Жизнь коротка: будем усердствовать

Монах Пимен (Влад) Монах Пимен (Влад)

Что для нас значит спасение? В чем наша цель здесь, на земле? Мы говорим, что наша цель – это спасение, а святые отцы говорят, что святость, ведь мы к ней призваны, к святости (1 Фес. 4: 2, 7). Написано еще, что нам надо стать чадами Божиими (Рим. 8). Спаситель, воплощаясь, воспринял нашу человеческую природу и тем самым сделал нас чадами Божиими, отпустил нам срок, чтобы мы могли пожить здесь, на этой земле. И кто-то может уйти отсюда в младенческом возрасте, другой в 10, 50, 100 лет, но никто не останется здесь.

Наша цель – стать ангелами

Он отпустил нам этот срок на земле, чтобы мы подготовились к вечности, которая не кончается никогда. Бог дал нам пожить на этой земле, чтобы заместить нами ангелов, ниспавших с небес. Это значит, что мы должны стать ангелами, и когда Он заполнит все места, остававшиеся свободными, мы подойдем к финалу. У нас, конечно, есть Апокалипсис, описывающий знамения тех времен, когда это произойдет: когда человеческий упадок достигнет допустимого предела.

Мы видим, что, когда Спаситель сошел на землю, тоже был страшный упадок, и надо было, чтобы Он пришел искупить нас, дабы мы получили благодать и могли жить дальше. Какие же пути дал нам Бог для достижения вечности? Видите, мы пребываем внутри Православной Церкви, и Спаситель, учреждая эту Церковь, как говорит святая литургия Великого Четвертка, дал нам Таинства Церкви, о которых говорят и святые отцы.

Исповедь дает нам возможность сбросить со своих плеч мешок

У нас есть Святое Крещение – без него мы не можем спастись. Есть затем исповедь, потому что Бог знал, что мы грешим; не может быть человека на этой земле, каким бы великим он ни был, который мог бы сказать, что в такой-то день не согрешил ни в чем. Даже если не сделал чего-то на уровне дел, то на уровне мыслей он делает это: ведь даже помысл, осуждающий ближнего твоего, уже есть малое падение. Поэтому мы нуждаемся в том, чтобы исповедоваться в определенное время, и если духовник разрешает нам, то и причаститься. А если не исповедуемся, то это все равно что не мыться: можно обливаться духами целый день, но, стоит только шевельнуться, как тут же в нос ударит падалью. Без исповеди так бывает.

Даже помысл, осуждающий ближнего твоего, уже есть малое падение

Исповедь помогает нам сбросить со своих плеч мешок, который мы насобирали. Ты видишь, что каждый день собираешь грехи, и у тебя словно мешок на горбу вырастает, ты всё складываешь и складываешь туда, а он все тяжелеет и тяжелеет и в какой-то момент совсем тебя придавит. Тогда ты начнешь видеть только землю, ты более не видишь неба, потому что тяжесть бремени грехов придавила тебя к земле, а потом, когда кто-нибудь спросит, как выглядит небо, ты ответишь:

– Какое еще небо? Ты что, не видишь, что вокруг только земля?

Мы прилепляемся к этой земле, ссоримся из-за ее клочка или чего-то еще, привязывающего нас к этим земным вещам, и доходим до того, что видим только их, мы забываем взглянуть наверх, порадоваться величественной красоте и свободе неба. Мы становимся закрепощенными.

Давайте исповедоваться искренне

Когда мы исповедуемся искренне, когда берем на себя вину за произошедшее, ты уже не пойдешь и не скажешь:

– Да, я сделал это, но всё из-за жены, из-за соседа, из-за невесть кого еще. Виноваты все, один лишь я не виноват!

А нам надо пойти туда и взять на себя вину:

– Батюшка, я согрешил, я сделал это! И неважно, кто на меня повлиял, что сделал, это их дело, – я был слаб и согрешил!

Мы испрашиваем у него прощения, он читает над нами разрешительную молитву, и мы вылетаем оттуда как на крыльях. Посмотрите на человека после искренней исповеди: когда выходишь оттуда, вокруг все сияет, делается красивым, ты летишь и чувствуешь, что этой тяжести больше нет! Мешок исчез, и нам гораздо легче шагать по жизни. Поэтому исповедь играет главную роль в нашей жизни.

