Богослужения Страстной седмицы наполнены особыми смыслами, которые призваны подготовить и настроить верующего человека к встрече с Воскресшим Христом. Первые три дня посвящены, прежде всего, притчам, сказанным Спасителем после Его Входа в Иерусалим, и событиям, случившимся незадолго до Крестной смерти. Как отмечает святитель Иннокентий Херсонский и Таврический:
«Дни сии подлинно велики по чрезвычайным событиям, в них происходившим; подлинно чисты по той особенной чистоте, с которой проводят их истинные христиане, и которую могут они доставить всякому, провождающему их как должно»[1].
Остановимся на богослужебном тексте, который принято исполнять в первые страстные дни, тропаре — «Се, Жених грядет в полунощи». Это песнопение присутствует в последовании страстных служб с довольно давних пор. Так, в уставных памятниках рубежа XI–XII вв. есть указания на его употребление в первые три дня Страстной седмицы вместо троичной после Аллилуиа на утрени[2]. Помимо этого, он исполняется и на вседневной полунощнице[3].
Церковнославянский текст песнопения звучит следующим образом:
«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща: недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас»[4].
Греческий оригинал таков:
«Ἰδοὺ ὁ Νυμφίοςἔρχεται ἐντῷμέσῳτῆςνυκτός, καὶ μακάριος ὁ δοῦλος, ὃνεὑρήσειγρηγοροῦντα, ἀνάξιοςδὲ πάλιν, ὃνεὑρήσει ῥαθυμοῦντα. Βλέπε οὖνψυχήμου, μὴτῷ ὕπνῳ κατενεχθής, ἵνα μῄτῷ θανάτῳ παραδοθῇς, καὶ τῆς βασιλείας ἔξωκλεισθῇς, ἀλλὰἀνάνηψονκράζουσα· Ἅγιος, Ἅγιος, Ἅγιοςεἶ ὁ Θεός, διὰτῆςΘεοτόκουἐλέησονἡμᾶς».
Русский перевод:
«Вот Жених идет в полночь, и блажен (счастлив) раб, которого Он найдет бодрствующим, недостоин же милостей тот, которого Он застанет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне Царствия; но восстань от сна и воскликни: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас».
Мессия
В данном тропаре присутствует прямая отсылка к евангельскому тексту, из которого взяты символы и образы для гимнографического произведения. Прежде всего, к притче о десяти девах, вышедших навстречу Жениху, пять из которых, по своему неразумению, не взяли в запас масла для светильников, а потому оказались неготовыми к встрече Жениха (ср. Мф. 25, 1–13). Образ базируется на особенностях палестинского свадебного обряда того времени[5].
Без сомнения, речь здесь идет о Втором Пришествии Христа, которое случится неожиданно и к которому всегда нужно быть готовым. При этом святитель Иоанн Златоуст отмечает:
«Спаситель в данном отрывке отчетливо дает понять, что повторное Его Пришествие будет не в скором времени, и поэтому надо быть готовым к долгому бодрствованию и труду. Только в этом случае человек окажется способным встретить Господа»[6].
Неслучайно данное поучение говорится Спасителем сразу же после слов о гибели Иерусалима. Предсказание о последнем в тот момент было отождествлено апостолами с ожидаемым наступлением царства Мессии. Они были убеждены в скором разрешении несправедливости и всех чаяний еврейского народа. Иисус же стремится развеять эти заблуждения, чтобы уже после Его Вознесения ученики не остались в недоумении.
Жених грядет
Настоящее песнопение основано и на словах Спасителя: «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими» (Лк. 12, 37). За постоянную готовность соработничества Богу, стремление жить по Христовым заповедям каждого ждет воздаяние: «Он (господин — П.С.) препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лк. 12, 37) в вечном Небесном Царстве.
«Если ты желаешь, чтобы Сила Божья препоясалась и служила тебе, нужно всегда бодрствовать»[7], — пишет святитель Амвросий Медиоланский.
Сравнение Христа с женихом связано с восточной традицией прихода жениха с друзьями в дом невесты, которых торжественно встречали со светильниками. Это было важным и ответственным событием, к которому серьезно готовились[8]. Тем самым акцентируется внимание на постоянной сосредоточенности и следовании евангельским заповедям.
Сравнение Христа с женихом связано с традицией прихода в дом невесты жениха с друзьями, которых торжественно встречали со светильниками
Это не единственный раз, когда Спаситель в иносказательном ключе называет себя Женихом. Достаточно вспомнить слова, сказанные в ответ на недоумение учеников Иоанновых об отсутствии аскетических подвигов у будущих апостолов: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15).
Сразу следует отметить: неслучайно действия происходят в полночь, этим и Христос в притче, а соответственно и автор богослужебного текста, стремится подчеркнуть, что Второе Пришествие случится в самое неожиданное время, когда никто не будет этого предвидеть[9]. О данном обстоятельстве особо следует вспоминать в Страстные дни, когда Спаситель восходит на Голгофу.
Тяжесть греховного сна
«Бдяща» (от «бдити») — бодрствовать, заботиться, радеть о ком-либо[10]: гимнограф стремится призвать верующих не просто к постоянному исполнению евангельских заповедей, но и в целом — к радению о христианской жизни. От любого христианина требуется осмысление своей веры, отношения к Творцу и, соответственно, ближним. К этому призывал незадолго до Своей Крестной Смерти и Христос: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41).
От любого христианина требуется осмысление своей веры, отношения к Творцу и, соответственно, ближним
Причастие «унывающа» образовано от глагола «унывати». В настоящее время под этим словом, как правило, понимают указание как внутреннее состояние человека, скуку, подавленность[11]. Ранее же оно имело и семантику беспечности, бездействия в деле спасения[12], то есть речь идет о беспечности человека, не задумывающегося над делом спасения.
«Сном отяготися» — стать тяжелым, обремененным[13]: автор песнопения призывает стремиться избежать обремененности сном, то есть греховного состояния, когда сознание находится в помутнении и человеком руководит страсть.
***
Таким образом, главная цель автора текста — напомнить молящимся о необходимости постоянной сосредоточенности на своей жизни. Безусловно, это является большим и порой непереносимым трудом, но хотя бы в дни, когда Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя и сопереживает им, богослужебные тексты стремятся по-особому настроить верующего на подобный внутренний труд, приготовить к встрече Воскресения Христа. Гимнографы наполняют свои произведения глубоким символическим содержанием, призванным раскрыть всю значимость наступающих событий.