В сонме новомучеников Сербской Православной Церкви особое место занимают святые дети Ястребарские и Сисакские – тысячи невинных душ, принявших мученическую кончину в годы Второй мировой войны. Их подвиг стал свидетельством веры и мученичества целого народа, а их невинная кровь, пролитая в концлагерях Независимого государства Хорватия (НДХ), освятила землю, ставшую для них Голгофой. Ныне они предстоят пред Престолом Божиим, напоминая миру о торжестве правды и кротости Христовой даже в бездне человеческой жестокости.
Детские концентрационные лагеря на территории Независимого государства Хорватия
В апреле 1941 года, после оккупации Югославии, на части её территории было создано марионеточное Независимое государство Хорватия под властью усташей – фашистского режима Анте Павелича. С первых месяцев существования это государство на законодательном уровне узаконило репрессии против Православной Церкви и сербов. Так, уже в апреле был создан закон, регламентирующий создание народных судов в составе трех человек. Такие «тройки» могли выносить смертные приговоры всем заподозренным в государственной измене. 23 июля 1941 года был принят закон об обязательной регистрации сербов, затем сербы были ограничены в передвижениях. 3 мая 1941 года был принят закон о переходе из одной веры в другую, по которому законодательно было упразднено название Сербская православная вера (Церковь). В июне был введен языковой запрет на употребление кириллицы и закрыты все сербско-конфессиональные школы1. На территории НДХ было основано нескольких десятков концентрационных лагерей смерти, многие из которых имели в своих комплексах специальные отделения для детей (Стара Градишка, Ясеновац, Лобоград, Горня Риека). Часто детей насильно отрывали от матерей, чтобы поместить в отдельные лагеря. Сопротивление заканчивалось смертью обоих2. Одна девочка из выживших детей вспоминала благословение матери, которое помогло ей выжить:
«Передо мной были моменты разлуки с матерью и ее посланием: “Да защитит тебя Святая Петка”. Думаю, это был день нашей вечной разлуки…»3
Особенностью Ястребарского лагеря было то, что в его застенках не было взрослых, он был создан исключительно для детей
Особенностью Ястребарского лагеря было то, что в его застенках не было взрослых, он был создан исключительно для детей. Сисакский лагерь состоял из двух лагерей. В лагере Сисак II также находились только дети. За несколько месяцев существования этих лагерей (с июня по октябрь и с августа по декабрь 1942 года) в них погибло около двух тысяч детей.
Святая Церковь в своих песнопениях так восхваляет подвиг детей-страдальцев:
«Свободу пред Христом имуще, Ястребарстии великолепные мученики и Cисарстии убо поминаемые страдальцы, и во всей земли сей за веру пострадавшии почитания достойные младенцы, молитеся за нас, прославляющих память Вашу!»4
По своей жестокости массовый геноцид детей в Ястребарском и Сисакском лагерях может быть сравним лишь с первым массовым мученичеством за Христа, произошедшим в древней Иудее, когда в Вифлееме были оторваны от матерей и жестоко убиты 14 тысяч младенцев до двух лет. По мнению сербского историка Огнена Карановича, всего за время войны в лагерях было убито более 74 000 детей обоего пола в возрасте до 14 лет, преимущественно сербского православного происхождения5. Это самое большое по численности массовое детоубийство последнего времени, не считая аборты.
И как некогда Вифлеемские младенцы, принявшие смерть от меча Ирода, стали не только мучениками, но и ходатаями за всех детей, так и сербские отроки, прославленные Церковью, ныне предстоят пред Богом как защитники жизни и заступники за тех, чьи голоса не были услышаны на земле.
Ястребарский лагерь
Ястребарский лагерь носил официальное название «Приют для детей-беженцев». Одной из задач этого лагеря было собирать в нем детей из других лагерей и воспитывать их в усташском духе, по образцу янычаров. Детей разделяли на несколько категорий, более старших заставляли носить униформу с буквой U (усташи), учить историю, молиться по-католически. Отдел лагеря, предназначенный для заключения самых маленьких детей и младенцев, главным образом женского пола, находился в нижних помещениях замка дворянской семьи Эрдеди. Фактически самые ужасные зверства и жестокие убийства сербских детей произошли именно в этом отделении концентрационного лагеря. Этот отдел лагеря находился под надзором католических монахинь из конгрегации ордена Святого Винсента де Поля6.
Монахини, призванные следить за детьми, проявляли жестокость в обращении с ними, а некоторые выступали в роли мучителей невинных страдальцев. В загребской газете «Вјесник» № 24–26 от 26 декабря 1945 года читаем:
В Ястребарско «дети были обречены на верную смерть. Плохо одетые и слабые, они казались живыми тенями и скелетами. Подвергались самым различным пыткам и мучениям. Если кто-то из детей находил корку хлеба или “крал” яблоко, чаще всего его избивали до смерти. Те, кто пытался убежать, были убиты. Дети умирали…»
Дети содержались в невыносимых условиях: они спали на бетонном полу, лишённые еды, воды и элементарных санитарных удобств. Наказывая, их избивали прутьями, обмоченными в солёной воде, чтобы причинить страдальцам двойное мучение.
