Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородицкой церкви в 1158–1160 гг. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец XV в.
В 1980-е годы в Москве в Центральном доме художника на Крымском валу проходила всесоюзная выставка «Реставрация музейных ценностей в СССР». Когда я вошел в выставочный зал на втором этаже, мне сразу бросилась в глаза размещенная в отдельном киоте древняя новгородская чудотворная икона Божией Матери «Знамение». Обхожу киот и замираю. На длинном стенде через несколько экспонатов от иконы «Знамение» размещена другая древняя чудотворная икона Божией Матери – Боголюбская. Обе чудотворные иконы XII века, обе сыграли большую роль в объединении Русских земель благоверным князем Андреем Боголюбским и в его жизни.
В 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским и дал старшему сыну князю Андрею (позже получившему титул Боголюбский) в удел Вышгород под Киевом – родовое имение святой равноапостольной Ольги. В Вышгороде пребывала присланная из Византии чудотворная икона Божией Матери (впоследствии названная Владимирской), по древнему преданию написанная святым евангелистом Лукой. Благоверный князь Андрей с любовью и трепетом возносил молитвы перед иконой, испрашивая у Богородицы благословение и помощь в его делах и в осуществлении благих намерений.
Благоверный князь Андрей Боголюбский, Архангельский собор Московского Кремля, 1652–1666 гг. Южная Русь была поражена междоусобными распрями. Князь Андрей проникся мыслию объединить русские княжества, подчинить их своей власти, установить мир на Руси и дать первенство над всеми русскими землями наиболее спокойной Ростово-Суздальской области. Со слезами просил он Божию Матерь показать Свою волю. Божия Матерь услышала просьбу и чудом перемещения Ее иконы по воздуху в храме благословила его благое намерение, одновременно являя желание перенести Ее чудотворную икону из Вышгорода в другое место.
В 1155 году князь Андрей с небольшой группой преданных ему людей и с чудотворной иконой, взятой с собой в соответствии с желанием Божией Матери, тайно покинул Вышгород, держа путь в город Ростов (место рождения князя) Суздальской земли.
Недалеко от Владимира князю явилась Пресвятая Богородица и повелела не ехать в Ростов, а Ее образ поставить во Владимире. Князь исполнил повеление Божией Матери. С тех пор чудотворная икона стала именоваться Владимирской. Благоверный князь Андрей не расставался с ней в том числе и во время походов на врагов Руси, как с заступницей и помощницей.
Явление Божией Матери свидетельствовало о Ее благоволении к князю Андрею и к его намерению объединить русские княжества
По просьбе князя была написана икона, на которой искусные иконописцы изобразили Божию Матерь так, как он видел Ее в явлении: во весь рост с развернутым свитком в правой руке и ликом, обращенным ко Спасителю. В 1157 году князь установил ежегодное празднование иконы в честь явления Божией Матери –18 июня[1]. Икона прославилась многими чудесами и получила наименование Боголюбской. Именно она экспонировалась на упомянутой выше выставке. Явление Божией Матери явно свидетельствовало о Ее благоволении к князю и к его намерению объединить русские княжества.
В том же 1157 году умер великий князь киевский Юрий Долгорукий. Князь Андрей, будучи старшим сыном почившего, по традиции должен был занять отчий стол в Киеве, столицу Рюриковичей, и принять титул великого князя киевского. Однако он не пошел на отчий стол, а остался на княжение во Владимире и в скором времени провозгласил Владимир престольным городом, а себя – единодержавным великим князем земли Русской, положив таким образом начало единодержавию на Руси. Центр княжения Рюриковичей сместился в северную Русь. Отсюда князь Андрей начал свой подвиг по объединению Русских земель.
Объединение удельных княжеств происходило не всегда добровольно. В частности, не изъявляли желания признавать первенство Ростово-Суздальской области Киев и Новгород – наиболее могущественные русские княжества того времени. Весной 1169 года Андрей Боголюбский послал войско во главе со своим сыном Мстиславом против киевского князя Мстислава Изяславича. В походе на Киев участвовали дружины союзных удельных княжеств и половцы. Киев был взят и подвергнут жестокой расправе. Страшная новость о расправе облетела все русские княжества.
После Киева зимой 1170 года Андрей Боголюбский опять послал войско союзных князей во главе со своим сыном Мстиславом – покорять Великий Новгород. Объединенное войско осадило город. Новгородцы, помня о киевской расправе, молились дни и ночи, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Иоанн услышал дивный голос, повелевающий ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Во время крестного хода владимиро-суздальцы пустили тучу стрел и одна из них вонзилась в иконописный лик Божией Матери. Из Ее глаз истекли слезы, и Она обратила Свой лик к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили владимиро-суздальцев. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Иоанн тогда же установил праздник 27 ноября в честь Знамения Божией Матери. Именно эта икона экспонировалась на выставке[2].
