Православный календарьПравославный календарь
«Тюремщики больше всего ненавидели нас, священников»
Архим. Иустин (Пырву) о годах пребывания в коммунистических застенках
Он 16 лет жизни провел в тюрьме, куда попал в молодом, цветущем возрасте, а вышел оттуда больным, полуживым стариком.
Что не так с идеей возврата к «советскому образованию»?
Анна Сапрыкина
Школьное образование, которое привело СССР к великим достижениям, которое «привело нас в космос», ‒ это… школьное образование времени правления царя Николая II.
О трепетной дружбе Н.В. Гоголя и А.О. Смирновой-Россет
Мария Тоболова
Гоголь писал об Александре Смирновой: «С ней мы были издавна как брат и сестра, и без неё, Бог весть, был ли бы я в силах перенести многое трудное в моей жизни».
«Муся – настоящий православный человек»
Памяти Марии Николаевны Соловьевой
Самое главное – она была русским православным человеком. То, что этот тип в неприкосновенности сохранился в безбожной стране, – настоящее чудо.
«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России»
Ксения Гринькова
Она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.
«Запомни: христианин неуязвим»
Воспоминания о священнике Валерии Бояринцеве
О Православии не рассказывают ‒ его показывают. Я приезжала в Алупку отогреваться сердцем и укрепляться убедительным примером жизни во Христе.
Хозяин, наемный работник или потребитель?
Анна Сапрыкина
Если в классическом отечественном образовании ребенка «встраивали» в общество, то новые учебники формируют человека «исключенного» из общественной, реальной жизни.
Русский учитель Сергей Александрович
Марина Бирюкова
Нужно нам всем жить тою жизнью духовною, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ. Лицемерие в школьном деле не только бесплодно, но и преступно.
«Счастливая семья — та, где иго и бремя Христово принимают с радостью»
Прот. Марк Тайсон
Божия милость и благодать помогли мне понять, что Лиза — тот самый единственный человек, с которым я должен быть вместе.
Слепая птичка, оса и Промысл Божий
Свящ. Валерий Духанин
У Бога никто не забыт. Даже если тебе кажется, что выхода нет, Господь найдет возможность помочь тебе. Главное, не забывай о любящем тебя Отце.

От биографии к житию

К выходу новой книги о старце Иоанне (Крестьянкине)

В издательстве «Вольный Странник» вышла биографическая книга об архимандрите Иоанне (Крестьянкине), основанная на документах и фактах.

Составление новой, исторически выверенной биографии одного из самых выдающихся русских старцев и духовников XX века было предпринято в связи с возможной канонизацией. Существует несколько биографических книг об отце Иоанне, той или иной степени достоверности, но в этой биографии предпринята попытка создать его объемный и максимально реалистичный образ, не искаженный особенностями субъективного восприятия автора, его эмоциями, интерпретациями, личными интересами.

«У этой книги нет автора, – написано в предисловии от издателей, – автор этой книги – сама жизнь. Все, что предложено вниманию читателя, – это доказанные факты и архивные документы, воспоминания только тех очевидцев, которые ‟видели своими глазами и потому свидетельствуют” (1 Ин. 1,1), а также письма, дневники и другие исторические источники».

Для создания такой биографии должно было пройти время. И время прошло: через год исполнится 20 лет со дня блаженной кончины отца Иоанна. А сегодня, 11 апреля 2025 года, старцу исполняется 115 лет.

В связи с этим малым юбилеем предлагаем вашему вниманию фрагмент из новой книги о раннем детстве отца Иоанна.

***

Орел. Общий вид из Городского сада. Фото начала XX века Орел. Общий вид из Городского сада. Фото начала XX века

Отец Иоанн родился в городе Орле 11 апреля 1910 года. В начале XX века Орел был крупным уездным городом. В нем работала своя электростанция, действовала телефонная связь, ходил трамвай, центральные улицы освещали электрические фонари.

Михаил Дмитриевич с первой женой Михаил Дмитриевич с первой женой Ваня был восьмым и последним ребенком в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Иларионовны Крестьянкиных. По социальному происхождению семья принадлежала к сословию мещан, то есть горожан, которые работали по найму. В то время это было самое многочисленное сословие в Орле.

