Протоиерей Марк Тайсон, священнослужитель храма Миссии Св. Апостола Фомы в городе Табаковилль, штат Северная Каролина (восточно-американская епархия, Русская Православная Церковь Заграницей), делится секретами семейного счастья.
Помолвка отца Марка и Елизаветы, 1990 год — Отец Марк, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились со своей будущей женой — Елизаветой?
— Мы встретились с женой в небольшом колледже в центральной Вирджинии. Сейчас он называется Университет имени Мэри Вашингтон. Мы юность провели в пригородах Вашингтона (округ Колумбия). Как и многие другие, живущие в этом месте, мы не родились и не росли там. Мой отец был кадровым офицером береговой охраны, а ее отец работал в компании Мобил-Нефть. Поскольку университет был очень маленьким, всего 2500 студентов, мы время от времени видели друг друга, обучаясь на первом курсе, но познакомились только в 1985-м году, на втором курсе. Это случилось на занятиях по классу русской литературы (в переводе на английский язык). Я без особого энтузиазма учил еще тогда русский язык, не отдавал себя полностью этим предметам, как это делала моя будущая жена Лиза. Ее красота и ошеломляющие голубые глаза сразу пленили меня. Что она нашла во мне ... Я не знаю.
— Что помогло понять, что Лиза — это ваша половина?
— До принятия Православия был такой путь: от отпавших католиков к активной вере. Лиза была более заинтересованной в этом, чем я. Во время учебы в Москве в 1990-м году я получил письмо от Лизы, в котором она делилась, что стала прихожанкой католической церкви Святого Беды Достопочтенного. В это время Лиза училась в Вильямсбурге штата Вирджиния.
Я был изумлен: это та самая церковь, в которой меня ребенком крестили! Мой отец в то время служил недалеко от этого места, в районе Йорктауна. Это стремление Лизы к вере повлияло и на мое желание возродить духовную жизнь вместе с ней после моего возвращения в Штаты. Через месяц после моего прилёта в США я впервые за десятилетие или около того исповедовался, что и явилось основанием для более сосредоточенной на Христе жизни, — это в итоге и привело нас к Православию. Божия милость и благодать помогли мне понять и открыть, что Лиза — тот самый единственный человек, с которым я должен быть вместе, и что Господь поможет нам построить совместную семейную жизнь.
— Вы верите в любовь с первого взгляда?
Существует влюбленность с первого взгляда. Однако это не любовь. Эти состояния часто ошибочно путают
— Я читал честные рассказы об этом, но лично на себе никогда не испытывал. Скорее, существует влюбленность с первого взгляда. Однако влюбленность — это не любовь. Боюсь, что эти состояния часто ошибочно путают. Влюбленность обычно длится от 3 до 6 месяцев, а потом начинается настоящая работа. Влюбленность — это мелкое, неглубокое, а любовь — глубокое. Влюбленность — почти непроизвольное, непреднамеренное, а любовь всегда требует конкретных действий. Я знаю точно, что моя любовь к супруге намного сильнее сейчас, чем когда-то, в ранний период нашего с ней знакомства, открытия друг друга. А мы с ней познакомились 38 лет назад!
— Что ищут мужчины в семейной жизни?
— В целом мужчины хотят постоянную, верную и поддерживающую жену. Мы хотим почтительных и послушных детей. Мы хотим содержать свою семью достойно, стараясь по мере сил давать ей все необходимые материальные блага, при этом, конечно, не стремясь к богатству и роскоши, которых, в принципе, мы и не можем себе позволить и их достичь.
Наконец, мы хотим, чтобы жены были нашими партнёрами во всем: советовали и помогали нам в управлении семейной жизнью. Но при этом помним, как напутствовал нас апостол Павел: быть главой семьи. Вся ответственность за принятие сложных решений ложится на наши плечи. Да поможет нам Бог и направит нас!
— Не могли бы рассказать, какое образование у супруги и удается ли ей работать?
— У моей жены степень бакалавра по истории искусств (получена в университете имени Мэри Вашингтон, где мы и встретились), а также степень магистра в области образования, которую она получила в колледже Уильяма и Мэри в Вирджинии.
Супруга была мамой-домохозяйкой до того, как наш пятый ребенок Амвросий не достиг дошкольного возраста. Тогда она пошла работать в библиотеку, в детский отдел, и проработала там 17 лет. А сейчас она директор департамента детской службы. Ее работа затрагивает жизни огромного числа детей в нашем округе, Елизавета хорошо известна в нашей сельской местности в Юго-западной Вирджинии. Она всем старается помочь, с душой и сердцем относится к работе, не для отчётности.
