500 лет третьему спасению Москвы Владимирской иконой Богоматери по молитвам из Сретенского монастыря

Нерадостно встречали москвичи Пасху в 1521 году. С 1512 года с переменным успехом и частыми перерывами шла война великого князя Василия III Иоанновича с великим князем литовским и королем польским Сигизмундом I за обладание Смоленском. В союз с Сигизмундом против Московии вступил крымский хан Махмет-Гирей и объявил в 1521 году набег на Москву. В Казани промосковского правителя Шах-Али в результате переворота весной 1521 года сменил Сахиб-Гирей, младший брат Махмет-Гирея. Казанцы также собрались в грабительский поход. Вдобавок к политическому кризису из Пскова пришли пугающие известия о начале эпидемии чумы, уже свирепствовавшей в Европе.

Апокалиптические настроения не покидали христиан еще с 1492 года, когда в связи с наступлением 7000 лет от сотворения мира ожидали конца света. Страх и трепет, охвативший москвичей в 1521 году, хорошо передает летописная повесть, записанная в середине века под руководством митрополита Макария «Знамение ужасно и преславно, и како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных тотар к Богу молитвами Пречистыя Богородицы и великих чюдотворцев русских, и како Божьим пособием сами безбожнии побегоша»[1].

«Тогда и мнози сподобишася видети многа и ужасная видения и страшна знамения с прещением гнева Божья, вкупе же великаго милосердия исполнение»[2].

В повести сначала упоминается видение блаженного Василия о повелении Господа московским святителям вынести из града Владимирскую икону за нерадение народа в молитвах, но это прискорбное положение может быть исправлено. Пример исправления приведен далее в следующем видении слепой инокине Вознесенского монастыря в Кремле:

«Некая инокиня благоговейна от славных града и светла рода, иже многа лета в добродетели препроводиста, старость же достиже, бысть слепа чувственныма очима, умныя же очи велми прозорливы и добродетелны имея… видит, яко идут во Фроловскии ворота мног световидный собор достолепных муж во освященных одежах: многие митрополиты и с ними иных святителей и прочий священный собор и причет, – и с ними же зрится, якоже несом ими и самый чюдотворный образ Богоматери, и честныя кресты, и прочия святыя иконы со иеуангелии, и кандилы и со свещами, и с ломпадоми, и с рипидами и со псалмы и пением. Преже сих ношахуся и церковныя хоругви. И по чину видится все, якоже есть лепо совершаться действу на литие, еже есть вхожение на похрестиях… святителие чюдотворцы Петр и Алексей, Иона и Левонтей Ростовский и с ними мнози святителие и чюдотворцы. И тако вси со образом Богоматери и с прочею святынею идяху из града во Фроловские ворота. Последоваху же им и народа безчислено множество всякаго возраста, мужеска полу и женьска…

От Ильиньского крестца скоро течаше муж святолепен, мнишеский образ имея. Сей же бяше познаваем великий преподобный Сергий чюдотворец, отинуде же прииде преподобный Варлам, Хутынский чюдотворец. Сии оба купно… припадаша к ногама им же со слезами глаголаша: “О богоизбраннии святии Божии святителие, о святопомазанныя главы, о господие наши велицыи, не прогневайтеся на ны, о Нем же помолим вас… Подвигните ко Господу на умоление самую непостыдную надежу крестьянскую, Пречистую Богородицу, Мати бо сущи Божия и Питателница услышана будет, и возможно есть Ей праведный гнев на милосердие предварити. Согрешившая люди и избывше от толиких бед и розумевше премногие щедроты и долготерпение премилостиваго Владыки человеколюбца Христа Бога нашего, и тако неподобных дел покоянием очистятца и исправятца, и благо створити начнут, и проче богоугодными делы мирно и благодействено поживут целомудрено же и благоверно, и милость получат зде и в будущем веце от Христа Бога нашего”…

И абие вси купно согласно и единодушно на молитву подвизашася, и литию сотвориша, и молебныя каноны согласно пояху, на них же и еуангелия прочитаху, и октенью по чину согласно глаголаху, и “Господи, помилуй”, со слезами призывающе, пояху, и молитву Пречистой Богородицы пред образом Ея глаголаху, и, отпуст совершающе и крестом осеняюще, с кажением благоуханным действоваху, и, на вся страны крестообразно благословляюще, возвратишася, и шествие пакы творяху во град и с чюдотворным образом Богоматере и со всею святынею»[3].

Что было делать впавшим в покаянное настроение москвичам? Молиться перед чудотворными и особо почитаемыми списками Владимирской иконы Божией Матери. Таких икон было несколько. После первого чуда спасения Москвы в 1395 году в период по 1410 год были созданы точные списки по мере и подобию в домовой Благовещенский храм великого князя, иконы наместницы для Успенского собора Кремля, Успенского собора Владимира и Владимирского собора Сретенского монастыря в Москве с надставленными широкими полями[4]. Искусствоведы предполагают, что списки 1410 года мог выполнять святой Андрей Рублев или по крайней мере иконописцы из его круга. За последующее столетие олифа, покрывавшая иконы, потемнела. Это обстоятельство серьезно взволновало государя Василия Ивановича.

