Иерей Константин Сырбу (1905–1975) в годы гонений на веру Христову прошел через самые страшные румынские тюрьмы, претерпел жестокие пытки, за что 11–12 июля 2024 года был причислен к лику святых как священномученик.
Предательство Иуды. Фрагмент фрески. Монастырь Ватопед, Афон
Диавол вложил в сердце Иуде помысл
Диавол коварно действует сначала через сердце, потом через ум.
Сперва он подстрекает человека дать волю похотям своего сердца, а когда сердце наполнится нечистыми радостями, тогда и ум следует за ним, помогая сердцу еще больше осквернять его жизнь (Мк. 7: 21–23).
Самые скверные и проклятые мысли диавол вкладывает не в ум человека, а в его сердце
Самые скверные и проклятые мысли диавол вкладывает не в ум человека, а в его сердце. Ведь если бы вкладывал их в ум, то человек, каким бы плохим он ни был и как бы помрачен ни был его ум, все же ужаснулся бы, подумав о них, а может, увидел бы и их роковые последствия. Поэтому он вкладывает эти мысли в сердце, а сердце никогда не думает о последствиях. Сердце готово вскочить и тут же исполнить любой порыв, вошедший в него, ведь у сердца нет глаз, а у ума есть. И когда от избытка оскверненного сердца говорят уста, или пишет рука, или действуют прочие члены, язык делается источником беззаконий (Мф. 15: 11–20). Он оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи воспламенен огнем геенны (Иак. 3: 6).
Священник Константин Сырбу О, как же надо внимать своему сердцу! Ведь сатана атакует спасение человека через ворота сердца, потому что здесь человек всегда слабее и легче уступает.
Когда возжженная стрела соблазнительного взгляда нацелена прямо в сердце, когда похоть манящего греха маячит перед сердцем, когда мысль о постыдном деле забрасывается поверх стен внутрь сердца, сердце тут же возгорается, подобно сухому лесу. И кто тогда может спасти в нем хоть что-нибудь, когда языки пламени расползаются и стремительно охватывают всё, яростно уничтожая в нем всякий добрый плод?
О, брат мой и сестра моя! Не хватает мне нужной силы слова, чтобы сказать тебе, как хотелось бы и как тебе необходимо знать, как трезвенно надо бодрствовать над своим сердцем всегда, не только когда черные мысли толпой врываются внутрь тебя, но и тогда, особенно тогда, когда приходит только одна мысль. Ведь если из множества помыслов некоторые могут остаться и осесть в твоем сердце, а могут и улететь все, то, когда приходит только один помысл, он наверняка осядет и начнет гнездиться в сердце.
Ты не можешь запретить воронам летать над своим домом, но можешь не дать им свить там гнездо. И скверным помыслам не можешь запретить приходить к тебе, но можешь их отгонять, чтобы они не прижились в твоем сердце.
Ты не можешь запретить скверным помыслам приходить к тебе, но можешь их отгонять, чтобы они не прижились в твоем сердце
Поэтому да будут очи твоего ума всегда бодрствующими. И когда помысл бросается, подобно волку, чтобы укусить твое сердце, или, подобно ястребу, вьется над сердцем, ища место, куда бы сесть, борись изо всех сил и отгоняй его! Ведь часто уже через 5 минут бывает слишком поздно. Как только горящая стрела пронзит щит твоего сердца, одному Богу известно, когда оно погаснет и какое опустошение она может произвести в твоем сердце, а через него – в стольких еще сердцах.
Господи Боже, Создателю сердца человеческого, Ты знаешь, как слабо наше сердце, ибо создал его таким, чтобы в него с легкостью проникали любовь к Тебе и к подобным нам людям, доброта, милость и верность! Но Ты знаешь и то, как коварен враг нашего спасения, с какой ловкостью он пользуется слабостями нашего сердца, чтобы проникнуть в него и погубить нас ядом и пламенем греха. Поэтому молим Тебя: поставь стражу над сердцем нашим и дай нам ум трезвенный, который никогда не позволит проникнуть внутрь нас помыслу, идущему от диавола. Чтобы он не повел нас потом на дела убийственные и повинные вечному осуждению, как привел Иуду, ум которого не бодрствовал.
Ядущий со Мною хлеб…
Господь сидел за столом с учениками Своими на Тайной Вечери… Это был потрясающий час! Он всегда говорил ученикам великие и неожиданные истины, но никогда не говорил такого, как сейчас. О Своих Страстях Господь уже говорил им и в другой раз, но они, если и верили, то смотрели на них как на что-то отложенное на неизвестно какое время. О предателе Он тоже говорил, но сейчас свет слов Господних все больше приближается к конкретному человеку и останавливается на том, кто ел с Ним из одного блюда, преломлял один хлеб.