Она оставалась бы дома, то есть не выходила бы на работу, но в 2005-м году мы купили замечательную ферму, где и росли наши дети. Без дополнительного дохода от работы Елизаветы мы бы не справились.
— Делите ли вы с супругой домашние дела на женские и мужские?
— Вопрос о мужской и женской работе по дому — забавная вещь. Вспоминаю смешную карикатуру в юмористическом журнале «Крокодил», опубликованную много лет назад. На картинке: жена, которая бежит с грузом белья и ребенком на руках, в то время как на плите в кастрюлях закипает вода, еда готовится ... А муж сидит на диване, перед шахматной доской, глубоко погруженный в игру... с женой! Он говорит: «Вера, делаю ход конем на D5!», или что-то в этом роде. Эта карикатура показывает противоречивое положение женщины в советском обществе. С одной стороны, женщины были раскрепощены, обладали равными правами на работе, занимали ответственные посты, а с другой — были как в рабстве дома. Может быть, это что-то самобытное и уникальное для Советов, не знаю. Но зато точно знаю, лично сталкивался с такой ситуацией: будучи в гостях в России, хотел хоть чуть-чуть помочь хозяйке, например, пытался тарелку или чайную чашку отнести на кухню и положить в раковину, меня тут же строго предупреждали: «Отец Марк, и не думайте! Это же женская работа!»
Когда моя жена не работала, она тоже делала всю домашнюю работу, но у меня, как у священника, неустойчивый график работы, и я всегда был рядом с ней.
Нужно было немного приспособиться, когда однажды Лизы не было весь день дома. Мне крайне не нравится вытирать пыль, убираться, но я стараюсь поддерживать порядок с помощью сыновей. Лиза всегда уходит из храма раньше меня, и когда я возвращаюсь, так приятно видеть порядок в доме, приготовленную с любовью еду на плите...
По будням я готовлю, и люблю готовить (посмотрите на мою фотографию и убедитесь в этом!), и занимаюсь этим регулярно. Мои обязанности вне дома — заботиться о домашних животных, которые живут на нашей ферме, колоть дрова для печки, ухаживать за огородом и садом, охотиться, обрабатывать мясо.
Венчание старшего сына Николаса
— Говорят, что мама ассоциируется с добротой, мягкостью, а папа — со справедливостью, порядком. В вашей семье так же?
— Абсолютно да. Супруга более чуткая и дипломатичная, чем я. Хотя она все время направляет и исправляет детей, мы с ней оба чувствуем, что я всё-таки больше слежу за дисциплиной.
Я всегда стараюсь уравновесить строгость с любовью и всегда стараюсь быть с детьми честным и справедливым. Одна из моих главных руководящих фраз: «А что бы твой прадед сделал по этому поводу?»
Конечно, не бывает идеальных мам и/или пап, и я говорил своим детям, что вы поймете это, когда сами родите и начнёте воспитывать, растить своих сыновей и дочек.
Легко судить родительские способности матери или отца. Я так делал в молодости. Моё сердце ранит то, что мои родители умерли молодыми и никогда не видели наших детей, то есть своих внуков. Я упустил возможность поблагодарить их за то, что они сделали для меня, когда я был ребенком и молодым человеком. Я постоянно молюсь о них, но домашней молитвой, поскольку ни отец, ни мать не были православными.
Венчание старшего сына Николаса
— Можно коротко рассказать, как зовут детей, сколько лет?
— Старшему сыну Николасу 28 лет, женат, воспитывает сына. Катрин 25 лет, замужем. Елиасу 22, холост. Джону 20 лет, женат. Амвросию и Натаниэлю 15 и 17 лет, они старшеклассники, живут дома, с нами.
Имена выбирали по двум критериям. Первое: мы любим святых покровителей того или иного ребенка? Второе: созвучно ли имя с нашей фамилией Тайсон?
Есть ещё некоторые факторы, но это будет слишком длинная история, и, скорее всего, покажется скучной читателям.
25 лет вместе — Что для вас значит счастливая семья?
— Счастливая семья — та семья, которая иго и бремя Христово принимает с радостью. Мы неизменно чувствуем благословение Господне, милостиво изливаемое на нас, так как я служу священником, и, наши дети обучались на дому до старших классов. Дети посещали службы, сыновья алтарничали и многие годы были в кругу нашей приходской семьи в Блюфилде, в Западной Вирджинии. Прихожане заботились о наших детях и любили их как своих собственных.
