Житомисличские мученики

Икона Житомислических мучеников Икона Житомислических мучеников В августе 2023 года Священный синод Русской Православной Церкви включил в месяцеслов имена святых, прославленных в мае 2023 года Сербской Православной Церковью, – святых мучеников Житомисличских – игумена старинного сербского монастыря Житомислич (Захумско-Герцеговинская епархия) Константина (Вучуревича, 1908–1941 г.), насельников обители иеромонахов Досифея (Вукичевича, 1915–1941 г.) и Макария (Пеяк, 1915–1941 г.), послушника Младена Шарен (1922–1941 г.), секретаря епархиального суда протодиакона Владимира Чейовича (1904–1941 г.), выпускников семинарии Марко Продановича († 1941 г.) и Бранко Билановича (1920–1941 г.). История их исповедничества – одна из важнейших страниц многотомной книги мученичества братского нам православного сербского народа.

После создания в 1941-м году Независимого государства Хорватия на захваченных территориях начался массовый геноцид православных сербов, составлявших примерно треть от населения страны. Новые власти приняли ряд законов, дискриминационных по отношению к представителям других национальностей. 17 апреля утверждается закон «О защите народа и государства», 25 апреля – «О запрещении кириллицы», 30 апреля – «О защите арийской крови и чести хорватского народа» и «О расовой принадлежности» и т.д. Сербам предписывалось носить повязки с буквой «П», что означало «Православный».

«Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных превратим в хорватов»

В день нападения фашистской Германии на СССР, 22 июня 1941 года, в Госпиче министр по делам религии и образования Независимого государства Хорватия Миле Будак произнес речь, где предельно ясно высказался о том, что ждет православных сербов в новом государстве. Он сказал:

«Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведём в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом, скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них».

Затем он добавил:

«Для сербов, евреев и цыган у нас найдется три миллиона пуль».

26 июня часть его речи была опубликована газетой «Hrvatski List».

Началось массовое обращение сербов в католичество. Священники в сопровождении вооруженных отрядов усташей ездили по городам и селам Краины и Боснии и Герцеговины и обращали сербов в свою веру. Английский историк Ричард Уэст в одной из своих книг ссылается на текст боснийской газеты, в которой говорилось об обращении в католичество 70 тысяч сербов в диоцезе Баня-Лука.

Только за 6 недель 1941 года усташи убили троих православных епископов и 180 тысяч сербов

Летом 1941 усташи начали полномасштабную реализацию плана по систематическому уничтожению сербского народа. Вырезались целые села, хорватские нацисты не щадили никого. Людей расстреливали, сжигали, бросали с обрывов и скал, закапывали живыми. Огромное количество трупов бросали в воды Дрины, Дравы и Саввы, чтобы они достигли Сербии. К некоторым прикреплялись таблички с надписями вроде «Паспорт для Белграда», «Уважаемый для Сербии», «В Белград, королю Петру». Только за 6 недель 1941 года усташи убили троих православных епископов и 180 тысяч сербов. По данным официальной статистики, примерно столько же человек бежало в Сербию. Именно сербы составили подавляющее большинство жертв усташского режима.

По всей Независимой державе Хорватской под названием «Лагеря интернирования и работ» стали создаваться концентрационные лагеря, всего их было создано 22. Наиболее известным «лагерем смерти» Независимой державы Хорватской был Ясеновац, созданный в мае 1941 года. Это был целый комплекс, состоящий из нескольких секторов: для сербов, евреев, хорватов – противников усташей и цыган. Людей в нем убивали каждый день. В январе-феврале 1942 года в Ясеноваце запустили две кремационные печи, спроектированные усташским полковником Хинко Пичилли. За 3 месяца их работы было кремировано 15000 тел. До декабря 1941 года все дети оставались вместе со своими семьями, затем 400 из них поселили в отдельный барак, а после этого убили.

Периодически в лагере устраивались «соревнования» на ловкость между палачами

Периодически в лагере устраивались «соревнования» на ловкость между палачами. Победителем этих соревнований был Петар Брзица, студент францисканского колледжа в Широки Бриег и член братства Крестоносцев. Ночью 29 августа 1942 года он убил 1300 человек. В течении зимы 1944–1945 гг. ритм казней ускорился. В марте-апреле 15000 новых узников были уничтожены сразу по прибытии в Ясеновац. В конце месяца лагерь был ликвидирован. Точное число убитых в нем неизвестно до сих пор. Всего в лагерях смерти были убиты и замучены сотни тысяч мужчин, женщин и детей.

До сих пор неизвестны точные цифры жертв усташского геноцида православных сербов. Очевидец массовых репрессий сербов в Независимом государстве Хорватии – немецкий дипломат Герман Нойбахер – писал:

«Когда главные усташи утверждают, что убили один миллион православных сербов (в том числе младенцев, детей, женщин и стариков), по моему мнению, это преувеличение. На основе документов, которые я получил, оцениваю, что убито 750 тысяч беззащитных людей».

