«Радость получат все»

Иерей Андрей Булгаков о секретах устроения приходской жизни

Колокольня Покровской церкви (из архива прихода) Колокольня Покровской церкви (из архива прихода) С наступлением теплых дней численность прихожан на богослужениях в городских храмах значительно снижается. Особенно заметно это в Москве, где даже в небольших старинных церквях, зимой с трудом вмещающих молящихся, вдруг становится просторно. Зато в летнее время наполняются храмы подмосковных поселков и сел. Благодаря дачной «миграции», внебогослужебная деятельность в них порой становится разнообразнее и насыщеннее. Однако есть сельские приходы, где культурная жизнь «бьет ключом» постоянно. Вновь прибывшие горожане органично вливаются в эту кипучую струю, одновременно обретая возможность участия в мероприятиях, которых, может быть, не видят у себя в столице. Именно так живет приход Покровской церкви подмосковного села Карпово Раменского района Московской области. Колокольня Покровского храма, заметная издали уже при подъезде к селу, возвышается над утопающими в зелени домами, служа визуальной доминантой местности. Сейчас трудно представить, что всего три десятилетия назад церковное здание лежало в руинах. Рассказывает настоятель храма священник Андрей Булгаков.

Иерей Андрей Булгаков Иерей Андрей Булгаков

– Храм был передан общине в 1990-х годах в руинированном состоянии. В советское время в церковном здании находился склад, где хранились селитра и аммиачные удобрения. Селитра – это такая мина замедленного действия, разрушительно действующая на кирпичную кладку стен. Она так их разъедала, что кирпич пальцем ткни – дырку сделаешь. Храм, точнее, то, что от него осталось, был по окна в земле, без кровли, без сводов и полов. Все пришлось восстанавливать. Этот труд выпал на долю предыдущих настоятелей, а продолжать довелось мне. Летом исполнится 8 лет, как я здесь служу. За это время выстроили дом причта, завершили оштукатуривание храмовых стен, был установлен иконостас в центральном приделе…

Храм, точнее, то, что от него осталось, был по окна в земле, без кровли, без сводов и полов

– Иконостас в вашем храме очень необычный – он каменный и одноярусный. Как так получилось?

– Наша Покровская церковь была возведена во второй половине XIX века в неорусском стиле. Конечно, тогда иконостас здесь действительно был деревянным. В этом легко убедиться: неподалеку, в соседнем районе, в с. Ашитково, есть храм Воскресения Господня, очень схожий с нашим, но отличающийся большими пропорциями. Его строил тот же архитектор, но чуть позже. Думаю, что из соседнего села жители приехали, полюбовались на нашу церковь и попросили построить такую же, но побольше. Иконостас Воскресенского храма – деревянный, милостью Божией, уцелел, несмотря на то, что в храме устроили зернохранилище. И наш иконостас, скорее всего, был подобен ему, проекты ведь типовые.

Когда меня назначили на этот приход, алтарь ограждала убогая перегородка из оргалита. Мне это очень не нравилось. Одним из прихожан нашего храма является Дмитрий Бабаев, руководитель компании КАМ, которая занималась обработкой камня. Он загорелся идеей сделать иконостас своими силами. Пригласил к нам Александра Солдатова, известного иконописца, искусствоведа, который раньше преподавал в Московской духовной академии. Солдатов все осмотрел и сказал, что здесь вполне подойдет невысокий иконостас в византийском стиле.

Иконостас Покровской церкви Иконостас Покровской церкви

Сначала я как-то не воспринял эту идею, но Дмитрий – очень волевой и целеустремленный человек, он настаивал на том, что нужно действовать. Мы с ним вместе долго размышляли, обсуждали эту идею, все выверяли. В общей сложности, лет пять готовились, если не больше. Думали, может, лучше пусть будет иконостас из дерева, а из камня сделать, допустим, киоты. В общем, были разные мысли, а потом потихонечку пришли к тому, что все-таки стоит рискнуть. Тем более что Дмитрий со своими мастерами стал выполнять заказы на изготовление каменных иконостасов в других храмах. Он убедился, что наш замысел, действительно, можно воплотить. Нашел архитектора, который смог бы реализовать эту идею, – им стал Георгий Яковлев.

Потом мы с Дмитрием привозили проект на утверждение к правящему архиерею – митрополиту Крутицкому и Коломенскому Павлу. Владыка благословил реализацию проекта. Это оказалась сложная работа, но пути назад уже не было. В нашем случае важно, что все создавалось нами, на приходе, – от идеи до воплощения, – все это нами пошагово переживалось и осмысливалось, а не так, как бывает: нам нужен иконостас, будем искать фирму-исполнителя, пусть делает, как знает…

Проектированием и изготовлением всех элементов конструкции занималась компания КАМ. Храм был перекрыт больше чем на полгода. Нам пришлось подготовить основание, фактически сделать фундамент под основанием иконостаса, потому что он очень тяжелый. Нужно было сделать кирпичную кладку – опорную стену. Потом уже мастера отделывали ее камнем. Мне кажется, эта одноярусная алтарная преграда из белого известняка и желтого мрамора с тонкой ажурной резьбой хорошо вписывается в интерьер. Иконы на ней, кстати, написаны в технике фрески – это роспись по сырой штукатурке. Сейчас завершаются работы по установке иконостаса в левом, Никольском приделе. К Николе Зимнему он уже должен был готов.