Видеть Бога в брате своем

Потом мало-помалу нам надо начинать делать добрые дела: то милостыню подать, то помочь кому-то, делать добро всем, чем можем. В народе есть такая поговорка: «Чего не хочешь себе, того не делай другому».

Ты как человек, идущий по дороге, встречаешься с другими, у тебя есть какие-то друзья: «Да, пойду встречусь с одним, встречусь с другим. Хочу, чтобы он меня тоже поприветствовал, улыбнулся, поговорил со мной дружелюбно, а не чтобы меня кляли, обворовывали!» Да, я хочу всего этого, а сам поступаю ли так с другими? Ведь каждый, в свою очередь, ждет того же самого.

Итак, я иду по дороге, но другой тоже ждет, чтобы я оказал ему внимание, поприветствовал, улыбнулся, поговорил с ним по-доброму, а не сказал: «Господи, да он не моего уровня: у него нет фирменной одежды, он вышел невесть из какой машины». Так что давайте уважать его, видеть в нашем брате Бога. Во всех людях есть искра Божия, и, если будем поступать так, Бог мало-помалу соблаговолит сделать, чтобы и другие стали уважать нас, как мы их уважаем, ибо сказано: «Какой рукой даешь, такой и получаешь».

Причинил ли ты зло – когда-нибудь оно вернется к тебе. Может, не сейчас, а через годы, когда ты обо всем уже забудешь, но увидишь: оно к тебе вернется. Обокрал ты кого-нибудь и думаешь, что тебя никто не видел, а через несколько лет кто-нибудь возьмет и украдет у тебя в 10 или 100 раз больше. Ты будешь негодовать, забыв, что когда-то сам украл какую-то малость. То же самое и с добром: сделал ты его и, может, напрочь забыл об этом, а спустя годы видишь, что добро вернулось к тебе стократно.

Не будем зариться на чужую мелочь

Вспоминаю такой случай. Я был мальчишкой лет десяти, жил дома с родителями, и одна из маминых сестер была, скажем так, чуть более зажиточной. Муж у нее работал где-то на ферме и ездил туда на велосипеде, хотя ферма была недалеко. Однажды он ехал и видит женщину, у которой из кармана что-то выпадает, вроде белой бумажки. Подъезжает на велосипеде и видит, что это 10 леев. И тут у него началась брань помыслов: «Отдать ей – не отдать?» Сами они жили хорошо, дома было все, а женщина эта была горемычной, ходила пешочком от села до села километра по два. Может, эти деньги были у нее последними. Но в конце концов он подумал: «А мне они что, не нужны?» – и сунул в карман.

И вот совсем скоро, в конце той недели человек этот должен был пойти на свадьбу к кому-то, и по этому случаю поехал с женой в город купить себе костюм. Они ехали на машине, у них ведь было всё. В те времена в нашем селе были всего три «Дачии»[1], только у богатеньких, как говорится. И купил он себе костюм за 500 леев, очень красивый. А когда вернулись домой, хватились, а его нет, стали искать в машине, но не нашли, костюм этот пропал.

И мамина сестра рассказывала, что, когда обнаружили, что его нет, первая мысль, пришедшая ей в голову, была о том, что муж 3 дня назад подобрал эти 10 леев. Итак, в итоге он потерял 500 леев, и Бог показал ему, что значит зариться на чужую мелочь.

Будем готовиться к вечности, каждую неделю бывая на святой литургии

Не твое – не бери, и если даже нашел деньги и не знаешь, чьи они, чем их тратить, лучше купи на них пару буханок хлеба и отдай нуждающемуся. Употреби на что-нибудь полезное, и Бог воздаст тебе за это. Никогда не думай: «Да ладно, пусть останутся мне!»

Будем всегда внимательны к тому, как поступаем в жизни, потому что жизнь коротка, и мы предстанем пред Богом, чтобы дать ответ за всё, что сделали. И Он скажет:

– Смотри, человече, Я отпустил тебе 50 лет на этой земле, что ты сделал?

И если скажем, что нам было некогда, Он скажет:

– Я дал тебе 50 лет. Как это тебе было некогда? Ты хоть один день в неделю отдавал Мне, приходил, чтобы поговорить со Мной?

В воскресенье, когда идем в церковь, на святой литургии мы беседуем с Богом.

