Гимнография Владимирского образа Пресвятой Богородицы (+ВИДЕО)

Песнопение малой формы – тропарь или кондак, или крупной – канон – это особое словесное церковное искусство. Искусство гимнографическое, призванное рассказать о торжествуемом событии или святом, прославить их, а также напомнить нам основы нашей веры. Это сближает гимнографию с другими церковными искусствами, например ангиографией – искусством словесным и иконографией – искусством изобразительным. У каждого из них свой особый язык и свои особые художественные приемы. И в этом смысле песнопение никогда не будет повторять содержание библейской книги, хроники, жития святого, вероучительного текста, оно расскажет обо всем своим особым языком.

Говоря об истории России и Руси, о прославлении Владимирского образа Пресвятой Богородицы, мы можем обратить внимание на то, что в наших Минеях – богослужебных книгах, содержащих тексты служб на каждый день церковного года, – находится служба в честь Владимирской иконы Божией Матери в дни 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября). При этом трижды в году повторяется одна и та же служба, отражающая три события нашей церковной истории. По мнению исследователей, эта служба связывает прославление Владимирского образа с историей России, а установление всех трех празднеств имеет основанием события государственного значения: память перенесения иконы из Владимира в Москву при нашествии Тамерлана в 1395 году, совершаемая 26 августа (8 сентября); воспоминание избавления Москвы от нашествия хана Ахмата Ордынского в 1480 году 23 июня (6 июля) и празднование ради избавления в 1521 году Москвы от нашествия крымского хана Мехмед Гирея, празднуемое 21 мая (3 июня), 500-летие которого приходится на 2021 год.

Считается, что служба была написана не ранее конца XV века, хотя и говорится в ней о Сретении иконы на Москве, однако трудно предположить, что речь идет о самом событии Сретения, потому что тексты службы говорят об уже совершившемся избавлении града Москвы от неприятеля. Но в то же время есть в тексте службы и моления, прошения, обращенные к Богородице, об избавлении от врагов, еще грозящих граду.

Фактически исследователи отмечают три мотива, которые как бы переплетаются между собой: вначале неуверенность, затем радость от победы и наконец сам праздник Сретения иконы. В связи с этим делается предположение, что служба была написана не ко дню самого Сретения, а ко дню памяти его. Так, Николай Михайлович Карамзин считает, что празднество было установлено в 1480 году на день 23 июня митрополитом Геронтием. Вернее всего, что к этому времени была создана и сама служба. Автор ее остается неизвестным. Можно только предположить, что в составлении ее принимал участие муж «просвещеннейший», как говорит о нем источник того времени, архиепископ Ростовский Вассиан – примиритель великого князя Иоанна с его братьями в их междоусобицах и составитель службы преподобного Пафнутия Боровского.

Что же говорит нам сама служба?

Одной из основных, что обусловлено самой историей, является тема заступничества Божией Матери от врагов. Тема эта раскрывается различным образом.

Прежде всего, обращает внимание именование Пресвятой Богородицы: «Помощница», «Державная Помощница», «человеком Помощница» (то есть «людям Помощница»), «Ведуще Тя (то есть «зная Тебя») как истинную Помощницу сильную и непобедимую».

Другое именование Богородицы – «Заступница»: «крепкая Заступница мира всего», «имеющи Тя Заступницу непостыдную (то есть «не Имеющую поражений, Ту, Которую нельзя победить») и стену нерушиму», «Ты бо еси, Госпоже Богородице, Дево Чистая, непостыдная заступница Твоим рабом показалась».

Также есть и другие подобные образы: «Стража неусыпна земли Российской», «Помощь твердая, Хранительница жизни и Ходатаица непреложная к Сыну Твоему и Богу нашему», «Хранительница наша, держава (то есть «могущество») и ограждение и спасительное прибежище (или «пристанище», «тихая пристань», как читаем мы в некоторых других песнопениях, посвященных Богородице; используется такой образ, связанный с искусством мореплавания)».

