В издательстве «Вольный Странник» вышла биографическая книга об архимандрите Иоанне (Крестьянкине), основанная на документах и фактах.
Составление новой, исторически выверенной биографии одного из самых выдающихся русских старцев и духовников XX века было предпринято в связи с возможной канонизацией. Существует несколько биографических книг об отце Иоанне, той или иной степени достоверности, но в этой биографии предпринята попытка создать его объемный и максимально реалистичный образ, не искаженный особенностями субъективного восприятия автора, его эмоциями, интерпретациями, личными интересами.
«У этой книги нет автора, – написано в предисловии от издателей, – автор этой книги – сама жизнь. Все, что предложено вниманию читателя, – это доказанные факты и архивные документы, воспоминания только тех очевидцев, которые ‟видели своими глазами и потому свидетельствуют” (1 Ин. 1,1), а также письма, дневники и другие исторические источники».
Для создания такой биографии должно было пройти время. И время прошло: через год исполнится 20 лет со дня блаженной кончины отца Иоанна. А сегодня, 11 апреля 2025 года, старцу исполняется 115 лет.
В связи с этим малым юбилеем предлагаем вашему вниманию фрагмент из новой книги о раннем детстве отца Иоанна.
***
Орел. Общий вид из Городского сада. Фото начала XX века
Отец Иоанн родился в городе Орле 11 апреля 1910 года. В начале XX века Орел был крупным уездным городом. В нем работала своя электростанция, действовала телефонная связь, ходил трамвай, центральные улицы освещали электрические фонари.
Михаил Дмитриевич с первой женой Ваня был восьмым и последним ребенком в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Иларионовны Крестьянкиных. По социальному происхождению семья принадлежала к сословию мещан, то есть горожан, которые работали по найму. В то время это было самое многочисленное сословие в Орле.
Крестили младенца Иоанна в храме Святого пророка Божия Илии, который в народе называют Николо-Песковским. Крещение состоялось 13 апреля, 31 марта по старому стилю, в тот год это был канун Стояния Марии Египетской. Крестил мальчика отец Николай Азбукин, уважаемый в Орле священник. Крестной матерью стала Параскева Иларионовна Овчинникова, в девичестве Кошеверова, родная сестра мамы Елизаветы Иларионовны, а крестным отцом был старший брат младенца, первенец в семье – Александр Михайлович Крестьянкин, тогда двенадцатилетний подросток[1]. В приходской метрической книге записано:
«29 марта 1910 года родился Иоанн, крещен 31 марта; родители: орловский мещанин Михаил Дмитриевич Крестьянкин и законная жена его Елизавета Иларионовна, оба православные. Восприемники: орловский мещанин Александр Михайлович Крестьянкин и орловская мещанская вдова Параскева Иларионовна Овчинникова»[2].
Выписка из метрической книги о родившихся в 1910 г.
Ваня Крестьянкин. Орел, 1920 г. Через 2 года после рождения Вани его отец, Михаил Дмитриевич Крестьянкин, скончался в возрасте 52 лет. Мама, Елизавета Иларионовна, осталась вдовой с пятью детьми, старшему из которых было 14. Кроме четырнадцатилетнего Саши и двухлетнего Вани, в семье на тот момент росли Костя 12 лет: «15 мая 1900 г. родился, крещен 18 мая»[3], девятилетняя Таня: «12 января 1903 г. родилась, крещена 14 января»[4] и шестилетний Павел: «27 июня 1906 г. родился, крещен 1 июля»[5]. Еще трое детей – Серафима[6], Мария[7] и Сергей[8] – умерли в младенчестве.
Елизавета Иларионовна Крестьянкина, в девичестве Кошеверова, родилась в 1872-м году, вышла замуж в возрасте 20 лет за вдовца, который был почти на 12 лет старше. В метрической книге записано:
«18 сентября 1895 г. бракосочетались: жених – орловский мещанин Михаил Димитриев Крестьянкин, православный, вторым браком, 31 года; невеста – дочь отставного рядового из мещан города Орла девица Елисавета Иларионова Кошеверова, православная, 20 лет. Поручители: со стороны жениха – орловский купец Дмитрий Петрович Немытов и орловский мещанин Иван Александрович Москвитин; со стороны невесты – орловские мещане Павел Ильич Кошеверов и Николай Иларионович Кошеверов»[9].
