Движемся вперед или стоим на месте?

Пастыри о том, как оценить свое духовное состояние

У верующих часто возникает ощущение, что в своей духовной жизни мы топчемся на месте, исповедуя одни и те же грехи из года в год. А можно ли по каким-то внешним признакам оценить преображение своей души, вектор этого преображения? Хотя бы то, что мы падаем (например, охлаждение к храмовой службе – признак омертвения души, по преподобному Варсонофию Оптинскому). Вообще как мы можем судить о себе, продвинулись ли мы вперед в своей духовной жизни или нет? Или суждение о том, что мы добились тут успехов, автоматически будет впадением в прелесть?

Морис Эшер. Восхождение и нисхождение. Фрагмент Морис Эшер. Восхождение и нисхождение. Фрагмент

Есть ли у меня продвижение в смирении?

Священник Сергий Бегиян:

– Оценивать свое духовное состояние нужно и можно, и, боюсь, тут современным мирянам нечего бояться прелести. Оценка очень проста. Есть ли у меня продвижение в смирении? Если меня оскорбят, незаслуженно отругают, не замечают на работе моего усердия, а продвигают и награждают других – как мы к этому отнесемся? Если с молчанием, благодарением, без ропота и гнева (даже внутреннего), без попыток самооправдания, то движемся в нужном направлении. Если мы все время претыкаемся о грабли раздражения и осуждения – значит, подвиг наш еще не вошел в стадию «пролития крови» (ср.: Евр. 12: 4), и мы живем в расслаблении.

Вторая лакмусовая бумажка – наша молитва. Если она глубока, внимательна и собрана, если она нам сообщает радость и благодать – это хорошо. Если же она – лишь «вычитка», то и храмовое богослужение становится в тягость, и после молитвы лишь холодность и пустота.

Спасающийся живет всегда в напряжении и постоянном умирании для мира, за что и получает неизреченные состояния сердца.

Поэтому грехи на исповеди не вполне показывают преуспеяние человека. Конечно, если человек приходит на каждую исповедь с тяжелыми грехами, это признак духовного омертвения. Но есть грехи, которые мы исповедуем постоянно, и это не говорит о том, что мы духовно деградируем. То же самое раздражение, гнев, нетерпение, тщеславие, похоть иногда и не выливаются в видимые поступки, но постоянно щекочут душу вожделениями. И борьба с ними – и есть духовная жизнь, но при этом все время приходится их еще и исповедовать в качестве греховных помыслов.

Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести

Священник Димитрий Шишкин:

– Когда кто-нибудь сетует, что у него «опять всё то же, одни и те же грехи…», меня это ужасно веселит, так что хочется спросить: может, вам «разнообразия» не хватает в этом вопросе? Я, конечно, шучу, но ведь если рассуждать логически, то именно об этом идет речь. Да, грехи наши таковы, каковы есть, у каждого свои, и даже при жизни внимательной и трезвенной они будут, и их будет немало. Что поделаешь: наша природа такова, какова есть. Мы все больны, мы живем в мире, который лежит во зле, и у каждого человека, если он внимателен к себе, есть свое собственное и особенное поле борьбы со грехом, и на этом поле у каждого растут свои плевелы. Мы не говорим сейчас о каких-то явно смертных, тяжких грехах, которые отчуждают человека от Жизни и которые, безусловно, требуют немедленного искоренения. Как правило, у постоянных прихожан таких грехов нет, но есть, несомненно, страсти в той или иной степени напряженности, в тех или иных проявлениях и ответвлениях. То есть нам есть с чем бороться, а значит, и есть в чем исповедоваться. И само это понимание, сама эта борьба, само осознание своей немощи – всё это составляет необходимые и обязательные условия духовной жизни.