Так может именоваться не только Сама Матерь Божия, но и Владимирская икона:

«Твою, Богомати, всечестную и чудотворную икону российские люди стяжавше, яко заступление крепкое (как «защиту крепкую») и стену нерушимую, молятся Тебе на врагов победу даровать отечеству нашему».

В именовании Пресвятой Богородицы и Ее образа можно видеть, каково спасительное действие, совершаемое Царицей Небесной в отношении прибегающих к Ней. Это, прежде всего, помощь, заступление, то есть «защита», «заступничество», «покровительство».

Второй аспект раскрытия этой темы – прошение о спасении и заступничестве с верой и упованием на дарование помощи:

«Твоим рождеством адова крепость разорися, и человечество было спасено. Ныне же молитвами Твоими врагов наших шатание (то есть «возмущение», «злоумышление») низложи, и крепость их сокруши, и людям Твоим победы на враги даруй, чтобы посрамлены были те, кто являет рабом Твоим злое».

«Богородице Владычице, державная Помощнице, укрепи славящую Тя страну на враги, чтобы как древле спасла Царский град (то есть Константинополь) от нахождения поганых, так и ныне спаси страну Российскую от нахождения вражия (от «нашествия врагов»), от глада же и труса. Сего ради Тя славит страна российская человекам Помощницу», – такая значимая отсылка к историческим событиям Византийской истории и даже всеобщей истории Церкви.

«Яко звезда многосветлая, взыде от востока к западу Твой образ, Богомати, озари одержимых тьмою скорби и прещения (то есть «от угрозы») врагов избави, и вся тех сети разрушив, явися предстательница крепкая, оружие непобедимое на враги миру всему», – примечателен выход за границы Руси, указание «на весь мир».

«Оружие непобедимое на враги миру всему» – примечателен выход за границы Руси, указание «на весь мир»

Еще один значимый момент в изображении этого праздника – указание на совершившееся чудо по ходатайству Пресвятой Богородицы (как правило, соединенное с прошением о заступничестве и в будущее время):

«Гора еси великая и преславная, паче (то есть «больше») горы Синайской, Богородица. Ибо она, не терпя сошествия славы Божией, во образах (как бы «таинственно») огнем возгоралась, и гром и молнии там были. Ты же весь Божественный огонь, Божие слово во чреве Твоем неопально носила, и млеком питала мановением (то есть «движением руки») Носящего всё. И Матернее дерзновение к Нему имущи, помози, Владычице, верно празднующим Твой честный праздник, и не забуди, милостивно посещая, ибо прияла от Бога дар строить (то есть «устраивать», «поддерживать») и покрывать христоименитое стадо, Твоих рабов».

Обращает на себя внимание начитанность гимнотворца, его знание библейских текстов. Он дает нам своего рода отсылку к ветхозаветным прообразам Пресвятой Богородицы. «Гора великая преславная» – этот образ содержится в 67-м псалме царя и пророка Давида. Одно только слово «неопальна» указывает и напоминает нам о Неопалимой Купине, о которой рассказывается в событиях 3-й главы книги Исход. Появляется в этом песнопении и еще один мотив, столь характерный для церковной гимнографии: это снисхождение Божие – умаление Христово. Как мы читаем во второй главе послания к Филиппийцам апостола Павла: Сам Себя умалил, зрак раба приим (Флп. 2: 7). Так и здесь: «млеком питала манием («мановением», «одним движением рук») Носящего всё». Очень важные слова: «прияла бо («ибо приняла») от Бога дар строить и покрывать христоименитое стадо, Твоих рабов», что свидетельствует о дарованной Пресвятой Богородице Самим Богом возможности ходатайствовать о нуждах всех людей.

Значимым и показательным в этом смысле является такое восхождение в изображении того, насколько велико заступничество Пресвятой Богородицы: от спасения града к спасению страны, а через это и всего мира.