В этом документе упоминается купец Дмитрий Петрович Немытов, происходивший из известного купеческого рода, который еще с конца XVIII века занимался в Орле торговлей мясом. Он был дядей Михаила Дмитриевича по матери[10].
«Отец мой, Крестьянкин Михаил Дмитриевич, – свидетельствовал впоследствии отец Иоанн, – происходящий из мещан города Орла, все время работал по найму у своего родного дяди Немытова Дмитрия Петровича, вначале в качестве заготовщика скота, т. к. Немытов являлся торговцем мясом, а затем у него же продавцом, или, как тогда называли, приказчиком. В 1912-м году отец умер. Мать – Крестьянкина Елизавета Иларионовна (девичья фамилия Кошеверова) – происходит из семьи мелкого торговца овощами»[11].
Елизавета Иларионовна Крестьянкина (1872-1936), мама Ивана В свидетельстве о браке Михаила и Елизаветы Крестьянкиных записан как свидетель еще один человек – Иван Александрович Москвитин, супруг родной сестры Михаила Дмитриевича – Екатерины. Дядя Иван впоследствии внесет большой вклад в воспитание Вани Крестьянкина. Иван Александрович был очень близким другом семьи с самого ее зарождения, о чем свидетельствует и метрическая запись о заключении брака, и родственники-очевидцы.
Галина Петровна Москвитина[12], племянница отца Иоанна, рассказывала, что Крестьянкины и Москвитины жили рядом, буквально одной семьей, помогали друг другу, вместе переживали и радости, и скорби. Пока Галина росла, в доме Москвитиных частыми гостями были родная сестра отца Иоанна – Татьяна Михайловна Крестьянкина – и родной его брат Константин Михайлович со своей женой Еленой и сыном Игорем[13].
Михаил Дмитриевич Крестьянкин умер от туберкулеза 1 июня 1912 года[14], когда младшему сыну Ване не было и трех лет, так что отца батюшка не помнил. Елизавета Иларионовна осталась вдовой в 40 лет, практически без средств к существованию.
Отца батюшка не помнил. Елизавета Иларионовна осталась вдовой в 40 лет, практически без средств к существованию
Конечно, ей помогали родственники, особенно Иван Александрович Москвитин. Но у него была своя многочисленная семья – пятеро сыновей, и полностью содержать родственников, оставшихся без кормильца, он не мог.
Елизавета Иларионовна вынуждена была служить по найму на разных работах, чтобы сводить концы с концами. Уходя по делам, маме приходилось оставлять маленького Ваню одного, ведь старшие сыновья – Александр и Константин – уже сами работали, а дети помладше – Таня и Павел – учились в школе. Елизавета Иларионовна сажала маленького Ваню у окна и оставляла ему несколько десятков спичек, с поручением внимательно смотреть на улицу и каждый раз откладывать спичку, когда мимо проходил пешеход. Конечно, таким образом Елизавета Иларионовна хотела оградить сына от опасности, которой может подвергнуть себя ребенок, оставшийся без присмотра. Но ведь это упражнение воспитывало в мальчике терпение, смирение и способность сосредотачиваться, формировало определенный склад характера.
Отец Иоанн всегда с любовью вспоминал маленький деревянный домик в два окошка, где прошло его детство
Отец Иоанн всегда с любовью вспоминал маленький деревянный домик в два окошка, где прошло его детство. Тогда это был частный дом по улице Воскресенской. При советской власти дому был присвоен номер 55, а Воскресенскую переименовали в улицу Безбожников. В 1960-е годы она была вновь переименована: теперь ей дали имя первого космонавта – Юрия Гагарина, это название сохранилось до нашего времени. В поздние советские годы старые дома на нечетной стороне улицы, в том числе и дом Крестьянкиных, были снесены. На этом месте выросли многоэтажки. На противоположной стороне улицы историческая застройка частично сохранилась. По ней можно составить представление о том, какой была Воскресенская улица в годы батюшкиного детства.