Именно напряженность борьбы с грехами и стремление победить их определяют нашу духовную жизнь

Здесь, на земле, никогда не наступит момент, когда мы сможем сказать: «Ну всё, как гора с плеч. Наконец-то я освободился от всех своих грехов, и их у меня больше нет!» Упаси Бог от такого мнения, потому что это и есть самая настоящая прелесть, духовная смерть. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов): «Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести». И наше устремление к совершенству, к святости в этом мире неизбежно до последнего издыхания будет связано с необходимостью борьбы с грехом, битвы на своем личном поле, и именно напряженность этой битвы, сила желания и стремления победить со Христом и во Христе определяют нашу духовную жизнь. Мерою же нашего преуспеяния будем считать искреннее понимание своей худости, видение грехов, покаяние о них и сокрушение сердца, всецело устремленного к Богу. Только один есть Победитель греха в полном и совершенном смысле этого слова – Господь.

Так что не будем унывать от того, что у нас «грехи всё одни и те же», и от того, что мы «топчемся всё на месте». Не будем унывать, но и не будем оправдывать себя, считая, что это греховное болото – место нашего нормального пребывания. Привычного – да, естественного – увы, но нормального – нет! Потому что мы призваны из этого болота выбираться с помощью Божией. Вот на это и устремим все наши усилия, а в остальном – доверимся Господу, Который больше нас самих желает нам спасения, жизни вечной, радости и любви и лучше знает, какими путями привести нас в Царствие Небесное.

В признании своей праведности – слепота, а в покаянии – прозрение

Священник Валерий Духанин:

– Духовная жизнь построена на парадоксах. Так, до обращения к Богу человек не замечает за собой грехов и даже не предполагает, что ему надо в чем-то каяться; а после обращения – признает себя грешником. До обращения к Богу мы видим в себе мнимую праведность; а когда обретаем Бога, то начинаем прозревать свою греховность и немощность. Получается, что наше самовоззрение очень ошибочно, пока в душу не прольется Божий свет.

Продвижение вперед бывает только тогда, когда чувствуем, насколько мы немощны без Бога

В признании своей праведности – слепота, а в покаянии – прозрение. И собственно продвижение вперед бывает только тогда, когда мы наконец-то чувствуем, осознаем, насколько мы сами по себе немощны, неустойчивы без Бога. Парадокс именно в том, что душа, признающая себя погибшей, спасается, а считающая себя спасшейся – погибает.

Оценивать свое продвижение вперед по внешним признакам – ошибка. Она обернется тем, что мы начнем замечать за собой мнимые успехи, станем специально подсчитывать, сколько всего хорошего мы сделали: нищему дали милостыню, бабушку перевели через дорогу, матом ругаться давно перестали, не пьем до упаду, не курим, никого не бьем – нас хоть в Рай помещай. За подобным статистическим учетом в душу входит самомнение, а за самомнением – падение.

Вот, к примеру, один молодой человек решил бросить курить. Он расстался с курением в первый день Великого поста – прекрасно. После этого в туалете, где он раньше курил, он приклеил к дверце сигарету и написал: «Я сам». Таким жестом он хотел подчеркнуть, что в нем нашлись силы победить свою немощь, так что к сигаретам теперь он совсем равнодушен. Однако через два года, когда навалились трудности, он опять начал курить, и очень помногу. Вот что значит «я сам», вот что значит считать себя крепким духом. Именно поэтому евангельское совершенство начинается с заповеди: «Блаженны нищие духом…» Все наши духовные победы могут быть достигнуты только Божией силой, а самим себе доверять нам нельзя.

Духовную жизнь надо выстраивать не посредством подсчета своих добрых дел, а посредством выявления в себе конкретных немощей, которых мы раньше не замечали и над которыми следует трудиться в ближайшее время. Загляни-ка внутрь себя и посмотри, что там с твоими сердечными чувствами, когда тебя несправедливо обвинили, обругали, когда тебе предпочли другого, – и ты увидишь, много ли в тебе христианского.

В «Достопамятных сказаниях» рассказывается, как братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда монах пришел, святой Антоний решил испытать, перенесет ли он оскорбление, и, увидев, что не переносит, сказал: «Ты похож на село, которое на вид красиво, а по сути разграблено разбойниками». Так и у нас, когда внешне всё благопристойно, а внутри мы раздираемся страстями: обидами, негодованием, поиском своей личной «правды».

Если я выхожу из себя от чьей-то шутки или попрека, то, значит, духовного возрастания во мне нет. Если всего лишь чьи-то слова способны лишить меня душевного равновесия, то где во мне духовная прочность и зрелость?

