«Мы хотим показать разнообразие языков и наречий церковного искусства»

Дмитрий Трофимов о фестивале «Видеть и слышать»

С 27 октября по 4 ноября в Москве пройдет знаковое событие в культурной жизни столицы – фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать», где будут представлены лучшие современные произведения, отражающие двухтысячелетнюю традицию развития христианского искусства. Организатором и генеральным продюсером фестиваля является художественный руководитель мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов. Накануне фестиваля мы попросили его ответить на вопросы о творческом пути и задачах, которые художник ставит перед собой.

Дмитрий Трофимов, художественный руководитель мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов, художественный руководитель мастерской «Царьград» – «Все мы родом из детства». Где и как провели свое детство вы?

– Родился я в Москве, мое детство прошло в Замоскворечье. Мой прадед в восьмом поколении приехал в Москву из-под Подольска. Он был цветочником. Всей семьей они поселились в Замоскворечье, и все последующие поколения моих предков жили здесь, поэтому я чувствую особую привязанность к этим местам.

Мой папа с детства много рассказывал об истории нашей семьи. Но осмысление и сильное чувство сопричастности к роду пришло в более взрослом возрасте. Мой прадед пел в хоре храма Николая Чудотворца в Пыжах на Большой Ордынке, и я ходил в этот храм долгое время. Переулки у Третьяковской галереи – я там учился. Лаврушинский переулок, Денежный переулок – со всеми этими улицами я чувствовал родственную и очень приятную связь. Всю жизнь я прожил рядом с Донским монастырем – это место очень важно для меня: я родился в день празднования Донской иконы Божией Матери.

Я любил рассматривать барельефы в монастыре, в том числе и великого князя Дмитрия Донского, меня всё это завораживало и вдохновляло. С раннего детства я много про него читал. На своих первых рисунках в 3–4 года я рисовал всадника на коне с мечом. Когда научился писать, подписывал их – «Дмитрий Донской».

Крестился я сам в 19 лет в Оптиной пустыни и своим святым покровителем считал Дмитрия Донского. Как раз в то время его причислили к лику святых. Через некоторое время, когда я уже стал художником и расписывал храм, эти воспоминания вернулись ко мне, и круг времени замкнулся: я понял, что пишу своего святого.

Счастливый художник – тот, кто не может не рисовать, не творить

– Вы из семьи художников. Выбор профессии был очевиден, или всё же были поиски себя?

– У меня не только родители, но еще и бабушка – художник. Конечно, когда растешь в семье художников, нет других вариантов. Всё впитывалось с детства. Я очень много рисовал, учился в художественной школе, в институте. Наблюдал, как отец рисовал. Окружение, профессиональная среда, темы обсуждались такие, что выбор профессионального пути был естественным, и желание рисовать возникало само собой. Счастливый художник – тот, кто не может не рисовать, не творить. Этот путь я сам избрал и никогда не жалел об этом.

– Почему вы выбрали иконопись? Как поняли, что это ваш путь?

– С иконописью всё было не так просто. Раньше я не очень понимал красоту плоскостной живописи, которой является традиционная каноническая икона. До определенного возраста я был к ней равнодушен. Хотя дома были иконы, с детства я их рассматривал, и вся домашняя культура была пропитана церковной культурой.

Мой отец с 1950-х годов занимался спасением памятников архитектуры, в том числе храмовых памятников. Для него было личной трагедией, когда в стране происходило уничтожение старой культуры. Мы-то понимаем, что она была стержнем всего. Тем не менее именно приход в иконопись был непростой. Наверное, первым, кто повлиял на меня, был Николай Николаевич Третьяков. Это наш преподаватель теории композиции, он преподавал историю русского искусства, потрясающий человек. Я думаю, что в сердцах многих художников он до сих пор остается любимым и уважаемым учителем с большой буквы, потому что он многим открыл истины в искусстве.

Благодаря ему мне открылось, сначала умозрительно, на каком-то интеллектуальном уровне, понимание того, что иконопись – драгоценное искусство, строящееся по своим законам, которые определены целями и задачами. Потом я поехал на практику в Ростов Великий. На тот момент я уже поступил в монументальную мастерскую и поехал на практику копировать росписи. Поехать туда мне посоветовал Сергей Александрович Гавриляченко. С этого началось мое вхождение в церковное искусство.

Практику в Ростове вели Евгений Николаевич Максимов и Сергей Александрович Грелин. Это стало поворотным моментом в моей жизни. Я им обоим очень благодарен за профессиональное, практическое раскрытие тайн творчества художников, которые работали в Ростове в XVII веке. Мне открылся совершенно другой мир. Я испытал удивление красотой. Аристотель говорит, что одной из важнейших ступеней к постижению истины для человека является завороженность, восхищение, восторг. При том, что я посещал эти храмы, когда был на практике в школе, но остался тогда абсолютно равнодушен. То есть очень важно, чтобы рядом был учитель, который поведет тебя за собой, откроет свой личный опыт, покажет тебе эту красоту.

Поскольку учеба у художника заканчивается только с прекращением творчества, учусь я до сих пор

В Ростове я познакомился с Адольфом Николаевичем Овчинниковым, который тоже стал моим учителем с большой буквы и непосредственно обучил меня иконописи. У него я стажировался в реставрационном центре Грабаря в течение года. Он открыл мне богословские смыслы иконы. С этим багажом я пришел в профессиональную сферу, и поскольку учеба у художника заканчивается только с прекращением творчества, учусь я до сих пор.

– Чем современная иконопись отличается от иконописи прошлых столетий?