В братоубийственной междоусобице Древней Руси каждый православный князь призывал себе в помощь Христа, Богоматерь и других угодников Божиих. Но благословение Божие, Богоматери и его угодников – на стороне справедливости и милосердия. В битве с новгородцами во избежание жестокой расправы над горожанами Божия Матерь через свою икону «Знамение» ниспослала благословение новгородцам, а не войску Андрея Боголюбского. Вразумленный чудом, явленным Божией Матерью через икону, и поражением своего войска, князь Андрей Боголюбский сменил гнев на милость и вскоре заключил мир с новгородцами.
Святой благоверный Андрей Боголюбский стоял у истоков Русского централизованного государства
Война неизбежно ведет к гибели воинов всех враждующих сторон. Тяжкий грех несут инициаторы этих войн, особенно войн между православными единоверцами. Благоверный князь Андрей Боголюбский постоянно приносил Богу покаянные молитвы, строил храмы, славил Бога и его угодников, установил праздник Покрова Божией Матери. Господь, видя благочестивый образ жизни князя, принял его покаянные молитвы и прославил в лике святых (празднование 4/17 июля).
Святой благоверный Андрей Боголюбский стоял у истоков Русского централизованного государства. В период его правления Владимиро-Суздальское княжество было одним из сильнейших на Руси, а впоследствии стало ядром современного Российского государства. Деятельность князя по собиранию Русских земель совершалась под покровом Божией Матери.
Владимирская икона Божией Матери Чудотворная икона «Владимирская» после перенесения из Вышгорода во Владимир не покидала северную Русь, являя несчетное количество чудес, укрепляющих и защищающих русскую землю. В 1395 году икону перенесли в Москву, молясь перед ней о помощи Божией Матери в защите от нашествия войск эмира Тамерлана. Тамерлан, устрашенный явлением Божией Матери, не решился напасть на Москву и повернул назад. С того времени икона перешла в Москву, в которой пребывает и по сей день. Со временем икона стала духовным и национальным достоянием России.
Боголюбская икона «повествует» о явлении Богородицы благоверному князю Андрею и о Ее повелении поставить взятую в Вышгороде чудотворную икону во Владимире. Исторически и мистически Боголюбская икона Божией Матери неотделима от Владимирской иконы.
День празднования Боголюбской иконы, написанной в память об указанных событиях, повлекших провозглашение князем Андреем престольным городом Владимир, фактически является также днем празднования начала объединения русских княжеств и установления единодержавия на Руси.
Боголюбская икона Божией Матери Икона Божией Матери «Знамение» свидетельствует о нелицеприятии Бога и его святых. Богородица не только благоволила князю Андрею в его благих делах и намерениях, но и ниспосылала наказания князю за его неправедные дела.
Иконы Божией Матери «Владимирская», «Боголюбская», «Знамение» сыграли огромную роль не только при собирании русских княжеств святым князем Андреем Боголюбским, но и в дальнейшей истории Руси – России.
К сожалению, после смерти святого Андрея Боголюбского распри между русскими князьями возобновились, и борьба за объединение русских княжеств продолжалась еще не одно столетие.
Своими эмоциями я поделился со своими коллегами. И в следующий выходной мы посетили выставку. От иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» пошли к иконе Божией Матери «Боголюбская», но ее не оказалось в экспозиции. Смотрительница объяснила, что в зале сильные сквозняки, которые могут навредить иконе, поэтому ее убрали.
Конечно, мы расстроились. Позже я приобрел двухтомный каталог выставки и показал коллегам приведенную там черно-белую репродукцию Боголюбской иконы. Другого варианта познакомиться с ней в то время у нас не было.
Икона Божией Матери «Знамение» в Софийском соборе Великого Новгорода
В 2024 была опубликована статья Оксаны Головко о завершении реставрационных работ иконы «Боголюбская». Интересно, какие чувства испытывают реставраторы, восстанавливая чудотворную икону. Огромная духовная ответственность перед Богом, Богородицей, святыми, историей, современниками и будущим. Помоги им Господь.
Интересно, какие чувства испытывают реставраторы, восстанавливая чудотворную икону?..
Ныне все три иконы пребывают в действующих храмах и доступны для поклонения и молитв.
- Икона Божией Матери «Владимирская» пребывает в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее в Москве.
- Икона Божией Матери «Боголюбская» перебывает в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире.
- Икона Божией Матери «Знамение» пребывает в соборе Святой Софии в Великом Новгороде.
Каждая икона находится в специальном «климатическом киоте».
Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!