Донести на тебя может кто угодно, но продать может только тот, кто ест с тобою хлеб. Зло причинить может любой человек, каким бы чужим и далеким для тебя он ни был, но наибольшее зло может причинить только тот, кто ближе всех тебе. Поэтому и самую сильную боль причинить никто на свете не может так, как тот, от кого ты вправе ждать самой великой радости.
Дорогая душа, обретшая благодать иметь учителя, от хлеба которого питаешься! Будь бдительна и не давай проникнуть в свое сердце никакому сатанинскому помыслу против твоего учителя! Каким бы колоссальным ни казалось тебе счастье, которое ты можешь купить за предательство своего благодетеля, не пожелай его!
Каким бы колоссальным ни казалось тебе зло, которое он якобы нанес тебе, никогда не желай отомстить отцу своему, учителю своему, благодетелю своему, ибо цена, за которую ты продашь его, и стрела, которой пронзишь его, будут обжигать твои руки и сердце во веки веков.
Один из вас предаст Меня!
Каким же страшным, должно быть, было для учеников Господних то мгновение, когда Спаситель сказал им на вечери:
– Один из вас предаст Меня! (Ин. 13: 21)
Как внезапно грянувший гром, должно быть, омрачили эти слова всю радость их. Такая священная привязанность установилась в их сердцах друг ко другу и всех их вместе ко Господу, что невозможно было представить себе, что кто-то когда-то может отпасть от них. Неповинные, услышав эти слова, стали оглядываться друг на друга впервые с подозрением, и в этот миг, подобно драгоценнейшему сосуду, вдребезги разбились бесконечное доверие и гармония их единения. В сердце каждого рухнула теперь черная и холодная лавина недоверия, снося на своем пути все.
Какими же сокрушенными, должно быть, были сердца их, когда они впервые смотрели друг на друга тяжелыми и мрачными глазами! О, как разрывали им душу тысячи отчаянных мыслей! А сатана вовсю радовался, видя, что малая и верная община Христа распадается. И, должно быть, нашептывал каждому из одиннадцати учеников соблазнительные идеи, советуя им уйти, уйти домой и вернуться к своему делу. Наверное, он нашептывал им, как хорошо было бы, если бы они давно это сделали или вовсе не шли этим путем с самого начала, ведь вот до чего теперь дошло! Вот кого они любили, кому доверялись, вот с кем сочетались! Как хорошо было бы, если бы они послушались жену, или родителей, или друзей и остались дома! Такими помыслами терзал им душу сатана.
О, какое же огромное зло причиняют не только делу Божию, но и подобным себе людям те нечестивцы, которые продают своих ближних и предают любовь, дружбу, братство, честь и свое слово. Ведь они уничтожают самое дорогое для сердец человеческих благо – доверие к человеку.
Пока есть доверие, как священна связь между верующими, общение между супругами, гармония между людьми. Но когда диавол вкладывает в сердце кого-нибудь мысль о предательстве и обмане, все это рушится. И сколько сожалений и горя остается у них в сердце! Какой горький привкус появляется на губах и затем превращается в самые ядовитые слова о том, кто предал!
Дорогой мой, слушающий эти горькие слова, хорошенько внимай себе! Молись Богу и бодрствуй, чтобы и тебе не стать предателем Христа, потому что это отлучит тебя от Христа и братий, и твой грех отравит не только твою вечность, но и общение других, ведь все начнут бояться друг друга и сомневаться во всех. А это несчастье больше и пространней всякого другого.
Благослови, Господи, учеников Твоих чистых и стойких и утешь их сердца!
Господи! кто это?
Сколько же раз, должно быть, смотрел Господь Иуде в глаза, когда говорил Своим ученикам о предательстве с преисполненным печали лицом и взволнованным духом! И как старался Господь увидеть в глазах предателя хоть тень раскаяния в соделанном поступке! Тень сожаления о помысле, который он вынашивал в сердце, ища случая, чтобы его исполнить; сожаления о серебре, которое уже было у него в кармане и которое он щупал с потаенной алчностью и любовью…
Сколько же раз, должно быть, смотрел Господь Иуде в глаза, когда говорил Своим ученикам о предательстве!
Но виноватые глаза или отводятся в сторону, или делаются наглыми, когда не желают потупиться. Сначала глаза Иуды, видимо, избегали кротко укоряющих глаз Господа. Но потом, когда помысл перешел в дело, они сделались наглыми, твердо и с дерзкой невозмутимостью отражающими всякий взор очей Господа, показывая тем самым, что не дадут себя победить, но полны решимости яростно и ожесточенно бороться с духом Иисуса.