– Я не думаю, что есть какое-то кардинальное, принципиальное отличие подходов, техники. Есть ткань культуры, которая развивается, и каждая новая эпоха формирует свои языковые формы изобразительного искусства. Они, безусловно, определяются тем временем, в котором работает каждый художник, той культурой, цивилизацией, которая его окружает, духовным состоянием общества, в котором он живет, поэтому каждая эпоха церковного искусства неповторима.

Путь развития искусства неровен. В эпоху иконоборчества искусство подчинялось политическим процессам, которые были тогда в Византийской империи. Потом был комниновский стиль, который сменился палеологовским из-за смены династии. Позже катастрофа XIII века повлияла на весь христианский мир, не только на Византию. Потом был всплеск богословия исихазма. Он родился на выгоревшей почве отчаяния, которое пронизывало культуру и людей того времени, и возникло совершенно уникальное явление иконописи XIV века.

Но, несмотря на неровный путь, есть некий лейтмотив, сущностный центр, который пронизывает всё искусство, – это подлинность и точность отображения в образах смысла Священного Писания. Всё то, что не является точным, адекватным отображением смысла, церковью отклоняется, отметается, забывается.

– Для чего сегодня нужен фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать»?

– У нас в России в XX веке церковное искусство фактически перестало существовать на 70 лет как свободное творческое явление. После вакуума на протяжении последних 30 лет мы наблюдаем огромное многообразие, когда за основу берутся совершенно разные стилевые направления в культуре разных эпох. Мы смотрим на культуру словно на срез мрамора, где видны все слои. На сегодняшний день мы находимся в уникальном положении, в отличие от всех двадцати веков христианского искусства, потому что никогда еще художники не оперировали видением и знанием того, что делалось в предыдущей эпохе. Сегодня мы знаем искусство и Новгорода, и древней православной Европы, и христианского востока: Сирии, Палестины, Египта. Художник XII века не мог даже представить себе эту широту видения того, что происходило до него.

Мы находимся в уникальном положении, потому что никогда еще художники-иконописцы не оперировали видением того, что делалось в предыдущей эпохе

Разнообразие – один из важных факторов сегодняшней творческой реальности. Одна из задач фестиваля современного церковного искусства «Видеть и слышать» – показать разнообразие языков, наречий церковного искусства. С другой стороны, очень хотелось бы увидеть в этом разнообразии единство смыслов. Поэтому у нас в этом году фестиваль проходит под названием «Да будет всё едино». В лучших проявлениях современного церковного искусства мы видим единство смыслов Священного Писания.

Фестиваль «Видеть и слышать» – это продолжение диалога, который начался между художниками и церковной общественностью на площадке выставки «Монументальное искусство в Церкви». Она проходила в июне 2022 года и вызвала огромный интерес.

Как и выставка, наш фестиваль проходит при поддержке Московского союза художников и Российской академии художеств. Мы – его организаторы и участники – профессиональные художники, творческие люди, которые работают в смысловом пространстве Церкви. В процессе общения и взаимодействия с ктиторами, клириками, прихожанами – всеми лицами, которые вовлечены в процесс создания церковной культуры, возникают вопросы, ответить на которые призван фестиваль «Видеть и слышать».

Почему мы назвали его именно так? Для нас важными являются слова из Евангелия от Матфея:

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они, видя не видят и, слыша – не слышат, и не разумеют» (Мф. 13: 10−13).

Поэтому название нашего фестиваля – «Видеть и слышать».

На площадке фестиваля, помимо выставки, пройдут концерты семи лучших хоровых коллективов, которые исполняют духовную музыку. Мы организуем круглые столы, где будем обсуждать актуальные вопросы современного церковного искусства. Для гостей фестиваля будут работать экскурсионный отдел и лекторий, чтобы они смогли понять и разобраться в символическом языке церковного искусства. Пять известных художников проведут свои мастер-классы. Будут работать мастерские по росписи, мозаике, иконописи, каллиграфии, золочению. Пройдут творческие встречи и презентации книг. Будут показаны 19 фильмов о церковном искусстве прошлого и о современных художниках. Мы видим фестиваль как лабораторию, где будет формироваться среда людей и смыслов, объединенных православной культурой, и приглашаем всех желающих приобщиться к ней.

***

Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» пройдет в Московском Доме художника по адресу: Москва, Кузнецкий мост, 11. Время работы: с 12:00 до 21:00. Вход на все мероприятия фестиваля свободный.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Московского союза художников и Российской академии художеств.

Дмитрий Трофимов

19 октября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Какая правда должна быть в иконе? Какая правда должна быть в иконе?
Архим. Лука (Головков)
Какая правда должна быть в иконе? Какая правда должна быть в иконе?
Беседы об иконографии с архимандритом Лукой (Головковым)
Оксана Головко
Важно, чтобы в иконе присутствовала связь с первообразом и святой был узнаваем, но при этом надо показать человека, уже находящегося в Царствии Небесном.
Творчество прп. Андрея Рублева в контексте русского Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. Творчество прп. Андрея Рублева в контексте русского Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв.
Наталья Ложкина
Творчество прп. Андрея Рублева в контексте русского Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. Творчество преподобного Андрея Рублева в контексте русского Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв.
Наталья Александровна Ложкина
Преподобному Андрею Рублеву удалось воплотить средствами изобразительного искусства суть культурно-исторической миссии преподобного Сергея Радонежского.
Как рождаются художественные симфонии? Как рождаются художественные симфонии?
Дмитрий Трофимов
Как рождаются художественные симфонии? Как рождаются художественные симфонии?
Беседа с Дмитрием Трофимовым, продюсером выставки «Монументальное искусство в Церкви»
Язык православной культуры был сформирован так, чтобы можно было говорить на темы вечности, на темы тайны Царствия Божьего, говорить о Христе.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×