Почему люди теряют веру? Что такое богооставленность, и может ли «Бог оставить» человека? И где черпать духовные силы, если кажется, что ты выгорел? Мы поговорили об этом с клириком храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидатом богословия, писателем и публицистом иереем Валерием Духаниным.
– Отец Валерий, мы сегодня будем говорить о непростой теме, которая, пожалуй, беспокоила христианина, да и человека вообще, в самые разные эпохи. Это кризис веры, а также те симптомы, которые с таковой болезнью могут быть связаны. Причины, конечно, могут быть разные – все зависит от каждого отдельного случая. Но, что печально, человек порой не может сам ответить, а подсказать ему некому, – почему он вдруг стал сомневаться, почему в груди уже так не горит огонь веры, почему стало появляться какое-то равнодушие, и голос Церкви – не авторитет?
– Не стоит думать, что духовная жизнь – сама по себе, а вера – сама по себе. Все взаимосвязано. Если в тебе замерла духовная жизнь, то и вера твоя оскудеет. Если мы перестали молиться, потому что много других, более важных дел, то, значит, Бог для нас уже не на первом месте. А когда Тот, как говорит апостол Павел, «для Которого все и от Которого все» (Евр. 2, 10), сокрыт пеленой земной суеты, то где же здесь вера? Ее нет, потому что нет живой молитвы.
Если в тебе замерла духовная жизнь, то и вера твоя оскудеет
Представьте, что вы не будете молиться целый год, то есть совсем перестанете обращаться к Богу – через этот год вы вдруг задумаетесь, а есть ли Бог вообще. Так мы забываем некоторых своих знакомых, с которыми расстались по каким-то обстоятельствам. Если мы не поддерживаем с ними живой связи, то со временем для нас этих знакомых как будто и нет. Так и когда мы не поддерживаем связи с небожителями, с духовным миром, то со временем нам будет казаться, что никакого духовного мира нет, а только одна материя вокруг нас.
Я хочу сказать, что угасшая вера – итог духовного расслабления. Кризису веры предшествует кризис духовной жизни. А он, как правило, наступает незаметно, не как падение в обрыв, а как постепенный спуск вниз. Мне нравится такой образ: наша испорченная природа – это как эскалатор, который всегда едет вниз. Даже чтобы находиться на одном уровне, надо все время шагать вверх. А если ты говоришь: «немножко постою, передохну», то такой эскалатор утянет тебя куда-то глубоко вниз.
– В чем это конкретно выражается?
– Вот, мы подымаемся утром – и первым делом хватаемся за мобильный телефон, погружаемся в смс, рассылки, просмотр новостей. То есть мы сами свою душу отпускаем в это стихийное плавание. Молиться уже некогда, о Боге вспоминаем как бы попутно земной суете. И это все неправильно! Потому что ум расплескивается по совершенно пустым вещам. Чем меньше в уме духовного, тем и веры в нас меньше.
– А может, человек просто устал вычитывать одни и те же молитвы, или же тут какая-то другая проблема?
– На самом деле, здесь попутно очень много проблем. Например, в какой-то момент нам вдруг и правда становится неинтересно читать утренние и вечерние молитвы. Мы как бы слишком привыкли к этим текстам, и они не вызывают в нас прежнего вдохновения. К чему это приводит? Одно из двух. Человек либо вообще перестает выполнять молитвенное правило, считая его чем-то лишним и нудным. Либо продолжает читать, но делает это наспех, как можно быстрей, пытаясь как бы отделаться от Бога вычиткой положенных текстов. В обоих случаях ошибка одна – потеря живого предстояния перед Богом Живым. Если бы нам открылось, что Тот, Кто сотворил ангелов и людей, Тот, в Чьих руках судьба всей Вселенной, Кто даровал нам жизнь, Кто воскрешает, спасает, в Ком, собственно, бесконечная жизнь Рая, – и вот, Он здесь же, рядом с нами, видит, слышит и любит нас, и мы молитвой восходим к Нему, – то как бы мы теперь воспринимали молитву? Молитва должна быть именно живым предстоянием перед Богом Живым. А общение с Господом – это самое светлое и радостное, что только может встретиться на белом свете.
Кстати, мы не устаем произносить одни и те же слова, общаясь с ближними, когда эти слова наполняются добрым и теплым чувством. То есть важно, чем наполнены наши слова, что у нас при этом на сердце. И, собственно, наше отношение к Богу выражается в чувствах, наполняющих наши молитвы.
Можно, конечно, подходить творчески и к самому правилу: какое-то время читать вместо утренних и вечерних молитв, например, тексты повечерия и утрени, либо акафисты, какие на душу лягут, или выбрать себе псалмы, какие особо понравятся. Или читать Часы – краткие богослужения. Возможны разные вариации, главное, чтобы не оскудевала молитва.
– Но только ли в этом причина кризиса веры?