Крестили младенца Иоанна в храме Святого пророка Божия Илии, который в народе называют Николо-Песковским. Крещение состоялось 13 апреля, 31 марта по старому стилю, в тот год это был канун Стояния Марии Египетской. Крестил мальчика отец Николай Азбукин, уважаемый в Орле священник. Крестной матерью стала Параскева Иларионовна Овчинникова, в девичестве Кошеверова, родная сестра мамы Елизаветы Иларионовны, а крестным отцом был старший брат младенца, первенец в семье – Александр Михайлович Крестьянкин, тогда двенадцатилетний подросток[1]. В приходской метрической книге записано:

«29 марта 1910 года родился Иоанн, крещен 31 марта; родители: орловский мещанин Михаил Дмитриевич Крестьянкин и законная жена его Елизавета Иларионовна, оба православные. Восприемники: орловский мещанин Александр Михайлович Крестьянкин и орловская мещанская вдова Параскева Иларионовна Овчинникова»[2].

Выписка из метрической книги о родившихся в 1910 г. Выписка из метрической книги о родившихся в 1910 г.

Ваня Крестьянкин. Орел, 1920 г. Ваня Крестьянкин. Орел, 1920 г. Через 2 года после рождения Вани его отец, Михаил Дмитриевич Крестьянкин, скончался в возрасте 52 лет. Мама, Елизавета Иларионовна, осталась вдовой с пятью детьми, старшему из которых было 14. Кроме четырнадцатилетнего Саши и двухлетнего Вани, в семье на тот момент росли Костя 12 лет: «15 мая 1900 г. родился, крещен 18 мая»[3], девятилетняя Таня: «12 января 1903 г. родилась, крещена 14 января»[4] и шестилетний Павел: «27 июня 1906 г. родился, крещен 1 июля»[5]. Еще трое детей – Серафима[6], Мария[7] и Сергей[8] – умерли в младенчестве.

Елизавета Иларионовна Крестьянкина, в девичестве Кошеверова, родилась в 1872-м году, вышла замуж в возрасте 20 лет за вдовца, который был почти на 12 лет старше. В метрической книге записано:

«18 сентября 1895 г. бракосочетались: жених – орловский мещанин Михаил Димитриев Крестьянкин, православный, вторым браком, 31 года; невеста – дочь отставного рядового из мещан города Орла девица Елисавета Иларионова Кошеверова, православная, 20 лет. Поручители: со стороны жениха – орловский купец Дмитрий Петрович Немытов и орловский мещанин Иван Александрович Москвитин; со стороны невесты – орловские мещане Павел Ильич Кошеверов и Николай Иларионович Кошеверов»[9].

В этом документе упоминается купец Дмитрий Петрович Немытов, происходивший из известного купеческого рода, который еще с конца XVIII века занимался в Орле торговлей мясом. Он был дядей Михаила Дмитриевича по матери[10].

«Отец мой, Крестьянкин Михаил Дмитриевич, – свидетельствовал впоследствии отец Иоанн, – происходящий из мещан города Орла, все время работал по найму у своего родного дяди Немытова Дмитрия Петровича, вначале в качестве заготовщика скота, т. к. Немытов являлся торговцем мясом, а затем у него же продавцом, или, как тогда называли, приказчиком. В 1912-м году отец умер. Мать – Крестьянкина Елизавета Иларионовна (девичья фамилия Кошеверова) – происходит из семьи мелкого торговца овощами»[11].

Елизавета Иларионовна Крестьянкина (1872-1936), мама Ивана Елизавета Иларионовна Крестьянкина (1872-1936), мама Ивана В свидетельстве о браке Михаила и Елизаветы Крестьянкиных записан как свидетель еще один человек – Иван Александрович Москвитин, супруг родной сестры Михаила Дмитриевича – Екатерины. Дядя Иван впоследствии внесет большой вклад в воспитание Вани Крестьянкина. Иван Александрович был очень близким другом семьи с самого ее зарождения, о чем свидетельствует и метрическая запись о заключении брака, и родственники-очевидцы.

