Эта история началась с того, что давняя петербуржская знакомая с восторгом рассказала об открывшейся неподалеку от ее дома станции метро «Горный институт», значительно облегчившей путь на работу. Рассматривая фотографии интерьеров новой станции, я обратила внимание на большие каменные панно, выполненные почти в монохромной гамме: на одной стене – вид на Большую Неву, где запечатлены морской порт, ледокол «Красин» и фасад здания Горного института, на другой – сложная, со множеством мелких деталей композиция по мотивам пейзажей Зауралья с их скалами, хвойными лесами и фауной. Удачно вписанный в эту композицию остов доисторического ящера, скрытый в недрах земли, вызывал ассоциации с древностью сибирских месторождений, одновременно побуждая каждого задуматься о том, что все мы, живущие ныне, являемся частью единого исторического процесса, реализации единого Замысла.
В день открытия станции возле этих каменных панно пассажиры много и охотно фотографировались. Оказалось, что ее убранство изготавливали в Подмосковье, на производстве большой компании «КАМ», которая является одним из лидеров камнеобработки в России и где, помимо сугубо светской продукции из камня, создают резные белокаменные храмовые иконостасы, а также иконы в технике флорентийской мозаики. Возглавляет это предприятие православный предприниматель Дмитрий Бабаев, который согласился рассказать о своей работе читателям портала Православие.Ru.
– Дмитрий, вы окончили Горный институт, который готовит горных инженеров. Как вы начали заниматься созданием храмового убранства?
– Трудовую деятельность я начинал с работы в школе учителем черчения. Отработал 5 лет, пока учился на вечернем отделении института. Помимо уроков, ходил с ребятами в походы в горы, создал школьный геологический клуб и музей. Когда заканчивал ВУЗ 3 десятилетия назад, возможностей для профессиональной реализации было немного. Изначально я занялся обработкой камней для отделочных работ. И вот, в апреле 2025 года исполнилось 25 лет компании, которая за четверть века своей жизни создала и завершила множество проектов, связанных с камнеобработкой, по всей нашей стране.
И когда стали поступать первые заказы для храмов, еще не вполне осознавал, насколько эта работа отличается от других. Тогда для меня было все едино – поставить колонны из мрамора в усадьбе, сделать убранство из камня в банном комплексе, в санузле, в общественном помещении или в храме. Просто разные объекты. Благоговейного трепета, осознания причастности к созиданию Дома Божия еще не было, хотя я с детства был крещен. Общаясь с православными священниками, естественным образом стал задумываться над мировоззренческими вопросами. Впервые сознательно причастился. Это произошло более 20 лет назад. После этого в моей жизни начались очевидные чудеса, и так продолжалось где-то на протяжении месяца. Тогда я ошибочно думал, что путь христианина – это взаимовыгодный обмен: я Ему что-то дам, Он – мне. Лишь со временем понял, что так не работает: с Богом нельзя торговаться. Как мне потом объяснил один батюшка: ты сделал шаг навстречу Богу, и Он дал тебе возможность почувствовать, что значит быть с Ним. Но всегда так не будет.
Интерьер станции метро «Горный институт», Санкт-Петербург
Когда я решил причаститься, в моей жизни был тяжелейший период, все рушилось, ничего не получалось. Моя любимая теща, которая жила с нами и очень переживала за эту ситуацию, нашла заметку в газете о том, что в Вологодской области есть мужской Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный преподобным Димитрием Прилуцким, и посоветовала туда съездить. Я поехал на машине, с семьей. Приехали, приложились к мощам, поставили свечи, даже на службе не были. Едем обратно. Дорога из Вологды в Москву проходит через Ярославль. Навигаторов тогда не было, только дорожные указатели и, в Ярославле, проскочив нужный поворот, я уехал в центр города. Время – около 6 вечера, весна, май. Вижу, на обочине двое подростков пристают к мужчине, по виду – обычному подвыпившему работяге лет 50. Нос ему разбили, что-то пытаются отобрать. Мимо люди ходят, но никто внимания не обращает. От этой несправедливости у меня внутри все вскипело, и, даже не думая – справлюсь ли с ними двоими, выскочил из машины. Подростки убежали. Пострадавшего мы посадили в машину на заднее сиденье, дали одноразовые салфетки, чтобы вытереть кровь, и решили довезти до его дома. Он пьяненький, веселый, несмотря на то, что мобильный телефон отобрали, стал благодарить, спрашивать – откуда мы, а узнав, что из подмосковного Лыткарино, сообщил, что у него там есть родня. Слово за слово, оказалось, что он – дальний родственник моей жены. Супруга знала о его существовании, но никогда лично с ним не встречалась.
