На огороде. Художник: А. А. Егоров
Если быть внимательным к себе, к своей жизни, то можно увидеть, как часто «сами собой» исполняются наши желания и мысли. Не успел подумать – на тебе на блюдечке. Или ходишь, чего-то хочешь, но или позволить себе не можешь, или не уверен, что тебе это надо именно сейчас. День, второй, третий, а потом раз – и на тебе. На самом деле это происходит не «само собой», просто Господь еще и еще раз показывает нам Свое присутствие рядом с нами.
Если быть внимательным к себе, то можно увидеть, как часто «сами собой» исполняются наши желания и мысли
Хочу рассказать о нескольких случаях, которые очень меня впечатлили. В этом году в прощеное воскресенье перед Великим постом очень захотелось пирожного. Я совсем не сладкоежка, а тут неожиданно сильно-сильно захотелось, чтобы с кремом, шоколадное. Предложила дочери пойти в кафе. Она как-то не среагировала, а мне стало неудобно, что я как маленькая, никогда не хотела, а тут… Хожу целый день и о пирожном мечтаю, уже и вечер, солнышко зашло, не до пирожного. После 20:00 иду убирать пиццерию (есть у меня подработка такая, два раза в неделю убираюсь там после закрытия). Прихожу, а Якуб, молодой поляк, хозяин пиццерии, протягивает мне коробку:
– Чи не хце пани тястечка? – открывает коробку.
А там пять пирожных «Тирамису», шоколадные и с кремом. И солнышко зашло, и новый день на пороге, но все-таки одно пирожное съела, ведь мне его Бог послал. А ведь не просила, а только очень хотела.
Второй случай произошел в маленьком женском монастыре, куда я неожиданно для самой себя заехала одним глазком поглядеть и задержалась там на полтора месяца. На паломнической кухне некому было работать, и матушка игумения попросила помочь.
Однажды в воскресенье приехало очень много паломников, около 300 человек. С каждого автобуса мне дали помощников, и закипела работа. Часам к четырем все разъехались, и у меня наконец-то появилась возможность присесть. Но вдруг закружилась голова, и я вспомнила, что даже воды сегодня не пила, некогда было. Надо покушать. А готового уже ничего нет. Ладно, открою баночку консервов и с хлебом поем. Протягиваю руку к банке, а в голове:
– Конечно, сама съешь целую банку рыбы, а ведь из нее можно 12 котлет сделать. Отдернула руку.
– Что я, не заслужила? Целый день как белка в колесе.
И опять протягиваю руку.
– И не стыдно, ведь сколько человек можно накормить?
Отдернула руку.
– Да ладно, тут еще четыре банки есть.
Несколько минут боролись совесть и здравый смысл. В конце концов пожарила себе пару яиц с помидорами, поела и уселась почитать.
Вдруг в открытую дверь тихонечко просунулась голова сестры Пелагеи:
– Ты одна? Вот принесла тебе покушать, паломники угостили, – и протягивает мне завернутый в фольгу гостинец. Разворачиваю, а там… запеченное филе карпа размером в две мои ладони. Ну что сказать. Дивны дела Твои, Господи.
Давно, еще на заре моего воцерковления, коллега организовала паломническую поездку студентов в Почаевскую лавру. Мне о-о-о-очень хотелось поехать, я еще никогда там не была, но как всегда куча проблем: маленькая дочь, нет денег, на огороде взошла картошка, срочно нужно ее посапать, иначе будет поздно. Последнее было наибольшей проблемой, потому что кроме меня в моей семье никто этого никогда не делал, это считалось исключительно моей работой. А так как один весенний день зиму кормит, сделать ее нужно было неотлагательно. В общем, никакой надежды поехать. И тут звонит коллега и говорит, что один из учителей, сопровождающих поездку, заболел, и некому его заменить. И я бросила все свои проблемы и поехала, буквально вскочила на подножку отправляющегося автобуса. Это была пятница. В воскресенье возвращаемся домой. Все эти три дня ни о картошке, ни о семье я не думала. Впечатлений было столько, что ни в голове, ни в сердце не вмещались. И когда мы уже изрядно отъехали от лавры, звоню своим. Трубку берет дочь.
Каждый раз убеждаюсь, что Господь и Матерь Божия слышат каждое мое слово, знают все мои желания
– Как вы, что делаете?
– Все ок, отдыхаем, только что с огорода пришли, картошку посапали.
Я прекрасно пойму читателя, который скажет: и что тут такого? Но для меня это было что-то невообразимое. Я должна была в пятницу вечером, субботу и воскресенье в позе буквы «зю» махать сапкой на огороде. И не факт, что справилась бы. А тут поехала, поклонилась Матери Божией, Ее чудотворной иконе, святым мощам Иова и Иосифа Почаевских, посетила неимоверно проникновенные службы, которые можно услышать и увидеть только в таких местах, окунулась в источник святой Анны…
Шесть дней работай – а седьмой посвяти Господу Богу твоему. Четвертая заповедь, данная Моисею самим Богом. И Господь тут как тут, отблагодарил.
С тех пор лавра стала для меня самым прекрасным местом, где можно черпать силы, жить и радоваться каждому прожитому дню. С тех пор я стала приезжать туда каждый год и по мере возможности проводить там не день и не два. И каждый раз убеждаться, что Господь и Матерь Божия всегда рядом, слышат каждое мое слово, знают все мои желания.