Внутренний вид Покровского храма (фото из архива прихода) Внутренний вид Покровского храма (фото из архива прихода)

– Как иконостас воспринимают прихожане? Это для них ведь тоже непривычно.

– Ну, кто же за красоту упрекнёт-то? Красоте радоваться надо. Мне кажется, он очень органично вошёл в храмовое пространство, наполняет его светом. И потом, мрамор инкрустирован полудрагоценными камнями, украшен флорентийской мозаикой. Когда включается паникадило, все это играет и переливается.

Мрамор инкрустирован полудрагоценными камнями, украшен флорентийской мозаикой. Когда включается паникадило, все это играет и переливается

Думаю, здесь ничего криминального мы не сделали, наоборот, – привнесли свое современное видение и свое понимание в храмовое пространство. Потом, когда сделаем роспись, – а я думаю, всё равно когда-нибудь такое счастье наступит, – у нас вообще будет очень всё здорово.

– На алтарных апсидах у вас тоже не писаные, а резные изображения?

– Да. Покров Пресвятой Богородицы, святитель Николай и святитель Алексий. На солнечном свету, может быть, барельефы не так явственно прочитываются, а вечером, когда включается подсветка, они очень хорошо видны. Это все делали мастера компании КАМ. Они же изготовили крест на усыпальницу за алтарем, где похоронен один из главных жертвователей – купец Семен Глазков. Поклонный крест белого мрамора у входа в храм – тоже их работа. Дело в том, что часть церковной территории до середины ⅩⅠⅩ века занимало кладбище, как это практиковалось почти повсеместно в сельских храмах. С середины ⅩⅠⅩ века новых захоронений почти не было: кладбище перенесли на окраину села. В советское время вокруг храма все надгробия разрушили. Мы поставили этот поклонный крест в память обо всех окрест погребенных. До сих пор при земляных работах периодически находим косточки и переносим их в особое место – «костницу» рядом с усыпальницей Глазкова.

Иерей Андрей Булгаков на фестивале «Ромашковое поле» Иерей Андрей Булгаков на фестивале «Ромашковое поле» – Как сейчас используется прихрамовое пространство Покровской церкви?

– У нас ежегодно проходит много разных мероприятий. Например, в июле ставший уже традиционным фестиваль «Ромашковое поле», приуроченный к Дню семьи, любви и верности. Сначала мы его проводили в день памяти преподобных Петра и Февронии Муромских. Но эта дата все-таки не совсем удобна для православного человека, поскольку приходится на Петров пост. Поэтому я дату фестиваля немного сместил – он проходит сразу после праздника в честь святых апостолов Петра и Павла. В этом году – 13 июля. На фестивале будут разные зоны: для детей, для подростков, для взрослых. Храмовая территория разделена на площадки, на этих площадках будут проводиться различные мастер-классы. Радость получат все: и самые маленькие, и люди в преклонных летах. Фестиваль у нас идет практически весь день, начинаясь после службы – и до вечера. Главной площадкой является сцена, которая задумана как миссионерская точка. На сцене непрерывно выступают разные коллективы из Москвы и Московской области, и не только. Сам концерт посвящён семье, но со сцены говорится о Христе, о Церкви, о добром и светлом, так необходимом для современного человека.

Фестиваль Ромашковое поле (из архива прихода) Фестиваль Ромашковое поле (из архива прихода)

– На фестивале выступают профессиональные музыканты?

– Да. Обязательно бывают, для нас важен уровень и качество выступлений. Изначально это был приходской праздник, но из года в год росло число участников и мероприятий, и, наконец, все это обрело форму фестиваля. У нас было желание сделать общий праздник, для всех людей, которые живут рядом. Те, кто бывают на этом мероприятии, всегда отмечают его особую теплую, душевную атмосферу. Официально сейчас в Карпово живет человек двести. Но окрестности села активно застраиваются дачными домиками. И на приходском фестивале может разово присутствовать несколько сот человек, а за день – до двух тысяч гостей. Для нас это серьезный вызов, как сейчас говорят, – всех принять на достойном уровне.

Участники фестиваля Ромашковое поле (фото из архива прихода) Участники фестиваля Ромашковое поле (фото из архива прихода)

– Насколько знаю, это не единственное просветительское мероприятие, которое проводит приход.