– Конечно, у кризиса веры могут быть и другие причины. Например, человек, оказавшись в беде, усердно молится и ждет, что Бог непременно подаст ему чудо: допустим, вернет любимого человека, который ушел из семьи, или исцелит безнадежно больного. А чуда не происходит. И начинает казаться, что молиться – это неэффективно. Значит, думает такой человек, можно и совсем не молиться. Вера угасает потому, что человек оказался не готов принять жизненный крест. Он посчитал, что все должно быть именно так, как он выпрашивал в своих молитвах. А то, что иногда надо смириться, принимая некий крест от Бога, – это уже как-то забывается. Гордому трудно быть верующим.
Вера угасает потому, что человек оказался не готов принять жизненный крест
– А состояние богооставленности может стать следствием того, что у человека из-под ног ушла эта самая опора в вере? Почему вообще так происходит – Бог оставляет человека? Корректно вообще так говорить: «Бог оставил»?
– Мне вспоминается из жития преподобного Антония Великого, когда святой очень много терпел всяких невзгод, и, прежде всего, от бесов. Казалось, Бог не помогает. Преподобный Антоний взмолился: «Господи, где был Ты? Почему не явился вначале – прекратить мои мучения?» И был ему ответ от Бога: «Здесь же пребывал Я, но ждал, желая видеть твое усердие и твое ратоборство». Терпение Антония Великого, как мы знаем, обернулось многими духовными дарами. Богооставленность – это, по преимуществу, наше субъективное ощущение. Нам кажется, что мы оставлены Богом, потому что нам плохо, и потому, что все не так, как нам хочется. А на самом деле Господь в этот момент как раз рядом, Он закаляет нас в горниле кажущейся богооставленности.
Как ни странно, это состояние может оказаться драгоценным, принести свою пользу. Потому что в такие минуты в два счета обрушивается наше высокое мнение о себе. Мы-то думали, что в духовной жизни мы что-то представляем собой. И вдруг оказывается, что мы погибаем, кругом не за что ухватиться. Никакой сверхъестественной помощи нет, а только беды сыплются справа и слева. И вот из такого состояния молитва как раз бывает самой сильной. Такая молитва, словно глубокий вздох сердца, сразу восходит ко Господу. Потому что это молитва смирившейся души. Но самое главное: Спаситель ведь нужен только погибающему. Если ты не увидел себя погибающим, то и Спаситель тебе не особо-то нужен. Вот к этому Господь и подводит нас в такие минуты испытаний. И либо ты скажешь себе: все равно я буду с Богом, даже если кажется, что Господь про меня забыл. Либо ты проявишь слабость, будешь роптать, но и это не значит, что Бог от тебя отвернулся. Господь непременно что-то явит для вразумления твоего и спасения.
– Что такое «духовный паралич»? От чего он наступает?
– Мне не совсем понятен такой термин: «духовный паралич». Бывает, человек как бы выгорел, принявшись за многие подвиги, он как бы переел и потерял на время вкус к духовной жизни. Бывает, мы просто расслабились, как бы спим. И тогда Господь попускает нам скорби, чтобы растормошить нас и вывести из этой спячки. Во время сильных скорбей и переживаний человек действительно как будто просыпается. И уже обращение к Богу для него – не просто пустой звук, а крик души. Одна знакомая инокиня с Елеонской горы в Иерусалиме рассказывала, как за 26 лет до этого она приехала простой трудницей, готовясь умереть. У нее был страшный онкологический диагноз, но она никому не говорила, устроилась трудиться в обители, выполняла самые черные работы и молилась, молилась, молилась. Вот, она говорит, тогда казалось, что сейчас упадет в обморок прямо в этом туалете, который вычищает. Но она молилась и молилась при этих трудах. И говорит, что сейчас уже нет такой крепкой молитвы, какая была тогда, не может вернуться на тот уровень горячей и пламенной молитвы. Еще один батюшка все время служил молебны о ее здравии, он проникся к ней состраданием. И каким-то чудом болезнь отступила, поначалу она даже боялась идти на проверку. А Господь действительно явил настоящее чудо, она осталась в обители – это Спасо-Вознесенский монастырь на Елеонской горе. Но той сильной молитвы, говорит, так и не удается вернуть. Я думаю, что мы просто не можем все время идти на подъем, нам это тяжело, и потому наш духовный путь протекает волнообразно, чуть вверх, чуть вниз, но главное – вперед.
– Задам опасный и страшный вопрос: может ли кризис веры стать следствием того, что человек, находясь в Церкви, в какой-то момент «смиряется» с определенным грехом, начинает относиться к нему спокойно, снисходительно, уповая на милость Божию?
– К сожалению, так и есть. Я убеждался в этом многократно. Вот, не захотел ты расстаться с какой-то своей немощью, не простил другого, не очистил свою душу искренней Исповедью, и все – богослужение уже воспринимается не так, как прежде. Это уже не встреча с Господом, не соприкосновение с таинственным Небесным миром, а просто как бы наблюдение со стороны за неким религиозным представлением. Грехи, с которыми мы не захотели расстаться, затуманивают наш взор, делают нас духовно близорукими.
Грехи, с которыми мы не захотели расстаться, затуманивают наш взор, делают нас духовно близорукими
Наступает духовная слепота. А ведь вера – это видение. Какое же может быть видение, если ты стал духовно слепым?
