Православный календарьПравославный календарь
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.

Клоун как... лекарство

Яна Агеенко (слева) и Диана Иванова (справа) Яна Агеенко (слева) и Диана Иванова (справа)

В первый день июня весь мир отмечает День защиты детей. Эта дата призвана привлечь внимание людей к проблемам, с которыми сталкиваются наши дети, в каком бы месте Земного шара они ни жили. Но один день в году для подобной задачи – это, конечно, очень и очень мало! Тем паче – когда речь идет о больном, страдающем ребенке. Увы, невинные дети болеют, умирают, и во все времена это вызывает огромное чувство сострадания и желание помочь хоть как-то, хоть чем-то…

Чтобы облегчить телесные и душевные страдания тяжелобольных детей, больницы посещают волонтеры, священники, сестры милосердия. А бывает так, что и… клоуны. Их называют «Приносящими мечту». Эти посетители – особые, их появление в палатах всегда вызывает улыбки, ведь их ужимки и шутки, даже их белые халаты дарят маленьким пациентам и их близким моменты радости и надежды. Хотя в последние годы появились книги и фильмы, где образ клоуна ( особенно гротескный накладной нос) коммерсанты индустрии кошмаров связали со страхом и жестокостью, однако Арлекин, паяц, скоморох, шут остаются символом шуток и веселья.

По мнению доктора Джорджо Нозеда, бывшего президента «Швейцарской лиги борьбы с раковыми заболеваниями»:

«У больного ребенка, в дополнение к физическим страданиям, возникает психологическая травма, иногда только потому, что он находится вдали от дома. Поэтому работа клоунов имеет большую терапевтическую значимость, ведь лечение заболеваний – это не только классическая медицина, но и забота о человеке в целом. Есть несколько исследований, показывающих, что психологическая поддержка очень важна для укрепления сопротивляемости организма, а часто и для исцеления».

Труд врачей и медсестер, молитва, богослужение, простое человеческое участие могут значить очень много для больного малыша. А что может дать улыбка, хорошее настроение? Что происходит в больнице в тот момент, когда там встречаются дети и клоуны? Это надо видеть! Реакция малышей настолько бурная и непосредственная, что все вокруг – и врачи, и родители – не в силах удержаться от улыбки. Малыши моментально включаются в игру, весело хохочут, и только самые слабые, самые тяжелые из них делают это не сразу – силенок не хватает.

А вот что переживают артисты, которые в образе добрых клоунов (теперь, правда, без накладных носов, чтобы не вызывать негативных ассоциаций) приходят к деткам-инвалидам, к тяжелобольным пациентам? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, беседуем с актрисами Белорусского Государственного Театра кукол, принимающими участие в проекте «Доктор Мечта». Проект начал работу в Беларуси более 20 лет назад, благодаря швейцарскому фонду «Теодора».

Когда видишь глаза ребенка, которые искрятся, ждут тебя и надеются

Клоун Янка (Яна Агеенко) Клоун Янка (Яна Агеенко)

Беседу с Яной Агеенко (клоун «Янка») начинаю с общих вопросов, хочется представить себе, как организована и из чего состоит ее работа (или все же служение?). Она уже несколько лет на пенсии и в театре не играет, но по-прежнему в роли клоуна дарит радость и улыбки детям, находящимся на лечении в больницах Минска.

– Яна, сколько времени прошло с тех пор, как на свет появился клоун «Янка»?

– В 2012-м году, когда фонд «Теодора» решил расширить свою деятельность, многие клиники Беларуси захотели участвовать в проекте «Доктор Клоун» (теперь «Доктор Мечта»), использовать арт-терапию. В Минске тогда около 10 профессиональных актеров столичных театров занялись этим делом.

– Расскажите, как проходят ваши посещения больных?

В определенные часы два раза в неделю мы приходим в одну из клиник, преображаемся в клоунов. И в таком виде входим в палаты к детям, играем с ними, показываем фокусы, развлекаем. Работаем около четырех часов, в каждой палате приблизительно 15 минут. Если в игровой комнате – то минут 30–40. Обычно психологи подсказывают нам, куда идти.

