Икона Житомислических мучеников В августе 2023 года Священный синод Русской Православной Церкви включил в месяцеслов имена святых, прославленных в мае 2023 года Сербской Православной Церковью, – святых мучеников Житомисличских – игумена старинного сербского монастыря Житомислич (Захумско-Герцеговинская епархия) Константина (Вучуревича, 1908–1941 г.), насельников обители иеромонахов Досифея (Вукичевича, 1915–1941 г.) и Макария (Пеяк, 1915–1941 г.), послушника Младена Шарен (1922–1941 г.), секретаря епархиального суда протодиакона Владимира Чейовича (1904–1941 г.), выпускников семинарии Марко Продановича († 1941 г.) и Бранко Билановича (1920–1941 г.). История их исповедничества – одна из важнейших страниц многотомной книги мученичества братского нам православного сербского народа.
После создания в 1941-м году Независимого государства Хорватия на захваченных территориях начался массовый геноцид православных сербов, составлявших примерно треть от населения страны. Новые власти приняли ряд законов, дискриминационных по отношению к представителям других национальностей. 17 апреля утверждается закон «О защите народа и государства», 25 апреля – «О запрещении кириллицы», 30 апреля – «О защите арийской крови и чести хорватского народа» и «О расовой принадлежности» и т.д. Сербам предписывалось носить повязки с буквой «П», что означало «Православный».
«Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных превратим в хорватов»
В день нападения фашистской Германии на СССР, 22 июня 1941 года, в Госпиче министр по делам религии и образования Независимого государства Хорватия Миле Будак произнес речь, где предельно ясно высказался о том, что ждет православных сербов в новом государстве. Он сказал:
«Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведём в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом, скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них».
Затем он добавил:
«Для сербов, евреев и цыган у нас найдется три миллиона пуль».
26 июня часть его речи была опубликована газетой «Hrvatski List».
Началось массовое обращение сербов в католичество. Священники в сопровождении вооруженных отрядов усташей ездили по городам и селам Краины и Боснии и Герцеговины и обращали сербов в свою веру. Английский историк Ричард Уэст в одной из своих книг ссылается на текст боснийской газеты, в которой говорилось об обращении в католичество 70 тысяч сербов в диоцезе Баня-Лука.
Только за 6 недель 1941 года усташи убили троих православных епископов и 180 тысяч сербов
Летом 1941 усташи начали полномасштабную реализацию плана по систематическому уничтожению сербского народа. Вырезались целые села, хорватские нацисты не щадили никого. Людей расстреливали, сжигали, бросали с обрывов и скал, закапывали живыми. Огромное количество трупов бросали в воды Дрины, Дравы и Саввы, чтобы они достигли Сербии. К некоторым прикреплялись таблички с надписями вроде «Паспорт для Белграда», «Уважаемый для Сербии», «В Белград, королю Петру». Только за 6 недель 1941 года усташи убили троих православных епископов и 180 тысяч сербов. По данным официальной статистики, примерно столько же человек бежало в Сербию. Именно сербы составили подавляющее большинство жертв усташского режима.
По всей Независимой державе Хорватской под названием «Лагеря интернирования и работ» стали создаваться концентрационные лагеря, всего их было создано 22. Наиболее известным «лагерем смерти» Независимой державы Хорватской был Ясеновац, созданный в мае 1941 года. Это был целый комплекс, состоящий из нескольких секторов: для сербов, евреев, хорватов – противников усташей и цыган. Людей в нем убивали каждый день. В январе-феврале 1942 года в Ясеноваце запустили две кремационные печи, спроектированные усташским полковником Хинко Пичилли. За 3 месяца их работы было кремировано 15000 тел. До декабря 1941 года все дети оставались вместе со своими семьями, затем 400 из них поселили в отдельный барак, а после этого убили.
Периодически в лагере устраивались «соревнования» на ловкость между палачами
Периодически в лагере устраивались «соревнования» на ловкость между палачами. Победителем этих соревнований был Петар Брзица, студент францисканского колледжа в Широки Бриег и член братства Крестоносцев. Ночью 29 августа 1942 года он убил 1300 человек. В течении зимы 1944–1945 гг. ритм казней ускорился. В марте-апреле 15000 новых узников были уничтожены сразу по прибытии в Ясеновац. В конце месяца лагерь был ликвидирован. Точное число убитых в нем неизвестно до сих пор. Всего в лагерях смерти были убиты и замучены сотни тысяч мужчин, женщин и детей.
До сих пор неизвестны точные цифры жертв усташского геноцида православных сербов. Очевидец массовых репрессий сербов в Независимом государстве Хорватии – немецкий дипломат Герман Нойбахер – писал:
«Когда главные усташи утверждают, что убили один миллион православных сербов (в том числе младенцев, детей, женщин и стариков), по моему мнению, это преувеличение. На основе документов, которые я получил, оцениваю, что убито 750 тысяч беззащитных людей».
***
Житомислич …Арестованных насельников Житомисличского монастыря привезли в местную комендатуру. Фашисты-усташи требовали от монахов только одного – чтобы они отреклись от Православной веры. 26 июня 1941 года, после истязаний и пыток, видя их непреклонность, палачи отвезли мучеников к пропасти Видонья, которая находится над Билетич-полем, сбросили в пропасть и забросали камнями.
На момент мученической кончины настоятелю монастыря отцу Константину исполнилось 33 года. Арестованному вместе с ним послушнику было всего 18 лет. Протодиакону Владимиру Чейовичу, который не был насельником монастыря, а приехал из охваченной войной Черногории, предложили уйти, но он отказался покидать своих братьев-монахов.
Настоятель монастыря Житомислич игумен Дaнилo (Пaвлoвич) сказал о мучениках:
«Столь молодые, они ни для кого не представляли угрозы, жили в мире со своими соседями. Однако жизнь свою закончили так, как и большинство наших людей из долины Неретвы и других мест на территории Независимого государства Хорватия, где проживали православные сербы».
Иконостас монастырского храма. Слева мощи святых мучеников Житомислических
По его словам, митрополит Владислав пытался достойно похоронить мучеников еще в 1960-х годах, однако коммунистические власти этого не позволили. Лишь в 1991-м году тела мучеников были подняты из ямы и похоронены в гробнице над монастырским храмом. Однако во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992-м году монастырь был разрушен, а новые мучители бросили в гробницу взрывчатку. На сегодня сохранилась лишь часть святых мощей, которые положены в ковчег и хранятся в храме перед алтарем.
В 2005-м году они были провозглашены мучениками за то, что их святые тела погибли дважды, с тех пор братия чтит их, молится им и поет славу на каждой литургии. По словам настоятеля, на протяжении веков монастырь Житомислич и его братия всегда разделяли судьбу своего народа. Есть записи османских времен, свидетельствующие, что монашеской братии было тяжело переносить турецкий гнет, но писатели-путешественники, гости монастыря, всегда удивлялись тому, как он выглядел в те тяжелые времена, как монахи старались сохранить свою обитель. Она была школой грамотности для сербских детей, поддерживала крепкие связи со Святой Горой Афон и с Россией.
Ковчег с мощами Житомислических мучеников
«Монастырь Житомислич всегда был маяком для нашего народа и разделил судьбу народа. Он был совершенно разграблен и заброшен во время двух последних войн, однако всегда так или иначе обновлялся и оставался свидетельствовать народам, живущим по соседству, об истинной православной вере, вере доверия, вере христианской и евангельской», – сказал игумен Данило.
Когда читаешь историю Житомисличских мучеников, на ум приходят слова сербского Патриарха Павла:
«Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».