– Конечно. Каждую осень в престольный праздник у стен храма проходит Покровская ярмарка. Она проходила здесь и в XIX столетии, хотя, конечно, в гораздо больших масштабах. Ярмарка тоже сопровождается культурной программой. На праздник Сретения Господня, в феврале, проводятся балы. В марте силами учащихся воскресной школы ставится литературно-музыкальная композиция, посвященная новомученикам и исповедникам Церкви Русской. У нас в храме еще до революции около 5 лет служил о. Вениамин Фаминцев. Потом он был переведен в другой храм, а закончил жизнь мученически на Бутовском полигоне 14 марта 1938 года. Сейчас имя священномученика Вениамина включено в собор новомучеников Коломенских. В общем, жизнь у нас для села очень насыщенная.

Крестный ход с Иерусалимской иконой Божией Матери (фото из архива прихода) Крестный ход с Иерусалимской иконой Божией Матери (фото из архива прихода)

– Совсем скоро – в июне – у вас будет проходить крестный ход с Иерусалимской иконой Божией Матери, который тоже является ежегодным. С чем связана эта традиция?

– Традиция проносить по подмосковным селам икону Божией Матери связана с тем, что в Московской губернии еще в XIX веке ходили различные моровые поветрия. Это сейчас медицина на достаточно высоком уровне, а тогда, бывало, целые сёла вымирали. При очередной эпидемии святитель Филарет Московский благословил пронести по селам Московской губернии чтимый Иерусалимский образ Богородицы, который на тот момент находился в храме уездного города Бронницы.

Матерь Божья видимым образом помогала, болезнь отступала

И по сию пору во многих храмах Подмосковья, особенно на нашей Гжельской земле, имеется свой, особо почитаемый образ Матери Божией, именуемый Иерусалимской. О чем это говорит? О том, что Матерь Божья видимым образом помогала, болезнь отступала. Еще с того времени появилась практика так называемой передачи иконы от храма к храму для ее молитвенного почитания и прославления. Эта традиция сохранялась до 1930-х годов. Потом, благодаря безбожным властям, все это кануло в Лету, а в 1990-е годы было возрождено.

У нас есть такое понятие – «принять икону». Мы в Карпово принимаем икону от соседнего Георгиевского храма, который находится в селе Игнатьево. Приходим с крестным ходом, совершаем водосвятный молебен, и затем берем их большую красивую Иерусалимскую икону Божией Матери и также с крестным ходом несем к себе в Покровский храм. Там она у нас неделю стоит, и все это время перед ней ежедневно совершаются молебны. Приносим образ в близлежащие деревни, которые относятся к нашему приходу. Это делается по договоренности с местными жителями и по их просьбе, потому, что наши земляки хранят память о чудесном заступничестве Матери Божией. В деревнях люди собираются на молебен, потом мы проходим со святыней по улицам, кропим дома святой водой. И через неделю икону передаем обратно нашим побратимам в Игнатьево.

Поклонение Иерусалимской иконе Божией Матери (фото из архива прихода) Поклонение Иерусалимской иконе Божией Матери (фото из архива прихода)

Конечно, это не тот самый образ, который находился в Бронницах. Подлинная чудотворная святыня в настоящее время хранится в храме Великомученика Димитрия Солунского села Малахово Раменского района. Но икона из храма в Игнатьево – тоже непростая. Есть предположение, что риза на ней очень древняя, возможно, даже происходит из Кирилло-Белозерского монастыря. А сам образ – новый и был написан специально под этот оклад.

– Если кто-то захочет поучаствовать в крестном ходе, можно присоединиться?

– Конечно. Крестный ход и встреча иконы будет 12 июня, как раз в День России. Приезжайте, будем рады!

Смотри также
«Чудеса вокруг нас», или «Господь все управит» «Чудеса вокруг нас», или «Господь все управит»
Иерей Иоанн Милюшин
«Чудеса вокруг нас», или «Господь все управит» «Чудеса вокруг нас»,
или «Господь все управит»

Беседа с иереем Иоанном Милюшиным
Желаю каждому уверенности в Божией помощи. Ничего без Его участия не происходит.
Юрлово: первая архиерейская литургия в полуразрушенном храме Юрлово: первая архиерейская литургия в полуразрушенном храме
ФОТОРЕПОРТАЖ
Юрлово: первая архиерейская литургия в полуразрушенном храме Юрлово: первая архиерейская литургия в полуразрушенном храме
ФОТОРЕПОРТАЖ
Дмитрий Кирюхин
В 1950-60-х гг. ради строительства дороги власти взорвали алтарную часть, а трапезную и верхние ярусы колокольни разобрали на кирпич.
«От тюрьмы да от сумы…» «От тюрьмы да от сумы…»
Большие радости маленького сельского прихода
«От тюрьмы да от сумы…» «От тюрьмы да от сумы…»,
или Большие радости маленького сельского прихода

Татьяна Иванова
Это и правда странно звучит – «я поехала в тюрьму». Но везде люди. И везде надо быть человеком. Для меня это колоссальный опыт и подарок Божий.
Комментарии
Евгений 9 июня 2025, 16:30
Слава Богу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×