– Бывает, что кризис веры наступает после многих лет, проведенных человеком в Церкви. Мы за последние годы в достатке познакомились с историями разочаровавшихся, расцерковившихся, оставивших священническое служение. Такие случаи вызывают бурные дискуссии, как правило, с занятием двух сторон: «против» – потому что человек поставил под сомнение спасительность православной веры или предложил свою ее интерпретацию, а потому пошел «новым путем», и «за» – потому что подкупает и искренность (иногда истинная, иногда мнимая), да и просто «человека жалко». Самый, пожалуй, сложный случай – это не когда кто-то «уходит» из Церкви, а говорит, что он здесь не может больше находиться, или может, но будет это делать, полагаясь отныне на «голос сердца» и альтернативные источники, а не на святоотеческую традицию. Тесно стало, устал, выгорел. Как прокомментируете подобные случаи? Главное, конечно, почему это становится возможным.
– Для меня это очень больная тема. Иногда мы встречаемся с чисто человеческим фактором, когда чрезвычайные нагрузки, а иногда и жесткость со стороны вышестоящих надламывают душевные силы служащего. Но всякий человеческий фактор можно разрешить также по-человечески – перевестись в другое место, освободиться от части нагрузок. А на самом деле нужно всего лишь до конца довериться Богу, вверить свою жизнь в Его руки. И Господь устроит все так, как надо. Но если говорить по существу, то идет война, духовная брань за наши бессмертные души. Диавол ищет, на чем подловить человека. И под прицелом, прежде всего, священнослужители. Мне встречались случаи, когда Господь очевидным, чудесным образом помогал священникам. Исполнялись их молитвы, через них Господь спасал людей. Это реальный опыт соприкосновения с Небесной помощью. И вот, те же самые священники, пример которых меня вдохновлял, вдруг впадали в тяжкие прегрешения и оказывались изверженными из священного сана. А кто-то уходил сам. То есть Господь, несомненно, рядом и помогает, но и искуситель не дремлет. А где же ты сам? К чему ты хочешь прийти в итоге? Нельзя доверять самим себе, нельзя думать, что мы сами по себе выше каких-то соблазнов. Диавол с нами не будет шутить. Очень легко оступиться и впасть в тяжкий грех. А когда ты перестал жить по вере, то и сама вера становится чем-то эфемерным. Такого человека больше привлекают какие-то земные науки, психология, бизнес или что-то подобное. А Божие для него уже не так очевидно. И эта наклонная ведет к пропасти.
– Что же противопоставить этому?
– Хорошо бы стараться жить так, как будто нам отведен последний день. Пандемия в этом смысле дает нам очень хороший урок. Как, оказывается, быстро люди покидают земной мир: еще вчера человек был с нами, а сегодня душа расстается с телом, и вот – какой она переходит в иной мир? Еще есть возможность от сердца помолиться Господу, покаяться, очистить душу, сделать какое-то добро другим людям – не теряй этот день. Для христианина данный ему день – это возможность духовного предстояния перед Богом.
Еще есть возможность покаяться, очистить душу, сделать какое-то добро другим людям – не теряй этот день
– А вы сами когда-нибудь переживали кризис веры? Если да – расскажите об этом. Что посоветуете тем людям, кто прямо сейчас испытывает кризис веры?
– Человеку важно нащупать свой путь, найти, что именно его вдохновляет, возрождает в нем веру, возжигает горячую молитву ко Господу. Я помню, как в первый период пандемии, когда все оказались на изоляции, мы просто были духовно разбиты. Вроде бы все в семье как раз вместе, есть возможность заняться чем-то созидательным, а, оказывается, нет. Кто-то из детей начал смотреть сериалы, потом подтянулись и мы, взрослые. И вот так первая изоляция с треском для нашей духовной жизни провалилась. Потом мы переключились на онлайн-богослужения, вроде бы это помогало хоть немножко поднять духовный настрой. Но не хватало чего-то самого главного. Трансляция служб вдохновляет к чистым мыслям, к молитвенным воздыханиям, но ты остаешься отстраненным наблюдателем. И только с третьего этапа удалось организовать домашнее богослужение. Конечно, мы не можем служить дома литургию, но вечерню и утреню с положенными в данный день молитвословиями – вполне реально. Есть даже сайты, где публикуются на каждый день тексты богослужения. Наш дом все-таки должен быть не залом для телепросмотров, а малой Церковью, как бы отражением храма Божия. А в храме молитва может быть только живой и непосредственной. И вот, каждый день можно открывать для себя чудный духовный мир, ведь каждый день празднуется память тех или иных святых. Их жития и творения лично для меня очень дороги. Каждый день ты можешь черпать огромную духовную пользу из житий святых, из их наставлений. Я не хочу никому ничего навязывать.
Скажу одно: ищите, что оживляет вашу душу, что помогает вам молиться молитвой живой, горячей, замечайте это и старайтесь развивать именно то направление, в котором вера ваша будет не угасать, а возгораться.