Олифа, покрывавшая иконы, потемнела. Это обстоятельство серьезно взволновало государя Василия Иоанновича

Не является ли потемнение лика Покровительницы государства знамением приближающихся бед? С 1514 по 1519 год предпринимается небывалое одновременное поновление Владимирской иконы и ее почитаемых списков конца XIV – начала XV века.

Первый крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь был установлен в память Сретения Владимирской иконы в 1395 году, когда Москва была спасена от нашествия войск хана Тамерлана. Его совершали 26 августа[5]. Второй крестный ход 23 июня установили в 1480 году в память избавления от нападения армии хана Ахмата[6].

Полная реставрация чудотворного образа была совершена в 1514 году, когда митрополитом был (с 1511 года) архимандрит Симонова монастыря иконописец Варлаам. В честь этого события был установлен третий праздник с крестным ходом в Сретенский монастырь чудотворной Владимирской иконе – 21 мая[7]. В период поновления святыни в 1514 году, проводившегося при личном участии митрополита Варлаама, был сделан список для Успенского собора Московского Кремля – «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми на полях». Тогда же был изготовлен еще один список для Владимирского собора Сретенского монастыря[8].

Судьба этого списка уникальна. Веками икона была наместницей во Владимирском соборе Сретенского монастыря. Вероятно, после реставрационных работ в соборе в 1895 году была подменена на копию и после пребывала в разных частных собраниях икон[9]. Ее место в иконостасе собора четко локализовалось по следу на потертом старом каменном полу. В 1994 году перед заменой пола на новый в каменной плите, что когда-то была перед иконой, коленями верующих были протерты углубления до 7 см глубиной. В ХХ веке икона оказалась за рубежом. В 2007 году была возвращена Московскому Патриархату и сейчас пребывает в храме Христа Спасителя.

В 1518–1519 годах древний список чудотворной «Богоматери Владимирской» из Владимира, автором которого предполагался святой Андрей Рублев, вместе с иконой «Христос Вседержитель на престоле, с припадающим митрополитом Киприаном» из владимирского Успенского собора приносили в Москву для поновления, которое происходило в палатах митрополита Варлаама при его личном участии. С особо почитаемой «рублевской» иконы «Богоматерь Владимирская», вероятно, сделали несколько списков, и, согласно современной событию записи в Уставе церковном XV века из Успенского собора Кремля, 15 сентября 1520 года образ проводили во Владимир вместе с еще тремя копиями-списками (всего четыре иконы). По случаю проводов четырех Богородичных икон был установлен еще один, четвертый праздник чудотворной «Богоматери Владимирской» – 15 сентября – с крестным ходом в Сретенский монастырь[10].

В 1521 году совершили 4 общегородских крестных хода из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь

В 1521 году в Москве должны были совершать 4 общегородских крестных хода из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь. С раннего утра на Соборную площадь Кремля к Успенскому собору стекались маленькие крестные ходы. Из каждой церкви приносили хоругви, запрестольную икону и, при наличии, почитаемую святыню (особенные иконы, ковчеги со святыми мощами и т.п.) храма. На Соборную площадь торжественно выносили под покрывалом чудотворный Владимирский образ, окруженный хоругвями и святынями Успенского собора. Хоругви выстраивались полукольцом перед Владимирским образом. Епископы и митрополит стояли на ковриках-орлецах. Во время чтения Евангелия и пения молебна пелены с образа открывали. Действие на остановке хода называли статьей[11].

По ходу движения к Сретенскому монастырю на Лобном месте и на Лубянской площади перед воротами Китай-города также совершали статьи хода с чтением Евангелия. Во дворе Сретенского монастыря хоругви останавливались за алтарями собора, пока митрополит со священным чином служили праздничную Литургию в соборе. После службы чудотворный образ провожали опять до Успенского собора, пели благодарственный молебен и расходились с пением молитв по своим церквям. По времени непрерывные молитвы крестного хода продолжались до 10 часов. По убеждениям горожан, все 4 крестных хода были одним общим богослужением в честь Божией Матери, посвященным Владимирской Ее иконе, начинавшимся 21 мая и заканчивавшимся 15 сентября.