Нужно работать не только с детьми, но и с их родителями. Потому что зачастую на родителей, дедушек и бабушек тоже приходится большая психологическая нагрузка. Особенно в хосписе... Им нужно как-то отдохнуть, переключить сознание. Поэтому, когда мы приходим, то часто начинаем с родителей, потом уже работаем с ребенком. Если же видим, что родители адекватные, а ребенок тяжелый, то начинаем с него…

– Яна, положа руку на сердце, тяжело приходить туда, где боль, страдание?

– Да, специфика травматическая, стрессовая. Очень тяжело видеть ребенка, находящего в реанимации или под капельницей… Поэтому при подготовке к работе в проекте с нами очень много работали психологи.

Особенно тяжело было в первое время – ты же не только актер, но и живой человек. Иногда после визита едешь домой, хочется не разговаривать, а уткнуться в стекло автобуса или машины и просто молчать. А иногда, наоборот, хочется с коллегами поговорить, обсудить, выплеснуть то, что накопилось в тебе за 4 часа в больнице…

Очень важно, что в настоящее время много волонтеров, сестер милосердия приходит к больным детям. Все стараются как-то помочь, принять участие. Пандусы везде строятся для инвалидов… Общество изменило свое отношение, по-другому реагирует на проблему детской онкологии, детских психоневрологических заболеваний. Эти дети должны быть адаптированы к социальной среде.

Клоун Янка (Яна Агеенко) Клоун Янка (Яна Агеенко)

– Вы — актриса, человек искусства, работали в театре кукол, который в первую очередь ориентирован на детей. На ваш взгляд, насколько действенна арт-терапия для больных деток?

– Может быть достаточно и одного визита, одного контакта с ребенком, если он дает свои плоды. Если ребенок ждет меня, если у него есть надежда, что я приду, и мы поиграем – то это уже великое дело. Потому что задача искусства, как и врачей, и всех нас, – созидание, направление нашей энергии на лучшее.

Много исследований проведено в этой области, в частности, израильские врачи наблюдали, как арт-терапия сказывалась на выздоровлении. Доказано, что и у детей, и у взрослых после получения эмоциональной зарядки, после общения с животными начинает по-другому происходить обмен веществ. А мы часто приходим с куклами.

У ребенка, который годами видит только стены палаты, маму, бабушку и врачей, все заторможено, зациклено. А когда ты приходишь и устраиваешь ему маленький концерт, пытаешься подружить его со своим героем, пусть кукольным, ненастоящим – это потрясающе, феноменально! Не нами это придумано – ведь дети всегда общались и будут общаться с куклами. Они очень помогают, очень, потому что ребенок доверяет сразу и пытается найти контакт с куклой. А тут уже наше мастерство, наше умение преподнести куклу, оживить, дать понять, что она живая, настоящая, что умеет смеяться, хохотать, играть.

У меня лисенок цирковой. После него дети начинают с удовольствием прыгать, скакать, играть в мяч.

– Поделитесь эпизодами, которые запали в душу, тронули.

– У меня образ клоунессы с экологическим направлением — деревенская бабушка с козой. Я всегда хожу с корзиной, в которой много шишек, и дарю их детям, потому что шишки пахнут лесом, природой. А дети, когда месяцами лежат в клинике, забывают, что такое трава, воздух, солнце, вода. Еще у меня в корзине ракушки, игрушки-зверюшки маленькие.

Дети, когда месяцами лежат в клинике, забывают, что такое трава, воздух, солнце, вода

И вот однажды захожу в палату, навстречу мне бежит малыш и кричит: «Янка, ура, меня выписывают, вот, твоя шишка мне помогла!» – и бросает мне шишку в руки. Это было такое счастье – неимоверное! Шишка, которая стояла рядышком с ним на тумбочке, как бы давала ему энергию, надежду.