Сербская Церковь в своих многочисленных песнопениях, посвящённых святым, свидетельствует об их страданиях:
«Свирепая мучения терпяще, солью изморени, недуги посечени и живи во гробы ввержени, веры ради православныя, от неяже не отступисте, Ястребарстии и Сисакскии мученицы! Явистеся чисти и непорочни, плоды правды Христу принесше…»7.
Умиравших в лагере малолетних мучеников католическое духовенство не разрешало хоронить на кладбище, потому что они были детьми православных сербов, поэтому их хоронили в братских могилах на лугу за пределами кладбищ8. Одним из самых душераздирающих опубликованных документов о смерти невинных детей в Ястребарском лагере является записная книжка местного могильщика Франьо Иловара. По приказу руководства лагеря он хоронил мёртвых малышей и вёл об этом дневник, получая за свою работу деньги. Счета заверяла своей подписью католическая монахиня Гаудиенция, признанная впоследствии военным преступником. Записная книжка Франьо Иловара – самый печальный свидетель детских страданий в этом лагере усташей. На первой странице журнала написано, что за 22 июля 1942 года им было похоронено 107 детей. Тела детей, как утверждает гробовщик, были упакованы в коробки и ящики. Чтобы как можно больше поместилось в один ящик, ящики закрывали силой. Затем стоит счёт и справка: «Получено на счёт рытья могил 10 000 кун за сто штук захороненных детей». На следующем листе записка: «Счёт за захоронение – 243 штуки детей Ж и 150 М – 36 450 кун».
Сисакский лагерь
Второй Сисакский (Сисачский) лагерь имел официальное название «Проходной дом для беженцев». Доктор Велимир Дежелич, сотрудник Красного Креста Хорватии, свидетельствовал перед Комиссией по определению преступлений оккупантов и их помощников, что Сисакский лагерь был самым ужасным:
«Детей, отнятых у матерей, приводили в Приют, затем запирали в помещениях, заражённых пегим тифом и другими инфекционными болезнями. Их оставляли без пищи и воды, пока они не умирали»9.
Детей содержали в неотапливаемых помещениях, морили голодом, проводили над ними медицинские эксперименты
Детей содержали в неотапливаемых помещениях, морили голодом, проводили над ними медицинские эксперименты.
Результаты вскрытия невинных сисакских детей показали, что одной из причин смерти детей было отравление каустической содой, которую добавляли им в пищу10. Выжившая узница лагеря Смиля Тимша вспоминала, что детям мазали возле рта каким-то веществом, и они умирали от жажды11. По свидетельству Велимира Дежелича, надзиратель лагеря, врач Антун Наджер массово убивал православных детей отравленными инъекциями.
Церковное осмысление подвига детей-мучеников
В лагерях детей было запрещено называть по имени, на груди у каждого ребенка висели таблички с номерами. Однако имя Христово было написано у этих младенцев на их светлых душах.
«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих… Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7: 9, 14).
Святая Церковь причисляет в своих песнопениях страдальцев Ястребарских и Сисакских к мученикам, описанным в Апокалипсисе Иоанна Богослова:
«Между ними Церковь Христова в Духе виде многи мученики новы, Ястребарстии и Сисакстии светильницы, Агнца Божия прославиша и Ним прославлени быша»12.
Дети-мученики стали чествоваться сразу после окончания Второй мировой войны: на местах их гибели были воздвигнуты памятные мемориалы, было выпущено немало книг и воспоминаний выживших. Однако церковное осмысление их подвига началось значительно позже, во втором десятилетии ХХ века (2010-е годы), по преимуществу в областях, где располагались лагеря.
Движение за канонизацию детей-мучеников вызвало массовую негативную реакцию хорватского епископата и представителей Католической церкви, совершившей канонизацию бискупа Алоизие (Степинаца), духовного вдохновителя НДХ (Независимой Державы Хорватии), благословлявшего усташей на геноцид сербского населения.
Несмотря на попытки стереть следы трагедии, Церковь взяла на себя миссию восстановить историческую справедливость. Под руководством епископа Герасима (Поповича) Горнокарловацкая епархия провела кропотливую работу, был собран большой исторический материал «о ужасных и беспрецедентных пытках невинных детей в лагере Ястребарско»13. Священный Архиерейский Собор Сербской Церкви 23 мая 2022 года принял решение:
«На основании предания Православной Церкви и в соответствии со статьей 69 пункт 8 Конституции Сербской Православной Церкви причислить детей-мучеников Ястребарских и Сисакских к лику святых»14.
Святые дети не произносили проповедей и не могли открыто исповедовать веру, но их мученичество стало молчаливой проповедью Христа
Духовный подвиг святых получил и литургическое воплощение: днем церковного поминовения святых была выбрана дата 30 июня (13 июля по н. ст.), а также была составлена служба «святым мученикам – детям Ястребарским и Сисакским», а в 2023 году их память была включена в месяцеслов Русской Православной Церкви15.
Святые дети не произносили проповедей и не могли открыто исповедовать веру, но их мученичество стало молчаливой проповедью Христа. Они, как агнцы, ведомые на заклание, повторили путь Спасителя, приняв муки без злобы и сопротивления. Их слёзы, слившиеся с росой полей Ястребарско и Сисака, стали живой водой, напоившей иссохшую землю сербского народа.