Крестьянкины жили бедно, но открыто, любили принимать гостей. На все праздники в доме собирались родные и друзья
Крестьянкины жили бедно, но открыто, любили принимать гостей. На все праздники в доме собирались родные и друзья, Елизавета Иларионовна накрывала стол, была радушной хозяйкой, умела не только угощать, но и утешать людей. Провожая гостей, она, несмотря на собственную нужду, всем старалась дать с собой хоть какой-то гостинчик. Эти душевные качества отец Иоанн унаследовал от своей мамы, многие отмечали, что он относился к людям буквально с материнской заботой. Никогда никого отец Иоанн не отпускал от себя с пустыми руками, обязательно что-то дарил – или книжечку, или сладкий гостинец, а чаще – и то, и другое.
Похожи на маму были и брат отца Иоанна Константин, и сестра Татьяна. Про брата батюшка вспоминал, что, работая всю жизнь гримером в Орловском драматическом театре, казалось бы, в богемной среде, он оставался таким чистым, добрым и теплым человеком, что коллеги до самой старости называли его не иначе как Костенька.
Константин Михайлович Крестьянкин работает над гримом актрисы Е.Н. Лариной В 1912-м году, когда умер их отец, Косте было 12. Он только что закончил церковно-приходскую школу и начал искать работу, чтобы помогать маме. Так Константин попал в подмастерья к гримеру Орловского драматического театра, о котором впоследствии вспоминал:
«Любить свое дело научил меня мой учитель, мой приемный отец и наставник – Жозеф Иосифович Рауль. Я у него буквально жил, воспитывался и учился».
После смерти учителя, в 1920-м году, Константин начал работать самостоятельно. За годы службы в театре он принял участие в создании более двух тысяч спектаклей. На гастроли в Орел приезжали многие знаменитости, и грим-уборная, в которой работал Константин Крестьянкин, постепенно заполнялась фотографиями с автографами, афишами с неизменными словами благодарности и пожеланиями творческих успехов «...дорогому Кось Михайловичу». А сам он в конце жизни писал:
«Сколько актеров прошло через мои руки! Говорят, когда человек оглядывается назад, в прошлое, значит, он стал стар. Я посмотрел назад, но старым себя не чувствую. Память о больших артистах наполняет меня бодростью для новых работ»[15].
Как это похоже на отца Иоанна, которого до самых преклонных лет невозможно было назвать «старым». Таков был и Константин Михайлович, который, несмотря на работу в театральной среде, всю жизнь сохранял веру в Бога.
А про Татьяну Михайловну Крестьянкину так вспоминает Алексей Борисович Ветвицкий, духовный сын отца Иоанна:
«Татьяна Михайловна была как ангелочек. Такая легкая по жизни, будто небесная птичка, добрая, приятная в общении. По духу они с батюшкой были очень близки, похожи. Татьяна Михайловна всегда при встрече старалась незаметно дать мне, мальчишке, денежку»[16].
Старший брат и крестный отца Иоанна – Александр Михайлович – рано женился на девушке по имени Антонина. У них было трое детей – Олег, Анастасия и Кира. Когда младшей дочери Кире было 9 лет, Антонина умерла. Александр Михайлович вырастил и вывел в люди всех детей, и все они имеют потомков. По линии его старшего сына Олега, который стал военным, родились внуки и правнуки, которые и по сей день носят фамилию Крестьянкины[17]. Сам Александр Михайлович умер в начале 1960-х годов, едва переступив порог 60-летия[18].
Последний ребенок в семье Крестьянкиных, Ваня, от рождения слабый и болезненный, в детстве часто и сильно болел. Жалея мать-вдову, родственники иногда вздыхали, что уж лучше бы он умер, все равно не жилец на этом свете. Но «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55, 8). Именно отцу Иоанну суждено было пережить всех своих родных и даже большинство двоюродных братьев и сестер и дожить до глубокой старости.