У книг в современном мире, как известно, есть сильные конкуренты. Они гораздо ярче и увлекательнее, не требуют усердия и усидчивости и вызывают сильные эмоции. Соперничать с ними бумажная книга практически не может.
Да, речь о гаджетах. Многие взрослые понимают, что гаджеты вредят развитию детей. Поэтому стараются ограничивать экранное время, а чтение, наоборот, поощрять. В то же время родителям важно понимать, что читает ребенок и стоит ли этот процесс контролировать. Поэтому возникает много вопросов про выбор книг: нужно ли выбирать за ребенка, стоит ли давать свободу, как контролировать и допустимо ли ограничивать. Попробуем в этом разобраться.
Крайность первая: читай все, что хочешь
Поскольку дети сейчас в принципе читают мало, взрослые настолько радуются самому факту чтения, что боятся спугнуть интерес. Они в прямом и переносном смысле ходят на цыпочках вокруг ребенка и считают, что главное – читает, а что – неважно. У такого подхода есть и плюсы, и минусы.
Начнем с плюсов: хороших детских книг очень много. Они интересные, с яркими иллюстрациями и увлекательными сюжетами. Издательства соблюдают закон и строго следят, чтобы никакие «недетские» темы в детские книжки не пробрались.
Но они все равно пробираются. Например, я «отлавливала» сюжеты, в которых дети пытаются решить взрослые проблемы своих запутавшихся родителей, и у меня возникал вопрос: зачем? Ну, вы же не переваливаете на детей ответственность, например, за выплаты по ипотеке или за то, что просрочили страховку на автомобиль? Так почему же сын должен разбираться с депрессией запутавшейся в мужчинах мамы? Такие особенности сюжета не увидеть, мельком взглянув на обложку.
Лучше все-таки быть в курсе, что именно сейчас читает ребенок
Сейчас издается множество, например, великолепных научных комиксов. А рядом с ними на полках стоят детские «ужасы» – про вампиров и оборотней. Даже если не брать их нравственную составляющую, ребенок может просто испугаться и заработать невроз.
Поэтому лучше все-таки быть в курсе, что именно сейчас читает ребенок. Если это книга, с вашей точки зрения, вредная или бездарная, стоит поговорить об этом. Не отбирать и не ругать, а вместе подумать, что с ней не так.
О подростках разговор отдельный. Контролировать их, как маленьких, невозможно, да и не эффективно. Лучшее, что можно придумать, – доверительный разговор, без криков и причитаний. Уважение и спокойно изложенная позиция убеждают лучше, чем угрозы и запугивания.
Крайность вторая: читай то, что я скажу
Такая позиция кажется многим взрослым безопасной, ведь взрослые прекрасно знают книги, которые планируют предложить детям. В основном это золотая классика, советское наследие и то, что в Советском Союзе переводилось на русский. И действительно, Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Кир Булычев и Аркадий Гайдар – литература замечательная.
Но, поставляя ребенку избранные образцы, лишая его выбора, взрослые делают его объектом, таким своеобразным сундучком, в который складывают проверенные идеи. Дети робкие и покладистые будут это принимать, а сильные натуры возмутятся просто тем фактом, что их исключили из процесса выбора: «Читаешь вот это, а потом – вот то».
Какими бы талантливыми и душеполезными ни были книги, которые взрослые предлагают ребенку, они могут ему не подойти. Случается это по разным причинам. Иногда язык автора непонятен, иногда герои не близки, иногда повествование кажется нудным и медленным. А в некоторых случаях книга просто непонятна и требует пояснений. Ну, и еще один важный момент: порой взрослые забывают, в каком возрасте и при каких обстоятельствах читали эти книгу. Например, папа проглотил «Два капитана», когда лежал в 13 лет с ангиной, пока родители пропадали на работе. А сына заставляет читать в 11 лет, на каникулах, когда все его друзья гоняют на велосипедах в соседнем парке.
Ну, и потом: у ребенка может быть недостаточно развит читательский навык. Родители (опять же, вспоминая себя в детстве) считают книгу легкой, а ребенку она пока не по зубам. Ему бы как раз комикс про космос или детектив про лесных зверей, но ему не дают выбора. «Потому что папа в детстве это читал и любил».
Крайность третья: слушать всех, кроме ребенка
И еще один маленький, но важный момент: родители могут предложить ребенку выбор в рамках одной области – той, которая его радует, интересует, зажигает. Только в этом случае нужно внимательно наблюдать, отмечать – а что это. Самолеты? Принцессы? Морские сражения? Восточные сказки? Собаки? Такое наблюдение – труд. Но оно позволяет организовать ребенку выбор в той области, где ему все интересно.
Мы все, современные взрослые, очень заняты. Иногда нам легче делегировать ответственность: заказать доставку ужина, а не готовить, нанять репетитора, а не разбираться самим. И это нормально. Только вот когда с чтением происходит это самое делегирование, редко получается что-то стоящее.
Ко мне один раз обратился очень богатый человек. Он хотел, чтобы я составила список лучших книг для его ребенка, с изданиями и иллюстрациями, закупила бы их и, желательно, настроила ребенка читать. «Комплексная услуга» – так он это называл. И деньги предлагал хорошие.
Я отказалась. Потому что на вопросы, что любит его ребенок, богатый папа ответить не смог. Он не знал. И ему, честно говоря, было не очень-то интересно. Ему было важно, чтобы его ребенок во всем получал самое лучшее.
Детское чтение накрепко связано с любовью мамы и папы
Но это так не работает! Детское чтение накрепко связано с любовью мамы и папы. А когда любишь, тебе интересно, что выбирает твой любимый человек, что его радует, зажигает в нем искру, о чем он готов говорить часами. А чтобы это узнать, нужно отложить дела, убрать телефон, сесть рядом, говорить и слушать. Не только говорить, но и слушать.
Никакие книжные эксперты, никакие умные рецензии и тематические списки не помогут приобщить ребенка к чтению, если маме и папе все равно, о чем он думает, что чувствует. И наоборот: чуткий родитель может зажечь интерес к книгам в ребенке без всяких экспертов. Любовь – она такая.
Царский путь: кому все-таки выбирать книжки
Как и во многих вопросах, в выборе чтения для ребенка хороша золотая середина. Взрослый несет ответственность за ребенка, его нравственное развитие, его душу, безопасность, душевное равновесие. Взрослый может увидеть опасность, потратив на изучение книги 5–10 минут. И это важно делать, особенно если книга вам неизвестна.
Но ребенку важно доверять выбор. Пусть в ограниченной области, пусть контролируемый, но выбор. Это уважение к его личности, к его интересам, признание важности его действий. Это и воспитание тоже: мы доверяем и даем действовать в контролируемой ситуации. И малыш чувствует свою значимость.
А отталкиваться важно от интересов ребенка. Предлагать свое, любимое, но не навязывать и не заставлять. Спрашивать, слушать, наблюдать. Поощрять интересы. Ребенок это обязательно оценит, и дорожка к чтению станет значительно менее тернистой.