать. Но все вернулось на круги своя: вновь пошел в числе других паломников крестным ходом с молитвой в пути и снова словно погрузился в Царствие Небесное… Позже переживания священника были опубликованы на его сайте «Страна Вятская». Слова батюшки очень точно передают дух крестного хода:
«Каждый год 3 июня вятчане и многочисленные гости Вятской земли отправляются на поиски страны, где можно было бы жить по правде и любви. Богат опыт человека в поисках “прекрасного далече”, и он подсказывает, что на карте такой страны не найти, потому что она не от мира сего. Эта страна – Царство Небесное. И именно в это Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа призывает нас священник первым возгласом Божественной литургии. Неслучайно многие паломники стараются приехать на Вятскую землю заранее, к началу литургии, и причаститься за ней Святых Христовых Таин.
Крестный ход вернулся в Трифонов монастырь
Но вот звучит отпуст, затем совершается молебен святителю Николаю возле храма под открытым небом, звучит напутствие митрополита Марка – и крестный ход начинает движение. Какое странное ощущение! Как будто богослужение не закончилось, а все еще продолжается. Только уже не в храме, а среди вятских лесов, на узкой тропе или весенних лугах.
Великорецкий крестный ход никого не оставляет равнодушным. Его удивительная атмосфера захватывает сразу и не оставляет до конца пути
Великорецкий крестный ход никого не оставляет равнодушным. Его удивительная атмосфера захватывает сразу и не оставляет до конца пути. И, думается, что это поразительное влияние Великорецкого хода основано, прежде всего, на том, что он обновляет понимание приблизившегося Царства Божия, свойственное первым христианам. И с выходом из храма это Царство не исчезает, но, наоборот, расширяется, здесь и сейчас вбирает в себя весенний лес, мирно текущую реку, согретые майским солнцем заливные луга, пылящую лесную дорогу – весь окружающий мир, проснувшийся после долгой вятской зимы, хрупкий, свежий и чистый, пахнущий ладаном, звучащий пасхальными песнопениями и оттого еще более похожий на Царство не от мира сего, Страну Божией любви.
Священнодействия, совершаемые на пути Великорецкого хода, также не только напоминают о земных вехах истории православной Вятки, но и являют Царство Божие, пришедшее в силе (Мк. 9: 1). Вершина хода – литургия в Великорецком. Здесь всё – природа, богослужение, прошлое и будущее, земное и небесное – достигает такого единения, радости и полноты, что хочется вслед за апостолами воскликнуть: “Господи! Хорошо нам здесь быть!” (Мф. 17: 4). Восхождение закончено. А дальше – с миром изыдем! – и паломников ждет обратный путь в Вятку».