***

Житомислич Житомислич …Арестованных насельников Житомисличского монастыря привезли в местную комендатуру. Фашисты-усташи требовали от монахов только одного – чтобы они отреклись от Православной веры. 26 июня 1941 года, после истязаний и пыток, видя их непреклонность, палачи отвезли мучеников к пропасти Видонья, которая находится над Билетич-полем, сбросили в пропасть и забросали камнями.

На момент мученической кончины настоятелю монастыря отцу Константину исполнилось 33 года. Арестованному вместе с ним послушнику было всего 18 лет. Протодиакону Владимиру Чейовичу, который не был насельником монастыря, а приехал из охваченной войной Черногории, предложили уйти, но он отказался покидать своих братьев-монахов.

Настоятель монастыря Житомислич игумен Дaнилo (Пaвлoвич) сказал о мучениках:

«Столь молодые, они ни для кого не представляли угрозы, жили в мире со своими соседями. Однако жизнь свою закончили так, как и большинство наших людей из долины Неретвы и других мест на территории Независимого государства Хорватия, где проживали православные сербы».

Иконостас монастырского храма. Слева мощи святых мучеников Житомислических Иконостас монастырского храма. Слева мощи святых мучеников Житомислических

По его словам, митрополит Владислав пытался достойно похоронить мучеников еще в 1960-х годах, однако коммунистические власти этого не позволили. Лишь в 1991-м году тела мучеников были подняты из ямы и похоронены в гробнице над монастырским храмом. Однако во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992-м году монастырь был разрушен, а новые мучители бросили в гробницу взрывчатку. На сегодня сохранилась лишь часть святых мощей, которые положены в ковчег и хранятся в храме перед алтарем.

В 2005-м году они были провозглашены мучениками за то, что их святые тела погибли дважды, с тех пор братия чтит их, молится им и поет славу на каждой литургии. По словам настоятеля, на протяжении веков монастырь Житомислич и его братия всегда разделяли судьбу своего народа. Есть записи османских времен, свидетельствующие, что монашеской братии было тяжело переносить турецкий гнет, но писатели-путешественники, гости монастыря, всегда удивлялись тому, как он выглядел в те тяжелые времена, как монахи старались сохранить свою обитель. Она была школой грамотности для сербских детей, поддерживала крепкие связи со Святой Горой Афон и с Россией.

Ковчег с мощами Житомислических мучеников Ковчег с мощами Житомислических мучеников

«Монастырь Житомислич всегда был маяком для нашего народа и разделил судьбу народа. Он был совершенно разграблен и заброшен во время двух последних войн, однако всегда так или иначе обновлялся и оставался свидетельствовать народам, живущим по соседству, об истинной православной вере, вере доверия, вере христианской и евангельской», – сказал игумен Данило.

Когда читаешь историю Житомисличских мучеников, на ум приходят слова сербского Патриарха Павла:

«Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».

    Список используемых источников и литературы:

    Смотри также
    Добродетельный зодчий и мученик Христов Добродетельный зодчий и мученик Христов
    Иером. Игнатий Шестаков
    Добродетельный зодчий и мученик Христов Добродетельный зодчий и мученик Христов
    О сщмч. Петре, митрополите Дабро-Боснийском
    Иеромонах Игнатий (Шестаков)
    Многострадальная земля сербской Боснии и Герцеговины на протяжении своей истории не раз обагрялась кровью мучеников за Христа.
    Новомученик Василий, пекарь из Печа Новомученик Василий, пекарь из Печа
    Иером. Игнатий (Шестаков)
    Новомученик Василий, пекарь из Печа Новомученик Василий, пекарь из Печа
    Иеромонах Игнатий (Шестаков)
    Святой Василий, как человек глубоко укорененный в отеческой вере, не мог мириться с таким беззаконием, а тем более с тем, что его дочь могли обратить в ислам.
    «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!» «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!»
    Памяти сщмч. Саввы Трлаича, епископа Горнокарловацкого
    «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!» «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!»
    Памяти свщмч. Саввы Трлаича, епископа Горнокарловацкого
    Иеромонах Игнатий (Шестаков)
    Во время пыток усташи заводили граммофон, из которого раздавалось песнопение «Елицы во Христа крестистеся – во Христа облекостеся».
    Комментарии
    Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
    Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
    Ваше имя:
    Ваш email:
    Введите число, напечатанное на картинке

    Осталось символов: 700

    Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

    Рассылка выходит два раза в неделю:

    • Православный календарь на каждый день.
    • Новые книги издательства «Вольный странник».
    • Анонсы предстоящих мероприятий.
    ×