Лариса Калюжная. Блокадный бегемот и девочка В издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный странник» выходит повесть, состоящая из небольших рассказов, посвящённый жизни в Блокадном Ленинграде. Кажется, таких книг существует огромное количество, кажется, в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина освещены все стороны этого нелёгкого времени. Но нет: оказывается, много о чём ещё можно сказать, главное — как.
Лариса Ильинична Калюжная пишет книги для детей. У неё это хорошо получается: помогают нефальшивые интонации, умение поведать интересную историю, сказать просто, но весомо. Её герои — обычные дети, девчонки и мальчишки, часто дошкольники. В рассказах — их нехитрые, но такие настоящие, у каждого читателя отзывающиеся в сердце радости, их забавы и заботы, огорчения и преодоления. И каждый маленький читатель, примеряя на себя эти ситуации, учится чуткости, внимательности, правде.
Но книга Ларисы Калюжной «Блокадный бегемот и девочка» — особая. Она рассказывает о страшном времени, о беде, которая пришла в Город на Неве. Можно усомниться в том, насколько актуальны такие рассказы для маленьких детей. Но они актуальны! Потому что написаны про такого же ребёнка.
За основу книги Лариса Ильинична взяла воспоминания своей двоюродной сестры Галины Афанасьевны Осиповой, который было 9 лет, когда началась война:
«Чудо, — пишет Лариса Ильинична в предисловии к книге, — что неожиданно по телефону сестра стала рассказывать о Блокаде. Я схватила ручку и быстро-быстро начала записывать. Она говорила два часа, а я боялась даже дышать в трубку, чтобы не прервать её».
Так родилась небольшая повесть, состоящая из коротких рассказов о жизни в блокированном городе. Ещё одно свидетельство из тысяч, но такое важное и ценное. Особенно ценное тем, что обращено к детям.
Лариса Ильинична умеет сказать просто и ёмко, понятно для детей и без кокетства. Она не приглаживает, не замалчивает правду: в книге есть упоминания смерти и бомбёжек, много сказано о голоде. Но такая честность, во-первых, располагает к себе детей, а во-вторых, и в главных, наверное, рисует правдивую картину для тех, кого от событий 1940-х годов отделяет целая человеческая жизнь.
Условно я бы разделила книгу на три части:
- безмятежное довоенное время с зоопарком и пирожными, весёлыми прогулками и прекрасным городом;
- собственно Блокада;
- эвакуация в Башкирию и послевоенные годы.
Лариса Калюжная. Блокадный бегемот и девочка
У Гали есть любящие родители и брат, она ездит в гости к бабушке с дедушкой в деревню летом, а потом и бабушка приезжает к ним в большой город, забавно удивляется, что не знает ни одного человека из тех, кто прошёл за окнами. Первый класс окончен, впереди каникулы — весёлая, безмятежная, полная ярких событий жизнь.
И вот — война. Папа берёт кружку да ложку и уходит на фронт. Потом уходит и брат — и оба они не вернутся. Начинаются голод и холод, и Галя сидит в нетопленой квартире, вспоминая, как в другой, довоенной жизни лежало на блюдечке не съеденное пирожное...
В книге много важных примет Ленинградской Блокады: и печально знаменитая 125-граммовая пайка, и оладьи на олифе, испечённые из подозрительной муки, купленной мамой на рынке (говорят, в неё подмешивали порошок для чистки посуды), и первая блокадная весна — страшная и дающая надежду одновременно. Галя собирает траву для лепёшек и удивляется тому, что у всех людей в бане видны хвостики. Она лежит в кровати обессиленная и радуется маминым словам о том, что жив бегемот из зоопарка. Ведь это настоящее торжество жизни и весны: не только мы не погибли, но и бегемот тоже!
Мне особенно дорога в этой книге жизненная достоверность, правдивость человеческих судеб. Эвакуированные в Башкирию мама и Галя ходят в соседнюю избу, где живут одинокие дети, у которых умерла мама, а папа на фронте, заботятся о них. И после войны две эти семьи — ленинградская и башкирская — соединяются. И живут люди хорошо, просто и дружно, берегут свою мирную жизнь и горем давшееся счастье.
В книге есть рассказ Галиной тёти, оказавшейся в оккупации в Белоруссии в военное лихолетье. Это ещё одно важное свидетельство для маленьких читателей. Что значила ложка для партизана? Насколько вообще важный предмет — ложка? Понять это сложно современному ребёнку. Но можно — при помощи таких вот, внимательно и с любовью написанных книг.
И торжество Победы есть в повести тоже. Оно — в ликовании тёти Ани и её сына, Галиного двоюродного брата Толика, наблюдающих, как идут колонны советских танков по освобождённой белорусской земле. А для Гали это торжество, конечно, — в выжившем вопреки всему бегемоте. Вопреки и благодаря, конечно, — благодаря самоотверженным людям, работникам зоопарка, которые смогли прокормить и выходить его блокадной зимой.
Мне посчастливилось быть редактором книги Ларисы Ильиничны, и вместе с ней мы постарались пояснить каждое слово, которое может быть непонятно детям. Внизу страниц есть сноски: в них объясняются понятия, имеющие отношения к войне или ушедшим уже деталям быта более чем полувековой давности. Мне кажется очень важным, что пользоваться этими сносками могут сами дети, — они написаны для них. «Блокадный бегемот и девочка» — книга, несомненно, для семейного чтения, но и сам ребёнок, который только начал входить в книжный мир, осваивать его самостоятельно, осилит эти короткие рассказы.
Лариса Калюжная. Блокадный бегемот и девочка
Проиллюстрировала книгу Надежда Фролова. Эти акварельные рисунки в духе советских мастеров — яркие, внятные, очень «детские» по своему содержанию — передают приметы времени. И это очень важный момент! Сколько я наблюдаю книг с усреднённым, «осовремененным» изобразительным рядом, словно бы сглаженными, безликими деталями. А здесь — дети в зоопарке, рассматривающие бегемота — банты в девчачьих косах, кепка а-la Гаврош на голове мальчишки; свободный ещё Ленинград и ребятня, наблюдающая полёт фашистских самолётов; приметы Блокады: буржуйка, крест-накрест заклеенные окна, брусочек хлеба, эвакуационный листок (художник воспользовалась, как примером, оригинальным документом, сохранившимся в семье автора). Люди, отплывающие в эвакуацию на барже и госпиталь для раненых, зенитки и самолёты… И особая примета страшного времени — разбомблённый дом маленькой Гали и чудом сохранившаяся табличка с номером, лежащая среди обломков.
«Блокадный бегемот и девочка» — книга серьёзная. Она интересная, но не развлекательная. Честная. С большой любовью сделанная. Она хранит в себе сокровище — реальную человеческую судьбу, живые тёплые воспоминания.
А напоследок хочется сказать об одном удивительном совпадении. Галина Афанасьевна Осипова, главная героиня книги «Блокадный бегемот и девочка», умерла в тот день, когда её двоюродная сестра, автор этой книги, Лариса Ильинична Калюжная, закончила над ней работу. Совершилось важное — протянулась ниточка памяти, и теперь о маленькой девочке Гале, пережившей большую войну, вытерпевшей голод и холод, будут знать нынешние девчонки и мальчишки. Помнить. Потому что внимательная серьёзная память — это главное, мне кажется, что остаётся нам, наследникам тех, кто пережил и выстоял.