«Бодрствуйте и молитесь»

Комментарий к песнопению «Се, Жених грядет в полунощи»

Богослужения Страстной седмицы наполнены особыми смыслами, которые призваны подготовить и настроить верующего человека к встрече с Воскресшим Христом. Первые три дня посвящены, прежде всего, притчам, сказанным Спасителем после Его Входа в Иерусалим, и событиям, случившимся незадолго до Крестной смерти. Как отмечает святитель Иннокентий Херсонский и Таврический:

«Дни сии подлинно велики по чрезвычайным событиям, в них происходившим; подлинно чисты по той особенной чистоте, с которой проводят их истинные христиане, и которую могут они доставить всякому, провождающему их как должно»[1].

Остановимся на богослужебном тексте, который принято исполнять в первые страстные дни, тропаре — «Се, Жених грядет в полунощи». Это песнопение присутствует в последовании страстных служб с довольно давних пор. Так, в уставных памятниках рубежа XI–XII вв. есть указания на его употребление в первые три дня Страстной седмицы вместо троичной после Аллилуиа на утрени[2]. Помимо этого, он исполняется и на вседневной полунощнице[3].

Церковнославянский текст песнопения звучит следующим образом:

«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща: недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас»[4].

Греческий оригинал таков:

«Ἰδοὺ ὁ Νυμφίοςἔρχεται ἐντῷμέσῳτῆςνυκτός, καὶ μακάριος ὁ δοῦλος, ὃνεὑρήσειγρηγοροῦντα, ἀνάξιοςδὲ πάλιν, ὃνεὑρήσει ῥαθυμοῦντα. Βλέπε οὖνψυχήμου, μὴτῷ ὕπνῳ κατενεχθής, ἵνα μῄτῷ θανάτῳ παραδοθῇς, καὶ τῆς βασιλείας ἔξωκλεισθῇς, ἀλλὰἀνάνηψονκράζουσα· Ἅγιος, Ἅγιος, Ἅγιοςεἶ ὁ Θεός, διὰτῆςΘεοτόκουἐλέησονἡμᾶς».

Русский перевод:

«Вот Жених идет в полночь, и блажен (счастлив) раб, которого Он найдет бодрствующим, недостоин же милостей тот, которого Он застанет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне Царствия; но восстань от сна и воскликни: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас».

Мессия

В данном тропаре присутствует прямая отсылка к евангельскому тексту, из которого взяты символы и образы для гимнографического произведения. Прежде всего, к притче о десяти девах, вышедших навстречу Жениху, пять из которых, по своему неразумению, не взяли в запас масла для светильников, а потому оказались неготовыми к встрече Жениха (ср. Мф. 25, 1–13). Образ базируется на особенностях палестинского свадебного обряда того времени[5].

Без сомнения, речь здесь идет о Втором Пришествии Христа, которое случится неожиданно и к которому всегда нужно быть готовым. При этом святитель Иоанн Златоуст отмечает:

«Спаситель в данном отрывке отчетливо дает понять, что повторное Его Пришествие будет не в скором времени, и поэтому надо быть готовым к долгому бодрствованию и труду. Только в этом случае человек окажется способным встретить Господа»[6].

Неслучайно данное поучение говорится Спасителем сразу же после слов о гибели Иерусалима. Предсказание о последнем в тот момент было отождествлено апостолами с ожидаемым наступлением царства Мессии. Они были убеждены в скором разрешении несправедливости и всех чаяний еврейского народа. Иисус же стремится развеять эти заблуждения, чтобы уже после Его Вознесения ученики не остались в недоумении.

Жених грядет

Настоящее песнопение основано и на словах Спасителя: «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими» (Лк. 12, 37). За постоянную готовность соработничества Богу, стремление жить по Христовым заповедям каждого ждет воздаяние: «Он (господин — П.С.) препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лк. 12, 37) в вечном Небесном Царстве.

«Если ты желаешь, чтобы Сила Божья препоясалась и служила тебе, нужно всегда бодрствовать»[7], — пишет святитель Амвросий Медиоланский.

Сравнение Христа с женихом связано с восточной традицией прихода жениха с друзьями в дом невесты, которых торжественно встречали со светильниками. Это было важным и ответственным событием, к которому серьезно готовились[8]. Тем самым акцентируется внимание на постоянной сосредоточенности и следовании евангельским заповедям.