А однажды двухлетняя малышка после очень сложной манипуляции пошла ко мне на ручки и уснула. Я ощущала ее тепло, ее доверие. Она спала минут пять, наверное, пока я не положила ее аккуратно на постельку – и это дорогого стоит. Обычно дети боятся клоунов и людей в белых халатах. А мы приходим в белых халатах, но не простых. Есть больничные халаты, а мы отличаемся тем, что ходим в белых халатах, но у каждого клоуна он свой – в зависимости от образа. Клоун Муха – халат как у мухи, Забава – как игрушка, у ПУКа (Прекрасный Универсальный Клоун) – костюм морской…

– Лично для вас это служение какое значение имеет? Как бы вы его оценили?

– Очень емкое слово – «служение». Даже работу в театре работой не назовешь. Все годы там я знала, что это – мое. Бог дал такую возможность реализовывать себя именно в этой области, именно в кукольном театре, именно с детьми. И волею судеб послал мне работу в проекте «Доктор Мечта».

Насколько иногда бывает трудно, больно и тяжело возвращаться из больницы, настолько иногда бывает легко и свободно, как на крыльях летишь, потому что был какой-то трогательный момент. Если хоть один ребенок улыбнулся во время моего визита, сказал: «Спасибо, до свидания! Приходи еще!» – это уже победа. Это значит, что жизнь прожита не просто так.

– Яна, вместо больницы можно было бы потратить свое свободное время на то, чтобы пойти туда, где весело, и порадоваться жизни. А в больнице удается радоваться?

– Удается. Если через неделю приходишь и видишь глаза ребенка, которые искрятся, ждут тебя и надеются… Или психолог говорит: «Янка, сегодня именно тебя хотят увидеть, именно с тобой пообщаться». Это стоит того, чтобы жить, дарить людям улыбку, счастье, надежду. Все-таки человек создан для созидания, а не для разрушения. В молодости мы живем не так, как в зрелом возрасте, сейчас осознаешь, для чего все-таки ты пришел в этот мир. И поэтому, если Бог даст сил, будем созидать!

Улыбка, которая стоит всех денег мира

Клоун Клепа (Диана Иванова) Клоун Клепа (Диана Иванова)

Актриса Диана Иванова (клоун «Клепа»). Когда смотришь на нее, создается ощущение какой-то хрустальной хрупкости. Большие выразительные глаза и открытая улыбка… Ее искренний, эмоциональный монолог не хотелось прерывать ни на секунду лишними вопросами, потому что все, пережитое в больничных палатах, лилось цельным потоком искренних и трогающих до слез воспоминаний.

– Почему я захотела заниматься этим делом? Много лет после окончания театрального института я работаю в театре, куда приходят здоровые дети. Я вижу, как они радуются, аплодируют, хохочут. А больные детки не могут прийти. Но мне очень хочется, чтобы они тоже хохотали и радовались! Я хулиганю, веселю всех. Хожу с маленьким пистолетиком и пытаюсь всех строить, что тоже вызывает добрую улыбку.

Я могу внести свою посильную лепту добра

Я не могу сказать, что мир несправедлив, хотя не понимаю, почему происходят многие вещи. Но я могу внести свою посильную лепту добра. Порой очень больно. В онкологической клинике в Боровлянах есть часовенка – там сестра милосердия Вера Плющева. К ней можно прийти и ничего не говорить – она по глазам все видит. Возьму ее за руку, молча постою, помолюсь – и вроде как легче становится.

Однажды был у меня случай, когда четырехлетняя девочка спросила:

– Клепа, а почему я заболела? Почему меня Боженька не любит? Я что-то плохое сделала, да? Но я же не знала, что это плохо! Я же маленькая…

– Ты знаешь, на этот вопрос я тебе ответить не могу, – сказала я. – Но знаю одну вещь, знаю очень точно, на 100 процентов: я тебя очень люблю, ты мне очень нужна, и я очень горжусь, что у меня есть такой маленький друг! Ты – такая умница, и так хорошо рисуешь!