В последние дни, которые они проводили вместе, и особенно в последние минуты, которые переживали сейчас, в этот вечер, с какой болью, должно быть, смирялся Господь с этим окончательным отпадением одного из Своих возлюбленных, которого избирал Себе для того, чтобы он стал Ему другом навеки, а не убийцей!
Но когда ни слезы, ни молитва, не проявление самой терпеливой любви не могут тронуть человека, тогда не остается ни одного моста к его сердцу. Тогда совместное пребывание становится обжигающим, подобно льду, и оба хотят покончить с этим как можно скорее.
Сын Симона Искариота…
Предателем Христа был Иуда, сын Симона Искариота.
Священное слово Божие таким потрясающим образом снова говорит нам о той ответственности, которую несут родители за дела своих детей и последствия этих дел, хороших и плохих, поскольку воспитание, которое дали им родители за первые семь лет жизни, и пример, который видели в них дети за эти годы, накладывают глубокую печать на всю их жизнь, начинающую тогда складываться.
Симон Искариот, может, уже давно отошел в вечность, когда его сын стал на деле показывать, какое воспитание он получил в родительском доме; но и там, в обители умерших, его преследовали дела сына. Окаянная жизнь, которую, видимо, прожил и отец, продолжалась теперь на окаянном сыне. Иуда был сыном Симона Искариота, и при воспоминании о поступке сына упоминалось и имя его отца как соучастника, несущего равную с ним ответственность за тяжесть совершенного. И будет упоминаться так во веки веков.
Редки и благословенны случаи, когда у плохих родителей вырастают хорошие и полезные обществу дети. Чаще всего из детей таких скверных родителей выходят все, кто в продолжении своей жизни тоже становятся скверными: ворами, убийцами, предателями и прочими проклятыми, делателями всех зол, отравляющими жизнь подобных им людей на земле и хулящими святое имя Господа и святую волю Божию.
Дорогой брат, дорогая сестра, если вы чьи-то родители или хотите стать родителями детей, которые останутся на свете после вас! Имейте великое попечение и хорошенько внимайте тому, как вы растите своих детей. И более всего – какой пример подаете им жизнью, которую дети видят у вас! Пекитесь сейчас, потому что через малое время ребенок выпорхнет из ваших рук, и потом вы будете напрасно плакать!
Если мать – легкомысленная, распущенная, сварливая или любит выпить, какой будет расти дочь у нее под боком? Если отец – курильщик, картежник, обольститель и вор, что станется с его сыном, который растет, таскаясь за ним по корчмам? А когда они станут большими, такие дети поженятся, и что тогда будет с той душой, которая станет мужем или женой такого пьяницы-сына и распутной дочери? Что будет с детьми, которые родятся потом в такой семье? Что будет дальше со всеми их потомками?
Дорогие родители, боритесь со всеми препятствиями и старайтесь растить детей в страхе Божием, вере и любви. Подавайте им только хороший пример, ибо и на земле, и под землей вас будут преследовать дела ваших детей или как благословение, или как проклятие.
И если ваш окаянный сын мучает свою жену или ваша развратная дочь мучает мужа, не вставайте на сторону виноватого, против безвинного, ибо присоединитесь ко греху и получите еще большее осуждение.
Что делаешь, делай скорее!
Как только ему был подан кусок, сатана вошел у Иуду, и Иисус потом сказал Иуде только это:
– Что делаешь, делай скорее (Ин. 13: 27).
Потому что, когда видишь, что не можешь воспрепятствовать делу, ты уже не хочешь ничего, как только чтобы это произошло скорее. Всякое промедление мучительно для того, кто ждет. Промедление зачастую бывает тяжелее самой боли, которую оно готовит.
Иуда давно вынашивал мысль о предательстве. Страшные и потрясающие предупреждения Господа не тронули его сердце
Иуда давно вынашивал мысль о предательстве. Страшные и потрясающие предупреждения Господа не тронули его сердце. Вместо того чтобы остановиться на том опасном пути, на который он встал, он с еще большей дерзостью пошел по нему.
И вот в чем ужас: вслед за сатанинским помыслом в его сердце, остававшееся открытым, входит сам сатана. Сокрытый помысл, сокрытый грех – это посол, готовящий сатане вхождение в сердце и овладение им. После этого человек – не более чем всецело одержимый, бесправный компаньон, проклятое орудие в руках духа, который изначально был убийцей (Ин. 8: 44).