«Божественными зарями просвети поющих («воспевающих») Тебя, и умы утверди, крепкая Заступница мира всего. Потому торжествуем все, любовию (то есть «с любовью») воспевая Тебя и пришествие (то есть «приход») Твоего образа славя. Не переставай, Дева, молитвами Твоими спасать рабов Твоих от всяких бед».

«Блаженна Ты еси, Богородице Чистая, величествия Твоя кто воспети может? (такой частый и очень показательный для гимнографии прием – риторический вопрос) Чудо страшное и чудо велие (то есть «чудо великое») соделала. Твоими молитвами, Богомати, чтущий Тя град всегда освобождается от всех бед, тьмы и меча, поганых пленения и всякого гнева». Здесь также говорится о том, что такое освобождение, какую помощь град (в данном случае град Москва) всегда получает от Пресвятой Богородицы.

Основное содержание празднуемого события традиционно находится в тропаре и кондаке.

В тропаре Владимирской иконе Пресвятой Богородице находят отражение две темы. В первой его части говорится о совершающемся «днесь» (то есть «в день сей», «сегодня») торжественном «восприятии» (то есть «встрече») чудотворной иконы Богородицы. При этом в уста «притекающих», то есть прибегающих к молитве Ей, вкладывается прошение, более отнесенное ко времени будущему, что и является второй темой настоящего тропаря.

«Днесь светло красуется (то есть «радуется», «веселится») славнейший град Москва, подобно заре солнечной, восприняв («встретив»), Владычице, чудотворную Твою икону, к ней ныне притекая и молясь, Тебе взываем (вот это уже такая обращенность к будущему): О пречудная Владычице Богородице! Молись из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит (то есть «пусть избавит» – обращенность к будущему вновь подчеркивается) град сей и вся грады и страны христианские невредимы от всех навет вражиих и спасет души наши, яко Милосерд».

Кондак и по мелодике, и по содержанию является подобном древнейшего церковного песнопения в честь Пресвятой Богородицы, появившегося в византийской гимнографии в первой половине VII века, – кондака «Взбранной Воеводе победительная…» При этом можно сделать предположение, что неизвестный русский гимнотворец не просто является формальным подражателем, но использует схожесть обстоятельств древней византийской и средневековой русской истории. Как тогда заступничество Божией Матери спасло Константинополь от завоевания войсками неприятеля – аваров и славян, так и теперь милость Богородицы, явленная через Ее Владимирский образ, сохранила Москву от разорения врагами.

Гимнотворец дает отсылки и к ветхозаветным прообразам Пресвятой Богородицы

Вспомним кондак Великого акафиста Пресвятой Богородицы:

«Взбранной Воеводе (то есть «высшей Воеводе», «высшей Военачальнице»), победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем (то есть «воспеваем») Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная».

Русский гимнотворец как раз уточняет, что явилось основанием совершения чуда – «пришествие Твоего честнаго образа». И так же указывает: «светло сотворяем» – то есть «совершаем» – празднество Сретения Твоего. Он вносит уточнение в сами обстоятельства праздника. Также неслучайно, как кажется, употребляет он слово «обычно» – «как установлено, как правильно». При этом речь идет об отсылке нас не только к приветствию архангела Гавриила, обращенному к Пресвятой Богородице в день Благовещения, но и как раз к исторической параллели избавления от неприятеля Константинополя и теперь избавления от нападения врагов града Москвы.

Примечательная черта настоящей службы – это отражение истории. Конечно, это не точное изображение событий, как в историческом повествовании или хронике. Но что для богослужебного текста наиболее важно – указание на всегда скорое заступничество Пресвятой Богородицы и Ее покров над нашим Отечеством.

«Приидите, российские соборы, приидите, верных собрание, в сретение Царицы Богоотроковицы! Ибо грядет Царица Своим честным образом спасти град и люди от сопостатных поган невоеваны». «Невоеваны», то есть «не захваченными», «не завоеванными врагами». Действительно, во всех трех случаях угрозы от врагов Москва чудом избежала нападения и разрушения.