Мы духовно движемся вперед, когда упреки ближних, их раздражение не погашают в нас любви к ним

Духовно мы продвигаемся вперед только тогда, когда негатив от других людей, их упреки, негодование, раздражение уже не погашают в нас любви к ним. Когда душа настолько любит, что никакой обидой ранить ее невозможно. Когда мы начинаем радоваться за успехи ближних, забывая о самих себе, – вот, может быть, первые проявления добра внутри нас. Но это вершится лишь в свете стремления к Богу и искреннего покаяния в своих душевных немощах.

В этом смысле и исповедь должна быть не формальным перечислением общих всем нам недостатков, а прежде всего исповеданием конкретных своих духовных проблем, болевых точек в своей жизни, которые с ходу разрешить тяжело. Посмотри-ка повнимательней, на чем ты постоянно претыкаешься, в чем тебе, может, и признаться-то стыдно, – вот это и нужно исповедовать, тогда точно на месте не будет застоя.

Да поможет всем нам Господь не ошибиться на пути духовной жизни.

Подготовил Юрий Пущаев

20 августа 2018 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Вечно живое и никогда не прекращающееся первохристианство» «Вечно живое и никогда не прекращающееся первохристианство»
Сергей Фудель
«Вечно живое и никогда не прекращающееся первохристианство» «Вечно живое и никогда не прекращающееся первохристианство»
Сергей Фудель
В христианстве настроение одно – труд, и вся духовная жизнь основана на духовном труде. Всегда остается подвиг душевный – непрестанное понуждение сердца на всякое добро, борьба внутри себя за любовь Божию.
«Главная битва — духовная» «Главная битва — духовная»
Игумен Антоний (Павлиашвили)
«Главная битва — духовная» «Главная битва — духовная»
Игумен Антоний (Павлиашвили) о пути в монастырь и Промысле Божием
«Для меня самое трудное — когда говоришь людям, паломникам, о спасении, а они не слушают или не верят», — признается игумен Антоний (Павлиашвили).
Чтобы душа не остывала Чтобы душа не остывала
Игум. Нектарий (Морозов)
Чтобы душа не остывала Чтобы душа не остывала
Игумен Нектарий (Морозов)
Только то, ради чего мы потрудились, действительно становится нашим. Если благодать дается нам просто так, мы легко ее утрачиваем; если же мы трудимся ради стяжания благодати, то у нас появляется способность ее вмещать.
Комментарии
Ольга Ткачёва28 октября 2018, 18:10
Спаси Господи .мне это полезно.
Наталия Галайко27 октября 2018, 23:02
В догонку к моему комментарию мне сейчас пришла мысль... а может надо больше молиться не за себя любимую, а а за всех других? За детей, родных, друзей и не друзей,... за страну нашу, за украину... да и за мир во всем мире (как говорили раньше). Если что не так, простите старую дуру.
Наталия Галайко27 октября 2018, 22:50
Все страшные грехи остались в молодости, исповеданы, раскаяны и покрыты принятием Святого Крещения в 40 лет. Да, а сейчас одни и те же грехи, в которых дай мне Господи, покаяться на смертном одре. Но сейчас грехи не менее страшные в своей обыденности. Обида, осуждение, гнев, ссоры с теми, кого сама же и вырастила. А, иногда, и жалость к себе, и оправдание себя. И вдруг мысль проскочит: Господи , за что мне все это (а ведь знаю за что), а после нее хочется скорее к маме и папе... Да и молиться редко удается от всего сердца, большей частью когда жареный петух клюнет... И получается духовная синусоида. И вот уже стыдно идти к своему батюшке на исповедь. Спасибо всем, кто нас вразумляет.
Виктор В.С.10 октября 2018, 10:51
Качественные перемены в духовной жизни христианина проявляются в обретении безстрастия с помощью Бога и личной борьбе со грехом, при разных искушениях, получении свободы творить добро во славу Бога, внимательной молитве соединяющей с Богом. В результате: любовь к Богу и человекам, мир душевный, покой в сердце, радость в глазах, благодарность за жизнь. Спаси, сохрани, помилуй мя Господи Иисусе Христе.