Галина Петровна Москвитина[12], племянница отца Иоанна, рассказывала, что Крестьянкины и Москвитины жили рядом, буквально одной семьей, помогали друг другу, вместе переживали и радости, и скорби. Пока Галина росла, в доме Москвитиных частыми гостями были родная сестра отца Иоанна – Татьяна Михайловна Крестьянкина – и родной его брат Константин Михайлович со своей женой Еленой и сыном Игорем[13].

Михаил Дмитриевич Крестьянкин умер от туберкулеза 1 июня 1912 года[14], когда младшему сыну Ване не было и трех лет, так что отца батюшка не помнил. Елизавета Иларионовна осталась вдовой в 40 лет, практически без средств к существованию.

Отца батюшка не помнил. Елизавета Иларионовна осталась вдовой в 40 лет, практически без средств к существованию

Конечно, ей помогали родственники, особенно Иван Александрович Москвитин. Но у него была своя многочисленная семья – пятеро сыновей, и полностью содержать родственников, оставшихся без кормильца, он не мог.

Елизавета Иларионовна вынуждена была служить по найму на разных работах, чтобы сводить концы с концами. Уходя по делам, маме приходилось оставлять маленького Ваню одного, ведь старшие сыновья – Александр и Константин – уже сами работали, а дети помладше – Таня и Павел – учились в школе. Елизавета Иларионовна сажала маленького Ваню у окна и оставляла ему несколько десятков спичек, с поручением внимательно смотреть на улицу и каждый раз откладывать спичку, когда мимо проходил пешеход. Конечно, таким образом Елизавета Иларионовна хотела оградить сына от опасности, которой может подвергнуть себя ребенок, оставшийся без присмотра. Но ведь это упражнение воспитывало в мальчике терпение, смирение и способность сосредотачиваться, формировало определенный склад характера.

Отец Иоанн всегда с любовью вспоминал маленький деревянный домик в два окошка, где прошло его детство

Отец Иоанн всегда с любовью вспоминал маленький деревянный домик в два окошка, где прошло его детство. Тогда это был частный дом по улице Воскресенской. При советской власти дому был присвоен номер 55, а Воскресенскую переименовали в улицу Безбожников. В 1960-е годы она была вновь переименована: теперь ей дали имя первого космонавта – Юрия Гагарина, это название сохранилось до нашего времени. В поздние советские годы старые дома на нечетной стороне улицы, в том числе и дом Крестьянкиных, были снесены. На этом месте выросли многоэтажки. На противоположной стороне улицы историческая застройка частично сохранилась. По ней можно составить представление о том, какой была Воскресенская улица в годы батюшкиного детства.

Крестьянкины жили бедно, но открыто, любили принимать гостей. На все праздники в доме собирались родные и друзья

Крестьянкины жили бедно, но открыто, любили принимать гостей. На все праздники в доме собирались родные и друзья, Елизавета Иларионовна накрывала стол, была радушной хозяйкой, умела не только угощать, но и утешать людей. Провожая гостей, она, несмотря на собственную нужду, всем старалась дать с собой хоть какой-то гостинчик. Эти душевные качества отец Иоанн унаследовал от своей мамы, многие отмечали, что он относился к людям буквально с материнской заботой. Никогда никого отец Иоанн не отпускал от себя с пустыми руками, обязательно что-то дарил – или книжечку, или сладкий гостинец, а чаще – и то, и другое.

Похожи на маму были и брат отца Иоанна Константин, и сестра Татьяна. Про брата батюшка вспоминал, что, работая всю жизнь гримером в Орловском драматическом театре, казалось бы, в богемной среде, он оставался таким чистым, добрым и теплым человеком, что коллеги до самой старости называли его не иначе как Костенька.

Константин Михайлович Крестьянкин работает над гримом актрисы Е.Н. Лариной Константин Михайлович Крестьянкин работает над гримом актрисы Е.Н. Лариной В 1912-м году, когда умер их отец, Косте было 12. Он только что закончил церковно-приходскую школу и начал искать работу, чтобы помогать маме. Так Константин попал в подмастерья к гримеру Орловского драматического театра, о котором впоследствии вспоминал:

«Любить свое дело научил меня мой учитель, мой приемный отец и наставник – Жозеф Иосифович Рауль. Я у него буквально жил, воспитывался и учился».