«Нощь ушла (цсл. «упразнися») и день приближися. И ради сего Тебя как основание нашего спасения мы принимаем и все воспеваем, Тебе взывая: Радуйся, Предстательнице и Помощнице и спасение душ наших». Обращает на себя внимание в этой стихире ее заключение, указывающее на прошение о спасении душ.

Действительно, просьбы о земном благополучии и заступничестве не являются единственными. Потому столь часто мы можем видеть в богослужении именно моление о душе.

Тут моление не только о защите от врагов Отечества, но и о заступничестве от врагов души – грехов и страстей

«Яко светоносная палата и одр всезлатый, Богородице Владычице, ибо Ты Слово Божие вместила еси и, родив нам Солнце незаходимое, Свет Невечерний, наши сердца, прежде омраченные неразумием, осветила благоразумием и неправды тьму разорила».

«О, преславного чудесе! Христос, Невместимый небесами, и Славимый ангелами, и Воспеваемый серафимами, на землю сошед. В Твою утробу вселился, наше естество от древних времен мучимое диаволом изъял и весь род человеческий освободил. Тебя, Госпоже, Заступницу нам даровал. Потому не переставай сохранять и спасать души наши, как милосердная».

«Предстоят Тебе, Госпоже Богородице, пред Твоим, Пречистая, образом архиереев сословие, цари, князи и все люди, монахи и миряне, зная Тебя истинной Помощницей, сильной и непобедимой. Моление Тебе приносят и научают на молитву к Богу, требуя Твоей помощи, чтобы Ты простерла («протянула») Твои руки и умолила за весь мир. Вонми и услышь, Владычице, и подай утешение рабам Твоим, чтобы не одолели нас враги наши – грехи тяжкие и лютые, Твоей всегда требуем помощи».

Здесь сходным образом с молением о защите от врагов Отечества говорится о заступничестве от врагов души – грехов и страстей.

Это лишь некоторые черты удивительного памятника русской гимнографии, примечательного и его обращенностью к библейскому тексту, и вписанностью в события всеобщей и русской церковной истории, проникнутого особым молитвенным настроением покаяния (потому как в древнерусской традиции тяжелые обстоятельства всегда понимались как некое призвание Божие к исправлению), передающего торжество и прославляющего один из самых почитаемых образов на Руси и в России – Владимирский образ Пресвятой Богородицы.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
500 лет третьему спасению Москвы Владимирской иконой Богоматери по молитвам из Сретенского монастыря 500 лет третьему спасению Москвы Владимирской иконой Богоматери по молитвам из Сретенского монастыря
Григорий Романов
500 лет третьему спасению Москвы Владимирской иконой Богоматери по молитвам из Сретенского монастыря 500 лет третьему спасению Москвы Владимирской иконой Богоматери по молитвам из Сретенского монастыря
Григорий Романов
Олифа, покрывавшая иконы, потемнела. Это обстоятельство серьезно взволновало государя Василия Иоанновича. Не является ли потемнение лика Покровительницы государства знамением приближающихся бед?
Великая Защитница Великая Защитница
3 июня исполнится 500 лет спасению Москвы
Великая Защитница Великая Защитница
3 июня исполнится 500 лет спасению Москвы
Владимир Кириллин
Владимирская икона Божией Матери особо почитаема православными верующими. По молитвам перед этим образом Пречистой Девы в 1521 году – 500 лет назад – Москва была спасена от разорения ханом Мехмедом Гераем.
Днесь светло красуется... Днесь светло красуется...
Иером. Никон (Париманчук)
Днесь светло красуется... Днесь светло красуется...
Иеромонах Никон (Париманчук)
Праздник, посвященный Владимирской иконе Божией Матери, является воспоминанием принесения Ее иконы в Москву летом 1480 года. Именно тогда российское государство стало суверенным не только формально, но и фактически.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×