Сравнение Христа с женихом связано с традицией прихода в дом невесты жениха с друзьями, которых торжественно встречали со светильниками

Это не единственный раз, когда Спаситель в иносказательном ключе называет себя Женихом. Достаточно вспомнить слова, сказанные в ответ на недоумение учеников Иоанновых об отсутствии аскетических подвигов у будущих апостолов: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15).

Сразу следует отметить: неслучайно действия происходят в полночь, этим и Христос в притче, а соответственно и автор богослужебного текста, стремится подчеркнуть, что Второе Пришествие случится в самое неожиданное время, когда никто не будет этого предвидеть[9]. О данном обстоятельстве особо следует вспоминать в Страстные дни, когда Спаситель восходит на Голгофу.

Тяжесть греховного сна

«Бдяща» (от «бдити») — бодрствовать, заботиться, радеть о ком-либо[10]: гимнограф стремится призвать верующих не просто к постоянному исполнению евангельских заповедей, но и в целом — к радению о христианской жизни. От любого христианина требуется осмысление своей веры, отношения к Творцу и, соответственно, ближним. К этому призывал незадолго до Своей Крестной Смерти и Христос: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41).

От любого христианина требуется осмысление своей веры, отношения к Творцу и, соответственно, ближним

Причастие «унывающа» образовано от глагола «унывати». В настоящее время под этим словом, как правило, понимают указание как внутреннее состояние человека, скуку, подавленность[11]. Ранее же оно имело и семантику беспечности, бездействия в деле спасения[12], то есть речь идет о беспечности человека, не задумывающегося над делом спасения.

«Сном отяготися» — стать тяжелым, обремененным[13]: автор песнопения призывает стремиться избежать обремененности сном, то есть греховного состояния, когда сознание находится в помутнении и человеком руководит страсть.

***

Таким образом, главная цель автора текста — напомнить молящимся о необходимости постоянной сосредоточенности на своей жизни. Безусловно, это является большим и порой непереносимым трудом, но хотя бы в дни, когда Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя и сопереживает им, богослужебные тексты стремятся по-особому настроить верующего на подобный внутренний труд, приготовить к встрече Воскресения Христа. Гимнографы наполняют свои произведения глубоким символическим содержанием, призванным раскрыть всю значимость наступающих событий.

[1] Иннокентий Херсонский, святитель. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. М., 2013. С. 12.

[2] Желтов М.С., Лукашевич А.А. Великие понедельник, вторник, среда // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 446.

[3] Часослов. М., 2011. С. 36.

[4] Триодь постная. М., 2003. С. 559.

[5] Крейг К. Библейский культурно-исторический комментарий. Ч. 2. СПб., 2005. С. 92.

[6] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. Кн. 2. М., 2010. С. 264.

[7] Амвросий Медиоланский, святитель. Собрание творений. Т. 8. Ч. 2. М., 2020. С. 153.

[8] Гладков Б.И. Толкование Евангелия. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2012. С. 627–628.

[9] См.: Святое Евангелие с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Свято-Успенская Почаевская лавра, 2005. С. 195.

[10] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 83.

[11] Словарь современного русского литературного языка. Т. 16. М.–Л., 1964. С. 684.

[12] например: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 159.

[13] Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1988. Вып. 14. С. 77.

Смотри также
Страстная седмица Страстная седмица
О Страстной седмице — Ее дни — Богослужение и богослужебные особенности — Иконография.
Страстная седмица Страстная седмица
Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.
Просто потому, что Он позвал Просто потому, что Он позвал
Игум. Нектарий (Морозов)
Просто потому, что Он позвал Просто потому, что Он позвал
Игумен Нектарий (Морозов)
«Я столько раз падал, спотыкался на одном и том же! Руки опускаются уже… Как же мне заставить себя всё равно идти дальше?»
В Страстную седмицу вместе с детьми В Страстную седмицу вместе с детьми
Анна Сапрыкина
В Страстную седмицу вместе с детьми В Страстную седмицу вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Главное – не забывать о том, ради чего мы все дела затеваем: чтобы весь дом свой, чтобы детей своих привести к радости Христова Воскресения.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×