Непрерывные молитвы крестного хода продолжались 10 часов

Уже упомянутая повесть середины XVI века так описывает поведение москвичей в 1521 году:

«Преосвященный же Варлам, митрополит всея Русии, такоже со святители, сущими тогда на Москве и со всем соборам и инок множество и со всем народным достоянием во святых церквах непрестанно Бога моляху. Людие же вси еще великою скорбию одержими бяху и в нечаяниа впадоху, яко ниоткуду же помощи не имуще, развие всесилнаго Бога, и Пречистые Его Матери, и великих чюдотворцев руских, и всех святых… Вси сокрушенным сердцем и духом смиренным возопиша к Богу с плачем горким, яко да помилует их и от нашедшия скорби избавит их»[12].

Там же приведены слова покаянных прошений, прочитанных молящимися на крестных ходах:

«О братия и друзи вси, придете восплачемся пред Богом, сотворшим нас. Се бо велми прогневанна Его видехом, тако же подвигнемся на милость пременити Его. Вем бо, яко праведным судом наведе на ны, понеже согрешихом и беззаконновахом, обидихом и любовь далече от ближних отвергохом, нечествовахом и не оправдихом, и уклонихомся от заповедей Божиих, и вси уклонихомся вкупе, непотребни быхом. Суда правды не творихом, милосердие и милость Бога нашей злобы ради и нелюбовства нашего быхом понашение соседом нашим… Господи, Господи, Пречистый Царю Христе Боже наш, благ, и долготерпелив, и многомилостив, но елико согрешихом, биени есми. Ты страшен, и кто противу станет Ти?! Трепет приимут от Тебе горы, и величию мышца Твоея кто сравнитца?! Отвратил еси лице Свое, и бесчестие наполнихомся. Возврати, Господи, от нас праведный гнев ярости Твоея, и престани, Господи, казнити нас, и услыши ны, Боже, Спасителю наш, и пощади ны, Милостиве, и не предай же нас до конца грех ради наших. Пролей гнев Твой на языки, не знающая Тебе, и на царствия, яже имени Твоего не призваша. Мы же – людие Твои и овца пажити Твоея. Накажи ны, Господи, благостию, а не яростию, да не малы сотвориши ны. Спаси нас, Господи Боже наш, и собери ны от язык исповедати ны имени Твоему святому и хвалитися в милости Твоей во вся роды и роды и во веки»[13].

Крымское войско 28 июля разгромило небольшой отряд русских под водительством воеводы Д.Ф. Бельского и переправилось через Оку в город Коломну. Казанцы разграбили Нижний Новгород и Владимир, после чего соединились с крымчаками в Коломне. Великий князь Василий Иоаннович отправился в Волоколамск собирать полки для отражения нападения. 30 июля захватчики сожгли Николо-Угрешский монастырь и великокняжеский дворец в с. Остров и остановились на Воробьевых горах. После переговоров с оставшимися в Москве боярами объединенное войско завоевателей направилось к Рязани, но там их передовой отряд был отогнан пушечным огнем. С награбленной добычей и множеством захваченных в плен ремесленников враги удалились.

Эпидемия чумы в Пскове продлилась несколько месяцев и постепенно прекратилась, не перекинувшись в другие города. Литовцы не смогли захватить Смоленск и в 1522 году заключили мир. В 1523 году Махмет-Гирей был убит в результате заговора ногайцами под Астраханью. После трех русских походов на Казань весной 1524 года Сахиб-Гирей был изгнан оттуда и бежал в Крым.

Третье спасение Москвы Владимирской иконой Богоматери в 1521 году началось 21 мая крестным ходом в Сретенский монастырь. Этот день стал праздником Сретенского монастыря в честь избавления от нашествия войск Махмет-Гирея.

Григорий Романов

31 марта 2021 г.

[1] Зимин А.А. Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания // Записки ОР ГБЛ. 1958. Вып. 20. С. 189–199.

[2] Там же. С. 190–191.

[3] Там же. С. 193–196.

[4] Щенникова Л.А. Вновь обретенная икона-список «Богоматерь Владимирская» начала XVI века. Ч. 1 // https://pravoslavie.ru/30897.htmlЩенникова Л.А. Вновь обретенная икона-список «Богоматерь Владимирская» начала XVI века. Ч. 2 // https://pravoslavie.ru/30910.html.

[5] До конца XV века празднование чудотворной Владимирской иконы Богоматери напоминало празднество константинопольской «Одигитрии»: совершалась лития с крестным ходом (в Сретенский монастырь, основанный в память о чуде 1395 года), сопровождаемым молебным пением, подобным описанному в «Повести о сретении» иконы 26 августа. О датировке Повести и ее публикации см.: Повесть о Темир-Аксаке / Публ. В.В. Колесова // Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. М., 1981. С. 230–243, 563–565; Жучкова И.Л. Повесть о Темир-Аксаке // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 2. С. 283–287; Гребенюк В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997. С. 39–78, 162–179; Клосс Б.М. Повесть о Темир-Аксаке // Клосс Б.М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2 (Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков). С. 63–141. О Сретенском монастыре см.: Романов Г.А. Крест резной. Московский Сретенский монастырь. М., 1992. С. 12–51; Беляев Л.А. Чудотворная икона в сакральной топографии средневекового города: первый престол иконы Владимирской Богоматери в Москве // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 1996. С. 303–315.