Ирина Коженкова 4 октября 2018, 14:18
Объясните, мне грешной, почему я должна смиренно относиться к тому, что по работу не меня продвинули ,а кого-то другого, если я выполняла работу лучше? Разве это правильно? Справедливо? Или смирение не означает согласие с несправедливостью? Просто не нужно пытаться защищать свои усилия , чтобы не вступать с глупцом начальником в конфликт? Почему в православии всё духовное связано с загноблением самого себя? А если семью кормить надо и дети? Приходишь домой и сообщаешь: " Ну денег я не принес, потому что надо смиренно начальника простить за то, что он меня кинул". Где логика?
Наталья28 сентября 2018, 20:49
Спаси Господи! Как же эта статья вовремя для меня! Как я Вам благодарна!
Павел17 сентября 2018, 21:08
Перечитал материал и после предыдущего своего комментария понял, с чем я не могу согласиться. Отец Валерий говорит: "Если всего лишь чьи-то слова способны лишить меня душевного равновесия, то где во мне духовная прочность и зрелость?". По словам моего духовника, словом можно убить, а можно и воскресить. К сожалению, мне доводилось словом отправлять людей на больничную койку, если не сказать хуже, в чем сейчас я глубоко раскаиваюсь. Потому могу сказать вот что. Если слышишь убивающие слова, то сохранить душевное равновесие ой как непросто. "Всего лишь чьи-то слова" способны, на мой взгляд, лишить покоя и далеко продвинувшегося в духовной жизни человека.
Elena11 сентября 2018, 16:42
Спаси Христос за такой неоценимый для новоначальных христиан-читателей труд пастырей!
Все Правда..!
Одно только трудно понять - как же помочь своим ближним,впадающим в грех, если видя тебя таким покладистым и смиренным начинают все более о себе мнить, возрастать в своей гордыне и укрепляться в ней? А тем более, если это твои чада..?! Ведь вседозволенность это другая крайность!.
найти середину - вот цель мирянина. Возможно, заблуждаюсь в чем. Но у нас о мирянах принято судить по монашеским меркам, а ведь это разные пути, как две стороны одной медали.
Простите меня, ради Христа! Но так не хватает именно МИРСКИХ советов.
Живем по наитию и только на волю Божию надеемся.
Слава Богу ЗА ВСЁ!!!
Ольга28 августа 2018, 21:39
Дорогие батюшки, почему вы властям не говорите о смирении и трудолюбии, вон что с народом делают. Расслоение-то какое. как перед такими смиряться.
Павел25 августа 2018, 03:12
Многого не понял по своему духовному ничтожеству. Воспитан просто не столь по-христиански, как высказавшиеся батюшки. Но поставил десятку.
Вероника24 августа 2018, 14:11
"в чем тебе, может, и признаться-то стыдно, – вот это и нужно исповедовать" - прям в точку. Спаси Господи, Вас, Юрий!!!!
Нина 20 августа 2018, 22:45
Спасибо!!! Работать мне ещё и работать...
Елена20 августа 2018, 15:24
"А можно ли по каким-то внешним признакам оценить преображение своей души, вектор этого преображения?" и "Вообще как мы можем судить о себе, продвинулись ли мы вперед в своей духовной жизни или нет?" - вопросы на эту тему не покидали меня в последнее время. Они даже стали навязчивы для меня, а отмахнуться от них не получалось. И сегодня открываю сайт, и читаю ОТВЕТ! Спасибо!!!
Алина20 августа 2018, 12:37
Как у меня всё плохо-то((( Вот не могу, когда несправедливо придираются, да и если справедливо - тоже может внутри всё закипеть((( И молитва... Даааааа... Так хочется с Богом общаться, быть к Нему ближе, людей любить... Ну не получается никак.
Наталия20 августа 2018, 11:48
Огромное спасибо.
Ярославна20 августа 2018, 11:18
"Спасающийся живет всегда в напряжении и постоянном умирании для мира, за что и получает неизреченные состояния сердца." Как бы лучше понять это выражение? Хочется зацепиться за неё и держаться, а то молитва не иднт совсем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×