Для меня это, безусловно, было чудом. С точки зрения теории вероятности, возможность такой встречи ничтожно мала. Но, как сказал мне потом один батюшка, это не только чудо, это была своего рода духовная проверка – способен ли ты что-то сделать для ближнего. Потом уже у меня появилась осознанная потребность помогать Церкви. В том самом храме города Воскресенска, где я в первый раз причастился, силами нашей компании соорудили крестильную мраморную купель. Хотелось показать все, на что мы способны, поэтому дизайн разработали сами. Работа была сложной, с применением ручной резьбы, инкрустации. В крестильне сделали мраморные полы, над самой купелью установили кованый крест. Правда, тогда, в силу отсутствия опыта, купель у нас получилась слишком глубокой, поэтому в эксплуатации не очень удобной – ее приходится долго заполнять.
Крестильная купель храма Воскресения Христова. Воскресенск, Московская область
– Знаю, что ваша компания выполняла очень необычный проект в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево…
– Да. До этого нам довелось работать во многих храмах, в том числе в скиту Данилова монастыря в селе Подмоклово, где мы делали мозаичные полы. Во время этой работы я познакомился с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным), а также замечательным архитектором Владимиром Козловым. У о. Мелхиседека была идея воссоздать в Покровской церкви самые главные места Святой Земли, чтобы люди могли увидеть их здесь, в Москве. Не у каждого же есть возможность поехать в Палестину. Он задумал создать этот символический комплекс «Икона Святой Земли» в нижнем храме в честь Архангела Михаила – верхний тогда еще только строился. В Архангельском храме мы облицовывали пол натуральным камнем в мозаичной технике «косматеско», зародившейся еще в средневековой Италии. Именно так украшен пол в Кафоликоне в храме Гроба Господня. Эти полы мы искусственно состаривали, стирали, чтобы казалось, что по ним веками походили тысячи ног паломников, как и в самом Иерусалиме.
Нижний храм во имя Архистратига Михаила церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. Комплекс «Икона Святой Земли». Москва
– Ваша компания делала для этого комплекса еще и каменный водонос – копию того самого подлинного сосуда времен Христа, который упоминается в рассказе евангелиста Иоанна о превращении воды в вино на браке в Кане Галилейской. Как он создавался?
Перед тем как взяться за эту работу, я попал в Иерусалим, съездил в Кану Галилейскую и сделал там фотографии водоноса, а также узнал его размеры
– Это вообще отдельная история. Перед тем как взяться за эту работу, я попал в Иерусалим, съездил в Кану Галилейскую и сделал там фотографии водоноса, а также узнал его размеры. Уже позже подумал, что теоретически можно было договориться этот сосуд отсканировать, чтобы вообще воссоздать его, прямо копию сделать. Фотографии передал художникам, разработавшим эскиз, который мы потом воплотили. Для нас было очень важно, чтобы поверхность водоноса имела неровности, шероховатости, выглядела максимально схожей с древним прообразом.
Комплекс «Икона Святой Земли» Покровской церкви в Ясенево. Копия каменного водоноса времен Христа С о. Мехиседеком было очень интересно работать. Помимо всего прочего, он еще и очень крутой управленец. Подумайте сами: такой храм построить! Как-то батюшка мне сказал, что ему было видение: когда Покровский храм достроит, его там не будет, настоятелем поставят кого-то другого. Он к этому очень спокойно отнесся, а я в тот момент не понял, почему, как-то за него обидно было. Сейчас уже осознаю, что главное – ни к чему в нашей земной жизни особенно не привязываться, точнее – не полагать своей привязанности во главу угла. Как только это произойдет, у нас это может быть отнято, будь то близкий человек, работа, деньги. Все мы только орудия Творца и должны исполнять Его волю.
– Как вы начали заниматься мозаичными иконами?