Вот куда приводит скверный помысл, принятый тобою в сердце! Помысл о блуде, воровстве, предательстве, мести, который и ты, и, может, другой приняли в свое сердце и все еще носите в себе, ожидая лишь случая, чтобы его исполнить, может завести тебя в ад. Может, вы ждете, чтобы муж вышел из дома? Или чтобы наступила ночь, когда прохожих будет меньше? Или чтобы подвернулся удобный момент, который сатана приготовит тебе, после того как уже ослепил тебя и помрачил твой ум, чтобы ты не понял, что ты творишь? Потом он с великой легкостью вдруг столкнет тебя в пропасть, и тогда встанет вопрос: а как ты оттуда выберешься?
Когда Бог вкладывает тебе в сердце благий помысл, попекись и исполни его как можно скорее, пока не пришел сатана, чтобы унести его из твоего сердца (Лк. 8: 12), коль скоро ты медлишь с его исполнением. А когда в твое сердце будет вложен сомнительный помысл, не спеши его исполнять, ибо к ниточке этого помысла привязан меч, которым сатана может убить тебя и многих других.
Душа, слушающая эти предостережения, остановись на мгновение здесь, подле Христа, и послушай, как Он спрашивает тебя:
– Что ты хочешь сделать? Что за мысль у тебя на сердце? Какую мысль ты положил себе в сердце, чтобы исполнить ее?
Пришла ли тебе мысль полностью порвать с сатаной в сердце своем и в жизни своей? Тотчас же решайся, Господа ради, и быстро, как можно быстрее сделай это. Послушайся Господа, приди и потом оставайся с Ним до самой смерти. И будешь счастлив навеки. А может, и тебе сатана вложил в сердце какую-нибудь скверную мысль и без конца приводит ее тебе на ум, чтобы ты ее исполнил? О, дорогой мой, не слушай его, потому что все, что он обещает тебе, – это ложь, и он и тебя сделает несчастным во веки веков!
Господи Иисусе Христе, Спасе мой, очисти мое сердце от всех скверных помыслов и вложи во все мое существо только Твои помыслы: смиренную мысль о послушании воле Отца, чистую мысль о хождении в святости, любящую мысль о прилеплении к Тебе и к моим братиям, доблестную мысль о терпении и страдании за веру и священную мысль о том, чтобы стойко держаться этих благословенных мыслей, всегда стараясь, чтобы они получали благое исполнение в моей жизни день за днем, до конца пути.
А была ночь!
Иуда, «приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин. 13: 30)… Всегда бывает ночь, когда диавольский помысл так или иначе побеждает душу верующего ученика. Всегда бывает помрачение ума, когда грех берет власть над сердцем, а диаволу удается вырвать его из братского общения, делая из него орудие предательства. Всегда бывает ночь, когда братство распадается, когда ученики расходятся, когда первый обет нарушается, когда ненависть и гнев толкают человека на месть.
Как ужасна такая ночь, и какую великую пагубу может она произвести, когда проникает туда, где свет не должен исчезать никогда!
Как прекрасно сожительство семьи, когда между супругами царят гармония, забота о детях, любовь и согласие! Но вдруг в сердце одного из супругов вонзается чуждая стрела. Ум помрачается, сердце пышет ядом, жизнь отравляется, души разбиваются. А первую любовь уже никогда не восстановить – или никогда такой, какой она была.
Как прекрасна жизнь души со Христом! Ее послушание братиям смиренно и искренно. Ее любовь к своим и ко всем вокруг дружелюбна и сострадательна. Кротость мягка и тепла. Речь почтительна и сладка, лицо светло и исполнено доброты. Сердце ее открыто и чисто; всё светло! Но как только какой-нибудь сокрытый грех, чуждый дух, вражеское наущение входит в душу другой дверью вместо этой, святой, внезапно меркнет весь сладкий свет, и всюду воцаряется жуткая ночь.
И когда ночь, увы, вдруг опускается среди бела дня, всегда бывает распятие и безвинная смерть: иногда умирает вера, иногда надежда, а иногда любовь. Ужаснее же всего, когда они умирают все вместе.
Не введи нас, Господи, в искушение, но избави нас от лукавого!
Когда вышел Иуда
Когда уходит предатель, после него остается ужас. Когда уходит враг, остается опасность. Когда уходит брат, остается боль. Когда уходит супруг, остается горькая пустота, и не только в доме, но и – особенно – в душе. Когда уходит мститель, всегда остается угроза.
Воскресения нельзя достигнуть иначе, как только Крестом
Иуда ушел один, а вернулся с толпой, ведь ненависти удается быстрее собрать людей, чем любви, но сохранить их удается намного меньше.
После того как ушел Иуда, Иисус сказал:
– Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем (Ин. 13: 31).
Воскресения нельзя достигнуть иначе, как только Крестом. Вечной славы нельзя достигнуть иначе, как только страданиями, как и небес нельзя достигнуть иначе, как только землей.