Моя клоунская работа – быть пультом для переключения каналов, с грустного на веселый

Я для себя решила, что моя задача, моя клоунская работа – быть пультом для переключения каналов, с грустного на веселый. Пусть ненадолго, но они поулыбаются, похохочут, отвлекутся. И родители тоже. Потому что они в онкологии сидят с детками годами, месяцами, никуда не выходя. Мамы у меня – «большие девочки». А дети – «кукусики», чтобы не попасть впросак, потому что порой непонятно, кто перед тобой – мальчик или девочка, – они ведь лысенькие все. «Здравствуй большая девочка, ты сегодня хорошо себя вела?» А у ребенка спрашиваю: «Вот эта большая девочка себя хорошо вела? Кушала? Ты за ней приглядывай. А то придет Клепа – в угол поставит».

Еще я делаю такую вещь с мыльными пузырями. С ребенком играю так: «Ну-ка, сколько у тебя дочек, сыночков будет». Он дует, и я говорю: «Все понятно, теперь я за нашу страну спокойна». А потом – маме: «Большая девочка, дунь-ка в трубочку, сколько внуков ты готова воспитать? Вдруг ты жмотяра… Вся надежда на твоего мужа, который будет работать на фабрике памперсов, а то знаешь, какие они дорогие!»

Клоун Клепа (Диана Иванова) Клоун Клепа (Диана Иванова)

Говорю всякую ерунду, которая заставляет переключаться и думать о будущем. Ведь в нашей онкологической больнице в Боровлянах, если вовремя диагностируют рак, то 70 % деток выздоравливают.

А хоспис – это беда… Есть вещи, которые можно исправить. И, к сожалению, есть вещи, которые исправить нельзя. Один мой визит туда был тяжеленький. Там как раз были представители из Германии, люди, которые оказывают посильную помощь. Я оделась, загримировалась, и мне говорят: «Клепа, ты вон туда не заходи, там совсем…» – «Нет, я обязательно зайду!»

Улыбка маленького мальчика, который уходит, стоит всех денег мира

Захожу и вижу ребеночка. Уже весь в трубочках, глазки не фокусируются, головку повернуть не может. В общем, уходящий… Я начинаю с ним разговаривать, и он узнает меня по голосу. У него вдруг фокусируются глазки, он поворачивает головку, смотрит на меня – и не весь ротик, а только часть губки улыбается. Он мне улыбался! Когда я оттуда вышла, все немцы плакали…

Это был как раз период, когда подскочил курс доллара, и люди бегали, покупали электротовары… Боже мой, это такая чушь! Такая е-рун-да! Это ничего не стоит. Не стоит на эти мелочи тратить свои нервы, свою жизнь. А вот улыбка этого маленького мальчика, который уходит, стоит всех денег мира…

Елена Наследышева
Фото автора, съемка 2019 г.

12 июня 2025 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 124 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Фонд «Теодора»

В 1995-м году по инициативе фонда «Теодора» в Беларуси, в Республиканском научно-практическом центре детской онкологии и гематологии, был дан старт программе «Доктор Клоун», в настоящее время – «Доктор Мечта». Со временем программа распространилась на пациентов хосписа и еще на две клиники Минска – Центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями и 2-ю городскую детскую больницу.

Благотворительный фонд «Теодора» создан в 1993-м году в Швейцарии братьями Андре и Яном Пули в память о матери. Вот как один из них вспоминает о ней: «Это были невыносимо долгие дни, светлым пятном в которых были только посещения моей матери, Теодоры, которая развлекала меня и других детей – играми, книгами, шутками. Со свойственным ей чувством юмора она пыталась сделать нашу ситуацию не столь драматичной. В эти моменты я был как бы не в больнице, а словно на другой планете».

Фонд работает в больницах Швейцарии, Франции, Великобритании, Италии, Испании, Беларуси, Турции и Гонконга. В работе фонда принимают участие около 200 клоунов, за свой труд они получают денежное вознаграждение.

Кандидаты, желающие работать в фонде «Теодора», должны иметь квалификацию в сфере клоунады или в иной артистической области и пройти дополнительное обучение на курсах актерского мастерства, медицины и психологии.

Комментарии
Ирина П.17 июня 2025, 16:00
Господи, храни этих людей! Как здорово, что они есть!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Елена Наследышева

Новые материалы

Выбор читателей

×