– У нас на производстве появился станок гидроабразивной резки, на котором делают детали для каменных панно, чаще всего это напольные розетки. Одно время они были очень востребованы в декоре помещений. Но я хотел делать что-то более сложное и интересное. Сначала придумал, как применять станок для изготовления мозаики космотеско, а потом решил попробовать создавать многофигурные сюжетные изображения. И уже потом появилась идея создавать иконы из цветного камня.
Икона вмч. Георгия Победоносца, выполненная в технике флорентийской мозаики За основу мы взяли технику флорентийской мозаики. Для ее создания используем разные виды камней, как поделочных, так и полудрагоценных. Первой иконой, которую мы сделали на заказ, стал образ Преподобного Сергея Радонежского. Потом создали иконы великомученика Георгия Победоносца, мученицы Татианы, святителя Спиридона Тримифунтского. О ней следует сказать особо – это копия образа, приобретенного мной на Корфу, в паломнической поездке к святителю Спиридону. Образ святителя Николая «с корабликом» мы воспроизвели в камне для Валаамского монастыря, точнее, для установки на причале в Сортавале, откуда отплывают монахи и трудники, направляясь в монастырь. Хотелось бы еще упомянуть икону, а точнее, картину с изображением преподобного Серафима Саровского. Я решил изготавливать ее сам, не имея конкретного заказа. Надеюсь увидеть эту работу установленной там, где подвизался преподобный Серафим: в Дивеево или в Сарове, например, возле его лесной келлии в Дальней пустыньке. Преимущество каменных икон – яркость красок, неповторимая фактура и уникальный рисунок камня, долговечность.
Икона блж. Прокопия Устюжского, выполненная в технике флорентийской мозаики – Вашими мастерами выполнена очень необычная икона блаженного Прокопия Устюжского. Как она создавалась?
– Процесс создания икон и иконостасов у нас вообще всегда непрост, с какими-то интересными поворотами, с историями. Явственно ощущаешь, что Господь ведет, и это очень здорово. В данном случае все началось с моего знакомства с проректором МГУ по международным отношениям Григорием Степановичем Соболевым, который оказался уроженцем Великого Устюга. Именно он впервые рассказал мне историю о праведном Прокопии и пригласил приехать в Великий Устюг. Это было в позапрошлом году. Оказавшись в Устюге, мы решили съездить на место, где в XIII веке выпал каменный град, по молитве блаженного Прокопия отведенный от города. Там, среди множества обломков, нашли большой камень в форме яйца. По составу это какая-то карбонатная порода, известняк. Я увез его с собой. Потом мы подняли отчеты научной экспедиции, которая исследовала место падения «каменной тучи», – так она именуется в житии святого Прокопия. Ученые предположили, что, возможно, в те времена были смерчи, и именно такой смерч принес каменный град, выпавший на реке в 20 километрах от Великого Устюга. Из найденного на реке камня мы нарезали округлые детали, которые вклеили на икону святого Прокопия как раз в той части, где перед стоящим на молитве блаженным изображено падение каменного града. Их можно потрогать руками.
Такой пример использования в художественных работах камня «со смыслом» не единичен. Например, когда мы делали панно для станции «Горной университет», то мишке в глаза вставили камень с острова Валаам. Глаза Юрия Гагарина, работу над портретом которого мы недавно закончили, представляют собой фрагменты настоящих метеоритов, 4,5 тысячи лет назад выпавших где-то в Южной Америке. Эти метеориты нам передали из музея землеведения МГУ.
Я всегда стараюсь подойти к решению задачи творчески, да и в целом наша работа заключается не только в техническом воплощении замыслов архитекторов-проектировщиков. В самом Санкт-Петербургском Горном университете мы принимали участие в реконструкции и оформлении зала имени Екатерины Великой, имя которой с этого года возвращено вузу. В частности, создали большую настенную карту Российской империи из поделочных камней: яшмы, нефрита, содалита. За основу был взят «Российской атлас, из 44 карт состоящий и на 42 наместничества империю разделяющий» 1792 года, созданный преподавателями Горного училища – предшественника университета. Помимо изготовления деталей карты и их монтажа, пришлось выполнить очень длительную подготовительную работу по изучению архивов атласов России конца XVIII века.