Наша вера, соединенная с крутой кривой обучения тому, как работать на ферме, со сменой праздничных трапез и постов, постоянными Исповедями, общением с талантливыми духовными отцами — все это вместе даёт нам ублаготворение в целом, а порой и настоящую радость.
Конечно, у нас бывают моменты растерянности и волнения... Но до сих пор все наши дети связаны с Православной Церковью, являются неформальными чадами Церкви.
Те, кто вырос и живёт отдельно, ходят в храмы, которые рядом с ними. Младший, который последние 5 лет много и преданно помогал во время моей миссионерской работы, недавно был посвящен в чтецы Митрополитом Николаем, Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. Я молюсь за всех нас: «Да будет Твоя святая воля в нашей жизни!»
Миссионерская служба в штате Теннесси, отец Марк с супругой Елизаветой — У всех супругов случаются ссоры. Как вам удается сохранять мир?
— Враги рода человеческого никогда не бездействуют. Известно, что священнослужители и их семьи подвергаются сильнейшим искушениям, поскольку их падение шокирует и возмущает более слабых собратьев, а также может вызвать у других потерю любви и веры.
Я думаю, что один из лучших методов, который мы выработали и развили за многие годы — подойти после вечерних молитв каждому члену семьи, в порядке от старшего к младшему, и, каждый ребенок целует мою и мамину руку со словами: «Я люблю тебя! Прости меня». Конечно, мы все, не только дети, повторяем эту фразу. Мы стараемся каждый день заканчивать таким образом, а если у кого-то из нас или детей есть что-то, что нужно отдельно сказать или чем-то поделиться, делаем это уже наедине.
Для меня никогда не было проблемой попросить прощения у кого-то из своих членов семьи
Для меня никогда не было проблемой попросить прощения у кого-то из своих членов семьи, если я чувствовал, что отнёсся к кому-то несправедливо или что-то не так сказал. Да, уверен, что, к сожалению, делаю это чаще, чем хотелось бы.
— Вы часто бывали в России, что вам запомнилось?
— Я был в России 6 раз — в 1990-м, 1997-м, 1998-м, 2017-м, 2018-м и 2019-м годах. Кроме первого раза, был в России как православный священник. Меня многое поразило в стране, коротко невозможно ответить. Но, суммируя, скажу так: меня всегда приятно удивляла и восхищала глубина дружбы, с которой сталкивался. Однажды ты познакомился и подружился с кем-то, а со временем чувство становится все сильнее и искреннее. На Западе есть много фальшивой или «якобы» вежливости. Мы такие неизменно вежливые и манерные по отношению друг к другу, но немногие хотят пожертвовать собой, своим временем ради друга, а ещё меньше — ради незнакомца. На людях русские — мужественные, замкнутые, порой даже грубые. Но как друзья, — я бы никого другого не хотел видеть рядом с собой.
Русские — мужественные, замкнутые, порой даже грубые. Но как друзья, — я бы никого другого не хотел видеть рядом с собой
Я испытал это на себе в небольшой степени, когда жил в общежитии университета в Беляево. Но эта радость потом возросла в геометрической прогрессии, когда я стал священником. Конечно, если нужно сказать, что меня больше всего поразило в России, то я бы в первую очередь назвал бы возрождение Православия в этой стране. Тысячи храмов построены, и много ещё строится. Монастыри, в которых я бывал, достраиваются, расширяются. Да, я знаю немало людей, которые не ходят на службы, не посещают литургии, но они всё равно открыты для веры, их сердца открыты и ждут милости, благодати Божией. Когда они в беде или нужде, всегда есть рядом храм или хорошие друзья, которые отведут к священнику или иеромонаху, чтобы помолиться и начать путь веры, Креста и Воскрешения.
Я был в России один раз со своим сыном Николаем, и с дочкой Катрин — дважды. Она хорошо знает русский язык, училась один семестр во Владимире. Мы с Катрин безусловно радовались красоте языка, культуре, общению с людьми, и, конечно же, вере на русской земле.
К сожалению, окончание моей миссионерской службы, ковид, нестабильность нашего мира препятствовали моим поездкам в Россию. Последний раз я был в России в 2019-м году. Я молюсь, чтобы однажды мы с супругой отправились в долгожданную паломническую поездку по России. Эта страна дорога моему сердцу.