После смерти учителя, в 1920-м году, Константин начал работать самостоятельно. За годы службы в театре он принял участие в создании более двух тысяч спектаклей. На гастроли в Орел приезжали многие знаменитости, и грим-уборная, в которой работал Константин Крестьянкин, постепенно заполнялась фотографиями с автографами, афишами с неизменными словами благодарности и пожеланиями творческих успехов «...дорогому Кось Михайловичу». А сам он в конце жизни писал:

«Сколько актеров прошло через мои руки! Говорят, когда человек оглядывается назад, в прошлое, значит, он стал стар. Я посмотрел назад, но старым себя не чувствую. Память о больших артистах наполняет меня бодростью для новых работ»[15].

Как это похоже на отца Иоанна, которого до самых преклонных лет невозможно было назвать «старым». Таков был и Константин Михайлович, который, несмотря на работу в театральной среде, всю жизнь сохранял веру в Бога.

А про Татьяну Михайловну Крестьянкину так вспоминает Алексей Борисович Ветвицкий, духовный сын отца Иоанна:

«Татьяна Михайловна была как ангелочек. Такая легкая по жизни, будто небесная птичка, добрая, приятная в общении. По духу они с батюшкой были очень близки, похожи. Татьяна Михайловна всегда при встрече старалась незаметно дать мне, мальчишке, денежку»[16].

Старший брат и крестный отца Иоанна – Александр Михайлович – рано женился на девушке по имени Антонина. У них было трое детей – Олег, Анастасия и Кира. Когда младшей дочери Кире было 9 лет, Антонина умерла. Александр Михайлович вырастил и вывел в люди всех детей, и все они имеют потомков. По линии его старшего сына Олега, который стал военным, родились внуки и правнуки, которые и по сей день носят фамилию Крестьянкины[17]. Сам Александр Михайлович умер в начале 1960-х годов, едва переступив порог 60-летия[18].

Последний ребенок в семье Крестьянкиных, Ваня, от рождения слабый и болезненный, в детстве часто и сильно болел. Жалея мать-вдову, родственники иногда вздыхали, что уж лучше бы он умер, все равно не жилец на этом свете. Но «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55, 8). Именно отцу Иоанну суждено было пережить всех своих родных и даже большинство двоюродных братьев и сестер и дожить до глубокой старости.

11 апреля 2025 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 708 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Вычислено по метрике: «28 августа 1898 г. родился Александр, крещен 30 августа; родители: орловский мещанин Михаил Дмитриевич Крестьянкин и законная жена его Елизавета Илларионовна». ГАОО, Ф. 101. Оп. 1. Д. 3178. Л. 282 об. – 283.

[2] ГАОО, Ф. 101. Оп. 2. Д. 4310. Л. 8 об. – 9. Орфография и пунктуация подлинника здесь и далее сохранена. (Примеч. сост.)

[3] ГАОО, Ф. 101. Оп. 2. Д. 4300. Л. 8 об. – 9.

[4] ГАОО, Ф. 101. Оп. 2. Д. 4303. Л. 1 об. – 2.

[5] ГАОО, Ф. 101. Оп. 2. Д. 4306. Л. 13 об. – 14.

[6] Ошибочно во всех изданиях указывается младенец Серафим мужского пола, на самом деле «24 июля 1896 года родилась Серафима, крещена 27 июля; родители орловский мещанин Михаил Дмитриевич Крестьянкин и законная жена его Елисавета Иларионова, оба православного вероисповедания». ГАОО, Ф. 101. Оп. 1. Д. 3178. Л. 161 об. – 162.

[7] «7 июля 1897 г. родилась Мария… 17 августа того же года Мария, 5 недель, умерла от слабости». ГАОО, Ф. 101. Оп. 1. Д. 3178. Л. 224 об. – 225, 259 об.