Зал Санкт-Петербургского Горного университета Императрицы Екатерины II
– Для современного бизнеса такой трудоемкий подход не слишком характерен. Наверняка можно было бы заработать те же самые деньги, занимаясь обычной отделкой зданий?
– Я ставлю перед собой цели не только коммерческие. Да, можно было и таким путем пойти: ничего личного, только деньги. И денег, наверное, сиюминутно было бы больше. Но в перспективе их будет больше именно с таким подходом. Душевность и качество всегда ставится во главу всех процессов в нашей компании.
Иконостас храма Свт. Макария, г. Томск – На вашем производстве создаются и иконостасы с киотами. Знаю, что один из них установлен в храме села Павловская Слобода Московской области.
– Иконостасы нашей работы стоят в храме Святителя Макария города Томска. Киоты – в храме Святителя Василия Великого в селе Зайцево Московской области. Сейчас мы занимаемся созданием иконостаса Покровской церкви села Карпово, это тоже Подмосковье. Все они одноярусные, кроме того, что установлен в Томске, и внешне напоминают раннехристианские алтарные преграды. Для такого иконостаса характерен минимализм, стиль икон также должен ему соответствовать.
Икона в белокаменном киоте. Храм Святителя Василия Великого. С.Зайцево, Московская область В Павловской Слободе по проекту архитектора Александра Соломатина нами был создан иконостас домовой церкви во имя Святых Царственных страстотерпцев. Он необычен тем, что профиль архивольта арки над царскими вратами имеет 7 лопаток, в которых помещены 7 камней каплевидной формы, по числу членов Царской семьи. В этой работе были использованы материалы из Греции и Египта, а также подмосковный известняк. Все они подбирались с особым смыслом самим настоятелем храма протоиереем Владиславом Провоторовым. Батюшка имеет классическое художественное образование, является древлехранителем Одинцовской и Красногорской епархии и очень творчески подошел к созданию храмового убранства.
– Каменные алтарные преграды не очень привычны современному прихожанину. В наших храмах традиционно больше в ходу высокие, многоярусные деревянные иконостасы с пышной барочной резьбой и обилием позолоты. Наверное, не все потенциальные заказчики разделяют ваши эстетические предпочтения?
– Это так. Убежден, что сейчас очень важно знакомить священнослужителей с многообразием вариантов храмового убранства, расширять их кругозор, чтобы церковные интерьеры не были однообразными.
Очень важно знакомить священнослужителей с многообразием вариантов храмового убранства, чтобы церковные интерьеры не были однообразными
Я мечтаю организовать семинар или выставку, которая бы объединила всех производителей, причастных к церковному зодчеству, к украшению церковных зданий: архитекторов, каменщиков, резчиков, иконописцев, литейщиков, работающих с разными материалами. Хорошо было бы, чтобы любой батюшка мог в одном месте получить профессиональные консультации обо всем, что касается строительства или ремонта храма. Такое мероприятие могло бы стать ежегодным и проходить на площадке какого-нибудь храма или монастыря. С одной стороны, мы просвещали бы священнослужителей, а с другой – как раз бы делали себе рекламу.
– Ваше производство высокотехнологично, от сотрудников требуется умение работать на сложных станках, между тем цеха находятся в небольшом подмосковном селе. Где вы берете кадры для работы?
– Как руководитель, свою задачу я вижу в том, чтобы по максимуму брать на работу местных жителей.
Как руководитель, свою задачу я вижу в том, чтобы брать на работу местных жителей. Убежден, надо рабочие места создавать там, где люди живут
Даже если это выпускники непрофильных учебных заведений, мы их сами всему учим. К тому же мы постоянно проводим экскурсии для школьников и студентов тех учебных заведений, что находятся в нашем городе. Помогаем им определиться с будущей профессией. Во-первых, это выгодно компании, а во-вторых, как человек, в свое время немало ежедневно поездивший на электричках из Подмосковья в столицу и обратно, понимаю, какое счастье жить и работать дома. Помню, в детстве мы пешком шли в школу, родители пешком ходили по городу, добирались на работу. Это же классно было. Убежден, надо рабочие места создавать там, где люди живут. Для любого современного бизнеса оборудование и производственные площади, безусловно, важны, но самое главное богатство – это люди. Без них ничего не было бы.