[6] Е.Е. Голубинский, на основании месяцеслова в Следованной Псалтири XVI века (Троицк., № 321), полагал, что праздник 23 июня был установлен в 1480 году (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 1. Ч. 1. С. 333). По мнению Б.М. Клосса, Владимирская икона Богоматери в период строительства нового Успенского собора (1472–1479) находилась во Владимире; в Москву была принесена 23 июня 1480 года для благословения войск Ивана III в Коломне накануне выступления против Ахмата; праздник же установлен во время митрополита Даниила и зафиксирован в Следованной Псалтири, датированной Б.М. Клоссом 1528 годом (Клосс Б.М. Повесть о Темир-Аксаке // Клосс Б.М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2 (Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков). С. 124–125.

[7] Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 6. СПб, 1853. С. 262; ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. СПб, 1910. С. 395.

[8] Щенникова Л.А. Вновь обретенная икона-список «Богоматерь Владимирская» начала XVI века. Ч. 2.

[9] Ремонтные работы во Владимирском соборе велись при архимандрите Димитрии к празднованию 500-летия Сретенского монастыря в 1895 г. (Романов Г.А. Сретенский монастырь в лицах // Русский синодик. М: Московское подворье Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, 1995. С. 228–229).

[10] В рукописном сборнике начала XVII века статья «О ходу иже на Никитин день сентября в 15-й день» помещена вместе со статьями трех других праздников «Богоматери Владимирской» – на третьем месте (после статей «О ходу» 27 августа и 23 июня), перед праздником 21 мая (Зимин А.А. Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания. С. 189). Праздник 15 сентября просуществовал относительно недолго. В Уставе московского Успенского собора начала XVII века (Сказание действенных чинов) крестный ход 15 сентября назван «большим», ходили в «Басманники» ([Горский А., Невоструев К.] Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1869. Отд. 3. Ч. 1. С. 357). В Уставе Московских Святейших Патриархов 1668 года крестный ход 15 сентября определен как «меньшой… в Басманную слободу»; в 1679 году «Святейший ходу быть не указал»; не совершали ход и в последующие указанные в Уставе 1680–1688 годы (Устав Московских Святейших Патриархов // Древняя Российская вивлиофика. М., 1789. Т. 10. С. 25–26). Церковь в Басманниках, построенная на месте, до которого провожали Владимирские иконы в 1520 году, в Уставе московского Успенского собора начала XVII века указана «деревянной» ([Горский А., Невоструев К.] Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. С. 357); она была посвящена Владимирской иконе Богоматери и имела придел во имя великомученика Никиты, по имени которого и называлась в последующие столетия. См. об этом: Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 г.). М., 1844. С. 17 (указатель).

[11] Описание статьи хода на Красной площади приводит чин обхождения Кремля и Китай-города на Преполовение. Описание заканчивается напоминанием, что так «бывает на всех статьях, где Евангелие чести, и на водоосвящении, где вода святить, и на всех статьях стоят власти на орлецех» (Указ о звону и чину в пост Великий и в Пятдесятницу до недели Всех святых // Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона / Под ред. А.П. Голубцова. М., 1908. С. 135–136).

[12] Зимин А.А. Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания. С. 192–193.

[13] Там же. С. 193.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Великая Защитница Великая Защитница
3 июня исполнится 500 лет спасению Москвы
Великая Защитница Великая Защитница
3 июня исполнится 500 лет спасению Москвы
Владимир Кириллин
Владимирская икона Божией Матери особо почитаема православными верующими. По молитвам перед этим образом Пречистой Девы в 1521 году – 500 лет назад – Москва была спасена от разорения ханом Мехмедом Гераем.
Днесь светло красуется... Днесь светло красуется...
Иером. Никон (Париманчук)
Днесь светло красуется... Днесь светло красуется...
Иеромонах Никон (Париманчук)
Праздник, посвященный Владимирской иконе Божией Матери, является воспоминанием принесения Ее иконы в Москву летом 1480 года. Именно тогда российское государство стало суверенным не только формально, но и фактически.
Чудо новейшее, как Бог избавил преславный град Москву Чудо новейшее, как Бог избавил преславный град Москву Чудо новейшее, как Бог избавил преславный град Москву Чюдо новейшее, как Бог избавил преславный град Москву
В повести о "Чюде новейшем" духовно осмыслено и связано с заступничеством Пресвятой Богородицы через Ее чудотворную Владимирскую икону закончившееся поражением наступление крымского хана Магмет-Гирея, подошедшего в 1521 г. к Москве с крымскими, ногайскими и казанскими татарами и неожиданно ушедшего в степи.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×