Так как же, выходит, мы знаем, что навсегда уйдем в вечность, и нам некогда подготовиться к ней? Вот, вы приехали сюда, на Афон, и думаю, каждый взял из дому пару сменной одежды: «Мы едем на 2–3 дня, на неделю, мне надо будет во что-нибудь переодеться». И вот для этой двух-трехдневной поездки вы взяли кто чемодан, кто рюкзак, по несколько сменных одежд. А если надолго уезжаешь куда-нибудь, лет на 10, на 20, то и вовсе берешь с собой всё, что есть в доме.

В вечности мы найдем то, что туда послали

А когда переезжаешь в вечность – это совсем другое, ты ничего не можешь взять с собой. Это все равно что сесть в самолет, а тебе скажут, что у тебя нет права взять с собой багаж. Что тогда делать? Надо посылать его заранее. В вечности мы найдем то, что послали. И знаете, что найдем там? Не то, что собирали на земле для себя и своей семьи, это все останется здесь. Растить детей, работать – это наш долг, из этого добра ничего не попадет на небо. Важно то, что ты даешь тем, кто не может тебе воздать: подал ли ты милостыню, помог семье, сказал кому-то доброе слово, поддержал кого-то в беде, вознес молитву о ком-то, отдал что-то семье с 10 детьми от своего избытка? Всё это найдешь на том свете.

Когда переезжаешь в вечность, ты ничего не можешь взять с собой

Когда отойдешь, это будет тем багажом, о котором Бог скажет тебе:

– Да, вижу, ты послал себе достаточно. Пойдем, тебе есть на что жить, отныне твое место здесь.

А может, Он скажет:

– Да ты не послал сюда ничего, ты приписан в другое место, иди к тому, кому служил.

Не будем же служить двум господам, Богу и мамоне, нейтрального пути нет. И Бог скажет тебе:

– Ты служил другому, а сюда не послал ничего.

Итак, будем стараться, потому что жизнь коротка и скоро все отойдем к Богу. А что может дать гарантию, что мы доживем до завтра? Всё в деснице Божией. Поэтому ни одного вечера не позволим себе лечь спать, будучи в ссоре с кем-нибудь, особенно с домашними. И неважно, что произошло, ты их обними, скажи, что любишь, и ступай себе дальше, ведь, может, ночью кто-нибудь из домашних отойдет.

Всё возвращается к нам

Помню, однажды я был в селе и мне рассказали об одной горемычной женщине, плакавшей о том, что ее отец умер. Она не разговаривала с ним последние 5 или 10 лет, потому что он ее обделил, недодав сколько-то земли, а брату отписав больше. И с тех пор она не переступала его порог. Отец ее уже был стареньким, может, нуждался в ней, но она с ним больше не разговаривала, а теперь, когда умер, каждый день ходила к нему на могилу и плакала.

Рассказавший мне это добавил, что сказал женщине:

– Ну что ты теперь ищешь на могиле, если 10 лет, когда он, старенький, нуждался в тебе, не заходила к нему во двор и даже видеть его не хотела? А теперь льешь там слезы зря в три ручья!

Какая разница, что ты будешь делать теперь, когда его нет, если тогда, когда он был жив, не пошла к нему, не посидела рядом, не укрепила, не поддержала его независимо от того, что он делал тебе при жизни? Всё возвращается. Если ты презираешь родителей из-за того, что тебе кажется, что они были к тебе несправедливы, тогда не забывай, что сам доживешь до старости и с тобой точно так же поступят твои дети, и тогда ты поймешь, как же тогда был неправ.

Бог – не карающая дубина, но Он хочет увидеть, есть ли у нас произволение

Будем же усердствовать, потому что жизнь коротка, и понемногу готовиться каждый день, с любовью, по-доброму. Бог – не карающая дубина, но Он хочет увидеть, есть ли у нас произволение. Будем же исповедоваться, причащаться, делать добро и шагать вперед, где нас ожидает Бог.

Да помогут нам Благий Бог и все святые стать лучше.

Мне первому.

[1] «Дачия» – самый популярный в Румынии бюджетный автомобиль, дочка «Рено».

Комментарии
рБ Марина 3 июля 2025, 23:46
Спаси Господи м.Пимен Зинаида за статью! Все просто доступно! Помоги нам Господи!
Елена 3 июля 2025, 22:07
"В вечности мы найдем то, что туда послали" Спасибо за эту мысль. Увы, не получается просто так давать только добро пожилой матери (((( Поднимешь с пола на кровать, и потом только раздражение вместе с телесной болью ((( Помоги, Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×