[8] «25 июня 1908 г. родился Сергей, крещен 27 июня». ГАОО, Ф. 101. Оп. 2. Д. 4308. Л. 16 об. – 17.

[9] ГАОО, Ф. 101. Оп. 1. Д. 3178. Л. 108 об. – 109.

[10] Дмитрий Крестьянкин, родной дед будущего архимандрита Иоанна, 8 ноября 1861 года венчался в Смоленском храме с орловской купеческой девицей Анной Петровной Немытовой. Анна Петровна Крестьянкина (в девичестве – Немытова) не дожила полутора лет до рождения младшего внука Иоанна. «11 сентября 1908 г. умерла орловская мещанка вдова Анна Петровна Крестьянкина, 64 лет, ‟от старости”. Похоронена 14 сентября на Крестительском кладбище». ГАОО, Ф. 101. Оп. 2. Д. 4308. Л. 64 об. – 65.

[11] Следственное дело № 3705 по обвинению Крестьянкина Ивана Михайловича. Л. 55.

[12] Ныне схимонахиня Анна в Свято-Введенском женском монастыре города Орла.

[13] Из беседы составителя со схимонахиней Анной (Москвитиной) 3 мая 2023 года.

[14] Дата смерти Михаила Дмитриевича Крестьянкина приводится по новому стилю, как сообщал отец Иоанн в автобиографии. В метрической книге дата приведена по старому стилю: «19 мая 1912 г. умер орловский мещанин Михаил Дмитриевич Крестьянкин в возрасте 49 лет. Причина смерти: чахотка. Похоронен 21 мая на Крестительском кладбище». ГАОО, Ф. 101. Оп. 2. Д. 4312. Л. 49 об. – 50.

[15] Тупейный художник Орловского театра Крестьянкин Константин Михайлович. Статья из журнала Союза театральных деятелей России «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 3–153/2012, Театральная шкатулка.

[16] Из беседы с составителем 5 апреля 2023 года.

[17] Сведения получены от потомков Александра Михайловича Крестьянкина – внучки Марины Сидоровой и внука Сергея Олеговича Крестьянкина.

[18] «28 августа 1898 г. родился Александр, крещен 30 августа; родители: орловский мещанин Михаил Дмитриевич Крестьянкин и законная жена его Елизавета Илларионовна, оба православного вероисповедания. Восприемники: орловский мещанин Ивана Дмитриевич Крестьянкин и орловская мещанка вдова Параскева Илларионовна Овчинникова». ГАОО, Ф. 101. Оп. 1. Д. 3178. Л. 282 об. – 283.

Комментарии
Иоанна_13 апреля 2025, 07:37
Елена О., Священное Писание повествует о том, что когда израильтяне переставали поклоняться Единому Богу и ставили на Его место других "богов", это всегда плохо кончалось для народа Израилева, и для вразумления ему посылались жестокие испытания. Аналогия с Россией ХХ века прямая. Если вы это имеете в виду - тогда я с вами согласна.
Андрей12 апреля 2025, 21:04
Уже получил от "Вольного странника" бумажную книгу, издана отлично, с интересом читаю. И вот вынужден поправить. В начале книги написано: 'В начале XX века Орел был крупным уездным городом'. Орел был не уездным городом, а губернским, центром губернии! Досадно.
иПавел12 апреля 2025, 16:01
Вчера начал читать книгу. Много труда вложено в нее. Тщательность и любовь к всероссийскому старцу. Да благословит Бог составительницу и всех соработников!
Елена О.12 апреля 2025, 12:03
Татьяне. Ну да, на Воскресенских улицах росли и безбожники и новомученики и исповедники российские. А на ленинских улицах - современные российские(и не только) православные и остальные граждане. Священное Писание примерно о том же повествует.
Татьяна 11 апреля 2025, 16:32
Спасибо! Очень радостно читать биографию Иоанна Крестьянкина. Интересно было прочитать о жизни людей в дореволюционной России и о жизни в СССР. Можно сказать анекдотичный случай, что улица на которой жил Иоанн Крестьянкин до революции называлась улицей Воскресенской, а при советской власти, до полёта Юрия Гагарина в космос, называлась улица Безбожников.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Памяти старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×